Сергей Масличенко: В перспективе кредиты от ЕБРР позволят снизить потери тепла и сдержать рост коммунальных платежей

06.06.2017 – Директор департамента энергоэффективности и изменения климата ЕБРР Сергей Масличенко в интервью БизнесЦензор рассказал о том, почему сектор энергоснабжения является одним наиболее привлекательным для инвестиций.

Нынешняя ситуация в сфере теплоснабжения является довольно непростой для потребителей, поскольку они получают платежки с высокими счетами за тепло и в то же время эффективность производства и поставки тепла в наши дома, оставляет желать лучшего.

Однако этот сектор является очень перспективным для инвестирования. Именно поэтому Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) стал активным инвестором изменений к лучшему в этой сфере.

Об этом рассказал ассоциированный директор департамента энергоэффективности и изменения климата ЕБРР Сергей Масличенко.

— Каким образом вы отбираете проекты в разных городах?

— Мы работаем с теми, кто проявляет заинтересованность к увеличению энергоэффективности города, кто наиболее подготовлен, кто быстро отвечает на наши вопросы и с кем у нас, получается, достичь результата.

Если города будут проявлять инициативу и координировать свои действия и поддерживать конструктивные начинания в сфере теплоснабжения, например, с целью проведения технической модернизации местного теплоснабжающего предприятия, то мы будем приветствовать такую позицию и будем, в свою очередь, открытыми для диалога и дальнейшего сотрудничества.

Говоря о готовности городов получить инвестиции от ЕБРР или других кредиторов, следует упомянуть тот факт, в большинстве населенных пунктов инфраструктура теплоснабжения изношена почти на 70-90%. И местные власти хорошо осведомлены о таком положении вещей.

Когда наш кредит будет погашен, тариф может быть снижен за счет экономии на финансовых затратах.

Также мы вовлечены в процесс тарифообразования для программ в сфере модернизации теплоснабжения на уровне города по существующим методикам. Мы делаем анализ затрат, включенных в тариф и помогаем его усовершенствовать и снижаем операционные затраты за счет наших инвестиций, таким образом, тариф может вообще не увеличиться или увеличиться незначительно в тех городах, где ЕБРР внедряет энергоэффективные проекты!

А впоследствии, когда наш кредит будет погашен, тариф может быть снижен за счет экономии на финансовых затратах. Естественно, что тариф может расти из-за цены на природный газ, но без инвестиций он бы рос еще быстрее, значит, за счет реализации проектов с ЕБРР плата за тепло будет расти медленнее в таком случае.

За счет экономии на более энергоэффективном оборудовании (что производит то же количество тепла, но при меньшем использовании газа или биотоплива) и благодаря снижению потребления за счет индивидуально-тепловых пунктов.

Сотрудничество с ЕБРР, таким образом, позволяет сделать тариф, во-первых, является прозрачным и понятным для населения, ведь местные власти размещает информацию о тарифах у себя на сайте, а во-вторых — такой подход позволяет сдержать повышение тарифа.

— Какие изменения в тарифной политике необходимы сегодня для модернизации тепла?

— На это нацелена программа технической помощи, которую мы совместно с Всемирным Банком предоставляем для НКРЕКП. Вместе с нашими коллегами мы стремимся создать новую, современную систему тарифообразования, которая будет привлекательной для привлечения частных инвестиций.

Представим частного инвестора, который хочет построить теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) на биомассе (например, используя отходы деревообрабатывающей промышленности, сельского или лесного хозяйства – солому, древесину и др.).

Кто будет инвестировать под 6% рентабельности, если даже ставка по депозитам выше?

Такой инвестор приходит сегодня в НКРЕКП, где ему сообщают, что в тариф, по которому он хочет продавать произведенную на ТЭЦ тепловую энергию, закладывают 6% рентабельности. Кто же будет инвестировать под 6% рентабельности, если даже ставка по депозитам выше?

Поэтому из-за проблем с тарифным образованием нет притока частных инвестиций в сектор теплокоммунэнерго. Кроме того, есть вопросы регулирования локальных монополий по теплоснабжению, доступу частных компании к теплосети города, которые требуют отдельного решения с целью улучшения инвестиционной привлекательности сектора.

— Ожидаете ли вы, что после изменения системы тарифообразования состоится «приток» инвесторов в сектор теплокоммунэнерго не только из Украины, но и из других стран?

— Безусловно! Нашей первоочередной задачей является четкая и понятная система тарифообразования. И мы надеемся, что в том числе за счет нашей помощи в течение 1-2 лет такая система появится. Вторая важная проблема – это отсутствие нормальных организационно-правовых отношений с потребителем, а именно между населением или ОСМД и теплокоммунэнерго.

Необходимо принятие закона о жилищных коммунальных услугах, который будет регулировать эти отношения, однако на сегодня соответствующий законопроект застрял в Верховной Раде больше года. Поскольку взаимоотношения на рынке между клиентом и поставщиком нерешенные, это пугает инвестора, и он не приходит в этот сектор.

Ну и третий вопрос – это субсидии. Это «живые» деньги. Если ОСМД и население не будут получать их вовремя и именно в денежной форме, а не в виде взаимозачетов, то те же теплоснабжающие компании не будут получать «живых» денег от своих клиентов.

Как только внедрят эффективную систему тарифообразования, и субсидии будут выдаваться живыми деньгами, тогда инвестиции в сектор теплоснабжения начнут набирать обороты.

А ситуация при которой компания не имеет «живых» денег является неприемлемой для инвестора. Должна произойти полная монетизация субсидий, именно тогда придет частный инвестор!

Все находится во взаимосвязи с тарифами: тариф может быть установлен, но не оплаченный населением, поскольку субсидия задерживается, или потому что она не денежная, а в виде взаимозачета.

Взаимозачет сейчас происходит через цепочку между НАК «Нафтогаз Украины» и коммунальными предприятиями, но частный инвестор в этой цепочке участвовать не может.

Как только внедрят эффективную систему тарифообразования, и субсидии будут выдаваться живыми деньгами, именно тогда инвестиции в сектор теплоснабжения начнут набирать обороты.

— Какие проекты ЕБРР касаются населения непосредственно?

— У нас есть программа IQ Energy, по которой выдаются кредиты населению банками-партнерами на энергосберегающие мероприятия в жилом секторе. Клиенты программы получают соответствующую компенсацию из фонда наших доноров. Компенсация может быть до 3 тыс. евро на человека.

Также хочу отметить, что для нас всегда важен мониторинг и проверка использования донорских средств, поэтому мы отслеживаем, действительный ли эффект от энергосбережения по всем проектам во всех странах.

Для этого по каждому отдельному проекту (не только по IQ Energy), но и по всем другим, мы ставим критерии достижения целевого результата и следим за их соблюдением. В этой программе мы поддерживаем инвестиции только в наиболее энергоэффективные технологии и материалы, которые являются лучшими, чем среднестатистические доступные на рынке.

Мы поддерживаем инвестиции только в наиболее энергоэффективные технологии и материалы.

Для этого мы сформировали «Каталог технологий». В этом списке есть все технологии и материалы, которые отвечают нашим критериям. Применение такого каталога – это наша практика во всех странах, где реализуются подобные проекты.

Данный каталог – это как инструкция для потребителей в сфере энергоэффективности, которая также упрощает взаимодействие с банками-партнерами. В результате, такой подход способствует использованию на рынке эффективных технологий, поскольку мы бы не хотели способствовать распространению некачественных технологий и материалов и именно в этом, я думаю, мы являемся единомышленниками с нашими клиентами.

Кстати, к программе IQ Energy присоединились следующие украинские банки: «Укрсиббанк», «ОТП Банк» и недавно «Райфайзен-Аваль». Для того чтобы сказать про удобство и эффективность такой программы достаточно привести лишь один пример.

Что результат инвестиции ЕБРР несет для конечного потребителя, обычного гражданина?

— Чтобы ответить на этот вопрос следует рассматривать следующую ситуацию: с одной стороны – есть теплоснабжающее предприятие в вашем городе, которое производит тепловую энергию и транспортирует ее до вашего дома, а с другой есть вы, как потребитель этого тепла.

В чем вы заинтересованы? В том, чтобы вы могли получить качественную услугу за максимально низкую цену, условно говоря, чтобы в квартире или доме было около 20-21 градусов по Цельсию и как можно дешевле.

Что надо сделать, чтобы этого достичь? Во-первых, необходимо модернизировать теплокоммунэнерго, то есть добиться снижения стоимости генерации тепла в котельной, например, перейдя от дорогого газа к более дешевому биологическому топливу, или модернизировать действующие газовые котлы и др.

Финансирование ЕБРР охватывает все звенья: от производства до потребления тепла, и конечным выгодополучателем является потребитель.

Когда компания произвела тепловую энергию, ее необходимо транспортировать к вашему дому, и самое главное – с минимальными потерями, ведь мы не платим за нагрев теплотрассы, воздуха или грунта, а за горячие батареи в нашей квартире.

Для этого необходимо провести утепление и замену тепловых сетей. Таким образом, ЕБРР напрямую кредитует теплокоммунэнерго, что дает возможность сделать высокоэффективными проекты производства и доставки тепловой энергии. Дальше ваш дом, в котором также может быть много потерь тепла.

Именно для решения этой проблемы у нас есть программа IQ Energy, которая позволяет непосредственно потребителю, то есть вам получить кредитные средства для тепловой модернизации вашего дома. Итак, мы видим, что финансирование ЕБРР охватывает все звенья: от производства до потребления тепла, и конечным выгодополучателем является потребитель.

Автор: Андрей Бондаренко

Источник: БизнесЦензор

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий