В условиях перманентной политической турбулентности Украина отстает от других стран в прогрессе по созданию благоприятной макроэкономической, фискальной, регуляторной, инновационной политики, качества услуг государственных учреждений, образования, науки и т.д., которые именно и закладывают основы высокой конкурентоспособности экономики.
По данным последнего отчета Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2007-2008 годов, Украина заняла лишь 73 место среди 131 страны, уступая Литве (38 место), Латвии (45 место), РФ (58 место), Казахстану (61 место) и некоторым другим постсоветским странам.
При самом низком результате (115 место) в категории «Качество институтов», в частности, для нашей страны оказались в то время проблемными:
— прозрачность принятия правительственных решений (110 место);
— эффективность использования государственного бюджета (111 место);
— доверие общества к политикам (107 место);
— бремя государственного регулирования (104 место);
— фаворитизм в принятии государственных решений (97 место).
Чрезвычайно острым для Украины остается вопрос кардинального повышения конкурентных преимуществ, связанных с технологическими инновациями, формированием благоприятной предпринимательской среды и эффективных конкурентных рынков.
Это позволило бы Украине повысить производительность производства и уровень конкурентоспособности, поскольку среди других факторов международной конкурентоспособности негативное влияние демонстрируют: эффективность товарных рынков (101 место) и технологическая готовность (93 место).
Очень актуальным является создание современной инновационной системы — фундаментального фактора модернизации экономики Украины.
Среди рамочных условий — политическая нестабильность и отсталость в развитии институтов (115 место), порождающая слабую способность к генерации и абсорбции новых технологий и передовых идей, ведет к консервации низкого уровня производства (экспорта) продукции высокотехнологичных видов деятельности и консервации устаревшей структуры производства.
Развитие экономики происходит искаженно, а бюджетная политика реализуется в недостаточной привязке к действительным потребностям нации. В отсутствие четкой структурной политики экономика развивается хаотично.
Наиболее рентабельными являются посреднические операции и деятельность, связанная с импортом, в то время как в реальном секторе экономики обострились проблемы старения основных фондов, низкого технологического уровня производства, высокой энергоемкости и низкой производительности труда.
Во многих отраслях обрабатывающей промышленности уже завершился процесс восстановительного роста, и ресурс использования резервных производственных мощностей – исчерпан. Производство нуждается в коренной модернизации и структурных сдвигах в пользу высокотехнологичных видов деятельности.
При этом проблема обновления производства не может решаться локально, требует общесистемных государственных решений и взаимодополняющих мер, дающих наибольший синергетический эффект.
Внутренний рейтинг субфакторов, определяющих конкурентоспособность Украины, выявил наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса в стране, критическое отставание в разрезе отдельных критериев является основой для определения стратегических приоритетов в повышении конкурентоспособности экономики Украины с тем, чтобы реализация программных задач по выбранным приоритетам дала в этом наибольший эффект.
С начала 1990-х годов Украина прошла через глубокое кризисное падение и восстановительный рост. Восемь лет роста (со средним приростом – 7,4%) дали возможность восстановить докризисный уровень доходов и расходов населения и государства, но так и не была подведена технологическая база под новый цикл развития. Стандарты жизни по-прежнему намного ниже европейских. А технологический уровень значительно отстает даже от многих бывших соседей по СССР.
То, что Украина по эффективности производства, институциональному развитию и общему уровню конкурентоспособности отстает не только от развитых стран мира, но и от большинства постсоветских республик, создает риски и угрозы. Ведь Украина по своему геополитическому положению является своеобразным трансформатором энергий и культур между Западом и Востоком, между Севером и Югом.
До сих пор в ее политической системе не было создано предвзятых механизмов предвидения глобальных рисков и противодействия их негативным последствиям. Население Украины расколото между теми, кто тяготеет к западным системам безопасности, и теми, кто считает лучшим путем создания таких систем с Россией.
Глобализация выдвигает перед Украиной необходимость поиска новых форм и методов адаптации национальной экономической и политико-правовой среды к современным требованиям осуществления международных экономических отношений, четкого определения внешнеполитического курса, отвечающего национальным интересам страны и имеющего поддержку большинства населения.
Формируя будущие взаимоотношения Украины с остальным миром, нельзя отвергать исторические корни и географическую структуру внешней торговли, зависимость от импортных энергоносителей, крупнейшим поставщиком которых остается Российская Федерация.
Ресурсная (и по экспорту и по импорту) зависимость Украины от этого партнера является критической. Поэтому объективным условием обеспечения экономической безопасности является стабильность внешнеторговых отношений, прежде всего с РФ и проведение политики диверсификации рынков снабжения, и сбыта.
В целом, распространение интеграционных процессов в мире объективно требует от привлекаемых к ним стран усиления разно векторной внешней открытости экономики и диверсификации рынков. Исторически сложилось так, что внешняя торговля играла значительную роль в развитии экономики Украины. Именно возобновление экспортной деятельности позволило независимой Украине начать выход из кризиса.
Но сегодня существенное увеличение доли экспорта и импорта в ВВП, которое, по международным критериям, свидетельствует о значительной открытости экономики, создает ситуацию, когда, при недостаточной диверсификации экспорта и низкой качественной конкурентоспособности национального производства, внешние ценовые шоки поглощают ресурсы предприятий и постоянно проверяют их на способность противостоять им.
Повысить адаптивность экономики может лишь высокий уровень конкурентоспособности отечественных производителей, что даст возможность диверсифицировать рынки.
Критериями, которые характеризуют отставание Украины от других стран, являются: слабость человеческого капитала, технологическая отсталость и низкие инновации участников рынка.
Неэффективность всей инновационной системы — от научно-технологического потенциала и генерации знаний до их внедрения в производства — привела к тому, что Украина сузила до критических размеров долю высокотехнологичных производств. Это уменьшило спрос на собственные научно-исследовательские и прикладные разработки и сдерживает трансферт технологий.
Средства, предназначенные для финансирования ГДР, размыты по многочисленным ЦКП и институтам и используются крайне неэффективно. Украина не является конкурентом на рынке инноваций и остается неизвестной для мирового научного сообщества. Вся система производства знаний нуждается в реформировании, усилении кооперации между наукой и производством путем создания инновационных высокопроизводительных кластеров и эффективной инновационной системы в целом.
С 2008 года использование известных механизмов поддержки тех или иных сфер стало ограниченным из-за вступления в ВТО. В частности, это касается таких инструментов торговой политики, как тарифные или нетарифные ограничения и субсидии, поскольку существование глобальной экономики предполагает наличие унифицированной системы, в которой снижается действенность защиты отечественных товаропроизводителей из-за регулирования таможенных тарифных барьеров.
Это также касается жестких норм относительно прав на интеллектуальную собственность, доступа иностранных инвесторов к государственным тендерам и т.п., которые будут оказывать аналогичное влияние. Открытие доступа к рынкам товаров, услуг, капиталов, которые были до сих пор закрытыми, в то же время будут открывать доступ других стран к украинским рынкам, что усилит конкурентную борьбу на национальном рынке.
Высокотехнологичная индустриализация в отличие от ресурсных детерминант национальных конкурентных преимуществ (дешевое сырье и рабочая сила) в значительной мере зависит от технологий, капиталовложений и трудовых навыков.
Эти ресурсы являются международными мобильными и могут быть привлечены и сформированы любой страной, имеющей соответствующую культуру предпринимательства, либеральные торговые и инвестиционные законы, сильную научную и технологическую инфраструктуру и систему образования. Именно в создании указанных предпосылок – главная роль государства.
Необходимость вмешательства государства в процесс кардинального повышения конкурентоспособности экономики обусловливается тем, что причины отставания Украины носят системный характер и во многом зависят от качества именно государственного управления и создания рамочных условий для эффективного предпринимательства, инноваций, интеграции и конвергенции. При этом нет альтернативы программному решению такой общегосударственной задачи.
Программное решение проблемы в повышении конкурентоспособности экономики Украины и превращении ее в страну высокого уровня жизни и привлекательной среды для инвесторов до сих пор не находило своего места среди действенных инструментов реализации долгосрочной государственной экономической политики. В то время как высокие рейтинги многих европейских стран, включая новых членов ЕС, достигнуты благодаря эффективному использованию именно программного инструментария.
Еще в 2000 году в Лиссабонской стратегии Европейский совет поставил перед собой цель “сделать ЕС всемирной самой динамичной и конкурентоспособной интеллектуальной экономикой к 2010 году”. Для реализации этой цели уровень расходов на исследования нужно повысить до 3% ВВП, что создаст почву для экономического роста.
Учитывая интеграционные намерения Украины, программой предусмотрено постепенное повышение уровня расходов на исследования и разработки с 1,02% ВВП в 2006 году до 2% ВВП в 2015 году за счет большего включения в процесс их финансирования частных источников путем стимулирования государственно-частного партнерства и развития высокотехнологичных видов экономической деятельности.
А также активизации абсорбции инноваций со стороны субъектов рынка, способности идентифицировать, ассимилировать, и эксплуатировать знания, как от внутренних, так и внешних источников.
В седьмой рамочной программе обоснована также необходимость повышения конкурентоспособности европейской промышленности с целью превращения ее в мирового лидера в отдельных секторах; она включает три составляющих: программу предпринимательства и инноваций; программу содействия распространению информационно-коммуникационных технологий; программу “разумную энергию – Европе”.
В общем, главной целью обновленной лиссабонской стратегии является создание динамичной интегрированной экономики, основанной на передовых знаниях, способной обеспечивать высокие темпы экономического роста, создание рабочих мест и усиление социального единения.
Успешная реализация программы повышения конкурентоспособности национальной экономики (далее программы) будет способствовать качественным сдвигам в экономике, что обусловит повышение международного рейтинга Украины и привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, а вместе с ними новых технологий.
Реализация программы предусматривает налаживание эффективного партнерства между всеми участниками рынка и формирование взаимоприемлемой системы долгосрочных мер государственного воздействия, направленных на использование имеющихся преимуществ для повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Согласованные на широкой основе национальные приоритеты в форме стратегической долгосрочной программы облегчают координацию благодаря укреплению консенсуса и взаимопонимания.
Для того чтобы процесс определения приоритетов был успешным, он должен включаться в более широкие рамки формирования политики стимулирования инновационной деятельности и конкурентоспособности через использование всего комплекса инструментов получения стратегической информации, таких, как прогнозирование, сопоставление с контрольными показателями, мониторинг, анализ и оценка.
Координация процесса определения приоритетов должна предполагать также проведение консультаций и совместных мероприятий с основными заинтересованными сторонами и широкой общественностью.
Реализация программы должна обеспечить качественные изменения в экономике с одновременным повышением эффективности использования человеческого, производственного и природного капитала и обеспечением более высокого уровня социального развития.
Ключевые целевые ориентиры, достижение которых должно быть предусмотрено программой:
— обеспечение устойчивого динамического роста с повышением уровня ВВП по ПКС на одного человека населения от 27,2% относительно уровня ЕС (27) в 2006 году до не менее 40% в 2015 году;
— поддержание макроэкономической стабильности: дефицит бюджета не более 1,5-2%, удержание уровня инфляции в пределах первой половины однозначных чисел, диверсификация внешних ценовых шоков путем гармонизации и стабилизация распределения доходов между государством, населением и предприятиями;
— введение стандартов в сферу государственного управления и создание высокоэффективных государственных институтов с двукратным повышением средней оценки качества государственных институтов в 2012;
— усиление партнерства между властью и бизнесом путем реализации совместимых проектов и создания благоприятной предпринимательской среды для высокопроизводительного бизнеса (выход в первую десятку стран в рейтинговых оценках СЭФ по индексу конкурентоспособности бизнеса в 2012 году);
— увеличение финансирования фундаментальных и прикладных исследований в прорывных технологиях будущего и технологиях, улучшающих качество жизни (до 3% ВВП) с расширением участия бизнеса в их финансировании (до 60% в 2012 году), а также в проектах повышения квалификации и образовательных программах;
— кардинальная модернизация собственной индустрии на основе развития средне- и высокотехнологичных видов экономической деятельности с повышением их уровней в объемах валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в соответствии с 15 и 30%;
— создание современных транспортных коридоров и информационных сетей;
— усиление защиты окружающей среды с поощрением производителей к использованию безотходных и энергосберегающих технологий;
— повышение адаптивности экономики Украины к климатическим изменениям;
— переход на энергоэффективные технологии;
— обеспечение продовольственной безопасности и восстановление ведущей роли Украины на мировом аграрном рынке.
Стратегические целевые ориентиры будут достигаться через формирование инновационной и одновременно — социально ориентированной модели экономического развития, эффективной и продуктивной рыночной системы, адаптированной к вызовам мировых рынков через дальнейшее качественное трансформирование экономических отношений.
В системе государственных прогнозных и программных документов программа должна стать инструментом концентрации и координации действий исполнительной власти в направлении повышения конкурентоспособности экономики страны и ее регионов, а также очерчивать стратегические перспективы (9 лет).
В то же время те из мероприятий программы, которые касаются отдельных видов деятельности или экономических комплексов, должны включаться в развернутые программы их развития. Итак, программа должна быть стержневым документом, определяющим основные направления конкурентоспособного развития Украины.
Повышение конкурентоспособности экономики Украины требует решения, как проблем фундаментального характера, так и усиления факторов, которые обеспечивают прямое повышение эффективности производства и переход к инновациям и устойчивому развитию.
Развитие Украины до 2012 года должно стать этапом кардинального улучшения институтов и предпринимательской среды, инновационной системы и создания современной высоко конкурентной и на внешнем, и на внутреннем рынке индустрии.
Так, уже в 2010 году должно повыситься качество государственных институтов, инновационной системы (в части наращивания научно-технологического потенциала, международного научного сотрудничества и трансферта технологий), предпринимательской среды и структуры обрабатывающей промышленности.
Она должна измениться в пользу высокотехнологичных и средне-высокотехнологичных производств и повысить эффективность производства (повысить производительность труда, снизить энергоемкость и материалоемкость и т.д.), а также стать главным поставщиком машин и оборудования для внутреннего рынка и экспортером высокотехнологичных продуктов.
Это требует более масштабной ресурсной поддержки фундаментальных факторов и параллельно усилителей инноваций и эффективности развития.
Украина должна значительно активизировать свое участие в рамочных программах ЕС, особенно в таких перспективных проектных направлениях, как нанонаука, нанотехнологии, материалы и новые производственные технологии, возобновляемые источники производства электрической энергии, возобновляемые источники производства топлива, возобновляемые источники нагрева и охлаждения, технологии поглощения и хранения СО2 для нулевой эмиссии производства электроэнергии.
А также технологии обогащения угля, развитые энергетические сети, эффективное использование и сохранение энергии, знания о политике в области энергетики, биотехнологии, инструменты и технологии для здоровья человека, интеграция технологий, изменение климата, загрязнение и риски, устойчивое управление ресурсами, технологии защиты окружающей среды и многое другое.
На конец 2012 года необходимо достичь синергизма основных четырех составляющих инновационного потенциала: потенциала внедрения, потенциала генерирования знаний, их распространения, а также спроса на них, которые начнут давать эффект взаимодействия в рамках расширения новаторства.
После 2012 года начнется новый период, когда на фоне дальнейшего усиления фундаментальных составляющих конкурентоспособности большую ресурсную поддержку будут иметь усиливающие факторы, активизирующие инновации (отдачу от обновленной инновационной системы).
Национальные инновационные системы будут способны обеспечивать синергизм между различными составляющими инновационного потенциала, лучше стимулировать инновационную деятельность и экономический рост на базе инновационного потенциала. В то время основная доля ВВП и его инвестиционная составляющая будут направляться на развитие Украины как постиндустриальной страны.
Уже в 2015-2017 годах Украина должна коренным образом изменить свой рейтинговый профиль по всем составляющим композиционного индекса конкурентоспособности и войти в двадцатку наиболее конкурентоспособных стран.
Здесь Украина за короткий промежуток времени должна осуществить качественный экономический прорыв: сначала в индустриальное, а затем – в постиндустриальное общество.
Программа должна строиться по следующим направлениям:
- I. Создание благоприятных рамочных условий для повышения конкурентоспособности экономики
Макроэкономическая стабильность;
Совершенная регуляторная политика;
Развитие конкуренции на внутреннем рынке;
Повышение эффективности правительства;
Развитие государственно-частного партнерства;
Укрепление института собственности как основы рыночной системы хозяйства; развитие финансовых рынков.
II. Человек и устойчивое развитие
Модернизация системы здравоохранения;
Современное и качественное образование и подготовка кадров;
Развитие культуры;
Развитие физической культуры и спорта;
Доступное жилье молодым семьям;
Развитие пенсионной системы;
Устойчивое развитие окружающей среды;
Адаптация к глобальным климатическим изменениям.
III. Технологический прорыв в индустрии
Повышение технологического уровня обрабатывающей промышленности;
Модернизация строительной деятельности;
Внедрение новых и возобновляемых источников энергии;
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
ІV. Снятие инфраструктурных ограничений
Строительство современных транспортных коридоров и интегрирование в общеевропейскую инфраструктуру;
Развитие морских портов;
Развитие аэропортов;
Восстановление и модернизация муниципальной инфраструктуры.
- Переход к высокоэффективному аграрному и аграрно-перерабатывающему производству
Введение европейских принципов государственной поддержки сельскохозяйственных производителей;
Переориентация аграрного производства с учетом климатических изменений;
Наращивание экспорта аграрной и аграрно-перерабатывающей продукции; комплексное самообеспечение продовольствием.
- Создание современной инновационной системы
Совершенствование системы генерации знаний;
Активизация инновационного спроса и трансферта технологий;
Формирование инновационной инфраструктуры;
Развитие системы управления интеллектуальной собственностью;
Государственное обеспечение взаимодействия элементов НИС; интеграция научно-технологического потенциала Украины в мировое хозяйство.
VІІ. Украина и мир
Институциональная евроинтеграция;
Приобретение членства Украины в ЕС;
Создание углубленной зоны свободной торговли с ЕС.
Целесообразность выделения отдельного раздела «Создание благоприятных рамочных условий для повышения конкурентоспособности экономики» объясняется необходимостью снятия критических отставаний Украины по качеству институтов.
Мероприятия этого раздела программы касаются всех участников рынка, формируя благоприятную экономическую среду для предпринимательства и граждан в целом. Ведь ключевым наполнением системы, формирующей общую конкурентоспособность национальной экономики, является, прежде всего, конкурентоспособность экономической среды в стране.
Все меры не должны нарушать конкуренцию на внутреннем рынке путем создания более привлекательных налоговых условий ведения бизнеса, отказа от любых форм фаворитизма и преференций для отдельных предприятий.
Известно, что решение амбициозных задач с прорывом в технологическом и социально-экономическом развитии требует синхронизации действий, как частного, так и бюджетного секторов экономики. В настоящее время рынок не дает возможности быстрого налаживания рентабельных высокотехнологичных производств из-за отсутствия прибылей на начальных этапах реализации проектов бизнеса.
Исходя из мирового опыта эффективной поддержки в создании инновационных полюсов развития, правительство будет оказывать поддержку только в рамках реализации отдельных программ, включая целевые программы, если они соответствуют задачам и целям программы.
Выводы. Главные направления активной государственной промышленной политики в современных условиях в рыночной экономике, как показывает опыт развитых стран, сводятся к следующему:
— равноправными участниками политики и ее реализации выступают государство, бизнес, научные и общественные организации и институты;
— центр внимания переносится с регулирования отраслей и товарных рынков на регулирование высоких технологий, превращающихся в решающий фактор экономического роста и сохранения инвестиционного потенциала;
— новую промышленную политику детерминирует переход к наукоемкой экономике, в которой производство, распределение и использование знаний и информации признаются главными условиями устойчивого экономического роста;
— промышленная политика не должна фокусироваться на отдельных видах деятельности промышленности и субсидиях, поскольку эффект от выборочной поддержки “лидеров” и предоставления селективной помощи стало дорогим “удовольствием» в эру ограниченных бюджетов;
— в условиях глобализации макроэкономическая политика все больше влияет на результативность промышленной политики, то есть на создание конкурентоспособного продукта через кластеризацию экономики.
Работа над программой предусматривает определение приоритетных целей (с соответствующими индикаторами по их достижению) по каждому направлению и проведение широких консультаций и обсуждений со всеми представителями гражданского общества. Ведь только на такой платформе можно достичь единства в процессе повышения конкурентоспособности украинской экономики.
Программа должна сконцентрировать усилия власти и объединить общество сильной национальной идеей, которая, вместо раскола нации, даст синергетический эффект для социально-экономического развития как в центре, так и в регионах Украины.
Автор: И.В. Крючкова, доктор экономических наук, заместитель министра, Министерство экономики Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.