Герои бизнеса. Любомир Гайдамака: Не хочу быть фермером, хочу продавать идеи и технологии

В начале 21-го века филолог английского языка одним из первых в Украине написал программный комплекс поиска и регистрации свободных доменных имен. Через пять лет он откажется от успешной карьеры в IT, все продаст, чтобы купить земельный участок под Киевом и заниматься выращиванием рыбы.

Сегодня Любомир Гайдамака – ведущий специалист в области выращивания декоративных карпов кои (парчовых карпов), содержание которых в приусадебных прудах становится очень популярным в Украине не только среди представителей украинской элиты, но и среди широкого круга любителей этих рыб.

Эта история о том, как успешный IT-предприниматель решил резко изменить свою жизнь и заняться выращиванием эксклюзивной рыбы, созданием искусственных прудов и рыбных ферм.

Кроме карпов кои Гайдамака занимается выращиванием промышленной рыбы тиляпии. Она – номер один в мире по потреблению и выращиванию. Кроме того, в этом году он запустил креветочную ферму. По его словам, это первая в Украине ферма такого типа. Продавать свежую креветку, он планирует напрямую потребителям.

Другое направление его бизнеса – создание искусственных декоративных водоемов и рыбных ферм. Почти все материалы и компоненты импортные. Из них на мощностях предпринимателя производится оборудование, аналогичное по качеству и характеристикам европейским товарам.

Там же расположен еще один его бизнес – сервис по печати «книг по требованию». С его помощью любой желающий может опубликовать свою книгу небольшим тиражом, начиная с одного экземпляра.

Учитель, который упростил процедуру регистрации доменных имен

«Я, сам, по образованию учитель английского языка, окончил Киевский национальный лингвистический университет. С первого курса начал работать мерчендайзером, затем перешел в ИТ», – рассказывает Гайдамака корреспондентам БизнесЦензора на террасе своего дома, который построен в восточном стиле.

Его приход в ИТ начался с трудностей, которые у него возникли в конце 1990-х при регистрации доменного имени.

«Нужно было зарегистрировать домен для сайта, но с этим были проблемы. Делались в те времена такие процедуры долго. В украинском сегменте сети не было возможности проверки свободных доменов в виде онлайн форм с возможностью подать заявку на регистрацию. Это было в 1998-1999 годах. Я за 40 дней выучил язык программирования PHP и написал алгоритм по проверке доступности доменных имен, подаче заявки, выставлению электронного счета. Также система позволяла делать необходимые изменения при работе с доменом в онлайн режиме. Работал над ним с 7 утра до 19 вечера. Если человек захочет, то всего может добиться».

На то время это был один из первых таких программных комплексов в Украине. Впоследствии стал сервисом по регистрации доменных имен register.ua. Он давал возможность в реальном времени проверить доступность домена.

«Я также имел отношение к регистратору iname.ua (один из самых первых доменных регистраторов в Украине). Этим бизнесом я занимался пять лет. В 2004 году я перестал заниматься ИТ. Пока был вызов, мне было интересно, был драйв. Но потом я увидел, что оно уже не цепляет, хочется что-то новое делать, искать новые возможности. Поэтому я решил выйти и продать свою долю в iname.ua. Купили нас MiroHost, компания Александра Ольшанского. Ольшанский мой бывший партнер, я его знаю уже много лет».

От PHP-языка к кои

Выйдя из IT бизнеса Гайдамака купил земельный участок в селе Вита Почтовая под Киевом и решил заняться рыбным бизнесом.

«Я часто ходил на разные аквариумные форумы. Меня с детства увлекали аквариумы, рыба. Я вырос в селе в Ивано-Франковской области. Это край цивилизации. После школы ходил на реку. Там были ручьи, где я подглядывал за тем, как взаимодействуют разные виды животных и растений в естественной среде. Потом мама подарила аквариум круглый 20-литровый, также выписывал журнал «Юный натуралист». Читал, заходил на разные форумы, в том числе, на англоязычные».

Любомир говорит, что карпами кои заинтересовался в 2004 году, но для рыбного бизнеса не имел стартового капитала. Средства, которые он получил от продажи доли в IT-бизнесе, потратил на покупку земли под Киевом и строительство дома.

«У нас о карпах кои никто не знал. И я решил, что хочу иметь такую рыбу. Собирал о ней информацию. Сделал сайт и написал, что такое кои, какие породы есть, как делать ставок. Там была базовая информация: породы, болезни, как держать, основные параметры воды. Также написал технологию, как правильно строить пруды и оставил свой телефон для контактов. Я не рассматривал это как бизнес. Это было хобби».

Однако люди начали звонить с желанием купить оборудование для искусственных водоемов.

«Люди спрашивали: «можно ли у Вас купить пленку для прудов?». Один, второй, третий звонок. Сначала я говорил: «нет, это просто так». Затем подумал, нашел поставщика, покупал у него пленку по 7 долларов, продавал по 10 долларов. Сделал первую продажу и за два часа заработал 300 долларов. Так сделал несколько продаж. Товары доставлял на семейной машине».

Заработав первые $1,5 тыс. Гайдамака взял в банке кредит на пикап, чтобы развозить комплектующие.

«За один сезон, месяцев 3-4, полностью погасил кредит. Заработал пикап за сезон! Дальше уже начал импортировать закладные элементы, трубы, арматуру – все что нужно, чтобы функционировал ставок. Я начал все это возить, продавать, строить. Сейчас импортом занимается мой партнер. Вообще это мой (рыбный) собственный бизнес, но он (партнер) занимается материалами. Так и начался этот процесс. И я на него не взял никаких денег с ИТ. Все развивалось постепенно».

Параллельно с продажей комплектующих и построением искусственных водоемов, Гайдамака и занялся выращиванием карпов кои.

«Сделал сначала прудик для себя, купил туда рыбу. Думал, что это карпы кои. Но в конце сезона увидел, что это не кои, а золотые рыбки. Меня обманули. В 2005 году мы начали возить дешевых рыбок из Малайзии и Сингапура, а с 2006-го года – из Японии. Последние 2-3 года я ничего такого не вожу, только что-то специальное, красивое, дорогую рыбу. А эту рыбу, которая идет на продажу, всю выращиваю здесь».

По словам Любомира, сегодня карпы кои выгоднее не импортировать, а выращивать в Украине – себестоимость ниже.

«На границе, если импортировать, себестоимость рыбы – 12-13 долларов. Плюс, ты везешь 10 килограмм воды, платишь за груз. А тут уже по частям я могу продавать эту же рыбу по 6 долларов за штуку (малек). То есть, у меня уже на 50% меньше цена выходит. Ну, и я ничем не рискую практически».

Маленьких и дешевых кои Любомир продает посредникам, которые реализуют их на рынках.

«Цена качественного карпа кои может быть от 500 долларов и выше за штуку. В Украине есть четырехлетний кои за 50 тысяч долларов. Цена зависит от качества. Как-то общая стоимость нерестовой пары была в районе 70 тысяч долларов, а на выходе вообще ничего не было. Линия не подошла, тестовый нерест попробовали, а оно не играет, как надо, нет нормального результата. А бывает дешевую рыбу нерестуешь и получается у тебя супер. Тут надо поймать момент. В Украине этим занимается двое-трое людей. В принципе у меня нет конкурентов (смеется)».

Я работал со всеми президентами

«Мои клиенты в основном люди из бизнеса. С ними лучше всего работать. Это люди, которые знают цену заработанных денег. Они, как правило, самые хорошие, самые надежные клиенты – это опора моего бизнеса. С ними интересно работать» – отвечает Гайдамака на наш вопрос, кто же покупает такую дорогую рыбу, оборудование для искусственных водоемов.

«Есть клиенты, с которыми я уже 15 лет работаю, они дают мне еще копейку какую-то заработать. А «коррупционные клиенты» – это, как правило, одноразово, дешево, сердито».

Как известно, карпами кои также интересовался бывший президент-беглец Виктор Янукович. По крайней мере, в его резиденции Межигорье, в искусственных прудах плавали такие рыбы.

«Янукович у нас не покупал рыбу. Я когда в Межигорье попал, еще до революционных событий, то увидел, что там была рыба, которую я выбрасываю. Брак. Там была не та рыба, что должна была бы быть».

«Также у нас недавно была большая выставка декоративной рыбы, так Марина Анатольевна (Порошенко – БЦ) была. Спрашивала, можно ли их есть. Я посоветовал ей начать со своих. Я вообще со всеми президентами работал».

Рыба №1 в мире

Кроме кои Гайдамака также занимается выращиванием и промышленной рыбы – тиляпии.

«Тиляпией мы занимаемся второй год, сами выращиваем и отрабатываем технологию. Никто сейчас почти не знает про эту рыбу. Еще пока в Украине ее нигде нельзя купить. Я сейчас веду переговоры, чтобы хотя бы 100 тонный завод построить под Киевом. Это будет первая ласточка для развития современной аквакультурной индустрии».

«Думаю, что Киев 300 тонн тиляпии в год минимум может съедать. 300 тонн – это миллион рыбок. Стоить она будет где-то 100-150 гривен за килограмм в зависимости от сезона. Это рыба для быстрого питания. Плюс – она диетическая, вкусная, мало костей».

По его словам, в Украине сегодня серьезный дефицит качественной рыбы, несмотря на все условия для увеличения производства.

«Живая рыба, которая продается в супермаркетах – избитая и имеет бактериальную или грибковую инфекцию. Ее потреблять безопасно, но эстетика страдает. Так не должно быть. Это все происходит потому, что у многих рыбных хозяйств нет условий для хранения рыбы. Для хранения нужно создать условия: закрытые помещения, нормальные емкости, хорошую фильтрацию. Рыба должна существовать в чистой воде и нормально себя чувствовать. Многие просто экономит на фильтрации, хранении. Ведь много где рыба хранится по советским методам в открытых водоемах подо льдом».

Однако больше всего дохода Гайдамаку приносит создание искусственных водоемов, продажа фильтрационных систем собственного производства и построение небольших рыбных заводов.

«У нас два направления работы – создание декоративных прудов и создание комплексов для выращивания рыбы, то есть целые заводы (объединены в компанию Vismar Aqua). Небольшая рыбная ферма может стоить от 12000 евро. Это ферма, которая может произвести где-то от 5 до 10 тонн клариевого сома (1-2 кг) в год».

«Себестоимость килограмма рыбы на такой ферме, в зависимости от менеджмента, будет гривен, наверное, 40. На продажу она идет — где-то в районе 60 гривен за кг. Такие же показатели в отношении и рыбы тиляпии – где-то 60 и 100 гривен соответственно. У тиляпии выше себестоимость, потому что сома можно держать до 300 кг в тысяче литров воды, а тиляпию – 70-80 кг, с кислородом – 150 кг. Зависит от технологии».

«Чтобы зарабатывать 1000 долларов в месяц на тиляпии, надо вложить где-то до 30 тысяч долларов. Через полгода – первый урожай. Проблемы с реализацией не будет, потому тиляпии нигде нет. Даже крупные торговые сети будут брать. Лучше строить такое рыбное производство там, где есть дешевый ресурс. Например, в Ракитном есть биогазовый завод. У них там есть избыточная мощность. Электроэнергию продают, а тепловая у них гуляет. Мы сейчас говорим с ними, им интересно».

Украинская устрица и креветка

Еще одним направлением бизнеса Гайдамака является выращивание креветок. Абсолютно новый вид бизнеса для Украины. Пока это направление функционирует, как демонстрационная ферма, а готовая для потребления креветка ожидается через несколько месяцев.

«Это будет не замороженная, а свежая креветка сорта ваннамей – номер один в мире по выращиванию и потреблению. Также у меня есть возможность отработать технологию выращивания. Технология называется биофлокуляция. Это очень передовая технология. По ней и тиляпию можно выращивать и креветку. Она дает возможность недорого выращивать большое количество продукции с одного квадратного метра. Креветка растет за 60 дней, после чего весить она будет примерно 10 грамм. Зарыбок у меня 350 штук на квадратный метр. Мы посчитали, что в розницу свежая креветка будет продаваться где-то по 700-750 гривен за килограмм».

В год Любомир планирует выращивать до 5 тонн креветки, а продавать напрямую без привлечения посредников.

«Эту технологию мы также будем продавать. Только проект будет стоить в районе 20 тысяч долларов с годовым объемом 10 тонн – это бумага, сама технология и наше сопровождение до первого урожая. Такая ферма – это полностью утепленный ангар и бассейн. Мы можем, конечно, построить такое с нуля».

«Еще мы хотим открыть в Украине устричную ферму – брать в аренду море и выращивать там. Для этого подходит Херсонщина, Николаевщина и Одещина. Аренда будет стоить где-то 500-600 гривен за гектар в год. Если ты покупаешь устрицу размером в 5 копеек, садишь в марте, то на осень в августе имеешь уже 4-й размер. Для производства устриц лучше иметь базу у моря. Мы думаем сделать также центр морекультуры, для которого надо много теплой морской воды. И тогда можно выращивать и личинок ваннамей и посадочный материал устрицы».

«Они хотят, чтобы им принесли, и все»

Об отношениях с чиновниками Гайдамака говорит с нескрываемым раздражением. Между строками его слов читается только одна просьба, которую много лет транслирует бизнес: «просто не мешайте работать».

«Местная власть вообще ни в чем не заинтересована. Они хотят, чтобы им принесли, и все. Сейчас я работаю как частный предприниматель. Это моя земля, здесь мое хозяйство. Есть договор с ветеринарной службой. Ветеринар приходит, мы чаю попили, рыбу посмотрели и все в порядке. Специальные рыбные ветеринары должны были бы быть, но людей, которые что-то понимают в рыбных болезнях – их один-два специалиста в Украине. Сами все учим и справляемся с этим».

«Мы очень плотно работаем с Госрыбагентством. Они, в принципе, молодцы, стараются, идут на встречу. У нас идет конструктивный диалог, понемногу учим друг друга тому, как вместе работать. Раньше было не так. К тем людям нельзя было подступиться, они были богами. Если сейчас можно договориться о встрече с председателем или с кем-то из специалистов, то раньше это было невозможно».

«На счет бизнес климата – сейчас значительно упростилась процедура по импорту зарыбка. Мы импортируем креветку из Таиланда. Но все равно, когда ты заходишь к чиновникам в кабинет, то сразу чувствуешь, что ты им должен. На самом же деле они должны тебя обслуживать. И пока эти люди не уйдут, не будет порядка. Они часто специально создают некую кризисную ситуацию для того, чтобы ты им занес».

Перспективы

Сегодня предприниматель сокращает декоративную часть бизнеса.

«Когда-то у меня было 10 тысяч голов кои, в 2016 году будет – максимум 4 тысячи. Хочу перейти в серьезную аквакультуру, потому что этим производством кои я обслуживаю интересы очень малой группы людей. Моя задача – накормить миллионы», – говорит Гайдамака.

По словам Гайдамаки, продавать идеи гораздо выгоднее, чем быть обычным фермером.

«Я не хочу быть фермером, хочу быть человеком, который будет продавать идеи, технологии, будет заниматься новыми гибридами, поставкой малька. Ведь сейчас малек надо вести из Голландии или из Таиланда. Малек – это всегда прибыльнее, чем товарное производство. Для меня важно показать людям, что рыбой можно заниматься. Я знаю как, я могу научить».

В планах у команды предпринимателя внедрять проекты «под ключ».

«Человек вкладывает в средства производства, покупает у нас малька, корм, а дальше мы выкупаем у него выращенный продукт. В Тайланде так и работает сервис по выращиванию рыб. Например, есть фермер, который выращивает креветок. Фермер звонит и говорит, что есть креветка. Фирма приезжает со своей бригадой, вылавливает ее, взвешивает и платит фермеру за товар. Фирма поставляет корма, пробиотики и прочее необходимое для выращивания животных. Мне интересно построить такую схему, быть на потоках так сказать, – говорит Гайдамака – замкнув на себе этих фермеров, я буду иметь возможность реализовывать их продукцию под своей торговой маркой в национальных торговых сетях».

Авторы: Юрий Винничук, Дмитрий Казанцев

Источник: БизнесЦензор

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий