Законопроект №5600 – удар по аграрной сфере: правительство хочет повысить налоги для АПК и изменить нормы продажи земли

Все аграрии и профильные ассоциации очень обеспокоены законодательной инициативой по внесению изменений в налогообложение, которое касается работы АПК. В частности, речь идет о новом правительственном законопроекте, который был недавно зарегистрирован в Верховной раде – это комплексный законопроект №5600 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений».

Agropolit.com проанализировал претензии аграриев и представителей профильных ассоциаций и собрал самые весомые замечания к этому законотворческому шагу правительства.

Мария Дидух, директор ГС «Всеукраинский аграрный форум»

Законопроект №5600 – это комплексный документ, который считается наиболее всеобъемлющим относительно изменений в налогообложение, и его принятие, по мнению чиновников, должно поспособствовать сбалансированности бюджета. Однако этот законопроект не обсуждался публично, текст его был недоступен профильным специалистам, его даже не было в повестке дня правительства, когда его рассматривали. Он сразу появился в Верховной раде. И в тексте этого документа были найдены такие сюрпризы, которым вряд ли обрадуются украинские аграрии.

Сначала ключевая идея этого законопроекта заключалась в том, чтобы выровнять налоговую нагрузку на аграриев и вывести нелегальных предпринимателей из тени в правовое поле. Однако в конечной редакции законопроекта №5600 мы видим, что нормы документа направлены не на выравнивание норм для всех, а лишь на увеличение в два раза налоговой нагрузки на тех аграриев, которые работают легально.

А также мы видим нормы, которые значительно расширяют полномочия органов контроля и придают им больше инструментов для давления на бизнес.

Например, если субъекту хозяйствования высказано подозрение в каких-то налоговых злоупотреблениях, то еще на период досудебного расследования налоговые органы имеют право накладывать арест на имущество производителя.

Общая позиция шести аграрных ассоциаций с предложениями уже направлена в письмах президенту Владимиру Зеленскому, председателю Верховной рады Дмитрию Разумкову, министру аграрной политики Роману Лещенко, а также главам профильных комитетов парламента. Хотелось бы, чтобы при рассмотрении законопроекта в него были внесены предложенные изменения, которые не позволят нанести ущерб в агросекторе.

Хочу заметить, что вопрос единой социальной нагрузки на гектар обсуждался аграрной общественностью и поддерживался уже достаточно давно. Даже был подан отдельный законопроект №3131 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и других законов Украины относительно детенизации производства сельскохозяйственной продукции», который длительное время дорабатывался, правился и т.д. Этот законопроект поддерживался аграриями, но правительство решило подать свой – №5600.

Сейчас те нормы, которые заложены в законопроект №5600, а именно – нормы по минимальному налоговому обязательству, вызывают множество вопросов со стороны аграриев.

Борьба со «схемами» и законопроект №5636

Еще один законопроект, зарегистрированный в ВР вместе с №5600, вызвал немало вопросов у аграрного сообщества – это законопроект №5636 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по поводу взимания налогов с налогоплательщиков – субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере сельского хозяйства».

В законопроекте №5636 содержатся нормы по предотвращению «схем» и борьбе с не возвратом валютной выручки в Украину. Хорошая инициатива, но нормы закона прописаны так, что при их реализации – это не только не поможет с возвратом выручки недобросовестными экспортерами в страну, а наоборот – значительно усложнит работу тем, кто сейчас официально и добросовестно работает по контрактам.

Удар по малому аграрному производству 

Леонид Козаченко, президент ВОО «Украинская аграрная конфедерация»

Законопроект №5600, который должен был бы способствовать деолигархизации страны, почему-то (в некоторых пунктах) демонстрирует угрозу аграрному бизнесу, в том числе малому и семейному бизнесу.

В частности, предлагается вдвое повысить единый налог для аграриев 4 группы налогообложения, а также дискриминировать отрасль птицеводства, которую принудительно изымут из 4 группы налогообложения. В эту группу входят не только аграрные холдинги, но и небольшие фермеры, которые выращивают в селах гусей, куропаток и другую домашнюю птицу.

Кроме того, законопроект не предусматривает достаточный переходный период, поскольку новые нормы, в случае его принятия, начнут действовать с 1 января 2022 года. Стоит остановить рассмотрение этого законопроекта в сессионном зале и, возможно, надо подать отдельный закон или учесть те предложения, правки и изменения, которые подали аграрии. Важнейший вопрос, когда рассматриваются изменения в монетарной и фискальной политике в АПК – приобщать в процесс Минагрополитики, МЭРТ, Минфин и другие профильные институты, и общественные организации.

