Герои бизнеса. Как бывший директор по маркетингу производит под Киевом органические крупы

Вкус сока из времен Советского Союза мотивировал Андрея Олефиренко создать компанию по производству органических круп. Заниматься переработкой органической продукции Андрей Олефиренко решил после того как на одной из органических выставок попробовал яблочный сок. Он напомнил ему вкус сока в трехлитровых банках, который детям давали в детских садах во времена Советского Союза.

«До этого (2008-2011 годы) я работал директором по маркетингу в крупных компаниях. Это была не сфера пищевых продуктов, а грузовые автомобили и шины. Работал на ЛАЗ. Поработав в крупных компаниях, появилось желание основать что-то свое. К органике пришел, попробовав тот органический продукт. Сегодня органическая тема набирает обороты, ведь 90% людей хотят потреблять натуральный продукт», – рассказывает предприниматель.

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Перед тем, как рассказать о своей компании Андрей Олефиренко пояснил, что такое органическая продукция и как получить органический сертификат.

Органика начинается с поля. Например, фермер «Икс» говорит: «я хочу заниматься органикой». Мотивация бывает разной. Возможно, он некоторое время не использовал химию на полях, или плохо сбывал свою продукцию и знает, что органика продается лучше и дороже. Надбавка за органику довольно существенная. С этого момента он вызывает к себе сертификационный орган.

Сертификационный орган говорит, что для того, чтобы у тебя земля получила статус органической, ты должен пройти три года переходного периода. За этот период тебя проверяют каждый год. Один раз в год – анонсирована инспекция, один раз в год – не анонсированная инспекция. У тебя берут образцы почвы на анализ, ты не должен эти три года вносить никакой химии.

Есть ограничения на близость земли к заводу, дороге и промышленным объектам. И каждый год ты проходишь инспекцию и платишь за это.

После получения сертификата производитель наносит на свою продукцию «евролисток» – официальный европейский логотип органики. В любой стране Европы, потребитель, находя этот «евролисток», знает, что эта продукция органическая.

В Украине Еврокомиссия аккредитовала для сертификации 15 сертификационных органов. Два или три из них находятся в Украине. Другие 12 органов – в других странах, но если ты хочешь к ним обратиться, должен оплатить все их расходы. Стоимость сертификации зависит от объема земли, количества растений и т. д.

Через три года таких мытарств, потому что в этот период урожайность падает, фермер получает статус органического. Отныне все и сырье, которое выросло на этом органическом поле, маркируется «евролистом». С этого момента для него открывается рынок Европы.

Параллельно с этим мы, как переработчики, также сертифицируемся в любом из этих сертификационных органов. Что это значит? Первое и самое главное – в производственном цикле не должно использоваться никакой химии. Значит, если мы делаем масло, то у нас не используются процессы рафинирования и процессы дезодорации. Потому что это химические процессы, после которых масло получается как синтетический продукт на 99,9%.

Если говорим о муке, то мы не добавляем никаких добавок (разрыхлителей). То же и с крупами происходит. Мы не добавляем каких-то химических процессов в производстве.

Второе требование к производству – не должно быть никакой химии для борьбы с мышами и насекомыми. Производство должно быть чистым от этих химикатов.

Еще один обязательный критерий – мы должны иметь договоры только с теми поставщиками сырья, которые получили органический сертификат.

Например, если мы купили 100 тонн органического зерна, то у нас должно получиться не больше, чем 50-60 тонн органической муки. Если получится больше, то у сертификационных органов возникнут вопросы, откуда взялись дополнительные объемы.

Если мы берем сырье у фермера, который сотрудничает с другой организацией по сертификации органической продукции, то наш сертификационный орган согласовывает с его органом каждую поставку так называемыми транзакционными сертификатами. Значит, между собой они подтверждают, что партия, которую фермер «Х» направил переработчику «Y», действительно является органической. Такой жесткий контроль.

Компанию «Органик Оригинал» Олефиренко с партнером, который на то время занимался производством обычных неорганических круп, основали в 2011 году.

Мощности по производству органических круп партнеры разместили в Вышгородском районе Киевской области. Тогда же в 2011 году компания получила и сертификат, ведь для переработки не нужно ждать три года.

Сырье стали закупать у украинских фермеров, которые выращивали органику. Как оказалось, таких производств в Украине не мало.

«Мы просто о них не знаем. Почему? Потому что 95% этого органического, сертифицированного сырья спокойно вывозится в Европу. Таких производителей в Украине несколько сотен. Хотя тех, с которыми мы сейчас реально работаем – не больше десяти, — говорит Олефиренко. – Свои поля у нас появились, когда пришел инвестор, который уже занимался органикой в плане выращивания. Это произошло три года назад. Сейчас в процентном отношении мы берем у своих партнеров 40% сырья, а остальное — в других органических фермеров».

Первые инвестиции в организацию производства по переработке органической продукции составляли несколько десятков тысяч долларов. Первый ассортимент – шесть-семь позиций круп.

«В то время мы нашли фермера, который был готов с нами выращивать органические арбузы. У него уже была сертифицированная органическая земля. Мы заключили договор, решили вопрос по деньгам. Он выращивает органический арбуз, мы забираем эту продукцию. Это был 2011 год. Тогда мы поставили на полку в супермаркете в Украине первый органический арбуз среди всех стран постсоветского пространства», — вспоминает Олефиренко.

С самого начала органические крупы Олефиренко продавались в магазинах здорового питания, а впоследствии партнеры вышли на супермаркеты.

«Первые контакты с супермаркетами были добыты потом и кровью. Нужно было доказывать в магазинах, что эта продукция действительно органическая», — рассказывает предприниматель.

На данный момент компания «Органик Оригинал» (ТМ «Екород») принадлежит двум партнерам: Андрею Олефиренко и Олегу Жуковскому, владельцу компании «Этнопродукт», которая занимается органическими зерновыми и органическим молоком. Компания реализует органические подсолнечное масло, муку, овсяную кашу, крупы, бобовые, мед и корма для животных.

Европейцы охотно покупают органическое сырье с Украины, но отказываются от готовой продукции.

Несколько лет назад компания «Органик Оригинал» начала поставки органических круп в США. Получили их сертификат и начали поставки через дистрибьютора. Однако сейчас экспорт в США приостановился из-за трудностей у дистрибьютора. Кроме того, крупы экспортировались и в Молдову.

«В ЕС пока не поставляли продукцию. Европейцы боятся украинцев. Это понятно для нас. Они охотно берут наше органическое сырье, у себя его перерабатывают, фасуют и устанавливают дополнительную стоимость, — говорит Олефиренко. – Очень часто я видел, что на полках наших элитных магазинов органическая продукция приезжает оттуда, но это наша органическая продукция. Готовую нашу продукцию они не спешат брать».

«Поэтому мы работаем на внутренний рынок. Сейчас, по моим подсчетам, органической продукции на полках наших магазинов – не более 0,5% от обычной продукции. В других странах Европы — 10%-15%, а в некоторых может до 20% доходить. Там люди, которые потребляют сертифицированную органику, понимают, за что отдают деньги».

По мнению Олефиренко, Украина может стать поставщиком органической продукции для всей Европы.

«У нас грунты нормальные. Их загрязненность в сравнении с развитыми странами Европы – меньше. Органика для Украины может стать одним из локомотивов. Но Европу, как минимум еще в течение 10 лет, будет интересовать исключительно сырье, потому что у них есть производственные мощности, они хотят оставлять прибавочную стоимость у себя», — рассказывает бизнесмен.

Цены на органическую продукцию в украинских магазинах могут быть в два раза выше стоимости обычной. Однако некоторые позиции органики стоят всего на 10-15% дороже от неорганических аналогов.

«20-25 видов нашего ассортимента отличается в цене в пределах 10-15 процентов от обычной продукции. Например, бобовые культуры, нут, чечевица, фасоль – почти одинаковые в цене на неорганическую продукцию на полках магазинов. Но остальные 75% нашего ассортимента отличается в цене до 2-х раз, – рассказывает бизнесмен. — На некоторую органическую продукцию в Европе разница в цене составляет 30-50 процентов. Однако на очень многие позиции цена в Европе также где-то в два раза выше, по сравнению с обычной продукцией».

КТО ПОКУПАЕТ ОРГАНИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ В УКРАИНЕ

Для себя Олефиренко выделил несколько типов людей, которые покупают органику в Украине.

Первый тип покупателей органической продукции — состоятельные люди, которые хотят, есть нормальную и здоровую пищу.

Второй – это люди, которые путешествовали по странам Европы и увидели, что такое органика.

Еще одна категория покупателей органики – молодые семьи с детьми.

КАКОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ

«По многим позициям у нас рентабельность до 30%. Мне кажется, что продавцы обычных круп имеют наценку — те же самые 30%. Раньше рентабельность была немного выше. Последние три кризисных года мы вынуждены за свой счет уменьшать наценку – говорит предприниматель. — Я, как совладелец, пока не вернул своих инвестиций. Хоть наш бизнес растет и развивается. Увеличиваем объемы, оборотные средства, многие из которых «замерзают» в супермаркетах. Пока мы ставим вопрос по капитализации компании. Она возрастает. Команда увеличивается».

Можно ли заработать миллионы на переработке органики в Украине?

«Лично я еще не стал миллионером. Но если говорить о капитализации компании, то мы уже стали миллионерами. Но это не сто и пока не десятки миллионов», — признается собеседник.

ЗАКОН О ОРГАНИКЕ В УКРАИНЕ НЕ РАБОТАЕТ

«Сейчас в Украине есть «органический закон», он был принят еще три года назад, но сейчас вообще не работает. Три года мы, как соучредители органического союза «Органическая Украина», бьемся, чтобы принять в Украине такой жесткий, прозрачный закон, каким является европейский органический закон. Очень надеюсь, что он сейчас находится на финишной прямой. Законопроект был инициативой снизу, от производителей».

«Что нам даст этот новый закон? Уйдут с полок все те, которые маркируют продукцию, как органическая или натуральная, но без органического сертификата. Они должны или сертифицироваться, или не писать это на своих продуктах. Когда этот закон заработает, то будет как в Европе. И постепенно украинской органике начнут доверять».

«Большинство производителей органики говорят, что может, давайте не будем вообще отстаивать некий украинский органический закон, чтобы его не было, потому, что если сделают украинский органический закон, то начнут нас доить, ставить палки в колеса. С другой стороны, кто как не мы должны привести этот закон в Украине к европейским нормам? Сейчас по сути такого закона нет. Пока что органика в Украине – это не бизнес, а миссия».

НУЖЕН ЛИ УКРАИНЕ РЫНОК ЗЕМЛИ?

«С одной стороны нужно открывать, потому что, если любой сегмент рынка самим рынком не регулируется, то это место для коррупции. С другой стороны я боюсь этого, потому что сейчас Украина находится не в очень хорошем финансовом состоянии и земля стоит дешевле. Мировые компании, которые имеют большой запас денег, могут перебить украинских покупателей и просто ее скупить. Поэтому этот вопрос нужно, глубоко изучать. Я не скажу, что я против, но и не скажу, что полностью за».

Авторы: Юрий Винничук, Дмитрий Казанцев

Источник: БизнесЦензор

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий