22.08.2018 – Накануне 1 сентября «УП. Жизнь» встретилась с министром образования Лилией Гриневич. Мы получили сотни вопросов от педагогов. В первой части разговора – о готовности к началу учебного года, проверках из райотделов образования и разнице в обязанностях МОН и местной власти.
Читайте также: Министр Лилия Гриневич: Получив образование в ПТУ, можно зарабатывать больше, чем после ВУЗа
– Учителя показывали нам фотографии классов, не готовых принять первоклашек: без ремонтов для Новой украинской школы, где ремонт опять делали за родительские средства. Какая сейчас ситуация по Украине?
– Разная. Еще в апреле правительство распределило и отдало все деньги на места – около 1 миллиарда гривен (998,8 млн. грн).
Но есть области, которые даже не могли собрать депутатов облсовета, чтобы распределить эту субвенцию между своими органами местного самоуправления.
Как результат – в зависимости от работы местной власти, имеем разную ситуацию в областях…
По состоянию на 15 августа образовательную субвенцию использовали – то есть совершили за эти средства закупки – ориентировочно на 44,1% по стране.
Были такие, как Сумская область, где использовали 73%, и Николаевская, которая использовала 10%.
У нас есть причины подвергать сомнению данные, представленные отдельными областями. Их показатели кажутся существенно завышенными, учитывая, какие показатели они подавали еще месяц назад и когда осуществили распределение субвенции на уровне области. И с этими проблемами коммуникации также нужно разбираться.
Однако хочу успокоить – эти деньги ни на что другое потратить нельзя, помимо оборудования, мебели и дидактических материалов для Новой украинской школы.
В конце концов, они должны появиться в школах, но в тех органах местного самоуправления, медлили, к сожалению, уже будут после 1-го сентября.
В значительном количестве общин сейчас объявлены тендеры, однако влияют и проблемы нашего тендерного законодательства – из-за них торги легко сорвать или заблокировать. Учитывая борьбу на рынке, это существенно затягивает процесс и заставляет проводить торги несколько раз.
Поэтому проблемы есть, и они не зависят от министерства образования.
Сейчас должна быть аккумуляция усилий. Важно, чтобы все отнеслись к этому с пониманием.
Учитель, который встретит детей 1 сентября, новый стандарт образования, новые программы, методики. Все педагоги прошли повышение квалификации, и от них теперь зависит, как они применят полученные знания.
Суть не в том, чтобы с третьего сентября шестилеток посадить за книжку или начать с ними работать по особым учебным материалам.
Их нужно ознакомить со школой, вместе выработать правила класса, проработать с детьми алгоритмы, нужные для повседневной жизни в школе: когда ученики собираются утром, как размещают одежду, выходят в уборную и собираются в столовой и тому подобное. На это предусмотрено весь первый месяц обучения.
Проблемы с оборудованием не являются реальным сдерживающим фактором, который не позволит учителям в первые недели проводить учебный процесс, особенно если они действительно настроены, применять новые знания.
– Вы работаете с местной властью?
– Работаем, но не имеем на нее дисциплинарного или административного воздействия.
Это отдельно выбранные общиной местные, поселковые, районные советы… И только от их депутатов и администраций зависит, что будет происходить.
Мы организовываем с ними совещания, проводим их и на уровне Кабмина в режиме видеоконференций. Местные органы отчитываются, что уже сделали. Начинают отчитываться, почему и что не сделали.
Мы напоминаем им, что проблемы с освоением средств – огромные репутационные убытки для каждого из нас.
– Почему все эти обязательства на местных органах?
– Мы не брали на себя централизованные закупки. Сколько времени наше общество боролось за децентрализацию. Сколько времени граждане, в том числе во время Революции Достоинства, отстаивали право на собственное мнение.
И теперь я слышу много голосов: «Дайте нам из министерства точные указания, что мы должны делать», «Скажите, как должен действовать родительский комитет», «Сделайте сами эти закупки, потому что наши органы местного самоуправления не справляются».
Мы начинаем крен в централизацию. Давайте каждый сполна будет нести свою ответственность.
Люди, которые выбирают таких чиновников или депутатов, должны задать им вопрос: почему вы не освоили средства? Почему эти деньги до сих пор не превратились в соответствующие средства обучения или мебель?
– Где больше всего задерживаются средства? На уровне областных или уже районных советов?
– Есть разные ситуации. Когда средства задерживают облсоветы, это приводит к драматическим проблемам, так как негативно влияет на все местные органы в области, которые в это время не могут ничего делать.
Но не редки ситуации, когда облсовет все распределил и отдал, одни органы местного самоуправления сумели вовремя провести тендер закупить необходимое, а другие – нет.
Те, кто долго медлил, имеют проблемы, ведь производители физически не успевают сделать продукцию.
Рынок украинского учебного оборудования очень упал в последние годы, потому что никто за это время ничего такого масштабного не покупал.
Мы впервые сделали такую большую инвестицию в учебное оборудование, а рынок не может сполна ответить на этот запрос.
Сейчас поставщики мебели присылают письма заказчикам – местным органам самоуправления – что им нужно еще 15 дней в сентябре, чтобы доделать продукцию, под которую подписались. Это вызовы реформы, которые можно преодолеть.
15 дней не имеют критического значения. Важно, чтобы оборудование завезли, и чтобы оно было качественное.
Когда его поставят, мы как министерство заинтересованы в общественном мониторинге с мест.
Если это будут немобильные парты, неприспособленные, чтобы обучать детей в группах – они теряют смысл.
Мы дали рекомендации, утвержденные приказом МОН. Когда поставят оборудование, нам нужен будет мониторинг. Само министерство не может провести его лично.
В результате дерегуляции Минобразования не имеет права выехать на проверку ни в одно заведение образования Украины – ни один – без обращения граждан, удостоверенное ими лично, и мы на основе этого разрешения должны еще получить разрешение Государственной регуляторной службы.
Только тогда можем проверить заведение.
С одной стороны, так мы уменьшаем количество проверок, обеспечиваем дерегуляцию, но ее нужно компенсировать ответственностью на местах.
– Значит, вся информация, которой владеет министерство по ситуации на местах, поступает от городских, районных и областных управлений образования?
– Правильно. Поэтому мы ценим обратную связь граждан. Но важно, чтобы эта связь имела имя.
Когда нам пишут: «В нашей школе ничего не происходит», но не пишут, в какой школе, мы не понимаем, кто это говорит, может ли он засвидетельствовать письменно подписью свои слова.
Это момент истины для каждого: мало просто, написать что-то в Facebook. Надо сделать ответственный шаг и засвидетельствовать ситуацию.
– Проверки в школах проводят местные образовательные структуры. Учителя нам рассказывали, что эти структуры им не помогают в ремонте или подготовке школы к новому учебному году, но приходят и требуют сделать первое, второе, пятое… Как этот процесс регулируется?
– Закон «Об образовании» четко определил полномочия на различных уровнях управления.
Органы местного самоуправления отвечают за создание условий для учебно-воспитательного процесса.
Это полностью их полномочия и их ответственность.
Ведь в результате финансовой децентрализации они получили и получают в свою доходную часть налоги, которые теперь не попадают в госбюджет.
Следует учитывать, в нашей стране общины имеют очень разную доходную часть. Большие города с развитой инфраструктурой, бизнесом, жителями, которые платят налоги, имеют больше доходов, чем горная обладминистрация, например.
Это вызов для следующего бюджета – компенсаторные механизмы. Они имеют эту способность доходность учитывать: чтобы те, кто имеет меньшую доходность, могли больше получить из госбюджета. А те, кто имеет больше доходов – меньше из госбюджета.
Для этого нужна коррекция формулы образовательной субвенции.
– Часть педагогов, да и других украинцев, не понимает, за что отвечает министерство образования, а за что – местная власть. Как это поделено?
– Это четко прописано в законе «Об образовании». Министерство образования разрабатывает общую нормативную правовую базу: установленные на центральном уровне правила – стандарт образования.
Для начальной школы мы даем стандарт и модельные образовательные программы.
Их школа может принимать или корректировать. Также мы даем учебные программы для средней и старшей школы.
Отвечаем за основные принципы работы учреждения образования, которые закладываются в нормативную документацию.
В этом смысле мы значительно уменьшили полномочия в своей части, отменив старое положение «Об учреждении образования». Теперь школы имеют больше возможностей и полномочий устанавливать свои правила.
С точки зрения финансов министерство распределяет образовательную субвенцию, которая идет исключительно на одну статью – оплата труда педагогических работников.
Оплата труда всех других работников учреждения образования возлагается на местную власть.
Любые дополнительные доплаты – спецшколам, которые значительно дороже; содержание многих маленьких школ, где дети получают худшее образование за большие средства, должна брать на себя местная власть, если приняла для себя такое решение.
Местная власть полностью отвечает за создание условий работы школы: коммунальные услуги, ремонт, учебное оборудование.
Органы местного самоуправления не должны возлагать на учителей ответственность за свои обязательства.
Местные органы могут попросить школу: «Мы в рамках своих полномочий и денег отремонтируем вам крышу и коридоры. Но нам не хватит на…, поэтому просим, можете ли вы нам помочь». Только такой стиль разговора может быть.
Но если школа заброшенная – не помытая после ремонта, классы не готовы – речь о подготовке к школе, которая требует внимания администрации и технического персонала, это совсем другая история.
Перед началом учебного года директор школы не может все лето отдыхать.
Он должен быть в школе и как хозяин смотреть на состояние школы перед началом учебного года.
– Кто должен готовить школу к началу года? Есть практика, когда директор звонит учителям, чтобы они пришли, или и призвали учеников средней/старшей школы убрать классы и сделать ремонт.
– Есть технический персонал, который получает зарплату, но это зависит от его способности.
Во времена, когда я была учительницей, мне приходилось вызывать учеников. У нас не сгоняли в школу. Это было радостно, потому что все встречались и готовили свой класс.
Но это не означало, что класс был в таком состоянии, что детей туда нельзя пускать. Если они вытерли пыль и помыли парты – в этом ничего страшного нет. Здесь драматизировать не надо.
Другое дело, – каким образом это делают. Мне не нравится, когда мы говорим в общем, и проецируем ситуацию на всю страну.
– Возможно, есть учителя, которым в радость готовить классы, но есть случаи, когда их заставляют в школе полоть клумбы…
– Прополка клумб – часть работы на исследовательских участках. Потому что если есть исследовательские участки для изучения биологии, то есть учебно-практические занятия, где дети выращивают растения и их тяпают.
Их не заставляют это делать вместо кого-то, это деятельность, учебный процесс. Надо брать каждую конкретную ситуацию, кого куда выгнали, заставили, насколько это грозило или нет здоровью детей, насколько это совпадало с обязанностями конкретного учителя…
– Знаю учительницу английского, которую вызвала администрация школы сажать цветник… Она должна была это делать?
– Она могла отказаться и сказать, что этого нет в ее полномочиях. Каким-то учителям может быть приятно прийти и посадить цветник, ибо они это любят.
Если какие-то вещи не прописаны в полномочиях человека, он может делать их только тогда, когда захочет сам.
Ситуаций, о которых вы рассказываете, много и их нужно решать, особенно когда идет какое-то насилие над учителем или учеником.
Это вопрос нарушения прав участников учебно-воспитательного процесса. Чтобы его решить, мы вводим институт образовательного Омбудсмена.
Он будет иметь свой офис и сможет как предоставлять консультации, так и непосредственно рассматривать и решать вопрос о нарушении прав в каждой конкретной ситуации.
Еще один механизм, которым создается Государственная служба качества образования, которая будет действовать, и будет финансироваться из центра.
Это практика всех стран – при децентрализации контроль над качеством образования централизуется.
Поэтому госслужба качества будет иметь региональные подразделения, эти работники будут получать зарплату с министерства образования, а не у местной власти, будут независимыми и уполномоченными выяснять особенности педагогической работы учителя.
– Когда они заработают?
– Начало создания этих региональных центров будет уже в 2019 году. Тогда же должен заработать институт образовательного Омбудсмена.
– Пока эти органы не работают, что сейчас могут сделать педагоги или родители учеников, если они считают, что их права нарушили?
– Обращаться в соответствующие местные органы. Если там не реагируют, будем реагировать мы – при условии четкого письменного обращения с подписью, чтобы мы могли получить от Государственной регуляторной службы разрешение на проверку.
Авторы: Ирина Андрейцив, Яна Дирявская
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.