9 лет отшельником в ретрите. Как украинец искал счастье в Непале

10.04.2018 – Комната 2х3 метра на окраине территории буддистского монастыря. Здесь нет горячей воды и отопления, иногда бывает электричество. Зимой температура в помещении опускается до +6, а летом становится невыносимо душно. Раз в месяц помощник привозит еду. Несколько раз в год, если повезет, посещает учитель. Все.

Это единственное, что видел и с кем общался Евгений Таковский за 9 лет одиночного ретрита в Непале. Так буддисты называют уединение с целью познания своей истинной природы.

Обычно такой ретрит длится 3 года, но киевскому практикующему этого срока показалось мало. «Меня не удовлетворяли результаты», – объясняет он.

До ретрита Евгений был преподавателем йоги, вместе с Татьяной Пивень основал «Киевскую йога студию».

В конце прошлого года он вернулся в Киев и в настоящее время под именем Женя Таковский (от буддийского термина «таковисть» – истинная природа всех вещей) сочетает преподавание йоги с буддистскими практиками, назвав свое направление «Ригпа-йога».

«Ригпа» из тибетского – чистое знание, изначальная мудрость, осознание природы своего ума.

За проведение занятий конкретной цены не ставит, возлагается на подношения (пожертвования), которые зависят исключительно от желания и возможностей практикующих.

Когда идешь на встречу с человеком, который имеет подобный опыт, ожидаешь увидеть какой-то практически бесплотный образ в оранжевой одежде, который говорит какими-то непонятными мантрами.

Вместо этого – атлетического телосложения мужчина в полном расцвете сил, который четко и понятно отвечает на вопросы.

«На данный момент у меня нет никаких материальных благ, но в каждое мгновение своей жизни я счастлив», – говорит Женя.

«Украинская правда. Жизнь» узнавала секреты буддистского счастья.

«ЭТО НЕ БЫЛО БЕГСТВОМ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ БЫЛО ПРАКТИЧЕСКИ ИДЕАЛЬНО»

Первая мысль, которая может возникнуть, когда узнаешь о добровольном 9-летнем «одиночном заключении» – наверное, жизнь не сложилась, и человек решил убежать от повседневных проблем.

Но, кажется, это не тот вариант. У Жени два высших образования – физкультурное и психологическое. Служил в спецназе, закончил службу в ранге капитана.

Был известным в Украине йога-титчером. Когда они с Таней Пивень основали «Киевскую йога студию», залы были переполнены.

«Ретрит не был бегством, потому что все было классно: была любимая жена, любимая успешная работа, жилье, машина, мотоцикл, неплохой заработок. Все было практически идеально», – говорит Женя.

На вопрос, чего же ему не хватало в жизни, отвечает с улыбкой: «За тем, чего не хватало, в ретрит и идут».

Имущество в Киеве, включая машину и мотоцикл, было продано, чтобы обеспечить возможность в течение 9 лет платить за еду (ту самую, которую привозили раз в месяц), визовое оформление и аренду домика.

Но даже этого не хватило на весь срок – последние годы пришлось жить на пожертвования других практикующих, только благодаря которым и удалось завершить последние 2 года ретрита.

«БЫЛО ЧЕТКОЕ УБЕЖДЕНИЕ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ТОЛЬКО ТАК»

К буддизму Женя пришел лишь за два года до уединения.

«В Непале я познакомился с мастером Чоки Нима Ринпоче, принял от него убежище и передачи – посвящение в практику, начал активно с этим работать и через два года ушел в ретрит.

По меркам практикующих людей это очень малый срок», – рассказывает он.

Оказывается, как правило, в такие длительные ретрит идут монахи. А западным студентам обычно рекомендуют проводить короткие месячные тренинги, чтобы выработать навыки, которые затем можно поддерживать в повседневной жизни.

«Но на тот момент я не знал, что Чоки Нима Ринпоче не дает разрешения западным студентам на длительные ретриты. Я решил провести трехлетний. У меня было четкое убеждение, что должно быть только так», – говорит Женя.

Перед ретритом он все же получил благословение своего учителя, а также выполнил необходимые специальные подготовительные практики.

Женя объясняет, что практиковать именно в Непале, а не, скажем, в каком-то глухом украинском селе, было важно: «У буддистов есть специально подготовленные места для затворов. Такое место является наиболее благоприятным для того, чтобы ты достиг такой же реализации, как и другие мастера, которые практиковали там раньше».

Кроме того, в таком месте его мог посещать учитель, чтобы удостовериться в правильности практики и давать необходимые наставления, инструкции, передачи.

Место действительно было особенным. Это женский горный монастырь Наги Гомпа. Он находится на территории национального непальского заповедника Шивапури.

С монахинями Женя никак не пересекался. Все 9 лет он не выходил за пределы своего дворика.

«Ко мне доступа не было ни у кого, кроме моего учителя и ретритного помощника, который раз в месяц привозил продукты.

Домик расположен на самом краю территории женского монастыря, практически в джунглях. Отвлечений не было никаких, никакого телефона и интернета», – рассказывает он.

«Скворечник», как называет домик Женя, имел два этажа. На верхнем этаже размещалась комнатка 2х3 метра. Это традиционный размер, достаточный для выполнения специальных буддистских практик – простирания.

«На первом – на такой же площади размещались кухонька, туалет с ведром в качестве сливного бачка и обычная лестница на второй этаж. Чтобы ходить по первому этажу, нужно было втягивать живот», – вспоминает бывший отшельник.

На вопрос, не мешал ли бытовой дискомфорт сосредоточиться на практике, улыбается: «Каждый вкладывает в понятие «практика» что-то свое. Поэтому здесь важно объяснить, какой практикой мы занимаемся.

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ – ПОДДЕРЖАНИЕ ПРОБУЖДЕННОГО СОСТОЯНИЯ УМА

Режим дня буддиста в ретрите довольно строгий: сон по 4 часа в сутки; в течение дня, как минимум, 4 сессии практики продолжительностью по 3 часа.

«С 2 ночи до 7 утра первая сессия практики, важнейшая, затем два часа перерыв. С 9 до 12 вторая сессия, опять перерыв. С 14 до 17 третья сессия. И с 19 до 22 последняя», – рассказывает Женя.

Впоследствии, по его словам, различия между такими сессиями и перерывами все больше стираются, ведь суть и цель практики – в поддержании пробужденного состояния ума.

В идеале, он должен поддерживаться постоянно, и признанные буддийские мастера имеют такую способность. Таких людей называют реализованными мастерами, а передачу их состояния ученикам – «прямой передачей».

Женя вспоминает, что впервые почувствовал «пробудившееся состояние ума» именно благодаря учителю.

«Коренной учитель показывает нам это состояние ума, мы его распознаем, видим разницу между омраченным и пробужденным состоянием ума. И реализацией называется именно привыкание к своему пробужденному состоянию, привычке находиться в состоянии ума Будды», – объясняет он.

При этом объяснить с помощью слов, в чем заключается такое состояние, по определению невозможно. Его можно только почувствовать.

«Представляю, как странно для обычного человека звучит идея уехать на 9 лет ради какого-то состояния, которое даже невозможно описать», – смеется Женя.

Однако он уверяет, что речь не идет о каких-то экстатических переживаниях.

«Это не фейерверки, не вспышки просветления, не какие-то особые переживания, отличные от наших повседневных переживаний.

Одно из названий пробужденного состояния – это обычный, естественный, простой ум, потому что он с самого начала присутствует в каждом из нас», – озадачивает мастер.

Он сравнивает пробужденное состояние с зеркалом, которое все воспринимает, но, ни за что не хватается.

«СУТЬ ВСЕХ МЫСЛЕЙ – СОСТРАДАТЕЛЬНАЯ ПУСТОТА»

Алгоритм достижения пробужденного состояния, как оказалось, достаточно прост:

«Мы обращаем внимание на любую мысль, которая в текущий момент у нас присутствует, замечаем ее, смотрим в ее корень/основание/сущность, и мы расслабляемся посреди своего пробужденного состояния ума».

Как объясняет Женя, в нашем уме не могут присутствовать несколько мыслей одновременно – мысль всегда только одна, – но они быстро сменяют друг друга.

И какой бы тревожной мысль не была, в ее корне, в самой ее сути всегда есть сияющая пустота. Именно осознание этой безграничной пустотной природы он называет самоизменением мысли.

Конечно, это просто только на словах. Ведь обычно, без тренировки, осознавать свои мысли в каждый момент времени – практически нереально. И вокруг много факторов, которые от этого процесса отвлекают.

В ретрите же все внимание практикующего человека сосредоточено именно на описанном процессе. И любые мысли, даже вызванные физической болью или бытовыми неудобствами, становятся только средством для тренировки ума.

«Когда возникали сильные болевые ощущения, я просто продолжал практику: обращал внимание на эти ощущения (иногда не обратить было невозможно), смотрел в их основу, они самоизменялись, и я расслаблялся посреди природы своего ума», – рассказывает Женя.

Однако он подчеркивает, что не советует другим делать так же в случае физической боли, ничего не имеет против медицинской помощи и сейчас сам активно ею пользуется. Суть только в том, чтобы использовать любую ситуацию для тренировки своего ума.

СОСТРАДАНИЕ СПАСАЕТ ОТ СОБСТВЕННОЙ БОЛИ

Для достижения пробужденного состояния очень важна правильная мотивация – действовать на благо всех живых существ.

«Эта мотивация называется словом «сострадание», на санскрите «бодхичитта». Сначала мы вырабатываем в себе желание помочь всем без исключения живым существам. Таким образом, мы выходим за пределы своего эго и переключаемся на всех. Это концептуальное действие является необходимым для того, чтобы осознать свою природу», – объясняет практикующий.

Потом же, по его словам, пробужденное состояние ума мастера действительно влияет на разум всех живых существ.

«Находясь в пробужденном состоянии, ты захватываешь разум всех живых существ и можешь таким образом подвигать их к просветлению. Это работает автоматически, потому что природа всех понимает идентично. В этом состоянии ты неотделим от всех без исключения живых существ», – утверждает наш собеседник.

Кроме этого, он убежден, что благодаря развитию сострадания ко всем живым существам можно справиться с собственной болью или любыми конфликтными ситуациями в жизни.

«ПРАКТИКА ДОЛЖНА ДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЕЩЕ БОЛЕЕ АДЕКВАТНЫМ»

По словам Жени, за 9 лет в ретрите он не достиг полной реализации, однако научился легко возвращаться к пробужденному состоянию ума.

«Сначала я собирался провести в одиночестве 3 года. Однако после 3 лет мое состояние ума меня не удовлетворило – я очень часто сомневался, отвлекался от пробужденного состояния. Так было и через 6 лет, и через 7. Когда прошло 9 лет, состояние ума меня удовлетворило», – объясняет буддист.

Учитель подтвердил, что его практика была успешной.

После завершения ретрита Женя сразу попал на учения Чоки Нима Ринпоче в Катманду, где присутствовало около тысячи человек.

Говорит, резкий переход воспринял без особого дискомфорта. Как и возвращение в Киев впоследствии.

«Здесь отвлечений больше, но у меня уже наработанная привычка не отвлекаться. После 9 лет я очень адекватно воспринимаю окружающую ситуацию. Она меня не выбивает, не вгоняет в ступор», – уверяет бывший отшельник.

Вообще адекватность человека для социума, по его мнению – важный критерий правильности практики:

«Практика должна делать человека еще более адекватным, чем обычные люди. Если вы становитесь неадекватны для общества, это неправильная, двойственная практика».

«ЧТОБЫ ПРАКТИКОВАТЬ, ВЫ УЖЕ ВСЕ ИМЕЕТЕ»

За время Жениного ретрита стали взрослыми его дети от первого брака. Сейчас сыну 18, дочери 26 лет.

«Сын музыкант, планирует поступать в консерваторию, дочь преподает йогу», – рассказывает он.

По словам Таковского, дети с полным правом могут считать его плохим отцом, но если бы пришлось сделать выбор заново, он бы снова ушел в ретрит.

«Я безмерно их люблю, но по-другому поступить просто не мог», – говорит он.

В то же время, Женя ни в коем случае не советует другим бросить семью, работу или привычные занятия. Скорее наоборот – можно заниматься практикой в тех условиях, где каждый из нас находится, уверяет он: «Чтобы практиковать, вы уже все имеете. Ваш ум всегда с вами».

«Для этого даже не нужно закрываться в комнате и всех разгонять по углам: «Дети, сейчас мама будет заниматься медитацией». Мама в таком случае занимается двойственной, омраченной практикой», – объясняет Женя.

Однако признает, что в социуме достичь нужного состояния ума сложнее из-за большого количества отвлекающих факторов.

Именно поэтому в 100 км от Киева планируется строительство буддийского ретритного центра, куда люди смогут приезжать на неделю или на месяц, чтобы сосредоточиться на внутренней работе. Туда будет приезжать Чоки Нима Ринпоче и другие мастера.

В целом же, по словам Таковского, главное – понять суть практики.

Ведь завет древних мастеров – «превратить всю свою жизнь в практику, может быть выполнен даже без отрыва от повседневной деятельности. Именно этому сочетанию он стремится научить своих учеников.

«И тогда, то место, где вы сейчас находитесь, станет лучшим горным ретритом», – уверен Женя.

Автор: Екатерина Тищенко

Источник: Украинская правда. Жизнь

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий