Анализ эффективной внешней торговли в условиях укрепления национальной валюты, увеличения налогообложения импорта и введения валютного «коридора». Часть 1

08.04.2013 – Представляем вашему вниманию аналитическую статью Банка России на тему «Анализ эффективной внешней торговли в условиях укрепления национальной валюты, увеличения налогообложения импорта и введения валютного «коридора», впервые опубликованную в материалах Центрального банка России в 1995 году.

Проводимая Банком России политика на валютном рынке является одним из важнейших факторов, воздействующих на динамику и структуру внешнеторгового оборота страны. Вместе с тем, значительное влияние на внешнюю торговлю оказывают и такие факторы как:

Соотношения внутренних и мировых (или контрактных) цен на аналогичные товары;

Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также других видов налогов;

Накладные расходы, связанные с издержками обращения, которые включают комиссионные и транспортные расходы, страховые платежи, расходы по хранению и реализации, проценты по ссудам банков и прочие расходы.

Анализ тенденций в сфере импорта

Начиная с июня 1995 г., динамика объемов российского импорта находилась под определяющим воздействием двух факторов. С одной стороны, начавшееся укрепление национальной валюты и падение курса доллара на внутреннем валютном рынке, с другой, – повышение с 1 июля 1995 г. ставок ввозных таможенных пошлин и введение в конце апреля налога на добавленную стоимость (НДС) и спецналога на продовольственные товары, при импорте которых ранее эти налоги не взымались. Безусловно, что эти процессы разнонаправлено воздействовали на импорт.

Анализ изменений в уровне налогообложения импортных операций по достаточно широкому кругу продукции, формирующей более 45% российского импорта из государств дальнего зарубежья, которая, кроме того, была объединена в три группы (продовольствие, потребительские и инвестиционные товары), позволил дать оценку влияния этих изменений на внешнеторговые издержки, а следовательно на цены, по которым импортная продукция реализуется на внутреннем рынке.

Результаты исследований показали, что наиболее высокий средний индекс интегрированной налоговой ставки, объединяющей ввозные таможенные пошлины, НДС, спецналог и акцизы, сложился по продовольственным товарам, где он составил 117,7%. По потребительским товарам аналогичный показатель был равен 108,4%, а по группе товаров, имеющих инвестиционный характер, изменений в уровне налогообложения практически не произошло.

В целом по выбранной товарной «корзине» средний индекс интегрированной налоговой ставки составил 108,9%. При этом по основным товарам, занимающим значительный удельный вес в объеме продовольственного импорта, наблюдается существенная дифференциация индекса интегрированной налоговой ставки.

Увеличение налогообложения импорта происходило на фоне интенсивного падения курса доллара на внутреннем валютном рынке. В результате среднемесячный курс доллара в июле 1995 г. по отношению к маю снизился на 10,7%. Учитывая, что средний индекс интегрированной налоговой ставки на ввозимую продукцию по выбранной «корзине» практически одновременно увеличился на 8,9%, можно говорить о вероятности сохранения эффективности импорта как минимум на прежнем уровне, так и о том, что курсовая политика Банка России в этот момент способствовала нейтрализации инфляционной волны.

В условиях значительной зависимости продовольственного рынка России (особенно крупных городов) от ввоза продовольствия и продовольственного сырья, когда предложение со стороны отечественных производителей не обеспечивает спрос (например, только в первом полугодии 1995 г. было импортировано мяса, включая птицу, около 70% к объему собственного производства), инфляция в потребительском секторе при сохранении весенних тенденций в динамике курса доллара и увеличения налогообложения импорта в июле-августе могла оказаться на уровне характерном для начала года. С этой точки зрения укрепление национальной валюты имело значительный положительный эффект.

Рассматривая эффективность импорта, как соотношение цены реализации продукции на внутреннем рынке к затратам на ее приобретение на внешнем рынке, необходимо отметить, что несмотря на увеличение налогов по основным продовольственным товарам показатели относительной эффективности в июле относительно мая не снизились. Этому способствовало не только повышение курса рубля к доллару США на внутреннем валютном рынке, но и одновременный рост цен реализации, а также снижение средних контрактных цен при импорте некоторых видов товаров.

Представляет практический интерес анализ динамики внешнеторговых затрат с точки зрения их доли в ценах реализации внутреннего рынка, особенно по продукции, объем импорта которой относительно объемов собственного производства весьма значителен.

Проведенные исследования показали, что при реализации импортной продукции продовольственной группы на внутреннем рынке ее контрактная цена в пересчете по среднему курсу доллара в июле текущего года увеличилась в среднем от 1,5 до 2,5 раза и по сравнению с состоянием мая почти по всем товарам отмечалась тенденция роста этого соотношения.

То обстоятельство, что для импортеров рентабельность продовольственного импорта, рассчитанная на базе оптовых цен предложения, ведет себе достаточно стабильно и колеблется в интервале от 15% до 25%, подтверждает вывод о том, что в значительной мере источником инфляции в продовольственном секторе является инфляция продавцов.

Анализ тенденций в сфере экспорта

Резкое укрепление реального курса рубля создало серьезные проблемы для внутренних производителей независимо от того, реализуется их продукция на внешнем или внутреннем рынке. В результате даже по сырьевым товарам, где ранее сохранялся достаточно значительный разрыв, уровень цен внутреннего рынка резко приблизился к ценам мировых рынков, что естественно сопровождалось снижением или исчезновением сверхприбылей, в основе которых лежал значительный дисбаланс ценовых соотношений с внешним миром.

Продолжение следует.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий