Что такое развитие? Это когда сегодня мы лучше, чем вчера, а завтра будем лучше, чем сегодня, по крайней мере, приложим для этого все усилия. Для развития экономики это лучшее, прежде всего, должно касаться эффективности и производительности. Речь идет и об отдельном человеке с его ежедневными делами, и о предприятиях с их производственными задачами, и о государственном аппарате и стране в целом.
И вот когда каждая, скажем так, экономическая единица имеет железобетонную мотивацию развиваться, работать над самосовершенствованием и преодолевать препятствия на этом пути, тогда страна обречена на успех.
Собственно, в этом и заключается различие между развитыми и неразвитыми странами. Иногда нам кажется, что передовым странам их богатство просто свалилось на голову как манна небесная. Так не бывает. Все видимые, материальные выгоды, которых у кого-то очень много, а у кого-то значительно меньше, являются внешним проявлением внутренней системы ценностей и приоритетов, в соответствии с которыми живут и функционируют каждый человек, фирма, общество и страна.
Человек может выиграть в лотерею и стать богатым, а страна – нет. Развитые государства нацелены на конструктивные для себя преобразования реальности, они устраняют все возможные препятствия, возникающие на этом пути у любого их гражданина. И потому в итоге преуспевают. А неразвитые страны занимаются чем угодно, но не тем, что необходимо для развития. Поэтому, у первых, значительно больше материальных выгод, они живут богато и разнообразно, а вторые довольствуются тем, чем придется.
Различие в уровне развития можно наблюдать в таких распространенных показателях как ВВП или разных индексах человеческого развития. Они четко фиксируют и констатируют эту развитую пропасть между двумя странами, но ничего не говорят о том, какие факторы ее формируют. Однако она обнаруживается не только в этих часто используемых величинах, но и во многих других.
И если проанализировать ее проявления в определенных отраслевых показателях, то можно прийти ко многим конструктивным выводам, которые укажут на то, куда должна двигаться страна, отстающая в развитии, чтобы преодолеть эту пропасть.
Внешнеэкономические отношения между Украиной и Японией – не исключение. Тщательный анализ статистики этой отрасли наводит на мысли о том, что делать украинцам и чему мы можем научиться у японцев.
Слабая диспозиция
Базовые показатели внешнеэкономических отношений между двумя странами – экспорт и импорт товаров и услуг, а также объем и поток взаимных прямых иностранных инвестиций. В отношениях между Украиной и Японией эти величины очень красноречивы.
По данным Госстата, в прошлом году Украина поставила в Японию товаров на $182 млн., а объем ввоза составил $1076 млн. Дефицит украинско-японской торговли товарами достиг почти $900 млн. и был на седьмом месте по объему после Германии, США, России, Беларуси, Китая и Швейцарии (в порядке убывания дефицита). Несмотря на коронакризис, он стал рекордным за период после глобального экономического кризиса 2008-2009 годов, а исторически максимальное значение приобрел в 2008 году, когда составлял заоблачные $2,68 млрд.
О чем свидетельствуют эти данные? Японская экономика сильна, украинская – слабая, поэтому большой дефицит торговли товарами – это, так сказать, объективный результат разницы в классе. Это подтверждают другие страны в этом перечне, сила их экономик имеет глобальное измерение. Кто-то скажет, мол, при чем здесь Россия и Беларусь? Российская экономика сильна благодаря дешевым энергоносителям (прежде всего природному газу, но также нефти и углю) и производству продуктов их переработки (топливу, минеральным удобрениям, химии и нефтехимии).
Если не учитывать энергоносителей, то в торговле с РФ Украина имела бы заметный профицит. А белорусская экономика сильна тем, что после начала войны на Донбассе стала посредником в ограниченной торговле между Украиной и Россией, а также пользуется дешевыми российскими энергоносителями, благодаря чему может порой клонировать выгодные стороны экономики РФ.
Остальные страны из перечня сильны своей мощностью, внутренней мощью, то есть производительностью и эффективностью экономических систем. Они производят относительно качественные и дешевые товары, которые выигрывают конкурентную борьбу на украинском рынке и не только на нем. Некоторые относятся к большому торговому дефициту как к экономической болезни, крайне опасному явлению, от которого нужно избавляться любыми доступными средствами.
Поэтому мы регулярно слышим различные протекционистские рекомендации вроде введения тарифных и нетарифных ограничений, искусственно притянутой за уши защиты национального товаропроизводителя и тому подобное. Но стратегически это далеко не всегда правильный путь. Посмотрим на аналогии, которые эта проблема имеет в очень многих сферах. Когда в природе или спорте в бою встречаются двое неравных по начальной силе соперников, то более слабый может выровнять свои шансы на победу хитростью и различными внешними средствами (в данном случае торговыми барьерами).
Но вскоре, в последующих боях эти средства станут доступными и посильнее, он начнет их применять и восстановит статус-кво, поэтому в долгосрочной перспективе никто не выигрывает (торговые войны в итоге не имеют победителей, а только тех, кто проиграл). Однако более слабый может пойти другим путем. Например, использовать эту ситуацию как стимул развиваться, становиться сильнее, «прокачивать» собственные способности, сильные и слабые стороны. И тогда со временем он будет бороться на равных, а значит, выиграют все.
Поэтому большой дефицит торговли товарами Украины с развитыми странами, в частности Японией, — это не опасный симптом, который надо немедленно ликвидировать, а показатель того, куда развиваться и у кого учиться.
По данным Госстата, в 2020 году Украина поставила в Японию товаров на $182 млн., а объем ввоза составил $1076 млн. Дефицит украинско-японской торговли товарами достиг почти $900 млн. и был на седьмом месте по объему после Германии, США, России, Беларуси, Китая и Швейцарии.
Другой вывод, вытекающий из приведенных данных: Украина занимает слишком пассивную позицию в торговле с Японией. Несмотря на территориальную отдаленность, у нас с ней всегда был общий стратегический геополитический интерес, потому что обе наши страны граничат с Россией. На этом базисе надо возводить надстройку внешнеэкономических отношений.
Страна Восходящего Солнца всегда благосклонно относилась к Украине и регулярно проявляла это в разных дружеских жестах. Начиная с известной всем поддержки реформы полиции, в рамках которой с помощью японской стороны Украина получила более двух тысяч новеньких автомобилей «Тойота-Приус» и «Митсубиси-Аутлендер». И, заканчивая вхождением правительства Японии в международный пул кредиторов нашей страны после начала войны на Донбассе и выделением нам кредитов и грантов (суммы меньшие, чем от ЕС и США, но и интерес значительно меньше).
Даже в довоенные времена, в далеком 2006-м году Украина выпустила еврооблигации, деноминированные в йене, которые, очевидно, были ориентированы на японский финансовый рынок. Без содействия той стороны успех такого размещения был бы весьма сомнительным.
И вот на этом фоне оказывается, что Украина не имеет в Японии ни одного консульства. Наши двусторонние дипломатические отношения ограничиваются только посольством в Токио. Из 22 генеральных консульств, 11 консульств и 112 почетных консульств, которые Украина имела в мире по состоянию на 2019 год, ни одному не нашлось места в Японии.
Если взглянуть на карту дипломатических представительств, то в некоторых странах есть по несколько (почетных) консульств, например, в Эквадоре, Марокко, Аргентине, Казахстане, Таиланде, а в стране с населением 125 млн. человек и весьма богатыми жителями нет ни одного.
Формально консульства должны заниматься обслуживанием граждан Украины и защитой их интересов, то есть якобы не обязаны иметь что-то общее с экономической деятельностью.
Однако есть примеры государств, в которых консулы получают двойную зарплату: дипломатическую и экономическую (от государства или его корпораций) за продвижение экономических интересов страны на территории соответствующего партнера. Это нормально и даже прогрессивно. И то, что Украина не применяет полностью ресурс дипломатических каналов в экономических целях, свидетельствует о недоработке со стороны нашего государства.
Мягко говоря, на уровне населения и бизнеса связь между двумя странами слишком слаба. Похоже на то, что власть мало делает для адекватного представления экономического интереса Украины в стране Восходящего Солнца. После Революции достоинства началось определенное движение в направлении создания (восстановления) торговых представительств Украины за рубежом, но по состоянию на 2020 год дело продвинулось лишь к тому этапу, на котором обсуждают планы создания первых пяти представительств в странах, к перечню которых Япония не относится.
Отсюда вывод, что как мы работаем, такой и имеем результат в статистике внешней торговли. А поскольку работаем медленно, фрагментарно и не системно, то и результат соответствующий.
Услуги и инвестиции
Если говорить об украинско-японской торговле услугами, то речь идет вообще о мизерных цифрах. Экспорт услуг на порядок меньше, чем вывоз товаров, а если сравнивать цифры торгового оборота между двумя странами, то по товарам он в 106 раз выше, чем по услугам.
С одной стороны, это странно, потому что треть нашего экспорта услуг связана с информационными технологиями, а эта отрасль не знает расстояний и границ. Это еще одна грань не насыщенности присутствия Украины на рынке Японии. С другой — если общая интенсивность взаимной торговли низкая, то очень вероятно, что относительно небольшие компании и сегменты экономики вообще не будут в ней представлены, потому что им не хватит собственных ресурсов для выхода на рынок.
Конечно, если бы была определенная государственная политика, направленная на продвижение украинского бизнеса в Японии, то, пожалуй, представительство нашей сферы услуг было бы там насыщеннее. Но поскольку такой политики нет, то и результат соответствующий.
С прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) ситуация в чем-то схожа. По данным Госстата, на начало прошлого года запас японских ПИИ в Украине составил всего $140 млн. Это в несколько десятков раз меньше, чем у стран-лидеров по объему инвестиций, и составляет лишь 0,4% от всех иностранных денег, вложенных в Украину в форме ПИИ. Кстати, украинских инвестиций в Японии нет вообще. Да и как они могут там быть, если эта страна не представляет должного интереса для нашего государства, что очевидно из статистики внешнеэкономической деятельности?
Япония значительно превосходит нас в развитии, японские технологии могли бы обогатить нашу экономику. Поэтому очень жаль, что мы не пытаемся системно привлекать в Украину японских инвесторов. Впрочем, есть и исключения. В 2016 году на Львовщине японский производитель кабельной продукции Fujikura открыл ООО «Фуджикура Аутомотив Украина — Львов» – завод, производящий электрическое оборудование для преимущественно немецких автомобилей.
Это были золотые времена привлечения иностранных инвесторов, когда, несмотря на все экономические, военные и геополитические обстоятельства в Украине системно начали открывать новые, хоть и небольшие производства. Так украинская экономика могла бы интегрироваться не только в европейские, но и в японские цепочки поставок. Однако теперь такие проекты поставлены на паузу, а их перспективы стали довольно туманными.
Структура торговли
Анализ структуры торговли товарами между Украиной и Японией подтверждает и дополняет сделанные выводы. Начнем с японского импорта. Почти две его трети – это товарная группа «средства наземного транспорта, кроме железнодорожного локомотива». Другими словами, большинство товарной продукции, которую Украина завозит из Японии, – это автомобили. Японские автомобилестроители – глобальные игроки, которые лидируют в определенных сегментах во всем мире.
Фактически, это транснациональные компании, масштаб деятельности которых дает им возможность самостоятельно, без всякой государственной помощи выходить на рынок любой страны и занимать там ведущие позиции. Украина для них — лишь один из рынков. Статистика показывает, что они не просто присутствуют здесь, но и неплохо себя чувствуют. По данным Укравтопрома, в прошлом году четыре из десяти автомобильных брендов, которые продали больше всего новых автомобилей в нашей стране, происходили из Японии.
Toyota заняла второе место в перечне самых продаваемых марок, Nissan – шестое, Suzuki – девятое, Mazda – десятое. Позиции японских производителей транспортных средств на первичном рынке Украины достаточно сильны и конкурентные. Этого не скажешь о рынке подержанных авто: на нем японцы не так сильно представлены, потому что «еврономера» обычно имеют европейскую не только регистрацию, но и национальность. А зря.
Отдельные транспортные средства японского производства такие долговечные и легкие в эксплуатации, что на них до сих пор высок спрос, например тракторы Kubota 1980-х годов производства до сих пор исправно пашут нивы, в том числе и украинские. Поэтому наша близость к ЕС играет решающую роль в результатах импорта подержанной автомобильной техники. Но на первичном рынке японцы все-таки берут свое. Из этого и вытекают такие высокие показатели автомобильного импорта.
Другие товарные группы, которые Украина импортирует из Японии, имеют значительно более скромные объемы. Это обусловлено в частности тем, что среди компаний-производителей соответствующей продукции меньше глобальных лидеров, в соответствующих нишах выше конкуренция, прежде всего со стороны Китая, Южной Кореи, ЕС и США. А удаленность Украины делает ее менее приоритетной для многих японских производителей, которые, возможно, не готовы тратить ресурсы на выход на такой малый и относительно далекий рынок.
Впрочем, наша страна все равно ежегодно тратит несколько сотен миллионов долларов на японские машины, приборы, электронику, фармацевтическую и химическую продукцию. И это также хороший результат, довольно поучительный для нас. Украина не имеет своих глобальных чемпионов, которые самостоятельно могли бы освоить японский рынок. Но может брать пример с тех нишевых производителей, которые, работая в конкурентных условиях на малом рынке, показывают такой результат.
Конечно, с помощью государства наши производители имели бы больше шансов на успех на рынке Японии. Но так складывается в Украине, что все, что выходит на государственный уровень, обычно начинается с частной инициативы. Похожий акцент в работе с японским рынком, возможно, нужен и здесь.
Что же касается экспорта из Украины в Японию, то он вообще нерепрезентативен, не отражает наших сильных сторон. В прошлом году 46% объема продукции украинского производителя, вывезенной в Японию, составлял табак, то есть различные сигареты. Эта товарная группа абсолютно не относится к перечню тех, в которых Украина имеет ноу-хау или стратегические конкурентные преимущества. Но когда относительно отдаленного рынка нет целенаправленной государственной политики, то результаты работы на нем могут быть довольно случайными и странными. Так и здесь.
На втором месте по объему вывоза в Японию из Украины находится железная руда. Это один из наших флагманских видов экспортной продукции. Теоретически можно было бы наращивать присутствие на японском рынке по этой товарной группе. Однако когда под боком есть Китай, металлургическая промышленность которого оперирует большими объемами, это делать не всегда целесообразно. Остальные товарные группы, которые Украина экспортирует в Японию, имеют такие скромные результаты, что о них и упоминать не стоит.
Потенциальные возможности
Если анализировать нынешнее состояние внешнеэкономических отношений между Украиной и Японией, то складывается общее впечатление, что все очень мрачно. Видимо такая ситуация объективна. И если в этом направлении в ближайшее время не появится определенных стратегий, усилий, действий и вменяемых политик со стороны государства, то украинский бизнес еще долго будет оставаться за бортом одного из крупнейших рынков мира.
Нужно действовать, к тому же делать это на основании анализа того, чем Япония торгует с остальным миром. В чем нуждается ее экономика, и что мы можем предложить?
Сосредоточимся на торговле товарами, хотя подход к анализу услуг такой же. Следует заметить, что в Японии внешняя торговля товарами довольно диверсифицирована, то есть страна экспортирует и импортирует немалые объемы продукции по многим товарным группам. Основная статья импорта, которая занимает шестую часть всего импорта, – это энергоносители.
Сейчас Украина может немного, что предложить в этом сегменте, потому что сама ввозит львиную долю их потребления. Но если немного помечтать, то теоретически когда-то в будущем, когда мы сделаем нашу экономику энергоэффективной, и будем добывать столько нефти, газа и угля, что и на экспорт сможем поставлять, тогда рынок Японии станет для нас интересным. Впрочем, тогда японская энергетика уже может стать полностью возобновляемой.
Следующими по объему импорта являются машиностроительные товарные группы. Видимо, речь идет об импорте комплектующих, потому что Япония и импортирует машины, приборы, электронику, и экспортирует их, хотя вывозит в больших объемах. Сейчас здесь Украина тоже не особо имеет, что предложить стране Восходящего Солнца.
Однако пример Fujikura наглядно показывает, что наша страна может быть вмонтирована в некоторые производственные цепочки японской экономики благодаря дешевой рабочей силе, территориальной близости к огромному рынку сбыта ЕС и дипломатической приверженности японцев.
Но только чтобы этот процесс был насыщенным и необратимым, мы должны выполнить своеобразное домашнее задание: осуществить реформы, необходимые для того, чтобы инвесторы комфортно чувствовали себя, работая на нашей земле. Пока в этом направлении больше вопросов, чем ответов. Поэтому в основном Япония обходится без Украины.
Единственный массивный шанс зацепиться за японский рынок – экспортировать туда железную руду и металлургические полуфабрикаты. Производителей такой продукции в Украине довольно немного. С ними нужно работать, хотя их принадлежность олигархам может снизить эффективность такого сотрудничества. Если бы они постоянно присутствовали на японском рынке, то на этой основе, возможно, можно было бы развивать российско-японскую торговлю и по другим направлениям.
Впрочем, мир не сошелся на железной руде. Японская экономика так велика, что даже по далеко не самым главным товарным группам объем импорта впечатляет. Известно, что рынок продовольствия Японии довольно закрыт, потому что страна поддерживает собственного аграрного производителя. Наиболее импортируемая продовольственная товарная группа «мясо и съедобные субпродукты» находится на 14 месте по объему ввоза.
Впрочем, объем импорта по данной группе товаров огромен по меркам Украины. В прошлом году импорт по ним составлял $10,3 млрд. Из тех групп, которые нас могли бы заинтересовать, положение следующее. Япония импортирует зерновых на $5,8 млрд. В прошлом году мы экспортировали зерна во все страны на $9,4 млрд., жиров и масел на $1,4 млрд. ($5,8 млрд.) остатков и отходов пищевой промышленности на $2,9 млрд. ($1,6 млрд.).
Аналогичные точки пересечения экономических интересов Украины и Японии есть также в непродовольственных товарных группах, к тому же их немало. Это означает, что для украинских товаропроизводителей потенциально есть место на японском рынке. Однако чтобы его занять, нужно приложить определенные усилия, в частности на государственном уровне.
Без целенаправленной государственной политики внешнеэкономическая деятельность Украины будет развиваться хаотично и в том направлении, которое определит случай. Это не самый оптимальный сценарий для нашей страны. И точно не такой, что обеспечил бы максимально быстрое развитие нашей экономики.
Автор: Любомир Шавалюк
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.