Неэффективная реализация программ регионального развития и отсутствие контроля привели к ряду экологических проблем в Украине

22.04.2017 – Неэффективная реализация программ регионального развития и отсутствие контроля привели к ряду экологических проблем в Украине. Об этом говорится в дорожной карте стратегического развития торговли Украины, разработанной при технической поддержке Международного торгового центра (МТЦ), передает BusinessForecast.by.

Читайте также: Украина недоиспользует торговый потенциал с 75 странами мира и недополучает около 6 млрд. долл.

Коррупция является ключевой проблемой для ведения бизнеса в Украине

Украина ведет переговоры о подписании соглашений о свободной торговле с Сербией, Израилем и Турцией

Низкая конкурентоспособность Украины негативно влияет на возможность интеграции в глобальные цепочки добавленной стоимости

Недостаточно урегулированная экономическая деятельность, неэффективная реализация программ регионального развития и отсутствие системы контроля привели к ряду экологических проблем в Украине. В том числе к ухудшению состояния почвы (черноземов), чрезмерному загрязнению воздуха и воды в промышленных районах, а также исчезновению некоторых видов растений и животных из-за разрушения или ухудшения их природного места обитания. Из-за особенностей структуры экономической деятельности больше всего пострадали Днепропетровская, Запорожская, Донецкая и Луганская области.

Недостаточная осведомленность населения об экологических нормах и целях устойчивого развития. Из-за нехватки бюджетных средств, которая является постоянной проблемой для правительства, на мероприятия по обеспечению внедрения природоохранного законодательства и повышению социальной значимости природоохранной деятельности были выделены ограниченные финансовые ресурсы. Нужны взносы частного сектора и, в частности, крупных предприятий, особенно в долгосрочную программу техногенной безопасности.

Однако на сегодняшний день украинские предприятия не готовы отказываться от сиюминутной выгоды ради безопасности окружающей среды. Для изменения этой ситуации в ближайшей перспективе необходимо обеспечить предприятиям достаточные экономические стимулы для внедрения экологически чистых технологий с целью уменьшения влияния на окружающую среду.

Основные тезисы

Анализ структуры конкурентоспособности в четырех измерениях (предложение, предпринимательская среда, доступ на рынок и развитие) показывает, что для устранения существующих сейчас ограничений украинская экономика нуждается в комплексных интегрированных мероприятиях. При этом следует уделить особое внимание и направить усилия в тех направлениях, которые имеют решающее значение для экспортной конкурентоспособности украинских предприятий, а именно:

Информация о международной торговле и продвижении экспорта,

Транспортировка и упрощение процедур торговли,

Развитие навыков,

Инновации для экспорта.

Укрепление этих кросс секторальных функций позволит существенно улучшить бизнес-среду в Украине и будет способствовать повышению конкурентоспособности не только экспортоориентированных секторов, но и национальной экономики в целом. Эта Дорожная карта является первым шагом в разработке индивидуальных кросс секторальных стратегий в рамках Национальной экспортной стратегии.

Путь вперед

На базе проведенного комплексного анализа торговли и экономической среды Украины, инвестиционного климата и инновационной системы, а также институциональной среды Украины, планов развития и основных причин низкой конкурентоспособности, в этом разделе определены стратегические вопросы, необходимые для реализации Дорожной карты. В частности, видение стратегических и операционных целей, приоритетного сектора и кросс секторальных функции, а также План действий.

Видение и стратегические цели

Единственное видение, содержание которого изложено как наставление для реализации Дорожной карты в течение следующих трех-пяти лет, было сформулировано и согласовано во время консультаций по подготовке Дорожной карты. В нем отражены амбиции страны и единая позиция участников проекта относительно роли экспорта в украинской экономике сегодня и в ближайшем будущем.

Ниже сформулированы предложенные видения и стратегический подход в этом направлении, согласованные со всеми участниками проекта в Украине.

Экспорт наукоемкой инновационной продукции для устойчивого развития и успеха на мировых рынках

Для реализации этого видения определены стратегические цели, которые в свою очередь обеспечивают ориентиры для реализации Дорожной карты по трем стратегическим направлениям в следующие пять лет. Тремя обозначенными стратегическими целями являются:

1. Создание благоприятных условий, стимулирующих торговлю и инновации для диверсификации экспорта

Существующие в настоящее время условия осуществления предпринимательства недостаточно стимулируют предприятия к инновационной деятельности и диверсификации экономики. Вследствие этого не используются в полной мере талантливые кадры и потенциальные возможности экономики, а экспортная корзина состоит из незначительного количества товаров относительно низкой добавленной стоимости.

Изменение этой ситуации является определяющей задачей данной стратегии. Цель заключается в создании прочного фундамента для формирования экспорта, основанного на знаниях и инновациях. Содействие в сотрудничестве между предприятиями и учебными заведениями в области инноваций является одним из ключевых элементов реализации этой стратегической цели и должно сопровождаться осуществлением мероприятий, обеспечивающих защиту прав интеллектуальной собственности и привлечение инвестиций.

На операционном уровне предусмотрено достижение следующих промежуточных целей:

Укрепление комплексной институциональной основы для стимулирования инноваций. Это касается стимулирования предложения инноваций. Учебные заведения, научно-исследовательские центры и другие учреждения по поддержке торговли должны играть важную роль в обеспечении технических и интеллектуальных ресурсов, необходимых для инноваций. Кроме того, со стороны институтов должны быть обеспечены следующие условия осуществления предпринимательской деятельности, которые будут стимулировать инновации, например, гарантировать защиту прав интеллектуальной собственности;

Усиление инновационного потенциала предприятий. Это касается спроса на инновации.

Необходимым является повышение осведомленности предприятий о том, что инновации требуют наличия определенного менталитета, а также соответствующих навыков и компетенций. Необходимо обеспечить возможность трансформации инноваций в новые или более качественные товары/услуги или целевые рынки;

Улучшение политико-экономических условий для осуществления торговли. Результатом достижения этой оперативной цели должно быть решение ключевых вопросов торговой политики и упрощение процедур торговли. В частности, должно быть обеспечено содействие электронной коммерции, укреплен потенциал торговых переговоров, повышена прозрачность и упрощены таможенные процедуры.

Осуществление этих мероприятий имеет значение для совершенствования условий ведения предпринимательской деятельности, в частности, для МСП как экспортеров.

2. Развитие услуг по поддержке бизнеса и торговли, способных повысить конкурентоспособность предприятий, в частности, МСП

На сегодняшний день предприятия наталкиваются на серьезные препятствия в бизнес-среде, где им приходится работать. Некоторые из этих преград связаны с качеством доступных для предприятий услуг по поддержке торговли. Институты поддержки торговли должны действовать более скоординировано и предлагать предприятиям, в частности МСП широкий спектр услуг, способных принести реальную пользу таким предприятиям. Это могут быть услуги по предоставлению практических рекомендаций по определению внешнего спроса, а также адаптации товаров и услуг к нему.

Эта стратегическая задача касается непосредственно институтов по поддержке торговли в контексте возможности предоставления ими соответствующей информации по спросу и проведения опроса в необходимых направлениях рынка услуг, необходимых для разработки предприятиями таких предложений, которые наилучшим образом будут соответствовать определенному спросу. Ключевым элементом реализации этой стратегической задачи является повышение качества имеющейся инфраструктуры и применяемого технического регулирования.

Кроме того, важными элементами реализации этой задачи являются разработка эффективных и рациональных финансовых решений для предприятий и упрощение процедур торговли.

На операционном уровне предусмотрено достижение следующих промежуточных целей:

2.1. Совершенствование координации деятельности институтов по поддержке торговли, привлеченных к реализации торговой политики и развитию экспорта. Результатом достижения поставленной оперативной цели должна стать синхронизация существующих в Украине различных политик торговли и развития, повышение эффективности существующих механизмов поддержки и их адаптация к потребностям предприятий, в частности МСП.

2.2. Укрепление сети услуг по поддержке бизнеса и торговли, предоставляемых экспортерам. Результатом достижения этой оперативной цели должна стать активизация усилий по продвижению экспорта, углубление знаний о конъюнктуре рынка, повышение качества инфраструктуры и технического регулирования параллельно с разработкой действенных и рациональных финансовых решений для предприятий.

3. Укрепление навыков и компетенций предприятий, в частности МСП, необходимых для участия в международной торговле

События последних лет существенно отразились на долгосрочных торговых отношениях с Российской Федерацией как с традиционным партнером. Это подтолкнуло многих экспортеров выйти за пределы естественной зоны комфорта. Постепенно предприятия адаптируются к новым условиям, хотя процесс адаптации оказался нелегким экзаменом для руководителей предприятий.

Эта стратегическая задача касается непосредственно руководителей предприятий и, в частности, повышения их профессиональных навыков, знаний и компетенций, необходимых для достижения успеха на международных рынках. Ключевым элементом выполнения этой задачи является обеспечение всех, кто имеет дух предпринимательства, необходимой поддержкой для его реализации путем создания условий для развития бизнес идей и достижения успеха в родной стране (средство решения проблемы “утечки мозгов”).

Еще одним важным элементом является синхронизация и достижение баланса между навыками, востребованными предприятиями и навыками, которые формирует сегодня система образования.

Выведение бизнеса из тени и стимулирование мобильности рабочей силы также имеют ключевое значение в этом контексте.

На уровне практической реализации предусмотрено достижение следующих промежуточных целей:

3.1. Стимулирование духа предпринимательства среди предприятий, в частности МСП, и молодежи.

Результатом достижения этой операционной цели станет формирование предпринимательского типа мышления в стране, появление стимулов для перехода от неофициальной к официальной занятости и поощрение мобильности рабочей силы;

3.2. Улучшение управленческих навыков среди действующих предприятий, в частности МСП. Это касается в первую очередь существующих малых и средних предприятий. В частности, результатом достижения этой операционной цели должно стать улучшение управленческих навыков руководителей, что поможет им лучше определяться с бизнес направлениями и выполнять свои функции по управлению производством, маркетингом и финансами;

3.3. Обеспечение соответствия системы образования потребностям предприятий, в частности МСП.

Результатом достижения этой операционной цели должно стать создание максимального баланса между спросом и предложением профессиональных навыков на рынке труда, а также обеспечение технической и управленческой подготовки образования, которое даст возможность повышения производительности.

Приоритетные сектора

Учитывая ограниченность ресурсов для развития экспорта при определении приоритетных секторов необходимо предусмотреть подходящее и реалистичное распределение ресурсов для развития экспорта. Для максимальной эффективности в обеспечении конкурентоспособности торговли Дорожная карта должна сочетать меры воздействия на экономику в целом с конкретными мерами, ориентированными на соответствующие сектора стратегического значения.

Сектор – это группа товаров или услуг, которые тесно связаны через общность исходных ресурсов, процессов производства и имеют общую цепь добавленной стоимости. Обычно сектор не ограничивается единственным продуктом или единой тарифной позицией, а создается на основе нескольких связанных товаров или услуг (кластеров).

Поэтому выбор приоритетных секторов является первой ключевой задачей, поскольку учитывая специфику соответствующего сектора, будет определяться направление развития и соответствующая стратегия. Еще один ключевой критерий определения приоритетного сектора – четкое определение характера мер, предложенных на уровне сектора.

Критерии отбора

Отбор приоритетных секторов, будет способствовать достижению целей Дорожной карты, должен осуществляться путем сочетания количественных и качественных критериев. Соответствие секторов установленным критериям, определяется, учитывая способность предложить в хорошо сбалансированном соотношении существующие и новые товары и услуги. При окончательном выборе должны учитываться их соответствие целям и способность развиваться по траектории, предусмотренной стратегией для страны. Для Украины были определены следующие критерии отбора:

Секторы, способные способствовать инновациям, модернизации и созданию высокой добавленной стоимости. Подавляющее большинство участников проекта по разработке Дорожной карты согласились с тем, что наиболее подходящим критерием отбора приоритетных секторов должна быть потенциальная способность соответствующего сектора стать движущей силой инноваций для экономики в целом. Секторы, избранные по этим критериям, должны обеспечивать «эффект перетекания» для других секторов, например, способствовать увеличению предложения смежных секторов. Предпочтение следует оказывать секторам, которые создают высокую добавленную стоимость.

Сектора с потенциалом для развития МСП. Еще один важный критерий для определения приоритетных секторов – это потенциальное влияние выбранных секторов на МСП. Из-за намерения участников проекта по разработке Дорожной карты, избрание секторов по этому критерию позволит отойти от существующей ложной тенденции по концентрации материальных благ в сегменте крупных предприятий и обеспечить их равномерное распределение среди населения.

Считается, что крупные предприятия и бизнесмены уже имеют в своем распоряжении необходимые инструменты и средства и поэтому способны помочь с офисами. В свою очередь, МСП обычно считаются более чувствительными к рискам и нуждаются в поддержке.

Секторы с высоким спросом на мировых рынках. По решению участников приоритетными следует также определять секторы, которые сейчас развиваются во всем мире и которые могут стать движущей силой для роста в ближайшие годы. Четко определено, что Украина должна обратить внимание на сектора, имеющие наибольший потенциал для увеличения торговли в будущем.

Другими факторами, которые повлияли на конечный выбор секторов, являются: возможность создания новых рабочих мест, привлечение украинских и иностранных инвестиций, существующее сравнительное преимущество и потенциал вовлечения страны в глобальные цепи добавленной стоимости.

Перечень приоритетных секторов

Список критериев, указанных выше, был использован для создания полного перечня предварительно отобранных секторов. Этот перечень был представлен на рассмотрение участникам проекта по разработке Дорожной карты в ходе второй национальной консультации. Далее приведен полный перечень секторов, предварительно выбранных из числа всех предложенных. Эти сектора отвечают установленным критериям.

Полный перечень секторов

Химическая промышленность;

Образовательные услуги;

Энергия и твердое биотопливо;

Фармацевтическая промышленность;

Титановые изделия;

Авиационно-космическая промышленность;

Строительные услуги;

Креативные услуги (реклама, киноиндустрия, индустрия моды и т.п.);

Медицинские услуги (стоматология, репродуктивная медицина и трансплантация);

Изделия из древесины;

Туризм (горный, исторический, этнический и эко-туризм);

Пищевая промышленность (готовые пищевые продукты, продовольственное сырье, овощи, фрукты, ягоды, мясо птицы, сыр, молоко, органические продукты, семена, пшеница, кондитерские изделия, орехи, мед, рыба, вода);

Легкая промышленность (игрушки, обувь, аксессуары, одежда, дизайнерская одежда, экологическая продукция);

Машиностроение (энергетика, автомобилестроение, электронные автомобили, железнодорожный транспорт, экологически чистые технологии и запчасти);

Транспортные и логистические услуги;

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Во время консультаций и обсуждений с участием заинтересованных сторон перечень приоритетных секторов был сужен и доработан, а также было рассмотрено соответствие критериям и потенциал этих секторов. В результате приоритетными секторами для Дорожной карты были определены:

Сектор информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): Сектор представлен, главным образом, центрами по разработке программного обеспечения, а также научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими (НИОКР) центрами. Этот сектор отличается значительной базой признанных программистов и созданных компаний и ежегодно пополняется высококвалифицированными выпускниками высших учебных заведений;

Сектор креативных услуг: Сектор представлен различными подсекторами, такими как услуги по рекламе и связям с общественностью (PR), ремесла, дизайн, киноиндустрия, индустрия моды, издательские и другие исполнительские и визуальные искусства;

Сектор туризма: Сектор туризма, с одной стороны, является традиционным и важным компонентом экономической деятельности в Украине, а с другой, этот сектор испытывает спад в связи с нестабильной геополитической ситуацией, которая сложилась в течение последних лет. Особый потенциал имеют такие виды туризма как: эко-туризм, экстремальный, культурный, деловой туризм (MICE) и образовательный;

Сектор технического обслуживания и ремонта воздушных судов: Сектор представлен несколькими предприятиями технического обслуживания и ремонта воздушных судов в основных аэропортах страны. Университеты и технические вузы готовят специалистов с соответствующими навыками;

Сектор производства запасных частей и комплектующих изделий для аэрокосмической и авиационной промышленности: Украинская аэрокосмическая отрасль является консолидированным сектором, который производит хорошо известные самолеты, а также запчасти и комплектующие к ним.

Сектор машиностроения: В секторе доминирует общее машиностроение: турбовинтовые двигатели, газотурбинные двигатели, насосы и изолированные провода, кабеля для транспортных средств. Тяжелое машиностроение включает: транспортные средства, железнодорожные и трамвайные локомотивы, запчасти и комплектующие к ним. Украина является относительно важным промышленным производителем по сравнению с международными производителями;

Сектор пищевой промышленности: Этот сектор является одним из важнейших отраслей экономики и включает в себя в частности: пищевые ингредиенты, готовые пищевые продукты и органическую продукцию. Сектор обладает огромной ресурсной базой, человеческим капиталом, имеет налаженное производство и опыт работы.

Товары и услуги, которыми представлены избранные приоритетные сектора, согласуются с другими недавними инициативами по определению приоритетных секторов. Так, например, в 2015 году Украина запустила инвестиционную промокампанию Invest in Ukraine Open for U, в рамках ее был предоставлен приоритет еще нескольким секторам. Учитывая наибольшую привлекательность для иностранных инвесторов. Это такие сектора: ИТ-услуги и аутсорсинг, агропромышленный комплекс, здравоохранение и фармацевтика, аэрокосмическая промышленность и энергоэффективность.

Выбранные приоритетные сектора могут быть классифицированы по трем типам в зависимости от уровня развития на данный момент и зрелости, а также типа поддержки, необходимой сектору:

Сектора, которые на сегодняшний день находятся в состоянии упадка или чьи темпы развития замедлились. К ним относятся такие секторы, как авиационная промышленность и тяжелое машиностроение. Эти сектора требуют привлечения инвестиций и инноваций;

Секторы, которые на сегодняшний день находятся на стадии существенного роста. К ним относятся такие секторы как ИКТ и пищевая промышленность. В общем, такие секторы должны использовать существующие возможности на международных рынках и интегрироваться в высшие звенья глобальных цепочек добавленной стоимости;

Секторы на этапе формирования. Эти сектора требуют согласованных постепенных усилий в форме институциональной поддержки, развития сектора и рыночной информации, чтобы иметь возможность достичь необходимой степени зрелости и сложности, необходимых для конкурентоспособности.

К этой категории относятся креативные отрасли и сектор туризма.

Траектория развития

С точки зрения стратегии, при определении секторов, на которых надо сконцентрировать внимание и усилия в первую очередь, следует руководствоваться тем, какое направление задано им стратегией. В дополнение к критериям, которые рассматривались выше, при выборе приоритетных секторов следует ориентироваться на их потенциал для развития торговли в целом, способности опосредованно обеспечить положительное влияние на другие секторы экономики, которые могут представлять интерес, и возможность диверсификации рисков.

Предложенный подход к выбору приоритетных секторов должен способствовать плодотворному взаимному обмену между секторами и при этом не препятствовать развитию всех секторов в случае отсутствия прогресса в одном из них. Например, повышение производительности предприятий по разработке программного обеспечения в конечном итоге принесет выгоду и для других приоритетных секторов, которые используют программное обеспечение. Таким же образом, использование лучших, более безопасных и более дешевых пищевых продуктов принесет выгоду сектору туризма и населению.

По такой логике секторы были сгруппированы в три основных кластера. Существует логическая последовательность в развитии кластеров секторов.

Первый кластер предназначен для развития ведущей группы секторов, в направлении создания высокой добавленной стоимости и инноваций. Этот кластер сосредоточен в аэрокосмическом секторе и включает в себя целый ряд тесно связанных секторов, таких как программное обеспечение и ИКТ, запчасти и комплектующие для авиационной промышленности, услуги технического обслуживания для авиационной промышленности, продукция машиностроения. Это – амбициозный кластер с долгосрочной перспективой.

Второй кластер предназначен способствовать улучшению имиджа Украины за рубежом. Этот кластер базируется на секторах туризма и креативных услуг. Основной целью является привлечение туристов и продвижение имиджа страны за рубежом путем организации мероприятий в Украине. Города Киев, Львов и Одесса богаты на важные природные и архитектурные достопримечательности. Индустрия моды, а также киноиндустрия и реклама хорошо сочетаются с идеей улучшения имиджа страны. Это секторы, которые могут стать реальностью в среднесрочной перспективе.

Третий кластер предназначен содействовать переработке в Украине сырья в продукцию с высокой добавленной стоимостью. Этот кластер зависит от агропромышленности. Он включает в себя элементы инноваций первого кластера и дополняет второй кластер, способствуя улучшению восприятия имиджа страны за рубежом. Товары и услуги, связанные с отраслью обработанных продуктов питания, уже реально существуют в Украине и могут в краткосрочной перспективе дать положительные результаты от поддержки.

Каждый из кластеров характеризуется сочетанием более консолидированных секторов и секторов, которые находятся в зачаточном состоянии или недавно претерпели значительные структурные изменения. Кластеры включают также товары, услуги и секторы, уже охваченные экспортом, и те, что требуют дальнейшего развития для того, чтобы их можно было продавать на международном уровне. Это соответствует обоснованию диверсификации рисков.

Краткое описание приоритетных секторов

Следует также отметить, что каждый сектор нуждается в отдельной секторальной стратегии. Такие стратегии будут разработаны в рамках Национальной экспортной стратегии. Точная сфера приоритетных отраслей с точки зрения подгрупп товаров и услуг, в конечном счете, будет определяться на этапе разработки таких стратегий.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

ИТ-индустрия в Украине включает в себя более 500 аутсорсинговых компаний и 100 всемирных центров исследований и разработок и насчитывает более 50 000 инженеров (по данным отчета «Глобальный индекс размещения трудовых и бизнес ресурсов» – Global service location index 2016). Эта отрасль выросла в геометрической прогрессии в течение последнего десятилетия с 110 млн. долларов США в 2003 году до примерно 2,4 млрд. долларов США в 2014 году. В Глобальном индексе размещения трудовых и бизнес ресурсов за 2016 год (Global service location index), Украина поднялась на 17 пунктов и стала 24-й страной в мире.

В результате быстрого развития сектора коммуникационных и ИТ-услуг в последние годы существенно выросло сальдо торгового баланса при динамичном росте экспорта, среднегодовой темп роста которого в 2008-2015 годы превышал 15%. В 2015 году экспорт ИТ-услуг составил 1,586 млрд. долл. Существенные изменения, наблюдаемые в сфере ИКТ услуг, являются положительными признаками диверсификации продукции и постепенного перехода к современным услугам, которые нуждаются в поддержке.

Много украинских университетов предлагают проведение исследований в области компьютерных наук по разным специализациям, в частности, таким как компьютерная инженерия, программирование, системное проектирование и др. Наиболее известными являются Национальный технический университет Украины “Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского”, Национальный университет “Львовская политехника”, Одесский национальный политехнический университет и Сумской государственный университет.

Креативные услуги

Сектор креативных услуг дает предприятиям возможность использовать творческий потенциал наемных работников. Компании, которые работают в секторе креативных услуг, продают специализированные технические услуги для удовлетворения потребностей предприятий, которые сами не имеют работников с такими способностями. Это услуги агентств по проектированию и производству, организации мероприятий, индустрии моды, сектора рекламы (продвижение, брендинг, развитие талантов, связи с общественностью).

Количество украинских МСП в секторе креативных услуг ограничено. В Киеве, Львове, Харькове, Донецке, Одессе и других крупных городах Украины созданы творческие центры, которые реализовали специальные арт-проекты в сфере традиционного искусства, создавая новые учреждения, такие как креативные агентства, творческие резиденции, частные галереи и др. Но поскольку инициативы остаются на уровне отдельных лиц, сектор творческой экономики в классическом понимании пока еще отсутствует в Украине.

Сектор креативных услуг в Украине включает:

Услуги рекламных агентств и PR-агентств. Общий объем украинского рынка рекламы в 2014 году составлял 9,06 млрд. гривен.

Услуги индустрии моды. Наблюдается растущий спрос на украинские изделия среди украинских потребителей. Был организован ряд показов мод и выставок, в том числе Международный фестиваль моды Ukrainian Fashion Week и Mercedes-Benz Fashion Days.

Услуги киноиндустрии. Украинский парламент принял закон «О государственной поддержке кинематографии в Украине» 28 января 2016 года. В Украине работают 4 национальные кинематографические студии: Киностудия художественных фильмов имени А. Довженко, Киевская киностудия научно-популярных фильмов (Киевнаучфильм), Национальная кинематика Украины и Одесская киностудия художественных фильмов. Также существует более 30 компаний, работающих в области кино, телевидения и коммерческого производства.

Из-за отсутствия достоверной статистической информации сложно оценить уровень развития креативных отраслей в Украине; но база данных ЮНКТАД содержит общие сведения о международной торговле, с разбивкой по отдельным типам продукции творческого труда и креативных услуг. Согласно классификации ЮНКТАД, творческие товары подразделяются на семь групп:

«Изделия» (ковры, пряжа, тканые изделия и т.п.);

«Дизайнерская продукция». (Объекты для интерьера и экстерьера, ювелирные изделия, игрушки и т.д.);

«Аудиовизуальные произведения» (производство фильмов);

«Новые медиа» (носители информации, видеоигры);

«Сценическое искусство» (музыка и компакт-диски);

«Издательство» (книги, газеты и др.);

«Изобразительное искусство» (живопись, фотография, скульптура и др.).

Экспорт продукции творческого труда представлен, в основном, дизайнерской продукцией, товарами для интерьера, изделиями из стекла, ювелирными изделиями и др. На этот сегмент приходится около 75% общего объема экспорта сектора. Такие структурные несоответствия являются, прежде всего, следствием недостаточного развития аудиовизуальной продукции, в основном, киноиндустрии, на которую приходится почти 7% мирового экспорта.

Туризм

Международный туризм является основной категорией в международной торговле услугами. На туризм в 2015 году приходилось 7% мирового экспорта товаров и услуг по сравнению с 6% в 2014 году. В последние годы эта отрасль росла быстрее мировой торговли. В 2015 году после шести подряд лет впечатляющего роста потока туристов, международный туризм достиг уровня 1,186 млрд. туристов. В 2015 году отрасль туризма принесла 1,260 трлн. долл.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2015 году общий вклад путешествий и туризма в ВВП Украины составил 112,4 млрд. гривен (5,3% ВВП); туристический сектор обеспечил непосредственно 214 500 рабочих мест (1,2% общей численности работников).

Учитывая рабочие места, которые косвенно создает туристический сектор, общий вклад сектора составил 4,8% общей занятости (843 000 рабочих мест).

Однако из-за нынешней геополитической ситуации количество туристов в Украине резко сократилось. За последние два года уменьшилось в два раза с 24,7 млн. в 2013 году до 12,4 млн. в 2015 году.

Подавляющее большинство иностранных туристов, которые посетили Украину в 2015 году, это граждане соседних стран (87,8% от общего числа международных прибытий): преимущественно молдаване (35,4%) и белорусы (15,2%).

Прямым следствием падения числа международных прибытий является сокращение доходов от международного туризма и их резкое падение до самого низкого с 2003 года уровня – чуть более 1 млрд. долл. в 2015 году. Доля туризма в общем объеме экспорта услуг резко уменьшилась за последние годы, с более 30% в 2008 году до менее 10% в 2015 году.

Развитие отрасли также усложняется недостаточной инфраструктурой, для которой характерны, в частности: неподходящие транспортные услуги для туристов; низкое качество туристических услуг, неэффективное и нерациональное использование природных ресурсов, отсутствие четкой стратегии развития туристической отрасли и регулирования; недостаточной осведомленности населения о гостиницах, базах отдыха, санаториях и экскурсиях по стране.

Украинская туристическая отрасль сейчас находится в фазе замедления роста, нуждается в перестройке, особенно путем развития недоиспользованного потенциала туристического направления.

Многочисленные, хотя и недостаточно развитые перспективные возможности, включают:

эко-туризм, в частности, за счет потенциала Карпатских гор и национальных парков;

экстремальный туризм, включая спортивный туризм, альпинизм, катание на лыжах, катание на лошадях, походы и водные виды спорта и деятельности;

зеленый туризм, такой как сельский зеленый туризм на фермах и в селах;

культурный туризм путем сохранения и развития исторического и культурного наследия;

религиозный туризм на основе 120 паломнических служб, которые занимаются организацией экскурсий, поездок и паломничества по святым местам Украины;

круизный речной туризм, в частности, по реке Днепр;

образовательный туризм, в том числе развитие и продвижение туристических предложений, таких как школьные экскурсии, обучение за рубежом, повышение навыков и семинары.

Ремонт и техническое обслуживание воздушных судов

Ремонт и техническое обслуживание (ТО) коммерческих воздушных судов является необходимым условием для обеспечения поддержания воздушных судов в заранее определенном состоянии летной годности для безопасной перевозки пассажиров и грузов. Техническое обслуживание авиационной продукции включает капитальный и текущий ремонт, инспекцию или модификацию воздушных судов или их компонентов. Эта отрасль тесно связана с обеспечением соблюдения требований Директив летной годности, инспекций и бюллетеней по техническому обслуживанию. Деятельность сектора предусматривает регулируемые задачи и требует высококвалифицированного персонала, лицензированного для выполнения задач.

Мировой рынок услуг по ТО в 2015 году составил 135,1 млрд. долл. или три четверти рынка производства воздушных судов, который составил 180,3 млрд. долл. На ТО гражданской авиации, преимущественно воздушного транспорта, приходится 60% деятельности сектора; на военную авиацию приходится остальные 40%. По прогнозам, ТО воздушного транспорта будет возрастать ежегодно на 4,1% и к 2025 году достигнет 96 млрд. долл.

Сектор ТО в Украине представлен целым рядом предприятий в различных регионах страны, которые специализируются на ремонте и техническом обслуживании воздушных судов. Этот сектор также пользуется возможностями, которые дает Украинский научно-исследовательский институт авиационной технологии, занимающийся разработкой программного обеспечения, прогнозированием и анализом нормативных документов в области авиации, а также технологическим проектированием воздушных судов и авиастроительных предприятий, прогнозированием и выявлением трудовых и материальных затрат на производство воздушных судов.

Кроме того, сектор может использовать возможности сети университетов, специализирующихся на авиационной промышленности и предлагающих многочисленные учебные программы по широкому кругу дисциплин.

Основные институты: Кировоградская летная академия при Национальном авиационном университете, Национальный авиационный университет (Киев) и Национальный аэрокосмический университет имени Н. Жуковского, Харьковский авиационный институт.

Запчасти и комплектующие изделия для аэрокосмической и авиационной промышленности

Сектор производства запасных частей и комплектующих изделий для аэрокосмической и авиационной промышленности включает науку, инжиниринг и полеты в атмосфере Земли и окружающем пространстве на летательных аппаратах (аэронавтика).

Аэрокосмическое производство является высокоразвитой отраслью промышленности, которая производит: самолеты, управляемые ракеты, космические аппараты, авиационные и ракетные двигатели, и комплектующие изделия.

В большинстве промышленно развитых стран в данной отрасли присутствует сотрудничество государственного и частного секторов. Наряду с государственными космическими программами, много компаний, производящих технические средства и компоненты, такие как космические корабли и спутники. Ведущие представители сектора производства запасных частей и комплектующих изделий для аэрокосмической и авиационной промышленности – Boeing, Airbus Group, SpaceX, Lockheed Martin, MacDonald Dettwiler и Northrop Grumman.

На протяжении многих лет эта отрасль поставляет запасные части и комплектующие для авиационной и аэрокосмической промышленности, в частности, двигатели, радары, бортовое электронное оборудование и ракеты, в том числе российским предприятиям для окончательного монтажа. Ухудшение геополитической ситуации в регионе повлияло на торговлю вышеупомянутыми составляющими, и таким образом экспорт «самолетов, космических аппаратов и их запчастей» в 2015 году составил всего 191 млн. долл. или около 0,5% украинского экспорта товаров. Сейчас Украина должна найти собственный путь к выходу на мировой рынок.

Украинский авиакосмической сектор имеет значительный потенциал для дальнейшего роста, в частности, за счет накопленных знаний и опыта в области авиационной промышленности. Первым шагом в направлении развития конкурентоспособной ежегодно в Украине должно быть укрепление уже существующего производства запчастей и комплектующих для авиационной промышленности, развитие партнерских отношений с ведущими мировыми производителями и увеличение доли украинского экспорта на рынках. Только путем достижения этой цели и постепенного движения вдоль цепи добавленной стоимости страна сможет стать важным игроком на аэрокосмическом рынке.

В дополнение к конструкторскому бюро имени Антонова и связанным с ним производствам Украина обладает другими ценными аэрокосмическими промышленными активами, в частности, имеет специализированные предприятия по разработке технологий радиолокации и радиоэлектронной борьбы, опыт проектирования, конфигурации и производства систем ПВО. Кроме того, существуют конструкторские и проектировочные центры для ракетной промышленности, опыт конструирования и производства аэродвигателей.

Хотя доля производственного сектора промышленности в ВВП значительно снизилась после обретения независимости, Украина остается важным промышленным производителем на международном уровне.

Несмотря на снижение, уровень занятости в промышленном секторе Украины остается достаточно высоким и составил 2,6 млн. в 2015 году, или 15,7% активного занятого населения.

В экспорте продукции украинского машиностроения доминирует общее машиностроение, в том числе турбовинтовые двигатели, газовые турбины и насосы. Экспорт изолированных проводов и кабелей для транспортных средств, самолетов или судов также составляет значительную долю экспорта продукции украинского машиностроения. В 2014 году экспорт составил 42% от объема продаж продукции сектора легкой промышленности. Этот факт свидетельствует об относительной конкурентоспособности сектора на международных рынках.

Однако показатели экспорта продукции тяжелого машиностроения скромнее: экспорт транспортных средств, в том числе железнодорожных или трамвайных локомотивов в 2015 году не превышал 400 млн. долл. и был представлен преимущественно запасными частями и составляющими.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность, которая представлена пищевыми ингредиентами, готовыми пищевыми продуктами и органической продукцией, уже является одним из важнейших секторов экономики Украины.

Она имеет огромную ресурсную базу, человеческий капитал, налаженное производство и опыт. Учитывая рыночные условия, развитие этого сектора возможно только за счет внедрения новых интенсивных технологий. Большинство экспортируемых пищевых продуктов составляют первичные продукты: кукуруза, пшеница, ячмень, свежие фрукты и овощи, мясо. Все эти продукты обрабатываются в Украине, но, учитывая растущий спрос на продукты питания в мире, могут подвергаться дополнительной обработке и экспортироваться как продукты с более высокой добавленной стоимостью.

Украина имеет большой потенциал для развития производства и экспорта продовольственного сырья, готовых продуктов питания, органической продукции:

Продовольственное сырье/пищевые ингредиенты (свежезарезанная продукция и полуфабрикаты) включают в себя любое приготовление пищи, консервы, свежую нарезку, замороженные и приготовленные овощи, концентрат сока, пасту и любые другие продукты, которые являются “готовыми к употреблению” или “готовыми к приготовлению” и могут использоваться для потребления или для дальнейшей обработки. Этот вид производства является одним из основных направлений отрасли пищевой промышленности. Крупные компании экспортируют свою продукцию за рубеж и имеют налаженные каналы поставок в соседние страны Европы или Ближнего Востока, однако часть продукции также поставляется и на внутренний рынок.

Готовые пищевые продукты широко представлены в ассортименте украинских продуктов. Это такие как кондитерские изделия, мясо птицы, напитки, подсолнечное масло, мед, соки, томатная паста, консервированные овощи, молочные продукты и др. Все эти продукты успешно экспортируются, но существует большой потенциал для открытия новых рынков. Например, в рамках соглашения о зоне свободной торговли с ЕС Украина использовала годовую квоту на мед, сахар, ячменную крупу и муку, переработанные томаты, виноград и яблочные соки за первый квартал 2016 года.

Органическая продукция может помочь Украине найти свою нишу на рынке, учитывая растущий интерес к органической продукции. Благоприятные климатические условия и плодородные почвы могут сделать Украину конкурентоспособным производителем и экспортером органической продукции в Европу и другие страны. Существует также тенденция к повышению спроса на эту продукцию и на внутреннем рынке.

Сегодня большинство производителей органической продукции в Украине – это небольшие перерабатывающие предприятия и фермы. Но перед ними встает целый ряд проблем в связи с реализацией и розничной продажей продукции, в частности, это проблемы сертификации.

Дорожная карта

Ориентируясь на три стратегические цели, определены основные стратегические сферы, требующие конкретных действий в форме кратко-, средне- и долгосрочных мер и рекомендаций. Эти действия и мероприятия обобщены, предложены органам, принимающим решения, и заинтересованным сторонам. В форме последовательной, логичной и взвешенной Дорожной карты, они направлены на повышение показателей экспорта Украины и укрепление ее конкурентоспособности. В Дорожной карте представлены лишь ключевые мероприятия. Полный перечень мероприятий содержится в Плане действий.

Основные мероприятия в краткосрочной перспективе (1-2 года; приоритет 1-го уровня)

Это или готовые к реализации меры, которые могут быстро дать результаты, или действия высшего уровня, которые должны быть осуществлены в первую очередь. Они направлены на осуществление остальных связанных мероприятий. Эти мероприятия имеют значение, поскольку они закладывают основу для полномасштабной реализации ключевых инициатив, предназначенных раскрыть экспортный потенциал украинских предприятий.

Создание Совета по международной торговле [при Кабинете Министров Украины] в качестве платформы для ведения постоянного диалога между частным сектором и государственными органами,

Создание официальной сети ключевых институтов поддержки торговли для координации деятельности по поддержке торговли,

Создание единого информационного центра для экспортеров (Exporter First Stop Shop) в форме Института по поддержке и продвижению экспорта для экспортеров и других участников международной торговли,

Создание единого веб-портала для экспортеров, связывающего ключевые ИПТ,

Разработка инструментов и услуг по предоставлению информации о торговле и сведений о рынках,

Разработка и продвижение украинского бренда для экспорта товаров и услуг,

Определение на основании матрицы навыков уровня навыков в каждом из приоритетных секторов,

Внедрение электронного «Единого окна» для всех процедур и формальностей при оформлении товаров в режиме импорта, экспорта и транзита.

Основные мероприятия в среднесрочной перспективе (1-3 года; приоритет 2-го уровня)

Нижеприведенные меры требуют предварительного осуществления действий высшего уровня. Обычно на подготовку к их реализации требуется больше времени. Осуществление этих ключевых мероприятий приведет к достижению большинства прямых реальных результатов, намеченных в рамках стратегии.

Внедрение офисов, работающих по принципу «единого окна», в основных пограничных пунктах и пунктах пересечения государственной границы. Проведение информационно-просветительских кампаний в высших учебных заведениях с целью развития предпринимательства и интереса к международной торговле среди молодежи,

Создание механизмов для повышения эффективности и прозрачности таможенного оформления,

Обеспечение доступа к торговой информации с соблюдением принципа прозрачности в соответствии с Соглашением ВТО об упрощении процедур торговли,

Разработка программ по наращиванию потенциала управления бизнесом,

Обеспечение баланса спроса и предложения навыков и компетенций в экономике,

Стимулирование обмена знаниями, передачи технологий и сотрудничества со странами-партнерами по ЕС с целью инновационного развития,

Оценка вариантов стимулирования и поощрения предприятий, работающих в инновационных секторах,

Содействие взаимосвязи и координации между различными существующими отраслевыми организациями и бизнес ассоциациями.

Основные мероприятия в долгосрочной перспективе (3-5 лет; приоритет 3-го уровня)

Нижеприведенные меры являются долгосрочными и касаются поддержки и инвестирования. Они требуют больше времени на подготовку и реализацию. Эти мероприятия должны сформировать структуру экспортного сектора и способствовать повышению конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Создание бизнес инкубаторов и бизнес акселераторов, центром внимания которых должны стать экспортноориентированные МСП,

Включение дисциплин «предпринимательство» и «международная торговля» в учебные программы начальных, средних и других учебных заведений,

Продвижение управления эффективностью организации среди экспортоориентированных предприятий,

Разработка программ по наращиванию потенциала управления бизнесом,

Совершенствование регулирования рынка труда с целью борьбы с неофициальной занятостью и стимулирование мобильности рабочей силы,

Стимулирование использования инноваций, развития и интеграции практик, которые уменьшают влияние производства на окружающую среду,

Разработка инфраструктуры электронной коммерции с целью облегчения экспорта товаров через сеть Интернет.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий