На этот год запланирована реформа орошения, мелиорации и ирригации сельскохозяйственных земель в Украине. Один из ключевых ее элементов, законопроект №5202-д, принятый в парламенте. Далее по плану — запуск государственного оператора по вопросам воды НАК «Вода Украины», создание объединений водопользователей и передача сетей владельцам земли или арендаторам.
Орошение: положение дел в Украине
Всего в Украине учитывается 5,47 млн. га мелиорированных земель. При этом в 2021 году системы орошения работали лишь на 25% мелиорированных сельскохозяйственных угодий.
Также в Украине учитывается 2 млн. 178 тыс. га орошаемых земель, но по факту в 2020 году орошали лишь 551,4 тыс. га, тогда как в 1990 – более 2 млн. га. Из-за изменения глобального климата около ⅔ территории нашего государства — в рискованной зоне земледелия.
Что сделано?
В Украине есть утвержденная правительством Стратегия орошения и дренажа до 2030 года. Ее цель — увеличить площади орошаемых земель и дренажных систем, реформирование системы государственного управления ими.
2021 год:
выплата правительством финансовой компенсации фермерам из Бессарабии на Одесщине за нанесенный ущерб природе.
2022 год:
принят законопроект № 5202-д – он предусматривает четкие правила, как инвестировать в развитие, модернизацию мелиоративной инфраструктуры.
запущено аграрное страхование посевов, что позволит формировать кластеры орошения для фермеров.
Реформа орошения — за что будет отвечать Минагро, МЭРТ и Министерство охраны окружающей среды?
Задача по проведению реформирования орошения распределена между тремя ведомствами: Минагрополитики, МЭРТ и Министерством охраны окружающей среды.
Министерство аграрной политики отвечает за:
уровень работы объединения водопользователей — это стало возможным с принятием закона;
государственную поддержку аграриев;
развитие мелиоративных систем именно на низовом уровне.
МЭРТ:
будет заниматься хозяйственной частью – реконструкцией магистральных каналов, работать с базовыми насосными станциями;
формировать новые инфраструктурные объекты.
Министерство охраны окружающей среды:
Вести работы в части очистки каналов — обеспечивать качество воды через внедрение системы мониторинга;
Применять по необходимости штрафные санкции;
Взаимодействовать с промышленными предприятиями.
Общий курс развития орошения в Украине
В утвержденной СНБО стратегии развития орошения и мелиорации в Украине (есть в распоряжении AgroPolit.com) есть ряд интересных мероприятий.
Первое — в частности, предлагается создание государственного оператора воды — НАК «Вода Украины».
Второе — дальше должна состояться передача инженерной инфраструктуры в НАК «Вода Украины».
Третье – разработка и принятие закона «О разграничении функций управления водными ресурсами и инженерной инфраструктурой».
Четвертое – проведение инвентаризации мелиоративной инфраструктуры.
Пятое — проведение аудита мелиорированных земель.
Шестое — развитие производственных мощностей.
Реформа орошения — три направления
Поддержка реформы орошения в Украине происходит на трех уровнях.
Первый уровень — поддержка ОВП с точки зрения модернизации насосной станции. Ведь это основной актив, который объединяет аграриев. Насосная станция качает воду на поля аграриев.
Второй – Министерство аграрной политики впервые за 30 лет приняло постановление о государственной поддержке мелиорированных земель. Аграрий, который вкладывает в гектар орошение, получает компенсацию до 18 тыс. грн на один гектар при покупке оборудования отечественного производства. Отечественные же производители оросительного оборудования (есть целый перечень таких заводов) получат от государства 25% компенсации на производство каждого такого агрегата оборудования.
При этом нижняя граница реформы – региональные оросительные системы – будут финансироваться именно аграриями и ОВП как за собственные средства, так и в рамках озвученных программ. Верхняя составляющая (магистральные каналы и основные водные каналы – движутся от Днепра на юг Украины) остается на балансе Госводагентства Украины, которое обеспечивает финансирование, реконструкцию магистральных каналов и их работу.
Третий — льготный тариф на электроэнергию.
Мы сейчас ведем переговоры с Министерством энергетики с точки зрения тарифной сетки именно для Госводагентства. Есть успешный пример государственной корпорации Украинской железной дороги, которая напрямую в «Энергоатоме» закупила годовые объемы электроэнергии и сегодня обеспечивает для перевозок более низкий тариф, чем он есть на рынке.
Сейчас точно по этой же системе координат мы отрабатываем механизм Госводагентства с Министерством энергетики через соответствующие хозяйственные учреждения. Провели соответствующие контракты, чтобы дать низкую тарифную сетку по электроэнергии.
А также – предусмотреть компенсационный механизм по потреблению электроэнергии. Но давать лишь тем компенсационный механизм, кто продолжает вкладывать в реконструкцию, в обновление и продолжает работать над экономической целесообразностью развития орошения. Для нас это главный стимул именно в формировании объединения водопользователей, – рассказал Роман Лещенко.
Закон об объединении водопользователей (ОВП) – детали
Цель закона – передача функций по содержанию и управлению мелиоративной инфраструктурой нижнего уровня (межхозяйственные и внутрихозяйственные системы) водопользователям (владелец или пользователи земельных участков сельскохозяйственного назначения), объединившиеся в ОВП.
Именно ОВП будут заниматься инвестированием в эти сети.
Закон позволяет повысить эффективность использования мелиоративных систем, аграриям предлагается самостоятельно решать судьбу орошения на собственных хозяйствах путем организации института организации водопользователей. По сути, это кооператив, в рамках которого аграрии объединяются и увеличивают площади полива. Никто не создает монополию на водные ресурсы, потому что все решения принимают совместными усилиями. Кроме того, государство позволяет аграриям получать поддержку из бюджета на развитие таких объединений водопользователей.
Мотивация вступать в ОВП – возможность участвовать в процессе установления тарифа для водопользователей и совместно развивать инфраструктуру объекта, планировать, ставить приоритеты. Условно — чтобы именно к моему конкретному полю как участнику ОВП в первую очередь провели соответствующую систему орошения.
Важный момент: вступление в ОВП является добровольным, и стоимость тарифа на воду от ОВП членам объединения водопользователей и другим аграриям является равной. Объединение водопользователей не имеет права отказать в предоставлении услуги водопользователю, который расположен непосредственно на территории обслуживания самого объединения и не является членом ОВП.
Для спасения отрасли в законопроекте прописали децентрализованные механизмы управления мелиорацией в Украине. Этим законом парламентарии заложили основы реформирования мелиоративной отрасли Украины, без которого можно было бы забыть об эффективном и экономном орошении. Отныне все водопользователи имеют возможность сплотиться в юридически зарегистрированные объединения, брать на баланс объекты оросительных систем и управлять ими через коллективные решения.
В этих объединениях будет важным и влиятельным голос каждого водопользователя. Именно такая форма управления отраслью способна вывести ее из упадка. Оросительные системы должны быть в управлении именно тех, кто непосредственно от них зависит и ими пользуется. Это — аграрии, землепользователи и землевладельцы. Это точно не чиновники в Киеве или в регионе.
Закон закладывает на долгую перспективу дальнейшее развитие сельского хозяйства, дает возможности реагировать на климатические изменения, сохранять почвы и внедрять энергосберегающие технологии. От имени министерства благодарю всех, кто приложился к этому историческому решению. Ирригационная реформа — это продолжение земельной реформы, — заявил в комментарии AgroPolit.com Роман Лещенко.
Как будет происходить взаимодействие с ГЗК?
Вводится термин «мелиоративная сеть» (совокупность технологически связанных между собой объектов нижнего уровня мелиоративной системы, обеспечивающих мелиорацию).
Далее из Государственного земельного кадастра (ГЗК) вносятся сведения о мелиоративной сети, составляющие такой сети и ее территория обслуживания (земельные участки, их части, массивы земель, мелиорацию на которых сеть может обеспечивать).
В Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество включаются сведения о вещных правах на мелиоративную сеть, ее отдельные составляющие (насосные станции, гидранты, трубопроводы и тому подобное).
Как действовать ОВП
ОВП создается для использования, эксплуатации, обслуживания объектов инфраструктуры мелиоративных систем с целью оказания услуг по гидротехнической мелиорации земельных участков на территории обслуживания такой ОВП.
ОВП запрещается осуществлять любую деятельность, не связанную с мелиорацией, кроме права на реализацию побочной продукции, если полученные средства направляются на финансирование основной деятельности ОВП (например, реализацию избытка электрической энергии от солнечных батарей и др.).
Учредителями и членами ОВП могут быть водопользователи, которые непосредственно обрабатывают земельные участки сельскохозяйственного назначения (являются их владельцами или пользователями), входящие в территорию обслуживания ОВП.
Членство в ОВП не является обязательным, но оно является открытым, ОВП обязано принять в члены любого водопользователя с территории своего обслуживания.
ОВП является неприбыльной организацией и не может распределять прибыль или имущество между членами, цель его деятельности – развитие мелиорации, а не получение прибыли.
Основным источником финансирования деятельности ОВП являются взносы членов (вступительные, целевые) и плата за услуги ОВП, которую платят все водопользователи с ее территории обслуживания. Разрешается также привлечение других источников финансирования (займы, кредиты, поворотные взносы членов и другие).
Принятие решений в ОВП и защита интересов малых аграриев
Внедряется принцип «двух ключей» при голосовании на общем собрании для принятия решения на общем собрании ОВП необходимо, чтобы за такое решение проголосовали одновременно:
более чем 50% всех членов ОВП (основные голоса) и члены ОВП, которые в совокупности обрабатывают более 50% земель, включенных в территорию обслуживания ОВП (дополнительные голоса);
для отдельных решений (внесение изменений в устав, прекращение деятельности ОВП) предусмотрен увеличенный процент голосов – 2/3.
Для образования ОВП определены особенности для принятия решений:
применяется тот же принцип «двух ключей», но голоса считаются от водопользователей, принявших участие в учредительном собрании.
Если на учредительном собрании решение о создании ОВП не принято, мелиорация продолжает обеспечиваться государственными учреждениями.
Передача в ОВП объектов мелиоративных систем нижнего уровня и условия их использования
ОВП передаются в собственность объекты мелиоративной сети, которые находятся в государственной или коммунальной собственности или являются бесхозными. Передаются лишь те объекты, которые обеспечивают мелиорацию территории обслуживания ОВП.
В случае ликвидации ОВП ее имущество передается в собственность другой ОВП с ее согласия, а в случае отсутствия такого согласия – имущество ОВП, которое ликвидируется, передается в государственную собственность.
ОВП не может отчуждать, передавать в пользование, залог и прочее имущество, безвозмездно полученное в собственность. В случае проведения замены устаревших или испорченных объектов (их отдельных составляющих) на новые, ОВП может отчуждать «старые» объекты, а на новые (замененные) объекты распространяются указанные ограничения.
Гарантии доступа водопользователей к мелиорации
ОВП обязано предоставлять услуги всем водопользователям (как членам, так и не членам) с территории обслуживания на равных условиях.
В случае невозможности из-за маловодья или аварийных ситуаций удовлетворить спрос на воду всех водопользователей, организация в первую очередь удовлетворяет спрос на воду своих членов.
В случае наличия избытка мощности насосной станции и пропускной способности сети ОВП обязано принять в члены владельца (пользователя) смежной с территорией обслуживания участка по его обращению и расширить территорию своего обслуживания. Расходы на такое расширение покрываются за счет этого лица.
В случае строительства новой мелиоративной сети заказчик строительства обязан согласовать условия предоставления услуг с собственниками/пользователями земельных участков, которые совокупно владеют/обрабатывают не менее чем две трети земельных участков, мелиорация которых будет обеспечиваться сетью.
Важно:
Наличие действующего разрешения на спецводопользование является условием для получения членства в ОВП, а отмена такого разрешения является основанием для исключения водопользователя из состава членов ОВП.
Лицо приобретает статус членства в ОВП только после фактической уплаты вступительного взноса, если решением общего собрания предусмотрена обязательность его уплаты. ОВП обеспечивает ведение актуального перечня членов организации.
В случае реорганизации ОВП его правопреемником (правопреемниками) может быть исключительно другое ОВП (другие ОВП).
Создание ОВП на базе нескольких точек выделения воды возможно, если такие точки размещены на одном источнике орошения.
Передача в ОВП объектов мелиоративной системы нижнего уровня не считается государственной помощью и не требует получения согласия Антимонопольного комитета Украины как на допустимую государственную помощь.
Эксплуатация ОВП полученных в собственность имеющихся объектов мелиоративной системы нижнего уровня не требует проведения оценки воздействия на окружающую среду, если не расширяется проектная мощность таких объектов относительно площади орошения.
ОВП имеет право требовать установления бесплатного сервитута от владельцев (пользователей) земельного участка, на котором размещены объекты инженерной инфраструктуры мелиоративных систем, переданные в собственность ОВП, для обслуживания таких объектов
Государственные водохозяйственные учреждения обязаны заключать с ОВП, другими частными собственниками мелиоративных систем, водопользователями договоры. На транспортировку (поставку) воды на равных (не дискриминационных) условиях (по вопросам размера и порядка оплаты тарифа на воду, выполнения технических требований и тому подобное) по отношению к другим лицам, которым предоставляются аналогичные услуги.
Мифы и реалии закона об ОВП
Миф 1
Магистральные каналы передадут крупным аграрным производителям в собственность, а те лишат малых аграрных производителей доступа к воде
Магистральные каналы являются каналами государственного значения, а потому, согласно положениям законопроекта, не могут быть переданы кому-то и остаются в государственной собственности.
Миф 2
Межхозяйственную инфраструктуру передадут крупным аграрным производителям в собственность, а они ее разберут и продадут
Межхозяйственную инфраструктуру передадут не аграрным производителям, а организациям водопользователей, членами которых могут быть все заинтересованные землевладельцы/землепользователи в пределах территории ОВП независимо от размеров участков. Также ОВП не может распоряжаться полученными объектами, а только их эксплуатирует. И в случае его прекращения действия обязано их вернуть в государственную собственность.
Миф 3
Насосные станции могут так и не передавать организациям водопользователей
Передача насосных станций обязательно будет осуществлена при желании ОВП их обслуживать и модернизировать, поскольку такая передача прямо предусмотрена проектом и является необходимой для формирования обоснованного и приемлемого для водопользователей тарифа на услуги ОВП.
Миф 4
ОВП сможет забирать земельные участки водопользователей, которые не внесли плату за предоставленные услуги
Единственная мера реагирования ОВП на должника – это прекращение предоставления услуги по орошению за просрочку ее оплаты.
Миф 5
После принятия проекта сфера орошения останется без государственного регулирования и контроля, ведь в проекте отсутствуют соответствующие полномочия органов государственной власти
Объем государственного регулирования и контроля никоим образом не меняется, ведь соответствующие полномочия органов власти урегулированы в других специальных законодательных актах (Водном кодексе, Земельном кодексе, законах Украины «О мелиорации земель», «Об охране земель» и других). В связи с чем, дублирование этих норм в этом проекте является нецелесообразным ввиду необходимости соблюдения принципа правовой определенности.
Ключевые полномочия госорганов по управлению водными ресурсами и контролем над их использованием – установление разрешенного для использования объема воды, наоборот, усиливаются. ОВП вменяется в обязанность контролировать соблюдение его членами лимитов разрешения на спецводопользование.
Миф 6
Каналы лишаются статуса водных объектов, следовательно, не будет действовать государственное регулирование и контроль над использованием воды
Каналы государственного значения остаются водными объектами с соответствующим государственным регулированием. Каналы же на оросительных и осушительных системах, так же как и трубопроводы, канализационные коллекторы, являются искусственными инженерными объектами, транспортирующими воду, и по своей сути не являются водными объектами, поскольку не являются элементом окружающей среды.
В частности, в неполивной сезон все они должны быть пустыми, чтобы предотвратить лишние расходы воды на инфильтрацию и выпаривание для проведения ремонтных работ с целью предотвращения промерзания русла.
Кроме того, без их изъятия из перечня водных объектов было бы невозможно дать возможность аграриям самостоятельно строить новые мелиоративные системы, а это является одной из главных задач законопроекта.
Миф 7
Проект позволяет использовать воду без разрешения на специальное водопользование, ведь ОВП не обязано получать такое разрешение
Проект никоим образом не изменяет регулирование в части использования воды на основании соответствующих разрешений на спецводопользование, а лишь должным образом упорядочивает сложившиеся фактические отношения.
Здесь и в дальнейшем после образования ОВП соответствующий водопользователь, использующий воду для целей орошения, должен получить разрешение на спецводопользование. А ОВП, так же как и соответствующие государственные водохозяйственные учреждения, сегодня не является субъектом специального водопользования, ведь не использует воду для своих целей, а лишь транспортирует ее для нужд водопользователей, поскольку такие разрешения получают только те, кто используют воду на собственные нужды.
Миф 8
Проект отменяет государственный контроль над использованием ОВП воды для нужд гидротехнической мелиорации
Государственный контроль над учетом и использованием воды полностью сохраняется, ведь надлежащим средством для осуществления такого контроля является выдача Госводагентством водопользователям разрешений на спецводопользование, определение в них лимитов забора (использование) воды и осуществление контроля над соблюдением ими требований, определенных в таких разрешениях.
При этом с созданием ОВП такой контроль только усиливается, ведь ревизионная комиссия ОВП обязана установить, соответствует ли объем поставленной воды водопользователю лимиту, который установлен в его разрешении (ч. 5 ст. 14). А водопользователь обязан сообщать ОВП об окончании или отмене предоставленного ему разрешения или внесении в него изменений в части уменьшения лимита использования воды (ч. 4 ст. 20).
Миф 9
Государство должно «подарить» ОВП мелиоративные объекты нижнего уровня, а могло бы их продать путем приватизации
Продажа мелиоративных объектов нижнего уровня частному собственнику недопустима. В таком случае возникнет частная монополия на поставку воды, собственник которой будет руководствоваться не интересами всех водопользователей, а личным интересом получения максимальной прибыли за счет повышения цены услуг на поставку воды.
Также приватизация нецелесообразна, ведь целью законопроекта является направление имеющихся у аграриев ограниченных денежных ресурсов именно в развитие мелиоративной системы, сейчас же это бремя возложено на государство, поэтому соответствующее имущество создает лишь дополнительные расходы государственного бюджета.
Безвозмездная передача ОВП объектов мелиоративной системы нижнего уровня государственной и коммунальной собственности является также необходимой предпосылкой для привлечения средств водопользователей в их модернизацию (развитие) для сокращения потерь воды и повышения энергоэффективности. При этом проектом определяются соответствующие предохранители по целевому использованию таких объектов и их сохранение (ОВП не вправе отчуждать такие активы одним образом).
Миф 10
Проект является дискриминационным по отношению к другим субъектам хозяйствования, ведь содержит «привилегии» для ОВП, которые приведут к потерям для государства
Обслуживание и поддержание в рабочем состоянии соответствующих объектов требует от государства дополнительных расходов и не приносит дохода. В то же время, согласно этому проекту, на ОВП полностью перекладывается бремя финансирования эксплуатации и развития полученных мелиоративных объектов низшего уровня, при этом ОВП не имеет права на их отчуждение в любом виде, а в случае прекращения деятельности ОВП — обязано вернуть такие объекты государству.
Поэтому утверждения о потерях для государства и общества вследствие передачи соответствующих объектов ОВП не соответствуют действительности.
Миф 11
Проект создает значительные экологические риски, ведь ОВП не обязано делать оценку воздействия на окружающую среду
Законопроект не отменяет необходимости проведения оценки воздействия на окружающую среду в тех случаях, которые прямо определены в законе Украины «Об оценках воздействия на окружающую среду». А лишь уточняет, что эксплуатация ОВП сейчас имеющихся объектов в пределах имеющейся проектной мощности относительно площади орошения не требуют проведения ОВП оценки воздействия на окружающую среду.
Эти изменения обоснованы тем, что не целесообразно обязывать ОВП проходить процедуру оценки воздействия на окружающую среду относительно имеющихся объектов, ведь формальная смена их владельца без каких-либо изменений их проектных мощностей никоим образом не может создать дополнительное влияние на окружающую среду.
В то же время любое расширение плановой деятельности (увеличение площади орошения, увеличение проектной мощности путем реконструкции (строительства) новых объектов мелиорации) потребует обязательного проведения ОВП оценки воздействия на окружающую среду.
Миф 12
ОВП не обязано соблюдать требования градостроительного законодательства при строительстве мелиоративных объектов, ведь соответствующие нормы исключаются из закона «О мелиорации»
Вопросы в сфере застройки регулируются законодательством о градостроительной деятельности. Полномочия органов власти, которые исключаются из закона «О мелиорации», реализуются этими органами не на основе такого закона, а в соответствии с полномочиями, предоставленными другими специальными законами.
Следовательно, вопрос осуществления строительства должен регулироваться, и регулируется специальным законодательством, а потому вывод о том, что такие полномочия исключаются, является безосновательным. Нормы проекта лишь исключают дублирование этих вопросов в законе Украины «О мелиорации земель», ведь такое дублирование не согласуется с принципом правовой определенности.
Миф 13
Проект отменяет государственный контроль над охраной земель, поскольку из закона Украины «О мелиорации земель» исключаются соответствующие полномочия государственных органов
Вопросы контроля над использованием земель регулируются специальным законодательством, в частности, Земельным кодексом, законом Украины «Об охране земель», а объем соответствующих контрольных полномочий уполномоченных государственных органов этим проектом не уменьшается. Этот проект лишь исключает отсылочные и дублирующие нормы из закона Украины «О мелиорации земель», ведь такое дублирование норм не согласуется с принципом правовой определенности.
Миф 14
Предусмотренные проектом согласования лицом, что планирует строительство новой мелиоративной системы, условий поставок воды с собственниками (пользователями) земельных участков, мелиорацию которых будет обеспечивать такая система, является вмешательством в свободу договора и противоречит Гражданскому кодексу
Эта норма проекта является важной гарантией защиты прав и интересов аграриев и обеспечивает соблюдение баланса интересов собственника мелиоративной сети. Что получает преобладающую рыночную силу через контроль над монопольным ресурсом – мелиоративной системой, и собственников (пользователей) земельных участков, мелиорацию которых обеспечивает соответствующая сеть. В том числе в случае, если они не согласовали такие правила на этапе их согласования, но нуждаются в поставках воды или ее отведении.
Достижение такого баланса также позволяет минимизировать риски строительства параллельных мелиоративных сетей, что ведет к расточительству ресурсов общества, и будет сдерживать развитие мелиорации.
Установление на уровне закона определенных особенностей и требований к заключению хозяйственных сделок является обычной практикой, такая возможность также прямо предусмотрена ч. 3 ст. 6 Гражданского кодекса Украины.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.