Как шеринговая экономика меняет мир

Два года тому назад компания YouGov, которая занимается профессиональными исследованиями рынка, по заказу Virgin провела в Великобритании интересный опрос. Цель исследования формулировалась так – выяснить, известна ли британцам шеринговая экономика.

Оказалось, что более-менее четко дать определение этому явлению смогли лишь 5% респондентов. 76% опрошенных вообще не слышали о нем. И это на фоне того, что в 2010 году журнал Time назвал шеринговую экономику (распространенный синоним – экономика совместного потребления) одной из 10 идей, которые изменят мир.

А PricewaterhouseCoopers прогнозирует, что уже к 2025 году доходы от сервисов совместного потребления будут превышать величину $335 млрд. (для сравнения – доходы стран ЕС от туризма в 2014 году составили $422,6 млрд.). Согласитесь, результаты опроса выглядят, по крайней мере, странно.

Однако все становится на свои места при более вдумчивом анализе. На самом деле мы имеем дело с феноменом, когда определенное явление настолько быстро входит в жизнь общества, что большинство населения, занятое повседневными заботами, просто не успевает осознавать изменения. Аналогии с IT-сферой: облачные технологии и интернет вещей. Мы сталкиваемся с ними если не ежедневно, то все чаще. Хоть и не можем отчетливо понять и тем более объяснить, что «оно» такое и как действует. Поэтому разговор о месте шеринговой экономики в нашем мире стоит начать с небольшого экскурса в теорию.

О ДРЕЛИ, ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ДОВЕРИИ

Если читатель уже пытался вникнуть в суть шеринговой экономики, то, наверное, обратил внимание, что почти во всех публикациях, посвященных этой теме упоминается… дрель. Если автор решил продемонстрировать эрудицию, то говорится о перфораторе.

Так произошло с легкой руки Рейчел Ботсман, автора книги «What’s Mine Is Yours: Rise Of Collaborative Consumption» (Наступление эпохи общего потребления), опубликованной в 2010 г. В одном из самых известных выступлений этой вдохновленной пропагандистки экономики совместного потребления фигурировал вопрос к аудитории: «У кого из вас дома есть электродрель?»

Далее она напоминает, что этот прибор используется всего 12-13 минут за все время его эксплуатации. «Но ведь вам нужен проем в стене, а не сам инструмент? Так почему бы вам не взять дрель в аренду или, даже лучше, отдать собственный в аренду другим людям? Еще и заработать на этом немного денег?», – вполне резонно спрашивает у аудитории Рейчел.

Метафора оказалась настолько удачной и понравилась публике, что никакой другой предмет больше не смог конкурировать с дрелью, как с символом шеринговой экономики.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Если объяснять суть шеринговой экономики в терминах, доступных большинству из нас, то она заключается в том, чтобы сократить свои расходы (а впоследствии, возможно, даже получить прибыль) за счет сдачи в аренду части своей собственности, которая пока владельцу не нужна. В теории перечень того, что можно сдать в аренду, неограниченный: от одежды до объектов недвижимости.

А еще есть услуги. Классический пример – поездки на автомобилях. Речь не идет о такси, когда маршрут определяет потребитель услуги. В шеринговой экономике потребитель подстраивается под того, кто предоставляет услугу. Почему бы не найти несколько человек, которым с вами по пути, и не пригласить их в свое авто за небольшую плату, которая компенсирует расходы на топливо?

На первый взгляд, такой подход имеет много общего с ситуацией, которая часто наблюдается в небольших общинах в селе или дачном кооперативе. Автор этих строк является свидетелем того, как уже второе поколение владельцев нескольких соседних дач использует бетономешалку, приобретенную когда-то в складчину еще их родителями.

Однако между приведенным примером и субъектом экономики совместного потребления есть принципиальное отличие: квартира, опубликованная на сайте AirBnB (аренда жилья) или авто (в случае сервиса BlaBlaCar) остается в частной собственности владельца, а бетономешалка – в коллективной собственности, потому что купленная в складчину.

Сторонники шеринговой экономики убеждены, что в этом десятилетии четыре движущие силы (развитие социальных сетей, действие мирового кризиса, наличие экологических проблем, повышение доверия людей друг к другу) действуют целенаправленно. Поэтому цивилизация переживает революционный переход от такого гиперпотребления, характерного для XX века, к тренду XXI века – общего потребления.

ПЕРСПЕКТИВЫ И НАДЕЖДЫ

Что же хорошего принесет миру распространение шеринговой экономики? Наиболее явно положительные тенденции нового феномена проявляются в обществе, а также в защите окружающей среды и сохранении природных ресурсов. Начнем с общества. Одно из последствий глобализации и распространения интернета – люди всей планеты становятся ближе. Даже вопреки своей воле. А развитие обмена и совместного потребления выступает катализатором процесса. Энтузиасты утверждают, что в будущем показатели репутации и рейтинг на шеринговых площадках в интернете вытеснят привычные нам деньги.

Чем больше будет доверие к человеку, тем проще ему будет получить в распоряжение желаемую вещь или услугу. Впрочем, на пути к такой идиллии необходимо преодолеть немало препятствий. Но вот где преимущества «шеринга» вполне очевидны, так это в защите окружающей среды.

А что же традиционный способ ведения бизнеса? Может, его будет угнетать шеринговая экономика, которая набирает обороты? Ведь статистика свидетельствует: в далеком 2008 году появление сервиса Airbnb в Техасе вызвала падение цен на отели где-то на 6%. Но давайте взглянем на этот факт с другой стороны – снижение цен на проживание в привлекательном для туристов городе однозначно простимулирует поток посетителей.

Что увеличит прибыль заведений общественного питания, развлекательных заведений, возрастет поступление налогов в бюджет. Поэтому об упадке традиционного бизнеса в связи с приходом совместного потребления не стоит говорить. Скорее речь идет о переконфигурации экономики и перенаправлении денежных потоков.

ИСТОРИИ УСПЕХА

Итак, некоторая ясность с шеринговой экономикой внесена. Теперь уместно привести примеры тех, кто уже достиг успеха на этом поприще: перечень субъектов шеринговой экономики насчитывает сотни, если не тысячи проектов по всему миру. Однако сначала хотим привести еще один интересный факт. Помните, в начале нашего разговора было сказано, что, дрель стала чуть ли не тотемным предметом для активистов «шеринга»?

Многие восприняли метафору, как руководство к действию. В конце двухтысячных стартовало немало площадок, которые пытались реализовать идею аренды электроинструмента: Ecomodo, Crowd Rent, Share Some Sugar, NeighborGoods, Thingloop, OhSoWe, SnapGoods… Сейчас выжил разве что NeighborGoods. Ну, не захотел народ тратить час-полтора на дорогу и выкладывать $10 за пользование все той же дрелью, что в торговой сети стоит максимум $50.

Однако в других сферах зерна шеринговой экономики упали на плодородную почву. Вот лишь несколько удачных проектов – они или приобрели глобальную популярность, или проявили себя в необычных, на первый взгляд, областях.

Airbnb. Крупнейшая в мире онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья. Предлагает более 2 млн. вариантов домов, квартир, комнат в 33 тыс. городах в 192 государствах. Проект стартовал в 2008 г. По официальной легенде тогда основатели сервиса дали приют трем посетителям какой-то конференции. А в 2015 году услугами Airbnb воспользовались уже почти 30 млн. человек.

BlaBlaCar. Глобальный лидер в области райдшеринга – совместного использования легковых автомобилей. Сообщество объединяет водителей и пассажиров, которым по пути. Сегодня BlaBlaCar насчитывает более 30 млн. пользователей в 22 странах. А вот еще цифра, которая неплохо иллюстрирует экологическую эффективность шеринговой экономики: деятельность BlaBlaCar сократила количество выбросов углекислого газа в атмосферу на 700 тыс. т.

В 2014 году BlaBlaCar пришла в Украину. Причем пришла не на пустое место, а через покупку украинского стартапа «Подорожники», который самостоятельно продвигал на украинском рынке райдшеринг.

Bringwasmit. Можно по-разному к ним относиться, но есть немало людей, которым для полного счастья не хватает магнита из Улан-Батора или кружки «Старбакс» из столицы Гватемалы. Именно для фанатов сувениров создана платформа Bringwasmit. На сайте можно отыскать человека, который едет в определенное место и может привезти желанные кружку или магнит. Обратный вариант тоже работает: турист сообщает, какие сувениры готов привезти.

OLX. Международная платформа, предоставляющая услуги онлайн-сервисов объявлений в свыше 40 странах. В Украине OLX работает с 2007 года (до 2014 года под названием Slando). Сервис мгновенно получил огромную популярность. OLX предлагает быстрый способ покупать, продавать или обмениваться товарами и услугами в конкретных странах путем публикации объявлений.

Ежемесячно миллионы людей по всему миру продают и покупают с помощью OLX разнообразные товары, включая предметы быта, мебель, товары длительного потребления, автомобили, электронику, недвижимость и тому подобное. Название OLX происходит от фразы «online exchange» («обмен»), что полностью отражает суть современных досок объявлений.

Можно утверждать, что благодаря OLX буквально на глазах исчезает предвзятое отношение к пользованию подержанными вещами, которое присутствует у некоторой части украинского общества. Удобство использования и простота буквально сломали стереотипы и предубеждения.

Wingly. Дальнейшее развитие концепции райдшеринга, которое уже можно назвать флайтшеринг. На платформе можно найти пилота частного легкомоторного самолета (2-6 пассажиров), который готов взять вас в полет до нужного города.

Чтобы показать, как шеринговая экономика работает в других сферах, лишь вскользь, упомянем несколько проектов, которые отвоевали место под солнцем и развиваются: кредитование под умеренные проценты – Zopa, офисное пространство – LiquidSpace, возможность уменьшить расходы в путешествии за счет поиска попутчика – Easynest.

Наконец, платформа Feastly позволяет найти гостеприимную обитель, где вас за умеренную плату накормят домашним обедом. Создатели Feastly определяют свою клиентуру, как людей, которым надоела традиционная ресторанная культура. Правда, работает платформа всего в паре городов США.

Вот так в общем выглядит ситуация с шеринговой экономикой в глобальном масштабе. Однако нам не привыкать, что Украина, по разным причинам нередко выбивается из общемирового тренда.

И много экономических инноваций, попав в украинские реалии, сталкиваются с неожиданными вызовами и вынуждены приспосабливаться к нестандартным условиям. Шеринговой экономике в Украине будет посвящена следующая публикация.

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий