Проблемы развития небанковских платежных систем в Украине

Обмен киви на биткоин

21.03.2020 – Развитие безналичных расчетов является залогом экономического роста любой страны, ведь с одной стороны повышается уровень контроля над платежами, а с другой – увеличиваются объемы расходов клиентов, что приводит к увеличению потребления и росту ВВП.

Однако современные тенденции развития электронной коммерции и интернет-торговли требуют появления новых технологических решений в виде электронных платежных систем, которые могут легально обслуживать транзакции с электронными деньгами и криптовалютами.

Учитывая быстрые темпы роста трансакций через небанковские электронные платежные системы, вопрос относительно определения препятствий развития таких платежных систем является актуальным, особенно с точки зрения необходимости обеспечения эффективного надзора над денежными расчетами и детенизацией платежей.

Цель статьи – идентификация основных проблем развития небанковских платежных систем в Украине с точки зрения их структурных особенностей и важности для развития национальной экономики, а также разработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования платежных операций с электронными деньгами и криптовалютами.

Результаты. Исследованы особенности развития небанковских платежных систем в Украине. Предложена авторская классификация небанковских платежных систем. Определены основные направления развития электронных платежных систем в Украине и выделены препятствия интеграции международных электронных платежных систем, которые предоставляют платежные услуги по обмену криптовалют.

Предложены меры по совершенствованию отечественного законодательства в сфере легализации электронных платежных систем, основанные на электронных деньгах и криптовалютах, а также представлены рекомендации по созданию государственной небанковской электронной платежной системы с использованием технологии блокчейн с целью повышения прозрачности государственных закупок и налоговых платежей, а также повышения удобства уплаты налогов.

Вступление

Декларация новой властью высоких целей экономического развития Украины требует поиска не только новых рычагов стимулирования роста деловой активности, но и совершенствования подходов к организации денежного обращения и денежного оборота с целью снижения доли наличных в экономике и детенизации экономических процессов.

Одним из важных факторов экономического роста является увеличение объемов безналичных расчетов, что с одной стороны уменьшает расходы государства на обслуживание наличного оборота и увеличивает эффективность контроля над денежными потоками. А с другой – увеличивает затраты населения при покупке тех или иных товаров, что, соответственно увеличивает потребление в экономике, а это в свою очередь приводит к росту ВВП.

Помимо этого безналичные расчеты в силу эволюции форм денег и информационных технологий позволяют пользователям круглосуточно осуществлять расчеты с любой точки страны, единственным условием при этом является наличие доступа к сети Интернет.

Однако, на сегодняшний день, в Украине крупнейшие платежные системы находятся в собственности коммерческих банков или Национального банка, а также на рынке присутствуют такие мировые лидеры в сфере безналичных расчетов как Visa и MasterCard.

Вместе с тем, мировой опыт свидетельствует, что львиная доля безналичных расчетов производится через небанковские платежные системы. Например, как PayPal, UnionPay, они из-за различных недостатков в законодательстве и, сравнительно, малого рынка безналичных платежей Украины, в нашем государстве не распространены.

Нужно заметить, что небанковские платежные системы имеют ряд преимуществ перед банковскими, так как позволяют осуществлять электронные расчеты с использованием платежной карты любого банка, кроме этого на рынке существуют платежные системы, которые эмитируют собственные электронные деньги, и, создав электронный кошелек, клиент может значительно сократить время на оплату тех или иных услуг.

Поэтому гармонизация отечественного законодательства с законодательством Европейского Союза является одним из необходимых условий для развития, как отечественных небанковских платежных систем, так и международных типа PayPal.

Исследованию проблематики развития и функционирования небанковских платежных систем посвятили такие ученые как: Адамик Б.П., Апалькова В.В., Кочергина Д.А., Ласкунова А.С., Михальский Ю.А., Мищенко С.В., Сенищ П.М., Цыганов С.В., Чайковский Я.И. и др.

Однако указанные ученые рассматривают небанковские платежные системы в общем, без распределения их на отдельные составляющие, на такие системы перевода средств, как карточные платежные системы, платежные системы на основе электронных денег, платежные системы на основе цифровых технологий.

Цель статьи

Таким образом, целью данного исследования является изучение основных проблем развития небанковских платежных систем в Украине с точки зрения их структурных особенностей и важности для развития национальной экономики, а также разработка рекомендаций по совершенствованию правого регулирования платежных операций с электронными деньгами и криптовалютами.

Изложение основного материала исследования

В научной литературе и нормативно-правовых актах приводятся различные подходы к определению сущности платежной системы, однако на наш взгляд, для лучшего упорядочения денежного обращения необходимо проводить определенную градацию между платежными системами разных уровней.

Так, в общем смысле под платежной системой мы предлагаем понимать совокупность взаимосвязанных законов, норм, правил осуществления платежей в экономике, в т. ч. через посреднические организации, путем использования всех форм денег, платежных инструментов и средств, а также подсистем наличных и безналичных расчетов с целью организации денежного обращения в обществе.

Исходя из этого определения, заметим, что на национальном и международном уровне существует целый ряд подсистем платежной системы, которые на практике и в теории также называются платежными системами, однако, как правило, содержат уточнения той сферы денежного обращения, которые эти платежные системы обслуживают, или исходя из учреждений, участвующих в деятельности этих систем.

Одними из подсистем национальной или международной платежной системы являются небанковские платежные системы, то есть те платежные системы, где главными субъектами (расчетная и обслуживающая организация) являются небанковские финансово-кредитные учреждения.

Исследуя особенности функционирования небанковских платежных систем, учитывая необходимость формирования эффективного надзора над их деятельностью и нормативно-правовыми и экономическими условиями для их развития, считаем необходимым выделить основные подсистемы небанковских платежных систем:

– небанковские платежные системы с использованием банковских платежных карточек;

– небанковские платежные электронные системы, основанные на электронных деньгах;

– небанковские электронные платежные системы, основанные на технологии блокчейн и криптовалютах.

Подавляющее большинство небанковских платежных систем, которые официально зарегистрированы Национальным банком Украины отличаются от банковских платежных систем только тем, что расчетным и обслуживающим учреждением таких систем являются небанковские финансово-кредитные учреждения, как правило, финансовые компании.

По состоянию на декабрь 2019 года количество небанковских учреждений, которым Национальным банком Украины выдана лицензия на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов составило 63 учреждения.

Среди таких учреждений стоит выделить 25, которые имеют свои платежные системы и предоставляют фактически весь спектр платежных услуг: «Финансовый мир», «ИнтерПейСервис», «Электрум», «MOSS Payments», «ЛЕО», «Платисервис», «FLASHPAY», «Welsend», «FORPOST», «Почтовый перевод», «City24», «АВЕРС №1» и Глобалмани.

Указанные платежные системы позволяют клиентам проводить мультибанковские платежные операции, ведь не зависимо владельцем платежной карты, какого банка является клиент, он может осуществить любой платеж через указанные платежные системы круглосуточно.

Кроме этого, небанковские платежные системы, основанные на платежных карточках, имеют достаточно большое количество платежных устройств и пунктов приема, что дает возможность клиентам пополнять банковскую платежную карту, или напрямую через платежные устройства осуществлять оплату товаров и услуг в безналичной форме.

Фактически, по своей сути указанные выше платежные системы являются системами перевода средств, за определенное вознаграждение как без открытия счета (через платежный терминал), так и с использованием банковской платежной карточки.

Тем не менее, стоит отметить, что через пункты приема наличных небанковских платежных систем в Украине за девять месяцев 2019 года было принято 81,2 млрд. грн., а с помощью платежных устройств – 21,4 млрд. грн., что в сумме составляет третью часть от принятой наличности кассами банков.

За девять месяцев 2018 года общая сумма приема наличных небанковскими платежными системами составила 59,2 млрд. грн., а за девять месяцев 2019 года выросла на 45% до 102,6 млрд. грн.

Тенденции роста объемов приема наличных небанковскими платежными системами для дальнейшего перевода свидетельствуют о развитии их платежной инфраструктуры, где количество платежных устройств (платежные терминалы) за девять месяцев 2019 года выросло на 14,5 тыс. штук, а количество пунктов приема наличных в 5 раз.

Стоит заметить, что небанковские платежные системы, которые основаны на платежных карточках довольно часто заключают соглашения о сотрудничестве с банками, что таким образом позволяет расширить географию финансово-банковских услуг по всей территории Украины, особенно в небольших населенных пунктах население имеет возможность оплачивать услуги и пополнять кредитные карты банков, не посещая районных центров.

Исходя из анализа деятельности небанковских платежных систем в Украине, заметим, что их технологический уровень не слишком высок, поскольку подавляющее большинство таких платежных систем не имеет функции эмиссии и обслуживания операций клиентов с помощью электронных денег.

Несмотря на то, что основным трендом последних лет в мировой экономике является развитие электронной коммерции, которая предполагает ведение бизнеса с использованием электронных коммуникаций и технологий обработки цифровой информации для установления и изменения отношений по созданию стоимости между организациями, и организациями и индивидами.

Согласно закону Украины «Об электронной коммерции», электронная коммерция – отношения, направленные на получение прибыли, возникающие при совершении сделок по приобретению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, осуществленные дистанционно с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в результате чего у участников таких отношений возникают права и обязанности имущественного характера.

Вместе с этим законодатель определяет и такой термин, как электронная торговля, характеризующий хозяйственную деятельность в сфере электронной купли-продажи, реализации товаров дистанционным способом покупателю путем совершения электронных сделок с использованием информационно-телекоммуникационных систем.

По оценкам экспертов по итогам 2019 года рынок электронной коммерции в Украине составит около 80 млрд. грн., что открывает широкие возможности для адаптации небанковских платежных систем к требованиям рынка, в частности для обслуживания таких площадок интернет-торговли, как: Rozetka.com.ua, Prom.ua, Kasta.ua и других.

В частности в этом контексте наиболее эффективными платежными системами будут те системы, которые основаны на электронных деньгах. Суть электронных денег отражена в Положении НБУ «Об электронных деньгах в Украине», где электронные деньги определяют как единицы стоимости, которые хранятся на электронном устройстве, принимаются как средство платежа другими лицами, чем лицо, которое их выпускает, и являются денежным обязательством этого лица, что выполняется в наличной или безналичной форме.

Электронные деньги повышают удобство расчетов, а также из-за отсутствия персонификации привлекательнее для клиентов, поскольку их можно перевести, не зная имени, фамилии, паспортных данных и номеров банковских счетов получателя, достаточно знать номер электронного кошелька.

Однако нужно заметить, что электронный кошелек по своей экономической сути может сравниться с отдельной валютой на рынке, а платежные карты – это инструмент удаленного доступа к счету. Но если рассматривать именно в контексте использования при расчетах (с точки зрения потребителя), то ключевая разница в возможности доступа к наличности.

В случае с платежной картой этот доступ несравненно проще, чем в случае с электронным кошельком. Так как вывод средств с электронного кошелька возможен только через каналы, которые имеют договорные отношения с эмитентом электронных денег. Другими словами, электронные деньги вынуждены вернуться в традиционные каналы – то есть банковскую систему. И далеко не всегда у систем электронных денег имеются контрактные отношения во всех странах, где используются данные электронные деньги.

В то же время, электронные кошельки, хотя и имеют меньшую географию использования, позволяют проще реализовать связи между торговцем и потребителем, а также не имеют географических границ. С использованием электронных денег работают такие электронные платежные системы как PayPal, Webmoney, PayCash и др.

До 2018 года такие платежные системы как Webmoney и PayCash, основанные на электронных деньгах активно функционировали в Украине, однако в неофициальном правовом поле, поскольку не были признаны Национальным банком как платежные системы. Однако, в связи с войной в Украине, утратой Крыма и ситуацией в Донбассе указом президента №126 от 14 мая 2018 года против Webmoney и PayCash были введены санкции сроком на 3 года.

Санкции предусматривают блокирование активов, ограничение торговых операций, предотвращение вывода капитала из Украины, прекращение выполнения экономических и финансовых обязательств, аннулирование и приостановление лицензий, ограничение на предоставление компаниям телекоммуникационных услуг, прекращение выдачи разрешений на ввоз или вывоз из страны валюты. А также запрет Национальному банку регистрировать указанные компании в качестве участника международной платежной системы.

Кроме того, санкции предусматривают запрет интернет-провайдерам предоставлять пользователям доступ к аффилированным с WebMoney ресурсам.

Таким образом, на сегодняшний день в Украине официально существует лишь одна внутригосударственная платежная система, что основана на электронных деньгах – Глобалмани (GlobalMoney), которая имеет разрешение Национального банка Украины на переводы, связанные с переводами и оборотом электронных денег.

Электронная платежная система GlobalMoney разработала электронный кошелек для денежных переводов и оплаты текущих счетов за более чем 1700 услуг, в частности в сфере интернет-торговли, телекоммуникаций, пополнения банковских карточек и прочее. Электронные кошельки физических лиц являются анонимными и не персонифицированными, а также не требуют идентификации.

Регистрация кошелька происходит путем ввода номера мобильного телефона или электронной почты. Платежная система позволяет мгновенную конвертацию собственных электронных денег в национальной валюте и наоборот.

Кроме GlobalMoney во многих научных источниках электронных платежных систем в Украине относят Portmone.com, iBox.ua, GooglePay, iPay.ua, EasyPay.ua и другие. Однако по своей сути эти платформы не являются платежными системами, поскольку не признаны на нормативно-правовом уровне как платежная система, не имеют иерархической формы построения, то есть не имеют своих подсистем, расчетных или обслуживающих организаций.

На сущностном уровне такие интернет-платформы «интернет-сервисы доставки платежей», опосредующие банковские и небанковские платежные системы и их контрагенты. Хотя с точки зрения удобства и организации платежей в стране такие интернет-сервисы играют весьма существенное значение, ведь, например, оборот средств через онлайн платежи Portmone.com составляет 4-6 млрд. грн. в год.

Третьей подсистемой небанковских платежных систем, которая активно развивается в Украине, является электронная платежная система, что основана на технологии блокчейн и криптовалютах.

Среди таких платежных систем самой популярной является Payeer. Payeer – это международная электронная платежная система, которая была основана в 2012 году в Грузии и осуществляет свою деятельность на основе лицензии PSP № 0031-9004 Национального банка Грузии. Система популярна в странах бывшего Советского Союза и в целом в мире.

На конец 2019 года количество учетных записей в системе превысило 10 миллионов, а по данным операторов системы, ежедневно создается 5000 учетных записей по всему миру.

Электронная платежная система Payeer позволяет создавать электронные кошельки для многих криптовалют. Однако в отличие от WebMoney в системе Payeer введена идентификация пользователей. Существует три типа учетных записей:

1) registered – статус, который выдается после регистрации в системе автоматически, имеет некоторые ограничения, например отсутствие возможности, пополнять внутренний счет с помощью банковских переводов и банковских карт VISA, MasterCard;

2) verified-зарегистрированный пользователь, прошедший процедуру идентификации, загрузив копии документов, удостоверяющих личность;

3) business – учетная запись, созданная для юридических лиц.

Внутри Payeer функционирует онлайн-обменник, он дает возможность обменять денежные знаки различных электронных платежных систем без регистрации, а также реализована функция массовых платежей и переводов, в частности, на банковские карты VISA / MasterCard по всему миру, на банковские счета по системе SWIFT, а также на различные кошельки электронных платежных систем.

Исходя из вышеприведенного, можно сделать вывод, что международная электронная платежная система Payeer является одной из самых удобных мультифункциональных платежных систем, которые работают на территории Украины.

Однако стоит заметить, что поскольку в Украине криптовалюты не признаны как платежное средство, операции с криптовалютами с помощью этой системы имеют нелегальный характер. С другой стороны система Payeer позволяет легализовать такие операции путем обмена криптовалют на гривну или доллары США и зачисление их на банковские платежные карты.

Существует несколько подобная на Payeer другая международная электронная платежная система, которая направлена на проведение платежных операций с криптовалютами под названием Advanced Cash (Advacash). Данная компания зарегистрирована в офшорной зоне Белиз, действует на основании лицензий Международной комиссии по финансовым услугам Белиза на осуществление международных денежных переводов и обработки платежей.

Платежная система позволяет работать со многими криптовалютами и банковскими платежными картами Visa и MasterCard. Как и Payeer, предусматривает идентификацию учетных записей путем загрузки необходимых документов, которые удостоверяют личность. Система позволяет создавать электронные кошельки для основных криптовалют и осуществлять мгновенный перевод средств.

Еще одной популярной международной электронной платежной системой, которая позволяет работать с криптовалютами и банковскими платежными карточками является Perfect Money. Она была основана в 2007 году и официально зарегистрирована в Панаме, является посредником SR&I (США). А также имеет финансовую лицензию класса А, система позволяет не только осуществлять переводы между ее пользователями, но и принимать платежи в сфере бизнеса, безопасно хранить денежные средства на счете, оплачивать товары и услуги в интернет-магазинах в режиме реального времени.

Как уже отмечалось выше, увеличение безналичных расчетов приводит к увеличению ВВП, а смотря на то, что майнинг криптовалют и торговля ими на биржах позволяет их владельцам улучшить свое финансовое положение, их легализация в Украине будет иметь положительный эффект в развитии экономики.

Однако, из-за несовершенства законодательства Украины такие платежные системы как Payeer, Advanced Cash, Perfect Money работают в Украине полулегально, а самая популярная в мире электронная платежная система PayPal приостановила процедуру своего выхода на отечественный рынок финансовых услуг.

Такое положение вещей с одной стороны увеличивает количество нелегальных и не контролируемых операций как на рынке криптовалют, так и в сфере интернет-торговли, а с другой стороны – тормозит развитие электронной коммерции в целом. Таким образом, несовершенство отечественного законодательства является основной причиной развития электронных платежных систем в Украине в частности и небанковских платежных систем в целом.

Стоит заметить, что, не смотря на анонимность электронных кошельков, перечисленные выше международные платежные системы идентифицируют учетные записи пользователей. Только после идентификации становится возможным вывод средств из электронных кошельков на банковские платежные карты.

Учитывая эту ситуацию и с целью реализации обязательств в рамках соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, Национальный банк Украины разработал специальные поправки в своих нормативных актах, общее содержание которых является следующим:

а) установить требования по созданию и использованию “электронных кошельков » с целью усиления контроля над использованием электронных денег;

б) на выполнение рекомендаций Директивы Европейского Парламента № 110 запретить эмитенту электронных денег:

– предоставлять кредит из средств, которые являются обязательством этого эмитента с выпущенными им электронными деньгами;

– начислять на сумму электронных денег проценты и/или иной вид дохода, связанный с продолжительностью периода времени, в течение которого пользователь, коммерческий агент, торговец имеют их в своем распоряжении;

– привлекать коммерческих агентов для выпуска электронных денег;

в) на выполнение рекомендаций Регламента №847 и Директивы №849 Европейского Парламента ввести идентификацию, верификацию пользователя, а также требования по сопровождению сделки с использованием электронных денег информацией о плательщике и получателе;

г) установить требования к коммерческим агентам эмитента, осуществляющими операции с использованием электронных денег, в частности:

– открыть эмитентам отдельный текущий счет для осуществления агентской деятельности;

– не передавать свои полномочия по агентскому договору другим субъектам хозяйствования и физическим лицам;

– подтверждать операции по приему и/или выдаче наличных пользователю — физическому лицу путем предоставления кассового документа.

Исходя из этих правок в нормативно-правовых актах Национального банка Украины, можно сделать вывод, что отечественные небанковские платежные системы и международные электронные платежные системы на сегодняшний день уже осуществляют идентификацию и верификацию учетных средств своих клиентов.

Однако в некоторых электронных системах, которые используют электронные деньги и криптовалюты, перевод денег является анонимным, используя технологии блокчейн, сумма трансакций и код трансакций находится в свободном доступе. Именно вывод электронных денег и криптовалют, также является открытым, ведь идентифицированный пользователь конвертирует эти валюты в национальную валюту и зачисляет их на банковскую платежную карточку.

Поэтому в этом контексте есть все условия для того, чтобы наладить в стране эффективный надзор над деятельностью небанковских платежных систем и движением средств по их электронным кошелькам, не зависимо от вида криптовалюты.

На наш взгляд, важная роль в том, что небанковские электронные платежные системы, построенные на основе блокчейн, могут быть использованы в сфере государственных финансов. Учитывая уровень коррупции в сфере государственных закупок, налогового и таможенного дела, разработка государственной электронной платежной системы позволит решить эти вопросы, поскольку информация обо всех трансакциях будет в свободном доступе, что позволит осуществлять эффективный контроль государственных доходов и расходов.

Выводы

Подытоживая вышесказанное, можно констатировать быстрые темпы развития небанковских платежных систем в Украине, а особенно их подсистем, основанных на электронных деньгах и криптовалютах.

Одной из основных проблем развития электронных платежных систем в Украине является несовершенство действующего законодательства, которое не имеет четких норм относительно требований и условий деятельности электронных платежных систем.

Кроме этого отечественное законодательство не признает криптовалюты в качестве платежного средства. В этом контексте заметим, что на сущностном уровне криптовалюта действительно не может считаться платежным средством, которое было бы эквивалентом традиционных форм денег.

Однако тенденции развития криптовалют свидетельствуют об увеличении случаев использования токенов в виде платежа за товары и услуги. В перспективе вполне вероятно, что криптовалюты будут признаны как традиционные деньги.

Тем не менее, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и отсутствие эффективной правовой системы, признание операций с криптовалютами на законодательном уровне, как операций с электронными деньгами и внедрением технологий блокчейн в сферу платежного оборота, может стать одним из способов детенизации денежных расчетов и снижением уровня коррупции в государственных финансах.

Автор: Владимир Ткачук, аспирант, кафедра банковского бизнеса, Тернопольский национальный экономический университет.

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 29, №4 (2019) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий