Ваше предприятие одно из первых в Украине, где начали заниматься органикой. К вам регулярно приезжают и украинские чиновники, и иностранные делегации. Расскажите, а какую реальную помощь от государства хозяйство получало или получает?
— Никаких денег за органическое производство мы за эти годы не получали. Лишь в последнее время начались определенные подвижки. Как вы знаете, согласно программе Минагропрода, можно будет получать компенсацию за сертификацию органического производства (растениеводство, животноводство и переработка), – это примерно $3-4 тыс. за одну позицию. Если для нашего предприятия это не столь критичные деньги, то для начинающих производителей – реальная поддержка.
Также недавно приняли законопроект, земля, которая долгое время была под перелогами, будет передаваться через аукционы под ведение органического земледелия. Мы уже определили для себя несколько подобных территорий – суммарно до 500 га, и как только будет аукцион, мы с удовольствием примем в нем участие.
С какими результатами завершили прошлый год? Куда осуществляли продажу продукции?
— Мы работаем в «плюс». Валовой намолот зерна в прошлом году был примерно 10 тысяч тонн. На внутреннем рынке продавали только гречку и подсолнечник. В частности, нашими покупателями по этим позициям стали Сквирский КХП (ТМ «Сквирянка») и ООО «Укролия», которые будут запускать линейку органической продукции. Мы также выдавали арендную плату за землю органическим зерном, остальные пошли на фураж для скота. Еще часть – экспортировали в европейские страны.
Куда именно экспортировали, и о каком объеме идет речь?
— Основной объем отправляем в Швейцарию – это 90%, остальное – в Германию. Чаще всего экспортируем пшеницу – 4-5 тысяч тонн ежегодно. Вообще, в Европе сейчас очень большая заинтересованность в бобовых культурах и продукции без глютена. Если вы готовы идти на эти условия, то многие европейские компании могут даже привезти вам посевной материал и подписать форвардный контракт, в котором будет указана цена за определенные качественные показатели конечного продукта.
То есть органическая пшеница уже не столь привлекательна на внешних рынках, все переходят на продажу нишевых культур?
— В этом году «бум» спроса на пшеницу, на что повлияла ситуация с урожайностью в Европе. Особенно на зерно с хорошими пекарскими показателями. Если говорить о спросе, то он фактически стабилен на все органические полевые культуры (кроме спельты, что связано с перепроизводством данной культуры).
В этом году на выставке «Биофах» в Германии я наблюдал небывалый интерес к органическому нуту. Про его спрашивал каждый второй потенциальный покупатель.
Заработок по органической пшенице больше чем по нишевым культурам, потому что при уборке, к примеру, органического льна нужно его очистить, доработать, поэтому цена фактически уравнивается. Мы постоянно экспериментируем с различными технологиями посева – межрядным, сплошным способами, чтобы понять, какой из них будет максимально выгодным. Надеюсь, уже скоро мы сможем продемонстрировать всем желающим на Дне поля, который мы проведем в «Агроэкологии».
Какие проекты запланированы в «Агроэкологии» на этот сезон?
— Один из крупных проектов, которые мы хотим запустить, – это собственная переработка молока. Поскольку молоко является основным продуктом в структуре реализации компании, то хочется создать добавочную стоимость и тем самым увеличить доходность. Хотя решение было принято довольно давно, только в этом году мы решили уже не откладывать, а делать первые шаги. Начнем с объемов в одну-две тонны в сутки, производить йогурты, наподобие греческого варианта, и моцареллу.
Сейчас выбираем поставщиков оборудования, и ждем визита итальянского технолога, который будет учить нас делать действительно классные сыры. Будем делать ставку на органическую продукцию, но поскольку не все наше поголовье сертифицировано (всего 300 коров), то объемы производства будем наращивать постепенно. На данном этапе, лично для меня, это стратегический проект, пусть и не столь большой, но это новое испытание для нашей компании.
Будете продавать через всеукраинские торговые сети? Когда продукты появятся в продаже?
— Да, уже разрабатываем новый бренд, у нас уже есть несколько рабочих идей – продукция будет в хорошей, качественной упаковке. О сроках появления на полках трудно сказать точно, но первые партии готового продукта хотим получить через 9-10 месяцев.
Что касается полевого «ассортимента», какие культуры высеваете в этом году? Планируете увеличение или уменьшение площадей?
— В общем, имеем 6000 га, из которых 1300 отведено под пшеницу. Также имеем кукурузу, гречиху, подсолнечник. В этом году мы решили более активно поработать с нишевыми культурами. Это позволит и расширить линейку наших собственных круп и, при необходимости, формировать экспортные партии.
К примеру, специально под заказ наших немецких партнеров будем в этом сезоне выращивать желтый лен. Будем расширять площади под нутом и чечевицей, горчицей, в общем, под нишевые культуры будет отведено около 400 гектаров.
От рапса мы решили вообще отказаться, хотя есть предложения по сотрудничеству, но эта культура истощает почву, а вот бобовые наоборот – очень хороший предшественник, насыщают земли азотом, да и в севооборот они у нас хорошо «вписываются».
Знаю, что вы реализуете проект по разведению бычков абердин-ангусской породы. Как он продвигается?
— На сегодня у нас 600 голов абердинов. Поскольку мы являемся племенным заводчиком, то сами потихоньку разводим эту породу и ежегодно наращиваем поголовье. Скажу, что сейчас спрос на стейковое мясо просто бешеный – значительно больше, чем предложение его на рынке. Мясо потребители готовы покупать за большую цену, независимо от того, носит ли оно органический сертификат. Мы продаем нашу продукцию в сеть магазинов-ресторанов Мястория и магазины GoodWine. Для последнего мы работаем совместно с ПАО «Козятинский мясокомбинат», ибо вкладываться в собственный убойный цех нет смысла – слишком дорого.
Сегодня на многих уровнях муссируется тема кооперации. Актуальна ли она и для производителей органики? Пробовала ли ваша компания кооперироваться?
— По моему мнению, кооперация очень важна для мелких фермерских хозяйств, в том числе и в органическом сегменте – это единственный шанс для них, чтобы максимизировать прибыль. Мы, как довольно мощный игрок, пока что масштабно кооперироваться не планируем, но реализуем ряд партнерских проектов.
К примеру, имеем договоренности с одним из перерабатывающих предприятий, и в случае крупных экспортных контрактов они смогут нам помогать перерабатывать гречневую крупу.
Кроме того, внедряем партнерские программы с пчеловодами – у нас есть своя небольшая пасека (30 пчелосемей) и до 2500 пчелосемей наших партнеров, и, в случае заинтересованности, часть продукции украинские пчеловоды могут продавать иностранцам совместно с нами.
Не могу не спросить о цене на органические крупы производства «Агроэкологии». Насколько повысилась цена на них в этом году?
— Раньше, когда мы работали по бакалейному сегменту лишь на внутреннем рынке, то органические крупы у нас по цене почти не отличались от обычных круп – мы их реализовывали скорее как социальный проект. Сейчас, когда изменились ставки налогообложения, цена аренды земли, то нам пришлось привести цены к рыночному уровню с учетом реальных цен на сырье. В объемах продажи крупы за прошлый год несколько упали. Однако у нас есть люди, которые покупают нашу продукцию постоянно, доверяют только ей.
Тем не менее, несмотря на все ваши успехи и проекты, доверие у потребителя к органической продукции все еще не сформировано – некоторые люди просто не знают, что это такое. Как быть в этой ситуации?
— Низкая осведомленность населения это проблема. Именно поэтому мы построили на территории «Агроэкологии» учебный центр, к нам уже скоро приедут перенимать опыт фермеры из Молдовы и будет проводить свои семинары «Институт органического земледелия».
Кроме учебы и экскурсий, мы в этом году планируем сделать программу для городских деток – это будет недельный лагерь, в котором они будут учиться обращению с животными и растениями, возможно, совершенствовать английский язык.
Мы осознаем, что в такой большой стране нельзя разослать по «Укрпочте» листовки с объяснениями, что же такое органика и для чего она нужна. Поэтому будем формировать культуру потребления органической продукции собственными силами – начнем с малышей.
Автор: Ирина Глотова
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.