20.03.2019 – Когда-то киевлянка Алена Парфенова, как и большинство родителей в Украине, послушно сдавала средства на стулья, сантехнику, окна и другие нужды школы. Пока неожиданно не обнаружили пропажу 170 тысяч родительских средств. Пять лет она добивалась наказания виновных после того, как узнала о коррумпированности директора гимназии, в которой учился ее сын. За это время пережила давление на бизнес, а также травлю ее ребенка в школе, и наконец-то, добилась своего.
Сегодня Алену Парфенову НАБУ ставит в пример другим. Также она с единомышленниками создала инициативу «Родители SOS», а позже – «Педагоги SOS». Учредителями «Родители SOS» является Елена Бондаренко и Алена Парфенова. В организации есть юрист – Роман Бондаренко. Но для помощи родителям, ученикам и учителям по всей Украине привлекаются юристы, психологи, программисты. Они консультируют и оказывают поддержку в борьбе с директорами-взяточниками или неуравновешенными учителями.
Читайте также: Образование без школы: истории трех семей, которые выбрали домашнее обучение
Иванна Коберник: Тихие и послушные люди больше не нужны. Очень скоро их заменят компьютеры
Родители и школа. Как это работает в Германии
Мы выбрали наиболее мягкий и медленный вариант реформы – министр образования
Алена Парфенова рассказала читателям Цензор.НЕТ, как и на каком основании, школа может получить средства на очередной туалет или паркет, а не делать ремонт за счет родителей? Почему директора школ боятся финансовой автономии, а школы – прогрессивных директоров, которые этой автономией умеют пользоваться? Насколько легко в Украине увольняют учителей за явное нарушение прав ребенка? Чем завершились громкие истории из школ Харькова, Черкасс и Киева, которые всколыхнули всю Украину? А также сборник советов, на какие нормы ссылаться, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок носил школьную форму или если вы хотите присутствовать на уроке.
Я И ПРЕДСТАВИТЬ НЕ МОГЛА, ЧТО ИЗ-ЗА МОЕЙ ПОЗИЦИИ БУДУТ ОКАЗЫВАТЬ ДАВЛЕНИЕ НА СЫНА
— Ваша история впечатляет. Пока вы боролись за прозрачность использования средств в школе, вам лично угрожали, а на ребенка оказывали давление. Могу предположить, что вы предвидели, что так будет, и все равно решили расследовать правонарушения?
— Нет. Мне казалось, что школа – это консервативная институция, где при таких условиях не может быть жестокого отношения к детям. Поэтому когда начали щемить моего сына, то в моем восприятии учебных заведений произошла маленькая революция. Когда эти люди начали писать на меня заявления в СБУ, и я ходила на четырехчасовые допросы – для меня это было немыслимо.
— Кто именно на вас писал в СБУ?
— Учителя. 24 человека написали на меня жалобу о том, что я освещаю события в учреждении образования через Фейсбук-группу «Родители SOS». Но я пришла к следователю с пакетом документов. Увидев их, СБУ взяла под контроль это дело. Мы добились переквалификации дела и проведения проверки КРУ. Распорядителя средств нашей школы проверяли более двух недель. Все закончилось штрафами и персональной ответственностью.
Относительно ребенка, то первые две недели, когда началась эта история, у него дневник стал резко красным: бегал на перемене, ел на уроке. Также ему ставили надуманные двойки. Я понимала, что это не оценка его знаний, а реакция на мои действия. Тогда сын был в 6 классе и учителя заявляли, что специально откажутся от нашего класса на следующий год.
Я сказала, чтобы они написали официальное заявление, указав причины отказа. Никто не написал. Однако многие учителя заняли нейтральную позицию. Классный руководитель нас поддержала.
— Было ли еще давление на ваш бизнес. Как это проявлялось?
— У нас семейный бизнес. Другая мама, которая меня поддержала, — владелица салона красоты. Посыпались анонимные и публичные жалобы в налоговую, санэпидемстанцию, пожарную службу, Госпотребслужбу, КГГА и другие органы. За год мы насчитали 54 проверки.
Некоторые жалобы были абсолютно бессмысленны. Скажем, были претензии к салону красоты. Мол, надписи на входе «маникюр» и «педикюр» оскорбляют малолетних. Такую жалобу в Киеврекламу написали родители детей, которые нас не поддержали. И они выходили против меня на митинг под КГГА. Потом писали, что мы незаконно установили видеокамеры возле своих объектов, якобы незаконно собираем персональные данные. Но было много случаев, когда записи наших камер помогли полиции в расследовании преступлений.
— Как вы объясняете то, что многие родители действовали против вас?
— Эти родители имели определенные договоренности с руководством школы, поэтому отстаивали, чтобы место уволенного директора заняла завуч школы. Но мы считали, что если человек 18 лет был завучем и собственными глазами видел все злоупотребления, то он не может быть руководителем. Школе был нужен новый лидер, который мог бы уравновесить конфликтную ситуацию, и дать что-то новое для школы.
Видео первых родительских собраний, на которых обсуждали исчезновение 170 тысяч гривен, и с которых начались инициативы «Родители СОС»
— Сегодня вы уже солидная организация. Вы зарегистрированы официально?
— Да, мы зарегистрировались как общественное объединение. По двум причинам. Когда наша история получила огласку, то нам начали писать родители со всей Украины, рассказывая аналогичные истории и сообщая номера школ, где обнаружили коррупцию. Начали подключаться журналисты, благодаря чему процесс стал публичным. Мы сор из избы не выносили, но он сам начался выноситься.
Когда в 2015 году мы создали группу в Фейсбуке, нас начали обвинять в том, что мы хотим на руководящие должности в школах поставить своих родственников. Поэтому мы зарегистрировали организацию для того, чтобы подавать информационные запросы и быть привлеченными к проверкам, которые проводили Департамент образования и Государственная инспекция по вопросам образования (сейчас это Госслужба качества образования).
Зная, какое давление мы сами пережили, пытались дать другим родителям определенную защищенность. Часто было так, что родители оставались в тени, а жалобы писали мы.
ДИРЕКТОРА ШКОЛ ЕЩЕ БОЯТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
— Но потом вы дошли до конкретных инициатив. Первая – это конкурс на должность директора.
— Нас фактически заставили идти к этому. Потому что когда начали раздаваться обвинения, что мы хотим назначить на должности своих родственников, мы предложили прозрачный конкурс на руководящие должности в школах.
— Значит, сначала речь шла о конкурсах в те заведения, где учились ваши дети, а потом это распространилось на другие школы?
— Да. В Киеве был инициирован общий конкурс. Эту идею поддержали заместитель мэра КГГА и Департамент образования Киева. Мы принимали участие в десяти конкурсных отборах, которые были сразу рекомендованы еще до распоряжения Кабмина. Сразу он имел рекомендательный характер – распоряжением Кабмина Яценюка. А в законе «Об образовании» такой конкурс стал нормой. Определенные моменты остаются дискуссионными – относительно критериев и процедуры. Сейчас мы в рабочих группах думаем над тем, как его улучшить.
— Какие результаты уже состоявшихся конкурсов?
— Наконец заработал социальный лифт. Пришли люди, которые не связаны системой, в которой за любую должность надо давать взятки. И они откровенно озвучили проблемы, которые есть в управлении учебными заведениями.
— По вашей инициативе была принята статья 30 закона «Об образовании», согласно которой с 1 декабря 2017 года каждая школа должна делать публичными данные о своем финансовом состоянии. Однако не все подали из-за процедурных моментов. В чем возникла проблема?
— Не только школы, но и распорядители средств. Должны также вывешивать уставы, лицензии, все учебные программы, все кружки и платные услуги. Потому что, скажем, если речь идет о программе «Интеллект Украины», не все родители понимают, что это стоит 260 грн. Также должна быть публичной информация обо всех вакансиях.
Но возникла проблема, что нет унифицированной формы этого отчета. В 90% случаев распорядителем средств является не школа, а районное управление образования или подразделения. Значит, школа озвучивает свои нужды, а что в итоге купит управление образования – это большая тайна. Например, в Святошинском районе привезли мастику для паркета в садик, где лежит линолеум. Поэтому обязали и распорядителей показывать сметы. Сейчас важно создать унифицированную форму, в которой должна подтягиваться информация из сервисов онлайн-закупок.
Но встала другая проблема. Районное управление образования обычно делает закупку на несколько школ, поэтому надо в ручном режиме просматривать, на какие именно заведения были выделены те или иные средства. Думаю, со временем мы решим и эту проблему. Уже много программистов высказывают идеи, как можно сделать анализ по школам. Стратегическая цель – получение школами финансовой автономии. Однако действует постановление Кабмина еще с 2008 года о финансовой автономии. Значит, школы имеют право выбирать даже сейчас.
— Есть ли уже какие-то сдвиги по финансовой автономии?
— В Киеве школы Деснянского района имеют финансовую автономию. Районное управление сбрасывает средства, и директора школ сами решают, что закупать, но должны согласовать это с районным управлением.
— Вы подчеркиваете, что в бюджете есть средства на обеспечение школ и что существует четкий механизм, как школа или отдельный класс может получить средства из бюджета на конкретные вещи, а не собирать с родителей. Напомните его.
— Скажем, обращается к родителям директор о том, что надо сдать деньги на ремонт школы. Поинтересуйтесь, есть ли дефектный акт, где указано, что именно необходимо ремонтировать. Также попросите показать запросы, которые директор делал в управление образования о выделении средств. Обычно после этих вопросов возникает конфликт между родителями и директорами, потому, что как правило, директора не фиксировали нужд школы. Ситуация начала меняться только в последние годы.
— Какова, по вашему мнению, причина такого поведения директоров: коррумпированность или просто жизнь по инерции?
— Коррумпированность в отдельных случаях. Но общая причина – в Украине еще нет культуры эффективного использования государственных средств. Как-то я спросила директора одной из одесских школ, сколько им нужно. Он говорит: 5 миллионов. Я спросила, зачем. Сказал, что фасад сделает.
Я удивилась, неужели школа не имеет других проблем, в частности с туалетными комнатами и учебным оборудованием. Ответил, что другие проблемы есть, но он хочет сделать фасад. Просто директоров никто не учил планированию на месяц, полгода, год. Да и сегодня нет тренингов для руководителей учебных учреждений, где их бы научили не бояться государственных средств. Если им в один день дать настоящую финансовую автономию, то они попросту не будут знать, что делать.
— Значит, конечная цель реформы – предоставление школам финансовой автономии, но при этом директора к ней фактически не готовы? Продолжается ли разработка таких тренингов для директоров?
— На самом деле министерство дает много разъяснений, но пока нет понимания, согласится ли Минфин вносить изменения в Бюджетный кодекс. Это бюджетные средства, и директора попросту боятся, потому что не знают всех процедур управления средствами.
— А насколько готовы родители к финансовой автономии? На практике видим, что часто инициаторами поборов являются сами же родители. А с другой стороны, те, кто идет на родительское собрание с решимостью не давать ни копейки на дополнительные расходы, а в результате сдают деньги вместе со всеми.
— Для меня феномен, когда родители-экономисты, юристы, полицейские понимают абсурдность происходящего, и все равно сдают наличные «на нужды школы». Я сама сдавала на все, о чем просили, – просто, как теленок. А после того инцидента с исчезновением средств ни разу не отнесла ни одного конверта учителю. Максимум, что мы делали – это дети сами покупали цветы и конфеты на День учителя и 8 Марта.
— Как воспринимали учителя?
Кое — кто не понял, почему обрубили такую «традицию». Но другие учителя поддержали эту идею, даже устраивали чаепития с теми конфетами.
Я НЕ БУДУ СОВЕТОВАТЬ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ, ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ ДОБИВАТЬСЯ СВОЕГО, ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ, КАКОЕ ДАВЛЕНИЕ БУДЕТ ПОТОМ
— Другой блок вашей деятельности – это поддержка методических изменений в школе. На практике имеем неприятие реформы начальной школы со стороны многих учителей. Насколько эффективны разъяснения, которые проводит Министерство?
— Министерство в сотрудничестве с «Эдерой» организовало бесплатные курсы для всех учителей. Ожидали, что в 2018 году через проект пройдут 20 тысяч учителей младшей школы, а прошло более 100 тысяч. В том числе и родители, получившие сертификат и которые поняли философию изменений.
Но глядя на первые 100 пилотных классов, и те, классы, которые сейчас действуют, не могу сказать, что учителя на 100% приняли изменения. На местах происходит саботаж. Мы уже три года говорим о том, чтобы домашнее задание в первом классе не задавали. Но проблема в том, что не только учителя, но и родители этого не воспринимают.
— Нередко так бывает, когда на весь класс 1-2 семьи хотят изменений, и в результате остаются сам на сам с остальными родителями и школой. Это касается и финансирования, и учебных программ. Что вы им посоветовали бы?
— Я не буду говорить родителям в маленьких городах идти с шашкой вперед и добиваться своего, потому что знаю, что происходит потом. Если я в Киеве столкнулась с большой атакой, то я представляю, что может быть в меньших городах. Уже было несколько случаев, когда община восставала против отдельных семей. Пока не подключились СМИ и чиновники, им было очень трудно. Если в городке всего 4 школы, то даже ребенка некуда перевести, потому что все связаны негласной порукой. Поэтому если хотите бороться, то понимайте, что это будет трудно.
— Вы много внимания уделяете правам ребенка, и это уже касается поведения учителей и администрации. Я понимаю, что трудно статистику подвести, но все же – сколько имеется случаев увольнений директоров и учителей, которые нарушали права детей?
— На сегодня процесс уже пошел. Если раньше потребовались бы годы для того, чтобы доказать вину и выдержать давление, то сегодня если есть доказанный факт издевательства над ребенком, применяют санкции.
— Насколько длительна эта процедура? Это происходит через суд?
— Суды подключают позже, когда уволенные педагоги начинают обжаловать это решение. И если увольнение было с процедурными нарушениями, то они восстанавливаются на работе. Вспомню один инцидент в Черкассах с учительницей Макаренко, которая заявила, что научит детей «любить советскую власть». Там вопиющая ситуация, и ее не восстановили. Наш юрист Роман Бондаренко 9 раз ездил на судебные слушания. Я замечу – это все безвозмездно.
Юрист получает доверенность от родителей ребенка и выступает в пользу Департамента образования, который принял решение об увольнении. В случае Макаренко он мастерски довел дело до логического конца.
— Чем завершилась харьковская история, когда одной ученице на празднике не дали кусок торта, потому что родители не сдали деньги, при этом ее не отпустили домой? По последним данным, директор школы остался на посту.
— Уволили учительницу, она же мама и председатель родительского комитета.
— Значит, это один человек? Потому что была путаница. Кто-то писал, что ребенку не дала торт одна из мам, кто-то — что учительница.
— Это не классный руководитель класса, она преподавала какой-то предмет, но она, же председатель родительского комитета. И она сознательно сделала то, что сделала.
На самом деле в такой ситуации родители должны понимать ответственность. Допустим, кто-то хочет сделать для детей праздник. Важно понимать, что если что-то хотите вы, то это не значит, что этого же хотят и другие. Поэтому, во-первых, рассчитывайте только на свои силы. А во-вторых, — на то, что в действе должны участвовать абсолютно все дети класса. Тогда вы трезво сможете оценить, потянете ли проведение праздника.
Тогда идете к директору и информируете, что вы готовы провести мероприятие. И только после согласования и понимания, что праздник будут проводить люди, имеющие санитарные книжки, которые придут во внеурочное время, можете перейти к действию. Остальных родителей можно попросить, не хотят ли они помочь, но они не обязаны этого делать, потому что идея ваша. Только так.
— Вас из-за принципиальности обвиняют в травле учителей. Некоторые даже выходят из группы «Родители SOS». Как вы для себя определяете грань, где заканчивается отстаивание права ребенка и начинается необоснованное давление на учителя?
— Когда не знаешь, как поступить по закону. Если есть регулярное откровенное пренебрежение к нормативным актам, то это показатель. Мы день в день пишем, что нельзя ребенка заставить убирать класс. Даже министр Гриневич сделала соответствующий видеосюжет. А на это педагоги говорят: «Вы на старости лет стакан воды не получите от своего ленивого ребенка». Извините, к чему это? Есть конкретные нормативные акты, где четко написано: детей могут привлекать к уборке, но они не обязаны этого делать.
— Хотелось бы спросить, как вы оцениваете недавний случай в Киеве, когда отец ученика избил учителя физкультуры за замечание сыну. Общество разделилось. Одни защищают отца, который пошел защищать ребенка, будто не имея других возможностей влияния. Другие стали на сторону учителя, отмечая, что он сделал замечание ученику, а замечания – это один из методов работы педагога.
«Я легонечко взял … за шею» — это слова учителя физкультуры 157 школы. Вместо трех точек вставьте, пожалуйста, имя вашего сына или дочки. Вставили? А теперь представьте (только представьте), что бы вы сделали с физкультурником, если бы увидели следы от пальцев на шее вашего ребенка, который не способен от страха и слез объяснить, что произошло. То что, уже все хайпонули вокруг темы защиты учителей?
Это первое, на что хочу обратить внимание. В многочисленных постах группы «Родители SOS», родители этой школы писали о том, что конфликты с учителем были и раньше, но замалчивание проблемы и нежелание администрации заведения «выносить сор из избы» привели к тому, что имеем сейчас.
Суды Линча – это то, что ожидает страну, если и дальше случаи издевательства над детьми будут замалчиваться, если и дальше будет продолжаться практика увольнения по собственному желанию учителя, вина которого и факты жестокого обращения с детьми доказаны.
Кстати, только под давлением родителей написала заявление учитель на Хмельнитчине, где была шокирующая ситуация съема брюк с детей и травля в туалете. Подчеркиваю, учитель уволилась по собственному желанию, поэтому ждите ее в других школах страны.
Кстати, призывов осуждения образовательного профсоюза относительно этого случая, или случая с учительницей Макаренко, или о случае рисования на лбу ребенку оценки, заклеивания скотчем рта, откровенного избиения детей в садиках — мы ни разу не видели.
«ПЕДАГОГИ SOS» МЫ СОЗДАЛИ, ЧТОБЫ НАПОЛНИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОНТЕНТОМ
— Приходилось ли вам отстаивать права учителей?
— Собственно, «Родители SOS» начинались с защиты классного руководителя моего ребенка. Были обвинения, что махинации с деньгами проводила наш классный руководитель. Классный руководитель моего ребенка очень порядочный человек, поэтому большинство родителей против нее не пошли.
Но из штата поддержала ее только одна коллега, поэтому хорошего специалиста и человека попросту выживали из школы, прикрывая собственное преступление. Абсурдность обвинений сводилась о том, что в полицию директор не пошел, однако нам предлагали вступить в другой благотворительный фонд и собрать дополнительно деньги. Всю эту ситуацию создали не для того, чтобы обвинить учителя, а для того, чтобы родители снова сдали средства.
На самом деле мы консультируем многих директоров, которые к нам обращаются. И в основном это люди, занявшие должности на конкурсной основе. Один из первых вопросов – это коммуникация с родителями и управлением образования.
— Вы даже создали группу «Педагоги SOS».
— Мы пересмотрели контент образовательных сообществ и были поражены. Там есть все, от продажи печатных тетрадей к «дайте сценарий на новый год». Порой случались абсурдные перепосты с подозрительных ресурсов. Например, гулял фейк с сайта структур Луганской области «В Англии школы переходят на советское образование». Конечно, без ссылки на Министерство образования Великобритании. Это постят и поддерживают учителя!
Даже научная библиотека им. Драгоманова сделала такой перепост. Поэтому мы решили создать сообщество с профессиональным контентом. На самом деле это проблема, потому что я сама еще два года назад не умела фильтровать информацию. Потом мне журналисты дали совет: всегда ищи первоисточник и ссылки на официальные структуры.
— Ваша организация насчитывает всего два человека. Я понимаю, что вы сотрудничаете с Минобразования как консультанты. Но как вы успеваете помогать такому количеству людей по всей Украине, предоставляя им юридическую поддержку?
— Мы работаем в рабочих группах в министерстве. Даже представить не могли 5 лет назад, что у нас будет такая возможность, но нас пригласили и мы согласились. Социально ответственный бизнес нам помогает. Однажды к нам обратилась бабушка из Киева. На одной из пресс-конференций она озвучила проблемы в финансировании учебных заведений. А на следующий день на нее заведующая детсадом, куда ходит ее внучка, подала в суд и требовала 80 тысяч моральной компенсации. Конечно, она не имела таких средств.
Мы обратились к очень крутому адвокатскому агентству. Они поняли ситуацию, и защищали бабушку безвозмездно, и она выиграла. Мало того, они повернули дело таким образом, что уже на втором заседании адвокат заведующей снял требование выплатить 80 тысяч гривен.
Кроме того, мы делаем видеосюжеты, где будут ответы на вопросы, которые нам часто задают. Фактически это дорожная карта «отцы SOS». Это бесплатно делают родители, имеющие соответствующий бизнес. Логотип нам разработала также бесплатно мама из Харькова, что изучала дизайн. Для меня это уникальное сообщество, наша группа вместе никогда не встречалась, все же более 130 000 человек, но идеи и желание позитивных изменений объединяют, мы ездим с тренингами по стране, встречаемся в Киеве с активными родителями.
А если мы начинаем дискуссию, то это всегда аргументировано и толерантно. Все обвинения в отношении нашей группы основаны на нашей нетерпимости в отношении игнорирования здравого смысла и норм закона. «Родители так хотят», или «все для ваших детей» – это не более чем популистские лозунги.
— Вы советуете записывать на видео или аудио конфликтные разговоры с администрацией школ или случаи насилия в отношении детей со стороны учителей. Насколько в суде это доказательство учитывают?
— В суде по Макаренко это было учтено. Провели экспертизу этой аудиозаписи. Судьи зафиксировали, что запись была сделана надлежащим образом.
КОММУНАЛЬНАЯ ШКОЛА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАСТАВЛЯТЬ МЕНЯ ОДЕВАТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ
— Дискутируется вопрос об ограничении или даже запрете использования мобильных телефонов учениками в школах. Из фильмов мы знаем, что на Западе такая практика есть – чтобы не отвлекать внимание. Какого мнения вы?
— Гаджеты отвлекают внимание там, где не интересно, где учителя не понимают, что такое смартфон и как его использовать в образовательной деятельности. Смартфон – это уникальная возможность через бар-коды делать интересные задания. Например, мой ребенок ходит на занятия по подготовке к ВНО. Им после двухчасовых уроков по математике еще присылают задания в телефонный чат, и они соревнуются, кто быстрее их решит.
Конечно, детям нужно объяснять, что с телефоном нельзя играть на уроке. И я уверена, что там, где запрещают пользоваться мобильными телефонами, есть какие-то проблемы.
— Также вы защищаете право родителей присутствовать на уроках. Это новость для украинских школ. Зачем это нужно?
— Родители являются законными представителями своего ребенка и, согласно Семейному кодексу, могут 24 часа в сутки находиться рядом со своим несовершеннолетним или малолетним ребенком.
— Приводят аргумент, что другим детям не комфортно, когда чужие люди присутствуют в классе.
— По этому поводу была тяжелая дискуссия в министерстве. Меня спрашивали: «Как ты себе представляешь, когда все родители будут приходить на уроки?». Я отвечаю: а зачем им приходить всем? Родители приходят только тогда, когда есть проблема. Им и без того есть, чем заняться. Если школа закрывает двери, то сейчас родители уже не будут молчать и не согласятся на ограничение их законных прав.
— Объясните свою позицию относительно школьной формы. Вы – против обязательной формы.
— Должна быть просто чистая, удобная и безопасная одежда для школы. Бывает, что ситуация доходит до абсурда. Есть школы, где очень жестко следят за школьной формой, и при этом четко привлекают учащихся к дежурству. И представьте, дети в белых рубашках, пиджаках должны брать тряпку. Я окончила школу в 1996 году – это год, когда в Украине ввели обязательную школьную форму. Мои одноклассники не ходили в купальниках или с глубоким декольте, и наших учителей это не беспокоило.
Сами же учителя приходят в красивом, ярком наряде. А почему детям такие ограничения? Я понимаю, если это частное заведение, где заложены ограничения относительно формы и родители сознательно на них идут. Но коммунальная школа не имеет права диктовать мне, как тратить заработанные мною средства на одежду ребенка.
— Кстати, по дежурствам учеников по уборке класса. Вы категорически против. В странах, где система образования реформирована, привлечение детей к работе имеется. Я пытаюсь понять, какой вы видите разницу между эксплуатацией детей и фактически бытовой беспомощностью.
— Ребенок должен убрать за собой, если он насорил. Но привлекать ребенка к мытью пола после уроков как на какую-то трудотерапию, не годится.
— Значит, школам нужно расширять штат технических работников?
— Сначала нужно выяснить количество технических работников. Это первое, что я советую родителям, когда встает вопрос о принуждении детей к уборке. Мы с одной мамой делали информационный запрос по школе, то оказалось, что в школе насчитывается 24 технических работников, а на самом деле их где-то 5.
— Как бы вы оценили темпы реформы школы? Когда ожидать результат?
— Лет через 12. Но определенные изменения почувствуем уже через 4 года – когда в среднюю школу перейдут новые украинские школьники, что в 2018-м пошли в первый класс.
Сейчас и родители, и педагоги хотят перемен. Не 100%, но для успешной реформы столько очевидно и не надо. Достаточно 10-15% активных людей, которые готовы бороться за эти ценности. Другие к ним будут подтягиваться.
Автор: Ольга Скороход
Источник: Цензор.НЕТ
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.