Акции компании Apple в течение года выросли в цене на 32,7%. В середине декабря капитализация компании приблизилась к историческому рекорду в $3 трлн., однако незначительное снижение стоимости этих ценных бумаг в последующие дни не позволило технологическому гиганту установить рекорд именно в декабре.
Однако большинство экспертов уверено, что достижение компанией Apple капитализации в $3 трлн. – это лишь вопрос времени. Благодаря этому детище Стива Джобса не только станет самой дорогой компанией мира, которая первой достигнет такого высокого показателя. Эти данные – отражение общей ситуации на технологическом рынке 2021 года.
Несмотря на общие сложности, связанные со вторым годом пандемии, регуляторными ограничениями, дефицитом чипов и другими историями, IT-рынок второй год подряд чувствует себя более чем хорошо. Акции Microsoft подорожали за последний год на 43%, а компания Alphabet (материнская структура Google) поднялась в цене на 62,5%.
Конечно, это не сравнить с рекордным показателем Nvidia – ее акции стоят более чем на 100% дороже, чем год назад, – но этот рост отчасти ситуативный и связан с общемировым дефицитом микросхем.
Электронная коммерция
Прошлый 2021-й стал настоящим годом возможностей для компаний, работающих в сфере электронной коммерции и цифрового ритейла. Это касается и BigTech (крупнейших технологических компаний), и игроков локального рынка. К примеру, технологические гиганты несколько кварталов подряд устанавливали рекорды по прибылям и выручке, о чем регулярно извещали в своих финансовых отчетах.
Так, Facebook, Apple, Amazon, Alphabet и Microsoft вместе увеличили выручку на 41% лишь за первый квартал. А компания Amazon — на рекордные 44 процента. Facebook в последнем квартале увеличил валовую прибыль на 31%, аналогичный показатель для Apple за год составил 45%, для Alphabet – 38%, Amazon – на 31%.
Главной причиной таких успешных результатов стал интерес потребителей к цифровым услугам в целом и к онлайн-торговле в частности. Если общий объем розничных продаж не изменился или даже немного упал, то объемы торговли онлайн выросли на 22%. Аналогичная ситуация наблюдается и на украинском рынке электронной коммерции. В 2020 году этот сегмент был динамичным и с начала пандемии вырос на 30%.
В целом за последние пять лет рынок увеличился втрое, и периодические локдауны положительно повлияли на украинский e-commerce. Эксперты компании Promodo уверены, что в 2021 году он увеличится на 23%. Электронная коммерция в общей структуре украинского ритейла в 2020 году заняла 8,8%.
По мнению авторов отчета о состоянии электронной коммерции в Украине от Promodo, в 2021 году эта доля вырастет до 9,2%. Однако украинскому рынку еще есть, куда расти, особенно если сравнивать показатели отечественного e-commerce с рынками соседей. К примеру, затраты на онлайн-покупки на одного украинца в 2020 году составляли около $100, а для Польши этот показатель равен $540, для Чехии – $840.
Венчурные инвестиции и выход на биржу
Успешность и будущая перспектива технологического рынка отражаются не только в прибылях крупных компаний, давно работающих на рынке, но и в других критериях, среди которых венчурные инвестиции, то есть готовность вкладываться в будущие бизнесы, а также выход компании на публичный рынок IPO. Последнее свидетельствует об определенной зрелости компании и успешности их моделей бизнеса, которые позволяют им привлекать средства на открытом рынке.
Оба эти показатели стали рекордными для 2021 года. Только за первое полугодие на рынке венчурных инвестиций провели сделки на сумму в $292,4 млрд., притом, что за весь 2020-й объем вложений составил $259 млрд. – такие данные представлены в отчете компании CB Insights. Только в третьем квартале количество «единорогов» (компаний с капитализацией больше $1 млрд.) достигло рекордного показателя в 848. Это на 311 больше, чем годом ранее.
Третий квартал был особенно успешным в этом сегменте рынка – объем глобального венчурного финансирования увеличился на 105% и достиг $158,2 млрд.
Третий и второй кварталы 2021-го заняли первое и второе место по объему венчурного финансирования за последнее десятилетие. А еще пятый квартал подряд увеличивается количество мега раундов инвестиций, то есть тех, сумма инвестиций в которые превышает $100 млн.
Примером расширения рынка венчурных инвестиций можно назвать три раунда компании Bolt, которые состоялись с разницей в несколько месяцев. Летом компанию оценили в $4-5 млрд., осенью – в $11 млрд., а в последнюю неделю декабря стало известно, что Bolt ведет переговоры о привлечении $400 млн., исходя из оценки компании в $14 млрд.
Такие успехи венчурного рынка объясняются тем, что пандемия серьезно повлияла на многие отрасли экономики, породила новые потребительские привычки, и это, соответственно, способствовало потребности в новых решениях и новых проектах.
Мировой рынок IPO также в этом году не просто установил рекорды, но и побил показатели 14-летней давности. За первые 11 месяцев более 2,9 тыс. компаний вышли на публичный рынок (провели IPO – первичное публичное предложение акций) и смогли привлечь более $600 млрд. Предыдущие рекорды были в 2007 году, тогда общий объем инвестиций составил $420 млрд.
Крупнейшим размещением 2021 года в Азии стал выход на биржу китайского мобильного оператора China Telecom, который привлек $8,4 млрд. Абсолютным победителем по привлеченным средствам стала компания Rivan (производитель электромобилей), которая привлекла $12 млрд. при оценке в $77 млрд. Да, и по этим критериям технологические компании стали мировыми лидерами.
Новинки года — успешные и не очень
Начало года в технологическом сегменте подарило миру новое название Clubhouse. Приложение для голосового общения, которое было доступно только на Apple-устройствах и по приглашениям, вызвало бешеный интерес со стороны пользователей. Ажиотаж раздували Марк Цукерберг и Илон Маск, они присоединились к нескольким обсуждениям в Clubhouse.
Однако если первые три месяца были настоящим взлетом интереса и к платформе, и к социальному аудио, то дальше ситуация изменилась. Весной приложение запустило версию для Android, летом отменило доступ к сервису, только по приглашениям. Руководитель проекта не скрывал свое недовольство тем, что сервис рос слишком быстро, и на середину года его iOS-версия насчитывала 4 млрд. загрузок, а версия для Android – 10 млн.
Однако других новостей об этой цифровой версии live-подкастов или старого хорошего радио больше не было слышно. Время от времени в технологических изданиях писали о каких-то новых функциях Clubhouse – внутреннем мессенджере или оповещении, — однако сомневаться в том, что зимнее увлечение сошло на нет, не приходилось.
Свои сервисы социального аудио купили или запустили другие компании. Например, Amazon сообщил, что вносит свой сервис социального аудио, а Facebook пообещал платить авторам аудиоканалов, свои разделы социального аудио развивают Twitter и Spotify.
Еще одним открытием года стали NFT-невзаимозаменяемые токены. Это вид криптоактивов, которые позволяют фиксировать право собственности на цифровые объекты. В начале года NFT продали объекты цифрового искусства, некоторые виртуальные артефакты, такие как первый твит на платформе Twitter или первый код World Wide Web.
Не менее активно NFT использовали старые аукционные дома, цифровых и «традиционных» художников, которые продавали свои картины или фрагменты объектов как NFT (отрывок композиции, кадры из фильма и тому подобное). Однако со временем многие NFT подешевели, что дало возможность говорить об обвале рынка и даже появлении движения NFT-анархистов, которые убеждали, что идея платить за то, что можно скачать бесплатно, само собой бессодержательная.
И Clubhouse, и NFT стали технологиями, пережившими бешеный всплеск интереса и его последующую потерю. Удастся ли им перейти на новый, зрелый уровень и превратиться из «хайпа» в полезный инструмент то ли массового, то ли нишевого использования, покажет только время.
Интерес к приватности
$10 млрд. – в такие потери недополученного дохода обошлась технологическим гигантам Facebook, YouTube, Twitter и Snapchat новая политика конфиденциальности компании Apple. А сам «яблочный гигант» не только увеличил свою долю на рынке мобильной рекламы втрое за последние шесть месяцев, но и показал, что научился успешно монетизировать запрос пользователей на приватность, который с каждым годом все больше и больше.
Все это из-за бесконтрольного оборота данных простых интернет-пользователей и потребности хоть как-то защитить личную жизнь от всевидящего ока в онлайн.
После того как Apple ввел новые правила конфиденциальности и усложнил отслеживание действий пользователей, социальные гиганты смогли показывать меньше рекламы своим пользователям, а значит и меньше зарабатывать. Эту сумму в $10 млрд. потерянной прибыли подсчитала исследовательская компания Lotame, и это эмпирическая оценка, однако представители техногигантов не особо отрицали эти данные.
В среднем крупные социальные платформы потеряли примерно 12% выручки в последние два квартала, когда стали массово применять новые правила конфиденциальности Apple. Некоторым компаниям, например, Facebook, приходится перестраивать свои рекламные механизмы и тщательно их тестировать, при этом рекламодатели, пока происходит этот процесс, полностью свернули или сократили рекламу на социальных платформах для Apple-пользователей.
Apple ввел новые правила блокировки слежения за действиями пользователей, несмотря на протесты и самого Facebook и других игроков рынка. В негативном влиянии таргетированной рекламы на iOS-гаджетах признались в Snapchat, а Facebook прямо обвинил компанию Стива Джобса в снижении финансовых показателей. Вместо этого YouTube и Twitter пострадали от новых правил не так сильно.
Дело Apple по уменьшению слежки за пользователями, компания Google планирует продолжить. Компания еще в начале года сообщила о своих планах отказаться от так называемых third-party-cookies – трекеров. Трекеры позволяют видеть активность пользователей на сторонних сайтах. А также использовать ее для демонстрации рекламы.
Заработать на интересе к приватности пытается не только Apple. За последний год появилось сразу несколько смартфонов, которые обещают пользователям защитить их данные и блокировать слежку, среди них – устройство от Nitrokey и гаджет PinePhone Pro.
Рекордные показатели, о которых рассказала поисковая система DuckDuckGo, которая известна тем, что не использует данные пользователей, тоже свидетельствуют о запросе людей на privacy-friendly-инструменты. Этот поисковик обработал более 30 млрд. поисковых запросов, а приложение для работы с ним установили более 10 млн. раз.
Появление за 2021 год сразу нескольких поисковых систем с запретом на отслеживание (Neeva, Brave Search, Ahrefs, You.com) – это демонстрация веры бизнеса в том, что рынок готов к существованию Google-альтернатив с повышенным уровнем защиты данных.
Дефицит микросхем
Еще в прошлом году технологический мир встретился с глобальной неожиданной проблемой. Речь идет о дефиците микросхем (чипов). В них нуждается любое современное электронное устройство — от пульта дистанционного управления до смартфона, ноутбука или смарт-автомобиля. Соответственно, если нет микросхемы, то выпускать все эти устройства невозможно.
Изначально мир столкнулся с ростом спроса на чипы, ведь в них стали нуждаться современные автомобили, одновременно с этим удаленная работа (из-за карантина) также привела к большому спросу на смартфоны, веб-камеры и ноутбуки. Более 25% роста продаж домашних компьютеров тоже усугубило дефицит чипов.
Кроме того, проблема стала актуальна во времена локдаунов, приостановки работы производств и проблем с цепями поставок. К тому же некоторые китайские технологические гиганты скупили чипы оптом, произошел серьезный пожар на одном из японских заводов по производству микросхем, а засуха в Тайване вызвала проблемы с дистиллированной водой, которую используют в производстве.
Другой причиной стало снижение энергопотребления в Китае и соответствующее сокращение производства кремния, который лежит в основе многих чипов. Да и появление новых устройств и концептуально новых разработок требовало все большего количества микросхем.
К счастью, производители увидели, что дефицит микросхем не уничтожает связанные с ним отрасли, а лишь уменьшает рост продаж. И отчасти откладывает анонсы новых продуктов, а порой делает актуальным такое явление, как дефицит – по крайней мере, компания Apple сообщила, что некоторые ее новые гаджеты будет сложно найти в свободной продаже именно из-за проблем с поставкой микросхем.
Также производитель iPhone был вынужден уменьшить производство своих смартфонов на 10% из-за недостатка нужного ему количества микросхем. На фоне такой ситуации, на мировом рынке пострадали различные отрасли. К примеру, по данным консалтинговой компании AlixPartners, общие убытки всего автомобилестроения из-за этой проблемы превысили $60 млрд. Много фирм, производящих автомобили, сообщили о сокращении производства и даже вынужденном простое.
Появление за 2021 год сразу нескольких поисковых систем с запретом на отслеживание (Neeva, Brave Search, Ahrefs, You.com) – это демонстрация веры бизнеса в том, что рынок готов к существованию Google-альтернатив с повышенным уровнем защиты данных.
Несмотря на то, что многие компании стали инвестировать в расширение производства, а некоторые (Apple) даже начинают производить собственные чипы ли покупать мощности мировых лидеров рынка, эксперты уверены, что и 2022 год пройдет под дамокловым мечом дефицита микросхем.
Понимая это, американские власти планируют выделить субсидии в размере более $50 млрд. для местных производителей чипов, на что уже успела отреагировать компания Intel, анонсировав открытие завода в США. В Южной Корее хотят выделить на такие нужды более $450 млрд.
Всего на поддержку отрасли производители микросхем готовы потратить более $152 млрд. в будущем году. Однако даже в условиях финансовой поддержки развертывание новых производств требует времени.
Эксперты JPMorgan прогнозируют мировой дефицит чипов и в течение 2022 года, с этим соглашается генеральный директор Intel Пэт Гелсингер, хотя Кристиано Амон, руководитель компании Qualcomm, производителя микросхем, настроен оптимистично, он уверен, что ситуация улучшится уже в следующем году.
Регуляторные планы
Хотя идея обуздать Big Tech давно витает в воздухе на Капитолийском холме. Однако пока, кроме иска Федеральной торговой комиссии к Meta (Facebook), американские чиновники и законодатели не могут похвастаться реальными шагами, направленными на упорядочение деятельности техногигантов или на утоление их ненасытных аппетитов в отношении данных пользователей или наглого использования их монопольного положения для борьбы с конкурентами.
Представляется так, что Европа может стать пионером в регулировании деятельности техногигантов. Еще в конце ноября страны-члены ЕС договорились принять законы, которые позволят им лучше контролировать деятельность Big Tech, и определить перечень правил, которые те должны будут соблюдать.
Речь идет о скорейшем принятии двух документов — закона «О цифровых услугах» (DSA – Digital Services Act) и закона «О цифровых рынках» (DMA – Digital Markets Act). Даже если они будут приняты, то вступят в силу не ранее 2023 года. 20 декабря Европарламент уже поддержал закон «О цифровых рынках», предварительно проголосовав за расширение его действия. Дополнения касались более жестких ограничений обрабатывать персональные данные пользователей сервисами таргетированной рекламы.
Кроме того, законодатели предложили запретить обработку данных несовершеннолетних пользователей рекламными алгоритмами.
В целом требования закона «О цифровых рынках» касаются правил работы техногигантов и содержат упоминания о штрафах для них, которые могут доходить до 10% их мирового оборота.
В этих документах есть еще одно интересное требование: закон «О цифровых рынках» может заставить крупные компании сделать свои инструменты взаимно совместимыми. Это означает, что пользователи смогут обмениваться сообщениями, например, между платформами iOS и Android, не с помощью сторонних инструментов типа Telegram или WhatsApp, а штатными средствами операционных систем.
Закон «О цифровых услугах» содержит требования к технологическим гигантам бороться с незаконным контентом на своих платформах, а за нарушение им грозит штраф в размере до 6% от мирового оборота. Платформы будут отвечать за размещение незаконного контента, а также им запретят требования в манипуляциях, направленных на то, чтобы подталкивать пользователей к решению о покупке товаров или услуг.
Еще платформам придется больше внимания уделять жалобам пользователей, активнее реагировать на них и лучше информировать о том, почему пользователи видят рекламу. Схожие инициативы в конце этого года выразили законодатели из Великобритании, которые уверены, что крупные технологические компании должны нести ответственность за рекламу на своих площадках. Это, по их мнению, позволит защититься от деятельности аферистов, которые обманывают миллионы пользователей.
«Эра саморегулирования для BigTech подошла к концу. Компании должны отвечать за услуги, которые они предоставляют и из которых получают прибыль», – уверен Дамиан Коллинс, руководитель Объединенного комитета законодателей Соединенного Королевства.
Отдельное внимание законодатели разных стран уделили двум важным направлениям IT-сектора — искусственному интеллекту и распознаванию лиц. Летом этого года Еврокомиссия предложила значительно ограничить использование искусственного интеллекта, в том числе для задач распознавания.
Основная идея предложений главного органа ЕС заключается в запрете использовать искусственный интеллект в тех сферах, где он может угрожать обществу. Законопроект определяет уровни применения искусственного интеллекта (ограничен, высок и неприемлем) и объясняет, что, чем выше уровень ИИ, тем выше требования будут к нему применять. Среди сфер, где искусственный интеллект будет ограничен, это судопроизводство, подбор персонала, роботизированная хирургия.
Facebook, Apple, Amazon, Alphabet и Microsoft вместе увеличили выручку на 41% только за первый квартал 2021. А компания Amazon увеличила выручку на рекордные 44 процента. Главной причиной таких успешных результатов стал интерес потребителей к цифровым услугам в целом и к торговле в онлайн в частности.
Незадолго после анонса этих ограничений стало известно о запрете использовать распознавание в некоторых странах мира, среди которых Великобритания и Канада. Кроме того, многие штаты в США ввели запрет распознавания на локальном уровне.
Meta-мир, TikTok и все-все-все
В конце декабря компания Cloudflare, которая предоставляет услуги доставки контента, сообщила, что в 2021 году самым популярным в мире доменом стал tiktok.com. Он обогнал давнего лидера – доменное имя крупнейшего поисковика google.com, а Facebook опустился на третью позицию. Это не особо заметная новость. На самом деле, она чрезвычайно знаковая для мирового рынка социальных платформ.
Несмотря на усилия Facebook по удержанию аудитории, прежде всего молодой, пользователи все больше времени проводят на страницах китайского сервиса коротких видео.
Можно спорить о качестве контента в TikTok, сетовать на то, что молодежь разучилась читать и способна воспринимать только короткие видео, но трудно спорить с тем фактом, что господствующая социальная платформа, по крайней мере, по одному критерию, уже не фейсбук. Это позитивное явление для рынка социальных сетей в целом, особенно если вспомнить, что в мире не только появляются, но и становятся популярными различные социальные сети.
Чувствуя усталость от своего проекта, и понимая, что люди хотят что-то новое, руководитель компании Марк Цукерберг в октябре объявил о ребрендинге и переориентации его фирмы на создание метавселенной – среды в виртуальной реальности, в которой можно будет общаться, работать и отдыхать.
В целом же метавселенная – это тоже ребрендинг технологий смешанной реальности (дополненной и виртуальной), которые давно и более или менее успешно развивали много компаний. Своим названием «метавселенная» Цукерберг имел целью отвлечь пользователей от скандала, связанного с разоблачением the Facebook Papers о токсичных практиках компании, и ее ориентации на заработок независимо от общественного вреда.
Скольким компаниям удастся восстановить доверие пользователей и вернуть их на страницы своих проектов – сказать трудно. Но это будет довольно непросто, ведь по версии портала Yahoo! именно Meta (Facebook) возглавила рейтинг худших компаний мира.
Порой кажется, что развитие технологического сектора с каждым годом становится все быстрее. В начале 2021 года мы говорили о ClubHouse и NFT, а теперь уже утверждаем, что эти технологии могут стать делом прошлого. Метавселенная, анонсированная в октябре, заняла видное место в заголовках медиа и обсуждениях экспертов.
А есть еще криптовалюты, кибератаки, виртуальные личности – технологический 2021-й был богатым на события, и не исключено, что 2022 год будет не менее насыщенным.
Автор: Надежда Баловсяк
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.