Нидерланды – маленькая страна площадью всего в две Львовские области, но, несмотря на это, она известна всему миру своими туристическими прелестями, почти идеальными панорамами и очень высоким уровнем жизни населения. Сегодня расскажу вам, какой я увидела эту северную страну, а также опишу поездку на живописный полуостров Маркен, где сохранился дух старой Голландии.
Известное неофициальное название Нидерландов – Голландия – на самом деле лишь историческая область, где сейчас расположены две провинции, тогда как страна имеет их аж 12. Поэтому жители других регионов, немного обижаются, когда так называют все Нидерланды. Но, поскольку полуостров, о котором я расскажу ниже, находится в одной из этих провинций – Северной Голландии, то и я позволю себе иногда называть всю страну так.
Мое первое знакомство с Голландией сопровождалось восхищением. Амстердам мне очень понравился, особенно его кривые и цветные дома на каналах. Детально о столице страны «УНИАН.Туризм» уже рассказывал вам в материале «Амстердам не «для галочки»: сквозь толпы туристов и потоки велосипедов в уютных каналах и легендарных кофе-шопах».
Но не одним им могут похвастаться Нидерланды. Другие города страны также очень достойны внимания и даже, по мнению многих, интереснее, хотя бы потому, что вы их не так часто увидите (или вообще не видели) на десятках туристических картинок, в отличие от популярной столицы. Будете поражены многим, скажу вам. Плюс, поездив немного страной, вы сможете лучше понять, как живут сами голландцы, потому что в Амстердаме не очень разберешься, где они, а где туристы.
Правда, кое-что не давало мне покоя, когда мы путешествовали по стране. Голландия визуально какая-то слишком идеальная страна: хорошенькие дома, ровненькая травка, чистенькие коровы и овцы. Милые ворота, которые стоят себе одиноко без плотов. Такая хорошая особенность голландских домов, которая свидетельствует, очевидно, об открытости и безопасности, радовала глаза. Сюда можно добавить высокие окна, которые местные не закрывают шторами, потому что люди не привыкли прятаться. У них другие традиции. Что еще.
В этой стране, как и везде в мире, есть богатые и бедные, но такого контраста по качеству жизни и видам домов, который можно наблюдать у нас, например, (ибо чего далеко ходить) и близко нет. Эти сравнительно небольшие, но трехэтажные голландские дома, где внизу кухня-гостиная, сверху спальни, ванная, а на третьем – какая-то комната-чердак, очень симпатичные. А еще миниатюрный дворик с маленьким декоративным плотиком. И все это построено ровненько, рядами, по определенному плану, а не хаотично. Повторюсь, почти идеально.
А все автобаны, что меня удивило, освещены. Электрические столбы размещены на разделительной полосе, чтобы свет попадал на обе части дороги.
Одним из объяснений голландского благосостояния для меня являются размеры страны. Все, что меньше, легче поддается контролю и порядку. Однако, наверное, местные так не думают и точно бы, не отказались от дополнительной территории. Они и сейчас продолжают осушать море. И это неудивительно, учитывая, что густота населения там высокая. В стране более 17 миллионов человек. Например, в Львовской области, с которой я сравнивала Нидерланды, живет 2,5 миллиона человек.
Но почему почти? Во-первых, идеального не бывает. Думаю, голландцы также найдут, на что пожаловаться. Во-вторых, вспомню свою подругу, которая считает, что большой проблемой и недостатком страны является частые дожди и особенно нехватка солнца. «Я бы не могла там жить», — подытожила она. Но я, же только турист, а потому то, что видела за окном, мне очень нравилось. Особенно, когда мы ездили по голландским селам и видели, в каких домах живут их фермеры.
А насчет погоды, то голландцы холода точно не боятся. Их с детства закаляют и учат не обращать внимания на дождь. Когда мы гуляли по набережной в Гааге в куртках и укутанные шарфиками, местные дети купались в море под присмотром родителей. А еще очень удивлялись, попав на урок по футболу сына наших друзей. Холодно. Начался дождь. Усилился. Но никто из детей не бежит к родителям, слушают наставления тренера. Наблюдатели под зонтами, видно, что малым холодно, но все же продолжают занятия дальше.
Тогда я подумала, неудивительно, что голландская сборная по футболу такая крутая. Ну, им еще помогает присущий местным жителям высокий рост и габариты, но, согласитесь, с этим надо уметь работать.
Популярность велосипедов — это еще одна очень знаковая особенность местных. Не знаю, откуда взялась у них такая любовь к двухколесным, которые не очень удобны из-за частых дождей, но им они не изменяют. Велосипеды везде и всюду. А что касается осадков, то, как рассказали нам друзья, в Голландии шутят, что в стране выпадает 50 различных видов дождей.
Не разобралась, какие они именно, но кропило нас частенько, правда, быстренько заканчивались. Как-то все дожди, под которые мы попадали, были кратковременными. А бонусом отчасти из них была радуга, как та, которую увидели по дороге на полуостров Маркен, к которому мы доберемся ниже.
Еще для некоторых недостатком Нидерландов является их расположение. Большая часть территории находится ниже уровня моря. И только благодаря дамбам Амстердам и близлежащие города не затапливает. Вдоль берега моря тянется полоса песчаных дюн шириной до 405 метров и высотой до 60 метров, которые вместе с системой плотин, дамб и шлюзов защищают низменные земли.
Мне кажется, что голландцы не очень тем озабочены, потому что системы надежны, но если вспомнить изменение климата и поднятие уровня Мирового океана, такое немного настораживает.
Полуостров Маркен – там живет дух старой Голландии
А теперь расскажу о месте, где сила воды чувствуется на полную. Маркен – это полуостров в искусственном озере Маркермер. До тринадцатого столетия он был частью суши, но после наводнения стал островом. Время шло, Голландия отвоевывала у Северного моря территории и отгораживалась дамбами. Так остров Маркен оказался в рукотворном озере.
После строительства дамбы в 1957 году он превратился в полуостров. На дамбе проложили дорогу. Сегодня есть несколько вариантов, как добраться до этого места. Первый, разумеется, собственной машиной. Также между Маркеном и Амстердамом, до которого примерно 15 километров, курсирует регулярный автобусный маршрут. Плюс, с марта по ноябрь до острова можно добраться на корабле из рыбацкой деревни Волендам, где также есть на что посмотреть.
Мы ехали в Маркен на автомобиле. Дорога по дамбе удивительная и захватывающая! С обеих сторон тебя окружает бурная вода, потому что в тот день был сильный ветер, а ты посреди нее на узкой дороге. На пути назад мы остановились на единственной смотровой площадке, на дамбе, чтобы насладиться видом с сразу несколькими радугами, которые образовались после дождя. Холодно, ветер стал еще сильнее, но пейзаж стоил того, чтобы померзнуть. Поэтому не забудьте теплую куртку, как надумаете ехать, потому что там ветрено.
Городок на полуострове является не менее живописным, чем природа вокруг. Он привлекает своими традиционными для местности деревянными домиками, которые строили на сваях и насыпях. На протяжении веков тогда еще остров находился в изоляции от остальной Голландии, там развивалась отдельная культура, на которую не влияли извне, а основным источником дохода для людей было рыболовство. Сейчас, думаю, туризм на первом месте.
Городок милый, чистый, аккуратный, но темные облака, ветер, черные дома, а также почти отсутствие людей добавляли этому месту какую-то таинственную атмосферу. Хотя оно и не удивительно – когда холодно и дождь, местные точно не будут встречать тебя с хлебом и солью, они скорее спрячутся где-то в теплых домиках.
Но все равно в голове мелькали мысли, как здесь можно жить. А если еще вспомнить о частичной отрезанности от остальной страны. Кажется, будто, жители городка все еще находятся в своем замкнутом мире. Не знаю, как они относятся к немалому количеству туристов, но точно против их машин, которые нужно оставлять на общественной стоянке на въезде в городок. Но, с другой стороны, зачем вам машина, если вы приехали на экскурсию. Ножками, ножками. Или еще велосипедом.
Плюс полуостров небольшой, пересечь его можно где-то за 20 минут прогулки. Кстати, вокруг есть хороший велосипедный экскурсионный маршрут.
Если забыть про ветер и холод, а также об отдаленности, то кажется, что в городке царит какое-то умиротворение, с его каналами, улицами, ухоженными садами, которые оформлены различными интересными мелочами. А в центре внимания – аскетичные черные и темно-зеленые дома. Красиво и аутентично. Тут и Голландия, которую часто изображают на открытках. Но выглядит, что будет скучно, если засесть в таком месте надолго.
В городке есть интересная аттракция для туристов – дом-фабрика по производству голландских ботинок (Clompens). Вам покажут, как их делают. И, понятно, что сразу есть магазин, где предложат купить эту традиционную деревянную обувь, а также другие сувениры.
А еще мне понравились ресторанчики на набережной. Здесь уже было больше людей, как туристов, так и местных, которые сидели с друзьями за рюмкой чего-то. На берегу много лодок, некоторые из них стилизованы под старинные.
***
В завершение. Очень стоит увидеть в Голландии такие места, как Маркен. Вас заворожит особая атмосфера, которую там почувствуете, и контрасты, которые увидите. Милые пряничные домики, уютные садики на фоне штормового моря, ветра с дождем, а сверху еще чайки будут кричать. Северная погода, которая меняется каждые пять минут – то солнышко светит, то дождь – все-таки чем-то завораживает. Советую ощутить на себе. Удачных вам путешествий.
Автор: Мирослава Шульгевич
Источник: УНИАН
Фото: Yury Shulhevich
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.