Было бы целесообразно на законодательном уровне разделить налогоплательщиков и субъекты хозяйствования на три группы. Ведь не может малое семейное хозяйство со своими, например, 5 га в обработке и агрохолдинг с 500 тыс. га иметь единую базу налогообложения. Она должна быть разной, так же, как и система государственной поддержки.

Альтернатива закона №5600 

Иван Мирошниченко, председатель совета ОО «Бизнес-Варта», народный депутат 8-го созыва («Объединение Самопомощь»)

Накануне открытия рынка земли аграриям не предоставили кредитования, не ввели эффективных механизмов защиты собственности, а уже дают дополнительную нагрузку и налоговые обязательства.

Пользователи недр тоже не довольны проектом закона и сейчас поддерживают альтернативный ПЗУ №5600-7, поскольку, по их убеждению, именно он содержит наиболее последовательные изменения относительно расчета ренты на добычу железной руды и других минералов.

Проект закона о борьбе с черным рынком, без сомнения, необходим. Черный рынок сельскохозяйственного производства должен быть выровнен и выведен на свет за счет единого налога с гектара для всех собственников и арендаторов земли. Этот аспект очень важен, когда 40% земли, задействованной в производстве, находится в тени и производимая продукция вращается в параллельной темной экономике. Ведь те, кто не платит налоги – воруют у государства и людей ресурс и разрушают честный бизнес.

В предложенном законе №5600 есть ряд недоработок:

1) Некорректно прописана группа связанных лиц (в частности, указано, что если два собственника – физических лица в нескольких компаниях — это не группа).

2) Введение права налогового залога в случае административного или судебного обжалования решения — уведомление может способствовать возникновению коррупции.

3) 5% минимальное налоговое обязательство – это многовато. По расчетам экспертов, оптимально 3-3,5%, если снимается мораторий на индексацию нормативной денежной оценки.

4) В МНО зачисляется весь размер арендной платы за государственные и коммунальные земли. В то же время арендаторы частных земель будут зачислять в МНО лишь 20% уплаченных с арендной платы налогов. Возможна манипуляция, при которой арендаторы государственных и коммунальных земель за счет зачисления арендной платы будут перекрывать МНО с частных земель.

В альтернативном проекте закона №5600-4 предлагается для государственных и коммунальных земель применить 50% коэффициент МНО, но не зачислять в него уплаченные суммы арендной платы.

В результате недовольства этим проектом закона было зарегистрировано 7 (!!!) альтернативных проектов законов. Это означает, что есть большие различия в видении и понимании, как должно быть. В таких случаях надо снимать законопроект и готовить новый, проводя профессиональное обсуждение.

«Бизнес-Варта» объединяет интересы различных бизнесов и мы готовы выступить объединительной платформой для наработки общего решения.

Мы точно не можем допустить учета интересов одних и не учета интересов других. Поэтому мы сядем за один стол переговоров и примем решение, посоветуемся с членами «Бизнес-Варта», привлечем других парламентариев к диалогу.

Недостатки законопроекта №5600 

Роман Сластен, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»

Законопроект №5600 должен был сделать налоговые условия для всех налогоплательщиков равными и заставить теневых производителей платить тот минимум, который платят легальные товаропроизводители в бюджеты различных уровней. Однако предложение правительства поднять налогообложение для сельхозпроизводителей в два раза для плательщиков 4 группы — дополнительно изымет из карманов аграрных производителей около 5,3 млрд. грн в год.

Замечу, это без учета того, что Государственной налоговой службе дают чрезвычайные полномочия по контролю, из-за чего мы можем вернуться к налоговому террору. К тому же это вряд ли положительно повлияет на общины. Ведь большинство сельхозпроизводителей имеют социальные соглашения и на благотворительной основе помогают местным общинам в селах.

В среднем на социальные нужды аграрии выделяют 200 грн с одного га, поэтому дополнительное налоговое бремя ударит по таким программам.

Последствия исключения товаропроизводителей из 4 группы налогоплательщиков 

На самом деле плательщиками 4 группы единого налога являются почти все сельхозпроизводители, у кого доля производства направлена на изготовление и переработку продукции. Сейчас их хотят перевести на общую систему налогообложения с заменой единого фиксированного налога на налог с прибыли.

Это ключевое отличие. Вопрос заключается в том, что налог на прибыль кто-то добросовестно платит, а кто-то пытается оптимизировать. Это мы часто видим как в крупном бизнесе, так и в среднем сегменте. Поэтому такая инициатива частично стимулирует производителей переводить производство в тень. Последствия мы видели во время отказа от спецрежима возврат НДС – миллионы тон зерна, которое продается за наличные, а потом через схемы и «скрутки» дельцы получают возмещение этого НДС из государственного бюджета.

Изменение индексации НДО и налогов на покупку / продажу земли

В законопроекте №5600 была изменена норма, которая касается индексации НДО земли – это база налогообложения. Фактически эта норма — это дополнительно 1,5 млрд. грн потерь для сельскохозяйственных производителей.

В законопроекте №5600 появились «интересные» новации по покупке / продаже недвижимости и, в частности, земельных участков. Все знают, что с 1 июля будет открыт оборот земель сельскохозяйственного назначения, и законодатели решили увеличить налог на продажу земельного участка. С нынешних 5% НДФЛ до 18% (если участок перепродается в третий раз).

Значит, продавая участок, владелец должен отдать государству почти 20% от его стоимости – и это мы сейчас говорим о частной собственности. Аргументация авторов законопроекта — это, мол, сделает невозможным спекуляцию землей.

Однако спекуляции с перепродажей земли можно заблокировать другими механизмами, и не нужно прикрывать увеличение налогов до 18% кажущейся заботой о борьбе с мошенниками.

Если такая инициатива будет принята, по нашим подсчетам, это приведет к убыткам и потерям в стоимости земли во время покупки/продажи на уровне 2,2 млрд. грн в год. Соответственно, эти убытки лягут на плечи как тех, кто покупает, так и тех, кто продает, а также уменьшит стоимость земельных участков на рынке. Это очень странная инициатива правительства.

Мы подсчитали, что для добросовестных налогоплательщиков этот законопроект в комплексе с повышением единого налога суммарно составит 15,3 млрд. грн ежегодно.

И в то время как в Европе на поддержку аграриев выделяют дотации и всяческую поддержку (в среднем 300 евро на гектар), украинские аграрии видят от государственного сектора лишь всяческий вред.

Не получая должной государственной поддержки, при этом на украинских аграриев хотят навесить дополнительное налогообложение, уменьшив их конкурентоспособность на глобальном рынке. В 2019 году ее уменьшили в два раза – с 8 млрд. грн до 4, а также за последние годы была отменена льгота по специальному режиму – это минус 35 млрд. грн, у нас были «странные» соевые правки, которые из-за отсутствия возмещения НДС также формировали миллиардные убытки.

Исключение птицеводов из 4 группы налогоплательщиков ударит по бюджетам общин 

Павел Мороз, руководитель отдела анализа и администрирования департамента производства продукции растениеводства и животноводства МХП 

Единый налог 4 группы является образующим бюджет для многих ОТГ. Ведь плательщиками 4 группы единого налога являются почти все сельхозпроизводители, у кого доля производства направлена на изготовление и переработку продукции. Если перевести их на общую систему налогообложения – это ударит по семейным фермам и небольшим хозяйствам, которые работают непосредственно в пределах ОТГ.

Одной из инициатив чиновников-авторов законопроекта предлагается вдвое повысить единый налог для аграриев 4 группы налогообложения, а также дискриминировать отрасль птицеводства, которую принудительно изымут из 4 группы налогообложения. В эту группу входят не только аграрные холдинги, но и небольшие фермеры, которые выращивают в селах гусей, куропаток и другую домашнюю птицу.

Когда в кулуарах Минфина и правительства ходила первая презентация этого законопроекта, там даже не было расчетов о последствиях исключения птицеводов из 4 группы. Они появились лишь через две недели после регистрации закона. И выяснилось, что такой шаг даст бюджету лишь плюс 100 млн. грн. – это крошечная польза для государства. Но здесь никто не посчитал, сколько потеряют местные бюджеты, где единый налог 4 группы является образующим бюджет.

Фермерские хозяйства, которые имеют КВЭД птицеводство и растениеводство уже и так имеют увеличение себестоимости продукции сегодня из-за повышения цен на сырье – зерновые, из которых изготавливаются комбикорма. В первую очередь, речь идет о кукурузе, которая вдвое выросла за полгода в цене до $280/т по состоянию на начало июня 2021 года.

Аграрии в минусе уже второй год подряд – как птицеводы, так и производители яиц. И сегодня их хотят перевести на общие условия налогообложения. Поэтому – не будет этих 100 млн. грн. в госбюджете от фермерских хозяйств и не будет единого налога 4 группы в бюджетах сел.

Недавно мне довелось общаться с представителем Сената Нидерландов. Он рассказал, что у них в стране есть 2 млн. га сельскохозяйственных земель, и они экспортируют продукции на 90 млрд. евро (в основном – это продукция с высокой добавленной стоимостью). Украина имеет более 30 млн. га сельскохозяйственных земель.

Мы экспортировали продукции за прошлый год (и это рекорд!) – на 22,4 млрд. долларов и 70% экспортной продукции — сырье, для которого уже сделали 14% НДС. И доля продукции с высокой маржинальностью за последние два года уменьшилась. Вопрос — правительство хочет Украину окончательно утвердить в качестве сырьевого придатка?

Экономические последствия налоговых изменений 

Александр Бакуменко, председатель совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины»

Развитые страны во время пандемии коронавируса, когда экономика начала падать, выделили немалые средства (в общем, примерно $7,3 млрд.) на поддержку собственных отечественных производителей. Понятно, что, когда идет вливание финансовых ресурсов, которые не обеспечиваются товарным покрытием, это приводит к повышению мировой инфляции. Именно поэтому мы видим рост цен на сырьевых рынках.

И в цивилизованных странах, в таком случае, уменьшается фискальная нагрузка на производителей, в частности пищевой продукции. Например, в ЕС, Канаде, США и других странах действует сниженная ставка НДС (от 5% до 9%).

Таким образом, население получает социальную защиту (нет резких ценовых колебаний) и обеспечение необходимыми продуктами, а также увеличивается объем внутренних рынков для производителей. Кредиты для аграриев в таких странах выдают по ставке от 0% до 1%.

Также действуют различные субсидии, доступные лизинговые программы по поставке оборудования и прочее.

В Украине вместо поддержки аграриев, которые формируют значительную долю ВВП (кстати, за 2020 год ВВП агрокомплекса упал на 12 %), их в очередной раз пытаются зажать налоговыми нагрузками. К тому же совершенно непонятной инициативой со стороны государства является предложение исключить птицеводов из 4 группы плательщиков налогов.

Даже в пояснительной записке к законопроекту отсутствует какое-либо объяснение этой инициативы. Такая инициатива – это прямое нарушение Конституции, норм Налогового кодекса и законотворческого регламента, ведь этот документ ни с кем не согласовывался.

Птицеводство терпит убытки

Стоит заметить, что за последние два года птицеводство, а именно: два года подряд – производство яиц и за прошлый год – мясное птицеводство, терпит убытки. Это касается даже крупных публичных компаний, чьи акции котируются на международных биржевых площадках. По сравнению с прошлым годом у нас сократилось производство яиц на 21%, такого не наблюдалось в течение последних 20 лет.

Производство мяса птиц сократилось на 8%. С рынка ушел такой крупный производитель, как ООО «Комплекс «Агромарс», вдвое уменьшила производство яиц еще одна крупная компания ООО «Авангард» и ряд более мелких. Мы видим системный кризис производства, ведь за последнее время закрылось 20 аграрных предприятий, ориентированных на птицеводство; 15 тыс. сотрудников остались без рабочих мест (из общего количества 130 тыс. работников в птицеводческой отрасли).

Птицеводы, молочники, животноводы уже трижды писали премьер-министру, объясняли ситуацию, показывали пути выхода из кризиса – нужно дать возможность кредитования с компенсацией процентов; нужно принять закон о сокращение ставки НДС на продукты питания, как это сделано в других странах. Ответ — ноль реакции. Такая реакция, точнее, ее отсутствие – это также случилось впервые в течение последних 20 лет.

Поэтому дальше мы видим следующее, что если в цивилизованных странах корзина потребителя на 24-32% состоит из продуктов питания, то в Украине они составляют более 55%. Добавим сюда 20% коммунальных услуг и получим показатель около 80%. Именно поэтому адекватно поднять цены на продукты питания – невозможно. У народа просто отсутствует такая покупательная способность.

Второй момент, что птицеводство — это производство с высокой добавленной стоимостью. По этому направлению Украина входит в ТОП-10 мировых экспортеров и производителей и генерирует около $1 млрд. выручки. Мы экспортировали продукцию в сотни стран мира. Сейчас это все резко сокращается. Напомню, что те 15 тыс. работников, которых сократили, пошли на биржу труда, и сегодня немалая часть из них получает помощь из бюджета страны.

Поэтому, если убрать из 4 группы целую отрасль, в которую входят не только производители курятины, но и другие производители (независимо от размера) – это будет катастрофа для экономики страны.

Реакция Минагрополитики и депутатов аграрного комитета 

Николай Сольский, председатель агарного комитета Верховной рады

Выравнивание налогов для всех участников рынка – это правильно, но в законопроекте №5600 существует немало дискриминационных моментов.

Я считаю, что нужно было уже давно выровнять налоговую нагрузку на аграриев и создать одинаковые условия для всех участников рынка. Однако в конечной редакции законопроекта №5600 мы видим, что документ предусматривает дополнительное усиление фискальных органов – я против этого.

Также проект предусматривает перевод птицеводов на общую систему налогообложения с заменой единого фиксированного налога (4 группа) на налог с прибыли. Скажу честно, я не знаком с руководителями крупнейших птицеводческих предприятий, но вносить базовые изменения в закон, пытаясь написать их под конкретных лиц – это ложный шаг.

Аграрный комитет согласовал альтернативный законопроект №5600-4 

Олег Тарасов, председатель подкомитета по вопросам усовершенствования структуры государственного управления в сфере агропромышленного комплекса 

На заседании комитета 23 июня обсудили правительственную инициативу, которая касается внесения изменений в Налоговый кодекс по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений – законопроект №5600.

По итогам рассмотрения комитет поддержал альтернативный проект №5600-4 (с предложениями, изложенными в проектах №5600-2 и №5600-6) без дискриминационных положений, предусмотренных основным законом.

Почему аграрный комитет не поддержал законопроект №5600:

 — Законопроектом №5600 устанавливается минимальное налоговое обязательство (МНО) в год с 1 га сельскохозяйственной земли в собственности или пользовании, в размере 5% от нормативной денежной оценки (НДО), что превышает средние по Украине показатели суммы уплаченных налогов легальных сельскохозяйственных производителей (до 4% НГО).

+ Альтернативным законопроектом №5600-4 предлагается установить МНО в размере 4% от НГО! Для плательщиков ФЛП единого налога четвертой группы (семейные фермерские хозяйства до 2 га) – 2% НГО.

 — Законопроектом №5600 устанавливается льгота для физических лиц, у которых менее 0,5 га сельскохозяйственной земли. Но норма написана таким образом, что если у физического лица больше 0,5 га, то из расчета МНО 0,5 га не вычитается. Например, если у физического лица 0,51 га, то МНО применяется ко всем 0,51 га, а не к 0,01 га.

+ В альтернативном законопроекте №5600-4 предлагается освободить от МНО 0,5 гектара, которые находятся в пользовании любого физического лица.

 — В энергетической сфере отмена льгот по акцизному налогу для «зеленой» электрической энергии противопоставляет Украину зеленому курсу Европы и отталкивает инвесторов из-за неопределенного тарифа на электроэнергию.

+ Альтернативным законопроектом №5600-4 акциз на энергетику из возобновляемых источников не вводится. Предлагается разрешить производителям «зеленой» электроэнергии исключать из прибыли начисленные, но не полученные средства за поставку электроэнергии, до момента их фактической оплаты.

 — Также, стоит заметить, что законопроект №5600 содержит ряд других инициатив, которые дискриминируют налогоплательщиков по отношению к контролирующему органу. Поэтому из текста альтернативного закона №5600-4 такие изменения удалены.

+ Итак, в проекте №5600-4, в отличие от №5600, предлагается выравнивание налоговой нагрузки для всех землепользователей, а не ее повышение, как это предложено в основной редакции законопроекта №5600.

+ Законопроектом №5600-4 перекрываются пути к манипуляциям при расчете и администрировании МНО.

+ Убираются возможности для давления на бизнес со стороны фискальных органов.

Поддержка законопроекта №5600 в первом чтении 

Роман Лещенко, министр аграрной политики и продовольствия Украины 

Я абсолютно убежден в необходимости поддержки и принятия в первом чтении правительственного законопроекта №5600 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений», внесенного 02.06.2021 года.

Также выражаю категорическое предостережение относительно принятия альтернативных законопроектов на данном этапе, поскольку это неминуемо приведет к затягиванию сроков рассмотрения в угоду монополий и олигархата, которые блокируют законопроект разными способами.

После принятия законопроекта №5600 Верховной радой Украины в первом чтении Минагрополитики проведет расширенные консультации с аграрными ассоциациями и сельскохозяйственными товаропроизводителями для подготовки соответствующих предложений ко второму чтению по предложенным альтернативным законопроектам, с целью принятия в целом закона для детенизации аграрного сектора.

Сейчас критически важно в максимально сжатые сроки принять правительственный законопроект №5600 в первом чтении. Министерство ждет детализированные предложения от всех заинтересованных субъектов по совершенствованию правового регулирования в законопроекте.

Автор: Хворостяный Виталий

Источник: Agropolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий