Каршеринг: быть ли в Украине совместному использованию автомобилей?

Современное общество уже давно относится к индивидуальному автомобилю утилитарно: это действительно удобный и быстрый способ передвижения, и никакой не статусный символ. Однако пока в нас еще будет жить восприятие собственной машины как символа роскоши – мы будем забивать улицы и дворы автомобилями.

Одновременно мы мучимся с поиском места для парковки и стоим в дорожных пробках и постепенно убеждаемся, что собственный автомобиль – в пределах города не всегда быстрее и удобнее.

КИЕВ БОЛЕЕ «АВТОМОБИЛЬНЫЙ», ЧЕМ НЬЮ-ЙОРК

Уровень автомобилизации в нашей стране выше, чем в столице Турции.

Средне украинский показатель составляет 148 автомобилей на 1000 человек. В Киеве этот показатель равен 213 авто на 1000 жителей, пишет в своем блоге эксперт по вопросам транспорта Дмитрий Беспалов.

К слову, ранее специалисты называли гораздо большую цифру – 353 автомобиля на тысячу человек, однако она была обусловлена фактически зарегистрированными автомобилями, которые уже практически не выезжали на дороги.

Показательно, что уровень автомобилизации Гонконга составляет 59 автомобилей на 1000 жителей, Стамбула – 139, Нью-Йорка – 209, Москвы – 297, Берлина – 317, Лондона – 345, Сан-Паулу – 368 автомобилей на 1000 жителей.

Интересно, что низкая по сравнению с другими столицами цифра автомобилизации Гонконга обусловлена мощным и эффективным общественным транспортом.

Жители города могут добраться куда угодно в пределах города быстро, вовремя и за умеренные средства.

Таким образом, они не тратят средств на приобретение и содержание собственного авто, но вполне удовлетворяют свою потребность в передвижении по городу.

Каршеринг позволяет не тратить средства на приобретение и содержание собственного авто, но вполне может удовлетворять потребность в передвижении по городу.

КАРПУЛИНГ, РАЙДШЕРИНГ И КАРШЕРИНГ

О том, что не обязательно иметь собственный автомобиль, чтобы комфортно передвигаться по городу и за его пределами, современные урбанисты говорят все чаще.

Альтернативы – это карпулинг, райдшеринг и каршеринг.

За непонятными словами стоят вполне привычные уже тенденции.

Карпулинг – это когда водитель подвозит знакомых или попутчиков, направляясь привычным маршрутом и разделяя с ними расходы на топливо.

Уже сегодня можно стать участником украинского карпулинг-сервиса GiveMeALift и находить пассажиров с помощью приложения в смартфоне. Никаких комиссий там не взимают.

Другим примером карпулинга в нашей стране являются городские инициативы «Подвезу», которые действуют во Львове, Черновцах и других городах. Они начали возникать как ответ на поднятие тарифов на проезд в общественном транспорте – и нашли своих поклонников. Хотя массовыми так и не стали.

Райдшеринг – это тот самый карпулинг, только в междугороднем масштабе.

Украинцам известен и много кем уже протестирован на деле международный райдшеринг – сервиса BlaBlaCar, который активно работает в Украине с 2014 года.

Кстати, с помощью этого сервиса можно доступно путешествовать за границу.

Аналогов каршеринга – совместного пользования автомобилем, – в Украине еще нет. Очень часто новомодным словом называют краткосрочный прокат авто.

Однако идея, на самом деле сложнее и интереснее по своей сути.

КАРШЕРИНГ: НЕИСПОРЧЕННАЯ КОММЕРЦИЕЙ ИДЕЯ

Идея каршеринга не является новой в мире. Так, в Европе одной из первых каршеринговых компаний является швейцарский клуб Mobility, основанный в 1987 году.

На начало 2015 года участниками каршерингового клуба Mobility являются около 120,000 граждан Швейцарии, которые имеют возможность пользоваться 2,700 авто различных категорий.

В классическом варианте каршеринг представляет владение автомобилем вместе с другим человеком или людьми, то есть владение долей авто с правом пользоваться.

С юридической точки зрения, обычно есть один владелец, который позволяет другим людям за определенную плату пользоваться своим автомобилем в период, когда авто ему не нужно.

На сайте швейцарского клуба Mobility можно отслеживать наличие авто в твоем регионе.

Модель каршеринга призвана быстро и удобно удовлетворять традиционную потребность человека передвигаться из одного места в другое, а также позволяет экономить собственные средства за счет уменьшения расходов на единоличное владение авто.

Это составляющая экономики совместного пользования, которая становится все более популярной в Европе и США.

То есть человек покупает дорогое авто и тратит средства на его эксплуатацию – топливо, детали, парковки, гараж и др. А использует его лишь процентов 10-15 времени суток. Остальное время «железяка» занимает место на улицах, загораживая городское пространство.

Поэтому логичной является мысль, что время, пока, например, офисный работник отрабатывает свои восемь часов за компьютером,  той же машиной могли бы пользоваться другие люди, оплачивая это пользование.

Выгода очевидна – одним не надо покупать собственное авто, чтобы удовлетворить потребность в поездке, другие же работают, а тем временем получают деньги, которые компенсируют их затраты на эксплуатацию собственного авто.

«Подумайте о нашем мире. У вас есть 30 человек, которые пользуются 30 автомобилями. Эти 30 автомобилей служат им только 4% в день; 96% суток они хранятся где-то. То есть от 20% до 30% территории городов используются для того, чтобы хранить эти куски металла, которые мы водим в течение 4% времени суток», – озвучивает другие цифры, но подтверждает уже вышесказанные идеи, Трэвис Каланик, основатель и исполнительный директор Uber.

Однако эти мысли услышаны европейцами. Ярким примером является Германия, где количество сторонников каршеринга стремительно растет.

Исследование, проведенное по заказу одного из каршеринговых объединений Германии, показывает, что на сегодня частный автопарк немцев уменьшился на 61,9%.

41% опрошенных пользователей каршеринга указывают, что они используют автомобиль сегодня меньше, чем до привлечения к политике совместного пользования автомобилем.

15% стали больше ездить на велосипеде, 19% опрашиваемых чаще ездит автобусами и поездами.

Каршеринг освободил улицы. Одно авто, которое находится в общем доступе, заменяет 8-20 автомобилей. В измерении занятого места для парковки это 36-99 метров.

Сторонники каршеринга отмечают, что освободившиеся от паркомест земли можно использовать для развития общественного пространства, велосипедных дорожек и других идей, которые сделают город экологичнее и комфортнее.

КАРШЕРИНГ КОММЕРЧЕСКИЙ: В ЧЕМ ИЗЮМИНКА?

Хотя в основе каршеринга была социальная идея, он нашел свое коммерческое отображение. Множество компаний во всем мире предлагают услуги по каршерингу, который отличается от обычного краткосрочного проката по ряду параметров.

Во-первых, пункты выдачи авто работают круглосуточно, без выходных. Обычно их несколько в городе, поэтому взять авто можно в одной точке, а оставить в другой, где его заберет курьер компании или следующий пользователь.

Во-вторых, бронирование, получение и возврат автомобиля автоматизированы с использованием приложения. Если клиент не имеет «темных пятен» в своей водительской репутации, он онлайн рассчитывает стоимость, оплачивает, получает смарт-карту – цифровой ключ доступа к автомобилю.

В-третьих, автомобили можно арендовать посуточно, почасово и даже поминутно. Например, стоимость минуты каршеринга в Москве стоит 0,1 доллара, что вдвое дешевле тарифа такси Uber.

В-четвертых, клиенты имеют водительские карты и имеют доступ к базе данных. Сначала компания получит все документы, водительское удостоверение, паспорт, данные, что водитель совершеннолетний (от 18-21 года), не злостный нарушитель – тогда позволит пользоваться своим сервисом.

В-пятых, большинство пунктов выдачи и аренды автомобилей каршеринга находится возле остановок общественного транспорта или метро, чтобы облегчить дальнейшее передвижение клиента.

В-шестых, страхование и бензин входят в стоимость аренды – поэтому стоит ожидать машину с полным баком.

В Европе каршеринг очень популярен, особенно в густонаселенных местах. Коммерческий каршеринг здесь в среднем в 3-4 раза дешевле аналогичных услуг такси. Выгода очевидна.

К примеру, французская компания Autolib предлагает аренду автомобиля по цене 10 евро в сутки.

Компаний, которые предоставляют такие услуги, очень много. Одни из самых известных – Bundesverband CarSharing, Car2Go, DriveNow, Multicity, Iniziativa Car Sharing, FleetPoland, Mobility Carsharing, City Car Club.

В соседней России каршеринг появился чуть больше года назад. Он действует в Москве и Санкт-Петербурге.

В последнем действует компания StreetCar. Однако хоть она и называет себя каршеринговой, однако тот факт, что минимальный срок аренды – от одного часа – уже нивелирует саму суть явления, когда арендовать можно и на 5 минут при необходимости. Цена аренды за час – 299 рублей.

В Москве работает три компании.

Первая – Anytime (ООО «Ситикар»), по цене 5-9 рублей за минуту. Работает с 2012 года, функционирует через мобильное приложение.

Вторая – Darenta, которая позиционирует себя как самая дешевая (1 р./мин и 60р/ч) и интересна тем, что дает возможность предоставить в каршеринг-пользование и свое авто.

Третьим является государственный проект системы каршеринга, запущенный осенью 2015 года, исполнителем которого стала компания «Делимобиль». Стоимость – 7 р./мин, на утренние поездки с 6 до 11 утра – скидка 50%, разрешено 20-минутное бесплатное бронирование автомобиля, чтобы успеть до него добраться.

Однако аналитики отмечают, что каршеринг пока не получил массового пользователя в России. Ведь в многомиллионной Москве услугой за все время существования воспользовалась лишь 31 тысяча человек.

Об интересе к запуску каршеринга в Киеве в свое время заявляла американская автопрокатная компания Sixt, основываясь на успешном функционировании совместного проекта Sixt и BMW в Германии. Там стоимость минуты проката стоила 0,31 евро, а часа – 18,6 евро.

Однако для Украины это был слишком высокий тариф, и угрозу угона автомобиля в стране специалисты компании сочли слишком высокой. Поэтому и отказались от намерения – мол, риски выше потенциальной прибыли.

К слову, основатель проекта «Легкомобиль» Владислав Карпенко замечает, что каршеринг, положенный на коммерческую основу, на данном этапе не совсем соответствует изначальной идее каршеринга.

Ведь суть его – освободить улицы от автомобилей, улучшить передвижение в городе, сделать его экологически более комфортным. Коммерческие же компании пока что увеличивают количество автомобилей в городе, которые занимают место на дорогах и паркоместах.

Если 50% и более водителей откажутся от своего авто и начнут пользоваться сервисом вроде Zipcar, Autolib, Car2Go – количество авто на дорогах и паркингах уменьшится. Миссия идеи каршеринга будет выполнена.

А для того, чтобы побудить людей массово перейти на каршеринг – надо удовлетворить потенциальный спрос.

То есть в первый период запуска массового каршеринга помочь предоставить авто всем желающим, даже в час пик.

Иначе, замечает Владислав, может повториться неприятная ситуация с запуском Uber в Киеве, когда спрос в разы превышал предложение и клиенты оставались неудовлетворенными, разочаровываясь в новой службе.

Если в течение 7 дней новый клиент ни разу не будет иметь возможность воспользоваться услугой – вероятно, он больше не будет пробовать. А, может, еще и будет рассказывать друзьям, что «каршеринг не работает».

КАРШЕРИНГ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТРУДНОСТИ

Количество пользователей каршеринга в Европе растет. Перспективность этого движения подтверждают и представители Европейской ассоциации производителей автомобилей, взявшись за детальное изучение темы и ее тенденций.

Посмотрим хотя бы на примере Германии. По состоянию на начало 2016 года, в стране было 1.260.000 участников каршеринга, которые использовали 16.100 автомобилей. Действовали также около 150 компаний коммерческого характера, которые предоставляли услуги по каршерингу.

Эти услуги были доступны в 537 городах, а одним автомобилем пользовались в среднем 45 человек.

Согласно прогнозу консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), к 2021 году каршерингом будут пользоваться 35 миллионов водителей мира, которые будут заказывать 1,5 миллиардов минут вождения ежемесячно, генерируя коммерческую прибыль в 4,7 миллиардов евро.

Европа, по прогнозам, будет лидировать по объемам доходов. Следующими будут Азия и Северная Америка. Отрицательным побочным эффектом может стать падение продаж новых авто: по прогнозам BCG – ориентировочно на 550.000 штук к 2021 году. Хотя с точки зрения экологии вряд ли это негативный побочный эффект.

Интересно, что понятие «каршеринг» и «электромобиль» сейчас идут «в связке». Ведь коммерческие каршеринговые компании делают ставку на предоставление услуг каршеринга электромобилей, как актуальной и перспективной тенденции.

Одно из преимуществ коммерческого каршеринга от компании, услугами которой действительно пользуются, – достаточный ресурс для закупки электромобилей и установка зарядных станций на каждом паркоместе системы.

К примеру, компания Car2Go имеет очень большой парк Smart ElectricDrive. Электрический BMW i3 даже проектировался с прицелом на использование их в каршейринговой системе DriveNow.

Однако в целом в мире каршеринг еще не стал массовым явлением. Причин тому есть несколько.

Потенциальная проблема – юридически-налоговая, ведь владелец авто фактически зарабатывает на том, что его автомобиль используют другие.

«Это типичная проблема, которая очень по-разному решается. Например, в некоторых штатах США каршеринг вполне легальный и поощряется, в других есть сложная налоговая процедура, в третьих он категорически запрещен именно из-за этих «налоговых» соображений. Так же и в отношении разных стран.

В Украине классического каршеринга нет – значит, и проблемы нет. А компании, которые занимаются краткосрочным прокатом, просто платят налоги и на этом все», – комментирует Владислав Карпенко, основатель проекта «Легкомобиль», который содержит в себе и каршеринговую составляющую.

Стать же повсеместным и массовым классическим каршерингом мешает несколько факторов, замечает Владислав.

Во-первых, время пик, когда актуальная потребность в автомобиле у многих пользователей авто совпадает, поэтому им часто выгоднее иметь собственное авто.

Хотя здесь есть нюанс: ситуация с часом пик – это одна из причин успешного развития коммерческих каршеринг-систем в отличие от медленного движения социальных систем. Б.у. авто коммерческой системы просто не имеет владельца, которому тоже нужно ехать на работу, поэтому для них час пик – это высший/меньший тариф и чрезмерный спрос.

В-вторых, ощущение на постсоветском пространстве потребности в чисто частной собственности – до сих пор остро стоит. И отдать свое авто чужим людям желающих мало.

А аспект, что авто непременно страхуют на случай аварий и угона, только создает простор для афер и махинаций предприимчивых людей.

В-третьих, новой практике надо прижиться – ведь людям надо привыкнуть, что есть такая выгодная альтернатива.

И что она, возможно, и лучше такси, обычного проката и общественного транспорта.

Автор: Светлана Чернецкая, журналист Информационной кампании «Сильнее вместе!»

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий