Аграрии считают убытки от засухи, а правительство делает вид, что ничего не произошло. Ничего – это минимум 6,5 млрд. грн. потерь, и под ударом аграрии семи областей. Найдут ли выход из ситуации в этом году это вопрос.
Чтобы ситуация в дальнейшем не углублялась, а фактор погоды все больше будет оказывать негативное влияние на Украину и агросектор в частности, правительству стоит уже сейчас запустить систему шагов для восстановления орошения в Украине.
AgroPolit.com проанализировал ситуацию с орошением в стране и собрал советы, как правильно запускать этот проект.
Правительственная позиция — голову в песок
И хотя правительство подготовило алгоритм получения сельскохозяйственными товаропроизводителями возмещения из резервного фонда бюджета, однако Кабмин не смог утвердить отдельного порядка выплат средств пострадавшим аграриям за убытки от засухи или предоставить какие-то разъяснения местным властям относительно механизма компенсаций.
Поэтому органы исполнительной власти должны руководствоваться постановлением КМУ от 29 марта 2002 года №415. А это значит, что аграриям компенсируют убытки, одалживая деньги из резервного фонда, и их нужно будет вернуть.
На этом фоне профильный министр продолжает утешать аграриев байками, что все будет, а пока вы держитесь!
Понятно, что все аграрии, чьи хозяйства пострадали от засухи в этом году, хотели бы получить возмещение немедленно. Но не все так просто. Только на будущий год мы будем добавлять инструмент, который позволит страховать урожай и компенсировать потери за счет государства.
Сегодня мы изучили все правительственные возможности, у нас есть соответствующий фонд. Много кто спрашивает, почему на компенсацию пожаров, которые были в Луганской и Житомирской областях или наводнения на Ивано-Франковщине, деньги выделяются, а пострадавшим от града или что-то вроде того – нет.
Согласно действующему законодательству, государственная помощь может выделяться лишь конечному потребителю – физическому лицу, которое пострадало. Помощь хозяйству или юридическому лицу может выделяться исключительно на возвратной основе. А возвратная основа — это короткий срок, до конца декабря.
Как мы ни пытались найти какие-то щелочки, ничего не получилось. К сожалению, такая форма не устроит аграриев, ведь там возникает сразу много вопросов и по НДС, и другие. Поэтому мы будем предлагать инструмент, который устроит всех, ведь есть много пострадавших и к решению этой проблемы надо подходить системно.
«Но, что касается аграриев Бессарабии, Тарас Высоцкий совместно с местной властью активно обрабатывает все заявки и в ручном режиме они смогли пройтись уже по 80% случаев, договорились с представителями банковской сферы о компенсации процентной ставки пострадавшим аграриям. По состоянию на сегодня аграриям компенсировано 340 млн. грн.», – заявил министр Игорь Петрашко.
В то же время Петрашко понимает, что восстановление системы орошения необходимо. Но будут ли на это деньги — не говорит.
«Восстановление орошения откроет Украине хорошие перспективы в украинском агросекторе. Только наладка поливов на площади 500-550 тыс. га позволит нам дополнительно выращивать сельскохозяйственной продукции на 8-10 млн. тонн ежегодно», – заявил министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь Петрашко.
Сегодняшнее состояние оросительных систем: как озеленить юг Украины
В Украине насчитывается 5485,3 тыс. га мелиорированных земель, в частности, 2178,3 тыс. га орошаемых и 3307 тыс. га осушаемых земель с соответствующей мелиоративной инфраструктурой.
Несмотря на это, единой оросительной системы в Украине нет, заявил представитель ЕБРР Василий Говгера, представляя результаты трехлетнего исследования оросительной системы Украины.
«Есть много систем, которые различаются в каждом регионе и даже в районах одной области – агроклиматические и географические условия слишком неравные. ЕБРР провел детальный технический аудит Нижнеднестровской оросительной системы, которая является одной из старейших в Украине, и состояние ее на сегодня аварийное.
Нижнеднестровская оросительная система охватывает 40 тыс. га земли, из которой фактически орошается 7,5 тыс. га. Для ее полной реконструкции необходимо €84 млн., что составляет в среднем €2 тыс. на гектар инвестиций. Относительно других оросительных систем, для оценки стоимости их реконструкции необходим такой же детальный аудит», — заявил Василий Говгера.
К тому же пользование водой для целей орошения в стране растет. Так, на середину мая 2020 года водопользователи отобрали из государственных точек выделения воды для орошения сельхозкультур в объеме 226 млн. м3, что в 2,3 раза больше, чем в 2019 году (96,5 млн. м3). Об этом сообщила пресс-служба Государственного агентства водных ресурсов.
Это позволило полить сельхозкультуры на площади 266,4 тыс. га (в 2019 году на указанную дату – 147,4 тыс. га). Самый большой полив зафиксирован в Херсонской области – 176,9 тыс. га (2019 г. – 114,9 тыс. га), в бассейне рек Причерноморья и нижнего Дуная – 15 тыс. га (2019 г. – 10,9 тыс. га), в бассейне рек Приазовья – 39,6 тыс. га (2019 г. – 7,7 тыс. га) и в Николаевской области – 16,9 тыс. га (2019 г. – 8,7 тыс. га).
На лето 2020 года в Госводагентство подготовили стратегические документы для моделирования водного дефицита – водохозяйственные балансы, которые дают возможность оценить и выявить, какие именно территории будут иметь водный дефицит.
«Во избежание дефицита водных ресурсов установлены оптимальные режимы работы водных объектов. Это те согласованные «правила игры» с водопользователями для сбалансированного водопользования в условиях маловодья», – заявил заместитель председателя Госводагенства Михаил Хорев на внеочередном заседании Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.
Отмечено, что в целом наполнение водохранилищ позволяет обеспечить в полной мере водные потребности украинцев. Это питьевые и бытовые потребности населения, а также нужды на орошение.
Однако наполнение водой отдельных водохранилищ, которые являются источниками водоснабжения, не решает проблему в целом.
Основные проблемы связаны с работой систем орошения и управления ими. В частности, это государственная монополия на оросительные системы, которая является неэффективной, поскольку непонятно, ни как распределяются средства, уплаченные за полученную воду, ни как формируется тариф на нее. Кроме того, аграриев заставляют подписывать договоры на получение дополнительных услуг, которых они фактически не получают, а средства за них вынуждены платить.
Если в Херсонской области такие дополнительные расходы составляют 1,4 копейки за 1 кубометр воды, то в Николаевской – 5 коп. Эти услуги прописаны в общем договоре на орошение, поэтому, если не согласиться, воду на поле не дадут.
Например, для получения воды из Днепра николаевским агропредприятиям нужно каждый год заключать договор, в котором кроме самих аграриев, еще 4 стороны:
1) Управление каналов реки Ингулец,
2) Снигиревское межрайонное управление водного хозяйства,
3) Витовское управление водного хозяйства,
4) Региональный офис водных ресурсов (РОВР) в Николаевской области.
Вот к последнему исполнителю у аграриев Николаевщины больше всего вопросов. Согласно договору, РОВР должен предоставлять фермеру услуги по мониторингу эколого-мелиоративного состояния оросительных земель. Стоимость этой услуги составляет 5 копеек за один кубометр поставленной воды. В Николаевской области 19 районов имеют оросительные земли общей площадью 190,3 тыс. га.
Фермеры жалуются, что в прошлом году плата за такие консультации составляла 3 копейки, почему на Николаевщине ее подняли до 5 копеек, никто не знает. Так же, как и почему тариф привязан к кубометру потребленной воды. Ведь такая же справка в других организациях стоит 500-700 грн.
В целом же аграрии сталкиваются с рядом проблем, когда заходят в тему орошения:
проблемы с подключением к электросетям;
высокие тарифы на воду для полива;
энергосервисные компании, которые устанавливают энергосберегающее оборудование на насосные станции по завышенным ценам (покрытие расходов затем ложится на плечи аграриев).
Три модели развития системы орошения от МЭРТ
В Минэкономики назвали три модели орошения, по которым могут взаимодействовать агропроизводители с государством. Об этом написал Тарас Высоцкий, заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, на своей странице в Facebook.
По словам замминистра, первая модель – это когда государство обслуживает всю цепь водоснабжения до конечного потребителя от магистральных каналов, насосных станций до внутрихозяйственных сетей и систем полевого дренажа.
«Среди плюсов этой модели можно отметить единую систему взаимодействия. Среди минусов — это то, что государство не имеет соответствующего финансово — инвестиционного ресурса, чтобы содержать всю сеть в удовлетворительном состоянии, обеспечить высокую операционную эффективность и развивать соответствующую сеть», — считает Тарас Высоцкий.
Вторая модель предполагает передачу всего в частную собственность.
«Позитивным является то, что можно привлекать инвестиции в инфраструктуру и уверенность в их окупаемости. А вот минус – формирование монополистов на разных уровнях (магистраль, насосная станция) и завышенные тарифы на услуги для других пользователей», – добавляет чиновник.
Также заместитель министра рассказал, что третьей моделью взаимодействия аграриев и государства в вопросах орошения является создание объединения водопользователей (ОИК), что-то вроде ОСМД, только в сфере орошения.
«Мы сможем привлекать частные инвестиции в инфраструктуру, прогнозировать и отслеживать прозрачность тарифообразования для членов объединения. Тем не менее, часть пользователей будет недобросовестна и со временем пойдут конфликты», – убежден Высоцкий.
Инвестиции в орошение
Орошаемые площади в Украине ежегодно растут на 20 тыс. га и уже составляют 485 тыс. га, но этого недостаточно для значительного экономического эффекта. Количество орошаемых земель в Украине должно составить 1,8-2 млн. га, говорит директор института орошаемого земледелия, Национальной академии аграрных наук Украины Раиса Вожегова.
По словам Вожеговой хотя модернизация, восстановление или расширение орошаемых площадей требуют значительных инвестиций, они дают довольно неплохой экономический эффект и полностью окупаются.
Например, замена насосного оборудования, дождевальных машин кругового действия, части трубопровода и электросетей в рамках модернизации внутрихозяйственной системы орошения будет стоить около $1,4 тыс./га.
Треть расходов на модернизацию придется на насосные станции и трубопроводы общего пользования, еще две – на сельхозпредприятия.
«В восстановление системы орошения придется вложить уже около $2,4 тыс./га. Две трети суммы пойдут на системы общего пользования. Дороже всего обойдется расширение орошаемых площадей. Его стоимость составит примерно $2,6 тыс./га и, кроме того, потребует больше времени на реализацию», – говорит эксперт.
Вожегова утверждает, что отремонтированные и улучшенные системы орошения принесут экономический эффект не менее $0,4 тыс./га, потому что не только повысится урожайность культур, но и уменьшатся расходы на электроэнергию. Восстановление и расширение площадей орошения, по ее словам, дадут минимум $0,8-1 тыс./га дополнительной прибыли, если рассматривать вариант, что на них будут выращивать сою или кукурузу.
«Инвестирование в восстановление орошения в масштабах Украины может показать значительный экономический эффект. Например, это даст возможность производить ежегодно 7,5-8 млн. т зерна, 1,6-1,8 млн. т семян сои, 2,5-3 млн. т овощных культур и 800-880 тыс. т плодов, ягод и винограда. А суммарная стоимость валовой продукции с проектной площади орошения составит $3,6-4,1 млрд.», – подытожила Вожегова.
Стратегия орошения и дренажа в Украине
Стоит вспомнить, что в 2019 году Кабинет министров Украины под руководством Владимира Гройсмана одобрил 3-этапную стратегию развития системы орошения и дренажа в Украине, финальная часть которого должна быть реализована до 2030 года.
Министерство экологии и природных ресурсов и еще имеющееся на тот момент Министерство аграрной политики и продовольствия совместно с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти разработали и подали в месячный срок Кабмину план мероприятий, который предусматривал реализацию стратегии.
Три этапа стратегии орошения и дренажа в Украине на период до 2030 года:
Первый этап (2019-2020 гг.) предусматривает урегулирование нормативно-правовой базы и создание объединений водопользователей – самоуправляющиеся неприбыльные организации, которые будут предоставлять услуги орошения и дренажа.
На втором этапе (2021-2024 гг.) планируется разграничить полномочия органов власти по участию в формировании и реализации государственной политики в сфере орошения, расширить полномочия бассейновых советов, начать обновление водохозяйственного комплекса, внедрить прозрачную и социально приемлемую систему формирования тарифов.
Третий этап рассчитан на 2024-2030 годы. В этот период кроме прочего, необходимо провести институциональную реформу управления водными ресурсами и мелиорацией земель, обеспечить устойчивое функционирование Национального водного совета, фонда, бассейновых советов, бассейновых управлений водными ресурсами ОИК и их эффективное взаимодействие, реализовать целевые инвестиционные и инфраструктурные проекты.
Финансирование реализации стратегии предусматривает привлечение средств государственного и местных бюджетов, водопользователей, субъектов сельскохозяйственной деятельности, инвесторов, средств международной технической помощи и международных доноров. Необходимость выделения средств может быть причиной того, что программа тормозится.
Авторы стратегии развития системы орошения и дренажа в Украине говорят, что по предварительной экспертной оценке Всемирного банка, продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, объем расходов, необходимых для реализации этой стратегии, составит $4 млрд. без учета общих годовых объемов расходов на оплату труда работников государственных органов и учреждений, участвующих в ее реализации.
По словам главы фермерского хозяйства «Аделаида» Сергея Рыбалки, раньше в засушливые периоды увлажнять почву на посевных площадях Украины помогали дренажные системы. Сегодня государство почти не финансирует дренирование посевных площадей. Поэтому у украинских аграриев есть острая потребность в системах искусственного орошения полей.
«Ранее Украина имела 2 млн. 600 тысяч га орошаемых земель и несколько миллионов гектаров дренажных земель. На сегодня дренаж заброшен, а орошение проводится только на 600 тыс. га. Из них 400 тыс. га в Херсонской области», – сказал аграрий.
По его словам, уже в течение нескольких лет в Украине на дренирование нет соответствующего государственного финансирования.
«Задачей дренажных систем было водное регулирование. Дренажные системы позволяют сохранять влагу в почве. Если на каком-то участке влаги было мало, закрывали задвижку, и влага оставалась в каналах. А если влаги в почве было много, то воду спускали в реки. Ранее госструктуры поддерживали дренажные системы в рабочем состоянии. Сейчас нет финансирования, инфраструктура вышла из строя, соответственно, система не работает», – пояснил он.
Важным фактом финансирования орошения и дренажа в Украине является тот момент, что оно проводится через Госводагентство за счет двух источников: средств из государственного бюджета и поступлений от оплаты услуг водопользователями. Общий бюджет Госводагентства в 2017 году составил 2,2 млрд. грн., из них 80% приходится на орошение и дренаж.
Как сообщает официальный источник, около 50% этих расходов финансирует государство, остальные – водопользователи. В зоне осушения, где состояние использования потенциала имеющейся инфраструктуры дренажных систем значительно хуже по сравнению с орошением, такие системы фактически полностью содержатся за счет средств государственного бюджета.
Что делать?
Первое – создать ассоциацию водопользователей и передать в ее управление некоторые объекты оросительных систем, например, насосные станции. Это даст возможность инвестировать средства в них. Но для того, чтобы эти изменения произошли, нужно плодотворное сотрудничество законодателей, профильных госслужащих и представителей бизнеса.
Второе – разработать законопроект о создании и функционировании объединений водопользователей.
«Несовершенная и устаревшая государственная система орошения требует изменений. Власть не инвестирует в нее и не передает ее в руки с/х предпринимателей. Поэтому мы наработали инициативы в законопроект о создании и функционировании объединений водопользователей.
Кроме национальной программы орошения, рассмотрели внедрение в программу энергосервиса. Я считаю, что только совместная и продуктивная работа государства и предпринимателей обеспечит благосостояние и экономическую стабильность государства. О проблемах нужно говорить, чтобы об их услышали, а власть должна их услышать, чтобы решать вопросы», – заявил секретарь аграрного комитета, народный депутат «За будущее» Иван Чайковский.
Целью законопроекта является эффективное проведение гидротехнической мелиорации на земельных участках с/х назначения путем совместного использования водопользователями мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению, рационального использования природных ресурсов, улучшения качества воды и плодородия почв.
Образованные согласно такому закону организации водопользователей получали бы на свой баланс отдельные объекты мелиоративной системы. Это дало бы возможность их членам самостоятельно вкладывать в них средства и привлекать инвестиции для развития оросительных систем. В настоящий момент необходимо определиться со способом передачи организациям объектов мелиоративной системы. Их можно было бы передавать в собственность, в доверительную собственность или на условиях льготной аренды.
Также следует решить, предоставлять ли возможность бизнесу строить новые мелиоративные системы и приватизировать имеющиеся. Кроме того, нужно определиться с механизмом фиксации права собственности на мелиоративные трубопроводы.
Третье – разработать государственную программу по компенсации стоимости установки систем капельного орошения и приобретения материалов, необходимых для проведения таких работ.
Четвертое – разработать национальную программу орошения.
Автор: Виталий Хворостяный
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.