Бегущие по лезвию, или чем закончился визит МВФ в Украину

20.02.2018 – Создание Антикоррупционного суда и повышение цены на газ для президента и премьера сводится к поиску ответа на вопрос: как выполнить требования кредитора и не допустить политического фиаско.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

За последний месяц отношения Украины с МВФ выглядели так: одна встреча Петра Порошенко с Кристин Лагард в Давосе, один громкий скандал вокруг распространяемых Банковой «фейков» по смягчению требований со стороны МВФ, и один визит экспертов МВФ в Украину.

После каждого из этих событий украинская сторона генерировала «победные» новости об успешном продолжении сотрудничества Украины с МВФ. Мол, пятый транш ожидается в апреле-мае, а реформы в рамках программы EFF продолжаются.

За информационной завесой из «хороших новостей» скрывается упорное нежелание украинской стороны принимать непопулярные решения, тесный клубок политических интересов и высокий градус напряжения в переговорах с кредитором.

Как известно, чтобы получить пятый транш от МВФ Украина должна выполнить два ключевых требования: принять закон об Антикоррупционном суде, и повысить цены на газ, как было согласовано еще весной прошлого года – соответственно к импортной цене.

Однако поданный президентом законопроект об Антикоррупционном суде полностью противоречит рекомендациям Венецианской комиссии, а цены на газ правительство не повысило и, несмотря на риторику Владимира Гройсмана, делать этого не собирается.

В целом переговоры продолжаются, но прогресса нет. Об этом свидетельствуют итоги визита экспертов МВФ в Украину 11-16 февраля. Кратко результаты можно описать так: стороны подтвердили, что не желают идти на уступки друг другу, позиции неизменны.

Далее более детально о том, с чем уехал МВФ из Украины, и на что может рассчитывать правительство и президент.

Текущую четырехлетнюю программу – «Механизм расширенного финансирования» (Extended Fund Facility) МВФ принял в марте 2015 года. По его условиям Украина уже получила четыре транша на сумму 8,7 млрд. долларов из 17,5 млрд. долларов. Последний четвертый транш Украина получила с большой задержкой и сложностями в апреле 2017 года.

Игра в политические пережидания

15 февраля премьер-министр Владимир Гройсман встречался с представителями общественных организаций, где сказал: к повышению цены на газ с апреля на 30%, как этого требует сейчас МВФ, он не готов.

По мнению премьера, целесообразно рассматривать варианты формирование цены по формуле Hub+ (импортная цена плюс расходы на доставку), а Hub или Hub- (только импортная цена или импортная цена минус расходы на доставку).

Экономическая логика такая: если страна не имеет собственного ресурса, и ей нужен импорт, то должно быть Hub+, если сама себя обеспечивает, то Hub (паритет), если экспортирует, то Hub.

По словам министра энергетики Игоря Насалика, в этом году потребности населения полностью покрываются газом собственной добычи, и газ импортируется сугубо для промышленности. Поэтому, по мнению чиновников, заставлять украинцев, которые потребляют украинский газ, платить повышенную цену в привязке к цене на газ импортный – не вариант.

Повышение цены на газ для населения открывает для Кабмина и другую проблему – увеличение расходов на коммунальные субсидии. В бюджете-2018 на финансирование субсидий предусмотрено 71 млрд. грн., получает их более 50% населения. С повышением цены на газ эти расходы возрастут.

Кроме того, повышение цены на газ будет иметь и другое следствие – ускоренную инфляцию. Повышение тарифов на газ сделает свой вклад в рост цен.

Собеседники в правительстве говорят, что у международного кредитора позиция, по газовому вопросу следующая: «подписали – выполняйте».

«МВФ не согласовал правительству отсрочку в повышении тарифов – они должны быть пересмотрены с началом отопительного сезона 2017/2018. Фонд против изменения договоренностей и корректировки формулы расчета цены на газ, поскольку год назад стороны подписались под вариантом просмотра в зависимости от паритета импорта», – объясняет собеседник из Министерства финансов.

По информации ЭП, Фонд признает риск ускоренной инфляции в Украине, но опять, же с его стороны это выглядит так: сами виноваты, нужно было повышать с прошлого года.

Относительно Антикоррупционного суда, то МВФ считает его создание одной из ключевых реформ, которые нужны Украине. Максимально важно при этом, чтобы АС был независимым. Без принятия в целом закона об АС, транша не будет.

В свою очередь создание Антикоррупционного Суда и повышение цены на газ для премьера и президента сводится к поиску ответа на вопрос: как выполнить требования кредитора и не понести политического фиаско?

Для Гройсмана риски следующие: если правительство повысит цену на газ, а Порошенко не пойдет на создание независимого АС, то премьер останется в двойном проигрыше – он теряет политический рейтинг из-за повышения тарифов, и не получает транш.

По словам собеседников ЭП в Кабмине, повышение цены на газ возможно только после принятия закона об Антикоррупционном суде. А это означает, что в апреле – после завершения отопительного сезона – правительство не пересмотрит цену на газ.

Спикер Верховной Рады Андрей Парубий прогнозирует принятие закона о АС в мае. Значит, если Гройсман займет выжидательную позицию, газовый вопрос решится не раньше мая-июня.

По мнению одного из депутатов «Народного фронта», Петр Порошенко также не будет спешить с Антикоррупционным судом. «Для него главное – протянуть как-то исподтишка до выборов. Законопроект может быть принят и в 2018, главное – чтобы суд начал работать не ранее весны 2019, когда пройдут президентские выборы», – говорит нардеп.

Риски, которые не желают исчезать

В общем, программа сотрудничества Украины с МВФ – это не только о суде и о газе. МВФ, например, так же обеспокоен фискальными рисками бюджета-2018. Во время встречи с представителями Министерства финансов стороны обсуждали варианты их минимизации.

О том, что фискальные риски бюджета-2018 заключаются в слишком быстром росте расходов, МВФ заявил еще в декабре прошлого года.

«Фонд интересовался, за что мы будем финансировать расходы, если не будет определенных доходов, если темпы экономического роста будут, ниже», – рассказывает ЭП знакомый с ходом переговоров собеседник в правительстве.

В бюджете-2018 запланированы доходы, которых может не быть – например, от приватизации или продажи лотерейных лицензий операторам. В зоне риска – доходы от дивидендов государственных предприятий. Большая вероятность, что эти виды доходов придется перекрывать за счет других источников.

Ранее в МВФ заявляли о риске разбалансировки бюджета Пенсионного фонда из-за поправок, которые депутаты внесли между первым и вторым чтением при принятии пенсионной реформы. Поправки узаконили право пенсионеров без необходимого страхового стажа получать помощь от государства.

После принятия пенсионной реформы Минсоцполитики и МВФ обменивались возможными вариантами решения проблемы. Сейчас этот вопрос на заключительной стадии решения, и не относится к критическим моментам в выполнении программы МВФ.

По информации ЭП, на прошлой неделе переговоры экспертов МВФ с Минсоцполитики, в том числе касались обсуждения цифр о расходах на ожидаемый перерасчет пенсий военнослужащим и их влияния на баланс Пенсионного фонда.

В результате перерасчета, который озвучивал ранее министр социальной политики Андрей Рева, пенсии военных должны вырасти не менее чем на 77%. Правительство планировало начать перерасчет с января, однако отсрочило на год вступление в силу собственного постановления о новом порядке начисления денежного довольствия военнослужащим (№704 от 30 августа 2017 г.).

Причина – нужно принять новый закон. По действующим условиям, по расчетам Минсоцполитики, для перерасчета пенсий лиц, уволенных с военной службы и некоторых других категорий, в 2018 году требуется дополнительно 35 млрд. грн. Таких средств  бюджета нет.

Для МВФ повышение пенсий для военнослужащих – это фискальный риск.

Позиция фонда залом прогнозируемая – для него главное сбалансированный бюджет Пенсионного фонда и обеспеченность такого повышения реальным ресурсом.

Потенциальных источников для дополнительного ресурса два.

Первый – увеличить расходы из государственного бюджета для Пенсионного фонда.

Второй – создать условия для увеличения собственных поступлений ПФ. Первый способ – не вариант, потому что он нарушает согласованный с МВФ баланс государственного бюджета по расходам на Пенсионный фонд.

Второй вариант – возможен. Дополнительные доходы от ЕСВ сгенерируют повышение минимальной зарплаты выше 4000 грн. Однако здесь надо ожидать и других последствий, например, ускорение инфляции и непрогнозируемое влияние на малый, и средний бизнес.

Ранее постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман также отмечал, что фонд выступает за увеличение зарплат, но только «в соответствии с ростом производительности труда».

«Есть соблазн очень быстро увеличить зарплату, но это будет плохо отражаться на росте экономики», – заявил представитель МВФ на одной из последних пресс-конференций.

Минфин: на кону все

Во время визита в фокусе экспертов МВФ было также состояние выполнения других реформ.

Так, 12 февраля с экспертами МВФ, встречался министр финансов Александр Данилюк со своими заместителями Оксаной Макаровой и Юрием Буцой.

«Обсудили вопросы дальнейшей реализации программы МВФ, реформу ГФС и внедрение корпоративного управления в государственных банках», – коротко отчитался Минфин о результатах встречи.

Как стало известно ЭП, впечатления кредитора относительно реформы ГФС неудовлетворительные. «Главная претензия – реформа продвигается медленно», – говорит собеседник в Кабмине. Как уже писала ЭП, ранее правительство отменило постановления Минфина о реформировании таможни ГФС и сейчас у Кабмина нет оформленных стратегических планов, что делать с ГФС.

Ранее заместитель министра Юрий Буца говорил, что иностранным инвесторам интересны украинские долговые инструменты, но они не готовы их покупать, если Украина не демонстрирует прогресса по программе МВФ. Для большинства иностранных инвесторов программа МВФ – залог надежности государства как заемщика.

По словам Буцы, Минфин «серьезно рассматривает» возможность привлечения средств на внешних рынках в 2018 на сумму 3 млрд. долларов и в осуществлении операций, подобных тому, что Украина уже провернула в 2017 году – речь идет об обмене облигаций 2020-2021 годов на облигации с более поздним сроком погашения.

Без программы МВФ все эти планы останутся нереализованными.

Данилюк сейчас является основным коммуникатором с МВФ. От того, удастся ли нормализовать сотрудничество с МВФ, зависит не только его имидж министра-политика-реформатора. На кону – долговая и фискальная политика государства, способность Минфина как министерства сохранить ее финансовый баланс.

Новая программа? Нет, не слышали

Кристин Лагард и представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман ранее заявили, что программа EFF с Украиной продолжается и заканчивается она весной 2019 года. Киев должен выполнять взятые на себя обязательства именно по этой программе.

Визит экспертов МВФ в Украину подтвердил этот курс – старт переговоров о новой программе сотрудничества с МВФ не стоит на повестке дня. В ближайший год кредитор будет держать на контроле выполнение Украиной текущей программы.

Автор: Галина Калачова

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий