Петр Радковец: Львовские подземелья лучше всего сравнивать с ходами муравейника – там настолько все сложно и переплетено, что можно бесконечно исследовать

Туристический Львов, туризм, путешествия, туры

Известный экскурсовод и знаток Львова Петр Радковец в интервью УНИАН рассказал о подземном городе, куда почти не водят туристов, что есть общего между центром Львова и Венецией, а также опроверг несколько легенд и баек, которые рассказывают посетителям.

Львов — старинная Галицкая столица, которая за свою почти 800-летнюю историю пережила немало войн, пожаров и претерпела перестройки. Менялись времена, появлялись новые архитекторы и технологии строительства, но неизменным оставалось одно – его подземелье. Они окутаны легендами и мистикой и сегодня изрядно привлекают туристов. Чем именно?

Людей всегда привлекает что-то таинственное и необычное. Особенно осторожно следует относиться к местам захоронений. В центре Львова, кстати, было много кладбищ. Например, возле катедры, на нынешней площади Подковы (там было кладбище Святого духа, потому что так назывался тамошний костел, но теперь там ночной клуб).

Люди хотят почувствовать ту энергетику, хотя она иногда играет с ними злую роль – у меня за годы ведения экскурсий были случаи клаустрофобии. Люди, которые приходили на экскурсию, особенно дети, сами того не ожидая, пугались, терялись, задыхались, а когда выводили их на улицу, все становилось нормально. Поэтому перед заходом в подземелье я всегда читаю инструктаж. Ведь бояться находиться под землей – то же, что и бояться высоты.

Вы являетесь одним из лучших знатоков Львова, в частности организатором экскурсий «подземелья Львова», их проводите не один год. Какие объекты охватывает ваша экскурсия? Расскажите о них. 

Если говорить о подземном Львове, то его надо разделить на несколько аспектов и далеко не все из этих объектов показывают туристам. Первое — есть природные объекты, например, Медовая пещера, а есть созданные людьми.

В Медовые пещеры туристов не водят. Конечно, кто-то там лазит, но этот маршрут не популяризируется, хотя интересен и как естественный, и как геологический. Он нуждается в серьезных вложениях.

Также есть Святоюрские пещеры под Собором святого Юра. Официально они замурованы, но именно в тех подземельях во времена Второй мировой войны Андрей Шептицкий прятал иудейских детей.

Есть еще несколько таких природных пещер вокруг Львова, хотя до них сложно добраться, и еще ими могут заинтересоваться «черные археологи». Поэтому о них говорить не будем.

Но ведь туристов интересуют не только природные объекты?

Естественно. Позже, с развитием, когда появляется город, надо понимать, что каждый дом, замок или имение в Львове должны были иметь водоснабжение и коммуникационные ходы на случай эвакуации.

Кроме того, если в поместье было какое-то сокровище, его нужно было прятать. На чердаке? Но это не так надежно, как под землей, еще и замаскировав вход. Такие тайники тайно замаскированные под домами, под поместьями, были не только в лесу. Вообще, все стратегические объекты и в австрийский период, и в советский должны были иметь хранилища. Бункеры, эвакуационные выходы, причем даже и с колеей… Поэтому я убежден, что далеко не все еще открыты и исследованы.

Кроме того, в средневековом Львове были еще и дренажные объекты – водопроводы и коммуникации для отвода воды из города. Кстати, самый известный из них водоотвод между улицами Галицкой и Краковской. Это потому, что именно в районе Нижнего замка из города сливались воды.

Если под городом было столько воды, как же строили дома? 

Вся центральная часть Львова стоит на сваях. А чтобы сваи не гнили, то под каждым из тех домов делали дренажные колодцы. Если вода держится под домом, то сваи не гниют. А если воду отвести, сменить гидрологию, то те сваи начнут трухляветь. Именно по такому принципу построена и Венеция.

Между прочим, такой дренажный колодец во время наших экскурсий мы показываем под аптекой-музеем. А когда раскапывали там, где сейчас рынок «Добробут» (за оперным театром), там нашли колодец, а в нем — закопанный горшок с монетами. Такие дренажные колодцы тоже часто использовали как коммуникационные ходы на случай эвакуации. И их по городу довольно много. Соответственно, эти вещи обрастают легендами.

С чего вы начинали и почему выбрали тематику именно подземелья Львова?

Начали мы водить в «подземный Львов» еще с конца 1990-х – начала 2000-х годов. Я вырос в центральной части Львова, поэтому чердаки, подвалы, различные коммуникационные вещи облазил еще с детства, знаю их, как свои пять пальцев. Хотя это довольно опасная штука, но детское любопытство всегда брало верх. Можно сказать, что всю историю средневекового (и не только) Львова ощупал руками. Например, нынешняя церковь Михаила, бывший монастырь Кармелитов босых (улица Винниченко), тогда там был склад. Потом захотелось показать это людям.

Туристический Львов, туризм, путешествия, туры

Но первое, что мы решили показать туристам, это была нынешняя церковь Петра и Павла – бывший костел иезуитов. Поскольку я в свое время работал в библиотеке им. В. Стефаника, а там, в советские времена было книгохранилище, нам с братом была задача определить, каким образом дети из соседней школы №62 попадают в костел, чтобы украсть книги. Мы с братом исследовали храм от гробницы до колокольни, и сверху, и снизу, и эту задачу выполнили. Нашли – ребятишки залезали через крышу, башню, чердак (причем ходили с открытым огнем – со свечами). Это было невероятно и опасно.

Во время тех обследований мы обнаружили, что там было помещение ЖЭК – в нем держали веники, лопаты… окон не было. Потом там открылась галерея «Равлик». Но мы в подземелья костела иезуитов водили туристов еще до открытия галереи «Равлик». Тогда мы уже добавили туда немного цивилизации, нашли саркофаг архиепископа Вижицкого… На то время там было немного помещений, но уже было интересно и можно было зайти.

Но ведь не костелом иезуитов единым?

Второй объект — подземелье церкви Преображение Господне, который сейчас испаскудили, там работают люди, далекие от туризма. В 1990-х годах там были проведены огромные реставрационные работы, но показать подземелья теперь невозможно. Там есть подземный ход, по которому можно пройти под улицей Корнякта, в советские времена в тех подземельях был склад овощной базы и тем проходом воровали бананы, которые в то время в СССР мало кто видел. Там даже человеческие зубы из стены торчали, очевидно, когда-то было захоронение…

Также имеются подземелья у аптеки-музея.

Позже стали добавляться и другие объекты, теперь и Доминиканы (Доминиканский собор) пытаются показать. Там интересно, но можно рассказывать много чего, а показывать мало что.

Еще для туризма с работниками городского совета мы обследовали подземелья церкви Михаила. Там даже есть подземный ход (признаться, не знаю, монахи ли о нем знают). Мы шли с представителями городского совета, и зашли в одно помещение, в котором рабочие сидели и обедали. Те удивились, мол, как вы здесь оказались, ведь двери все закрыты. А мы говорим: «Мы из-под земли вышли» (смеется). Сейчас там склады издательства «Свичадо».

Был еще проект, чтобы сделать проход от памятника Ивану Федорову (ул. Подвальная) до костела иезуитов. Похожий есть в польском городе Ряшев (Жешув), мы его ездили смотреть. Также под площадью Рынок, под пивными, под Ратушей… Это был амбициозный проект, но он нереализованный. Время от времени о нем вспоминают, но сейчас вкладывать в него деньги – нецелесообразно.

Известна ли протяженность львовских подземелий? Хотя бы приблизительная?

Общая протяженность — это относительное понятие. Ведь, например, есть крупное предприятие. На случай, если оно будет атаковано, персонал должен куда-то прятаться. На поверхности землю дерибанят, а подземные объекты остались (например, известны бывшие заводы «Полярон», телеграфной аппаратуры, где сейчас строят многоэтажки). Да и налоговая когда-то строилась как объект обкома Коммунистической партии, в тамошних подземельях я когда-то с сыном катался на велосипедах, там огромные подземные коммуникации…

Словом, посчитать их протяженность нереально, ведь многие еще не исследованы. А вообще скажу так, что львовские подземелья лучше всего сравнивать с ходами муравейника – там настолько все сложно, и переплетено, что еще исследовать и исследовать.

Правда ли, что между Бернардинским монастырем и монастырем Кларисок есть подземный ход? Якобы когда-то из-за него монахи и монашки ходили друг к другу, и потом археологи там даже откопали останки новорожденных детей?

Это одна из самых известных баек. На самом деле это никакие не подземные ходы и никто ни к кому в гости не ходил. История такова, что в 1672 году со стороны нынешней улицы Лычаковской на Львов наступали отряды татар, но они не были настолько мощны, чтобы получить город. Поэтому решили захватить хотя бы монастырь Бернардинцев. А тогда был такой способ добывать крепости: делается два подкопы под углом, и там, где они сходятся, закладывается взрывчатка.

Когда она под стеной взрывается, образуется брешь, и в тот пролом заходит войско, к слову, так когда-то был добыт Каменец-Подольский. Поэтому они сделали два подкопа под стены монастыря, а утром, когда должен был быть штурм, начался огромный ливень, и залил те ходы, а с ними и людей, которые там сидели, готовыми к поджогу. Соответственно, взрыва не произошло. Войско понимает, что небо против них, осада неудачная… они бежали и начали грабить окрестные маленькие городки. А об этих ходах забыли почти на 100 лет.

Лишь когда в 1772 году приходит Австрия, они решили уничтожить фортификационную систему вокруг города. Но именно та стена, которая должна была быть уничтожена, осталась. Там начали засыпать рвы, проводить земляные работы и во время них те ходы нашли. Сделали вывод, что мол, здесь монастырь Бернардинцев, там – Кларисок, все понятно… Так и возникла эта байка.

А насчет останков, то там нашли останки тех людей, которые сидели с фитилями, готовясь к поджогу. Но в басни люди больше верят, потому что они сдобрены. Это интересно и увлекает туристов.

Легендарная река Полтва действительно течет под оперным театром? 

Это тоже байка. На самом деле ее там не было, нет и быть не может. Я там ходил и я это видел. Она проходит между оперным и театром им. Марии Заньковецкой.

Театр Скарбека (нынешний театр им. Марии Заньковецкой) был построен в 1842 году. Построен он довольно интересно. Линия проспекта Свободы (там, где Национальный музей) – дома стоят в один ряд, а театр Скарбека – под странным углом, параллельно к реке. А оперный театр строился в 1900 году, тогда река уже была под землей. Поэтому оперный стоит на левом берегу Полтвы, а театр им. Марии Заньковецкой — на правом.

Дальше есть площадь Резни — река доходит туда, поворачивает перед гостиницей «Львов» на проспект Черновола и идет вплоть до улицы Торфяной, до очистных сооружений, там покидает город. А начинается она в районе нынешнего проспекта Шевченко, под памятником Михаилу Грушевскому.

В интернете есть много предложений прогуляться по коллектору Полтвы. Это безопасно?

Ни в коем случае! Вообще подземелья Львова очень часто опасны. Показывать людям можно только те объекты, которые адаптированы для посещения. Потому что там могут быть крысы, инфекции, опасность, где-то можно споткнуться, где-то — упасть. Что касается Полтвы, то человек может зайти в какой-то боковой коридор, ему неизвестный, и может произойти даже внезапный слив большого объема воды. Она так быстро все затопит, что выйти оттуда будет невозможно!

Вернемся к мистике. Про Львов экскурсоводы рассказывают много легенд. Что-то из них имеет долю правды, что-то — сплошная выдумка. Какие легенды вы рассказываете гостям на своих экскурсиях и насколько они правдивы? 

Например, очень известная легенда о саркофаге епископа Вижицкого из костела иезуитов. Якобы он был в нем похоронен заживо, когда заснул летаргическим сном. Проснувшись, сумел выбраться, и потому в саркофаге есть дырка. На самом же деле там никогда никто не был похоронен. Такие саркофаги готовились при жизни. Это только внешняя оболочка, а гроб ставили внутрь. Кусок того саркофага кто-то выбил и сквозь дыру видно, что там никто никогда похоронен не был.

Разве можно так пугать туристов?

Ни в коем случае нельзя. Например, в подземельях костела иезуитов есть мостик, возле того же саркофага, и были шутники, которые залезли под него и хватали за ногу того, кто шел сверху. Были случаи, что человек сильно пугался, чуть не падал. Так что это может закончиться трагически.

Но театрализация в экскурсиях добавляет любопытства. Например, есть легенда о Черном монахе. Когда во Львов из какого-то монастыря пришел монах. Его здесь приняли очень тепло, как родного. Но ему это не понравилось, потому что там, в своем монастыре, он занимал высокий ранг, а тут стал, как и все остальные, обычным монахом. Начал возмущаться, а львовские монахи восприняли это недовольство как грех и посадили его в келью, где он должен был отмолить этот свой грех. Он там сидел довольно долго, а тогда к нему попросился один львовянин. Его пустили, но тот долго не выходил.

Тогда монахи зашли посмотреть, что же там делается. А когда открыли дверь, в келье никого не было. Лишь на полу лежал клочок бумаги, исписанный красными буквами – кровью. Это был контракт, по которому монах отписал свою душу дьяволу. А сам дьявол пришел к нему в образе обычного мужчины (кстати, копия такого контракта действительно хранится в львовском государственном архиве).

С тех пор по львовским подземельям монастыря ходит этот монах и всех спрашивает, не видели ли того мужчину. Он хочет отменить этот контракт, ибо душа его обречена, вечно блуждать по этим подземельям.

Однажды на наших с братом экскурсиях он и стал «монахом». Мы тогда водили детскую группу. И вот я говорю детям, что сейчас сквозь этого монаха пройдет моя рука, а я ничего не почувствую. Один из мальчиков с огромным любопытством меня слушал, и вдруг спрашивает: «А можно я в него камешком брошу?». Тут брат не выдерживает и как воскликнет: «Я тебе сейчас как брошу!».

Потом мы эти слова уже даже ввели в экскурсию. А сутана того «черного монаха» у меня до сих пор лежит в доме. Между правдой, шуткой, мистикой должна быть тонкая грань, перейти которую ни в коем случае нельзя.

В костеле иезуитов, ныне храме Петра и Павла, стоит гроб 17-го века. Кто в нем похоронен? 

Никто, это символический гроб. Когда там было книгохранилище, оно стояло на стеллажах. И мы его даже пробовали открыть, но это оказалось невозможным. На нем имеется надпись на латинском языке Memento mori («Помни о смерти»). Поэтому он символизирует молитву за всех умерших, не более.

Есть ли в ваших планах расширить маршрут в подземельях Львова?

Да, интересных мест множество, но не все они готовы для экскурсий. Свои подвалы и ходы имеет бывший ресторан «Подо львом» на площади Рынок, дом Корнякта, дворец Любомирских, бывший бар «Под башней» на Братьев Рогатинцев, бункер на стадионе СКА, есть ход от памятника Тарасу Шевченко до оперного театра (русло Полтвы)… Но сейчас они все закрыты для посетителей, к тому, же являются опасными, чтобы идти туда без специалиста.

Кроме того, есть еще проблема, что часто дом является государственным памятником архитектуры, а подвалы, подземелья принадлежат неизвестно кому. Так, например, есть с дворцом Корнякта. Когда его несколько раз продавали-перепродавали и концы найти очень трудно.

Автор: Мирослава Бзикадзе

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий