02.04.2020 – Последние дни в коридорах Кабмина тишина и полное отсутствие суеты. Разительное отличие по сравнению с докарантинными временами. На входе привычно дежурит охранник, у которого работы намного меньше, чем обычно. Разве что традиционная проверка документов у одиночных посетителей теперь сопровождается еще и измерением температуры.
Встретить кого-то в правительственных коридорах тоже странность – 60% персонала секретариата Кабмина сейчас работают удаленно.
Новое правительство было назначено 4 марта, а уже через неделю на него навалился неожиданный кризис, был объявлен карантинный режим из-за распространения коронавируса COVID-19.
Еще через две недели была введена чрезвычайная ситуация по всей Украине. Вопрос чрезвычайного положения, который предусматривает более жесткий режим и ограничения, пока что на повестке дня не стоит. В правительстве уверяют, что нынешних мер достаточно.
«Главком» встретился с министром Кабинета министров Олегом Немчиновым, чтобы выяснить, как новая команда противостоит распространению эпидемии и минимизирует экономические потери. Также говорили об условиях, в которых приходится работать новым министрам, о разделении министерств и о профессионализме новой правительственной команды.
Премьер сказал, что пока потребности во введении чрезвычайного положения нет. Правительство ввело режим чрезвычайной ситуации по всей стране сроком на 30 дней. При каких обстоятельствах вопрос введения чрезвычайного положения может быть актуальным, и что это будет означать?
Например, мы недавно на заседании Кабинета министров обсуждали вопрос реализации конфискованного имущества – в частности масок, медицинских халатов и медицинского оборудования. Сейчас мы это можем делать исключительно по решению суда. Если же будет, не дай Бог, другой уровень заболеваемости и соответственно будет введен режим чрезвычайного положения, в интересах государства — все это можно будет конфисковать. Но с полной оплатой.
В законе это четко прописано. Возможны и другие случаи – например, использование гостиничных или санитарно-курортных комплексов для размещения больных. Но реально механизмов чрезвычайной ситуации пока что хватает для того, чтобы эффективно бороться с вирусом.
Какие меры правительство принимает, чтобы уменьшить экономические потери от пандемии? Какие средства нужны для ее преодоления, где их взять?
Здесь, к сожалению, простых решений нет. Правительство будет вносить в парламент изменения в бюджетный Кодекс, которые будут предусматривать создание стабилизационного фонда, где и будут генерироваться поступления от внешних заимствований и перераспределение внутреннего бюджета.
Этот вопрос больше экономического блока, поэтому в двух словах я могу это прокомментировать так: это мобилизация всех внутренних ресурсов и максимальное привлечение внешних. О конкретных суммах трудно говорить. Потому что прогнозы разные — от оптимистичных прогнозов до пессимистичных. Но то, что здесь будут сконцентрированы все ресурсы государства, сомнений нет.
Итак, секвестр бюджета неизбежен?
Я не знаю, это будет сделано через секвестр или через механизм резервного фонда. Ведь секвестр означает сокращение расходов. Этого не предвидится. Они будут перераспределены. Элемент стабилизационного фонда позволит перераспределить расходы Госбюджета в пользу борьбы с вирусом и на обеспечение тех структур, которые занимаются этой проблемой – правоохранительные органы, медицина, местные бюджеты. Для того, чтобы бизнес, который сейчас на карантине, не чувствовал это настолько остро. Это достаточно большой комплекс действий.
Есть и второй элемент. Президент во время встречи с крупным бизнесом инициировал создание специального экономического совета. Мы рассчитываем, что это будет достаточно конструктивная площадка для разработки мер для преодоления глобального экономического кризиса после эпидемии.
Будем привлекать туда НАНУ, Институт стратегических исследований и конечно депутатов (в первую очередь правящего большинства), которые определяют политику правительства. Ведь у нас все же парламентско-президентское государство. В рабочих группах они предложат правительству те или иные антикризисные шаги. Но пока об этом говорить рано, потому что мы находимся только в начале большого пути борьбы с пандемией.
«Я люблю пить чай с лимоном, но в последние дни не могу их найти»
Денис Шмигаль поручил Минэкономики провести мониторинг цен на социально значимые продукты. Почему это инициирует премьер, а не АМКУ согласно своим обязанностям?
Я думаю, что это происходит в первую очередь из-за обращений граждан. И поручил он это не только Минэкономики, но и Госстату. Деятельность Госстата координируется через министра Кабинета министров, поэтому я непосредственно выполнял это указание и общался с их руководителем. Они ежедневно будут мониторить ситуацию.
Пока я не готов сказать, какой будет выборка, потому что в условиях карантина много людей работает дистанционно. Но по информации руководителей ОГА действительно чувствуется достаточно серьезный – порой спекулятивный, иногда вполне логичный – рост цен на продукты.
Объясню на примере лимонов. Я, например, люблю пить чай с лимоном, но в последние несколько дней, я не могу их найти. Я понимаю, что сейчас это общемировой дефицит и цены на них растут на мировом рынке. Поэтому это проблема объективная – спрос растет. Лимонов физически нет, поэтому растет и цена.
Что же касается 30-ти позиций, входящих в социальный пакет — определенных сортов хлеба, молочной продукции и т. д., то наше правительство готово к их жесткому регулированию в случае необходимости. Сейчас эта группа товаров весьма хорошо представлена на рынке. Поэтому будем смотреть по ситуацию. А мониторинг нужен для того, чтобы чувствовать, когда нужно прибегать к жесткому регулированию.
Некоторые наши соседи запретили экспорт круп в ожидании дефицита продуктов питания во всем мире. Мы не планируем прибегать к подобным ограничениям?
Пока мы ограничили лишь экспорт медицинской продукции, связанной с защитой – маски и все остальное. И один пищевой продукт – это спирт. Но «Укрспирт» сейчас запускает все заводы, которые до этого стояли. Мы готовы оперативно, в случае достижения «Укрспиртом» определенных производственных показателей, изменить в постановлении экспортную квоту. Понятно, что сейчас мы не можем нашим друзьям в Италии или Испании помочь с лекарствами или врачами, ведь сами на грани.
Но, тем не менее, мы понимаем, что спирт входит во многие медицинские препараты. Если мы достигнем нужного уровня производства, то готовы по гуманитарным мотивам пересмотреть вопрос поставки спирта для тех стран, которые нуждаются в помощи в борьбе с коронавирусом.
Какое ваше мнение: мы пока не преувеличиваем критичность ситуации с коронавирусом?
Я думаю, мы должны готовиться к худшему, чтобы позитивный сценарий стал для нас приятным сюрпризом. Если говорить серьезно, то анализ распространения вируса на севере Италии (когда провели анализ первых тысяч зараженных вирусом) показал, что почти все они были связаны с одним матчем Лиги чемпионов. Именно поэтому первым нашим шагом стало приостановление всех массовых мероприятий. Это то, чего не сделали вовремя в Италии. Я думаю, что карантинными мероприятиями мы уже много сделали.
Кроме того, перекрывается еще и граница. Конечно, такие меры тормозят экономику, особенно в сфере обслуживания. Но промышленность, которая имеет заказ, продолжает работать. Слава Богу, ценность человеческой жизни у нас пока не деградировала настолько, чтобы мы, как в Испании, выбирали, кому жить, а кому умирать. В испанских клиниках врачи сейчас вынуждены выбирать, кому ставить аппараты искусственной вентиляции легких, а кому нет. Мы не должны этого допустить в Украине.
Настаивают ли внешние партнеры на принятии законов, касающихся рынка земли и банковской сферы?
Относительно банковской сферы, то правительство уже закон согласовало. Вопрос рынка земли является открытым. Честно говоря, я нигде, ни в каких «брифах» не видел, чтобы вопрос земли входил в какой-то пакет. Лично я не видел нигде, чтобы вопрос о земле стоял, как какое-то условие.
Плюс мы дополнительно инициируем криминализацию статей, которые связаны с контрабандой запрещенных товаров в связи с эпидемией. Чтобы дельцы перестали это делать. Ведь чуть ли не каждый день мы выявляем подобные попытки.
Правительство утвердило законопроект, которым предусматривается уголовная ответственность за незаконный экспорт товаров противоэпидемического назначения. Предыдущий состав Кабмина Гончарука недооценивал опасности от распространения вируса, когда допустил увеличение экспорта масок, которых сейчас критически не хватает?
Мне трудно давать оценку. Мне кажется, что это не этично.
Противовирусные инициативы министра внутренних дел Арсена Авакова не слишком радикальные? Оппозиция видит в них желание узурпировать власть в стране и использовать ситуацию в политических интересах…
Мне кажется, что на фоне министра здравоохранения Арсен Борисович вносит довольно либеральные предложения. Последние его инициативы заключались в том, что нам не нужно чрезвычайное положение, а достаточно лишь режима чрезвычайной ситуации.
Вирус уже проник в парламент. Если подобное произойдет и в правительстве, как будет обеспечиваться его полноценное функционирование?
Мы приняли новый регламент работы Кабинета министров. В существующий регламент мы внесли изменения, которые дают возможность дистанционного принятия решений. Значит, мы можем авторизовано входить в систему в режиме онлайн и проводить заседания Кабинета министров. Из дома или из больницы – не имеет значения. Второй момент – я же надеюсь, что вам померили температуру, когда вы заходили в дом правительства?
Да.
Это делается не просто так. У нас были случаи (даже у меня в аппарате) когда обнаруживали простуду и довольно быстро проверяли состояние человека. Никто от такого не застрахован. Все мы под Богом ходим. Но в протоколах прописано, что никто самостоятельно не едет в больницу, все вызывают врача на место, люди остаются как минимум на самоизоляции, при необходимости сдают тесты и таким способом не заражают коллег.
Примерно 60% персонала секретариата Кабмина или ежедневно, или через день работают удаленно. В секретариате правительства госсекретарь принял решение, которое я поддержал, – на рабочем месте находятся только люди, которые непосредственно занимаются обеспечением работы Кабмина. Люди же, которые проводят аналитическую работу, готовят документы, работают удаленно.
«Премии в 400% — одна из причин того, что у нас сменилось правительство»
11 марта новые министры отказались от премий до конца года. Будет ли стоять проблема зарплат перед чиновниками, как это было при предыдущем правительстве? Сетуют ли нынешние министры на свои зарплаты?
В свое время я был государственным секретарем при министре, который имел зарплату в 2,5 раза меньшую, чем госсекретарь. Считаю, это большая ошибка. Например, в правительстве Гройсмана считали политически неправильным поднимать оклады. Но был и другой момент – они никогда не позволяли себе премии выше 100%. Полагаю, что премии в 400% стали одной из политических причин того, что у нас сменилось правительство.
Хотя надо было просто принять решение об изменении должностного оклада. Что сделало хорошего правительство Гончарука, так это то, что, наконец, людям, занимавшим политические должности, дали нормальные реалистичные должностные оклады. Поэтому мне кажется, что сейчас, имея хорошие большие должностные оклады, можно нормально прожить и не быть зависимым от каких-то групп влияния.
Что касается государственной службы в целом, то риски есть, но они находятся на уровне районных и областных государственных администраций. Эти риски обнаружили в начале года, и это был один из вопросов, который мы начали обсуждать с профильным комитетом парламента. Мы нашли механизм, как через внутреннее распределение найти нужные средства. Предполагалось, что будет, наконец остановлена работа местных госадминистраций и будут созданы новые органы.
Но все это зависит от того, будет ли закончена в этом году децентрализация и проведем ли мы вовремя местные выборы, сформируем ли префектуры, и в каком виде, с каким функционалом и с каким бюджетным обеспечением. И они зависят не от системы госуправления, а от принятых решений в Верховной Раде.
За что отвечает министр образования или здравоохранения граждане догадываются. А что входит в компетенцию министра Кабинета министров, которого часто еще называют министром без портфеля?
Министр Кабинета министров налаживает работу между всеми центральными органами исполнительной власти, деятельность которых координируется непосредственно через правительство. К примеру, это тот же Госстат, о котором мы уже говорили. Это также Агентство государственной службы. Как это, не парадоксально, это еще и ГБР, что не подчиняется ни одному правоохранительному органу.
Кроме того, министр Кабинета министров координирует деятельность по выполнению программы действий правительства, что является его ключевой задачей. Ведь согласно законодательству, правительство вносит на рассмотрение парламента свою программу, которую должно реализовывать и отчитываться за ее выполнение. Это еще координация между несколькими министерствами с целью выполнения той или иной конкретной задачи.
Кроме того, это еще и подготовка заседаний правительства, и координация деятельности секретариата Кабинета министров.
Вам уже приходилось выполнять отдельные, специальные поручения премьер-министра?
За эти три недели, с тех пор, как начало работать наше правительство, таких поручений еще не было. Хотя я не исключаю, что они будут.
Вы земляк премьера и когда-то вместе работали. Предложение войти в правительство вы получили от него?
Мы с премьером знакомы с 2005 года. Мы действительно работали вместе в Львовской облгосадминистрации. Я был начальником Главного управления промышленности. А Денис Анатольевич был начальником Главного управления экономики. Кстати, в свое время, в 2009 году мы переживали то же самое, что и, сейчас, только, в меньших масштабах – атипичная пневмония, свиной грипп и все остальное.
Тогда председателем Львовской ОГА был Николай Иванович Кмить. Поскольку раньше я имел отношение к гостиничному бизнесу, то в 2014 году получил предложение работать в ГП «Издательско-сервисный центр», в подчинении которого находился гостиничный комплекс, который на Львовщине называют «дача Медведчука».
На тот момент, когда я пришел на эту должность, Денис Анатольевич работал в Главном управлении Министерства доходов по Львовской области. Но там мы вместе проработали буквально несколько дней. Что касается моих способностей, то мне же он не предложил идти в Министерство молодежи и спорта (смеется), где я в свое время был госсекретарем. Думаю, что Денис Анатольевич просто знал мой предыдущий опыт работы и меня, как менеджера и управленца.
«Если бы премьер меня позвал в кумовья, я не отказался бы»
На некоторых сайтах пишут, что у вас с премьером давние родственные отношения…
Нет, он не крестил моего сына, а я не крестил его дочь, если вы об этом. Я имею трех крестников, трех крестниц и имею сына. У меня есть семь пар кумовьев, но Дениса Анатольевича, к сожалению, среди них нет. Если будет такая честь, и он меня позовет, или у меня будет подходящая возможность, то это будет большое счастье. Здесь вы можете поставить несколько «смайликов».
Социальный статус ваших кумовьев?
Один мой кум — профессиональный тренер, другой – вице-президент IT-компании. Также есть кум, который работает заместителем директора лицея. Еще один – частный предприниматель. Еще один работает за границей. Кого забыл? Имею еще кума фермера. Крестный моего сына – военный, участник боевых действий, служит с 1998 года, боевой офицер.
Какие фейки про меня не распространяли бы, мне всегда было приятно, когда меня звали быть крестным. Воспринимал это как большую честь, и, честно, если бы Денис Анатольевич меня позвал, то не отказался бы (смеется).
Когда формировалось нынешнее правительство, несколько министров отказались от должностей. Наверное, они что-то чувствовали. Как думаете – чем они руководствовались?
У каждого была своя история. Я могу говорить только о том, чем сам руководствовался, когда получил предложение войти в правительство. Премьер точно знает, что я на 100% командный игрок. Иначе он такое предложение не предоставлял бы. Я, честно говоря, понимал те вызовы, которые перед нами стоят.
Я всегда мониторю украинскую и международную прессу. Кроме того, так сложилось, что один из моих друзей достаточно плодотворно работает с Китаем. Новости о пандемии я воспринимал не только по телевизору, но и от него. Поэтому я примерно представлял себе, на что я подписываюсь, идя в правительство.
В том то и вопрос, что вам стартовая ситуация досталась совсем не такая, как вашим предшественникам. Долго думали, прежде чем принять решение?
Это еще мягко сказано о ситуации. Во-первых, никто кроме жены об этом не знал. Я никому не говорил и ни с кем, кроме нее, об этом не советовался. Моя мама узнала уже тогда, когда я был в Верховной Раде во время голосования за состав правительства Шмыгаля. И то только после того, как ей начали звонить знакомые и говорить «включай телевизор». Относительно решения, то долго я не думал и сказал «да».
Надо понимать, что мы с Денисом Анатольевичем уже работали в Львовской ОГА, были депутатами местных советов и имели возможность видеть друг друга в работе.
Вам не страшно думать о том, что вас ждет впереди?
Не страшно бывает только абсолютным дуракам. Я переживаю и за себя, и за семью, и за всех остальных. Но если вас интересует мотивация, то она была и я согласился.
СМИ обращают внимание на то, что Денис Шмигаль был одним из топ-менеджеров Рината Ахметова, а значит, теперь олигарх может получить серьезную акцию, которая будет помогать ему в собственном бизнесе. В это нетрудно поверить, учитывая то, что наша страна давно находится под властью олигархов…
Когда-то я спрашивал у Дениса Анатольевича о его решении пойти работать в Западэнерго (ДТЭК «Западэнерго» – компания, в которой работал Денис Шмигаль). Я тогда уже служил, и мы общались по телефону. Он мне тогда сказал, что Ахметова даже близко в жизни не видел.
Если говорить в целом о ДТЭК и о работе этой структуры, то в свое время я работал руководителем военно-гражданской администрации в Донецкой области и имел возможность видеть ДТЭК на месте. Со многими разговаривал. Это достаточно профессиональная команда.
Даже если там и есть какие-то политические симпатии и антипатии, менеджмент они подбирают не по этому принципу. Это абсолютно однозначно. Можно кого угодно привязать к любому человеку в Украине, но, как говорил Марк Твен, слухи несколько преувеличены.
Вы говорили, что до назначения в правительство вы были знакомы лишь с премьером Шмигалем и министром молодежи и спорта Гутцайтом. Уже успели навести рабочие или дружеские отношения с другими министрами?
Со всеми перезнакомился. Со всеми равные отношения. Но не могу сказать, что мы имеем какие-то дружеские отношения. Нормальные товарищеские отношения, которые есть между коллегами, работающими в одном коллективе. Антипатий точно ни к кому нет.
«Объединение Минэкономики и Минагро считаю абсолютно правильным»
Насколько разумным было решение объединять министерства при Гончаруке и соответственно – разъединять при Шмигалю?
Могу сказать, что объединение Минмолспорта, Министерства культуры и информполитики точно было лишним. Это моя личная позиция. Что касается объединения Минэкономики и Минагро, то я считаю это абсолютно правильным. Относительно слияния Министерств экологии и энергетики, то это очень спорное решение. Я не уверен, что это хорошо. Что касается Министерства реинтеграции, то нынешнее решение является правильным.
Процесс разъединения министерств продолжается, и сейчас мы распределяем функции по Минмолодьспорта. Возвращаем его обратно. Это самый простой вопрос, потому что там почти все сохранилось. Немного другой функционал и наполнение сейчас имеется относительно Министерства реинтеграции. Министерство культуры и информполитики будет формироваться по своим новым задачам.
Согласно Конституции, парламентская коалиция является единственным органом, который может формировать правительство, но нынешнее правительство сформировано исключительно по желанию президента. Вы не видите здесь проблемы?
Мне трудно это оценивать потому, что как от человека заинтересованного, мои суждения не будут объективными. Парламентско-президентская республика предусматривает внесение министров парламентом. Мы все были на комитетах Верховной Рады, все проходили этот процесс и, если бы парламентское большинство этого не хотело, то они нас бы не вынесли на голосование.
Каким было влияние премьера Шмигаля на подбор кандидатов в министры?
Я присутствовал только на своем собеседовании, поэтому не могу оценивать. Но думаю, что коалиция точно на это влияла.
Алексей Гончарук, когда-то говорил, что его правительство всегда сверяет свои решения с позицией президента. Насколько нынешнее правительство зависимо от позиции Банковой?
Мне кажется, что во время борьбы с коронавирусом вообще нельзя говорить о зависимости или независимости. Даже парламентская оппозиция заявила о том, что мы должны объединиться перед вызовами. Поэтому мы сейчас работаем, как единый организм. И я это говорю абсолютно искренне, потому что даже на комитетах Верховной Рады при подготовке к внеочередной сессии, депутаты большинства вместе с депутатами оппозиции выдвигают очень много конструктивных идей.
Офис президента сейчас выполняет координационную функцию в сотрудничестве с регионами. Мне кажется, что сейчас вообще речь не идет о таких вещах, как зависимость. Как только мы преодолеем кризис, тогда можно будет говорить о каких-то перекосах. Но сейчас, мне кажется, даже не хватает определенной централизации.
Когда освободили ваших предшественников, они говорили, что им не хватило времени себя проявить. Сколько надо времени команде Шмигаля, чтобы доказать свой профессионализм и эффективность?
Мне кажется, что этот вопрос некорректен. Потому что оценку будут давать общество и Верховная Рада. На примере предыдущего правительства мы понимаем, что это может произойти достаточно быстро. Но точно мы будем работать так, как этого от нас требует парламент. Все живем в социуме и все хорошо чувствуем, что происходит вокруг нас.
Ваш предшественник Дмитрий Дубилет передавал вам дела? Если его так все хвалили (вы в том числе), то почему он не остался в правительстве?
Да, передавал. Здесь надо понимать, какую именно должность он занимал. Вы же сами интересовались, какие у меня отношения с премьер-министром, и кому премьер должен доверять в тех или иных вопросах на этой должности. Я думаю, что проблема была не в его профессионализме, который он однозначно доказал в своей деятельности. Я очень уважаю Дмитрия и никогда этого не скрывал.
Но все новации, которые он внедрял, скорее не лежали в плоскости координации деятельности, которые требует эта должность. Вопросы акцизных марок, алкоголя, «Укрспирта» или лекарств находятся не совсем в области полномочий министра Кабинета министров.
«Перепись населения: из-за коронавируса мы пропустили окно возможностей»
Много критики от специалистов и ученых звучало в отношении методов, а соответственно и результатов подсчета численности населения, которые проводил Дмитрий Дубилет.
Я по этому поводу общался с руководителем Госстата. Он показал мне ту методику. Она вполне научная. Более того, я сам не понимал, как Дмитрий собирался делать оценку наличного населения на неподконтрольных территориях. В соцсетях многие по этому поводу шутили.
На самом деле такая методика существует. Только надо понимать, что эта методика, которая была разработана по заказу ООН, делалась для малонаселенных государств и тех государств, где есть какие-то гражданские конфликты. Подобная оценка делалась в некоторых странах Африки и Афганистане.
Я не думаю, что это корректно для наших условий, для урбанистической застройки Донецкой и Луганской области, но эта методика действительно сертифицирована, и она существует. Что касается тех методов, которые они использовали для оценки имеющегося населения, в том числе данных мобильных операторов, реестров и всего остального, то все это вполне верифицировано. Правда надо понимать, что эта методика действительно имеет очень большую погрешность.
Есть ли возможность-необходимость проводить перепись населения традиционными методами в 2020 году, как это было предусмотрено ранее?
Однозначно. По первому образованию я – географ. Изучал и демографию, и статистику и социологию. Но, к сожалению, мы уж точно из-за эпидемии коронавируса пропустили окно возможностей. Для того чтобы запустить полный процесс и выдержать всю процедуру, нужно полтора года. Поэтому в этом году сделать это уже невозможно.
Если мы доживем до того, что будем финансово состоятельные, то можем воспользоваться теми механизмами, которые есть сейчас и которые позволяют это сделать значительно технологичнее, чем это делалось во время последней переписи.
Является ли проблемой то, что многие руководители высшей и региональной власти не имеют опыта в государственной службе? Например, большая часть глав ОГА пришла из бизнеса.
Благодаря предыдущей власти (и это, по моему мнению, была большая ошибка) в 2017 году были инициированы изменения в закон о государственной службе, по которым руководители местных госадминистраций перестали быть государственными служащими, а стали политическими лицами. Поэтому соответственно они занимают политические должности и требований к ним, как к профессиональным госслужащим (в узком смысле понятия госслужбы) не может быть. К ним могут быть требования только управленческого характера.
С другой стороны, мне, как ученому и человеку, который защищал диссертацию по территориальному управлению, кажется, что при реформировании территориальной организации власти мы очень внимательно должны подойти к тому, на каком уровне мы будем концентрировать властные полномочия, а на каком представительские. Субъективно я считаю, что у нас должна быть только местная власть на уровне ОТГ, а представительная власть – на уровне областей.
Мне кажется, что на уровне районов представительная власть не нужна. Потому что это – исключительно местное самоуправление в своей общине, или региональное представительство на уровне областей. На субрегиональном уровне достаточно выполнения функций государства. Это должен быть Пенсионный фонд, статистика, полиция, соцстрах – все, что есть сервисное, а не то, что требует решений. Только то, что будет реализовывать политику.
Один из вопросов, который мы обсуждали – каким образом будет закончена децентрализация? И тогда уже на этом уровне должны быть государственные служащие, а не политические чиновники.
Как будет продвигаться реформа госслужбы после того, как правительство освободило Александра Стародубцева?
Я имею субъективное впечатление о деятельности Александра Стародубцева. Потому что одна из KPI (система, позволяющая оценивать эффективность работы сотрудников), о которой он говорил, и которую ему выставляли – это реформирование оплаты труда госслужащего, что им было провалено полностью. И это одна из проблем, из-за которой имело проблемы предыдущее правительство.
Вместо того чтобы реформировать систему оплаты труда госслужбы, он снимал хорошие видеоблоги, но почему-то путал и не видел разницы между государственными учреждениями, государственными предприятиями и центральными органами исполнительной власти.
Тем не менее, надо делать полевую работу и в данном случае надо заканчивать реформирование государственной службы. Надо реформировать систему оплаты труда, надо окончательно отделить политические должности от должностей госслужбы, надо полностью развести формирование политики от ее реализации. И в этом плане нас сейчас могут затормозить только вопросы, связанные с ликвидацией последствий коронавируса и мирового кризиса. Надо это уже заканчивать, потому что слишком долго это растянулось во времени.
Надо закончить реформирование директоратов в центральных органах исполнительной власти, формирующих политику, надо закончить реформирование центральных органов исполнительной власти, которые реализуют эту политику. Чтобы было так, как в ГАСИ. Это было довольно резонансное решение, когда мы одну мегаструктуру разделили на три – служба, агентство и инспекция. Нельзя одной рукой выдавать разрешение, а второй самого себя контролировать.
Есть ли предложения, кто может заменить Стародубцева на посту главы Агентства госслужбы?
Мы точно сейчас не имеем возможности пойти на открытые конкурсы, и это — объективная позиция. Мы имели большое онлайн общение с нашими европейскими коллегами. Первое, что они сказали – Брюссель сейчас также прекратил все конкурсы. У нас в агентстве госслужбы есть и.о., есть первый заместитель и заместитель.
На самом деле благодаря в том числе и господину Стародубцеву мы имеем большой резерв госслужащих категории А (как действующих, так и тех, кто был освобожден от должности и находится в резерве), которые могут занять эту должность.
В 2017 году по результатам открытого конкурса, вы стали госсекретарем Министерства молодежи и спорта. Как оцените эффективность такой конкурсной системы?
При нынешнем законодательстве я вряд ли стал бы госсекретарем. Конкурсы однозначно нужны. Но я никогда не совершил бы социальный лифт, если бы, не было того законодательства, которое существовало в то время. Для меня, это уже был четвертый конкурс. При нынешнем законодательстве вряд ли действующий министр, который меня никогда не знал и не видел, избрал бы меня победителем.
Имеют ли сегодня чиновники какие-то особые привилегии? Резонансной стала история с куршавельскими вояжами украинских «небожителей», которые привезли нам вирус. Сообщалось, что для таких лиц, как они, готовят специальные палаты в Александровской больнице.
Нет сейчас никаких привилегий. Есть только три человека в Украине – это президент, премьер-министр и председатель ВР, которые имеют привилегии в плане охраны здоровья. Это связано лишь с тем, что эти лица охраняются. Есть какие-то ведомственные заведения, к которым прикрепляются, в том числе и государственные служащие определенных категорий. Но это точно не то, что было когда-то, когда госслужащие имели доступ в Феофанию.
А насчет Александровской больницы, то, насколько я понимаю, это была исключительно инициатива городского главы Киева. Потому что в Киеве VIP-больных больше, чем по всей Украине. Но я понимаю, откуда этот «хайп». Премьер уже говорил, что правительство не выдавало никаких указаний об обустройстве особых палат для чиновников. И это правда.
Автор: Руслан Полищук
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.