Осуществлена оценка ресурсного потенциала Кировоградской области, определены тенденции изменений на региональном рынке труда. Раскрыты особенности формирования и использования трудового потенциала, осуществлена оценка уровня кадрового обеспечения Кировоградской области.
Оценка основывается на сочетании информации официальных статистических источников и результатов исследования автора, что обеспечивает ее комплексность.
Проанализирован индекс регионального человеческого развития и охарактеризована динамика индекса в течение последних 10 лет. По результатам оценки уровня регионального человеческого развития Кировоградской области предложены первоочередные задачи по следующим блокам: воспроизводство населения, социальная среда, комфортная жизнь, благосостояние и достойный труд.
Результаты исследования позволяют оценить положительные и отрицательные изменения на рынке труда, в сфере занятости населения, а также в системе подготовки и повышения квалификации работников. Сформулированы меры по повышению качества формирования, эффективности использования и уровня развития ресурсного потенциала области.
Ключевые слова: ресурсный потенциал, трудовой потенциал, рынок труда, уровень экономической активности, уровень занятости, уровень безработицы, структурная диспропорция, индекс человеческого развития, уровень кадрового обеспечения.
Постановка проблемы. Реализация государственной социально-экономической политики в Украине убедительно доказала, что создание макроэкономических условий и правовой среды автоматически не обеспечивают стабильное экономическое развитие национальной экономики.
Надежным фундаментом этого процесса является создание действенного механизма сохранения и развития ресурсного потенциала на уровне регионов. Вследствие отсутствия такого механизма мы сегодня теряем ресурсный потенциал, особенно это ощущается на рынке труда.
Актуальность темы. Основные тенденции, которые сегодня характеризуют отечественный рынок труда, заключаются в уменьшении уровня экономической активности населения за 2014 г. на 2,5%; уменьшении уровня занятости с 60,2% до 56,6%; увеличении уровня безработицы — с 7,3% до 9,3%.
Распространяется неформальная занятость – 25,1% общего количества занятого населения. При этом в 2014 г. среди неформально занятого населения 68,3% – это лица с профессионально-техническим и полным средним образованием. Наблюдается сокращение потребности работодателей в работниках всех профессиональных групп.
Структурная диспропорция между спросом и предложением рабочей силы является фактором, ограничивающим как возможности трудоустройства безработных, так и удовлетворение потребностей работодателей в работниках. Нагрузка на одно свободное рабочее место в Украине увеличилась с 11 до 15 человек.
Кировоградская область относится к проблемным регионам, где уровень безработицы достигает 11,2%, а нагрузка на одно рабочее место возросла с 23 до 36 человек. Такая неутешительная статистика доказывает, что как Украина в целом, так и ее регионы теряют свой ресурсный потенциал.
Анализ последних исследований и публикаций. Обобщая результаты развития научной мысли по вопросам определения сущности категории «потенциал» стоит отметить, что «ресурсный потенциал» – это комплексная категория. Она отражает совокупную величину запасов природных, сырьевых, инвестиционных, трудовых и информационных ресурсов, присущих государству, региону, предприятию, трудовому коллективу.
Приоритетное место в этой совокупности свойств, по нашему мнению, должно принадлежать именно трудовому потенциалу как определяющему фактору социально-экономического развития.
Теоретические и прикладные разработки по вопросам развития ресурсного потенциала регионов изложены в трудах зарубежных и отечественных ученых. В рамках этого исследования особое внимание привлекают работы таких ученых-экономистов, как А. Амоша (O. Amosha), О. Гришновой (О. Grishnova), А. Колот (А. Kolot), Е. Либановой (E. Libanova), M. Семыкиной (M. Semykina), Л. Фильштейн (L. Filshteyn).
В своих исследованиях они доказывают, что перспективы развития национальной экономики определены состоянием трудового потенциала общества. Уровень и темпы социально-экономического развития страны зависят от состояния здоровья, запаса знаний, умений, интеллектуальных способностей, образовательно-квалификационных характеристик, трудовой активности и профессиональной мобильности населения.
Современный этап развития регионов Украины характеризуется противоречием между необходимостью социально-экономического роста и невозможностью прогрессивных сдвигов вследствие ухудшения количественно-качественных характеристик трудового потенциала.
Новые вызовы дестабилизационного характера приводят к дальнейшей деформации рынка труда и невозможности обеспечить паритет между спросом и предложением рабочей силы. Поэтому сегодня возникла объективная необходимость в осуществлении оценки уровня трудового потенциала каждого региона с целью активизации мер по его сохранению и развитию.
Целью исследования является определение тенденций развития ресурсного потенциала Кировоградской области, оценка особенностей рынка труда, системы формирования и использования трудового потенциала и разработка комплекса мероприятий по повышению качества формирования, эффективности использования и уровня развития ресурсного потенциала области.
Изложение основного материала. В процессе исследования необходимо учитывать вполне объективные региональные особенности.
В Кировоградской области, что занимает 4,1% территории Украины, проживает 980,6 тыс. человек (2,2% от общего количества населения Украины) и производится 1,5% валового регионального продукта. Удельный вес области в выпуске товаров и услуг Украины в 2014 году составил 1,7%, в производстве продукции сельского хозяйства – 4,5%, а реализации промышленной продукции – 1,5%.
Промышленность области обеспечивает 21,7% валовой добавленной стоимости, которая создается в области. Стратегически важными для экономики области являются машиностроение и пищевая промышленность – отрасли, которыми обеспечивается наибольшая доля валовой добавленной стоимости.
В общем объеме реализованной промышленной продукции области пищевая промышленность составляет 56,6%, в поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – 12,9%, в объеме машиностроения – 9,1%, металлургии – 9,0%, добывающей промышленности – 3,6%.
Продукция промышленности обеспечивает важную долю товарного экспорта области. Важнейшими экспортными позициями в 2014 году были жиры и масла животного или растительного происхождения (55% в структуре экспорта товаров области), машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование (10,7%), продукты растительного происхождения (10%), готовые пищевые продукты (15,5%), минеральные продукты (3,7%).
Кировоградская область имеет значительный ресурсный потенциал для формирования высокотехнологичного аграрного сектора, способного осуществлять существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, расширение сырьевой базы для пищевой промышленности, усиление экспортных позиций Украины.
Производство сельскохозяйственной продукции в области осуществляют более 3,2 тыс. сельскохозяйственных предприятий и 2,5 тыс. фермерских хозяйств. В пользовании фермерских хозяйств находится 405,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
На начало 2015 года в сельских поселениях насчитывалось 143,6 тыс. домохозяйств, среди них количество домохозяйств, членам которых предоставлены земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства, – 126,3 тыс. (88% общего количества). В пользовании личных крестьянских хозяйств находится 308,7 тыс. га земли.
В отраслевой структуре валовой продукции сельского хозяйства ведущее место принадлежит растениеводству, доля которого в 2014 году составила 83,2%, животноводству принадлежит 16,8%.
Следовательно, повышение уровня трудового потенциала названных отраслей является залогом социально-экономического развития области.
Демографическая ситуация в Кировоградской области характеризуется устойчивой депопуляцией, старением населения, уменьшением доли трудоспособного населения. Численность имеющегося населения области по состоянию на 01 января 2015 года по статистическим данным составляла 980,6 тыс. человек.
За 2014 год численность сократилась на 7 тыс. человек, или на 7,1 человека в расчете на 1000 жителей. По сравнению с 2013 годом число родившихся увеличилось на 14 детей (на 0,1%), в то же время зарегистрировано увеличение числа умерших на 203 человека (на 1,2%). В возрасте до 1 года в 2014 года умерло 96 детей (в 2013 году – 119).
Уменьшение численности населения области произошло из-за естественного (6140 человек) и миграционного сокращения (846 человек). Количество прибывших лиц на постоянное место жительства в области по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 8,5%, выбывших – на 12,4%.
Доля лиц, возраст которых старше 60 лет, составляет 23,5% (по среднему в Украине 21,6%), однако доля лиц, возраст которых меньше трудоспособного (0-15 лет), составляет 15,5% (среднего уровня 15,7%).
С количественной точки зрения трудовой потенциал Кировоградской области представляет собой экономически активное население, то есть всех тех, кто работает или активно ищет работу (занятые и безработные), включая лиц трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста. Согласно данным, трудовой потенциал Кировоградской области за последние шесть лет уменьшается.
В 2014 году экономически активное население региона насчитывает 440,3 тыс. человек, что на 40 тыс. человек (8,3%) меньше, чем в 2009 г. По половой структуре трудовой потенциал области выглядит так: женщин – 48%, мужчин – 52%, причем большинство их живет и работает в городах – 65,3%, меньшинство в сельской местности – 34,7%.
Возрастные характеристики трудового потенциала региона таковы: среди тех, кто работает или активно ищет работу, 39,3% человек имеют возраст от 25 до 40 лет, 11,4% – 15-24, 26% – 40-49, 19,8% – 50-59 лет, 3,5% – 60-70 лет.
Особенно надо указать на изменения в структуре экономически активного населения, которые, по нашему мнению, обусловлены демографическими и социально-экономическими преобразованиями. Положительным фактом является уменьшение доли старших трудоспособного возраста лиц (с 9,2% до 4,4%). Это означает, что в 2014 году вдвое сократилась численность тех представителей экономически активного населения, кто был старше трудоспособного возраста и вынужден работать ради получения средств к существованию (каждый 22-й).
К негативным изменениям в составе трудового потенциала следует отнести увеличение количества безработных (по методологии МОТ) до 49,2 тыс. человек, причем наибольшие темпы роста наблюдаются по сравнению с 2013 г. – в 1,3 раза. Среди безработных доля женщин составляет 49,4%, мужчин – 50,6%. Причем каждый третий безработный в Кировоградской области имеет возраст от 40 до 60 лет, каждый второй – молодой человек в возрасте от 15 до 30 лет.
В результате таких изменений падает уровень занятости населения. За последний год (2014 г.) показатель уменьшился на 5,3% с 59,5 до 54,2%.
По статистическим данным, среднегодовое количество наемных работников, по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 35,5 тыс. человек (14%). Распределение наемных работников по видам экономической деятельности осуществлялось под влиянием структурных изменений, происходивших в экономике области.
Результаты оценки соотношения занятости населения по отраслям доказывают, что структурные изменения в экономике Кировоградской области происходили в направлении противоположном современным требованиям.
Так, наибольшее количество занятых в 2014 г. сосредоточено в сельском хозяйстве – 27,8%. Второй по объемам занятости является сфера торговли, гостиничный и ресторанный бизнес – 17,3% всех занятых. Такая тенденция объясняется тем, что в регионе в последнее время продолжается отток рабочих мест из промышленности в сферу обслуживания.
В результате таких структурных сдвигов, на фоне сокращения общей численности занятых во всех сферах экономической деятельности на 9,7%, удельный вес занятых в сфере торговли за исследуемый период уменьшился лишь на 1,2%.
Тенденции, сложившиеся в экономике региона, вызывают беспокойство, поскольку по темпам сокращения занятых в производстве материальных благ Кировоградская область опережает другие регионы. Насущная необходимость решения этой проблемы особенно проявляется, если принять во внимание тот факт, что вклад работников промышленности Кировоградской области в развитие экономики страны более чем ощутим.
Такой взнос за 2014 г. характеризуется следующими показателями. В производстве тракторных сеялок удельный вес области составлял 71,1%, насосов объемных поршневых для перекачки жидкостей – 84,4%, объемных насосов ротационных – 66,2%, разрыхлителей и культиваторов – 28,2%, бетонных конструкций и изделий для жилищного и гражданского строительства – 3,6%, масла подсолнечного нерафинированного – 13,7%, говядины и телятины – 7,8%, круп – 3,0%, сахара-песка – 3,2%, колбасных изделий – 7,2%.
Следовательно, сворачивание промышленного производства в области негативно влияет на развитие национальной экономики. Кардинально изменить сложившуюся ситуацию, призваны активные меры формирования многосекторной структуры региональной экономики и повышение качества трудового потенциала. Особого внимания требует улучшение количественных и качественных характеристик ресурсного потенциала за счет повышения уровня человеческого развития.
Результаты исследования аспектов человеческого развития Кировоградской области, занявшей лишь 23 место в общегосударственном рейтинге, свидетельствуют о низком уровне индекса регионального человеческого развития (ИРЛР), который равен 0,593 (стандартизированный уровень ИРЛР «идеального региона» составляет 1).
Наивысшее значение среди блоков, характеризующих человеческое развитие, достигнуто в сфере образования населения: седьмое место в обще-украинском рейтинге и первый ранг в структуре собственного интегрального индекса.
Оценка рейтингов всех областей Украины доказывает, что наиболее проблемными аспектами Кировоградщины является воспроизводство населения и состояние социальной среды (24 место). Однако анализ структуры собственного ИРЛР позволяет выделить еще и неудовлетворительный уровень показателя достоинства труда и благосостояния населения.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что значительное отставание Кировоградской области, прежде всего, связано с такими аспектами:
- Блок «Воспроизводство населения». Область стабильно занимает самую низкую позицию среди аутсайдеров и имеет низкие рейтинги по таким показателям: стремительное падение суммарного коэффициента рождаемости; рост детской смертности (23%); худшая ситуация относительно средней ожидаемой продолжительности жизни (69,4 года). Положение осложняется ухудшением экологической ситуации и высоким уровнем заболеваемости. Причем резкое падение рейтингов наблюдается в течение последних 10 лет (с 19 места на 24).
Высокий уровень смертности обусловлен катастрофическим ростом смертности населения в сельской местности, в частности, низкий уровень жизни в сочетании с низкой культурой отдельных слоев населения (пьянство, опасное поведение и прочее).
Поэтому первоочередными задачами должно стать улучшение качества медицинского обслуживания; охват дородовым и послеродовым уходом основной части матерей, принятие родов в лечебном учреждении квалифицированным медицинским персоналом; создание безопасных условий проживания и труда.
- Блок «Социальная среда». Превышающим средне-украинские показатели в области является значение уровня преступности, количества умерших от преднамеренных самоповреждений, количество больных с впервые установленным диагнозом активного туберкулеза, количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также коэффициент подростковой рождаемости.
Все эти явления взаимосвязаны, поскольку асоциальное поведение может привести к лишению свободы или родительских прав, отсюда и сиротство, и заболевания, и преступность.
Итак, основными мерами, способными исправить такую негативную ситуацию, является профилактика преступлений, воспитательная работа с молодежью, пропаганда здорового образа жизни и продуктивного поведения. Развитие культурной сферы и меры повышения общего культурного уровня населения смогут улучшить положение дел в социальной среде области.
- Блок «Комфортная жизнь». Снижают оценку условий проживания в области несколько низкие показатели обеспеченности жильем в городах и городских поселениях, с централизованным газоснабжением в сельской местности, а также амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Поэтому основные усилия региональной политики должны сосредотачиваться на улучшении обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и инженерных сетей.
- Блок «Благосостояние». В области является высоким уровень относительной бедности населения, ниже среднего значения валового регионального продукта в расчете на душу населения, а также обеспеченность базовым набором товаров длительного пользования. Следовательно, борьба с бедностью, улучшение материального обеспечения работающего населения, а также качества рабочих мест должны стать ключевыми направлениями региональной социальной политики.
- Блок «Достойный труд». По сравнению с другими регионами, область выделятся долей низко-доходных работников (получающих зарплату меньше 1,5 прожиточных минимумов) и в целом низким уровнем заработной платы (соотношение средней заработной платы к минимальной), а также ее покупательной способности.
Снижают оценку состояния рынка труда также показатели условий труда (около 25% заняты в неблагоприятных условиях). Поэтому приоритетным направлением мероприятий региональной политики должно быть развитие рынка труда, детенизация экономики и занятости, создание новых, высокооплачиваемых рабочих мест, повышение уровня квалификации работников. Крайне необходимо повысить экономическую активность населения путем стимулирования предпринимательства и самозанятости.
Как указано выше, лучшим в Кировоградской области остается индекс по блоку «образование». Это безоговорочное достижение должно стать надежной основой, на которой будет происходить дальнейшее наращивание трудового потенциала и социально-экономического развития области.
По результатам осуществленной оценки уровня регионального человеческого развития Кировоградская область расположилась ниже средне-украинского значения по блокам: воспроизводство населения, социальная среда, комфортная жизнь, благосостояние и достойный труд.
Позорной практикой для кировоградских предприятий является чрезмерное резервирование рабочей силы на предприятиях, которые сейчас не работают, что привело к потерям ранее созданного профессионально-квалификационного потенциала. Это обуславливает необходимость усилить регулирование процессов формирования профессионально-квалификационной структуры рабочей силы и на этой основе повысить ее конкурентоспособность на рынке труда.
Одним из первоочередных шагов в этом направлении должно быть принятие решения о повышении роли профессионального обучения кадров непосредственно на предприятиях и обеспечение государственной службой занятости переподготовки безработных граждан в соответствии с реальными потребностями рынка труда.
Для профессионального развития персонала на производстве сегодня применяют такие его виды: первичная профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих; переподготовка, специализация, повышение квалификации, стажировка руководителей и специалистов.
Исследование динамики подготовки квалифицированных рабочих показывают, что количество подготовленных в течение 2005-2014 гг. в профессионально-технических учебных заведениях рабочих кадров превышало объемы обучения рабочих новым профессиям на производстве. Причем такая тенденция наблюдается как в Украине в целом, так и Кировоградской области в частности.
В течение 2005-2014 гг. наибольшая доля лиц (в 2014 г. – 85,5%) прошли обучение новым профессиям именно на производстве. Такое производственное обучение обеспечивает уровень профессиональной компетентности новых работников, что наиболее полно соответствует требованиям рабочего места и ожиданиям работодателей. При этом объемы повышения квалификации на предприятиях, в учреждениях, организациях имеют устойчивую тенденцию к снижению.
Уровень охвата работников всех профессиональных групп повышением квалификации в целом по стране в 2014 г. составил 9,4%, по Кировоградской области – 9,5%.
Сегодня есть ряд проблем, связанных с организацией профессиональной подготовки кадров на производстве, которые не дают возможности в полной мере использовать ее потенциал для развития навыков и умений работников в соответствии с требованиями производства. Профессиональное образование не может развиваться изолированно от тех структур, для которых оно готовит специалистов, подготовка квалифицированных работников в отрыве от реального производства невозможна.
Именно поэтому среди перспектив развития производственного обучения можно отметить развитие социального диалога, то есть налаживание сотрудничества между специалистами, работодателями, учебными заведениями, органами власти.
Это позволит достичь максимально возможного согласования параметров подготовки рабочей силы и требований рынка труда, повысить качество образования и профессиональной подготовки и обеспечить надлежащие условия участия всех категорий населения в обучении в течение жизни.
Выводы. Таким образом, вектор развития Кировоградской области должен формироваться с учетом опережающей динамики рынка труда, с активным участием в этом процессе, как государства, так и работодателей.
Основные стратегические задачи, по нашему мнению, являются такими:
— формирование благоприятного инвестиционного климата, позитивного инвестиционного имиджа продвижения на внешний рынок инвестиционных возможностей;
— создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, в частности за счет широкого информирования деловых кругов стран-партнеров о возможностях инвестирования в промышленность области, а также содействие отечественным и иностранным инвесторам во всестороннем ознакомлении с объектами инвестирования;
— создание системы мониторинга состояния реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, и контроля над их реализацией;
— совершенствование механизма банковского кредитования проектов регионального развития ипотечного кредитования, открытие кредитных линий, предоставление льготных среднесрочных и долгосрочных кредитов, создание рынка ценных бумаг, размещение облигаций местных займов и реализация за счет привлеченных средств проектов регионального развития;
— содействие созданию на территории области индустриальных парков с целью создания передовых технологий, а также развитию современной производственной и рыночной инфраструктуры области, в частности – в сферах производства энергосберегающего энергетического оборудования, средств аграрной механизации и т. п.;
— улучшение материально-технического и финансового обеспечения научных исследований, прежде всего благодаря активизации сотрудничества ученых как с ведущими научными центрами Украины и зарубежья, так и с промышленными предприятиями региона;
— оказание маркетинговой поддержки в ходе реализации экологически чистой пищевой продукции с повышенными потребительскими качествами, поддержка участия ведущих производителей экологически чистой и высококачественной продукции глубокой переработки на международных выставках и ярмарках;
— налаживание кооперации между научными учреждениями, органами местной власти и бизнеса в создании инновационной инфраструктуры области: бизнес-инкубаторов, технопарков, инвестиционных компаний, региональных кластеров, институтов совместного инвестирования и тому подобное;
— обоснованное определение перспективных общегосударственных и региональных потребностей в профессиональной подготовке и повышении квалификации незанятого населения в разрезе профессионально-квалификационных групп рабочих и специалистов для всех отраслей национальной экономики;
— внедрение системы эффективного информирования и консультирования, профессионального отбора незанятого населения для получения престижных рабочих профессий, пользующихся спросом на рынке труда в соответствии с новыми социально-экономическими и культурно-образовательными потребностями;
— содействие предоставлению дополнительных гарантий по трудоустройству трудоспособных граждан трудоспособного возраста, нуждающихся в социальной защите, что не могут на равных конкурировать на рынке труда, в том числе путем введения практики бронирования рабочих мест на предприятиях области;
— консалтинговое и экспертное сопровождение молодежных бизнес-проектов; содействие развитию малого и среднего бизнеса, стимулирование самозанятости населения.
Понятно, что без организационной и финансовой поддержки со стороны региональных (муниципальных) органов власти начать такую работу невозможно. Поэтому при создании инновационной инфраструктуры в регионе необходимо, прежде всего, обеспечить взаимовыгодное организационное сотрудничество научно-технических работников с властными структурами.
С одной стороны, это сотрудничество будет способствовать развитию региона; с другой – государственная администрация будет иметь возможность отобрать для работы в муниципальные органы власти наиболее подготовленных, инициативных и одаренных студентов и молодых ученых.
Именно с этих позиций необходимо определять перспективы роста качественного уровня ресурсного потенциала как государства в целом, так и каждой области в отдельности.
Автор: И.М. Сочинская-Сибирцева, кандидат экономических наук, доцент, Кировоградский национальный технический университет, E-mail: sibirochka-s@mail.ru
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.