Министры экономики о перспективах, развитии бизнеса и о блокчейне

биржа, биржа криптовалют, инвестиции, трейдинг, купить биткоин

Накануне Дня Независимости первый вице-премьер-министр Украины – министр экономики Алексей Любченко и его ведомство инициировали круглый стол «Украинская перспектива: взгляд министров экономики независимой Украины».

Суть: собрать вместе всех министров экономики времен независимости – от Владимира Ланового и Виктора Пинзеника к Айварасу Абромавичусу и Василию Цушко. Также к дискуссии присоединились представители бизнеса, федерации работодателей, ученые.

Идея: не просто обсудить пройденный путь (каждому было что рассказать), а наметить самые эффективные сценарии дальнейшего развития экономического блока страны.

У большинства участников соответствующая должность была не единственной высокой в жизни, поэтому имели, чем поделиться. Каждый — свидетель и непосредственный участник важных этапов развития Украины. Кое-кому проще было докладывать по-русски, а кому-то — по-английски и даже по-литовски.

LB.ua посетил мероприятие и приводит конспект наиболее интересных фрагментов дискуссии главных экономистов страны.

«Определяя будущее». Так называется широкий правительственный доклад об экономической политике Украины шестилетней давности – с 2015 года.

«Правда, ведь, все знакомо? Все, о чем мы говорим все 30 лет, и сейчас те точки роста, которые отрабатываются Министерством экономики через систему межотраслевых балансов, ни в чем не противоречат тому, что было сказано задолго до нас», – риторически спросил действующий министр экономики и первый вице-премьер Алексей Любченко, зачитывая фрагмент в начале мероприятия.

«Мы понимаем, что делать. Но главный вопрос: как? И ответ на этот вопрос – главная помощь нам», – отметил, ориентируя присутствующих, на что делать акцент в своих выступлениях.

Богдан Данилишин весьма остроумно и метко объяснил причины того, почему многое из того, о чем говорят, остается только на бумаге.

«У нас есть 29 министров экономики за 30 лет независимости Украины, а, насколько я посчитал, министров финансов было 10. Значит, у нас за это время ежегодно менялся министр. А если посмотреть, что кто-то работал три года, а кто-то — возможно, три месяца, то средний срок «жизни» нашего министра экономики составляет примерно шесть месяцев… Что можно реально сделать за шесть месяцев? Возможно, что-то запланировать. Но можно ли реализовать?» — отметил действующий председатель совета Нацбанка, академик НАН Украины.

По мнению Данилишина, Министерство экономики является одним из важнейших в системе исполнительной власти, поэтому он приветствует нынешнее сочетание должностей министра и первого вице-премьера. «Вы все помните, когда я работал министром экономики (12.2007 – 03.2010 гг.) – трудные времена международного финансового кризиса, революций и контрреволюций, и, конечно, все это ложилось на плечи министра экономики», – вспомнил он.

«Хочу отметить, что мы порой гиперболизируем значение той помощи, на которую мы надеемся, но она не всегда поступает в Украину, но если и поступает, то не в тех объемах и не в те сроки, которые нам нужны», – подчеркнул Данилишин.

И добавил, что если говорить откровенно, то иностранный капитал не играет ведущей роли в удовлетворении инвестиционных потребностей Украины. Он отметил, что имеющихся в банковской системе ресурсов пока достаточно для кредитования экономики, однако этого не происходит, потому что банки отдают предпочтение операциям без рисков — покупке государственных облигаций.

«С той денежно-кредитной политикой, которая формируется в нашем государстве… Хочу сказать, что она не всегда является такой, которая отвечает интересам национальной экономики, и в большей степени отвечает интересам банковской системы», – отметил он.

Также он призвал правительство работать над развитием внутреннего рынка и платежеспособности.

Анатолий Кинах (министр экономики 03.2007 – 12.2007 гг.) указал, что реальный суверенитет, реальная независимость государства – это «в первую очередь не только граница и символика, а конкурентоспособная, современная экономика и высокий уровень качества жизни».

«Это то, что должно объединять всех независимо от возраста, взглядов, политических предпочтений». Нынешний глава общественной организации «Украинский союз промышленников и предпринимателей» говорил также о необходимости взаимодействия правительства и ГО, сотрудничества с экспертами и учеными в формировании политики.

Среди угроз он назвал деиндустриализацию, сырьевой характер нашей экономики, проблематику развития и сохранения трудового потенциала и трудовых ресурсов, потому что «уже сегодня на одного работающего приходится один пенсионер», «сложные системные, но необратимые реформы для формирования современного рынка земли в Украине».

«Я помню, как кодекс о земле принимался в 2001 году. Земельный кодекс Украины — определял идеологию развития земельных отношений в стране в постсоветское время. Был принят Верховной радой 25 октября 2001 года. Устанавливал временный мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения, и мой разговор с президентом Кучмой. Мы тогда приняли решение сначала принять Земельный кодекс, а потом государственный бюджет. И когда он был принят, у меня рабочий стол был завален поздравительными телеграммами со всего мира от наших коллег, потому что Украина сделала решительный шаг – земля стала субъектом рыночных отношений».

Юрий Ехануров (министр экономики 02.1997 – 07.1997 гг.), по его же словам, которые он озвучил, технократический взгляд на задачи должны стоять перед генеральным экономическим штабом Украины. Первое на что, по мнению нынешнего преподавателя кафедры экономики предприятий в Киевском национальном университете им. Т. Шевченко, надо обратить внимание правительства – это «ужасное 85 место Украины в глобальном рейтинге конкурентоспособности».

«Вещь в себе – это «классная штука», но основной оценкой результативности вашей работы, уважаемые руководители министерства, является индекс глобальной конкурентоспособности. Перестаньте руководствоваться показателем ВВП! Кто следит за Европой, уже знает, что там это уже отвергается», – призвал он собравшихся на встрече действующих чиновников.

Ехануров считает, что надо прекратить ориентацию на кредитование МВФ. «Правительства Виктора Ющенко и во время моей каденции не взяли ни цента кредитов МВФ. Я просил у них $1 в качестве подтверждения того, что мы грамотно работаем. Средств в стране достаточно, но надо добиться доверия населения», – добавил он тоном преподавателя.

Из особо интересного, он призвал присутствующих сотрудников министерства изучать в совершенстве тонкости блокчейн технологий (технологии обработки, хранения информации и идентификации клиентов). «Блокчейн технологии – это глобальный мировой тренд. Каждый работник министерства должен знать тонкости этого дела. Если захотите учить своих людей, можете обратиться за помощью к нам, на кафедру экономического факультета университета Шевченко, где я преподаю».

И тут же обратил внимание на децентрализацию и районное звено управленцев. «Вы посмотрите, чем они занимаются? Возле них, кроме Минсоцполитики, никого нет. Тоже «вещь в себе»! Ведь между областью и территориальными общинами никого нет – чистое поле», – отметил ученый. «Влиять на территориальные общины (ТО) правительству сейчас очень трудно. Поэтому надо обратиться к общественности, чтобы она взяла под свой контроль в первую очередь две вещи – зарплаты руководителей ТО и выделение земли», – предложил он при этом.

В придачу обратил внимание на отсутствие оборонного заказа для украинских предприятий.

«Решите, наконец, проблему своевременного государственного оборонного военного заказа! Ну, не способно Министерство обороны именно это сделать! Ну, эти полковники, которые там остаются, министров и заместителей министров сбрасывают – и остаются люди, которые думают: «Пусть оно лучше не летит, чем мне «влетит». И в результате нет оборонного заказа на наши предприятия!» — добавил он эмоционально.

«Юрий Иванович, у Вас еще тот потенциал! Вы когда повысили голос и посмотрели на работников министерства, я увидел, как они втянули головы», – пошутил после доклада Еханурова действующий руководитель Минэкономики.

Виктор Суслов (министр экономики 07.1997 – 04.1998 гг.) начал с того, что кто бы не был при власти, он «всегда стоит на плечах своих предшественников», и привел пример, что делало министерство в его времена и чего не делает сейчас.

Среди них – инвестиции, развитие высокотехнологичных отраслей. «Первый шаг в этом направлении мы сделали в 1994 году, когда появилась возможность реализации известного контракта с Пакистаном на поставку танков на $2,6 млрд. Когда был фактически разрушен завод без финансовых средств. Что мы сделали? Мы приняли отдельную систему налогообложения и финансирования завода имени Малышева. Мы на нее поставили гриф «секретно». Оказали государственную помощь. Контракт был выполнен. 320 танков было произведено. Очень важное для Украины предприятие было спасено», – вспомнил он пример успешной политики экономического протекционизма.

Также упомянул о стимулировании отечественного автомобилестроения, как удалось с нуля создать колоссальную отрасль промышленности с большим экспортным потенциалом – табачную. Отдельно привел примеры создания свободных экономических зон, совместный проект строительства космодрома в Бразилии, от которого впоследствии отказались из-за «тотального невыполнения условий и воровства» с украинской стороны.

«Я уверен в том, что законодательство, особенно в таких переходных экономиках, как украинская экономика, необходимо создавать под конкретные проекты. Пока у меня была возможность, я так и делал… Не может быть одно и то же законодательство для небольшого розничного бизнеса и для высокотехнологичных отраслей с длительными циклами производства», – отметил он. И добавил, что в свое время ему в этом помогало совмещение должностей министра с должностью главы комитета по вопросам финансов и банковской деятельности парламента и «свободный выход на президента Кучму на правах его бывшего советника».

Сергей Тигипко (министр экономики 12.1999 – 08.2000 гг.) начал свое выступление достаточно энергично, назвав экономический рост «ключом к решению всех вопросов», а также отметил важность коммуникации между правительством и НБУ. Вспомнил, как в свое время, когда был главой Нацбанка (12.2002 — 12.2004 гг.) три-четыре раза в день имел телефонные разговоры, опускаясь до минимального уровня с руководством правительства.

Он также упомянул МВФ, когда как глава НБУ предлагал досрочно вернуть фонду все кредиты. «Было такое официальное письмо. Может, кому-то даже смешно по поводу этого будет».

По мнению Тигипко, экономического роста в стране невозможно достичь без увеличения уровня инвестиций.

«Посмотрите, пожалуйста, что происходит! У вас в руках, как у государства, 60% банковской системы. Кого мы там наградили? Кого мы там поставили? Какие KPI (ключевые показатели эффективности), мы им поставили?!» – спросил у работников Минэкономики, повышая голос.

Николай Деркач (министр экономики и европейской интеграции Украины 01.2004 – 04.2005 гг.) вспомнил, что имеет опыт работы послом, и обратил внимание на консолидацию усилий власти, Торгово-промышленной палаты, профильных ассоциаций в продвижении экспорта продукции.

«Учитывая, что Алексей Николаевич (Любченко) еще и первый вице-премьер, то, ставя задачу, желательно собираться представителям и Министерства внешних дел, Торгово-промышленной палаты, Федерации работодателей и других, разрабатывать общую стратегию в отношении каждого государства. И неважно, маленькое оно или большое – где может себя там найти украинская продукция. И не только сырьевая. Они нуждаются в наших запчастях, лесе-кругляке. И тогда можно поднимать базовые отрасли», — сказал он.

Также сосредоточился на угрозах убыточной работы государственных предприятий. «Была такая практика в министерстве – мы их балансы принимали и анализировали. Те же «Нафтогаз» и «Украинская железная дорога».

Нам не разрешали делать там слишком революционные замечания, потому что каждый министр доказывал, что это очень важно, однако уменьшить убытки этих предприятий… возможно. Все-таки надо критерии их оценки поставить, нет – объявить банкротом, продать за $1 и забыть», – вспомнил он и отметил, что это позволяло держать акцент на необходимости уменьшения уровня их убыточности.

«Есть еще вопросы, кроме банковской и финансовой системы по секторам, которые можно решать уже сейчас, и они дадут результат.

Виктор Пинзеник (министр экономики 10.1992 – 04.1993 гг.) рассказал о периоде с 2002 по 2008 год, что для украинской экономики был временем роста на 60%, или почти 7% ежегодно. «Это показатели, которые нас тогда не удовлетворяли, но сейчас всех радовали бы, если бы имели такой темп», – отметил он.

По его мнению, фундаментальная проблема, повлекшая нынешнюю динамику спада последних лет – отсутствие инвестиций.

«Мы должны понять фундаментальную проблему – экономику двигают инвестиции, не может экономика быть в развитии, в которую не вливают средства. Ни разу с 2000 года мы не имели объемов вливания инвестиций, которые близки были бы к периоду роста – они в два раза были меньше. Если же мы говорим о тех темпах, которые сейчас имеем, то это на уровне простого воспроизводства. Это восстановление изношенного оборудования. А если мы хотим иметь прирост, то масштабы инвестиций должны быть совсем другого размера», – добавил он.

Он также упомянул о нынешнем отсутствии кредитования и желании банков зарабатывать на приобретении государственных облигаций без рисков. «Банковскому сектору Украины экономика не нужна. Это не камень в сторону банковского сектора. Я его понимаю — он работает в таких обстоятельствах, и его поведение абсолютно логично, так будет всегда, пока на рынке есть монопольный покупатель. А монопольный покупатель — это правительство, а причина, почему там правительство – это дефицит бюджета… где тут место для экономики?» – отметил он при этом.

«30 лет прошло, но такое ощущение, что мы хоть и не в 1994 году, потому что тогда было гораздо хуже, но у нас до сих пор не закрыта тема необратимости финансовой стабильности. Мы несколько раз ее решали, но, увы, в 2009 году как “вляпались” в кризис, так из него и не вышли», – резюмировал Виктор Пинзеник, добавив, что вопрос дефицита бюджета надо решать.

Тут зашла речь о связанном вопросе тарифов на электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги и необходимости их повышения, чтобы избежать постоянного поиска средств на их покрытие в бюджете.

«За три дня до отставки нашего правительства мы подняли тарифы в жилищно-коммунальной сфере. Я, когда передавал дела новоназначенному премьеру Януковичу, сказал так: «Это наш подарок тебе! Говори, что мы идиоты, что мы не любим народ, а ты его любишь». Через месяц они это отменили, а потом «откашливали» это все время», – вспомнил по этому случаю Юрий Ехануров.

Тут уже Анатолий Кинах напомнил, что этот вопрос связан с платежеспособностью. «И выходить из этого надо очень мудро, целенаправленно, не просто с победными лозунгами, что у нас есть смелость поднимать тарифы, а, анализируя последствия, борясь за платежеспособность», – отметил экс-министр и экс-премьер.

Василий Гуреев (министр экономики Украины 07.1995 – 02.1997) взял слово и обратил внимание на реальный сектор экономики, формирование государственной промышленной политики и формирование наукоемких отраслей производства.

«Проанализируйте всю нашу промышленность — она все это время была энергоемкой, материалоемкой, трудозатратной и с постоянным снижением уровня наукоемкости. Мы говорим о финансовых, экономических показателях, а реальность закладывается именно в материальном производстве, его состоянии. Состояние каждого отдельного предприятия или научно-исследовательского института мы приватизировали по метрам квадратным, без учета интеллектуальной собственности, которой они владеют», – отметил экс-министр экономики и экс-министр промышленной политики.

Он также добавил, что все это время не было комплексного подхода к выдаче лицензий на добычу полезных ископаемых.

«Я все-таки хотел бы, чтобы мы спустились от макроэкономических вопросов к вопросам государственной промышленной политики и «докопались до руды», – сказал он.

Владимир Лановой (02.1992 – 07.1992 гг. – вице-премьер-министр – министр экономики Украины) отметил: «У нас экономика все это время движется довольно инерционно. Она падает, она поднимается. Возможно, в этом есть причины волюнтаристского, военного характера, возможно, международного – мировой кризис и т.д. Но все это задавало какой-то темп, какую-то динамику, и этот темп продолжается. Теперь действительно ли мы получаем результат? Правильна ли эта тенденция? Правильная ли эта модель экономики, которая есть в Украине?».

«Так вот, что я хотел бы сказать относительно задач министерства – нам в Украине нужна концептуальная модель развития. Концептуальная экономическая модель. Не инерционная: там что-то начали когда-то делать — и оно продолжает двигаться. Первый признак такой концептуальной модели – это инвестиции всей системы, начиная с тарифов.

Второе – рыночная конкурентная модель. Хватит государственных монополий! Третий признак — акцент на частном предпринимательстве. Акцент на нем, а не на государственных банках, которые не нужны, потому что они поддерживают государственные монополии с их убытками. А эти убытки потому, что они себе накручивают зарплату», – подчеркнул спикер.

Частная инициатива, по его мнению, позволит внедрять инновации.

Павел Шеремета (министр экономического развития и торговли Украины 02.2014 – 09.2014) мнение коллеги поддержал: «Экономический рост базируется на инновациях, но вопрос, кто их делает в первую очередь? Предприниматели. Украинская, и мировая практика свидетельствует, что точки роста появляются в частных компаниях, которым примерно 5-7 лет, которые уже доказали, что могут стоять на ногах, производить, продавать, но им не хватает масштабирования», – начал он свое выступление.

Он также добавил, что основная «точка боли» для развития экономики связана с тем, что в рейтинге экономической свободы мира Украина «не только наименее свободная экономика в Европе, а единственная несвободная экономика Европы». «Нам в экономике не хватает крови предпринимательской для тех же инвестиций, потому что эти инвестиции делают эти же предприниматели», – констатировал он.

Айварас Абромавичус (министр экономического развития и торговли Украины, 12.2014 – 04.2016) начал с неожиданного.

«Несмотря на то, что одной из моих задач как 25-го министра экономики было закрыть министерство, я искренне рад видеть коллег, работавших до и после меня. Я успел сократить министерство на половину, и был бы я более искусен, возможно бы, нас всех и не вызвали бы на это интересное мероприятие», – сказал он полушутя.

Он напомнил, что многие люди считают время независимости временем упущенных возможностей, потому что потенциал страны до сих пор не раскрыт.

А дальше он дал собственную краткую характеристику деятельности, как Минэкономики, так и правительств Украины времен независимости, после которой мероприятие можно было бы и завершать.

«По моему мнению, уже больше в качестве наблюдателя, инвестора, важными событиями были 1993-1994 гг., когда глубокоуважаемый Роман Шпек (министр экономики Украины 09.1993 – 05.1995) провел либерализацию рынков и цен. Потом уже серьезные реформы в сфере энергетики, начатые в 2000-х годах господином Ехануровым и уже успешно продолженные правительством Яценюка (премьер 11.2014 – 04.2016 гг.).

Это и был, скорее всего, тот период, когда реальные изменения и трансформации делать было легче всего, ведь в условиях активной военной агрессии ряды внутренних оппонентов были скромнее, ибо был жесткий спрос со стороны общества на качественные изменения. Очистка банковского сектора, дерегуляция, автоматический возврат НДС, создание «Прозорро», улучшение управления госкомпаниями, запуск рынка земли – все это произошло в течение последних нескольких лет», – сказал он.

Он напомнил, что всегда был сторонником минимального вмешательства государства в экономику.

И отметил, что надо поддерживать молодежь и женщин, и пожелал, чтобы следующие 30 лет большинство министров были именно женщинами.

Василий Цушко (министр экономики 03.2010 – 12.2010 гг.) взял слово напоследок.

«У нас много богатств, но основное богатство – люди. Но мы их теряем бешеными темпами… они не едут в наши города, а едут за границу. И хотим мы того или нет, но кадры решают все и везде.

И другая проблема, о которой мало говорили — это разбалансированность управления. И я хочу подчеркнуть, что основной принцип подбора кадров – это меритократия (принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать самые способные люди). Не важно молод он или нет, он должен заслужить, а у нас под видом различных конкурсных комиссий фактически узаконена коррупция, и мы выбираем тех, кого куда можем «всунуть», – акцентировал экс-министр экономики и экс-министр МВД.

***

«Наша встреча, все эти три часа, это для понимания препятствий, которые есть, которые – как шлагбаумы – надо поднять на пути развития экономики, товарооборота», – сказал первый вице-премьер Любченко, подытоживая круглый стол. По результатам обсуждения продемонстрировал несколько листов с заметками выступлений коллег и пообещал, что обдумает их, и будет использовать в работе.

«Полный блокнот мыслей, которые надо еще переосмыслить и перевести в управленческие решения», – резюмировал первый вице-премьер.

Автор: Александр Децик

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий