Пересмотр условий зоны свободной торговли с ЕС – новые возможности или потеря позиций?

16.09.2019 – В 2020 году Украина получит очередное окно возможностей для усиления торговли с Европейским Союзом, и правительство Украины готово как к переговорам по этому вопросу, так и к реализации новых возможностей. Об этом в июле 2019 года заявил бывший глава правительства Владимир Гройсман.

«Сегодня 43% экспорта мы направляем на рынок ЕС. Имеем соглашения о зоне свободной торговли. В 2018 году пересматривали квоты (экспортные) и увеличивали их. В 2020-м открывается возможность пересмотреть условия торговли, поэтому мы работаем над тем, чтобы расширить объем и горизонт торговли. От этого выиграет каждый гражданин», – сказал Владимир Гройсман.

Однако что именно может сделать Украина и действительно ли мы готовы отстаивать собственные интересы на рынках Европы, редакция AgroPolit.com выясняла в соответствующих министерствах и у игроков рынка.

Когда начнется пересмотр? 

В Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства в эксклюзивном комментарии AgroPolit.com сообщили следующее:

«В соответствии с положениями статьи 29 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС проведение консультаций будет возможным при взаимной договоренности сторон через 5 лет после вступления соглашения в силу, то есть, начиная с 01.01.2021 года. Соответствующий переговорный процесс будет основываться на директивах делегации Украины, которые будут утверждены президентом Украины».

И стоит помнить, что каждая сторона будет стараться создать максимально выгодные условия для собственных экспортеров, и результаты таких переговоров не всегда идут на пользу Украине.

Текст соглашения предусматривает двустороннее содействие взаимной торговли, что на практике часто имеет целью увеличение экспорта ЕС в Украину, – прокомментировал ситуацию председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа.

Как сообщили AgroPolit.com в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины (до объединения с МЭРТ), плановый пересмотр условий зоны свободной торговли (ЗСТ), согласно Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, должен состояться в 2021 г. Однако стороны могут инициировать такой пересмотр ранее по определенному направлению.

Сроки рассмотрения взаимных предложений зависят от внутригосударственных процедур сторон, и будут занимать минимум 1 год. Минагрополитики постоянно включено к рассмотрению вопросов пересмотра условий ЗСТ. Наша позиция отражает, как правило, потребности отрасли, рынка и взаимные интересы, – заявили в министерстве.

В 2019 году уже полностью использовано 9 тарифных квот с 40

В Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства показали, что за время действия ЗСТ наибольший экономический эффект имели те позиции товаров, по которым происходило 100% исчерпание квот беспошлинной торговли. Это зерновые, соки, сахар, обработанные томаты и тому подобное.

И именно министерство принимает активное участие в процессе переговоров по ЗСТ.

В соответствии с положением о Минэкономразвития, утвержденном постановлением Кабинета министров Украины от 20.08.2014 г. №459, министерство обеспечивает координацию межведомственной работы по вопросам имплементации торгово-экономических положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, – заявили в пресс-службе ведомства.

Нам сообщили, что с 2016 г. доля Европейского Союза в общей торговле Украины постоянно растет. Сейчас ЕС является главным торговым партнером Украины с долей 41,5% от общего объема торговли товарами Украины. В то же время, экспорт товаров в 2018 г. составил $20,2 млрд., а за 6 месяцев 2019 г. – $10,3 млрд. Доминантами украинского экспорта в ЕС традиционно является продукция черной металлургии, зерновые культуры, электрические машины, руды, жиры и масла, древесина и изделия из древесины, энергетические материалы.

Украинские экспортеры активно используют возможности беспошлинного экспорта в пределах тарифных квот ЕС. По информации МЭРТ, в этом году уже полностью исчерпано 9 квот.

По состоянию на 22.08.2019 г. используются возможности беспошлинного экспорта 31 из 40 тарифных квот. Уже полностью использовано 9 тарифных квот на кукурузу, мед, виноградный и яблочный соки, сахар, обработанные томаты, обработанный крахмал, пшеницу мягкую, муку и гранулы, ячменную крупу и муку, сливочное масло и молочные пасты, – сообщили в Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства.

К тому же, почти полностью использованы квоты на продукты переработки солода и крахмала (99,9%).

«Также используются тарифные квоты на ячмень, ячменную муку и гранулы (79,4%), мясо птицы и полуфабрикаты из мяса птицы (основные 75% и дополнительные 44,1%), крахмал (65,9%), обработанную продукцию из зерновых (62,9%), солод и клейковину (59,1%), яйца и альбумины (основные 55,9% и дополнительные 38,4%), отруби, отходы и остатки (53,6%), продукцию из обработанного молока (31,8%), сухое молоко (29,4%), чеснок (26,7%), овес (18,0%), молоко, сливки, сгущенное молоко и йогурты (14,7%), обработанную продукцию из сахара (10,2%), этанол (5,1%), другие сахарные продукты (4,6%), пищевые продукты (2,6%), обработанную продукцию из молочных сливок (1,9%), сахарные сиропы (0,2%)», – сообщили в Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства.

Госпродпотребслужба дополнила данные, полученные от МЭРТ.

«Сегодня право экспорта своей продукции на территорию Евросоюза имеют 308 украинских предприятий (128 предприятий-производителей продукции для потребления человеком, 180 – предприятий-производителей непищевой продукции).

Среди украинских предприятий, имеющих право экспорта в ЕС продукции для потребления человеком:

22 производители молока и молочной продукции;

4 производители мяса птицы;

1 производитель продуктов из мяса птицы;

24 производители рыбы;

4 производители яиц и яичной продукции;

66 производителей меда;

1 производитель пищевого коллагена;

1 производитель кишечного сырья;

5 производителей улиток и лягушачьих лапок.

В то же время, все производители пищевых продуктов из 28 стран-членов ЕС, могут экспортировать в Украину без ограничений по выполнению импортных условий. Украина же получая для открытия экспорта в ЕС должна проходить оценку системы государственного контроля (с последующей верификацией) и получать разрешения на экспорт, – сообщила в ответе на запрос AgroPolit.com Госпродпотребслужба.

В свою очередь Минагро сообщает, что переговоры об увеличении квот на поставки таких продуктов, как украинские зерновые, не произошли, хотя это одна из ключевых товарных групп, которые мы сегодня экспортируем. Сейчас действуют дополнительные автономные торговые преференции на пшеницу в размере 65 тыс. т.

Какие стандарты уже имплементированы?

«Среди всех определенных задач, обязательства Украины в аграрной сфере составляют 29%. Одним из крупнейших является сфера санитарных и фитосанитарных мер. Так, в течение 2017-2018 годов был принят ряд важных законодательных норм в сфере органического производства, государственного контроля, о безопасности и гигиене кормов, об информации для потребителей относительно пищевых продуктов, а также разработано несколько других важных норм, в частности: проект закона о требованиях к предметам и материалам, контактирующим с пищевыми продуктами; по отслеживанию и маркировке генетически модифицированных организмов и другие.

В соответствии с «Пульсом соглашения» в 2018 году процент выполнения заданий раздела «Сельское хозяйство» составляет 86%, а раздела «СФЗ» – 71%», – сообщила AgroPolit.com в комментарии ранее пресс-служба Минагрополитики (до объединения с Минэкономики).

По данным министерства, в 2019 году предусмотрено:

законодательное обеспечение функционирования национальной системы в сфере защиты географических указаний;

приведение в соответствие требований по отслеживанию, надзору, контролю и маркировке генетически модифицированных организмов;

законодательное обеспечение функционирования рынка меда;

приведение законодательства в сфере сортов растений и семеноводства;

здоровье и болезни животных;

стандарты содержания и обращения с животными;

контактирующие материалы и изделия.

Противодействие АЧС

Стоит заметить, что значительное количество вопросов по безопасности международной торговли зависит от ответов на вопросы о противодействии и борьбе с АЧС.

Как прокомментировали нам ситуацию в ведомстве Владимира Лапы, во всех областях Украины применяются единые подходы к профилактике и ликвидации АЧС в соответствии с действующей на сегодня Инструкцией по профилактике и борьбе с африканской чумой свиней, утвержденной приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 07.03.2017 №111, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.03.2017 №432/30300. Указанный документ адаптирован и соответствует европейским требованиям.

Вопрос признания регионализации в странах Европы будет рассматриваться по каждой стране отдельно после проведения Госпродпотребслужбой Украины аудита относительно мер контроля и противодействия заболеваниям.

Кроме того, с целью минимизации экономических потерь в крупнотоварных хозяйствах, в которых внедрена система биозащиты, принят приказ Минагрополитики от 03.05.2019 №239 «Об утверждении Порядка определения отдельного ветеринарно-санитарного статуса животной субпопуляции одного или нескольких хозяйств с единой системой управления биологической безопасностью относительно одной или нескольких болезней, в отношении которых введены меры надзора, контроля и биологической безопасности», который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 27.05.2019 № 549/33520.

Указанный статус имеет название компартмент.

Данный приказ будет способствовать совершенствованию отечественной нормативно-правовой базы относительно требований, направленных на осуществление оценки риска вероятности возникновения особо опасных болезней, разработке планов биологической безопасности хозяйств, их реализации и определению отдельного ветеринарно-санитарного статуса животных, объединенных одной системой надзора над их здоровьем и, как следствие, сохранению поголовья животных в Украине. Даже в условиях выявления опасных болезней, установления карантинных зон и расширения экспортных возможностей отечественных производителей животноводческой продукции.

К тому же, председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа заявил, что есть вопросы пищевой безопасности, которые также будут рассматривать в пределах ЗСТ, но этот процесс состоится отдельно:

«Вопрос признания регионализации в странах Европы будет рассматриваться по каждой стране отдельно после проведения Госпродпотребслужбой Украины аудита в отношении мер контроля и противодействия заболеваниям соответствующими компетентными органами стран-членов ЕС», – заявил Владимир Лапа.

Как оценивает выгоду для АПК сам агросектор и готовится ли к пересмотру условий ЗСТ с ЕС? Об этом AgroPolit.com расспросил участников рынка.  

КОММЕНТАРИИ 

Ирина Паламар, председатель Ассоциации животноводов Украины: 

Прежде всего, должен быть открытым экспортный рынок для украинской свинины.

В Украине, наконец-то, утвержден приказ о компартменте, согласно которому хозяйство, имеющее соответствующий статус с точки зрения биологической безопасности, может свободно реализовывать свою продукцию даже в условиях наличия в стране африканской чумы свиней. Это было бы справедливо, ведь другие страны с АЧС, где существует компартментализация, не лишены возможности экспорта.

Мы можем производить и безопасное переработанное мясо. Сегодня мы, как Ассоциация животноводов, обращаемся к президенту относительно внесения необходимых изменений в Инструкцию по борьбе с АЧС, чтобы был внедрен механизм переработки мяса из пострадавших от африканской чумы хозяйств на тушенку – по примеру Польши.

Еще одним направлением, которое мы хотим реализовать в рамках соглашения о ЗСТ, является экспорт в ЕС нашей говядины, которая является конкурентной как по качеству, так и по цене.

Владислава Магалецкая-Рутицкая, вице-президент фонда «Сигмаблейзер», экс-заместитель министра аграрной политики и продовольствия: 

Финальное решение Еврокомиссии по вопросу АТП (торговые преференции) на украинскую продукцию – самая главная часть сделки.

В период своей работы я прекрасно понимала, что самая важная часть – это финальное решение Еврокомиссии по вопросу АТП (торговые преференции) на украинскую продукцию, а не только старт и сопровождение этого процесса.

Когда мы готовились к первому «аграрному диалогу» с ЕС, мы собрали все ассоциации и попросили предоставить их предложения по увеличению квот. Российский рынок уже был закрыт для украинского аграрного производителя, надо было диверсифицировать. Мы понимали, что нужно максимально помочь открыть украинским компаниям возможности на европейском рынке.

В 2014-2015 гг. Минагро постоянно сотрудничало с Еврокомиссией и обращалось с просьбами дать нам возможность увеличить квоты, чтобы мы могли предложить замену российскому рынку.

Я подключила аналитиков ФАО и ЕБРР, которые помогли провести соответствующий анализ по группам товаров. Когда мы готовились к финальному этапу – “аграрного диалога» – в 2016 году, то заблаговременно собрали полный анализ продовольственных рынков за последние 3 года по каждой товарной позиции, а также прогноз, согласовали с МЭРТ и МИД.

Как позицию Украины мы передали этот документ в Еврокомиссию. В результате комиссар Европейского Союза по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем сообщила о намерении увеличить нам АТП периодом на 3 года по определенным группам товаров. В этот момент я акцентировала внимание, что Украине важно дойти до конца в этом процессе.

Елена Нероба, директор департамента аналитики Marcopolo Commodities:

Сегодня Европа потребляет почти 31% украинского зерна.

Помимо роста объемов экспорта, даже понадквотово, главный положительный эффект для отрасли, требования по качеству зерна. Производители стали более придирчивыми, что позволило увеличить объемы производства и разнообразить географию экспорта на европейские рынки. Сегодня Европа потребляет почти 31% украинского зерна.

Украина уже трижды пыталась увеличить квоты в ЕС, но пока что неудачно. Следующий пересмотр квот запланирован на 2021 год. К тому времени самым актуальным вопросом является их деление на зерно и продукцию переработки: крупы и муку. Кроме того, учитывая рост производства мяса, в Европе увеличивается спрос на фуражную группу, что дает Украине дополнительный спрос. Отдельно можно выделить в вопросе роста спроса на «нишевые» зерновые – рожь и тому подобное. Увеличение спроса создает конкуренцию на внутреннем рынке, что положительно влияет на цены.

Сергей Карпенко, глава Ассоциации » Союз птицеводов Украины»:

“ЕС защищает свой рынок высокими ставками ввозных пошлин, поэтому экспорт из Украины ранее не имел никакого экономического эффекта”.

С апреля 2014 года начал свое действие режим автономных торговых преференций ЕС для Украины, в рамках которого в одностороннем порядке украинские производители продукции птицеводства получили доступ к рынку ЕС на условиях УВЗСТ. Фактически с этого времени Украина получила возможность экспорта своей продукции на этот рынок, поскольку ЕС защищает свой рынок высокими ставками ввозных пошлин, поэтому экспорт из Украины не имел никакого экономического эффекта.

Кроме самой возможности экспорта продукции, по моему мнению, положительными были и требования в отношении внедрения ряда реформ в сфере технического регулирования, санитарных мер, которые были направлены на повышение качества и безопасности продукции. Плюсом также является то, что признание украинской продукции птицеводства на рынке ЕС, автоматически означало упрощенный выход на рынки других стран.

За короткое время Украина зарекомендовала себя как надежный поставщик качественной продукции в страны ЕС, что позволило занять 3-е место среди всех стран, которые экспортируют мясо птицы на европейский рынок, и это из-за ограниченных объемов квот, которые имеются в рамках соглашения. В прошлом году в общей доле экспорта мяса птицы в страны ЕС приходилось 33%, тогда как в 2017 году эта доля составляла 24%.

Аналогичная ситуация и с экспортом яичных продуктов. В прошлом году доля стран ЕС в общем экспорте возросла до 40%, тогда как в 2017 году она составляла 21%. Доля экспорта яиц еще не слишком весомая, однако она также постоянно увеличивается.

Можно констатировать, что европейский рынок становится одним из приоритетных в экспорте украинской продукции птицеводства.

Учитывая стратегическое направление отрасли птицеводства Украины относительно развития экспорта и дальнейшие планы по значительному увеличению объемов производства продукции птицеводства, при пересмотре соглашения Украина должна настаивать на увеличении основной квоты по мясу птицы до 180 тыс. тонн, выраженной в чистом весе, и неизменный объем дополнительной квоты в размере 20 тыс. тонн, выраженный в чистом весе (для КН кодов 0207.12.(10-90).

Относительно яиц и яичных продуктов основная и дополнительная квоты должны быть увеличены как минимум до 9000 тонн/год, выраженных в яйцах в скорлупе по обоим объемам квот.

Игорь Петрашко, заместитель генерального директора Группы компаний «Укрлендфарминг» (Ukrlandfarming) 

Зона свободной торговли, ассоциация с ЕС, безвизовый режим существенно увеличили конкуренцию за рабочую силу.

Зона свободной торговли с одной стороны открыла возможности для экспорта нашей продукции в Евросоюз, это касается в основном малых и средних предприятий. С другой – возросла конкуренция за рабочую силу, поскольку миллионы украинцев работают в Польше, Германии, и других странах. И это, в отличие от трудовой миграции предыдущих лет, уже квалифицированные рабочие кадры, которые достаточно тяжело замещать украинским работодателям. Зона свободной торговли, ассоциация с ЕС, безвизовый режим существенно увеличили конкуренцию за рабочую силу.

Рост конкуренции заставляет украинские компании быть эффективнее. Однако у нас не слишком равные условия с европейскими производителями. Неравный – с точки зрения доступ к финансированию. Тогда как на рынках Германии и Швейцарии фактически отрицательная учетная ставка (инфляция выше учетной ставки), у нас доступ к приемлемому финансированию отсутствует.

Конкуренция – это хорошо, но она должна быть рыночной. Когда украинское предприятие вынуждено отдавать банкам-спекулянтам львиную долю доходов из-за высоких ставок, конкурировать в такой среде с компаниями Евросоюза довольно трудно.

Зона свободной торговли должна быть расширена на всю номенклатуру товарной продукции с Украины. Например, в нашем сегменте куриного яйца доступ к рынкам ЕС закрыт. Он открыт на какую-то нишевую группу товаров, например, на яичный порошок, но доступ к конечному потребителю отсутствует полностью. Относительно других видов продукции так же есть ограничения, квоты, которые быстро выбираются. Зону свободной торговли надо сделать полной и всеобъемлющей.

Кроме того, следует работать над упрощением прохождения таможенных процедур – декларирование должно происходить в автоматическом режиме, декларации приниматься до того, как машина проходит границу, чтобы максимально сократить потери времени на оформление документов – до получаса или часа.

И самое важное: надо выровнять условия доступа к финансированию. Никто не говорит о ставке в 2-3 процента в гривне, но на уровне инфляции – 8-8,5% с учетом маржи банков, финансирование должно быть доступным. У нас же пока при инфляции в 9,8% в 2018 году учетная ставка составляла 17%. В Германии, например, при уровне инфляции 1,72% ключевая процентная ставка Европейского центрального банка остается на уровне 0 процентов, то есть фактически является отрицательной.

Автор: Виталий Хворостян

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий