Население земли стареет, не хватает рабочих рук. Готова ли к этому мировая экономика?

Наличие большого количества пожилых людей давит на пенсионные фонды и госбюджеты. Многим странам из-за этого приходится идти на непопулярные меры. Что это все значит?

Поколение «бэби-бумеров» — так называют людей, родившихся в 1960-х годах. Тогда в мире была повышенная рождаемость, которая растянулась на десятилетия. Развитие экономики и медицины, падение детской смертности создали благоприятные условия для увеличения количества браков и рождения детей.

Не так давно главной демографической проблемой будущего считалось перенаселение. Однако тренды последних десятилетий говорят об обратном направлении.

Темпы рождаемости падают с 1971 года. По данным Всемирного банка, во времена «бэби-бума» ежегодный прирост населения на Земле достигал 2,1%, сейчас – 1%.

Чтобы вычислить перспективы роста населения, ученые ориентируются на коэффициент фертильности (СКН) – среднее количество детей, которое рожает женщина. По данным ООН, в 1950 году мировой СКН составил 5, в 2021 году – 2,4. падение ниже 2,1 будет означать, что начинается депопуляция. Ученые Вашингтонского университета посчитали, что ее пик человечество пройдет в 2064 году.

Главные причины уменьшения рождаемости — доступ к средствам контрацепции и повышение уровня образования женщин, которые делают выбор в пользу карьеры.

Увеличение среднего возраста людей и дисбаланс в естественном сокращении населения заставляет задуматься о перспективах мировой экономики.

Старение населения 

Финансовая система настроена на экономический рост и приток рабочей силы. Уменьшение количества молодежи может привести к падению глобального спроса, дефляции и застою, а дефицит рабочей силы без должного уровня автоматизации – усложнит содержание пенсионеров, доля которых растет.

Вся проблема — в пропорциях. «Бэби-бумеры подросли и стали стержнем экономического роста. Со временем рождаемость и преждевременная смертность начали сокращаться. Благодаря этому в экономике было максимум трудоспособного населения и минимум людей на иждивении — пенсионеров и детей.

Этот период, который длится 30-40 лет, называется демографическим окном. Экономический успех стран зависит от того, как они воспользуются этим бонусом.

Однако за бонус надо будет заплатить. Дело в том, что трудоспособное население выходит на пенсию. Поскольку рождаемость падает, сменить этих людей на их рабочих местах будет трудно. Следовательно, странам необходимо искать решение для содержания пенсионеров и чтобы одновременно сохранить темпы экономического роста.

По данным ООН, в 2020 году возраст почти каждого десятого жителя Земли превышал 65 лет. В 2050 году их доля вырастет с 9,3% до 15,9%.

Что это значит? Наличие большого количества пожилых людей будет создавать дополнительное давление на частные пенсионные фонды и государственные бюджеты. Чтобы оставить финансовую систему здоровой, правительствам придется проводить комплексные пенсионные реформы. Часто — непопулярные.

На Всемирном экономическом форуме проблему роста нагрузки на пенсионные фонды называют бомбой замедленного действия, ведь благодаря развитию медицины и через демографический переход пенсионеров будет становиться значительно больше, и в страховых фондах не будет хватать денег на всех.

Если не изменить пенсионные системы, то в 2050 году они будут тормозить рост мирового ВВП ежегодно на 2%. Увеличение бюджетных дефицитов повысит госдолг на 180% в развитых странах и на 130% ‒ в восходящих.

Эту проблему уже ощущают в Японии, где 29% населения старше 65 лет (в Украине – 17%). Япония по среднему возрасту — старейшая страна мира из-за высокой продолжительности жизни, закрытой миграционной политики и падения рождаемости.

На фоне старения населения в Японии постепенно уменьшаются размеры пенсий. Средняя пенсия там составляет около 60% от зарплаты, а через 30 лет может сократиться до 40%. Правительству придется так реформировать пенсионную систему, чтобы не привести к финансовой катастрофе и в то же время не потерять популярность.

Просто увеличить пенсионный возраст — не выход. Следует изменить систему накоплений, повысить финансовую грамотность и сделать прозрачными государственные финансы.

Японское правительство расширяет круг людей, которые платят пенсионные взносы, стимулирует пенсионеров работать, позже выходить на пенсию в обмен на более крупные выплаты. Кроме того, власти страны вводят более открытую иммиграционную политику и больше внимания уделяют обслуживанию пожилых людей.

«В Японии очень уважают пенсионеров, рассматривают их как ценность, а не бремя. Они работают и в 80 лет, их охотно берут на работу. Бизнесмены рассматривают старение населения как новые возможности. Создание специальной инфраструктуры для пожилых людей может быть очень выгодным», – рассказал ЭП Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Японии Сергей Корсунский.

Для стран с большой долей пенсионеров цена ошибки в реформировании может быть огромной, ведь стабильность финансовой системы все больше будет зависеть от эффективности пенсионной реформы.

Дефицит работников

Старение населения приводит к дефициту рабочей силы. Предприятия легкой промышленности можно перенести в страны «третьего мира», где рождаемость до сих пор на высоком уровне, но найти квалифицированных работников на рабочие специальности в Европейском Союзе и Северной Америке – уже проблема.

Исследования международной кадровой корпорации ManPowerGroup показало, что на волне восстановления мировой экономики компании из 15 стран Евросоюза и Северной Америки имеют наибольшее количество вакантных рабочих мест с 1962 года, а семь из десяти компаний столкнулись с трудностями при поиске работников.

Яркий пример — дефицит водителей, ударивший по цепям поставок. Отрасль логистики оказалась неготовой к возобновлению мировой торговли. По данным исследовательской компании Transport Intelligence, в 2020 году только в ЕС недоставало 400 тыс. водителей. С такой проблемой столкнулись и США.

Из-за этого в мире задерживались поставки товаров и сырья, а цены на перевозки в ЕС и США за год выросли на 20% и 26% соответственно.

Хотя триггером для европейского дефицита водителей грузовиков стало закрытие границ для мигрантов из-за карантина, неспособность отрасли быстро адаптироваться является следствием более глубокой проблемы — старения и тяжелых условий труда.

Средний возраст водителя грузовика в ЕС — 47 лет. Вскоре львиная доля дальнобойщиков уйдет на пенсию, а новое поколение на замену им не приходит. Связанная с рисками для здоровья профессия дальнобойщика потеряла престиж, поэтому во время планирования карьеры молодежь рассматривает ее едва ли не в последнюю очередь.

В условиях дефицита на рынке труда западным странам приходится привлекать мигрантов из более бедных стран. Как оказалось, опора на них очень чувствительна к политическим изменениям, поэтому это больше «костыль», чем реальное решение проблемы.

Из-за дефицита рабочей силы под вопросом оказалась реализация инфраструктурного плана Байдена на триллион долларов. Американские чиновники опасаются, что из-за недостатка строителей подрядчики не смогут справиться с масштабными запланированными проектами.

Причиной называют старение рабочих поколения «бэби-бума». Средний возраст строителей в США составляет 53 года. В то же время количество вакансий на объектах выросло по сравнению с показателями, которые наблюдались до пандемии, на 12%.

Свои коррективы в рынок труда внесла пандемия. Изменение потребительских привычек и условий труда, заблаговременные выходы на пенсию и высокие расходы безработным усилили хаос.

Как решить проблему

В условиях дефицита работников у компаний есть три пути: оптимизировать работу с помощью инноваций, предлагать лучшие условия труда, привлекать мигрантов.

Вариантов инноваций немало, от систем автоматизации до оригинальных подходов в подготовке кадров. Яркий пример – производство зерновых культур и хлеба.

«Если десять лет назад для работы на больших элеваторах нужно было более 30 человек, то сейчас, на современных сооружениях, десять. Все активнее используются дроны и тяжелая беспилотная техника, которая заменяет рабочие руки», – отметил директор консалтинговой компании Barva Invest Юрий Гаврилюк.

«В советские времена на 500-тонном комбинате хлебопродуктов работало 350 человек. Такому же современному предприятию нужно 70 вместе с администрацией. Автоматизация сократила некоторые профессии и уменьшила потребность в рабочих руках впятеро», – рассказал гендиректор компании «Первая мельница» Игорь Новицкий.

Впрочем, технологические инновации не поспевают за тенденциями на рынке труда. Так, беспилотные грузовики только проходят тестирование. Пройдет много лет, прежде чем рынок труда почувствует от них результат, ведь внедрение таких технологий требует множества проверок по безопасности и до сих пор нуждается в людях за рулем.

Строителей частично заменят 3D-принтеры, которые уже возводят бюджетное жилье и офисы. Впрочем, эта технология дорогая для застройщиков и слишком «сырая», чтобы использовать ее для постройки многоэтажных домов по современным стандартам.

Так же робот, который способный собирать спаржу, нескоро сменит сезонных работников на полях, ведь такие машины дорогие и могут навредить качеству урожая.

Привлечение мигрантов — не слишком надежное решение в условиях политической нестабильности. Это может стать неприятным фактором для работодателей.

Британия из-за Brexit за год потеряла около сотни тысяч рабочих из Европейского Союза и страдает от дефицита рабочей силы. Из самого ЕС через закрытые границы во время пандемии тоже уехали эмигранты, из-за чего компании недосчитались сотен тысяч работников.

Впрочем, доля мигрантов будет вынужденно расти. В Германии из-за старения населения к 2030 году освободятся 3,9 млн. рабочих мест. Гастрономия, логистика и транспорт в этой стране уже зависят от мигрантов на 20-30%.

Повышение зарплаты и улучшение условий труда поможет поощрить рабочих. На примере с дальнобойщиками видно, что это может сработать.

Американские и европейские компании предлагают водителям бонусы за трудоустройство и обещают повышенную зарплату. В ЕС начинают работать новые правила обустройства инфраструктуры для дальнобойщиков, которые сделают их работу не такой тяжелой и вредной для здоровья. С другой стороны, такие мероприятия повлекут за собой повышение цен на продукцию.

В Организации экономического сотрудничества и развития не первый год борются с демографической проблемой. Речь идет столько о повышении рождаемости, сколько о мобилизации трудовых ресурсов – о привлечении женщин и пенсионеров.

В Украине все сложно

На Украину демографические проблемы давят с трех сторон: низкая рождаемость, высокая смертность и миграция. В 2020 году население страны сократилось на 314 тыс., что сопоставимо с населением Винницы.

Все это влияет на рынок труда. По данным Work.ua больше всего страдают от нехватки работников производство, сфера обслуживания, торговля и логистика.

По информации Jooble, количество вакансий в оптовой и розничной торговле по сравнению с докризисным 2019 годом выросло с 45 тыс. до 75 тыс., на производстве – с 40 тыс. до 55 тыс., на транспорте и в логистике – с 35 тыс. до 40 тысяч.

В «АТБ-маркете» рассказали, что компания вынуждена работать в условиях постоянного дефицита грузчиков и охранников, доля которых составляет 30%.

«Ежемесячно несколько десятков работников магазинов увольняются из-за выезда на работу за границу. Такая тенденция наблюдается во всех регионах Украины, но больше всего она выражена в небольших городах», – отметило руководство ритейлера.

Борьба за работников выгодна для украинцев, ведь работодатели вынуждены предлагать все больше конкурентные зарплаты, условия труда и охотиться за кадрами. Например, компания ДТЭК использует практику «дуального образования», студент осваивает материал на производстве, получая за это полную зарплату с перспективой устроиться на работу сразу после завершения обучения.

В «Новой почте» делают ставку на обучение кадрового резерва. Для этого создали корпоративный университет с бесплатным обучением.

Дефицит работников сказывается на качестве рабочей силы и предоставляемых услуг. Например, из-за недостатка водителей перевозчики не могут наказывать нарушителей, ведь они быстро находят себе места на других маршрутах.

Кроме того, существуют факторы старения населения и высокой смертности. Профессор Института демографии и социальных исследований НАН Ирина Курило отметила, что Украина входит в 30 старейших стран мира. Это связано с низкой рождаемостью и преждевременной смертностью людей трудоспособного возраста.

«На показатель смертности влияет не только состояние системы здравоохранения. Украине нужно решать проблемы алкоголизма, вредных привычек, плохих условий труда, рискового поведения и низкого уровня жизни. Старение и сокращение населения – это мировой тренд, к которому мы можем только адаптироваться. Снизить преждевременную смертность помогут реформа медицины, контроль условий труда, снижение продаж алкоголя и табака», – сказала она.

Для поддержки рождаемости необходимо обеспечить экономическую и политическую стабильность, гендерное равенство, поддерживать семьи и помогать им решать жилищный вопрос. Впрочем, как показывает практика, увеличить рождаемость до уровня воспроизводства населения не получается даже у развитых западных стран.

Автор: Богдан Мирошниченко

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий