Макроэкономический прогноз Украины в 2017 г.: экономика и человек. Часть 1

Изложенное прогностическое видение специалистов Института социально-экономических исследований на 2017 год не является прогнозом в классическом понимании.

Отказавшись от количественного определения будущих значений макроэкономических и социальных индикаторов, эксперты сосредоточились на предвидении качественных изменений и сдвигов, проанализировали особенности текущего положения в национальной экономике и перспективы глобальной экономики с точки зрения ограничений и рисков, которые будут оказывать влияние на экономику Украины в 2017 году.

Прогноз, составленный таким образом, имеет «открытую архитектуру», в которой отражен ход экспертных мнений при формировании прогнозных выводов. Не навязывая закрытых в расчетных моделях числовых показателей, такой прогноз является инструментальным для применения при принятии решений в сферах государственного управления, так и бизнес-менеджмента, создавая целостную картину трендов, в рамках которых будет развиваться национальная экономика.

Прогноз состоит из двух разделов. В разделе «Экономика» представлены экспертное видение тенденций, по которым будут развиваться составляющие национальной экономики, объективные факторы и риски такого развития. В разделе «Человек» оцениваются перспективы изменения жизненной среды граждан Украины, основные составляющие влияния на восприятие качества жизни. Как итог представлены краткие характеристики вызовов, вытекающих из прогнозных тенденций, и рекомендации относительно направленности государственной политики, ориентированной отвечать на эти вызовы.

ЭКОНОМИКА УКРАИНЫ В 2016 ГОДУ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В 2016 году, впервые после депрессивных 2012-2013 гг. и кризисных 2014-2015 гг., экономика Украины продемонстрировала положительные темпы экономического роста. В первом, втором и третьем кварталах года прирост ВВП составлял в постоянных ценах соответственно 0,1%, 1,4% и 2,0%, а в целом за период – 1,3%. Напомним, что в последний раз (если не считать сомнительного четвертого квартала 2013 г.) позитивный квартальный показатель украинского ВВП отмечался во втором квартале 2012 г.

По данным национальных счетов, прирост ВВП в этом году обеспечен в первую очередь ростом валового накопления основного капитала на 16,7%, причем во втором и третьем кварталах этот показатель существенно ускорился (до 17,6% против «минус» 13,8% во втором и 24,8% против «минус» 6,3% в третьем). Непрерывный прирост валового накопления основного капитала продолжается четыре квартала подряд и также отмечается впервые с середины 2012 г.

Этот тренд подтверждается статистикой капитальных инвестиций, которые за три квартала выросли на 16,4%. Одним из лидеров по темпу роста инвестиций является сельское хозяйство (+64,3%, при этом в 2015 г. капитальные инвестиции в данном секторе тоже выросли на 26,1%). В секторе транспорта и связи инвестиции выросли на 22,9%, промышленности – на 15,5%.

Среди видов промышленной деятельности лидерами по объемам инвестирования стали поставки электроэнергии, газа, водоснабжение, канализация и обращение с отходами (25,8% всех инвестиций в промышленности) и добывающая промышленность (21,6%).

Треть инвестирования перерабатывающей промышленности поступила в пищевую отрасль, почти четверть (22,6%) – в металлургию, 13,8% – в машино — и приборостроение, 12,1% – в производство резиновых и пластмассовых изделий, другой неметаллической минеральной продукции.

Капитальные инвестиции концентрировались в отраслях с лучшим доступом к ликвидным ресурсам, как с внутреннего или внешнего рынков. Ведь финансирование капиталовложений происходило преимущественно вследствие реинвестирования собственных средств предприятий, доля которых в финансировании капитальных инвестиций возросла до 71,8% против 69,3% год назад. Это стало возможным благодаря увеличению за 9 месяцев 2016 г. прибыли крупных и средних предприятий. Доля кредитов коммерческих банков уменьшилась с 8,8% до 7,2%, иностранных инвесторов – с 3,9% до 3,1%, причем средства иностранных инвесторов в основном поступили из финансового сектора в связи с требованиями докапитализации банковского сектора.

Рост доли финансирования инвестиций за счет государственного и местных бюджетов с 4,4 до 5,9% объясняет активный рост инвестиций в отраслях, связанных с коммунальным сектором. Впрочем, по данным Госказначейства, за 11 месяцев 2016 г. капитальные расходы сводного бюджета (согласно экономической классификации) профинансированы лишь на 47,1 млрд. гривен или 51,9% от плана. Характерным является рост доли инвестиций за счет местных бюджетов – до 4,8% за три квартала 2016 г., что коррелирует с политикой фискальной децентрализации.

Сфера потребления также играла роль движущей силы экономического роста, ее влияние было заметно слабее, однако усиливалось в течение года. За три квартала 2016 года конечные потребительские расходы домохозяйств выросли на 2,4%, сектора общего государственного управления – на 0,1%. Такие показатели являются вполне естественными в условиях медленного восстановления реальных доходов населения (+5,8% в первом полугодии) и весьма жесткой бюджетной политике.

Расходы госбюджета за 11 месяцев 2016 г. были на 22,4% выше, чем в 2015 г. В то время как индекс потребительских цен в январе-ноябре 2016 г. к аналогичному периоду 2015 г. составил 14,1%.

Результирующее влияние внешней торговли было негативным для экономического роста: за три квартала года в сопоставимых ценах экспорт уменьшился на 5,3%, в то время как импорт увеличился на 2,2%, а отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП вырос по сравнению с тремя кварталами 2015 г. в четыре раза. В текущих ценах за 9 месяцев года экспорт товаров уменьшился на 8,7%, а импорт вернулся к прошлогоднему уровню.

Под действием вышеупомянутых факторов в 2016 г. украинская промышленность продемонстрировала постепенное восстановление положительной динамики. Хотя темпы прироста оставались весьма низкими (по итогам 11 месяцев промышленное производство было лишь на 2,1% выше, чем в прошлом году), промышленность оказалась одним из главных двигателей восстановления экономического роста как такового. Вклад перерабатывающей промышленности был вторым по значимости после торговли и по величине составил 28,4% суммарного прироста ВВП за три квартала 2016 г.

Восстановление роста в промышленности имело достаточно узкий в отдельных направлениях характер. 50,9% прироста продукции промышленности обеспечила металлургическая промышленность, которая выросла на 6,4%, еще 8,8% – ориентированное на нее производство кокса (прирост за 11 месяцев составил 11,7%).

Главным двигателем роста производства в отрасли стал внешний фактор: доля экспорта в реализованной продукции отрасли составила 62,6%. При этом из-за негативной динамики мировых цен эффект оживления в отрасли оказался более ощутимым для внутреннего производства. Если за три квартала года в натуральном выражении выпуск основных видов продукции черной металлургии вырос на 8,5%, в стоимостном выражении экспорт черных металлов уменьшился на 16,4%. Во втором полугодии положительная динамика отрасли начала спадать, отражая усиление неопределенности глобальных рынков металла.

Производство резиновых, пластмассовых изделий и неметаллической минеральной продукции обеспечило 16,5% прироста промышленного производства за 11 месяцев года. Между тем, его движущей силой стал активный рост в секторе строительства, который составил 14,1% за 11 месяцев года. В отличие от металлургии указанные виды промышленной деятельности в течение года демонстрировали тенденцию к ускоренному росту, синхронно с ускорением инвестиционных процессов.

Активизация инвестиционных процессов оказала также определенный толчок машиностроению. Хотя производство в данной области за 11 месяцев выросло лишь на 1,2%, доля экспорта в реализованной продукции уменьшилась с 57% до 49%. А сам экспорт сократился на 9,9%.

Выгодно отличается поощрительное влияние активной инвестиционной динамики в аграрном секторе. Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства в течение года ускоряло темпы роста, за 11 месяцев увеличившись на 15,4%.

Производство машин для нужд металлургии увеличилось на 10,3%. Следовательно, произошла переориентация машиностроения на удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса, что позволило компенсировать потерю внешних рынков. Между тем, активизация инвестирования требовала импорта машин и оборудования, который вырос на 26,1%.

С аграрным сектором стоит ассоциировать также тренд стабилизации производства в химической промышленности, которая понесла существенные потери вследствие конфликта на востоке страны и резкого подорожания природного газа как ключевого сырья. Сейчас двигателем роста в отрасли является производство удобрений. За 11 месяцев года подотрасль «Производство основной химической продукции, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука» обеспечила 5,6% прироста промышленного производства. Характерным трендом является ускорение роста производства данной подотрасли в течение года.

Вклад пищевой отрасли в промышленный рост составил 31,2%, однако двигателем роста этого вида промышленной деятельности на 3,6% за 11 месяцев года, несмотря на ожидания, является не внутренний, а внешний рынок. Произошел прирост на 13,6% масложировой промышленности, на которую приходится треть продукции пищевой промышленности, причем 60% реализованной продукции этой подотрасли направлялось на экспорт, что составило 62% всего экспорта обработанных пищевых продуктов.

Остальные подотрасли пищевой промышленности, которые имеют ориентацию преимущественно на внутренний рынок, оставались в состоянии стагнации, или снижали производство. Между тем, хотя и медленное, восстановление роста потребительского спроса на этом рынке отразилось в увеличении импорта готовых пищевых продуктов на 7,1% за три квартала.

Восстановление экономического роста упростило достижение макроэкономической стабильности. Активизация поступлений валюты на валютный рынок из-за существенного уменьшения темпов сокращения экспорта позволила Национальному банку сохранять политику гибкого обменного курса. Жесткие административные ограничения спекулятивных операций сочетались с мерами по либерализации валютных операций: объем обязательной продажи валютной выручки был снижен до 65%, разрешено осуществлять выплаты дивидендов за границу, смягчены требования относительно объемов снятия валютных средств со счетов и покупки/продажи наличной валюты и др.

Такая политика увеличила диапазон текущих курсовых колебаний, которые обусловливали сохранение высоких девальвационных ожиданий, которые и стали, по нашему мнению, основным двигателем постепенной девальвации гривны в условиях улучшения состояния сводного платежного баланса.

В целом национальная валюта девальвировалась за 2016 г. на 14,3%, что несколько превышает показатель индекса потребительских цен (12,4%). Отказ от искусственного поддержания курса позволил обеспечить рост золотовалютных резервов за 2016 г. на 17%. Однако такой рост золотовалютных резервов оказался недостаточным для соблюдения соответствующего индикатора, определенного Меморандумом об экономической и финансовой политике.

Произошло радикальное снижение темпов инфляции до 12,4% (декабрь к декабрю предыдущего года) по сравнению с 43,3% год назад. Это стало возможным, прежде всего, за счет устранения девальвационного фактора. Роль драйвера инфляции перешла к централизованно регулируемым ценам и тарифам: прирост цен на коммунальные услуги составил 47,2%. Рост цен на других сегментах потребительского рынка тормозился слабым потребительским спросом населения, связанным с медленным ростом доходов и их усиленным отвлечением на оплату коммунальных услуг.

Относительная макроэкономическая стабилизация обусловила улучшение положения украинских банков. В частности, произошло прекращение оттока депозитов физических лиц. За 2016 г. их объем увеличился в национальной валюте на 5,2%, а юридических лиц – на 12%.

Между тем, банки так и не стали ощутимым двигателем увеличения внутреннего спроса. Остатки по кредитам субъектам хозяйствования за этот период выросли в национальной валюте на 22,3% (при уменьшении их в иностранной валюте в долларовом эквиваленте на 20,5%), а физическим лицам – уменьшились на 4%.

Несрабатывание банков как проводников увеличения денежного предложения привело к усилению тенденции демонетизации экономики: если номинальный ВВП за три квартала вырос на 18,2%, денежная масса М2 – только на 5,8%.

Таким образом, в экономике Украины в 2016 г. были начаты медленные тенденции экономического роста, движущие силы которых оказались неожиданными для многих экспертов. Активное увеличение капитальных инвестиций, которое происходило из-за неблагоприятных тенденций как на внешних, так и на внутренних рынках, при сохранении затрудненного доступа к кредитованию и крайне слабых бюджетных стимуляторах свидетельствует о здоровых процессах адаптации бизнеса к макроэкономическим рискам, его реагировании на конкурентные вызовы и может предшествовать этапу циклического оживления.

ПРОГНОЗ-2017: ЭКОНОМИКА

Мировая экономика в 2017 году и Украина

Высокий уровень открытости экономики Украины обусловливает значимость влияния на национальное экономическое развитие глобальных экономических трендов.

Ведущие международные аналитические структуры исповедуют осторожный оптимизм по поводу динамики в мировой экономике в 2017 г. Ожидается умеренное ускорение ее роста по сравнению с 2016 г. В частности, эксперты ОЭСР прогнозируют прирост мирового ВВП в 2017 г. на 3,2%. Fitch Ratings, напротив, более консервативны, ожидая 2,9% прироста ВВП мира в 2017 г.

Ожидается разнонаправленная динамика развитых экономик. Если для США эксперты ОЭСР прогнозируют в 2017 г. ускорение роста ВВП на 0,7 п.п. до 2,1%, в Еврозоне, напротив, ожидается замедление роста на 0,1 п.п. до 1,4%, а в Великобритании – снижение динамики сразу на 0,8 п.п. до 1%.

Глобальную ситуацию несколько улучшают высокие темпы роста в развивающихся странах. Эксперты ОЭСР ожидают замедление лишь на 0,3 п.п. в Китае, который в 2017 г. имеет возможность сохранить стремительный рост ВВП на уровне 6,2% в год (Fitch также прогнозирует замедление с 6,7% до 6,4%).

Еще более динамичной является экономика Индии, которая ускорится до 7,5%. Выход из рецессии предполагается для Бразилии и России. Ускорение экономического роста в США и снижение рисков рецессии экономики Китая позволяют прогнозировать благоприятные условия для развития экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

По мнению экспертов ОЭСР, победа Д. Трампа в США, Брекзит, рост популярности авторитарных лидеров и автаркичной политики в странах Европы – общие признаки нарастания «глобального популизма». Который, в частности, будет проявляться в замедлении распространения глобализации, росте протекционизма и распространении в развитых странах проактивной политики, ориентированной, в первую очередь, на увеличение числа рабочих мест.

Снижение процентных ставок из-за затяжной экономической депрессии создает возможность для расширения фискальной экспансии при сохранении неизменности долговой нагрузки на развитые экономики. Сохраняется также пространство для сочетания фискальных стимулов со смягчением монетарной политики с целью поощрения роста. Однако сами лишь монетарные и фискальные смягчения не в состоянии обеспечить выход из «ловушки» низких темпов роста, поэтому в рамках реализации политики, ориентированной на улучшение настроения избирателей, они будут дополняться структурными шагами: инвестированием в развитие инфраструктуры, содействием развитию малого бизнеса.

По мнению экспертов МВФ, опасения относительно нарастания тенденций протекционизма является существенно преувеличенными. Ведь на современном уровне глобализации работа на внешних рынках создает значительную часть рабочих мест в развитых экономиках, поэтому дальнейшее сужение международной торговли несовместимо с целями «глобального популизма».

Итак, к числу структурных реформ будут отнесены меры, направленные на поощрение экспорта и увеличение отдачи для национальных компаний от участия в глобальном разделении труда. В частности, это может касаться содействия интернационализации малого и среднего бизнеса.

Специалисты ОЭСР прогнозируют ускорение роста глобальной торговли в 2017 г. на 2,9% по сравнению с 1,9% в 2016 г. Между тем, роль торговли как драйвера роста глобальной экономики остается заметно слабее, чем в период до кризиса 2008 года. Соотношение прироста глобальной торговли и прироста глобального ВВП составляет в 2016 г. 1,05, тогда как в среднем за период 1986-2007 гг. прирост торговли в 2,14 раза превышал прирост глобального ВВП.

Экономика Еврозоны будет оставаться под прессом последствий Брекзита. Неопределенность процессов, которые его сопровождают, заставляет аналитиков «подстраховываться» в части прогнозов. Поэтому не исключено, что прогнозы стагнации европейской экономики постепенно будут пересматриваться в сторону улучшения. К тому же, эксперты МВФ ожидают, что после первого шокового эффекта от стремительного роста притока мигрантов сейчас он начнет оказывать положительный эффект для производительности экономик-реципиентов через рост совокупного спроса.

Наконец, девальвация евро относительно доллара (в т.ч. из-за вышеупомянутых ожидаемых изменений в экономике США) улучшит конкурентоспособность европейских производителей на внешних рынках, что также станет дополнительным фактором экономического роста в Еврозоне.

Согласно прогнозам, ожидается умеренная положительная динамика цен на основную экспортную продукцию Украины. В частности, по данным Национального банка Украины, в 2017 г. цены на сталь вырастут в среднем на 5%, что произойдет в первую очередь из-за уменьшения объемов экспорта стали Китаем, который реализует программу по переориентации экономики на внутренний рынок. При этом по прогнозам World Steel Association, мировой спрос на сталь вырастет на 0,5%, в т.ч. в ЕС – на 1,4%.

Мировые цены на пшеницу в 2017 г. вырастут, по прогнозу Всемирного банка, на 5,3%.

Эксперты прогнозируют в 2017 г. сохранение стабильной средней цены нефти марок Brent и WTI на уровне 45 долл. за баррель. Тренды возможного подорожания нефти из-за согласования ограничений стран ОПЕК и роста спроса на нее на фоне глобального экономического оживления, по мнению специалистов Fitch, будут компенсироваться разблокировкой нефтяных запасов США и увеличением добычи сланцевого газа. Впрочем, это усиливает потенциал волатильности рынка нефти, состояние которого в таком случае зависит от политических решений новой администрации США.

Вышеуказанные тенденции глобальной экономики в 2017 г. дают основания для осторожного оптимизма относительно перспектив развития экспортоориентированных секторов в Украине. Следует ожидать более благоприятных условий для экспортеров аграрной и машиностроительной продукции, доля которых в структуре товарного экспорта должна увеличиться в первую очередь вследствие уменьшения доли продукции металлургии, мировые рынки которой находятся в стадии стагнации.

Общая ограниченность динамики глобальной торговли не позволяет ожидать полноценного восстановления роли экспорта как двигателя экономического роста по образцу 2003-2004 гг. или 2006-2007 гг., однако восстановление положительных показателей прироста экспорта весьма вероятно.

Двигателем роста экспорта на европейском векторе будут преимущественно институциональные и структурные факторы: реализация эффектов действия Соглашения об ассоциации с ЕС, рост притока европейских инвестиций и включение украинских компаний в международные цепочки стоимости и др. Постепенная ассимиляция вновь прибывших мигрантов несколько изменит структуру спроса в Еврозоне, что облегчит конкурентные условия для украинских производителей.

Ускорение роста в развивающихся странах будет способствовать восстановлению тренда ускоренного увеличения экспорта на азиатском направлении, который был присущ периоду 2010-2013 гг. Основание для позитивных прогнозов будет являться дальнейшее развитие экономических контактов с Китаем и Индией, которые интенсифицировались в 2016 г.

Ожидаемое изменение соотношения стоимости мировых валют также будет способствовать возобновлению тренда смещения географии экспорта из Еврозоны. Европейские товары и услуги из-за девальвации евро станут более конкурентными в развивающихся странах, которые тяготеют к доллару, который, как ожидается, будет ревальвировать.

Подписание Украиной Соглашения ВТО о государственных закупках открывает украинским компаниям путь к участию в тендерах, которые будут проводиться в развитых странах, в частности, в ЕС, в рамках активизации бюджетных расходов на развитие инфраструктуры. Речь идет о значительном сегменте машиностроения (энергетического, транспортного, строительного и т.д.), а также металлургии и др.

Однако предполагаемый рост экспорта лишь определенным образом будет компенсировать опережающий прирост импорта, связанный с дальнейшим увеличением инвестиционного и потребительского спроса, ослабляя негативное влияние чистого экспорта в прирост ВВП. Главные двигатели экономического роста будут позиционироваться на внутренних рынках.

Экономика Украины в 2017 году

Сохранение и усиление тенденций экономического роста в 2017 г. критически зависит от продолжения тренда увеличения капиталовложений в основной капитал. Этот фактор роста обеспечивает его устойчивость и долговечность благодаря усилению адаптивности экономики к конкурентным вызовам. Должна ощущаться отдача от осуществленных в 2016 г. капиталовложений. Экономика будет более чувствительной к позитивным сигналам, в том числе – структурных реформ в сфере дерегуляции, проактивного действия бюджетных расходов развития и др. В частности, значительные капиталовложения в аграрный сектор должны ослабить зависимость урожайности от погодных условий, поэтому вероятен дальнейший рост валового выпуска в отрасли.

Можно ожидать, что в 2017 г. усилится тенденция адаптации субъектов хозяйствования и потребителей к посткризисным реалиям, которыми являются повышенный уровень макроэкономической неопределенности и высокие внутриполитические и внешние риски безопасности. Это позволит сохранить тренд роста капитальных инвестиций, улучшить предпринимательские ожидания и потребительские настроения. В случае достижения стабилизации ситуации в зоне АТО, дополнительными факторами роста станут восстановление разрушенного жилья и инфраструктуры, восстановление деловой активности в «прифронтовой» зоне.

В связи с продолжением роста строительной деятельности с высокой вероятностью можно ожидать положительной динамики в кластерах, связанных с производством строительных материалов (производство неметаллической минеральной продукции, пластмасс и полимеров, изделий из древесины, лаков и красок, часть готовых металлических изделий).

Кластер дорожного строительства также будет расти на фоне выделения средств государственного бюджета и бюджетов местных общин, которые будут направлять растущие доходы на ремонт и строительство местных дорог. Бюджетом-2017 предусмотрено направить 6,6 млрд. грн. на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования, 3,7 млрд. грн. – на развитие автомагистралей и реформу дорожного сектора и 0,85 млрд. грн. – на строительство отдельных объектов.

Дополнительным стимулятором для строительной отрасли может стать ряд бюджетных программ по поддержке жилищного строительства. Ожидается удешевление стоимости ипотечных кредитов и кредитов на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья вкупе с расширением льготного кредитования индивидуальных сельских застройщиков и увеличением финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности зданий. Бюджетом-2017 предусмотрено создание Фонда энергоэффективности с объемом финансирования 400 млн. грн. Предполагается, что именно в таком формате будет обеспечено эффективное использование средств государственного бюджета и донорской помощи.

Эффект прироста капитальных инвестиций для сектора машиностроения будет тормозиться проблемами доступа предприятий к «длинным» ресурсам, необходимым для восстановления и усовершенствования производства в соответствии с современным уровнем запросов инвесторов. Следовательно, первенство в развитии будут иметь подотрасли, которые уже имеют по тем или иным причинам устоявшиеся цепи финансирования через емкие рынки, вертикальную интеграцию или программы бюджетного финансирования.

К таким, в частности, относятся: аграрное машиностроение, производство машин для пищевой промышленности, для металлургии, энергетическое оборудование, связанное с инвестированием в энергосбережение, производство железнодорожного подвижного состава, отрасли оборонно-промышленного сектора. Бюджетом-2017 предусмотрено направить на развитие вооружения и военной техники Вооруженных сил Украины 6,5 млрд. грн.

Определенная спонтанность инвестиционной деятельности будет сдерживать темпы роста капиталовложений из-за ограниченного межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов. Хотя в банковской сфере в целом прогнозируется стабилизация после «банкопада» 2015-2016 гг. вряд ли стоит ожидать существенного восстановления кредитования, особенно после вступления в действие усиленных регуляторных требований по формированию специальных резервов, а, следовательно, более жестких подходов к отбору заемщиков.

Прирост капиталовложений может ускориться в случае активизации инвестиционной политики государства. Сейчас в первом чтении принят ряд законопроектов, которые могут осуществить сдвиги в этой сфере. По снижению налоговой нагрузки, созданию преференциальных условий для развития бизнеса в индустриальных парках (№2552а-д, 2555а-д), гарантирования прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения энергетической модернизации (№4549), ряд других законопроектов относительно инвестиционных преференций, представленных правительством в парламент. Однако вероятность того, что они начнут работать уже в 2017 г., будет определяться степенью их рискованности для бюджетных поступлений и наполнения государственного бюджета.

На состояние бюджетного инвестирования может повлиять осуществление расходов по бюджетной программе “Государственный фонд регионального развития” (3,5 млрд. гривен). То есть отнесение большей доли этих средств специальному фонду ставит финансирование проектов Фонда под существенный риск.

Продолжение практики смещения доли бюджетных расходов в местные бюджеты будет концентрировать бюджетные инвестиции в сферах локального инфраструктурного и коммунального строительства. Органы местного самоуправления до сих пор в полной мере не владеют методологией и информацией относительно существующих инструментов и практик вложения средств бюджетов. Особенно в новообразованных объединенных территориальных общинах, а также ввиду нехватки координации таких вложений в рамках стратегии регионального развития, эффективность этих вложений для системного улучшения условий экономического роста и повышения инвестиционной привлекательности будет невысокой.

Возможности распространения инвестиционной активности на другие области будут сужаться также ограниченностью пространства для маневра денежно-кредитной политикой из-за сохранения Национальным банком жесткого антиинфляционного контроля в рамках политики инфляционного таргетирования. Вероятное повышение инфляционных рисков в связи с удвоением минимальной зарплаты поставит НБУ в дополнительные монетарные ограничения, которые затрудняют доступ к кредитным ресурсам для инвестирования.

Смягчение политики регулятора маловероятно, учитывая потребность в продлении кредитной программы МВФ, необходимой для надлежащего обслуживания внешнего долга (потребность в уплате в 2017 г. долгов правительства и НБУ составит 3,6 млрд. долл.).

Ограниченная реакция национальной экономики на рост спроса закрепит тенденцию увеличения дефицита внешней торговли по мере восстановления экономического роста, что, в свою очередь, будет усиливать потребность во внешнем кредитовании для сохранения стабильности национальной валюты.

Альтернативой наращиванию заимствований может стать увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Оно в 2017 г. является достаточно вероятным, учитывая прогресс в сфере дерегуляции и улучшение инвестиционного климата в Украине, развитие отношений с европейскими партнерами в рамках зоны свободной торговли Украины и ЕС, оживление интереса к Украине со стороны представителей капитала азиатских стран.

Согласно результатам рейтинга Doing Business-2017, Украина заняла 80-е место среди 190 стран мира. Это значение на три позиции выше по сравнению с рейтингом-2016. В частности, по составляющим «регистрация предприятия» – с 30-го до 20-го места; «подключение к электросетям» – с 137-го до 130-го места; «налогообложение» – с 107-го до 84-го места.

По расчетам экспертов Всемирного банка, один пункт в рейтинге Doing Business приносит государству около 500-600 млн. долл. дополнительных инвестиций, поэтому за этим показателем предусматривается увеличение объема привлечения прямых иностранных инвестиций в Украину в 2017 г. в среднем на 1,5 млрд. долл.

Положительным ожидается в 2017 г. вклад в экономический рост со стороны конечного потребления домохозяйств. Основным двигателем этого следует считать повышение с 1 января 2017 г. минимальной заработной платы до 3200 грн. Увеличение доходов малоимущих категорий населения будет способствовать росту потребительского спроса, прежде всего, на товары повседневного потребления массового производства. Это будет стимулировать выпуск продукции пищевой и легкой промышленности.

Однако мощность и продолжительность этого эффекта, как и в ситуации с капитальным инвестированием, будет зависеть от доступа предприятий к ресурсам развития, необходимым для приведения производительности труда в соответствие с ее повышенной стоимостью и адекватным реагированием на рост потребительского спроса. Именно от такой адекватной реакции будет зависеть результирующее влияние повышения минимальной заработной платы: будет достигнуто распространение стимулирующих «волн» на различные сектора экономики, что будет вести к кумулятивному росту доходов, и поддержит начатый правительством процесс снижения уровня расслоения населения по доходам.

Как уже отмечалось выше, при действующей модели макроэкономической политики, такие «волны» могут иметь затухающий характер, поскольку, порождая инфляционные риски, побуждая к усилению ограничений на денежно-кредитном рынке, что будет затруднять увеличение производства в ответ на рост спроса.

Эффект от повышения минимальной заработной платы будет несколько ослаблен из-за уменьшения объемов субсидирования жилищно-коммунальных услуг и усиления отвлечения на эти потребности большей части платежеспособного спроса. К тому же, с 1 марта 2017 г. запланировано очередное повышение стоимости электроэнергии. А динамика тарифов на природный газ и производных от него будет определяться изменениями мировых цен и возможным разблокированием рынка природного газа (сейчас до 1 апреля 2017 г. действует Положение о возложении специальных обязанностей на субъекты рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа).

Негативные тенденции можно спрогнозировать относительно значительной доли домохозяйств с доходами выше среднего, которых не будет задевать повышение минимальной заработной платы. Эти домохозяйства, как правило, имеют разветвленную структуру потребления с ориентацией на товары и услуги индивидуального направления и традиционно являются главными целевыми группами для предприятий малого бизнеса. Это вызывает сомнение относительно возможности компенсации малому бизнесу потерь от повышения фискальной нагрузки за счет увеличения потребительского спроса.

Относительно домохозяйств, которым удастся сохранить и увеличить объем доходов, при условии прекращения опережающей девальвации гривны это будет способствовать увеличению спроса на товары и услуги импортного происхождения (автомобили, бытовая техника и электроника, туристические поездки и прочее), что окажет негативное влияние на экономический рост.

Неопределенность перспектив и нестабильность основных экспортных рынков при «разогреве» внутреннего спроса и отказ Нацбанка от влияния на обменный курс гривны обусловит сохранение ощутимых курсовых колебаний. Если на потребительском рынке ограниченность доходов, значительный уровень недооцененности гривны и сохранение высоких девальвационных ожиданий будут стимулировать распространение «стихийного» импортозамещения товаров повседневного потребления, то импорт инвестиционной продукции будет активно расти, особенно на фоне активизации притока иностранных инвестиций.

Между тем, компенсация растущего отрицательного сальдо счета текущих операций платежного баланса Украины будет проблематичной из-за значительных выплат по внешнему долгу. Как итог, стоит ожидать «ползучую» девальвацию гривны с темпами, не ниже, чем уровень инфляции.

Риски

Изложенные выше прогнозные тренды развития украинской экономики в 2017 г. сформированы в определенных базовых предположениях, которые исключают экстремальные факторы влияния. Между тем, следует учесть потенциальную возможность актуализации ряда рисков, которые могут помешать реализации приведенных прогнозов:

Риски глобальной экономики. Снижение показателей роста мировой экономики и ухудшение конъюнктуры традиционных экспортных рынков под влиянием кризисных явлений в экономической сфере и/или ухудшения международной стабильности. Следствием будет возобновление спада в экспортоориентированных секторах экономики Украины и снижение притока прямых иностранных инвестиций.

Активизация боевых действий на востоке Украины. Усиление военных рисков может привести к нарастанию негативных ожиданий и ухудшению инвестиционной привлекательности экономики. Это затормозит инвестиционные процессы и ухудшит потребительские настроения, нивелирует ожидаемое положительное влияние восстановительных процессов на территориях, прилегающих к зоне конфликта, ухудшит ситуацию с поставкой сырья для металлургии, а также сформирует потребность в дополнительном направлении ограниченных бюджетных средств на нужды обороны.

Обострение внутриполитического кризиса, в частности, правительственного и парламентского кризиса. Этот фактор снизит действенность экономической политики, усилит экономическую нестабильность, ухудшит предпринимательские и инвестиционные настроения, инфляционные и курсовые ожидания.

Чрезмерное ускорение инфляции на основе «разогрева» потребительского рынка, что приведет к слишком жесткой монетарной политике, угнетению капитального инвестирования и торможению экономической активности в целом.

Превышение планового показателя девальвации, заложенного в Бюджет-2017, которое может привести к дополнительному усилению инфляции, удорожанию импортных энергоресурсов, росту потребности в дополнительных средствах для погашения и обслуживания государственного долга в иностранной валюте.

Неполучение ожидаемых дополнительных поступлений в бюджет и Пенсионный фонд от повышения минимальной заработной платы, что заставляет покрывать бюджетный разрыв через увеличение заимствований на внутреннем рынке и будет угрожать макроэкономической дестабилизацией, или вынужденным ужесточением монетарной политики, или, как альтернатива, уменьшением бюджетных расходов, из которых самыми первыми будут сокращены расходы развития.

Усиление популистских настроений (вероятно, на основе политического кризиса), что может привести к повышению определенных социальных расходов без четкого финансового обеспечения.

Предотвращение указанных рисков должно быть включено в число приоритетных направлений политики государства в 2017 г.

Авторский коллектив: Аврамченко К., Гороховец Э., Дешко А., Дурнева Т., Жалило Я., Ковалевская С., Онуфрик М., Яковенко И.

Источник: Институт социально-экономических исследований

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий