Министр Сергей Шкарлет: Есть области, где вакцинировано всего лишь 7% учителей

Заболеваемость коронавирусом в Украине снова растет. В ближайшие недели в Национальной академии наук прогнозируют, что ситуация будет лишь усложняться. При самых неблагоприятных обстоятельствах новая вспышка Covid-19 может совпасть с началом учебного года. Вероятный локдаун будет влиять и на работу учебных заведений, обучение может перейти от очной к дистанционной форме.

Правительство даже поставило условие, при котором школы будут избегать такой крайней меры, – 80% педагогических работников должны быть вакцинированы.

«Главком» встретился с министром образования и науки Украины Сергеем Шкарлетом, чтобы узнать, какие меры принимает правительство, чтобы из-за нового всплеска пандемии учебный процесс начался без сбоев. Министр также ответил на вопрос о необходимости вакцинации учащихся, причинах провального ВНО-2020, судьбе 70 тыс. учителей-пенсионеров и новациях, которые ждут детей и учеников с 1 сентября.

«Даже при новой волне коронавируса будем настаивать на очном обучении 1-4 классов» 

Медики и эксперты в один голос предупреждают, что на Украину надвигается новая волна пандемии через более заразный «дельта» штамм коронавируса. Велика вероятность нового локдауна, он может совпасть с началом учебного года. При каких условиях учебные заведения будут вынуждены закрыться и перейти на дистанционный режим?

Министерство, имея полуторагодовалый опыт работы в условиях и карантина, и жесткого локдауна, наработало, по крайней мере, три варианта начала нового учебного года. Все в любом случае зависит от нас с вами, от того, соблюдаем ли мы карантинные нормы, гигиену, дистанцию, пользуемся ли средствами индивидуальной защиты. Все эти сценарии прописаны в постановлении Кабмина №1236 от 9 декабря 2020 года.

Единственное, мы немного смешиваем все эти варианты. Сентябрь и начало октября не так уязвим в отношении заболеваний. Тем более, в это время еще будет достаточно тепло, и сезонные заболевания подпирать не будут.

Мы рассчитываем, что первые два месяца осени не принесут вспышки. Разве что штамм «дельта», который сейчас распространяется, может повлиять на ситуацию. Наиболее благоприятный сценарий – зеленая карантинная зона на карте Украины. В этих условиях учебные заведения будут работать в обычном режиме.

Лишь в отдельных регионах по решениям педсоветов некоторые школы могут перевести на дистанционную форму обучения, если у них будут вспышки заболеваний.

Второй вариант — совсем пессимистичный, это — высокий уровень заболеваемости. В этом случае, министерство будет настаивать, чтобы 1-4 классы, то есть начальная школа и специальные заведения, инклюзивно-ресурсные центры, работали в обычном режиме. При этом изменения в вышеупомянутое постановление предусматривают, что должно быть 80% вакцинированных лиц в научно-педагогических коллективах.

Третий сценарий – средний уровень заболеваемости, желтая и оранжевая зоны. Местные комиссии по вопросам техногенной экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (ТЭБ и ЧС) или педсоветы могут переводить обучение в смешанную или дистанционную форму. При этом показатель у 80% вакцинированных учителей будет позволять учебному заведению даже при пребывании в желтой или оранжевой зоне, работать полностью в обычном режиме.

И родители, и дети, и учителя уже имеют опыт дистанционного обучения. И все они жалуются на качество такого обучения. Кто и как теперь готовит учителей к работе в условиях локдауна? Как именно будет совершенствоваться система дистанционного образования? 

Первую методическую основу такой подготовки заложило Министерство образования и науки. У нас есть специальные положения и методические рекомендации по организации дистанционной формы обучения. Кроме того, у нас есть специальная субвенция по обеспечению средствами индивидуальной связи в размере 1 млрд. грн. Почти для всех школ, для всех научно-педагогических работников будут закуплены ноутбуки.

О каком именно количестве идет речь и этого будет ли достаточно?

Нет, конечно, этих денег будет недостаточно. Этих денег хватит на около 60 тыс. ноутбуков.

Какой будет процедура закупки этой техники, кто будет отбирать поставщика? И кто, прежде всего, будет получать эту технику, по каким критериям будет происходить распределение? 

По состоянию на сегодня средства уже направлены на места. Закупка ноутбуков будет осуществляться централизованно областными государственными администрациями в соответствии с законом «О публичных закупках», на открытых торгах. Соответственно, поставщик будет избираться организатором торгов по результатам их проведения.

На сегодня объявлены тендеры на покупку около 22 тыс. ноутбуков. Со своей стороны мы ожидаем, что в течение августа закупки начнутся во всех областях.

В скольких школах нет ни одного компьютера, и в каком числе такой техники в целом нуждаются педагоги? 

Для учебно-педагогических работников сегодняшнее соотношение равно одному компьютеру на двух работников. А мы стремимся к 2024 году сделать, чтобы у каждого педагога был компьютер. У школьников этот показатель составляет один компьютер почти на 19 учеников.

Насколько корректно говорить об «одном компьютере на двух учителей», ведь в Киеве может быть компьютер у каждого учителя, а в какой-то из сельских школ в глубинке — ни одного?

Конечно, это усредненный показатель. У нас нет ни одной школы, в которой бы не было ни одного компьютера. Раньше были программы компьютеризации сельских школ. Сейчас есть подобная программа, но раньше, кажется, два года ее не было. Эта субвенция в 1 млрд. грн, думаю, существенно улучшит ситуацию на селе. В бюджет следующего года также постараемся заложить средства для продолжения этой программы.

«Главком» общался с учителями сельских школ, в частности Ровенщины, Житомирщины. Отсутствие компьютеров в сельских школах – одна из проблем. Другая — отсутствие интернета или низкая его скорость. В скольких школах нет интернета? 

По оперативным данным областей в 22 школах нет интернета вообще. На его проведение правительством выделена субвенция в 500 млн. грн. Наши коллеги из Министерства цифровой трансформации говорят, что до конца года Интернетом будут покрыты все школы. Да, есть вопросы относительно скорости интернета. В школах для обычных занятий, даже для дистанционного образования скорости 30 Мб/с достаточно, но мы стремимся, чтобы везде достичь 100 Мб/с.

Есть еще проблема неготовности к дистанционному обучению детей в небогатых семьях, там на нескольких детей, в лучшем случае, есть один компьютер. Правительство учитывает эту проблему?

Проблема есть, но государство не может закрывать ее за счет своих источников. Есть, прежде всего, проблема в многодетных семьях, где дети разного возраста, где в семье один телевизор, или один компьютер. Чтобы всем детям в такой семье не приходилось учиться одновременно на одном компьютере, есть методические рекомендации, которые учли этот момент.

Есть много школ, директора которых очень добросовестно отнеслись к этому вопросу. Они разделили и времена обучения, и изменения учебы между старшими и младшими. Все для того, чтобы не было накладок ни во время обычного режима обучения, ни во время дистанционного. От министерства есть рекомендации, но от мастерства директора многое зависит. Для директоров, кстати, мы проводим регулярные семинары, чтобы улучшить качество образовательного процесса, учитывая смешанную и дистанционную формы.

У нас есть Государственная служба качества образования, которая два-три месяца проводит мониторинг ситуации в дистанционной форме обучения. Ее региональные представители постоянно ведут мониторинг ситуации в регионах, оказывают при необходимости методическую помощь. У нас есть институты последипломного педагогического образования, которые играют роль методических центров и центров коммуникаций с педагогическими, научно-педагогическими работниками.

В чем именно заключается практическая помощь, если, например, в какой-то области государственная служба выявила проблемы в преподавании предметов, как улучшаете качество? 

Речь ведь не только о мониторинге. Государственная служба выявляет сильные и слабые места, организует методические семинары, ежемесячную точную корректировку работы учебных заведений. Речь идет, в том числе о корректировке школьных программ. Понимаете, местные школы находятся не в прямом подчинении нашего министерства. Они подчиняются учредителям, чаще всего это органы местного самоуправления.

«В Волынской области вакцинировано всего 7% учителей» 

По данным «Главкома», в глубинке бывают школы, в которых 90% учителей избегают вакцинации. Что делает правительство, чтобы убедить педагогов? Будете ли вы допускать к работе учителей, которые будут не вакцинированы?

Я с вашими данными не соглашаюсь. Есть области, где вакцинированы 90% педагогов в учреждениях общего среднего образования, учреждениях дошкольного и внешкольного образования. Например, в Киевской области. Есть и такие, где вакцинировано всего 7% учителей, например, в Волынской области. Эти данные по состоянию на 15 июля. Новые данные еще собираются.

Вот фактически вы и подтвердили нашу информацию о том, что в отдельных школах не вакцинированы 90% работников. Почему такая разительная разница в пределах государства и что делает правительство, министерство, чтобы убеждать педагогов вакцинироваться?

Причины могут быть разными. Это может быть и отток населения, трудовая миграция, возможно, религиозные убеждения. Есть люди, у которых наблюдается аллергия, есть медицинские противопоказания. Ну, во-первых, везде и всюду имеется наша просьба относительно полезности и необходимости вакцинации.

Во-вторых, принято постановление, изменения в постановление Кабмина №1236, которые четко фиксируют, что только в случае 80% вакцинированных педагогов в учебных заведениях, эти заведения смогут работать в обычном режиме при любой карантинной окраске «ковидной» карты Украины. Это и есть стимул для того, чтобы действовать, чтобы образовательный процесс происходил в нормальном очном режиме независимо от уровня эпидемиологической ситуации.

Недавно я был в Житомире, там городской совет и коллеги, которые отвечают за образование, очень позитивно восприняли то, что есть норма о 80%, которая позволяет даже в красной зоне выходить на очный процесс обучения. Это стимулирует родителей, и уже родители могут стимулировать педагогические коллективы для того, чтобы вакцинироваться и выводить детей на полноформатное обучение. В образовании контактов очень много. Дети меньше болеют, но они являются потенциальными переносчиками этого вируса.

Не секрет, что значительное влияние на то, чтобы люди не вакцинировались, осуществляет церковь Московского патриархата в Украине. Ваши данные четко подтверждают, что Волынь, Ровенщина, в которых очень много приходов РПЦ, наименее вакцинирована. Ведет ли ваше министерство диалог с этой религиозной организацией, чтобы решить эту проблему?

Нет, разговора не имели.

Правительство обещало прививать всех учителей вакциной Pfizer, препарат доставили в Украину, но учителя до сих пор не привиты, а вакцины уже нет. Так куда она делась, на какие цели? 

Вакцин достаточно, работают пункты вакцинации во всех регионах, в этом нет проблемы. На сегодня в каждой области организованы пункты вакцинации.

Каждый может выбрать ближайший пункт прививки или центр массовой вакцинации, чтобы прививаться. Также работают мобильные бригады, которые вакцинируют организованные коллективы людей (от 50 человек), профессиональные группы и маломобильных граждан.

Будет ли обязательной вакцинация для школьников? Какова позиция министерства и правительства?

Есть позиция Всемирной организации здравоохранения, которая говорит о том, что следует соблюдать возрастные ограничения. Есть вакцины, например, Johnson&Johnson, которой можно прививать лишь с 12 лет. Это не наш профильный вопрос, потому что мы занимаемся образовательным процессом, а не медициной.

Но вопрос безопасности во время учебного процесса — компетенция не только Минздрава. Будет ли обеспечена безопасность учеников и учителей, если в школу будут ходить не привитые дети и педагоги?

От нас такого обязательства (вакцинироваться) нет. Еще раз вам говорю – это не моя компетенция, я не медик. Безопасность на первом месте, конечно.

«ВНО не является оценкой школы» 

Последнее ВНО запомнилось провальными результатами по математике. Около трети тех, кто сдавал этот экзамен, не набрали и 10 баллов из 200. Делало ли министерство анализ этих результатов, и к каким выводам пришло? 

Результаты ВНО по математике действительно являются низкими. Есть более 30% тех, кто не сдал тестирование. Но следует учитывать и то, что в этом году было на 92 тыс. больше тех, кто сдавал ВНО по математике, чем в прошлом году. А также на 35 тыс. тысячи больше тех, кто успешно сдал этот экзамен по математике. Что касается около 30% лиц, что не составили тесты, то это не влияние локдаунов. ВНО составляют ученики с 5 по 11 класс.

Самые сложные задания были у школьников 6-8 классов. Физика, математика, химия, биология у нас десятки лет отстают по успеваемости среди дисциплин. Чтобы улучшить ситуацию, в 2020 году правительство определило приоритет развития естественно-математического образования, чтобы оно сопровождало всю жизнь, начиная с дошкольного возраста, внедрение STEM-кабинетов.

STEM-направление в образовании с акцентом на естественнонаучный компонент и инновационные технологии. Технологии используют даже в изучении творческих, художественных дисциплин. STEM-кабинеты – внедрение курсов или программ обучения с применением математических знаний и научных понятий, которые готовят учеников к образованию после школы и успешному трудоустройству.

В интервью «Главкому» руководитель Украинского центра оценивания качества образования Валерий Бойко причиной провала ВНО по математике называет реформирование системы образования. Пример: теперь учеников не оставляют на второй год, оценки выставляют лишь после четвертого класса, до этого ребенок учится в игровой форме. Значит, пряников все больше, а плети уничтожили. Как исправлять ситуацию? 

Если проблема в том, что 1-4 классы не оцениваются, то мы увидим ее лишь в следующем году, сейчас об этом рано говорить. Когда у нас заработает базовый стандарт среднего образования, и 136 наших школ будут вновь участвовать в эксперименте в Новой украинской школе. Ученики Новой украинской школы прошли начальную школу, окончили 4 класс, сейчас начнется обучение в 5 классе. Вот после следующего учебного года сможем анализировать и говорить о результатах, появится статистика.

По моему мнению, состязательность в обучении учеников 1-4 класса теряется. Здесь теряется осознание ранней ответственности ребенка за те или иные последствия этапов своего обучения. Но опять же, давайте дождемся завершения следующего учебного года.

Что касается того, что теперь не оставляют ребенка на второй год, то я всю свою жизнь очень большой противник такого «кнута». Ибо, на каком этапе его не применишь — он признак тоталитарности, узурпации, слабости. Я не сторонник никаких плетей. Я сторонник обучения, повторения, усвоения, более превентивных методов обучения, а не кнута, это – 100%.

Но проблема вырисовывается уже сегодня: отдельные дети не усваивают материал начальной школы, а их, несмотря на это переводят в старшие классы. Насколько действенны эти альтернативы, пришедшие на смену «кнуту» – не переведение в следующий класс?

Это уже больше должна быть работа учителя, педагогического коллектива, который работает с учеником. Это вопрос повторения изучения материала, организации индивидуальных занятий, формирования собственной образовательной траектории, есть такой термин в Новой украинской школе. Считайте, что не у всех детей моторика одинаковая. Выявление именно на ранних этапах обучения этой разницы и является мастерством учителя.

Такие обязанности для учителя прописаны у нас в профессиональных стандартах для учителей Новой украинской школы.

Анализировали ли Вы результаты ВНО в разрезе конкретных школ? Поскольку сейчас происходит сокращение учебных заведений по географическому принципу, возможно, стоит закрывать в первую очередь неуспешные заведения?

ВНО не является показателем для оценки школы. Большая часть учеников готовится к ВНО с репетиторами, чтобы окунуться в тот или иной предмет. Показателем успеваемости школы видимо является наполнение классов, способность сформировать лучший педагогический коллектив, чтобы один учитель не преподавал по 7-12 предметов, которые не являются его профилем, потому что есть и такие примеры.

Оценивать школу можно по двум параметрам – качество и доступность. Украина неоднородная, разная местность, разный контингент.

«В школах работают 72 тыс. пенсионеров» 

Господин министр, в украинских школах преподают много пенсионеров. Вы как министр видите в этом проблему?

Прежде всего, силой выгонять человека за то, что он пенсионер, я точно не буду, это будет ошибкой. Опыт и старших людей надо уважать. Поверьте мне, есть такие учителя-пенсионеры, которые дадут фору многим другим, они больше подтянутся, лучше сыграют в шахматы или объяснят математические задачи. Конечно, нужно искать замену. Сегодня к этой работе привлечены педагогические учреждения высшего образования, классические университеты. Сейчас мы меняем концепцию построения новой школы.

Сегодня в процессе реформирования системы образования и появления новой украинской школы появились учреждения высшего образования, которые являются инструментом и базовыми учреждениями для подготовки таких новых учителей с новыми компетенциями, способными формировать новые подходы, в том числе и интерактивные. Именно для этого работает научный парк «Наукоград — Харьков». В середине августа появится помещение для технологического парка в Пуще Водицы, который будем запускать в работу.

Сколько в Украине учителей пенсионного возраста? 

Пенсионеров – 72 тысячи.

Справка Министерства образования:

В Украине зарегистрировано 36 научных парков, учредителями которых являются бюджетные учреждения (учреждения высшего образования, научные учреждения и государственные предприятия). Удельный вес взносов бюджетных учреждений в уставный капитал научных парков составляет от 2% (Научный парк «Кардио плюс») до 99% (Научный парк «Наукоград – Харьков»).

Активно функционирует 28 научных парков. Среди основных функций парков — привлечение студентов, выпускников, аспирантов, ученых и работников учреждений высшего образования и/или научных учреждений к разработке и выполнению проектов научного парка. Цель таких парков – развитие научно-технической и инновационной деятельности в учреждениях высшего образования и научных учреждениях.

«Учитель сам себе может увеличить зарплату на 20%» 

В прошлом учебном году учителя были вынуждены преподавать как в классе, так и заниматься с детьми, которых родители не пускали в школу во время пандемии. За сверхурочную нагрузку они доплат не получали. Как должна быть решена эта проблема? 

Учитель учил учеников в предыдущие локдауны в течение своего учебного времени. Соглашаюсь с тем, что в первый-второй месяцы карантина дистанционное образование было необычным явлением для большинства учителей и преподавателей в высших учебных заведениях.

Я вам приведу свой пример. Когда я имел честь 11 лет быть ректором Черниговского технологического университета, начиная с 2011 года, мы у себя в университете вводили системы дистанционного обучения. У нас для этого все было. И локдаун в прошлом году мы встретили спокойно. От нас требовалось просто провести семинары для директоров учебных заведений об организации такого процесса. Да, на каждую болезнь нет единого верного рецепта, но наш пример показал, что все возможно.

Сегодня у нас уже есть инструмент – это платформа «Всеукраинская школа онлайн». Она позволяет абсолютно прозрачно, открыто в форме онлайн, со всем классом организовывать обучение. Есть широкие возможности системы, включая приобщение мобильных приложений для использования этой платформы. Еще лето идет, мы доработаем, чтобы все уроки были туда загружены с 5 до 11 класса.

На Западной Украине, в частности в Ивано-Франковске, местные власти настаивают на включении христианской этики в школьную программу. Как будет определяться объем преподавания этого предмета, и за счет каких предметов это будет внедряться? 

Еще раз подчеркиваю, что этика — культура добрососедства или другие курсы морального толка, а не христианской этики.

В типовой образовательной программе четко прописано все, конкретно на этику выделено по 0,5 ч в 5 и 6 классах. На эту тему говорили уже очень много.

В течение нескольких недель придет первое сентября. Чем порадуете учителей? Какие изменения в оплате труда их ждут? 

Еще в этом году почти на 9% вырастет зарплата учителей. У нас на сегодня только средняя зарплата педагогов уже почти в 2,4 раза больше, чем уровень минимальной зарплаты. Средняя зарплата в образовании может сравниться со средней зарплатой в экономике.

Очень важно, что в концепцию роста заработных плат заложена возможность для учителя заработать себе дополнительно 20% к заработной плате, за счет процедуры сертификации. Чувствуешь, что твоя способность намного выше, чем, например, у коллеги – можешь пройти процедуру сертификации. Например, в 2019 году 705 учителей успешно прошли такую сертификацию – их подавалось около 900.

В 2020 году — прошли сертификацию 902 педагога. В 2021 году также продолжается сертификация, около 1800 человек подалось. Конечно, их подается не так много, но с каждым годом количество желающих растет. Но ты сам себе можешь на 20% увеличить зарплату, это неплохая сумма.

Кроме этого, утвержден порядок повышения квалификации педагогических, научно-методических работников, что тоже дает возможность повысить свой статус, увеличить заработную плату.

«С Дмитрием Табачником последний раз общался в 2014 году» 

Когда вы баллотировались на пост министра, про вас говорили, что вы человек бывшего регионала, экс-министра образования Дмитрия Табачника. Сейчас вы с ним общаетесь? 

Последний раз общался в феврале 2014 года.

Знаете ли, где он проживает? Есть информация, что в Крыму.

Нет, не знаю. Почему вы меня о нем спрашиваете, а не спрашиваете, например, у Петра Порошенко. Порошенко и Табачник работали в одном правительстве? Почему не спрашиваете у Лилии Гриневич. Она работала во времена работы в правительстве Дмитрия Табачника в 2002 году директором Центра тестовых технологий Международного фонда «Возрождение». Лилия Гриневич занималась разработкой системы независимого тестирования школьников и абитуриентов высших учебных заведений.

Есть еще бывший президент Киево-Могилянской академии, 9-й министр образования Сергей Квит. Разве он не был ректором и не пел «хвалебные речи» Януковичу? Или их всех не было до 2014 года? Какие-то странные вещи спрашиваете.

Вопрос вполне обоснованный. Вы — высокопоставленный чиновник времен президента Виктора Януковича, человек из команды бывших регионалов… 

Знаете, я вообще никогда не слышал, чтобы меня упрекали в этом. Было один раз в Верховной раде, кто-то из депутатов, не помню уже, кто именно. В парламенте упрекали, что меня Янукович чем-то награждал. Но меня и Порошенко дважды награждал. Я же не упал из космоса, из вакуума, внезапно не появился в этом мире, я целую жизнь прожил.

Позвольте вспомнить историю со сменой ректора Национального авиационного университета. Предыдущего ректора Владимира Исаенко «отправили», а на его место уже после того, как вас назначили министром, вернулся Максим Луцкий, кум Дмитрия Табачника? 

У него (Владимира Исаенко) было два выговора, против Исаенко было открыто несколько уголовных дел. У него есть несколько нарушений, в частности закона «Об образовании» и трудового законодательства. 

Какова судьба этих уголовных дел? 

Я не знаю, я же не криминалист. Это же не я возбуждал эти дела. Мне его дела не интересны. Я Исаенко в своей жизни ни разу не видел.

Почему?

Я его приглашал, но он не пришел.

«Авиационный университет — режимное учреждение. Студенты должны там ходить в форме» 

Новый ректор Максим Луцкий уже отличился тем, что ввел дресс код в университете. Среди требований – сдержанный макияж у женщин, запрет «слишком декольтированных» блузок. Это законные требования?

Он просто напомнил, видимо студентам, какой вид следует иметь в учебном заведении. Памятка-документ внутреннего распорядка. Студент, который приходит в не совсем корректном виде в учебное заведение, это разве нормально? Это — авиационный университет, режимное учреждение. Студенты должны там ходить в форме, они же раньше и ходили в форме, насколько я понимаю.

Разрешите встречный вопрос. Законно ли установление дресс кода на определенных предприятиях, учреждениях, организациях?

Но в данном случае, какими законами определено, что, например, нельзя надевать юбку, которая имеет более чем 10 см до колена или джинсы? Имеет ли право руководство университета не допустить к обучению студентов, которые не выполнят этого распоряжения? 

Не могу вам ответить, нужно просмотреть нормативные документы. Конечно, никто не имеет права выгнать студента. Но есть определенная корректность, и одежды это касается также. К опрятному виду отношение у меня нормальное.

Так вот Максима Луцкого также считают близким соратником Дмитрия Табачника, к тому же они являются кумовьями. Недавно назначенный заместитель главы Офиса президента Алексей Днепров также работал с Дмитрием Табачником. Можно ли говорить, что люди Табачника возвращаются во власть? Какое влияние он имеет на процессы, которые происходят в стране и образовании? 

А как Табачник может влиять на украинскую власть? Не знаю, на меня не имеет никакого влияния. По Днепрову, то он и раньше был у власти. Его Порошенко назначал вместо Ложкина заместителем главы Администрации президента.

«Осенью эксперты определят качество диссертации Ильи Кивы» 

За время вашего руководства министерством случилось еще несколько резонансных историй. В частности, народный депутат Илья Кива получил научную степень кандидата наук. Много ли поступило в министерство жалоб в отношении справедливости решения комиссии?

Я не считал их. Имею другие более важные дела и задачи.

В одном из интервью вы сказали, что «экспертный совет после обработки полученных писем официально определит, какие из них являются возражениями (имеют прямое отношение к научной работе), и учтет их при составлении экспертного заключения». Так какое экспертное заключение выдано?

У любой диссертации есть четко установленная процедура ее утверждения. 26 мая ученый совет официально направил работу Ильи Кивы в министерство. На сегодня есть обращения от ученых и журналистов, в которых указывается на определенные неточности в работе. Для того чтобы проверить все эти обращения мы запросили перечень публикаций, изучаем текст диссертации.

А осенью начнутся заседания экспертных советов, сформированные из 15-30 ученых со всей Украины по каждому из конкретных направлений науки, и соответственно уже они и дадут свои выводы и профессиональную оценку.

Автор: Михаил Глуховский

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий