Моделирование учетно-аналитического обеспечения управления экономической активностью торговых предприятий

Рост значения информационного обеспечения (его качества и полноты) в деятельности торговых предприятий в условиях тотальной цифровизации, обусловливают необходимость формирования действенной системы учетно-аналитического обеспечения управления их экономической активностью.

Цели. Целью статьи является формирование модели учетно-аналитического обеспечения управления экономической активностью торговых предприятий.

Метод (методология). Теоретико-методологической основой исследования стали современные теории, концепции, научные достижения отечественных и зарубежных ученых в сфере экономического управления и организации учета.

Исследование состава учетно-аналитического обеспечения управления экономической активностью, сущности составляющих элементов осуществлялось с использованием научной абстракции, терминологического и компаративного анализа и синтеза; изучения взаимосвязей между составляющими учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активностью и формированием модели – методами моделирования, системно-функционального и функционально-структурного методов.

Результаты. В процессе исследования особенностей в формировании аналитического обеспечения управления экономической активностью торговых предприятий определено, что к основным элементам такой системы относятся следующие. Это стейкхолдеры (пользователи информации), потоки входящей и исходящей информации, качественные характеристики, состав которых требует особого внимания в исследовании, информационная безопасность, кадровое обеспечение реализации модели, основные принципы ее реализации и ожидаемая результативность.

В числе пользователей учетно-аналитической информацией определены: собственники предприятия (акционеры), менеджеры различного иерархического и функционального уровня, персонал, банки, государственные органы, дебиторы и кредиторы, инвестиционные аналитики, конкуренты и общественность.

Определено, что ключевую роль в учетно-аналитическом обеспечении управления экономической активностью торговых предприятий играет информация, которая поэтапно, в процессе осуществления хозяйственной деятельности, мер обработки информации и путем реализации управленческих решений трансформируется из входящей в исходящую.

Для принятия качественных управленческих решений такая информация должна быть достоверной, полной (достаточной), ценной, насыщенной, своевременной, существенной и симметричной.

При характеристике составляющих учетно-аналитического обеспечения определены важность соблюдения требований безопасности относительно использования информации на торговых предприятиях и создания надлежащего кадрового обеспечения управления их экономической активностью.

Модель учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активностью торговых предприятий отражает постепенный, контролируемый переход большого количества информации в обоснованные управленческие решения по обеспечению надлежащего уровня их экономической активности.

В условиях тотальной информатизации всех сфер общественной жизни, в том числе и деятельности и управления торговым предприятием, существенно возрастает роль информации, которая используется при принятии управленческих решений в целом и в отношении экономической активности в частности.

Это предопределяет необходимость формирования качественного информационного обеспечения в управлении экономической активностью торговых предприятий, способных обеспечить поиск возможностей ее повышения и удовлетворить информационные запросы управления всех уровней на всех этапах процесса разработки, принятия и контроля исполнения управленческих решений.

Поэтому особенно актуальным становится вопрос определения основных параметров учетно-аналитического обеспечения управления экономической активностью предприятий торговли и моделирование механизмов их взаимодействия.

Это позволит усовершенствовать учетный, аналитический и контрольный процессы, определить наиболее эффективные методы сбора информации и формирование банка информационных данных, что, в свою очередь, должно обеспечить принятие оптимальных управленческих решений.

Научную основу для исследования составляющих и взаимосвязей между ними при формировании модели учетно-аналитического обеспечения управления экономической активностью торговых предприятий формируют труды ведущих зарубежных и отечественных ученых современности.

Они посвящены как комплексному изучению вопросов, связанных с определением сущности экономической активности, так и отображению места и роли учетно-аналитического обеспечения в управлении современным предприятием, в том числе в сфере торговли.

Теоретические основы исследования экономической активности и управления на торговых предприятиях определены в трудах А. Анисимова, К. Андресена, И. Баневой, И. Бланка, М. Бойченко, В. Гросул, Н. Кащеной, А. Кругловой, Д. Мардара, Т. Надтоки, А. Турило, Н. Мешковой, А. Черепа, Х. Ширенбека и др.

В частности, Н. Кащена определяет экономическую активность торгового предприятия как «достижение желаемого уровня эффективности и результативности функционирования в условиях динамических изменений бизнес-среды и потребностей стейкхолдеров, интенсивность его изменений во времени и пространстве и собственно эволюцию на принципах инноваций, адаптации и эмерджентности».

При этом автор выделяет следующие виды экономической активности: финансовую, кадровую, рыночную, коммерческую, инвестиционную, инновационную, управленческую, социальную, экологическую, которые наиболее полно отражают типологию исследуемого явления и взяты за основу для целей данного исследования.

Вопросы сущности, состава и особенностей формирования системы учетно-аналитического обеспечения управления торговых предприятий рассматриваются в работах А. Андерсона, Б. Нидлза, А. Будько, Н. Ван Бреда, Л. Гандал, Л. Гнилицкой, С. Живко, А. Загороднего, Г. Энтони, Т. Каминской, Г. Каплан, Д. Нортона, В. Савчука, Г. Хиггинса и других.

Признавая научную и практическую значимость наработок ученых и весомость их вклада в исследование учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активностью торговых предприятий, определена целесообразность дальнейшего научного углубления рассмотрения состава и взаимосвязей элементов такого обеспечения, что позволит объединить их в управленческую модель.

Цель и задачи статьи  

Целью статьи является формирование модели учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активностью торговых предприятий. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

– определить совокупность составляющих элементов модели учетно-аналитического обеспечения управления экономической активностью торговых предприятий;

— привести характеристику определенных составных элементов;

— определить взаимосвязи между элементами;

– сформировать модельное представление учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активностью торговых предприятий.

Изложение основного материала исследования

Управление экономической активностью торгового предприятия предусматривает формализацию модели ее учетно-аналитического обеспечения.

Исследование основных теоретико-методологических аспектов учетно-аналитического обеспечения управления экономической активностью торгового предприятия позволяет к основным составляющим такой модели отнести: стейкхолдеров (пользователей информации), потоки входящей и исходящей информации, качественные характеристики, состав которых требует особого внимания в исследовании, информационную безопасность, кадровое обеспечение реализации модели, основные принципы ее реализации и ожидаемую результативность.

Деятельность торгового предприятия связана с взаимодействием широкого круга участников социально-экономических отношений, физических и юридических лиц близкого или далекого окружения, которые в той или иной степени заинтересованы в деятельности этого предприятия.

Используемые в отечественной экономической литературе термины «заинтересованные стороны», «группы влияния», «заинтересованные стороны», «группы интересов», в западной теории и практике заменяются термином «stakeholder».

Учитывая цели данного исследования, целесообразно под стейкхолдерами рассматривать группы экономического влияния предприятия, которые имеют фактическое воздействие на определенные этапы цепочки создания стоимости, на принятие управленческих решений на предприятии.

Они могут способствовать или препятствовать достижению целей организации, а также ограничивать его доступ к определенным видам ресурсов или такое влияние может быть потенциальным, то есть возникать вследствие или деятельности предприятия, или таких социально экономических субъектов.

В литературных источниках описаны некоторые механизмы взаимодействия предприятия со стейкхолдерами, а также определены составляющие влияния социально-экономических субъектов на его деятельность.

Также в работах ученых отражены методы учета интересов стейкхолдеров при принятии управленческих решений на предприятии. Однако не достаточно изученным остается вопрос роли стейкхолдеров в управлении экономической активностью торгового предприятия.

Часто решения о деятельности экономической активности торгового предприятия целесообразно принимать с учетом интересов различных субъектов социально-экономических отношений. Не учет интересов одной или нескольких групп, и учет интересов отдельных групп экономического влияния в такой ситуации может привести к определенному дисбалансу в сторону этой группы.

Стоит учесть, что рост динамичности внешней среды предприятия обусловливает необходимость принятия большинства управленческих решений с учетом интересов всех заинтересованных и контактных групп.

Принятие управленческих решений в отношении экономической активности предприятия с учетом интересов всех (или большинства) стейкхолдеров позволит обеспечить их сбалансированность относительно различных векторов взаимодействия предприятия с внешними и внутренними заинтересованными сторонами.

С другой стороны, стейкхолдеры торгового предприятия могут быть в той или иной степени заинтересованы в росте (или уменьшении в случае с конкурентами) экономической активности предприятия. Содействие (обеспечение) росту экономической активности торгового предприятия требует соответствующего информационного обеспечения.

Следовательно, используя учетно-аналитическую информацию об основных образующих факторах в показателях на действующих и целевых уровнях экономической активности торгового предприятия, стейкхолдеры могут способствовать, принимая управленческие решения, развитию исследуемого явления. Для принятия соответствующих управленческих решений стейкхолдеры выступают пользователями учетно-аналитической информации предприятия.

Согласно действующему законодательству стейкхолдеров целесообразно рассматривать как физических или юридических лиц, которые используют учетно-аналитическую информацию предприятия и принимают управленческие решения, которые прямо или косвенно влияют на изменение экономической активности предприятия.

Традиционно, в числе пользователей учетно-аналитической информации выделяются следующие лица. Это владельцы предприятия (акционеры), менеджеры разного иерархического и функционального уровня. Персонал, банки, государственные органы, дебиторы и кредиторы. А также инвестиционные аналитики, конкуренты, общественность.

В контуре модели учетно-аналитического обеспечения управления экономической активностью торгового предприятия важную роль играет информация. Учетно-аналитическая информация имеет ключевое значение для принятия большинства управленческих решений в хозяйственной деятельности торговых предприятий в целом, и в отношении экономической активности, в частности.

Тем не менее, ценность учетно-аналитической информации может быть нулевой, если она не будет соответствовать необходимым для использования в управлении характеристикам.

Информационные потоки для управления экономической активностью на торговом предприятии должны организовываться согласно принципам, соблюдение которых предусматривает рационализацию и соответствие установленным требованиям к учетно-аналитическому обеспечению.

Обобщая исследования отечественных и зарубежных ученых, в совокупности принципов качественного информационного обеспечения в управлении экономической активностью торгового предприятия целесообразно выделить следующие направления.

Это формирование информационных потребностей пользователей; установление способов и методов удовлетворения сформированных информационных потребностей; эффективное максимальное использование первичной информации для расчета системы аналитических показателей при минимальных затратах времени и труда; разработка эффективных моделей управленческих решений на основе результатов применения аналитических процедур.

Соблюдение приведенных принципов организации рационального обращения учетно-аналитической информации будет способствовать обеспечению соответствия информационного обеспечения установленным к нему требованиям качественного и количественного характера.

Информация, необходимая для управления экономической активностью торгового предприятия, должна отвечать всем без исключения указанным требованиям, иначе она потеряет свою общую актуальность. Достижение ожидаемого уровня и рост экономической активности в значительной степени зависит от эффективности принятия управленческих решений.

Соответственно, такие решения должны обосновываться информационными данными и результатами деятельности торгового предприятия. Следовательно, требования к информационному обеспечению управления экономической активностью касаются качества, ценности и полезности информации.

Из большого массива информации целесообразно выбирать ту, которая способствует принятию эффективного управленческого решения, обеспечит увеличение капитализации предприятия и его нематериальной части как результат эффективного управления экономической активностью предприятия.

Информационное обеспечение управления экономической активностью торговых предприятий требует соблюдения требований быть достоверным, полным (достаточным), ценным, насыщенным, своевременным, существенным и симметричным.

Управление экономической активностью предусматривает реализацию функций менеджмента в виде управленческих решений, обоснованных на основе информации, полученной в процессе ее сбора, накопления, сортировки и обработки, на основе чего формируется совокупность (выходной поток) информации.

Первоочередное информационное обеспечение формируется из входящей информации. Входящей считается информация, которая возникает на начальной стадии процесса управления. В теории управления предприятием к такой информации относят первичные данные и нормативно-справочную информацию.

Достижение целей данного исследования – формирование действенной модели учетно-аналитического обеспечения управления экономической активностью торговых предприятий, в значительной степени имеет стратегическое направление, направленное на принятие стратегических целей.

Принятие управленческих решений, направленных на стратегический рост экономической активности торгового предприятия не может ограничиваться использованием внутренней информации ретроспективного характера, которая отражается в первичных учетных данных.

Стратегически направленному управлению экономической активностью торгового предприятия необходимая следующая информация.

Это данные о перспективах, планах, стратегической цели и цели развития предприятия, ожидаемых инвестициях, направлениях в реализации инноваций. Перспективы развития персонала предприятия, тенденции и перспективы развития рынка, характеристика рыночной среды функционирования торгового предприятия в целом, характеристика основных групп покупателей. А также потребительские настроения, информация о конкурентах, ожидаемые направления развития предприятия, его социальные и экологические цели и планы; хозяйственное и налоговое законодательство Украины.

Повышение требований к информационной среде в учетно-аналитическом обеспечении управления экономической активностью торгового предприятия обусловлено, прежде всего, постоянными изменениями и усложнением внешней среды и, соответственно, условий экономической деятельности, условий торговли, развитием системы разветвленных взаимосвязей с другими информационными системами управления предприятием.

Объективной предпосылкой их решения является стремительное наращивание возможностей и технико-экономических характеристик современного программного обеспечения сбора, обработки и передачи значительных информационных массивов баз данных на основе компьютеризации учетно-аналитического процесса.

Входящий поток информации формируется из учетных и не учетных данных, которые носят как ретроспективный, так и перспективный характер.

В совокупности подсистем планирования, учета, анализа, контроля и аудита формируется экономическая информация, которая служит основой принятия решений пользователями разных уровней, что создает соответствующее учетно-аналитическое обеспечение управления экономической активностью торгового предприятия.

В результате реализации мероприятий сбора, накопления, сортировки и обработки информации формируется совокупность итоговой информации о состоянии и результатах деятельности предприятия, отражает потоки исходной информации для управления экономической активностью предприятия.

Постоянные изменения внешней среды, условий хозяйственной и торговой деятельности, развитие разветвленных взаимосвязей с другими информационными системами управления обусловливают рост требований к информационным потокам учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активностью предприятия.

Объективной предпосылкой их решения является стремительный рост возможностей и технико-экономических характеристик современного программного обеспечения сбора, обработки и передачи значительных информационных массивов баз данных на основе компьютеризации учетно-аналитического процесса.

Преобразование потока входной информации в поток исходной происходит путем реализации трех взаимосвязанных этапов обработки информации, которые обеспечивают создание почвы (информационного обеспечения) для управления экономической активностью предприятия. К таким этапам относятся: сбор, систематизация и трансформация информации.

При этом специфическими и отличными от общих этапов обработки информации является собственно учетно-аналитическая информация, необходимая для принятия управленческого решения об экономической активности.

Специфическими в отношении объекта исследованиями являются и реализация этапов обработки информации. Сбор информации осуществляется преимущественным фиксированием фактов хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Таким образом, важную роль здесь играет система хозяйственного учета предприятия. В результате хозяйственного учета фиксируются и регистрируются факты хозяйственной деятельности торгового предприятия, что является ключевым информационным источником управления экономической активностью.

Учитывая стратегический характер мотивации объекта управления, рядом с фактическими данными фиксируются не учетные данные — плановые показатели, стратегические цели, характеристики и оценка влияния факторов внешней среды.

На втором этапе обработки информации для формирования качественного информационного обеспечения управления экономической активностью торгового предприятия происходит систематизация информации по принципу ее важности, целесообразности учета в отношении объекта управления.

Также на этапе систематизации информации определяется ее соответствие требованиям качественного информационного обеспечения управления экономической активностью. При этом показатели управленческого и бухгалтерского учета фиксируются через взаимодействие огромных расчетов, счетов и соответствующих субсчетов.

Финансовый учет, формируя информацию, выступает как органическое дополнение в применении общей теории информации к проблемам оперативного управления экономической активностью. Содержание функций учета составляют процессы фиксации первичной информации о хозяйственных операциях и группировки данных по строго определенным признакам, направлениям, периодам.

Благодаря учету обеспечивается сохранность ценностей, и вместе с тем субъект управления имеет возможность получать информацию об имеющихся ресурсах. Именно учет создает возможность реального контроля над торговой деятельностью, по ее результатам на предприятии. Важную роль играет учет и в поддержании обратной связи между субъектом и объектом управления.

На втором этапе обработки информации из неупорядоченной массы сведений, зафиксированных в первичных документах, формируется информационная совокупность данных об объекте, адекватная ему в той мере, которая необходима и доступна для правильных суждений о его состоянии и динамике.

Такую совокупность информации для целей управления целесообразно сгруппировать по функциональному направлению экономической активности. Это коммерческая, финансовая, кадровая, рыночная, инновационная, инвестиционная, управленческая, социальная, экологическая активность.

На третьем этапе обработки информации происходит реализация функции контроля управления, которое, учитывая специфические формы и особенности экономического объекта, реализуется через совокупность аналитических процедур, через анализ количественных параметров и определение качественных показателей экономической активности предприятия.

Основная задача анализа – выявить причинно-следственные связи факторов и результативных показателей и очертить принятие оптимальных управленческих решений в отношении экономической активности предприятия. Результатом реализации третьего этапа является формирование исходного потока информации, которая является ключевой в принятии управленческих решений относительно экономической активности торгового предприятия.

Исходная информация, которая является результатом обработки сквозь призму объекта и целей управления, находит в дальнейшем свое отражение в различных формах отчетов (управленческого, финансового и не финансового характера), а также в планах предприятия.

Исходная информация, как совокупность количественных и качественных показателей деятельности торгового предприятия с целью управления его экономической активностью в дальнейшем подлежит систематизации и обобщению в отчетности предприятия. Для проведения систематизации такой информации необходимо определить признаки, в соответствии с которыми систематизируется информация и отражается в отчетности предприятия. К таким признакам, по нашему мнению, целесообразно отнести:

— возможность признания и оценки информации по требованиям МСФО;

– стратегический характер информационных данных.

Таким образом, информация, которая характеризует экономическую активность торгового предприятия, носит ретроспективный характер и может быть признана и оценена по требованиям МСФО, отражается в обязательном порядке в финансовой отчетности предприятия или дополнительно раскрывается в примечаниях к годовой финансовой отчетности, а также может найти свое отражение в других отчетах.

Например, в статистическом отчете формы 1-предпринимательство «структурные обследования предприятия».

Информацию, которая не признается напрямую МСФО, и что часто носит стратегический характер, целесообразно отражать в управленческой отчетности торгового предприятия. Сюда, прежде всего, целесообразно отнести определенные в результате проведения аналитических процедур основные показатели экономической активности торгового предприятия, плановые данные, рыночную информацию.

Стоит отметить, что для управления экономической активностью торгового предприятия управленческая информация и управленческая отчетность носит преимущественный и ключевой характер.

Следовательно, эффективное управление экономической активностью в значительной степени зависит от функционирования информационной системы управленческого учета и управленческой отчетности на торговом предприятии, что предполагает обеспечение времени на подготовку отчетности, использование современных автоматизированных систем подготовки информации, минимизацию рисков в допущении ошибок.

Управленческая отчетность является важным источником информации для персонала и менеджмента предприятия (основных пользователей), поэтому методике ее формирования нужно уделять особое внимание и найти отражение в управленческой учетной политике предприятия.

Информация, которая отражается в управленческих отчетах, должна в полной мере отражать основные показатели экономической активности, которые в свою очередь влияют на увеличение капитализации и нематериальной части активов торгового предприятия. Управленческая отчетность должна отражать полноту информационного обеспечения принятия управленческих решений.

Недостаточное (не полное) отражение одного или нескольких показателей экономической активности в управленческой отчетности создает угрозу принятия необоснованных и не соответствующих адекватной ситуации управленческих решений.

Получив учетно-аналитическую информацию об экономической активности, пользователи (стейкхолдеры) довольно часто руководствуются различными целями, от чего меняется количество и ценность информации, что соответствует методологическим принципам организации финансового и управленческого учета.

Таким образом, мера релевантности информационного обеспечения принятия управленческих решений в отношении экономической активности зависит от целей отдельного лица (группы лиц). Ведь значительная часть информации используется для принятия и обоснования нескольких управленческих решений и несколькими лицами, которые принимают эти решения.

Общей ценностью этой части информации является сумма значений относительно ее количества и качества в каждом решении, которую на практике определить достаточно трудно. Важной проблемой является невозможность в период сбора информации учесть многочисленные аспекты использования всех ее видов.

Также целесообразно помнить, что учетно-аналитическая информация носит конфиденциальный характер. Это преимущественно информация, в большей степени предназначенная для внутренних пользователей, на которую распространяется действие закона «О коммерческой тайне». Некоторая часть этой информации может быть полезна для внешних участников, однако может представлять определенную ценность и для конкурентов. Следовательно, ее предоставление или публикация не являются обязательными.

Таким образом, в контуре модели расчетно-аналитического обеспечения важную роль играет не только качество и количество информации, процесс ее обработки, но и создание условий безопасного использования и хранения информации, необходимой для управления экономической активностью торговых предприятий.

Формирование и функционирование системы безопасности должно стать общим фоном реализации учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активности торгового предприятия.

Формирование важной, конфиденциальной информации, необходимой для принятия управленческих решений; обеспечение качественного сбора и обработки информации. Устранение информационных барьеров при взаимодействии между подразделениями предприятия; контроль над сохранностью и эффективным использованием информации в формировании совокупности учетно-аналитических отчетов.

А также учет и согласование интересов всех стейкхолдеров и заинтересованных лиц в процессе обоснования управленческих решений; обеспечение стратегического развития предприятия, обусловливают необходимость формирования качественного и действенного кадрового обеспечения в управлении экономической активностью торгового предприятия.

Учетно-аналитическое обеспечение в управлении экономической активностью связано с целенаправленной деятельностью различных категорий персонала, направленных на выполнение конкретных функций управления.

В контуре модели учетно-аналитического обеспечения определена необходимость формирования кадрового обеспечения. Осуществление результативного и действенного учетно-аналитического обеспечения предвидения в привлечении различного уровня управленческого персонала, преимущественно экономического, финансового, учетного профилей.

На финансово-экономический персонал предприятия возложено выполнение организационно-методических, контрольно-аналитических и информационных функций, возложен большой объем обязанностей, предъявляются высокие требования к профессиональной компетентности и квалификации. В общем, профессиональная компетентность специалистов по учету и анализу предполагает:

– наличие профессиональных знаний, умений и навыков, направленных на выполнение своих профессиональных, возложенных на них функций, выполнение которых создает качественное учетно-аналитическое обеспечение в управлении экономической активности торгового предприятия;

– наличие мотивации к формированию профессиональной компетентности в сфере бухгалтерского и управленческого учета и анализа, а также способность мотивировать других к эффективной профессиональной деятельности в этом направлении;

– наличие знаний, умений и навыков применения информационных технологий в профессиональной деятельности;

— свободного владения иностранными языками, особенно в профессиональном направлении;

– способность повышать собственную профессиональную компетентность, быстро реагировать на динамические изменения факторов внешней среды.

Моделирование учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активностью торгового предприятия нацелено на создание комплексного представления о механизме взаимодействия составляющих и результативности такого управления.

Как и любая другая модель, эта модель является составляющей экономического управления торгового управления. Одновременно модель учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активностью отражает учетно-аналитическое обеспечение как самостоятельную систему, которая:

– основывается на функциях менеджмента и принципах экономического управления в деятельности торговых предприятий;

— обобщает совокупность обеспечивающих управленческую деятельность подсистем (информационное, кадровое, техническое обеспечение и системы безопасности), которые создают предпосылки для реализации учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активностью торговых предприятия;

— определяет влияние субъектов управления торгового предприятия (собственников, топ-менеджмент предприятия, менеджеров разного уровня) и других его стейкхолдеров на экономическую активность предприятия через управленческие решения, сформированные в системе учетно-аналитического обеспечения;

– отображает место и важную роль информации в управлении экономической активностью торгового предприятия, для которого создано соответствующее учетно-аналитическое обеспечение;

— использует технологии бухгалтерского инжиниринга, что обеспечивает взаимодействие составляющих и соответствие учетной политике предприятия и требованиям действующего законодательства.

Модель учетно-аналитического обеспечения в управлении экономической активностью торгового предприятия сформирована вокруг процесса трансформации входных информационных потоков на выходные – отчетную информацию. Что, в свою очередь, предусматривает формирование пула данных ядра системы учетно-аналитического обеспечения, что представленные совокупностью финансовых и нефинансовых, количественных и качественных показателей функциональных направлений экономической деятельности.

Информационная основа учетно-аналитического обеспечения направлена на стратегическое управление экономической активностью торгового предприятия. Это отражается в акцентуации, как входящей, так и в формировании совокупности исходной информации перспективного характера с учетом долговременных целевых ориентиров развития предприятия.

Обобщенный процесс обработки входной информации в процессе выполнения расчетно-аналитических процедур позволяет сформировать совокупность релевантной, целостной и симметричной информации для принятия стратегически направленных управленческих решений для достижения запланированного уровня развития экономической активности торгового предприятия.

Моделирование процесса обработки информации отражает постепенный, контролируемый переход большого количества информационных данных из внутренней и внешней среды в достаточный, достоверный, ценный, насыщенный, своевременный, существенный и симметричный поток информации, которая в значительной степени влияет на качество принятия управленческих решений в отношении экономической активности предприятия.

Взаимодействие исходной информации со стейкхолдерами всех уровней влияния и уровней финансовой заинтересованности носит обратный, взаимный характер. Это обеспечивает максимальную обоснованность управленческих решений.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Представленная модель отражает важность управления экономической активностью торговых предприятий. Это будет способствовать в достижении стратегических целей их развития, формировании эффективной системы мотивации деятельности, в принятии обоснованных управленческих решений, в росте устойчивости и адаптивности предприятия к динамическим изменениям бизнес-среды и потребностей стейкхолдеров, в полноте и сбалансированности функционирования всех структурных подразделений и подсистем обеспечения.

Перспективы дальнейших исследований в отношении управления экономической активностью торговых предприятий должны касаться разработки тактических и стратегических направлений управления, реализации конкретных управленческих решений.

Несмотря на то, что экономическая активность является важной составляющей экономического управления торговых предприятий, она должна найти свое отражение в стратегии развития торгового предприятия, в его экономической политике.

Авторы: Наталья Дуляба, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и международного предпринимательства, Национальный университет «Львовская политехника»

Виктория Лакиза, кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и международного предпринимательства, Национальный университет «Львовская политехника»

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 31, №4 (2021) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий