Читайте также: 5 миллиардов на «липовую» соцпомощь. Почему власти продолжают кормить аферистов
За время своего функционирования государственные банки не сыграли роли локомотива экономического роста, а их деятельность часто была сфокусирована на кредитовании предприятий, которые находились в кругу деловых интересов некоторых политических деятелей.
Заинтересованность банков с государственным капиталом в помощи за счет средств государственного бюджета создает проблему морального риска и не стимулирует к улучшению корпоративного управления и внедрению качественного риск-менеджмента.
Как следствие, общая сумма фискальных расходов на докапитализацию банков с 2008 до 2015 года превысила 74 млрд. гривен, или 6,4% ВВП Украины соответствующих лет. В конце января 2016 года правительство по итогам проведенного Национальным банком в 2015 году диагностического обследования банков снова докапитализировало Ощадбанк и Укрэксимбанк совокупно почти на 14,3 млрд. гривен с государственного бюджета. Также сегодня можно утверждать, что национализация трех банков в разгар кризиса 2008-2009 годов является примером нерациональных государственных решений.
В течение длительного времени государственные банки Украины оставались неэффективными из-за слабости корпоративного управления, отсутствия понятных бизнес-моделей и исторической зависимости от задач, поставленных органами власти. Продолжение их деятельности в таком формате несет значительные риски, прежде всего, фискальные. Именно поэтому в течение 2016 года должны кардинально измениться стандарты корпоративного управления в государственных банках. Должно произойти усиление их специализации и переход к деятельности, основанной исключительно на принципах максимизации отдачи на вложенный капитал.
При этом привлечение стратегического инвестора в Ощадбанк и Укрэксимбанк должно состояться как можно скорее. Также государство должно выйти из владения всеми другими госбанками в максимально короткие сроки.
Банки с государственным капиталом играют роль «тихой гавани» для клиентов
На конец первого квартала 2016 года в Украине работало шесть банков с существенной (более 85%) долей государства в капитале. Из последних событий следует отметить присоединение банка Киев к Укргазбанку и отнесение Родовид банка к ряду неплатежеспособных.
Во время кризиса банки с государственным капиталом сыграли положительную роль «тихой гавани» для депозитов населения и еще в большей степени для средств юридических лиц, на которые не распространяется система гарантирования вкладов. Главной причиной притока средств в государственные банки была уверенность, что правительство будет поддерживать такие банки при любых обстоятельствах, а потому риски потери средств минимальны. Это создало банкам с государственным капиталом главное конкурентное преимущество – их ресурсная база была и остается стабильной в сравнении с частными банками.
В течение 2014-15 годов субъекты хозяйствования переводили в банки с государственным капиталом свои текущие счета и сбережения. Счета предприятий в национальной валюте в трех крупнейших государственных банках по состоянию на конец первого квартала 2016 года выросли по сравнению с началом 2014 года в 2,4 раза (на 31 млрд. грн.), а в других платежеспособных банках, в 9-ти, – лишь на 51%. Средства в иностранной валюте выросли на 54% (в эквиваленте долл. США) при сокращении на 48% в других банках.
Объемы средств физических лиц в государственных банках в национальной валюте вернулись на докризисный уровень еще в середине 2015 года, в то время как в других банках по состоянию на конец первого квартала 2016 года сократились на 2%.
В 2015-2016 годах государственные и квазигосударственные банки увеличили активы на 249 млрд. грн., как следствие – треть активов банковского сектора Украины по состоянию на 01.04.2016 принадлежала банкам с государственным капиталом. Частично прирост произошел вследствие действия статистического эффекта, связанного с выводом неплатежеспособных банков с рынка.
Стандарты риск-менеджмента банков с государственным капиталом все еще низкие
Инерционность кредитования банками с государственным капиталом в кризис привела к росту их доли в совокупном кредитном портфеле банковской системы по сравнению с 2013 годом с 15% до 23% на конец первого квартала 2016 года. Такое существенное увеличение их доли свидетельствует о сохранении высокого «аппетита к риску», несмотря на стагнацию украинской экономики.
Банки с государственным капиталом продолжали активное кредитование и активно формировали резервы под обесценение кредитов, выданных некачественным заемщикам. На конец первого квартала 2016 года уровень резервирования кредитного портфеля в банках с государственным капиталом значительно превышал показатели частных банков. В значительной степени это является следствием того, что в прошлом кредитный портфель формировался в условиях давления «политически значимых лиц».
Например, крайне рисковыми были решения в секторах альтернативной энергетики, химии, строительства и недвижимости. Успех работы в этих секторах критически зависел от владельцев бизнесов, близких к властным структурам. После потери владельцами таких компаний политического влияния финансовое состояние предприятий-заемщиков значительно ухудшилось. Кроме того, некоторые предприятия – заемщики, которые принадлежали или принадлежат к кругу интересов политических деятелей, отказываются обслуживать кредиты, хотя продолжают эффективную операционную деятельность.
Дополнительным фактором риска работы банков с государственным капиталом является активное кредитование государственных предприятий. Часто кредиты выдаются компаниям, которые не могут привлечь кредитные ресурсы в частных банках из-за неудовлетворительного финансового состояния. Кредитование государственных компаний банками с государственным капиталом на практике ограничивалось лишь ковенантами, которые содержатся в кредитных соглашениях с международными финансовыми организациями (МФО), и определяют максимальную долю государственных компаний в кредитных портфелях банков. Это позволило ограничить дальнейшее расширение кредитования государственного сектора.
Значительная доля кредитного портфеля банков с долей государства формировалась на нерыночных принципах. В частности, НАК «Нафтогаз Украины» получил кредит по процентной ставке ниже рыночной. Кредитование НАК «Нафтогаз Украины» крупнейшими государственными банками было на самом деле использовано в качестве инструмента решения фискальных проблем и нанесло существенный вред интересам банков.
Низкий уровень риск-менеджмента и кредитование некачественных заемщиков регулярно приводили и приводят к ухудшению качества кредитного портфеля государственных банков. Начиная с 2008 года, государственные банки постоянно требовали дополнительного капитала.
Совокупные расходы на докапитализацию государственных банков в течение 2008 года – первого квартала 2016 года составили 88,5 млрд. грн. (8,7 млрд. долл. США по историческому обменному курсу).
Кроме того, начисленные процентные расходы на обслуживание ОВГЗ, за счет которых происходила капитализация государственных банков, составили 37 млрд. грн. по состоянию на конец марта 2016 года. Диагностическое обследование, проведенное Национальным банком в 2015 году, показало, что Укрэксимбанк и Ощадбанк из-за отсутствия мероприятий, направленных на улучшение прибыльности, потребуют дополнительного капитала уже в 2017 году.
Основная нагрузка на государственные финансы связана с докапитализацией банков в 2008-2011 годах, в т.ч. национализированных банков (Укргазбанк, Банк Киев и Родовид банк). 30% расходов на докапитализацию банков тогда было направлено на спасение банков Родовид и Киев, которые так и не смогли вернуться к нормальной операционной деятельности.
Решение о национализации трех банков во время кризиса 2008/2009 годов – пример неэффективных государственных решений в сфере работы с неплатежеспособными банками. Фискальные расходы на спасение банков в несколько раз превысили возможные убытки государства от своевременной ликвидации этих учреждений.
Государственные банки требуют кардинального изменения бизнес-моделей и привлечения частного инвестора / МФО
В феврале 2016 года правительство разработало и обнародовало программный документ «Принципы стратегического реформирования государственного банковского сектора Украины». Ключевым приоритетом, определенным в документе, является изменение подходов к корпоративному управлению с усилением роли наблюдательных советов и переход к четкой специализации банков.
Декларируемые правительством намерения в отношении крупнейших государственных банков
Ощадбанк
Специализация: обслуживание розничного, микро, малого и среднего, частично крупного бизнеса.
Усиление независимости менеджмента и эффективности корпоративного управления через конкурсное формирование наблюдательных советов.
Ориентация работы на максимизацию прибыли.
Продажа не менее 20% акций квалифицированному инвестору до середины 2018 года.
Принятие государством решения о сроках и условии постепенного присоединения к ФГВФЛ, начиная с 2017 года.
Укрэксимбанк
Специализация: обслуживание экспортно-ориентированных предприятий, предприятий, которые реализуют инвестиционные импортные проекты, предприятий, выполняющих контракты за рубежом, обслуживание межгосударственных торговых / инвестиционных соглашений.
Усиление независимости менеджмента и эффективности корпоративного управления через конкурсное формирование наблюдательных советов.
Ориентация работы на максимизацию прибыли.
Продажа не менее 20% акций квалифицированному инвестору до середины 2018 года.
Укргазбанк
Разработка стратегии, ориентированной на продажу государственной доли в капитале, до конца 2017 года.
Другие банки с государственным капиталом
Выход государства из капитала банков в течение 2016 года.
Политический риск является основным риском внедрения стратегии развития и рекомендаций Национального банка в отношении государственных банков. На сегодня их деятельность регламентирована законами и подзаконными актами, которые потребуют политического консенсуса.
Вставка: мировой опыт государственных банков
Роль государственных банков в экономике неоднозначна. Преимущества, которые государственные банки имеют в сравнении с частными банками, нивелируются недостатками, которые связаны, прежде всего, с искаженной мотивацией в принятии кредитных решений.
Мировой опыт свидетельствует, что в период развертывания кризисных явлений увеличение участия государства в капитале банков является распространенным антикризисным мероприятием. Характерным было увеличение доли государственных банков в общем объеме активов банковского сектора стран-соседей (Словения, Польша, Румыния, Болгария, Сербия). Залогом успешности таких мероприятий является оперативность и временность.
В целом в период экономического роста происходит постепенный выход государства из капиталов банков и уменьшение роли банков в финансовом секторе. В отдельных странах ЦВЕ в 2014 году доля государственных банков в активах вернулась к докризисному уровню (Польша, Чехия).
На просторах бывшего советского пространства две страны (Армения и Грузия) полностью отказались от идеи развития государственных банков. В России доля банков с государственным капиталом в активах банковского сектора составляет более 50%. Однако правительство России намерено в течение следующих нескольких лет сократить свою долю в крупнейшем государственном банке «Сбербанк России» до 25%.
Опыт стран-соседей показывает, что государственные банки практически никогда не используют, как инструмент реализации государственной экономической политики, а их положительная роль сводится к сглаживанию кредитных циклов в экономике в кризисные периоды. Практически все государственные банки являются публичными компаниями, акции которых включены в биржевые листинги, а доля государства в капитале имеет устойчивую тенденцию к снижению. При этом увеличение капитализации банка происходит путем или капитализации прибыли, или вливаний частного капитала, что приводит к постепенному размыванию доли государства в уставных капиталах банков.
Хотя в развитых странах есть примеры успешного функционирования государственных банков (KfW в Германии, Bank Gospodarstwa Krajowego в Польше), такие банки в основном выполняют роль банков развития и занимают несущественную долю в банковском секторе. В целом же в большинстве стран доля государства в финансовом секторе неуклонно снижается.
Структурные изменения
Структура банковского сектора Украины существенно изменялась под влиянием двух масштабных кризисов. После 2008 года иностранные банки приостановили активное кредитование и начали сокращать свое присутствие на украинском рынке. В период между кризисами активно развивались банки с украинским частным и государственным капиталом.
С начала 2014 года почти 80 банков с украинским частным капиталом обанкротились или были выведены с рынка по другим причинам, поэтому учреждения с иностранным капиталом частично восстановили свои позиции на рынке. Усиление концентрации в банковском секторе продолжится в краткосрочной перспективе в связи с миграцией клиентов к самым надежным банкам, в том числе государственным.
Доля активов пяти крупнейших банков (CR5) существенно возросла со времени кризиса 2008-2009 годов и составляла 54% в марте 2016 года. Это выше, чем средневзвешенный на активы показатель для стран ЕС.
В разрезе основных категорий баланса наиболее высокой была концентрация по депозитам физических лиц – доля CR5 составляла 62%. Более высокая концентрация является укреплением доверия вкладчиков к крупным банкам и отражением вывода с рынка неплатежеспособных учреждений, которые ранее привлекли существенные объемы депозитов физических лиц.
Концентрация в секторе в ближайшее время повысится, поскольку ожидается дальнейшая миграция клиентов к крупным банкам (в том числе государственным), которые воспринимаются бизнесом и населением, как более надежные.
В течение 2009-2013 годов произошли значительные структурные изменения в банковском секторе. Интерес европейских банковских групп к развитию бизнеса в Украине существенно снизился из-за убытков и недостаточной защищенности прав кредиторов.
Сначала иностранные материнские банки практически приостановили предоставление кредитов дочерним банкам в Украине. В дальнейшем начался массовый выход европейских банковских групп с украинского рынка – в течение 2009-2013 годов из Украины ушло около 10 банков с иностранным капиталом, а два банка, входившие в международные финансовые группы, полностью свернули розничный бизнес.
Доля банков с иностранным капиталом в активах банковского сектора Украины сократилась с 45% в сентябре 2008 года до 26% в конце 2013 года. Однако массовые банкротства банков с украинским капиталом с начала 2014 года (более 70 банков было объявлено неплатежеспособными) привели к частичному восстановлению доли банков с иностранным капиталом (до 36% в марте 2016 года).
После кризиса 2008-2009 гг. динамично росла доля государственных банков в результате активного кредитования ими крупных предприятий. Значительное количество кредитов, предоставленных госбанками в этот период, оказались проблемными.
Фондирование
До начала кризиса 2008-2009 годов фондирование банковской системы в значительной мере обеспечивалось ресурсами в иностранной валюте, привлеченными на внешних рынках. После закрытия внешних рынков капитала в 2009 году и уменьшения поддержки местных банков материнскими холдингами из ЕС структура фондирования банков претерпела существенные изменения. Банки стали в значительной степени полагаться на внутренние ресурсы, прежде всего, на средства населения. Хотя текущий кризис прервал эту тенденцию, есть признаки ее восстановления в 2016 году.
Риски разбалансировки ресурсной базы банков были заложены в 2006-2008 годах, когда украинские банки получили возможность привлекать значительное фондирование на внешних рынках по умеренной цене. Внешние заимствования стали одним из ключевых драйверов роста ресурсной базы и финансирования кредитного портфеля.
С 2010 года структура обязательств банков постепенно перебалансируется в пользу средств клиентов (субъектов хозяйствования и физических лиц). Их доля в первом квартале 2016 года выросла до 62% по сравнению с 44% в 2008 году. Потеря украинскими банками доступа к внешним рынкам капитала, снижение поддержки со стороны материнских компаний и конвертация имеющихся межбанковских кредитов в капитал привела к сокращению удельного веса межбанковских обязательств с 32,2% (пиковое значение в 2008 году) до 10% в марте 2016 года.
В номинальном значении валовой внешний долг банковского сектора Украины сократился на 59% с пикового значения 42 млрд. долл. (в сентябре 2008 года) до 12,8 млрд. долл. по состоянию на конец 2015 года. Объемы внешних заимствований банковского сектора, вероятно, будут и в дальнейшем сокращаться в течение текущего года. Частично такая тенденция будет связана с конвертацией внешних долгов в собственный капитал банков.
Доля кредитов Национального банка в обязательствах банков достигла пикового значения в июле 2014 года (9,7%), что было вызвано предоставлением стабилизационных кредитов для выполнения банками обязательств перед вкладчиками. Роль НБУ в фондировании банков уменьшается на протяжении последних полтора года. По состоянию на конец первого квартала 2016 года доля средств НБУ в пассивах банков составляла 4,5%.
Депозиты домохозяйств были и остаются основой фондирования банков
Началом и драйвером банковского кризиса 2014 года стал отток средств с клиентских счетов, прежде всего, счетов физических лиц. Паника населения, обусловленная обострением военного конфликта и резкой девальвацией гривны, привела к потере банками 33% депозитов физических лиц в национальной валюте и 50% депозитов в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) в течение 2014-2015 годов.
Объем гривневых депозитов населения в платежеспособных банках достиг минимума в марте 2015 года и с того времени восстанавливается. Отток валютных средств длился почти два года и лишь в декабре 2015 г. ─ январе 2016 г. они впервые выросли с начала кризиса. На конец 1 кв. 2016 года гривневые депозиты в банках, которые были платежеспособными по состоянию на 01 апреля 2016 года, восстановили докризисный уровень, валютные депозиты сократились на 50%.
Национальный банк Украины ожидает роста объемов депозитов в 2016 году на уровне 10% (с учетом эффекта изменения обменного курса гривны).
Во время кризиса НБУ ввел административные меры по снятию средств со счетов физических лиц: 15 тыс. грн. в сутки для средств в иностранной валюте и 150 тыс. грн. – в гривне. Относительная стабилизация валютного рынка и восстановление ликвидности банковского сектора позволила смягчить ограничения и поднять с июня 2015 года однодневные лимиты для гривневых счетов до 300 тыс. грн., а с сентября – до 20 тыс. грн. для валютных депозитов.
В марте 2016 года НБУ вновь смягчил ограничения на снятие – до 500 тыс. грн. в день по гривневым и 50 тыс. грн. в день по валютным счетам. В июне текущего года снят лимит на снятие по гривневым депозитам и повышен лимит по валютным вкладам – до 100 тыс. грн. на сутки.
Экономические потери из-за геополитических событий и системного кризиса заставляли предприятия держать средства на счетах до востребования, отдавая предпочтение ликвидности над доходностью. С начала 2014 года текущие счета субъектов хозяйствования в платежеспособных банках выросли на 85%, в то время как краткосрочные – снизились на 12%.
Прежде всего, сократились валютные запасы предприятий из-за потери экспортной выручки – на 25% (в долларовом эквиваленте) в платежеспособных банках. Восстановление остатков на счетах предприятий в национальной валюте началось раньше и было более динамичным, чем по средствам физических лиц: уже во втором полугодии 2014 года наблюдался рост счетов до востребования, а со второго полугодия 2015 года – и на срочных счетах. На конец марта 2016 года остатки средств субъектов хозяйствования в национальной валюте в платежеспособных на данный момент банках выросли на 67%.
Большинство договоров по новым срочным депозитам субъектов хозяйствования во время кризиса заключалось на срок до одного месяца и постоянно перезаключалось. Их доля среди новых депозитов стремительно выросла – с 47% до 75%.
Благодаря постепенному восстановлению доверия населения к банковскому сектору, доля новых ультракоротких депозитов (сроком до одного месяца) снизилась с пиковых 30% в мае 2014 года до 15% в марте 2016 года.
В то же время, доля депозитных договоров сроком от 6 до 12 месяцев в этот период, напротив, возросла с 9% до 21%. Домохозяйства остаются осторожными во вложениях на срок более одного года, восстановление докризисных объемов по новым долгосрочным договорам ожидается не ранее 2017 года.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.