Украинские реалии шеринговой экономики

22.09.2016 – В предыдущей публикации была рассмотрена ситуация с шеринговой экономикой в глобальном масштабе. И заканчивался рассказ тезисом о том, что в Украине немало экономических инноваций, попав в местные реалии, сталкиваются с неожиданными вызовами и вынуждены приспосабливаться к нестандартным условиям. О том, как чувствует себя шеринговая экономика в Украине, мы и поведем речь сейчас.

Читайте также: Каршеринг: быть ли в Украине совместному использованию автомобилей?

WHO’S WHO В УКРАИНСКОМ ШЕРИНГЕ

Несмотря на все невзгоды, которые выпали на долю нашей страны, она не выпадает из глобальных экономических трендов. В подтверждение этого тезиса приведем примеры успешных представителей украинской шеринговой экономики – достаточно разных по направлениям деятельности и по своей философии.

MUSHROOM. Отечественный (если быть совсем точным, то львовский) аналог глобального сервиса Airbnb – онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья. Стартовал проект весной 2015 г. Сегодня MUSHROOM предлагает гостям Львова около полутысячи квартир. И каждый день в базе появляются новые объекты.

Основатель площадки Андрей Окунский называет свой проект консьерж-сервисом. «Все аналогичные ресурсы сконцентрированы исключительно на бронировании. Никто не берет на себя роль помощника и гида путешественников при бронировании, поселении и во время пребывания в городе. Да и сами постояльцы чаще всего упускают подобные факты», – объясняет свою идею господин Окунский.

«Фишкой» MUSHROOM по сравнению с подобными проектами стало то, что при аренде жилья во Львове путешественник получит не только качественное размещение, но и информационную поддержку относительно своего пребывания в городе – транспортная сеть, экскурсии, развлекательные мероприятия.

OLX. Эта международная платформа (представлена в 114 странах мира) в Украину пришла в 2014 г. Сегодня OLX представляет собой удобную в использовании площадку, на которой выполняются взаимовыгодные покупки и продажи. «Каждый человек имеет в хозяйстве вещи, которыми он не пользуется по каким-то причинам, – говорит маркетинг-директор OLX Екатерина Онищенко.

Но то, что не нужно вам, может пригодиться или иметь ценность для другого. Вот OLX и помогает таким людям найти друг друга. Таким образом, ненужные или уже подержанные вещи находят новых владельцев и продолжают свою жизнь, продолжают приносить пользу людям». Хотя именно в такой роли OLX снискал наибольшую популярность, на площадке есть немало предложений аренды и услуг.

Причем арендовать, как и купить, возможно что угодно – начиная от недвижимости, автомобилей и техники, заканчивая одеждой, музыкальными инструментами и домашними животными. Совсем нередки случаи, когда пользователи OLX предлагают что-то безвозмездно. В основном это б/у одежда, обувь, книги. Однако можно найти и более дорогие предметы – музыкальные инструменты, антикварные и коллекционные вещи, электронику. Попадаются даже частные дома!

«Пользователи OLX рационально используют деньги, не хотят переплачивать. В то же время, они прекрасно понимают, что ненужные им вещи могут пригодиться для кого-то другого. По моему мнению, OLX – классический пример преимуществ шеринговой экономики», — считает госпожа Онищенко.

BlaBlaCar. Глобальный лидер в области райдшеринга – совместного использования легковых автомобилей. Сообщество объединяет водителей и их потенциальных попутчиков. Другими словами – дает возможность общаться между собой людям, которым, как говорится, по дороге. Сегодня BlaBlaCar насчитывает более 30 млн. пользователей в 22 странах.

«Тренд райдшеринга давно и активно развивается в Европе. В последние 2 года такие же темпы наблюдаются и в Украине. Мы стали одним из самых прогрессирующих регионов среди всех стран, где работает сервис, – рассказывает Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в Украине и России. – Только за последний год к украинской платформе присоединилось более 1 млн. человек, и эта цифра стремительно растет».

В подтверждение своих слов господин Лазоренко приводит результаты недавнего опроса пользователей BlaBlaCar: более 55% используют сервис для поездок на отдых, 49% ездят к родителям или родственникам. Еще 42% приходится на деловые и рабочие поездки.

Показательно, что практически 80% пользователей BlaBlaCar отдают предпочтение райдшерингу по сравнению с поездами или междугородними автобусами. Аргументы такие – удобнее, дешевле, быстрее.

Плюшкин. Онлайн-платформа для обмена вещами и услугами. Стартовал проект в 2014 г. Если другие, упомянутые в нашем обзоре проекты, стопроцентно бизнес, то «Плюшкин» отражает более идеалистические стороны шеринговой экономики. Основатель и генеральный директор «Плюшкина» Наталья Заверуха рассматривает его, в первую очередь, как экологический проект, который должен сделать мир лучше. И только потом – как бизнес, который окупает себя. Наталья стремится, чтобы с помощью «Плюшкина» люди делали покупки рационально, а вещи использовались стопроцентно. Сегодня у платформы несколько тысяч пользователей. Мужская и женская аудитория делится примерно пополам. Самыми популярными объектами для обмена на «Плюшкине» стали книги и гаджеты.

РИФЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ

Теперь следовало бы остановиться на факторах, которые тормозят развитие шеринга в Украине. Напомним, что шеринговая экономика возникла и развивается благодаря 4 движущим силам.

Во-первых – пиринговые социальные сети и технологии реального времени радикально изменили поведение огромного количества людей.

Во-вторых, мировой экономический кризис заставляет отказываться от бездумного потребления.

В-третьих, экологические проблемы.

И, наконец, четвертый фактор. По мнению Рэйчел Ботсман, он звучит как «возрожденная вера в важность сообществ и переосмысление того, что на самом деле означают слова «друг» и «соседи». Иначе говоря, люди стали больше доверять друг другу и чаще помогать ближнему.

Посмотрим с какими проблемами сталкиваются эти факторы в Украине. Функционирование соцсетей базируется на широком распространении интернета. Причем речь идет уже не о наличии проводных или оптоволоконных линий. Для технологий реального времени обработки больших массивов данных требуется широкополосный мобильный интернет. Напомним читателям, в чем ключевая разница мобильного интернета 4G от третьего поколения.

Дело не в скорости передачи данных (она и на 3G вполне приличная), а в широте покрытия, надежности работы и способности одновременно работать с большим количеством устройств. Состояние с интернетом 3G в Украине, мы все хорошо знаем – сейчас пытаемся догнать даже не самые развитые страны.

Теперь о втором факторе – экономическом кризисе. Конечно, здесь есть определенный позитив. Население Украины не по своему желанию имеет возможность более тщательно контролировать свое состояние и искать бюджетные варианты покупок. Но обнищание наших сограждан одновременно заставляет их отказываться от приобретения тех гаджетов, которые являются базой для пользователей шеринговой экономики – смартфонов, планшетов.

Возможно, это не так очевидно в городах-миллионниках. Но давайте вспомним, что Украина в большинстве своем состоит из провинциальных городков и сел.

И еще больше экономический кризис нивелирует третий фактор развития шеринга – ответственность за окружающую среду. Когда денег немного, и главное – прокормить семью, то меньше задумываешься над уменьшением парниковых выбросов…

Есть еще и четвертый фактор. О нем стоит поговорить отдельно. В Украине изменения в психологии общества, на которых базируется шеринговая экономика (помните – возрожденная вера в общину и т.п.) вступают в конфликт с нашими привычками и стереотипами. И это не какой-то там «совок», которым сейчас принято оправдывать все недостатки. Речь идет об украинской хозяйственности, которая досталась нам с патриархальных времен.

Вспомним все ту же дрель, которую так любят приводить как пример в своих выступлениях апологеты шеринга. Давайте смотреть на вещи реально. «В большинстве случаев не отдаст украинский мужчина в пользование малознакомому человеку инструмент. Во-первых, мужчины всего мира, что хоть что-то умеют делать руками, не любят так поступать (почему госпожа Ботсман об этом забывает или закрывает на это глаза). Для многих из них хороший инструмент – это что-то крайне личное, почти интимное. Во-вторых, есть большие сомнения, что с дрелью будут вести себя ловко и не порвут, например, редуктор. «Рукастых» мужчин сейчас становится все меньше», – трактует ситуацию психолог Людмила Бартовецкая.

Маркетолог Дмитрий Заремба также обращает внимание на тот факт, что в Украине не существует эффективного механизма, как возместить убытки владельцу той же дрели, в таком случае. Кстати, эти причины и привели к тому, что в конце двухтысячных стартовали и очень быстро исчезли площадки, которые пытались реализовать идею шеринга электроинструмента.

Зато в Украине хорошо себя чувствует классический прокат со всеми его компонентами вроде денежного заведения, которое перекрывает все затраты на ремонт или покупку нового инструмента. Также эксперт говорит о таком распространенном явлении, как низкая самодисциплина и ответственность за свои обещания большой части нашего населения.

«О чем говорит в своих интервью Андрей Окунский, которого вы здесь упоминаете? Что на создание MUSHROOM его «спровоцировали» нередкие случаи откровенного обмана при аренде квартир через интернет, – напоминает Дмитрий. – Поэтому и не удивительно, что наибольшей популярностью пользуются сервисы, где имущество все же остается под контролем хозяина (аренда жилья или райдшеринг). Или, условно говоря, комиссионная торговля в сети или даже простой натуральный обмен, как на «Плюшкине».

ИМЕЕМ ПЕРСПЕКТИВУ

Завершить рассказ о шеринговой экономике made in Ukraine хотелось бы не на разборе проблем, а на том, что способствует ее развитию.

Выше мы говорили про развитие мобильного интернета в стране. Но давайте не будем критиканами – ситуация 3G все же постоянно улучшается. И плюсами шеринговой экономики могут воспользоваться тысячи новых потенциальных клиентов.

Идем дальше. Развитию шеринговой экономики в Украине способствует бурное развитие служб доставки. Вспомните – еще лет пять назад мы не имели привычки (и возможности) пересылать вещи, хоть всевозможную мелочь, хоть габаритные предметы, почтой. Откровенно говоря, последнюю посылку государственной почтой автор этого текста отсылал еще во времена СССР. Потом даже в голову такая возможность не приходила. А сейчас проблем никаких – офисы служб доставок чуть ли не в каждом квартале большого города.

Наконец, мы все больше переходим на безналичные и онлайн расчеты, которые являются одной из технологических основ шеринговой экономики. Они становятся привычным делом не только для «офисного планктона» в крупных городах, но и для огромного количества рядовых граждан, которые и представляют будущую клиентуру для шеринговых проектов.

Поэтому в ближайшее время мы будем наблюдать развитие этого феномена в Украине – независимо от общей экономической ситуации.

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий