План мероприятий дорожной карты стратегического развития торговли Украины

23.04.2017 – Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию План мероприятий дорожной карты стратегического развития торговли Украины, разработанной при технической поддержке Международного торгового центра (МТЦ).

Читайте также: Украина недоиспользует торговый потенциал с 75 странами мира и недополучает около 6 млрд. долл.

Коррупция является ключевой проблемой для ведения бизнеса в Украине

Украина ведет переговоры о подписании соглашений о свободной торговле с Сербией, Израилем и Турцией

Низкая конкурентоспособность Украины негативно влияет на возможность интеграции в глобальные цепочки добавленной стоимости

Неэффективная реализация программ регионального развития и отсутствие контроля привели к ряду экологических проблем в Украине

Осуществление и действенность Плана действий в существенной мере обусловливаются способностью участников проекта по разработке Дорожной карты планировать эти действия таким образом, чтобы получить эффект многократного усиления. Другими словами, необходимо синхронизировать действия так, чтобы они взаимно усиливали друг друга и вместе давали положительные результаты для развития экспорта, а также повышали эффективность Плана действий, определенного Дорожной картой.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

Эта Дорожная карта разработана для Украины в целом, а не для какого-либо конкретного учреждения. Для успешной реализации этой Дорожной необходимо создать надлежащие условия и основы. Ниже изложены основные условия, выполнение которых обусловливает успешность реализации Дорожной карты, а также обеспечение финансовой самостоятельности Украины и долгосрочных положительных результатов.

Одобрение Дорожной карты на высшем уровне

Одобрение Дорожной карты на уровне Минэкономразвития является важнейшим шагом в направлении к ее реализации. Без такого официального одобрения Дорожной карты невозможно заручиться в Украине и на международном уровне поддержкой, необходимой для эффективного определения структуры и дальнейшего развития экспорта.

Создание и внедрение государственно-частной координационной платформы и ее вспомогательного органа. Ключевым критерием успешной реализации Дорожной карты является способность участников проекта по его реализации координировать действия, отслеживать состояние их выполнения и мобилизовать ресурсы для реализации Дорожной карты.

Рекомендуется создать в стране платформу для обсуждений между представителями государственного и частного сектора. Эта платформа будет действовать как консультативный орган для правительства и частного сектора по вопросам, которые связаны или влияют на реализацию Дорожной карты. Платформа для официального диалога потребует высокого уровня активности институтов по поддержке торговли и инвестиций (государственных и частных), поскольку они играют ключевую роль и будут влиять на эффективность реализации Дорожной карты. Так же и способность частного сектора осуществить свой вклад в процесс реализации Дорожной карты будет существенно влиять на ее успех.

Группа участников проекта по разработке Дорожной карты, с которыми проводились консультации в процессе ее подготовки, состоящая из представителей ключевых институтов, при участии министерств и ведомств. В ее состав входят также представители частного сектора из всех сегментов отрасли. Итак, после надлежащего оформления его полномочий, эта группа будет играть роль государственно-частной платформы, ответственной за координирование процесса реализации Дорожной карты. Для координации, контроля и мобилизации ресурсов для реализации Дорожной карты будет назначен секретариат.

Основные функции государственно-частной платформы включают следующее:

I. Деятельность в качестве консультационной группы по вопросам торговли и развития предприятий, в частности МСП и сфер развития для предоставления частному сектору и представителям правительства возможности определять приоритетные вопросы;

II. Координирование реализации Дорожной карты правительством, частным сектором, организациями или международными организациями и мониторинг с целью проверки соответствия поставленным задачам и срокам;

III. Определение ресурсов, необходимых для реализации Дорожной карты, и предоставление рекомендаций относительно их распределения;

IV. Разработка и предоставление рекомендаций относительно пересмотра и совершенствования Дорожной карты с целью обеспечения ее соответствия потребностям и интересам страны в долгосрочной перспективе;

V. Внесение предложений относительно основных изменений в торговой политике, учитывая приоритетные направления, определенные в Дорожной карте, а также донесение этих предложений национальным органам, имеющим право принимать соответствующие решения;

VI. Представление установок секретариата при осуществлении им функций по мониторингу, координации, мобилизации ресурсов, пропаганды торговой политики и коммуникаций для обеспечения эффективной реализации Дорожной карты;

В рамках государственно-частной платформы будет действовать секретариат, который будет осуществлять ежедневную оперативную работу, связанную с управлением процессом реализации Дорожной карты.

Основные обязанности секретариата:

A. Поддержка и организация регулярных встреч участников государственно-частной платформы;

B. Контроль над процессом и результатами реализации Дорожной карты;

C. Координация деятельности партнеров по реализации Дорожной карты;

D. Мобилизация ресурсов для реализации Дорожной карты.

Специальные задачи, связанные с выполнением вышеупомянутых обязанностей:

Формулирование проектных предложений, в том числе в отношении бюджетов для реализации деятельности в рамках реализации Дорожной карты;

Подготовка годовых и полугодовых планов работы для утверждения государственно-частной платформой;

Сбор информации о результатах реализации проекта и подготовка регулярных отчетов по мониторингу, которые должны подаваться на рассмотрение государственно-частной платформы;

Пропаганда Дорожной карты среди государственных и частных партнеров;

Выполнение любых других задач в соответствии с требованиями государственно-частной платформы.

Запланированная структура управления реализацией Дорожной карты в Украине

Планируется создание правительством Украины в 2017 г. специальной структуры по управлению реализацией Дорожной карты. Эта структура будет создана по постановлению Кабинета Министров, подготовленному Минэкономразвития. И будет состоять из Совета по международной торговле, государственно-частной консультационной платформы, ответственной за реализацию Дорожной карты/НЭС и инициатив по торговой политике и упрощению процедур торговли. Совет по международной торговле будет действовать при поддержке Исполнительного секретариата при Минэкономразвития.

Во время первой и второй консультаций по вопросам подготовки Дорожной карты было организовано заседание представителей министерств на высшем уровне, в котором приняли участие вице-премьер Украины, министры и заместители министров профильных министерств, руководитель аппарата и советники премьер-министра.

Заседание, целью которого было обсуждение вопросов и решений по экономике Украины, в контексте реформ в сферах, которые влияют на международную торговлю и конкурентоспособность украинского экспорта, заложило основы создания платформы. Она необходима для официального диалога между различными министерствами и возможности сотрудничества между ними с целью реализации Национальной экспортной стратегии и решения ключевых проблем на политическом уровне. Эта платформа может служить Форумом для межведомственного координирования стратегий, планов и инициатив, связанных с торговлей.

При этом Форум должен обеспечить канал для консультаций с частным сектором.

Участие частного сектора в имплементации Дорожной карты. Реализация Дорожной карты должна дать существенные выгоды частному сектору: улучшение производительности, снижение затрат на ведение бизнеса, упрощение административных процедур, расширение доступа к финансовым ресурсам и др. При подготовке Дорожной карты частный сектор четко выразил готовность сделать свой вклад, прямо или совместно с государственными органами, в реализацию Дорожной карты.

Частный сектор может содействовать реализации Дорожной карты путем предоставления бизнес информации определенным институтам, поддержки проектов развития, создания подразделений обработки и передачи информации, пропаганды Дорожной карты и др. Практические знания частного сектора о реальных аспектах осуществления предпринимательской деятельности имеют значение для обеспечения эффективного осуществления мероприятий, предусмотренных в Дорожной карте, в определенных направлениях.

Информирование институтов, ответственных за реализацию Дорожной карты, для понимания ими своей роли и возможностей.

Они должны быть проинформированы о содержании Дорожной карты и ее последствиях для программ, намеченных для этих институтов на 2017-2021 гг. Понимание Дорожной карты имеет значение для дальнейшего определения своей роли, внесения изменений в План действий и оперативного подтверждения возможности осуществления мероприятий, за которые они отвечают, в средне- и долгосрочной перспективе. Такой подход позволит обеспечить лучшее распределение ресурсов между ответственными учреждениями путем интеграции мероприятий, предусмотренных Дорожной картой, по планам и программам этих институтов. Притом, что обычно требуются ресурсы в финансовом измерении, человеческие ресурсы являются не менее важной составляющей.

Мобилизация финансовых ресурсов для реализации Дорожной карты

Хотя мобилизация финансовых ресурсов является лишь составной частью, именно она играет важную и незаменимую роль в реализации Дорожной карты. Безотлагательно после одобрения Дорожной карты необходимо разработать интегрированный план мобилизации ресурсов, который будет предусматривать последовательность коммуникаций с институтами, разработку проектов, подготовку предложений/заявок, получение ресурсов и управление ими. Такой план должен облегчить привлечение финансирования из различных источников, сбалансировать их и укрепить возможности устойчивой комплексной реализации Дорожной карты, в том числе за счет национальных ресурсов и частных инвестиций.

Привлечение национальных ресурсов за счет прямых бюджетных программ и программ поддержки: правительство должно утвердить определенный минимальный бюджет на поддержку реализации различных составляющих Дорожной карты. Такая поддержка деятельности в рамках Дорожной карты продемонстрирует настроенность правительства на воплощение предложенных инициатив.

Национальные и иностранные частные инвестиции

При реализации Дорожной карты должны быть обеспечены надежные каналы для коммуникаций. Это даст возможность предоставлять предприятиям достоверную информацию о возможностях экспорта; предприятия, в свою очередь, смогут информировать правительство о нуждах, которые инвесторы определят необходимыми средствами для достижения успеха.

Поступления инвестиций в Украину могут стать ценной движущей силой для определенных сфер, которые определены в Дорожной карте и требуют поддержки. Но они должны быть адресно направлены и способствовать развитию определенных отраслей.

План действий

Стратегическая цель 1. Создание благоприятных условий, стимулирующих торговлю и инновации для диверсификации экспорта

1.1. Укрепить институциональные условия для развития инноваций

1.1.1. Укрепление существующей системы поддержки инноваций путем привлечения государственных органов, представителей рынка, исследовательских институтов, политических институтов, а также укрепления инновационной инфраструктуры путем утверждения и внедрения проекта Стратегии развития высокотехнологичных отраслей до 2025 года.

1.1.2. Создание стимулов и механизмов поддержки для привлечения инвестиций в сферу инноваций, в частности:

анализ основных препятствий, влияющих на деятельность и защиту инвесторов, в том числе анализ достаточности и эффективности правового регулирования;

определение возможных корректирующих мер и стимулов;

разработка нормативно-правового регулирования и содействие в процессе его имплементации.

1.1.3. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности и реализация Концепции реформирования государственной системы и правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине.

Разработка механизма и нормативно-правового регулирования для защиты национальных интересов в сфере интеллектуальной собственности, учитывая передовой мировой опыт.

Этот механизм может включать:

стимулы для регистрации в Украине предприятий, владеющих интеллектуальной собственностью на инновационную продукцию и технологии;

взыскание средств за продажу эксклюзивных прав интеллектуальной собственности за рубеж;

другие необходимые меры, которые будут стимулировать инновационные предприятия экспортировать товары и услуги, а не патенты.

1.1.4. Обеспечение благоприятных условий и поддержки для создания центров инновационных технологий и секторальных кластеров в регионах, способных развивать и адаптировать инновационные подходы, которые будут применяться экспортоориентированными предприятиями.

Эти центры/кластеры могут также:

оказывать поддержку стартапам, которые хотят продвигать/экспортировать инновации (помощь с арендной платой, оплатой коммунальных услуг);

создавать условия (площадки) для развития НИОКР (лаборатории, технологические парки, условия для 3D печати и сканирования, условия и оборудование для исследований в области нанотехнологий и др.);

способствовать кластеризации (а именно связям с поставщиками, субподрядчиками);

разрабатывать специальные программы для поддержки инноваций в определенных секторах, товарах или на конкретных рынках.

1.1.5. Стимулирование развития сферы инноваций путем обеспечения обмена знаниями и технологиями, а также сотрудничества с ЕС и другими странами-партнерами в формате целевых семинаров и мероприятий, (между-) кластерного сотрудничества, а также в рамках реализации международных программ «Горизонт-2020» (Horizon 2020), COSME/EEN и организации Европейской инфраструктуры (European Grid Infrastructure).

1.1.6. Создание информационного ресурса и разработка перечня существующих программ по НИОКР и действующих механизмов для стимулирования инновационной деятельности и распространения информации об этих программах среди экспортеров, включая программы и мероприятия, предусмотренные действующей Стратегией развития информационного общества, Национальной стратегией развития образования и другими.

Соответствующие информационные ресурсы и перечень должны обновляться ежеквартально. Информационные ресурсы должны быть связаны с единственным веб-ресурсом информационной поддержки украинских экспортеров. Это экспортный веб-портал, который должен содержать кросс-ссылки на официальные веб-ресурсы соответствующих государственных органов (Минэкономразвития, Минобразования).

1.2. Укрепить инновационный потенциал предприятий

1.2.1. Проведение анализа и оценка возможностей обеспечения стимулирования и поощрения предприятий, работающих в инновационных секторах экономики, и разработка комплексной программы оказания поддержки предприятиям, работающим в сфере инноваций. В частности, предприятий, которые разрабатывают современные технологии, устанавливают инновационное оборудование и активно занимаются производством и экспортом инновационных товаров и услуг. Доступ к программе должен включать четкие критерии отбора.

1.2.2. Развитие инновационных навыков и компетенций среди предприятий на уровне учебных заведений и предприятий согласно Стратегии развития высокотехнологичных отраслей до 2025 года, кроме того:

разработка и внедрение учебного курса по инновационному менеджменту в высших учебных заведениях и бизнес школах;

разработка и внедрение программ инновационного развития и коучинга, которые будут реализовываться институтами поддержки торговли и бизнес ассоциациями;

разработка и внедрение учебных курсов корпоративного и торгового права, а также права интеллектуальной собственности, которые будут охватывать национальное законодательство и международные договоры;

подготовка и проведение регулярных семинаров по вопросам корпоративного и торгового права, а также права интеллектуальной собственности для инновационного бизнеса и стартапов;

создание базы данных законодательства по вопросам корпоративного и торгового права, а также права интеллектуальной собственности.

Проведение информационно-просветительских кампаний среди предприятий по участию в управлении инновационными проектами, в том числе о возможностях для международного сотрудничества, в частности в рамках соответствующих проектов ЕС.

1.2.3. Стимулирование использования инноваций, а также развития и интеграции практик, которые уменьшают негативное влияние производства на окружающую среду (следует осуществлять параллельно с п. 1.2.2).

1.3. Улучшить политико-экономические условия ведения международной торговли

1.3.1. Развитие инфраструктуры электронной коммерции с целью облегчения экспорта товаров в розничной торговле через сеть Интернет. В частности, путем:

гармонизации законодательства Украины по вопросам е-коммерции с законодательством ЕС;

гармонизации стандартов электронной идентификации (e-ID) и трастовых услуг со стандартами ЕС;

создание системы разрешения торговых споров в режиме онлайн на основе подхода ЕС, создание онлайн системы разрешения торговых споров на основе подхода ЕС;

создание в режиме онлайн процедур определения надежных сайтов розничной торговли.

1.3.2. Оценка эффективности действующих соглашений о свободной торговле и разработка новых таких соглашений на основе проведенных исследований. Проведение соответствующего исследования стран, которые являются приоритетными с точки зрения потенциальных рыночных возможностей.

Разработка кратко- и среднесрочного планов обеспечения постоянного представительства Украины в работе органов ВТО, в частности, Генерального Совета, Органа по разрешению споров, Комитетов ВТО, Министерских конференций, в переговорах раунда «Доха – Развитие». Пересмотр показателей эффективности участия Украины в ВТО и определение направлений дальнейшего развития.

1.3.3. Завершение процедуры присоединения Украины к Региональной конвенции о пан-Евро-Средиземноморских преференциальных правилах происхождения (Пан-Евро-Мед), и определение стран-участников Пан-Евро-Мед как приоритетных для развития преференциальных торговых отношений.

Проведение информационно-просветительской кампании среди предприятий касательно возможностей торгового сотрудничества со странами-участниками Пан-Евро-Мед.

1.3.4. Проведение анализа и оценки институциональной способности и эффективности процедур, связанных с применением Украиной инструментов торговой защиты на внешних рынках, и разработка соответствующих механизмов улучшения.

Разработка механизма улучшения эффективности и прозрачности процедур, связанных с применением инструментов торговой защиты и завершение разработки соответствующего законодательства.

Разработка системы ИТ-решений “Международная торговля” для применения инструментов торговой защиты, в частности для упрощения процедуры расчетов различным заинтересованным лицам и участникам должен быть гарантирован доступ к системе ИТ-решений “Международная торговля”, в частности для возможности обмена информацией с органом, который проводит расследования. Предоставление технической помощи для сбора информации, ее анализа с последующим интегрированием в соответствующую систему ИТ-решения “Международная торговля”.

1.3.5. Переформатирование с целью повышения эффективности механизмов работы совместных межправительственных органов (комиссий, рабочих групп, подкомитетов), участниками которых являются Украина и страны-партнеры, с фокусом на защиту национальных интересов, интересов бизнеса, а также на приоритетные рынки.

Подготовка справочной информации о странах (country profiles), в том числе о проблемных для украинских предприятий. Вопросы и интеграция ее в систему ИТ-решений для сферы международной торговли. Оказание технической помощи для подготовки аналитических отчетов и справочной информации о странах (country profiles).

1.3.6. Внедрение электронного «единого окна» для всех процедур и формальностей (в широком смысле) в отношении импорта, экспорта и транзита, с привязкой к соответствующему веб-порталу в соответствии с международными стандартами (ВТО / ЕЭК ООН).

В частности:

разработка плана имплементации;

аудит нетарифного регулирования для обеспечения соответствия лучшим практикам ЕС и стран-членов по принципу – такое же или меньшее количество документов;

пересмотр процедур и процессов других контролирующих учреждений, включая разработку системы управления рисками;

наращивание институционального потенциала таможенных, пограничных и других органов для работы в формате «единого окна»;

обеспечение наличия в государственных таможенных и других контролирующих органах оборудования с необходимыми ИТ-системами.

1.3.7. Внедрение физических офисов по принципу «единого окна» для оформления пересечения границы товаров в основных пограничных пунктах и пунктах пересечения государственной границы (при необходимости), которые объединяют все пограничные ведомства, и расширение сотрудничества между таможенными и пограничными органами, по возможности, совместно с органами соседних стран (сухопутная граница). Желательно — реализация пилотного проекта сотрудничества между пограничными ведомствами одного из государств-членов ЕС. В частности:

разработка плана имплементации;

реализация одного пилотного проекта;

постепенное расширение масштабов проекта.

1.3.8. Оказание поддержки по наращиванию институциональной способности во время внедрения электронной системы обмена информацией по принципу «единого окна».

Разработка электронной системы по принципу «единого окна» на базе недавно запущенной электронной системы обмена информацией на украинской таможне, особенно для упрощения административных процедур и сокращения регуляторной нагрузки, с которыми сталкиваются экспортеры.

1.3.9. Создание механизмов для повышения эффективности и прозрачности таможенного оформления и других процедур в сфере пограничного контроля, согласно обязательствам Украины по Соглашению ВТО об упрощении процедур торговли, и для улучшения результатов рейтинга Doing Business.

1.3.10. Обеспечение обнародования и доступа к торговой информации в соответствии с положениями ВТО, среди прочего, путем изложения такой информации на одном из трех официальных языков ВТО.

1.3.11. Завершение разработки Транспортной стратегии Украины.

Предоставление технической помощи для приведения в соответствие политики в сфере транспортной инфраструктуры с потребностями страны в грузовых перевозках в соответствии с рекомендациями ЕЭК ООН.

1.3.12. Определение приоритетных проектов развития и модернизации транспортной инфраструктуры, включая трансграничные торговые потоки Украины, а также необходимые для приоритетных секторов, определенных в этой Дорожной карте, транспортные и логистические услуги с такими основными направлениями:

создание «Транспортного коридора Великого шелкового пути»;

внутренние водные пути (речные порты);

украинские железные дороги;

региональные аэропорты.

1.3.13. Введение регулярных опросов и ежеквартального совместного обзора текущей ситуации в сфере валютного контроля с целью разработки совместного плана либерализации.

1.3.14. Повышение институциональной способности Минэкономразвития и других соответствующих органов в сфере анализа статистики, а именно сбора и анализа данных о конкурентоспособности на уровне предприятий, а также анализа статистических данных о торговле. Это мероприятие имеет целью улучшить понимание сильных и слабых сторон украинских предприятий и их экспортной готовности, а также стратегических торговых интересов. Это позволит органам власти, которые разрабатывают и реализуют торговую политику, лучше разрабатывать программы и услуги по содействию экспорта для предприятий, и в частности для МСП, и использовать результаты для принятия обоснованных решений (а именно, избирать партнеров для соглашений о свободной торговле и стратегических экспортных рынков для продвижения экспорта).

Стратегическая цель 2: Развитие услуг по поддержке бизнеса и торговли, которые повышают конкурентоспособность предприятий, в частности МСП.

2.1. Улучшение координации действий ИПТ в рамках реализации торговой политики и развития экспорта.

2.1.1. Образование Совета по Международной торговле при Кабинете Министров Украины. В качестве платформы для ведения постоянного диалога между отраслевыми ассоциациями и государственными институтами с целью обсуждения и выработки рекомендаций по ключевым вопросам реализации государственной политики в сфере развития международной торговли, обмена информацией о потребностях и проблемах конкретных отраслей с точки зрения реализации экспортной стратегии.

В рамках этого Совета необходима разработка механизмов и инструментов для проведения целевых консультаций и активизации взаимодействия между государственными органами и бизнес сообществом по вопросам, касающимися разработки торговой политики, таким как упрощение процедур торговли, продвижение экспорта, доступ к рынкам, торговые переговоры и др. Совет будет иметь такие полномочия:

координация и мониторинг реализации Национальной экспортной стратегии (НЭС) правительства, а также организаций частного сектора, с предоставлением Кабинету Министров ежегодного доклада о состоянии реализации НЭС;

разработка и предоставление рекомендаций по внесению изменений в НЭС с целью обеспечения эффективного реагирования на новые потребности с учетом долгосрочных интересов экспортеров, институтов поддержки торговли и других участников экспортного сообщества;

определение и предоставление рекомендаций относительно распределения ресурсов, которые являются необходимыми для реализации НЭС;

оценка эффективности и длительного воздействия НЭС.

2.1.2. По результатам опроса ИПТ создание официальной сети ключевых институтов поддержки торговли для координации деятельности по поддержке торговли. В частности, для распространения информации о торговле и по продвижению экспорта, для лучшей координации предоставления услуг и доступа к информации и сведениям для экспортеров.

Присоединение к сети возможно в случае выполнения требований, которые основаны на четких и прозрачных условиях.

Сеть должна быть построена на базе:

единого информационного центра (“First stop shop”);

аффилированных институтов по поддержке торговли;

веб-портала.

Обзор нормативно-правовой базы с целью создания эффективной сети ИПТ.

Формирование сети ИПТ на основе документа, который четко определяет роль и сферу ответственности каждого учреждения (государственного или частного), с целью обеспечения более тесной координации между организациями, предоставляющими услуги по поддержке торговли и развитию экспорта.

2.1.3. Содействие взаимосвязи и координации между различными существующими бизнес ассоциациями и отраслевыми ассоциациями с помощью:

организации совместных инициатив и периодических мероприятий;

публикации предназначенного для экспортеров ежемесячного электронного бюллетеня с информацией об экспорте и продвижении экспорта, что будет распространяться через сеть ИПТ.

Разработка программы, направленной на усиление отраслевых ассоциаций как представителей бизнеса.

Содействие установлению и развитию прямых деловых контактов между украинскими отраслевыми ассоциациями и потенциальными иностранными партнерами на приоритетных рынках.

Вовлечение отраслевых ассоциаций во внутренние консультации для улучшения понимания и способности для ведения переговоров в сфере международной торговли (ВТО, соглашения о свободной торговле и др.).

2.1.4. Повышение уровня осведомленности предприятий и предпринимателей о доступных услугах по поддержке торговли и экспорта, и их преимуществ; содействие использованию услуг электронного правительства (e-government), в том числе электронных закупок, в форме:

информационных кампаний;

учебных семинаров;

информационных бюллетеней;

мероприятий;

информационно-разъяснительных кампаний;

работы по связям с общественностью.

Организация информационно-просветительских кампаний по стимулированию экспорта услуг с фокусом на регионы.

2.1.5. Создание институции по принципу «единого информационного центра» для экспортеров и участников международной торговли (Exporter First Stop Shop), как многофункциональной информационной платформы в виде полномасштабных Институтов по поддержке и продвижению экспорта (ESPI). ESPI должны быть созданы на основе Офиса по продвижению экспорта при Министерстве экономического развития и торговли Украины.

Организации по принципу «единого информационного центра» будут предоставлять экспортерам базовую информацию, и направлять операторов в соответствующие ИПТ для получения конкретных советов. Для коммуникации с предприятиями институт, работающий по принципу «единого информационного центра», будет иметь «горячую линию» и социальные медиа-приложения.

Соответствующая институция будет обеспечивать работу экспортного веб-портала.

2.1.6. Создание единого веб-ресурса для информационной поддержки украинских экспортеров (экспортный веб-портал), который объединит ключевые ИПТ, со ссылками на их услуги в сфере торговли и информационные ресурсы, а также информацию относительно условий и процедур доступа к иностранным рынкам.

Это может быть сделано на основе существующего экспортного портала Минэкономразвития, который должен быть реконструирован или путем создания нового портала.

Экспортный веб-портал должен обслуживаться единым координирующим органом. Веб-портал должен служить в качестве справочного пункта (единого информационного центра) и направлять экспортеров в соответствующие ИПТ. Веб-портал должен содержать исчерпывающую информацию, насколько это, возможно, регулярно обновляться и администрироваться.

Разработка совместно с международными финансовыми институтами/донорами исчерпывающего перечня существующих программ для финансовой поддержки украинского экспорта, а также распространение информации об этих инструментах, в частности, через экспортный веб-портал.

Проведение информационно-просветительской кампании об экспортном веб-портале среди предприятий и построение постоянных коммуникационных каналов с ними (данное мероприятие будет осуществляться вместе с п. 2.1.4).

2.2. Укрепление услуг по поддержке бизнеса и торговли для экспортеров.

2.2.1. Обеспечение поддержки участия украинских предприятий в международных выставках и ярмарках с национальными стендами:

определить перечень приоритетных международных и зарубежных выставок на 5 лет;

разработать национальный стенд, полностью или частично финансируемый со стороны правительства и грантов;

провести информационно-просветительскую кампанию для предприятий;

поддержка путем предоставления информации и плана выставок, унификация стендов;

наращивание навыков нетворкинга во время таких мероприятий.

2.2.2. Интенсификация текущей инициативы по организации торговых миссий для экспортеров на ключевых стратегических рынках для Украины с целью облегчения деловых контактов и изучения возможностей для экспорта. Обеспечить базовую подготовку предприятий для таких миссий. Обеспечить четкую процедуру и ожидаемые результаты, а также эффективную работу высококвалифицированного персонала.

Разработка системы ИТ-решений для всех торговых миссий, организованных различными заинтересованными сторонами, которые будут связаны или будут частью экспортного веб-портала.

2.2.3. Продвижение деловых связей через специальные программы налаживания контактов между экспортерами и инвесторами (matchmaking programmes), которые будут организованы бизнес ассоциациями или местными торговыми палатами с целью нахождения бизнес возможностей и партнеров, сопровождения и консультирования по вопросам развития бизнеса и договорных отношений. Шаги включают в себя:

запуск пилотной программы в одном из институтов;

в зависимости от успеха, повторение и интенсификация;

обмен опытом о ключевых факторах успеха и проблемных вопросах путем проведения семинаров и информационно-просветительских кампаний и мероприятий.

Разработка решения на базе ИТ для улучшения деловых связей экспортеров и инвесторов, организованных различными заинтересованными сторонами, которые будут связаны или будут частью экспортного веб-портала.

2.2.4. Разработка и продвижение украинского брендинга для экспорта товаров и услуг, основанного на конкретных критериях качества и соответствия, в том числе создание добавленной стоимости в Украине со специальным акцентом на приоритетные сектора.

Разработать план брендинга и международной кампании по продвижению для создания позитивного имиджа Украины.

2.2.5 Помощь в разработке и распространении сведений о рынках и требований доступа к ним с целью приведения этих сведений и требований к единому формату. Это необходимо для их качественного и эффективного использования институтами поддержки экспорта, в том числе, сотрудниками местных администраций в отделах департаментов развития экономики и торговли областных государственных администраций, региональными торгово-промышленными палатами.

Рассмотреть возможность разработки и распространения сведений о рынках и требованиях доступа к ним в сотрудничестве с CBI, SIPPO, UKTI, USCS, ITC и с другими национальными и международными организациями по продвижению торговли.

Сведения о рынках и требования доступа к ним должны быть связаны с экспортным веб-порталом, или быть его частью.

2.2.6. Создание торговых отделов в составе дипломатических миссий (сети посольств) для предоставления информации и налаживания деловых контактов на иностранных рынках.

Наращивание квалификационного потенциала персонала, работающего в сфере торговли в иностранных дипломатических представительствах (сетях посольств) для предоставления информации об условиях торговли и содействия в налаживании деловых контактов на иностранных рынках.

2.2.7. Разработка инструментов и услуг по предоставлению предприятиям информации о торговле и сведений о рынках, в частности относительно:

нормативно-правового регулирования;

стандартов качества и технических регламентов для выхода на внешние рынки;

экспортных процедур;

экспортных возможностей (специализация иностранных государств, структура их экспорта / импорта);

результатов анализа целевых рынков (требования покупателей, каналы поставок, вкусы потребителей и тенденции);

анализа конкурентоспособности инновационных товаров и услуг украинского происхождения в сравнении с иностранными аналогами;

базы данных потенциальных иностранных партнеров.

Требования относительно выхода на рынок должны быть доступны в First Stop Shop (в физическом виде и экспортном веб-портале).

Предоставление технической помощи с целью обеспечения доступа к торговым базам данных и улучшения институциональной способности Минэкономразвития.

Кроме того, следует установить и поддерживать отношения с партнерами и иностранными институтами содействия развитию торговли (CBI, UKTI, USCS и другие) с целью регулярного обмена информацией и опытом.

Привлечение операторов с рынка, которые имеют экспортную экспертизу и опыт. Создание представительств ESPI на ключевых рынках.

2.2.8 Разработка базы данных независимых консультантов/предприятий, которые могут предоставлять экспортерам информацию об отдельных секторах и целевых рынках. Данная база данных может быть создана на основе существующей Программы деловых консультационных услуг ЕБРР (BAS, Business Advisory Services program).

Опубликовать эту информацию в открытом доступе на веб-портале.

Улучшить знания и навыки консультантов по бизнесу, построить связи между ними и областными государственными администрациями, а также сделать их услуги более доступными для экспортеров, в партнерстве с международными финансовыми институтами (например, ЕБРР).

2.2.9. Создание программы по поддержке экспорта и повышению институциональной способности для проведения тренингов и консультаций с привлечением отраслевых и бизнес-ассоциаций, частных предприятий и неприбыльных организаций, предоставляющих услуги по содействию развитию торговли, с целью поощрения появления частных поставщиков услуг и заполнения существующих пробелов в обслуживании. Программа должна быть структурирована вокруг:

Проведение грантов и/или торгов для выбора поставщиков, а также

Мониторинга и механизма оценки эффективности.

Участие в этих программах для членов ассоциаций должно предоставляться в зависимости от результатов их активности и с точки зрения возможности приобретения дополнительного опыта для их участников.

2.2.10. Внедрение Стратегии развития системы технического регулирования на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением КМУ №844-р от 19.08.2015, и Всеобъемлющей стратегии имплементации Главы IV (Санитарные и фитосанитарные меры) Раздела IV «Торговля и вопросы, связанные с торговлей» Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, утвержденной Распоряжением КМУ №228-р от 24.02.2016.

2.2.11. Оказание технической помощи в ведении переговоров и заключении соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия в соответствии с Соглашениями ВТО о технических барьерах в торговле, и о применении санитарных и фитосанитарных мер.

2.2.12. Создание системы финансовой поддержки украинских предприятий, включая создание Экспортно-кредитного агентства. Внедрение этого мероприятия может осуществляться в сотрудничестве с Минфином, а также с поддержкой международных финансовых институтов.

Это мероприятие предусматривает:

разработку плана имплементации;

создание программы услуг страхования;

создание плана гарантирования экспортных кредитов;

разработку механизма кредитования (займов) для экспортоориентированных проектов.

2.2.13. Содействие привлечению инвестиций посредством небанковских кредитно-финансовых институтов, разработки надлежащего нормативно-правового регулирования и создания институциональной структуры для венчурного фонда (совместно с НБУ) с целью привлечения инвестиций венчурных фондов для стимулирования инновационных предприятий – стартапов.

Стратегическая цель 3: Укрепление навыков и компетенций, необходимых предприятиям, в частности МСП, для участия в международной торговле.

3.1. Стимулирование предпринимательского духа среди предприятий, в частности МСП, и молодежи:

3.1.1. Проведение информационно-просветительских кампаний в университетах для развития предпринимательства и международной торговли среди молодежи, в частности, путем:

включение практических проектов учебных программ университетов и бизнес-школ;

основания предпринимательских наград в сотрудничестве с частным сектором;

присоединение и партнерство с европейскими и международными предпринимательскими сетями;

разработки программ стажировок в успешных компаниях для студентов и молодых предпринимателей;

открытие возможности для наиболее перспективных студентов ознакомиться с функционированием наиболее успешных компаний в мире.

3.1.2. Стимулирование общенационального предпринимательского менталитета. Интеграция курсов предпринимательства и международной торговли в рамках учебной программы начальных и средних школ, а также в других учебных заведениях.

Разработка специализированных учебных программ, включающих:

креативное мышление, и другие мероприятия в начальных школах;

составление бизнес-планов;

запуск и ведение бизнеса;

управление инновациями;

управление маркетингом и планирование финансов;

экспортная деятельность и управление международным бизнесом.

3.1.3. Создание инкубаторов и бизнес-акселераторов, сфокусированных на экспортоориентированных МСП. Сопровождение и обучение предпринимателей в течение всего жизненного цикла их бизнес-проектов.

Вышеуказанные инкубаторы и акселераторы должны быть созданы в крупных городах и регионах со связью с учебными заведениями (университетами, политехническими и техническими учебными заведениями).

3.1.4. Организация общегосударственных и региональных информационно-просветительских кампаний для демонстрации успешного опыта Success stories, обмен опытом предпринимательской деятельности и развитие бизнеса с помощью:

рекламных мероприятий;

семинаров;

медиа-кампаний.

Запуск телешоу об успешном предпринимательстве и экспортоориентированных проектах.

3.2. Повышение уровня управленческих навыков на действующих предприятиях, в частности МСП.

3.2.1. Внедрение стимулов для экспортоориентированных предприятий внедрять учебные программы для собственных сотрудников, в том числе программ дистанционного обучения (e-learning), программ по повышению квалификации на уровне предприятия, программ профессионального развития.

Такие стимулы включают в себя:

продвижение планов развития навыков среди работников и работодателей: работники получают подготовку в обмен на обязательство остаться в компании на определенный период времени;

поощрение предпринимателей, в частности МСП, проводить систематическое обучение сотрудников и внедрение новых методов производства, новейших технологий и передового мирового опыта, изучение иностранных языков, экспортной деятельности и управления международным бизнесом.

3.2.2. Проведение опроса с целью оценки и определения текущего уровня управленческих навыков (skills mapping) среди разных типов предприятий (малых, средних и крупных) в каждом из приоритетных секторов.

Определение и сравнение пробелов в навыках согласно национального и международного передового опыта. Разработка программы повышения квалификации для предприятий, чтобы уменьшить пробелы в навыках. Отраслевые ассоциации в сотрудничестве с местными органами должны создать совместную программу обучения.

3.2.3. Распространение среди потенциальных экспортеров образовательных программ на иностранном языке, а также программ профессионально-технического образования и подготовки (TVET).

Данные учения должны проводиться с фокусом на изучение иностранных языков для ведения бизнеса, в частности, языков стратегического значения для определенных приоритетных секторов (например, английский, немецкий, французский и китайский языки).

3.2.4. Поощрение управления эффективностью деятельности предприятия (corporate performance management, CPM) среди экспортоориентированных предприятий, которое состоит из обеспечения эффективного планирования, мониторинга и оценки корпоративных результатов. Программа CPM должна быть ориентированной по секторам, приведена в соответствие со стратегическим направлением развития предприятия, практичная, простая в использовании, и должна отражать общую реальную картину производительности предприятия.

Распространение CPM должно осуществляться отраслевыми и бизнес-ассоциациями путем обмена информацией, проведением мероприятий и семинаров.

3.2.5. Укрепление компетенций МСП под руководством женщин (Female SMEs) путем поощрения равного доступа к мерам для мужчин и женщин, а также обеспечения равных возможностей для ведения бизнеса.

3.2.6. Разработка программ по наращиванию квалификационной способности управления бизнесом на практике, в том числе:

управление бизнесом и финансами;

операционный менеджмент и источники финансирования;

управление качеством;

мониторинг производительности;

информационные системы;

международный маркетинг;

экспортные стратегии.

Путем проведения обучения и консультаций программа должна быть направлена на:

поддержку предприятий в разработке кадровой политики;

поддержку предприятий в разработке методов управления;

улучшение навыков ведения бизнеса и осуществление экспортной деятельности в конкретных секторальных предприятиях с экспортным потенциалом.

3.3. Приведение в соответствие предложения системы образования с потребностями предприятий, в частности МСП.

3.3.1. Усилить регулирование рынка труда для борьбы с неофициальным трудоустройством и стимулировать трудовую мобильность, в частности путем:

проведения комплексного исследования с целью выявления причин неофициального трудоустройства в Украине, в том числе трудового законодательства, предпринимательской среды и административных процедур, налогообложения и др.;

разработка детальных программных мероприятий для стимулирования официальной деятельности, основанных на международном передовом опыте, с фокусом на сложностях неофициального трудоустройства;

обновление Трудового кодекса.

3.3.2. Обеспечение соответствия навыков и компетенций в экономике через следующие шаги:

организовать круглый стол для объединения представителей частного сектора и научных кругов с целью консолидации промышленно-научных связей;

формализовать диалог между частным сектором и учебными заведениями (университеты, институты, профессионально-технические колледжи и т.п.) путем создания рабочей группы;

переформулировать актуальные промышленные нужды в научные предложения и разработать специальный учебный план, включающий курс начальной подготовки, непрерывного профессионального образования и обучения;

пересмотреть профессионально-технические учебные планы и программы с целью их согласования с потребностями рынка.

3.3.3. Анализ причин низкого уровня трудовой мобильности и разработка политики стимулирования трудовой мобильности, основываясь на результатах проведенного исследования.

Разработка общенациональной базы данных о возможностях трудоустройства по всей Украине для повышения трудовой мобильности мужчин и женщин.

Целевые информационные инструменты для обеспечения работников достоверной информацией о возможности трудоустройства и вариантах переселения в другие регионы. Это мероприятие может включать следующие шаги:

оценка существующей информации, предоставляемой институтами на рынке труда и центрами занятости, а также частным сектором, об условиях трудоустройства в различных регионах;

включение данной информации в единый информационный портал по вопросам трудоустройства и занятости, как в частном, так и в государственном секторах.

3.3.4. Внедрение общенациональной системы профессиональной переподготовки для переориентации работающих женщин и мужчин в приоритетные сектора, и создание необходимых навыков и компетенций в этих сферах. Данный план должен базироваться на международном передовом опыте (Международная организация труда) и должен включать в себе, в частности:

предоставление информации об учебных и образовательных возможностях, в частности, о переподготовке кадров;

создание стимулов для переподготовки кадров;

внедрение планов переподготовки кадров для лиц, которые ищут работу, как на национальном уровне, так и в регионах.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий