Читайте также: Реформа №1. Может ли Украина перестать жить в долг и стать сильнее
Как можно ценить государство, которое не может гарантировать безопасность в городах, а судопроизводство превратилось в зону бесправия и продажное фарисейство?
Народом управляют малограмотные министры и депутаты, которые презирают потребности простых людей. Чиновники используют государственную машину для меркантильных или политических интересов. Несмотря на войну, государственные финансы и имущество разворовываются. Может ли быть сильным государство, которое, как крысы, грызут чиновники-коррупционеры?
Как и много веков до этого, когда украинский народ не имел собственного государства, сегодня он показал свою мощь, дух и силу. В прошлом он уцелел, несмотря на все войны, угнетения, геноциды и голодоморы. Показал, что он непобедимый.
Люди знают, чего желают. Они выдержат испытание безденежьем, плохим жильем, морозом, голодом, болезнями, обесцениванием труда из-за обесценивания гривны. Они напомнят властям о себе, сбросив их на следующих выборах. Они умнее, чем думает власть.
Украине нужно сильное правительство. Старая система сопротивляется нововведениям. Во всех странах реформы делало государство, и в Украине преодолеть сопротивление олигархов, бюрократов, коррупционеров, политиков на содержании, их челяди, паразитов-монополистов и местных князьков способна только сильная власть.
Действующая власть сохраняет почти все признаки системы Януковича. Реформы не идут, как за незаинтересованности власти имущих, так и из-за неспособности правительства.
К сожалению, почти все правительства Украины в годы независимости были слабыми, и их не уважал народ. Они не смогли удовлетворять потребности нации и оставались в негласной подчиненности евро-азиатскому соседу, а некоторые продавались ему.
Одни чиновники разваливали денежную систему, вторые – за бесценок передавали заводы, третьи – заключали коррупционные сделки по поставке и транспортировке газа, четвертые – уничтожали оборонительную систему. Как можно уважать такое правительство?
Сейчас то же самое. Бюрократы и олигархи богатеют, народ беднеет. Разваливаются банки, неизвестно кем и по каким ценам скупаются активы, в том числе объекты производства, недвижимости, ценные бумаги, земля, которые были в залоге по кредитам.
Чиновники пренебрегают проблемами социально уязвимых групп людей. Предлагают крошки со стола, а себе устанавливают заоблачные зарплаты.
В энергетическом секторе, похоже, действует организованная группировка, включающая олигархов, отраслевых монополистов, поставщиков энергетических и жилищных услуг, чиновников. Группировка охватывает предприятия газовой, газотранспортной, угольной, энергогенерирующей, энергораспределяющей, жилищно-коммунальной сфер.
Между участниками группировки есть сговор относительно совместного распределения сверхдоходов, полученных путем синхронного десятикратного поднятия цен и тарифов на продукцию каждого из них и ее оплаты через субсидии из госбюджета.
Эти сверхприбыли не получили для своего развития десятки других отраслей, которые понесли убытки из-за такого ценообразования и которым не хватает средств из бюджета. Не менее позорным является то, что мафия этими сверхприбылями подкармливает чиновников.
Пока весь цивилизованный мир заменяет нефтегазовые и угольные ресурсы альтернативными, украинские чиновники продолжают финансировать энергетический анахронизм. Такую деятельность можно определить, как вредную для Украины.
К тому же бюджет небезграничен, в условиях экономической деградации он уменьшается. Уменьшаются и реальная зарплата и пенсии. Следовательно, при ежегодном росте тарифов завтра понадобится еще больше жилищных субсидий. Денег для их финансирования уже не хватает, и наступит бюджетный дефолт.
Слабость власти заключается в продажности чиновников, невыполнении ими своих функций или в их вредном для людей исполнении, в беззащитности граждан от социальных, криминальных, экономических, энергетических и военных преступлений.
Другая проблема – правоохранительная и судебная системы Украины, которые неспособны привлечь к ответственности коррупционеров, преступников, военных мародеров, убийц журналистов, элементарных воров, мошенников и аферистов. Ничего не изменилось в отношении полиции к людям, в том числе потерпевших от преступников.
Люди в глазах новых центурионов выглядят второсортными лицами – не их они должны охранять, а себя выставлять. Существует мнение, что нужно вернуть к этим органам старых профессионалов, но при этом забывают, что те являются профессионалами разве что по вымогательству взяток и улаживанию дел по звонкам.
Хотя новая волна коррупционеров превосходит предшественников: тихая должность заместителя министра финансов дает возможности наполнить свои карманы миллионами долларов.
Уже никого не удивляют суммами взяток суды. Судьи зубами держатся за кресла и готовы зависеть от указаний администрации. Что это за суды, которые не могут иметь своей правовой позиции по одному острому вопросу, даже относительно войны на Донбассе?
Социологические рейтинги свидетельствуют о полном отрицании гражданами приоритетов власти. Ее ценности – получение очередного кредита МВФ, наращивание государственного долга или доходов «Нафтогаза» – получают активное сопротивление людей.
За 2014-2016 гг. падение украинской экономики составит около 25%, цены на потребительские товары и услуги поднимутся за этот период минимум вдвое.
На этом фоне средний уровень доходов граждан снизится за три года минимум в 2,4 раза. Однако это не беспокоит правительство, у него другие приоритеты. Оно не способно поднять его на тот уровень, на котором он был еще недавно.
Правительство инициирует увеличение строительства дорог, которое якобы даст рост экономике. Во-первых, это направление не приносит прибыли, рабочих мест, зарплат и пенсий. Во-вторых, крупнейшие кражи происходят именно при строительстве дорог. Поэтому это работа в интересах не общества, а участников процесса «освоения» денег, коррупционеров.
Возмущает ложь из уст правительственного руководства. Оно молчит о своих корыстных сделках, например, о покупке угля у сепаратистов или о так называемой реструктуризации государственного долга перед частными инвесторами.
Оно обещает то, что не собирается делать, в частности, реально поднимать доходы украинцев. Повышение минимальной зарплаты до 3200 гривен является средством заигрывания с людьми накануне нового скачка тарифов, а закончится это ценовым хаосом.
Оно прокладывает новый «шелковый путь» в Китай или принимает приоритетом правительственной деятельности в 2017 году развитие образования. Оно бьет себя в грудь, провозглашает преданность народу, но его действия – антинародные, антисоциальные и цинично безжалостные.
Эта ложь – проявление колоссального неуважения к гражданам. Сегодняшние руководители государства думают, что могут спрятаться за демагогию о своих «достижениях» в защите Отечества или финансовой стабилизации. Они обвиняют критиков в предательстве интересов Украины. Они списывают на войну собственные провалы, вред, который наносят экономике, углубляя кризис. Они уверены, что народ не раскроет эту демагогию.
Они уцепились за должности, чтобы еще хоть немного пососать страну. Тянут время, чтобы не допустить досрочных выборов. Однако я не хочу жить под такой властью.
В этих условиях народ показывает, что он сильнее государства. Общественность не стала пассивным наблюдателем новой аморальной политики. Общественность, которая еще не продалась коррупционерам, не позволяет политическим лицемерам имитировать реформы.
На западной границе добровольцы останавливают трафик контрабанды и готовы защищать закон с оружием в руках. Промышленность начала выпускать образцы лучшего оружия. Деятели искусства и спорта получают престижные международные награды. Народ демонстрирует единство.
Большим достижением гражданского общества была отставка правительства Яценюка, генпрокуроров Шокина и Яремы. В обществе царит атмосфера нетерпимости к коррупции. Власти не доверяют, на нее не надеются и не ждут реформ. Люди только ждут, когда придет время сбросить эту псевдодемократическую стаю.
Слабое государство и сплоченный народ. Он выстоит и сохранит страну лишь благодаря духу и силе нации, как бы государственный бюрократический аппарат его не уничтожал. Оставаясь неспособной решать государственные проблемы, высокопоставленная бюрократия направила свои усилия на подавление гражданской активности.
Украинским руководителям, похоже, не нужно сильное общество. Видимо, они видят в нем опасность. Очевидно, потому, что действуют вопреки интересам народа и не надеются восстановить уважение людей. Преследуют военных из добровольческих батальонов, заманивают во власть общественных активистов.
Нанимают на фасадные должности в ранге свадебных генералов известных иностранных реформаторов, как Бальцерович, не допуская их к реальному руководству, или тех, кто не имеет необходимой подготовки, как Яресько и Абрамавичус. Очевидно, это делается для того, чтобы прикрыть иностранцами свои истинные намерения и сделки.
Чиновники не раскрывают информацию относительно международных соглашений, в том числе по военным вопросам и по вопросам получения внешних кредитов. Неправдивой является статистическая информация. Чиновники завышают макроэкономические данные и сужают доступ к финансово-экономической отчетности правительственных учреждений.
Начались притеснения информационных блоков популярных СМИ. Олигархи, которые действуют в интересах властных вельмож, скупают влиятельные медиа, подкупают известных «независимых» экспертов, внимательно подбирают участников телешоу.
Можно также заметить элементы цензуры на ТВ и влиятельных сайтах. Власть, очевидно, намерена сломать социологические тренды, подвергнув общественное мнение информационному «массажу» и благодаря этому пролонгировать свое господство.
Ничего удивительного. Так пытались делать и другие, кто сидел «наверху», терял электоральную поддержку и сопротивлялся потере власти. Однако еще никому не удавалось идти против течения – против интересов общества – и повернуть это течение в свою сторону.
Однако это не может успокаивать. Ослабление и разрушение государства продолжается. Особой угрозой является власть, которая потеряла доверие граждан, ощущает нехватку времени, а потому с усиленной энергией занимается ограблением страны.
Сейчас разрушается олигархическое государство. Это не может не влиять на олигархический строй как экономический базис украинского государства. Олигархи не помогают преодолевать кризис, значит, они еще больше ослабляют государство.
Кроме того, пренебрегая нормами и правилами и действуя в собственных интересах и во вред обществу, олигархические кланы расшатывают государственные институты: бюджетную и налоговую системы, денежное регулирование, приватизацию государственных предприятий, надзор за ценообразованием и соблюдением рыночной конкуренции.
Надо признать справедливыми следующие оценки состояния украинского государства.
1. Оно не ставит перед собой стратегических целей развития: укрепление обороноспособности, создание новых систем вооружений и моделей обороны, гуманитарного и экономического развития, позитивных демографических изменений, международной интеграции. О членстве в ЕС уже и не говорится.
2. Политическая позиция Украины в конфликте с Россией неопределенная и «гибкая». Власть руководствуется указаниями западных стран, боится заявлять о собственных национальных интересах.
3. Правительство не владеет проблематикой политико-экономических реформ, которые бы вывели страну из состояния нищеты и развала. Власть не осознает, что в Украине олигархический, нерыночный порядок и псевдодемократия. Очевидно, власть такое положение устраивает.
Правительство не понимает ни механизмов ценообразования, искажая цены и тарифы ради сверхприбылей монополистов, ни механизмов повышения зарплаты, которая не растет росчерком пера Гройсмана, а является следствием роста ВВП и производительности труда.
4. Власть не обеспечивает доминирование общественных интересов над групповыми и коллективными интересами. Решения правительства и парламента часто продиктованы олигархическими кланами, энергетической мафией, финансовыми группами, политическими организациями вопреки интересам всего общества.
5. Власть неэффективна и не отличается необходимым уровнем квалификации. Ее деятельность сопровождается огромными затратами средств и кадров, незаконным установлением бюрократами самим себе заоблачных заработных плат.
Однако эта деятельность почти бесполезна, в частности, безопасность, правовая, экономическая и социально-культурная функции власти крайне слабы.
6. Чиновники демонстрируют беспечность, граничащую с безответственностью, в отношении наращивания государственного долга, прежде всего – вследствие составления высокодефицитного бюджета. В 2017 году государственный долг Украины прирастет еще на 130 млрд. грн.
Такая политика ведет Украину к суверенному дефолту. Это путь, которым прошли Греция и латиноамериканские страны. Если такое произойдет, социально-экономический рост украинской нации придется отложить на десятилетия.
7. Государственная система все больше отдаляется от людей, она закрытая, тайная и непрозрачная, принимает решения кулуарно. Гражданские свободы не является для нее наивысшей ценностью. Чиновники неискренние, не уважают граждан.
Это возвращается недоверием к власти. Из-за этого потеряно и уважение к руководителям государства со стороны иностранных партнеров, страдает суверенитет государства.
8. Власть боится народа, боится потерять власть и использует нечестные методы борьбы с критически настроенными гражданами. Правительство увеличивает численность военизированных внутренних отрядов безопасности и полиции, однако это не улучшает уровень безопасности граждан. Зря тратятся такие дефицитные в военное время средства бюджета. Из-за такого правительства деградация общества и обнищание нации углубляются.
9. Уничтожение государства, начатое предыдущими президентами, продолжается.
Очень грустно после таких выводов. Народ и национальная элита не смогли построить достойное государство, но они его построят. Украина станет мощной. Все еще впереди.
Автор: Владимир Лановой, экс-министр экономики Украины, доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.