1) Официальные данные Министерства статистики и анализа демонстрируют положительные тенденции в росте промышленного производства. По сравнению с соответствующим периодом 1996 г. промышленное производство за январь-июль 1997 г. выросло в номинальном рублевом выражении на 113,2% в то время, как реальное промышленное производство выросло на 14,6% по расчетам Минстата и на 15,9% по скорректированному на сезонность индексу реального промышленного производства, рассчитываемому экспертами проекта ВЕТ.
Индекс реального промышленного производства, рассчитываемый экспертами ВЕТ, рос поквартально, начиная со второго квартала 1996 года. Высокий уровень роста 1997 года был особенно виден в первом квартале 1997 г., когда был зарегистрирован самый высокий после распада СССР квартальный уровень роста – 7,4%. Реальное промышленное производство выросло на 2,8% во втором квартале 1997 года.
2) Разбивка по секторам показывает значительный рост за январь-июль 1997 г. по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. в каждом секторе, за исключением топливного (-11,2%). Существенный рост был зарегистрирован в металлургии (33,4%), деревообработке (30,5%), строительстве (39,6%) и легкой промышленности (30%).
3) Активизация производственной деятельности не вызывает сомнения с точки зрения статистики, а резкий рост в первой половине 1997 г. частично объясняется сравнением с относительно низким уровнем первой половины 1996 г., что дает такое существенное повышение. Рост 1998 года будет сравниваться с нынешними высокими уровнями объемов производства.
Два вопроса представляют особенный интерес, как в самой Беларуси, так и за ее пределами, которые касаются, во-первых, достоверности статистических данных и, во-вторых, устойчивости отмеченной положительной тенденции в выпуске промышленной продукции.
В общем, вопрос по статистике достаточно очевиден. Несмотря на некоторые проблемы в методологии, официальная статистика регистрирует фактический подъем промышленной активности. Одной из подобных проблем является оценка дефлятора индекса цен производителей промышленной продукции – контроль за ценами на уровне производителя ограничивает уровень цен на промышленную продукцию.
Сдерживание цен, тем не менее, не влияет на реальные данные, ибо более высокому индексу цен производителей промышленной продукции соответствует более высокий номинальный агрегированный показатель. Тем не менее, сдерживание цен ограничивает эффективность действия рыночных сил и поэтому влияет как на финансовый, так и на реальный секторы экономики.
4) Принципиальным остается вопрос устойчивости роста реального промышленного производства. Объемы его поднялись с очень низкого уровня в 1996 г. – промышленное производство снизилось на 39%, начиная с 1991 г., и составляло 34% от ВВП на конец 1996 года.
На промышленные предприятия было оказано сильное давление с целью увеличения объемов производства путем применения административных мер, таких, как, например, президентские указы. В результате промышленное производство во втором квартале 1997 г. выросло на 6,7% по сравнению со вторым кварталом 1996 года. Тем не менее, запасы готовой продукции также выросли.
5) Увеличение выпуска продукции не основано на использовании рыночных механизмов. Ограничение предприятий в их деятельности по установлению цен приводит к нарушению распределительной роли рыночных цен и искажает стимулы. В рыночной среде предприятия не станут продолжать производить продукцию, которая не находит сбыта; товары будут проданы со скидкой, чтобы избавится от затоваривания.
Стимулы искажены, так как при решении проблемы экономического роста с помощью издания указов предприятия производят ради производства, а стимулирование новаторской деятельности, структурных преобразований и поиска новых рынков оттеснено от предприятий в сторону административного центра.
Итак, текущая политика административного регулирования производства означает, что, принимая по сути на себя ответственность за распределение ресурсов и принятие производственных решений, правительство возлагает на себя ответственность за последствия своих решений как в финансовом, так и в реальном секторах экономики.
6) Рост промышленного производства в 1996 и 1997 годах был профинансирован без помощи прямых иностранных инвестиций или выпуска ценных бумаг, а просто за счет выделения центральным банком кредитов, иногда и под субсидированные процентные ставки.
Подобные квазифискальные расходы в идеале следовало бы внести в бюджет, чтобы сделать такие субсидии очевидными и предотвратить существенное нарушение равновесия в денежной и валютной сферах.
Подобное финансирование является инфляционным. Денежная экспансия ведет к давлению в сторону понижения рыночного обменного курса белорусского рубля. Так как во всех пяти соседствующих с Беларусью странах проводится более жесткая кредитно-денежная политика, все двусторонние обменные курсы с этими странами при существующем направлении кредитно-денежной политики будут по-прежнему отражать девальвацию белорусского рубля.
Во-вторых, при выделении кредитов через коммерческие банки появление любого безнадежного долга может рассматриваться как рост государственных обязательств. А это значит, что затраты на будущее списание этой суммы безнадежных долгов лягут на плечи налогоплательщиков.
7) Ситуация в денежной сфере отражается на реальном секторе в увеличении запасов готовой продукции и росте убытков – особенно в тех случаях, когда отпускные цены искусственно занижаются и предприятия оказываются не в состоянии покрыть свои затраты.
Проблеме роста запасов готовой продукции уделялось внимание посредством президентских указов, устанавливающих лимит этого роста, и усилий, особенно в 1997 г., поставить по бартеру белорусские товары в российские регионы (бартер составляет 30% всего белорусского экспорта). Это привело к уменьшению запасов готовой продукции в 1996 г. и первом квартале 1997 года в реальном выражении и в процентах от общего объема производства.
Тем не менее, реальные запасы готовой продукции во втором квартале 1997 г. выросли на 11,1%, и это было первое квартальное увеличение, начиная со второго квартала 1996 года.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.