Национальный банк Украины переходит к риск-ориентированному надзору за банками

12.06.2019 – В течение 2018 года Национальный банк Украины внедрял риск-ориентированный подход для осуществления надзора за банками, который основывается на рекомендациях Европейского банковского органа по организации единой процедуры и методологии процесса надзорных проверок и оценки (Supervisory Review and Evaluation process, SREP) и рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору. Об этом говорится в годовом отчете Национального банка Украины.

Для обеспечения выполнения Комплексной программы по развитию финансового сектора Украины до 2020 года, а также планов Национального банка относительно имплементации норм законодательства ЕС и мероприятий по совершенствованию банковского надзора, мы разработали распорядительные акты, которые устанавливают:

порядок оценки банка по методологии SREP, которые, в частности, включают процедуры оценки жизнеспособности бизнес-модели банка, устойчивости его стратегии развития на основании анализа и оценки рисков ликвидности и финансирования;

порядок осуществления текущего мониторинга финансового состояния банков.

Указанными документами определены наши подходы при осуществлении безвыездного банковского надзора за риск-ориентированным подходам, что обеспечивает:

распределение банков по категориям, учитывая важность банка для банковской системы;

применение принципа пропорциональности в определении объема, периодичности и применения надзорных действий в отношении банков, в частности периодичности проведения инспекционных проверок с учетом их размера в банковской системе, структуры и сложности операций и с учетом суждения по результатам безвыездного банковского надзора;

коммуникацию с руководителями банков при проведении оценки банков по методологии SREP;

применение к банкам мер раннего реагирования на выявленные недостатки/отрицательные тенденции по отдельным элементам SREP и направлениям деятельности, имеющим повышенные риски.

Риск-ориентированный подход к банковскому надзору

В 2018 году мы впервые провели оценку большинства банков, в том числе 12 крупнейших банков Украины, основываясь на методологии SREP, и осуществили оценку жизнеспособности бизнес-моделей банков.

Кроме того, в 2018 году мы издали новый нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок осуществления безвыездного банковского надзора на основании риск-ориентированного подхода (risk-based approach).

Согласно новому порядку мы будем осуществлять текущий мониторинг финансового состояния банков, и оценивать банки на основании оценки уровня рисков, присущих деятельности банков, и качества управления такими рисками.

Также нами введен новый инструмент безвыездного банковского надзора – камеральные (не выездные) проверки банков, определены основания и порядок их проведения.

Не выездная проверка банка при осуществлении безвыездного банковского надзора проводится с целью выяснения или подтверждения:

факта соблюдения или несоблюдения банком требований банковского законодательства, нормативно-правовых актов и установленных Национальным банком требований, ограничений относительно деятельности банка, установленных значений экономических нормативов и лимитов открытой валютной позиции;

достоверности определения банком размера кредитного риска по активным банковским операциям, отражение банком в бухгалтерском учете и отчетности операций, предоставленной банком информации о связанных с банком лиц и операций с ними;

подтверждение или опровержение наличия признаков, которые могут свидетельствовать об осуществлении банком рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов.

Внедрение в нашу надзорную практику новых инструментов безвыездного банковского надзора, основанных на применении риск-ориентированного надзора, будет способствовать обеспечению финансовой стабильности банковской системы Украины и защите интересов кредиторов и вкладчиков банков через применение эффективного банковского надзора и приближения Украины к лучшим международным практикам в этой сфере.

Основные результаты выездного банковского надзора

В течение 2018 года в рамках реализации функций Национального банка Украины по осуществлению банковского надзора на индивидуальной и консолидированной основе нашими инспекторами проведено 46 инспекционных проверок 41 банка.

В целом на протяжении 2018 года во время выполнения обязательств, взятых на себя Украиной в Меморандуме об экономической и финансовой политике от 02 марта 2017 года, подписанном с Международным валютным фондом в рамках программы «Механизм расширенного финансирования», осуществлена оценка коллективной пригодности и квалификации высшего руководства топ-20 банков. Банкам даны рекомендации по совершенствованию корпоративного управления и внедрению лучшей международной практики, принципов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

Оценка деятельности банков во время проведения плановых инспекционных проверок продолжала осуществляться по обновленной рейтинговой системе CAMELSО, по которой на конец 2018 года комплексную рейтинговую оценку получили уже 59 банков.

Комплексная рейтинговая оценка банков (усредненная) по рейтинговой системе CAMELSO в 2018 году повысилась до «2», тогда как в 2017 году составила «3».

В частности, банки, которые были объектом инспекционных проверок в 2018 году, получали более высокие оценки, чем в 2017 году, по компонентам «С» (капитал) и «Е» (поступления), что способствовало повышению усредненной оценки по этим компонентам. По остальным компонентам оценки практически не изменились.

Чаще всего низкие оценки в 2018 году банки получали по компонентам «М» (менеджмент) и «О» (операционный риск) – 73,7% и 63,2% проверенных банков соответственно, тогда как в 2017 году – с компонентами «А» (качество активов) и «Е» (поступление) – 57,1 % и 54,3 % банков соответственно.

В контексте изменения приоритетов выездного банковского надзора изменился фокус надзорных действий. От оценки соблюдения надзорных требований и обязательного применения мер воздействия за все выявленные нарушения – к оценке рисковых направлений деятельности с определением «проблемных зон» и предоставлением конструктивных и действенных рекомендаций на будущее (для недопущения повторного нарушения), основанной на лучшем опыте и профессиональном суждении.

Результаты инспекционных проверок 2018 года принимались во внимание при введении другими подразделениями пруденциального блока мер воздействия к банкам.

Согласование устава банка 

Национальный банк согласовывает устав юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность (вновь созданного банка), а также все изменения, которые вносятся в устав действующего банка. Если увеличивается размер уставного капитала банка, то мы сразу проверяем источники средств, которые вносят его акционеры. Эти средства должны быть собственными, а не заимствованными у других лиц.

Изменение размера уставного капитала 

Созданный банк должен иметь уставный капитал не менее 500 млн. грн., действующий банк – не менее 200 млн. грн.

Национальный банк устанавливает график постепенного увеличения размера уставного капитала действующих банков до 500 млн. грн.

Согласование кандидатур на должности руководителей банков  

Национальный банк согласовывает на должность руководителей банка (председателя, его заместителей и членов совета; председателя, его заместителей и членов правления банка, главного бухгалтера банка и его заместителей) и руководителя подразделения внутреннего аудита банка.

Во время согласования руководителей банка Национальный банк проверяет их соответствие установленным квалификационным требованиям. В частности относительно наличия безупречной деловой репутации, а также профессиональной пригодности, соответствующих знаний, профессионального и управленческого опыта, необходимых для надлежащего исполнения должностных обязанностей руководителя банка с учетом бизнес-плана и стратегии банка, а также функциональной нагрузки и сферы ответственности конкретного руководителя банка.

Реорганизация и капитализация банков по упрощенным процедурам

В 2018 году по упрощенной процедуре, предусмотренной законом Украины «Об упрощении процедур реорганизации и капитализации банков» (далее – закон №1985), было осуществлено присоединение ОАО «ВіЕс Банк» к АО «ТАСКОМБАНК», а также ПАО КБ «Центр» к ПАО «МТБ БАНК».

Закон № 1985 будет действовать до 01.08.2020, предоставляя еще полтора года для объединения в существенно уменьшенный (от полтора года до трех-четырех месяцев) срок.

Предусмотрена законом № 1985 упрощенная процедура капитализации, в которой сокращение сроков обусловливается в основном уменьшением сроков получения регуляторных и корпоративных согласований, а также освобождение банка от обязанности совершать определенные действия, предусмотренные стандартной процедурой, где успешно воспользовались два банка, однако одному банку было отказано.

Прекращение осуществления банковской деятельности без прекращения юридического лица 

Новая для банковского сектора Украины процедура отзыва у банка банковской лицензии без его прекращения действия как юридического лица, также начатая законом №1985, продолжала представлять интерес для банков в 2018 году. Ведь она дает возможность банкам, которые не могут выполнить наши требования по капитализации и/или имеют другие финансовые трудности, покинуть банковский рынок не создавая нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц и продолжить деятельность, в частности в финансовом (небанковском) секторе.

Так, в 2018 году мы согласовали план прекращения осуществления банковской деятельности без прекращения юридического лица трем банкам, из которых процесс прекращения осуществления банковской деятельности без прекращения юридического лица завершен ПАО «ДИВИ БАНК» и АО «БМ БАНК».

Надзор за владельцами банков 

Мы осуществляем надзор над владельцами существенного участия в банке. Такой надзор нужен, прежде всего, чтобы контролировать объем кредитов, предоставленных связанным лицам, например, компаниям владельцев банка, а также, чтобы обеспечить ответственность собственников банка перед его кредиторами, в том числе и вкладчиками.

Если лицо намерено приобрести существенное участие в банке, например, купить не менее 10% акций банка, то оно должно согласовать это с Национальным банком.

Также мы формируем перечень лиц, имеющих право покупать неплатежеспособные банки или их активы. Этот процесс называется предварительной квалификацией.

В 2018 году в нашем перечне как принимающие банки значились девять банков, два из них включены в перечень в 2018 году, другим семи продлен срок пребывания в перечне. Такие банки могут участвовать в конкурсе Фонда гарантирования вкладов физических лиц, чтобы приобрести активы неплатежеспособных банков.

Кроме того, в 2018 году мы исключили из перечня одно юридическое лицо, которое квалифицировано как инвестор, хотя в одном банке продлен срок пребывания в перечне как инвестора, который имеет право участвовать в конкурсе, чтобы приобрести неплатежеспособный или переходный банк.

Надзор за прозрачностью структур собственности 

Национальный банк проверяет структуры собственности банков относительно их прозрачности. Структура собственности отражает связи между банком и его владельцами. Однако еще в начале 2014 года 78 украинских банков имели признаки непрозрачности в своей структуре собственности.

Это составило почти половину от их общего количества. На сегодня мы имеем сведения о владельцах всех банков. В течение 2018 года мы опубликовали 133 сведения о структуре собственности банков.

Мы постоянно осуществляем надзор за тем, чтобы у банков была прозрачная структура собственности. Если у нас возникают сомнения относительно того, не является ли лицо номинальным держателем акций банка, то мы проверяем его в финансовом/имущественном положении.

Если структура собственности банка была непрозрачной, то Национальный банк может применить санкции к такому банку. Строжайшая санкция – вывод банка с рынка, после чего банк не сможет оказывать банковские услуги.

В 2018 году мы признали четыре банковских группы: АО «КИБ» (ДЖИ ЭМ ЭЛ GML BANKING GROUP), АО «БАНК¾», АО «Укрэксимбанк», АО «ЮНЕКС БАНК».

В течение 2018 года также согласованы изменения в структуре собственности восьми банковских групп, а признание двух банковских групп прекращено.

По состоянию на 31 декабря 2017 года в Украине действовало 28 банковских групп, по состоянию на 31 декабря 2018-го – 30.

В течение 2018 года мы разрабатывали новые подходы к определению участников банковских групп и принципов их идентификации, основой для этого стал полученный опыт надзора над банковскими группами.

Генеральные лицензии на осуществление валютных операций банками  

В 2018 году мы предоставили банкам 13 новых генеральных лицензий на осуществление валютных операций, что связано с расширением перечня разрешенных валютных операций (три лицензии) и с изменением названия банка или типа общества (10 лицензий).

Также в 2018 году мы отозвали генеральные лицензии на осуществление валютных операций у пяти банков в связи с:

реорганизацией – два;

прекращением осуществления банковской деятельности без ликвидации юридического лица – один;

отзывом банковской лицензии – один;

нарушением валютного законодательства – один.

Результаты мониторинга связанных с банками лиц 

Мы продолжали осуществлять контроль над выполнением банками планов мероприятий, составленных по результатам диагностического обследования банков в 2015 – 2016 годах. По состоянию на 01 января 2019 года 14 банков осуществляли свою деятельность в рамках таких планов мероприятий.

Кроме того, благодаря добросовестному выполнению мероприятий, указанных в индивидуальных планах, за 12 месяцев 2018 года шесть банков воспользовались правом продлить сроки действия планов мероприятий с трех до пяти лет. А также правом внести изменения в графики по приведению максимального размера кредитного риска по операциям со связанными лицами, нормативных требований Национального банка в связи с изменением графиков достижения банками минимального размера уставного и регулятивного капиталов. И мы ожидаем, что в 2021 году все банки начнут придерживаться соответствующего норматива.

В рамках перехода Национального банка к риск-ориентированному надзору риски, которые присущи банка по операциям со связанными с ним лицами, оцениваются и учитываются при определении общей оценки бизнес-модели банка и состоянии корпоративного управления в нем как отдельные составляющие общей оценки SREP.

В 2018 году мы начали работу по комплексному анализу пассивных операций банков со связанными лицами согласно концепции, которая разработана с учетом рекомендаций Международного валютного фонда и с целью:

проведения комплексного мониторинга активных и пассивных операций банков с их контрагентами;

оценки эффективности и достаточности внутрибанковских положений, политики, процедур, систем контроля для обеспечения целостности и полноты процесса идентификации, связанных с банками лиц и контроля над операциями с ними;

оценки зависимости банков от пассивных операций со связанными лицами во время определения бизнес-моделей банков и оценки рисков ликвидности.

С целью повышения эффективности процесса мониторинга связанных с банками лиц и контроля над операциями с ними, согласно с постановлением правления Национального банка Украины от 26.11.2018 № 125:

усовершенствованы и уточнены процедуры и обязательства банка по предоставлению документов для опровержения связанности с банком лица, определенного Национальным банком, связанным с банком лицом, а также срока отражения в данных (отчетности) банка информации о таком лице;

предоставлена банкам возможность самостоятельно устанавливать порядок утверждения перечня связанных с банком лиц;

усовершенствован механизм принятия решений об определении лиц связанных с банком по передаче полномочий комитета по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных системы функционала комиссии по вопросам определения связанных с банком лиц и проверки операций банков с такими лицами.

Одной из ключевых наших задач на 2019 год является повышение технологичности инструментов банковского надзора, в частности, в процессах идентификации и мониторинга, связанных с банками лиц в Национальном банке, а также стимулирование использования банковскими учреждениями лучших практик построения комплексной системы идентификации и мониторинга, связанных с банками лиц.

Результаты надзора за банками и небанковскими финансовыми учреждениями по вопросам финансового мониторинга и соблюдения требований валютного законодательства Украины

Для обеспечения надлежащего надзора за соблюдением банками и небанковскими учреждениями требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения с учетом оценки рисков в указанной сфере, в течение 2018 года Национальной банк провел 26 плановых и 3 внеплановые выездные проверки банковских учреждений, 7 плановых проверок небанковских финансовых учреждений и совершил 66 проверок банков и 7 проверок небанковских финансовых учреждений в порядке безвыездного надзора.

Результаты проверок банков и небанковских финансовых учреждений по вопросам финансового мониторинга 

Мы провели 26 плановых и 3 внеплановые выездные проверки банковских учреждений и 2 плановые проверки небанковских финансовых учреждений по соблюдению ими требований валютного законодательства Украины.

Мы осуществили 1141 проверку по вопросам соблюдения валютного законодательства Украины, в частности небанковских финучреждений, 33 камеральные проверки банков, пять камеральных проверок небанковских финансовых учреждений и 1103 проверки касс небанковских финансовых учреждений, а также их структурных подразделений.

Сотрудничество с правоохранительными органами по результатам надзора по вопросам финансового мониторинга и соблюдения требований валютного законодательства 

По 2018 году мы направили Службе безопасности Украины информацию относительно 42 банков и восьми небанковских финансовых учреждений, а именно:

по результатам проверок по вопросам финансового мониторинга прислали 39 писем с информацией о подозрительных финансовых операциях клиентов банков на общую сумму более 67,5 млрд. грн., 68,1 млн. долл., 11,8 млн. евро;

по результатам надзора в вопросах соблюдения валютного законодательства, с целью реализации государственной политики в сфере борьбы с организованной преступностью направили 1721 письмо по крупномасштабным операциям клиентов банков относительно финансовых операций на общую сумму более 839,6 млн. грн., 738,4 млн. долл., 8,8 млн. евро, 57,2 млн. руб.

Также в течение 2018 года мы направили семь сообщений о подозрительных финансовых операциях в Национальное антикоррупционное бюро Украины.

В основном предоставленная в правоохранительные органы информация касалась проведения клиентами банков финансовых операций, характер или последствия которых дают основания считать, что они могут быть связаны с выводом капиталов, легализацией криминальных доходов, конвертацией (переводом) безналичных средств в наличные, осуществлением фиктивного предпринимательства, уходом от налогообложения и тому подобное.

Кроме того, в 2018 году в соответствии с Договором о сотрудничестве и по обмену информацией между Государственной службой финансового мониторинга Украины и Национальным банком мы предоставляли специально уполномоченному органу на постоянной основе, полученную во время осуществления надзора в сфере финансового мониторинга информацию. Это может быть связано с подозрением в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Применение мер воздействия по результатам надзора по вопросам финансового мониторинга и соблюдение требований валютного законодательства  

По результатам выявленных нарушений мы применили (адекватно совершенным нарушением или уровню угрозы кредиторам и вкладчикам банка) меры воздействия/санкции, в виде штрафов и письменных оговорок.

Мы активно проводили разъяснительную работу для субъектов первичного финансового мониторинга – банков и небанковских финансовых учреждений, а также юридических и физических лиц по применению в работе норм действующего законодательства, в частности нормативно-правовых актов Национального банка и законодательства по вопросам применения персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций).

В течение 2018 года мы осуществляли контроль над своевременностью и полнотой предоставления банками информации/документов по операциям вывоза из Украины и ввоза в Украину уполномоченными банками национальной и иностранной валюты, банковских металлов, выполнением требований индивидуальных лицензий на использование иностранной валюты как средства платежа на территории Украины, выполнения требований индивидуальных лицензий на размещение валютных ценностей на счетах за пределами Украины.

Мы высылали письма органам Государственной фискальной службы и правоохранительным органам в порядке взаимодействия. Осуществляли другие меры в обеспечение валютного надзора.

Мы тесно сотрудничаем с субъектами первичного финансового мониторинга и саморегулируемыми организациями, в частности Независимой ассоциацией банков Украины (НАБУ) и Форумом ведущих финансовых учреждений (FLIFI). В течение 2018 года вопросы работы финмониторинга рассматривались на совместных совещаниях, семинарах, круглых столах, конференциях.

Ежегодная оценка устойчивости

С 2018 года мы ввели ежегодную оценку устойчивости банков и банковской системы Украины. Соответствующее положение об осуществлении оценки устойчивости банков и банковской системы утвержденное постановлением правления Национального банка от 22.12.2017 №141.

Оценка устойчивости предполагает оценку качества активов (asset quality review – AQR) для всех банков, а для крупнейших банков – проведение стресс-тестирования.

Результаты оценки устойчивости показали, что банковский сектор является достаточно капитализированным, однако должен увеличивать запас прочности, чтобы усилить устойчивость к возможным кризисам.

Результатами по итогам оценки качества активов обнаружили в четырех из 56 банков потребность в капитале по состоянию на отчетную дату – начало 2018 года. Два из них до момента завершения диагностики были уже достаточно капитализированными. Еще два банки нуждались в докапитализации, однако на конец 2018 года уже выполнили необходимые мероприятия.

Стресс-тестирование охватывало 24 крупнейшие банки по объему взвешенных на риск активов и депозитов населения, на которые в совокупности приходилось более 94% активов банковского сектора. Цель его проведения – не спрогнозировать возможное развитие событий в секторе, а определить, что могло бы случиться с банками в случае возникновения кризисных явлений. Для этого мы моделируем убытки банков от гипотетического кризиса и определяем потребность в капитале под покрытие таких убытков.

Для стресс-тестирования мы специально разрабатываем два сценария – базовый и неблагоприятный. Последний содержит факторы крупнейших, по нашему мнению, рисков. Неблагоприятный сценарий сконструирован таким образом, что его воплощение приводит к реализации, прежде всего кредитного, а также процентного и валютного рисков. В нем заложено снижение реального ВВП, девальвация гривны, ускорение инфляции и связанное с этим повышение процентных ставок.

Горизонт прогнозирования составляет три года, это позволяет отразить все стадии развертывания кризиса: от его возникновения — до начала восстановления экономики.

Базовый сценарий служит основой для сравнения результатов стресс-теста и не является прогнозом.

Стресс-тестирование в 2018 году показало, что в среднем достаточность основного капитала банков по базовому сценарию росла в прогнозном периоде почти на 13 п.п. Восемь финучреждений нуждались в увеличении капитала для достижения минимального необходимого уровня достаточности в первый прогнозный год по базовому сценарию (на общую сумму 6,1 млрд. грн.).

Один из этих банков в ноябре 2018 года признан неплатежеспособным, однако большинство банков являются достаточно прибыльными в прогнозном периоде, а их общий уровень капитала растет.

При неблагоприятном сценарии потребности в капитале значительно выше. Оцененное влияние кризиса на снижение достаточности основного капитала банков составляет около 9 п.п. Для 13 финансовых учреждений определена потребность в капитале на общую сумму 42,1 млрд. грн. Без учета ВТБ банка потребность составила 34,7 млрд. грн. Существенная часть этой суммы приходится на два государственных банка, однако с учетом мероприятий, осуществленных банками и верифицированных нами, на конец 2018 года потребность снизилась до 19,7 млрд. грн.

Проведение регулярной ежегодной оценки качества активов и стресс-тестирование будет продолжено и в будущем. В 2019 году в неблагоприятный сценарий заложены более жесткие предположения для выявления уязвимости банков к рискам, в частности быстрый рост доли неработающих потребительских кредитов, неизменные ставки по кредитам и увеличение параметра потерь в случае дефолта.

Приближение регулирования банков к Базелю и актам ЕС

В 2018 проходил плановый процесс адаптации отечественной банковской системы к стандартам деятельности банков на основании Основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по вопросам банковского надзора.

Мы принимали активное участие в реализации мероприятий, положенных в основу Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года, Плана мероприятий по совершенствованию банковского надзора, а также Планов Национального банка Украины относительно имплементации законодательства ЕС на выполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Эти мероприятия осуществлялись в тесном сотрудничестве с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейской комиссией, другими международными финансовыми организациями.

С целью приближения к положениям Директивы 2013/36/ЕС, Директивы 2014/56/ЕС, Регламента ЕС 575/2013, рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, а также повышения эффективности и обеспечения стабильной деятельности банковской системы Украины в 2018 году издан ряд нормативно-правовых актов относительно внедрения/усовершенствования:

коэффициента покрытия ликвидности (LCR);

нового инструмента капитала с условиями конверсии/списания;

ежегодной оценки устойчивости банков и банковской системы;

риск-ориентированного подхода по вопросам лицензирования банков;

минимальных требований по организации системы управления рисками

в банках и банковских группах;

рекомендаций по организации корпоративного управления в банках;

Кредитного реестра Национального банка;

порядка проведения аудита банков.

С целью поддержания финансовой стабильности и повышения устойчивости банковской системы к возможным шокам ликвидности, постановлением правления Национального банка от 15.02.2018 № 13 введен новый норматив ликвидности – коэффициент покрытия ликвидности (LCR). Он устанавливает минимально необходимый уровень ликвидности для покрытия чистого ожидаемого оттока денежных средств из банка в течение 30 дней с учетом стресс-сценария.

С 27 декабря 2018 года мы ввели новый инструмент капитала с условиями конверсии/списания, который расширяет возможности для увеличения уровня капитализации банковской системы Украины и является первым шагом в реформировании требований к капиталу, введение которых запланировано на 2020 год.

Основной его характеристикой является способность поглощать убытки банка («loss absorption mechanism») через конверсию или списание обязательств по таким инструментам за счет средств инвесторов, а не за счет средств других кредиторов и государства. Конверсию или списание обязательств по инструментам, банк осуществляет в случае наступления триггерного события – уменьшения уровня достаточности основного капитала банка (без учета инструмента) ниже 6,25% (постановление правления Национального банка от 22.12.18 № 148).

Кроме того, постановлением правления Национального банка от 18.12.2018 № 139 введены:

обновленные требования по определению банком при расчете нормативов кредитного риска группы связанных контрагентов, которые несут общий экономический риск. Согласно новым требованиям банки должны определять группу связанных контрагентов при условии, что такие контрагенты связаны отношениями контроля или экономической зависимостью. Это обязывает банки тщательно изучать своих контрагентов: их структуру собственности, бизнес-среду, показатели финансовой отчетности и т. п.;

требования относительно покрытия регулятивным капиталом банка, суммы превышения фактического объема задолженности всех связанных с банком лиц над максимально допустимым объемом такой задолженности.

Также, учитывая существенные изменения в учете операций банков с финансовыми инструментами в связи с переходом к применению Международного стандарта финансовой отчетности «Финансовые инструменты», мы обновили показатели надзорной отчетности. А также усовершенствовали подходы к оценке рисков по финансовым инструментам при расчете нормативов капитала, кредитного риска и ликвидности (постановление правления Национального банка от 30.03.2018 № 33, решение правления Национального банка от 27.04.2018 № 234-рш).

С целью совершенствования правового регулирования в процессах лицензирования банков и приведения соответствующих норм в соответствие с требованиями европейского законодательства принято новое Положение о лицензировании банков (постановление правления Национального банка от 22.12.2018 № 149). Основной задачей документа является переход от формалистического к риск-ориентированному подходу в вопросах лицензирования банков и обеспечения регулятора инструментами для сущностного анализа при осуществлении согласительных процедур.

Среди ключевых нововведений правового регулирования в сфере лицензирования банков, можно выделить следующие:

оценка финансового состояния юридических лиц и имущественного состояния физических лиц (в частности, определены детальные критерии оценки финансового/имущественного состояния лиц; установлены требования к бизнес-плану; ужесточены требования к источникам собственных средств физических лиц, направляемых на капитализацию банка и на приобретение или увеличение существенного участия в нем и тому подобное);

оценка деловой репутации юридических и физических лиц. В частности, структурированы признаки деловой репутации лиц, предоставлено право Национальному банку принимать решение о небезукоризненности деловой репутации лица при отсутствии признаков, прямо определенных Постановлением № 149. Если установлены другие факторы, свидетельствующие о небезукоризненности деловой репутации лица (систематическое нарушение законодательства Украины, нарушение стандартов деловой этики и др.), распространение процедуры «отбеливания» деловой репутации лица будет почти на все признаки деловой репутации и т. п.;

согласование приобретения или увеличения существенного участия в банке. В частности, определены особенности согласования для различных видов приобретения/увеличения существенного участия (внутригрупповой реструктуризации, приобретения/увеличения существенного участия по доверенности и в случае заключения сделки об управлении); установлен запрет на управление банком собственными акциями и акциями/долями участия юридических лиц в своей цепи владения;

руководителям банков в частности, установлены дополнительные требования соответствия руководителей банка (отсутствие конфликта интересов, возможность уделять достаточно времени выполнению обязанностей);

установлены дополнительные требования к независимым директорам (не должны быть акционерами или владельцами существенного участия в банке);

отныне тестирование и собеседование в обязательном порядке проходят также независимый директор и члены правления, ответственные за риск-менеджмент (CRO) и комплаенс (CCO);

открытие обособленных подразделений банков и начало новых видов деятельности (в частности, вместо большинства формальных требований введено условие об экономической обоснованности открытия обособленного подразделения/начала деятельности, а также его соответствия стратегии и бизнес-плану банка);

обеспечение прав маломобильных групп населения.

С учетом принципов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору относительно корпоративного управления и управления рисками в банках и банковских группах мы разработали Положение об организации системы управления рисками в банках Украины и банковских группах (постановление правления Национального банка от 11.06.2018 № 64) (далее – Положение).

Положение определяет основные цели и принципы управления рисками, которые возникают по всем направлениям деятельности банка и банковской группы на всех организационных уровнях, и устанавливает минимальные требования относительно организации в банке и банковской группе комплексной, адекватной и эффективной системы управления рисками.

Положение также предусматривает:

внедрение требований к построению субъектного состава системы управления рисками с применением модели трех линий защиты;

усиление обязанностей и ответственности совета банка по управлению рисками;

повышение культуры управления рисками;

ужесточение требований к полномочиям, компетенции и независимости подразделений по управлению рисками и контроля над соблюдением норм (комплаенс);

определение риск-аппетита в пределах допустимого уровня риска и постоянного контроля рисков.

С целью повышения уровня корпоративного управления в банковском секторе Украины, с учетом предложенных и уже принятых законодательных изменений (закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг» с рег. № 2210) мы одобрили Методические рекомендации по организации корпоративного управления в банках Украины (постановление правления Национального банка от 03.12.2018 № 814-рш). Банкам даны рекомендации по вопросам организации корпоративного управления, в частности:

функции, состава и порядка работы совета банка, его коллективной годности;

формирование, состав, полномочий и порядка работы комитетов совета банка;

роль совета банка в обеспечении эффективного функционирования системы внутреннего контроля в банке;

внедрение эффективной политики вознаграждения, которая будет стимулировать работников действовать в интересах банка и не прибегать к чрезмерным рискам;

раскрытие банком информации о корпоративном управлении.

В рамках продолжения работы по повышению прозрачности банковской системы в апреле 2018 года на страницах нашего официального сайта впервые размещена информация о руководителях банков, а также информация о руководителях и владельцах существенного участия в банках, которые были ликвидированы не по инициативе их владельцев.

05 и 06 декабря 2018 года мы провели первую «Школу независимых директоров», целью которой является повышение уровня осведомленности представителей банков, членов их органов управления. Прежде всего, независимых членов наблюдательных советов относительно принципов корпоративного управления, его роли в деятельности банков, основных принципах функционирования наблюдательных советов в банках и их деятельности независимых членов, а также ознакомление слушателей с актуальными вопросами регулирования банковской деятельности.

В конце 2018 года мы обнародовали план инспекционных проверок банков на 2019 год, в будущем это будет делаться на постоянной основе.

В течение 2018 года организация и проведение инспекционных проверок осуществлялись согласно обновленной редакции Положения № 276, утвержденного постановлением правления Национального банка от 28.12.2017 № 145. В частности, были учтены нормы директивы 2013/36/ЕС Европейского Парламента и Совета Европы от 26 июня 2013 года о доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за деятельностью кредитных организаций и инвестиционных компаний, учитывая Основные принципы эффективного банковского надзора и рекомендации Базельского комитета.

В частности, уточнены и упорядочены права и обязанности инспекторов и руководителей объекта проверки, усовершенствованы подходы к проведению проверки, обсуждения ее предыдущих результатов с руководством банка и на заседаниях комитета по вопросам надзора за банками с возможным привлечением руководства банка.

Также определено, что План инспекционных проверок составляется на основании риск-ориентированного подхода и утверждается коллегиальным органом Национального банка.

В 2018 году усовершенствовано определение рейтинговой оценки по системе CAMELSO в контексте приближения к подходам, которые применяются для наблюдательной оценки банков при осуществлении безвыездного банковского надзора (SREP). В частности, уточнено описание оценок и введена оценка «F», которая свидетельствует о наличии непосредственных рисков для жизнеспособности банка и наличие оснований для признания банка проблемным/неплатежеспособным.

Продолжалась адаптация стандартизированных подходов и процедур инспекционной проверки по направлениям деятельности банков (в частности, чек-листов, опросников) с учетом внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении инспекционных проверок и усиления фокуса проверок на самых проблемных направлениях деятельности банков, которые несут наибольшие риски для вкладчиков и кредиторов.

С учетом результатов апробации усовершенствованы подходы к оценке коллективной пригодности совета и квалификации высшего руководства банков в рамках инспекционных проверок банков с привлечением международных экспертов. Подходы, которые были использованы при оценке 20 крупнейших банков, являются основой для проведения оценки остальных банков Украины.

С целью имплементации закона Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» и новой редакции Международных стандартов аудита (МСА) приняты постановления правления Национального банка от 02.08.2018 № 89 и № 90.

Постановлением правления Национального банка № 89 установлено, в частности:

порядок информирования банком Национального банка о выбранной аудиторской фирме для проведения внешнего аудита;

порядок рассмотрения информации банка и принятие решения Национального банка об отклонении/отстранения аудиторской фирмы (решение принимает комитет по вопросам надзора);

основания отклонения / отстранения национального банка избранной банком аудиторской фирмы.

Постановлением правления Национального банка № 90 установлено, в частности:

проведение банками конкурса по отбору аудиторских фирм;

обеспечение аудиторской фирмой ротации аудиторов, привлекаемых для проведения аудита;

включение в аудиторский отчет информации согласно требованиям МСА и Национального банка по отдельным вопросам деятельности банка.

Безопасность и киберзащита банков

В 2018 году вступил в силу закон Украины «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины» (далее – закон), который определяет Национальный банк одним из основных субъектов национальной системы кибербезопасности.

Поэтому на протяжении 2018 года мы принимали активное участие в работе Национального координационного центра кибербезопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины. В пределах своей компетенции и предоставленных полномочий мы обеспечили выполнение Плана мероприятий на 2018 год по реализации Стратегии кибербезопасности Украины, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2018 года № 481-р.

В 2018 году завершился первый этап создания Центра киберзащиты Национального банка, в составе которого мы организовали работу команды реагирования на кибер инциденты в банковской системе Украины – CSIRT-NBU как ключевого подразделения Центра киберзащиты Национального банка.

Киберзащита в ЕС

До 09 мая 2018 года страны-члены ЕС должны имплементировать Директиву Европейского Парламента и Совета (ЕС) NIS 2016/1148 от 06 июля 2016 года о мерах высокого общего уровня безопасности сетевых и информационных систем на территории Союза.

Кроме того, в 2018 году вступило в силу постановление правления Национального банка от 28.09.2017 № 95 «Об утверждении Положения по организации мероприятий по обеспечению информационной безопасности в банковской системе Украины». Им урегулированы вопросы обеспечения безопасности информации и кибернетической защиты банковской системы Украины через определение порядка и требований к организации мер информационной безопасности.

В 2018 году мы разработали требования для обеспечения информационной безопасности и киберзащиты в сфере перевода средств. Соответствующий проект постановления правления Национального банка «Об утверждении Положения о киберзащите и информационной безопасности в платежных системах и системах расчетов» прошел общественное обсуждение.

В частности, этим документом предусмотрено определение требований к субъектам платежного рынка по построению системы защиты информации и кибербезопасности, а также порядок действий в случае обнаружения кибератак, снижающих надежность функционирования платежных систем и систем расчетов.

Защита персональных данных в ЕС

До 25 мая 2018 года страны-члены ЕС должны имплементировать Директиву Европейского Парламента и Совета (ЕС) GDPR 2016/679 о защите данных и конфиденциальности для всех лиц в пределах Европейского Союза и Европейской экономической зоны.

Важным фактором обеспечения надлежащего уровня киберзащиты банковской системы Украины является возможность осуществлять информационный обмен между банковскими учреждениями Украины, другими участниками национальной системы кибербезопасности Украины, отечественными и международными организациями в сфере обеспечения киберзащиты.

С целью построения единой и доверенной информационной среды эффективного взаимодействия и коммуникаций субъектов банковской системы Украины создана и введена в опытную эксплуатацию информационно-аналитическая система Центра киберзащиты Национального банка.

В ее составе развернуты аналитический репозитарий образцов вредоносного программного обеспечения и артефактов кибератак CRITS (используется решение Collaborative Research Into Threats) и система обмена индикаторами киберугроз MISP (используется решение Malware Information Sharing Platform). Их применение позволит значительно повысить уровень ситуационной осведомленности банков об актуальных киберугрозах, своевременно применять предупредительные меры киберзащиты информационных систем банков, реагировать и противодействовать актуальным киберугрозам.

В контексте расширения взаимодействия и сотрудничества с иностранными и международными организациями по вопросам реагирования на кибер инциденты утвержден следующий этап развития Центра киберзащиты Национального банка, который ориентирован на развитие международного сотрудничества (решение правления Национального банка от 02.08.2018 № 742-рш).

Мы прорабатываем вопрос аккредитации CSIRT-NBU в международном Форуме команд реагирования на инциденты безопасности FIRST, на участие на правах членства в работе Центра обмена информацией и анализа финансовых услуг FS-ISAC и осуществления обмена информацией с другими командами реагирования на инциденты компьютерной безопасности банковских учреждений государств-членов Европейского Союза.

Центр киберзащиты Национального банка также осуществляет информационный обмен и взаимодействует с Государственным центром киберзащиты Госспецсвязи, CERT-UA и Ситуационным центром по обеспечению кибернетической безопасности Службы безопасности Украины.

В феврале 2018 года Центром киберзащиты Национального банка начато оперативное информирование банковских учреждений Украины о выявленных инцидентах кибербезопасности и зафиксированы попытки совершения кибератак. С тех пор в банки Украины направлено более 150 электронных сообщений, которые содержали сформированные индикаторы киберугроз и рекомендации по противодействию.

В целом наши системы информационной безопасности и аппаратно-программные комплексы киберзащиты CSIRT-NBU, которые работают в онлайн-режиме, зафиксировали в 2018 году около одного миллиона кибер инцидентов и попыток совершения кибератак. Проведено исследование около 4 тысяч образцов вредоносного программного обеспечения, по которым сформированы соответствующие индикаторы киберугроз.

Внедрение макропруденциальной политики

Содействие финансовой стабильности – вторая по приоритету (после обеспечения ценовой стабильности) функция Национального банка, что закреплена в законе «О Национальном банке Украины». Чтобы эффективно ее выполнять, мы разработали систему макропруденциальной политики, необходимую для предотвращения накопления и реализации системных рисков в финансовом секторе, а также для повышения его устойчивости к кризисным явлениям.

Эта система описана в Стратегии макропруденциальной политики (далее – стратегия), представленной в конце 2018 года. В соответствии с европейской практикой документ определяет, что и как будет делать Национальный банк для обеспечения финансовой стабильности, которая будет способствовать устойчивому экономическому росту Украины.

Предпосылкой внедрения макропруденциальной политики были три глубокие финансовые кризисы, имевшие место в течение последних двух десятилетий и что привели к существенным долгосрочным потерям для экономики Украины. Фундаментальными проблемами Украины на тот момент были неэффективное банковское регулирование на микроуровне и отсутствие упреждающих мер, которые бы помогли избежать накопления системных рисков и способствовать сохранению финансовой стабильности.

Из-за неготовности банковского сектора к кризисам в прошлом Национальному банку приходилось действовать реактивно уже в разгар кризиса.

Однако с тех пор мы провели существенную работу, чтобы ни один потенциальный кризис не застал банковский сектор врасплох. Продолжается переход на эффективный риск-ориентированный банковский надзор, а на макроуровне, то есть на уровне всей финансовой системы, уже начато введение мер макропруденциальной политики. Ее конечная цель – обеспечение финансовой стабильности через повышение устойчивости финансовой системы и недопущение накопления системных рисков. А достигается это через выполнение промежуточных целей.

С учетом рекомендаций Европейского совета по системным рискам и особенностей украинской финансовой системы Стратегия макропруденциальной политики определяет шесть промежуточных целей.

Цели Стратегии макропруденциальной политики

 

Работая с этими рисками, макропруденциальная политика способствует повышению устойчивости экономики и финансовой системы.

Однако есть два ключевых аспекта, которые надо учитывать, когда речь идет о макропруденциальном регулировании, и которые закреплены в Стратегии.

Во-первых, важно помнить, что устойчивость отдельных участников (например, отдельных банков) не равна устойчивости системы в целом, поэтому определенные инструменты, которые мы внедряем согласно Стратегии, могут сдерживать активную экспансию банков в отдельных сегментах и одновременно способствовать обеспечению стабильности финансовой системы в целом.

В соответствии с побочным эффектом макропруденциальной политики может быть осложнение доступа населения и бизнеса к кредитным ресурсам, что может обуславливать сравнительно низкие темпы экономического роста – плату за устойчивость к финансовым кризисам. Поэтому эффективная макропруденциальная политика всегда должна сохранять баланс между усилением устойчивости финансовой системы и замедлением темпов экономического роста.

Поскольку потери экономики от кризисов обычно превышают недопоступления банков из-за введения макропруденциальных ограничений, в общем макропруденциальная политика, хотя и может определенным образом ограничивать активность отдельных банков, но в обеспечении стабильности всей системы является позитивом для банковского рынка.

Во-вторых, фундаментальным принципом применения макропруденциальной политики является проактивный подход. Мы будем действовать на опережение, чтобы не допустить кризисов или минимизировать эффект от них для отечественной экономики. Это означает, что инструменты этой политики следует применять тогда, когда риски для финансовой системы кажутся незначительными или являются неочевидными.

В Стратегии подробно описана последовательность наших шагов для достижения промежуточных целей.

Все начинается с выявления системных рисков для стабильности финансовой системы, из которых мы сегодня выделяем семь:

краткая срочность фондирования банков;

значительный уровень долларизации банковского сектора;

высокая доля государственного капитала в банковском секторе;

стремительный рост потребительского кредитования;

переток активов и операций в небанковский финансовый сектор;

высокая концентрация кредитных рисков;

высокая доля неработающих кредитов.

Затем происходит выбор, калибровка (установка уровня и охват соответственно масштаба и распространение риска, условий и перспектив развития финансового сектора) и активация макропруденциальных инструментов. В завершение оценивается их влияние на ситуацию и принимается решение о продолжении или прекращении их применения.

Стратегия макропруденциальной политики содержит перечень инструментов, которые уже используются нами или же будут введены со временем.

К ним относятся инструменты капитала (в частности, контрцикличный буфер капитала, буфер системной важности, коэффициент левериджа), инструменты ликвидности (коэффициент покрытия ликвидности (LCR) и чистого стабильного финансирования (NSFR), другие инструменты. Например, установка предельного значения соотношение основной суммы кредита и рыночной стоимости обеспечения и повышенные требования к раскрытию информации.

Для каждого инструмента приведен возможный эффект от его применения, а также типичные системные риски, для нейтрализации которых его используют. В то же время приведенный перечень не является исчерпывающим – при необходимости будет расширен.

Сегодня также продолжается работа по внедрению макропруденционного инструментария в Национальном банке. В 2018 году введено LCR и регулярное стресс-тестирование в рамках оценки устойчивости банков, которое является важным инструментом выявления рисков. Кроме того, поскольку для эффективного макропруденционного регулирования необходима координация политики как внутри самого Национального банка, так и на межведомственном уровне, это вопрос отдельно освещается в документе.

Обеспечение финансовой стабильности – задача не только для банковского регулирования. Ведь финансовая система не только банки, но и другие финансовые учреждения.

Эффективное регулирование банковского сектора при отсутствии аналогичных требований в других финансовых учреждений создает возможности для регуляторного арбитража, что ослабляет действенность регулирования банков. Поэтому макропруденциальная политика будет эффективной при условии согласованной политики, направленной на комплексное регулирование всех сегментов финансового рынка.

Стратегия также определяет схему взаимодействия макропруденциальной политики с монетарной и микропруденциальной. В этой ситуации мы исходим из того, что эти направления нашей политики должны поддерживать друг друга.

Низкая и стабильная инфляция (результат успешной монетарной политики) способствует финансовой стабильности, а стабильное состояние финансовой системы (как достижение действенной макропруденциальной политики) уменьшает волатильность цен на рынках и дает возможность эффективно проводить монетарные операции.

Взаимодействие видов экономической политики 

В то же время в отдельные моменты между этими политиками могут возникать конфликты интересов. Например, мягкая монетарная политика может быть оправданной с учетом макроэкономических условий, однако создавать такие побочные эффекты, как рост долговой нагрузки заемщиков и менее умеренное восприятие рисков кредиторами в условиях низких процентных ставок. Поэтому, осознавая угрозы, мы и предусмотрели механизмы согласования политик.

Значительное внимание в макропруденциальной политике отводится коммуникации с рынком. О рисках, на которых будет сосредоточено наше внимание согласно Стратегии, уже несколько лет подряд мы регулярно сообщаем через Отчет о финансовой стабильности и через другие публикации, которые размещаются на нашем сайте.

Вербальное предупреждение о рисках – обязательный этап макропруденциальной политики. Макропруденциальное реагирование исчерпывается только им, если применение макропруденциальных ограничений преждевременно, нецелесообразно или невозможно.

Если предупреждения о рисках не достаточно, то мы будем использовать макропруденциальные инструменты, проанализировав преимущества и недостатки их применения перед введением.

Мы не ставим себе целью шокировать рынок внезапным появлением новых требований, поэтому заблаговременно информируем участников рынка о регуляторных изменениях, чтобы они имели достаточно времени для подготовки к ним.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий