Заместитель председателя Госагентства электронного правительства Алексей Выскуб: «До конца 2018 года должны презентовать 100 самых важных е-услуг»

30.12.2017 – Украина постепенно, но уверенно переходит в онлайн. Почти каждый месяц правительство отчитывается про новые сервисы, которыми можно воспользоваться только с помощью компьютера. Зарегистрировать бизнес, земельный участок, получить лицензию на строительство или помощь при рождении ребенка теперь можно без очередей.

Какие еще услуги государство предоставляет «в один клик», в реестрах которых будет использоваться блокчейн, есть ли экономический эффект от перехода сервисов в онлайн?

На эти и другие вопросы в интервью «Цензор.НЕТ» ответил заместитель председателя Государственного агентства по электронному правительству Алексей Выскуб.

Читайте также: Гендиректор ГП «СЭТАМ» Виктор Вишнев: От нашей деятельности государство получило более 250 млн. грн.

В ОДИН КЛИК

— Какие новые услуги появились в этом году?

— В конце 2016 года правительство Украины утвердило Концепцию развития электронных услуг до 2020 года. Несмотря на бюрократическое название «концепция», этот документ является очень практичным. Это, фактически, наша дорожная карта. А главное — это наш «ключ» ко всем органам власти, а иногда и «меч» для отдельных ведомств и чиновников, которые сопротивляются.

Среди главных KPI документ определяет внедрение до конца 2018 года почти 100 наиболее приоритетных административных услуг онлайн в соответствии с требованиями ЕС. Фактически, это наиболее массовые, общественно важные и, к сожалению, коррупционные услуги в таких сферах как земельные отношения, строительство, транспорт, вопросы государственной регистрации имущественных прав или общественных актов, экология, социальная защита и тому подобное.

ТОП-10 уже доступных электронных услуг я считаю:

— помощь при рождении ребенка;

— регистрация бизнеса, в т.ч. внесение изменений и закрытие (всего 6 е-услуг);

— ввод объектов строительства в эксплуатацию и лицензия на строительство;

— регистрация договоров аренды земли;

— регистрация земельных участков;

— справка о несудимости;

— декларация соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (которая будет презентована под самый Новый год);

— регистрация рождения ребенка (е-услуга уже готова, но ее презентация состоится уже в начале января).

— Это все полные услуги или частичные, когда человек только записывается на прием онлайн, а для получения услуги должен приходить лично?

— Все е-услуги, которые я отметил как ТОП, являются полными электронными услугами. Но по отдельным услугам, например, справка о несудимости или помощь при рождении есть варианты, когда человек выбирает бумажный результат или личный визит по результатам в случае выбора простой электронной идентификации.

Также, услуга по регистрации ребенка из-за сложности нормативной базы первые месяцы будет работать таким образом, что заявитель должен лично забрать результат или свидетельство принесут в роддом. Но уверен, что к марту мы уже примем необходимые изменения, и результат также будет дистанционным.

Следует также понимать, что часть услуг сделать полностью электронными на сегодня сложно. Например, выдача паспорта. Мы понимаем, что есть определенные замечания граждан к предоставлению этой услуги. И совместно с Государственной миграционной службой начали такой проект, который будет позволять делать онлайн предварительное заполнение необходимых данных, что даст возможность значительно сократить время на личный визит и в целом ускорит охват населения Украины ID-картами и загранпаспортами с биометрикой.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ – ЛИКВИДАЦИЯ РЕЙДЕРОВ И ВЗЯТОК

— Есть ли экономический эффект от введения этих услуг?

— Мы очень активно следим за подходами к этим вопросам в ЕС. Да, общеевропейская статистика показывает, что после внедрения электронной услуги до того момента, как 50% целевой аудитории такой услуги перейдет в онлайн, проходит 2-3 года. Ментально и технологически наши граждане готовы пока что значительно меньше, следовательно, настоящий бум использования е-услуг в Украине я ожидаю где-то в 2019 году.

Также, интересным является подходы ЕС к оценке экономического эффекта. Но большая часть их методик для нас не подходит. Очень часто в ЕС измеряют экономию на предоставление е-услуги в бэк-офисе или экономию гражданина. В Украине же наибольший эффект – это борьба с бытовой коррупцией при предоставлении услуги. Например, ни для кого не секрет, что по отдельным услугам из указанного мной списка ТОП очень часто есть «дополнительные требования» чиновника заявителя и уровень этих «требований» иногда поражает.

Так вот для нас очень важно посчитать прямой экономический эффект, как в ЕС, а, именно, «теневой» эффект — например, насколько удалось побороть коррупцию в сфере строительства благодаря онлайн услугам. Здесь точно можно получить конкретную цифру, которая поразит всех. Эти средства просто извлекаются из карманов граждан и бизнеса.

Не менее важным является минимизация потерь от злоупотреблений чиновников, которая теперь становятся невозможной. Я имею в виду не вымогательство взятки, а, например, назначение «левых» пособий или неправомерная перерегистрация объектов.

Но следует понимать, что настоящие электронные услуги появились в Украине год-два назад и пока мы не имеем такой аналитики. Первое такое исследование мы планируем провести уже в первой половине следующего года, и уверен, что результат будет впечатляющим. Потому что эти данные о размерах взяток и злоупотреблений в административных услугах пока публично никому не известны.

— Внедряется ли оптимизация самих услуг? Сегодня много данных государство переводит в реестры, и, возможно, много справок или документов граждане могут и не собирать – всю информацию чиновники смогут найти самостоятельно.

— Безусловно. Наш ключевой принцип – сначала реинжиниринг и оптимизация, и только потом электронная услуга. Мы не собираемся делать автоматизацию ради автоматизации – иначе это пустая работа и «электронный популизм». Если порядок услуги предусматривает представление 10 документов или справок других органов власти, то зачем автоматизировать такой хаос? Чтобы получить автоматизированный хаос?!

Сегодня у нас есть мощная поддержка международных партнеров, таких как Швейцарско-украинская программа EGAP, проект TAPAS при поддержке USAID и UKAID, координатор проектов ОБСЕ в Украине, европейский проект Egov4Ukraine, которые четко понимают наш план и помогают во внедрении электронных услуг экспертно и финансово.

Каждая наша е-услуга стала проще или безопаснее. Например, в случае регистрации договоров аренды земли перечень документов от заявителя не изменился, но за счет введения электронного взаимодействия с Государственным земельным кадастром полностью нивелируются вопросы рейдерства, ошибок или злоупотреблений через он-лайн проверку наличия такого земельного участка и его владельца.

И вообще 2017 год стал историческим для развития электронного взаимодействия и развития интероперабельности государственных реестров, без которых невозможно реальное упрощение административных услуг и внедрение электронных услуг. Именно в этом году в Украине стартовало внедрение системы электронного взаимодействия. По известным на весь мир эстонским подходам X-Road. Украинский вариант по результатам публичного конкурса получил интересное название – «Трембита».

Как известно этот инструмент использовался для связи между отдаленными селами в горах, или через него сообщали о важных событиях – рождении ребенка, браке или смерти. Поэтому очень меткое и аутентичное название.

— Кстати, о портфелях. Какие портфели уже существуют, и какие появятся в ближайшее время?

— В 2017 году мы провели комплексное исследование всех государственных реестров и баз данных, в который попали более 140 систем. Очень долго в Украине реестры развивались хаотично, из-за чего мы имеем плохую актуальность данных, значительное дублирование, а в целом низкую эффективность. А опять страдают граждане, которые либо вынуждены давать одни и те же справки во многие учреждения, или сталкиваются со злоупотреблениями и ошибками.

Наша ключевая задача – упорядочение данных и государственных реестров, чтобы остановить их хаотичное создание и развитие через разработку нового закона. Проект уже готов и проходит общественные обсуждения.

Также, в Украине до сих пор не созданы все так называемые базовые реестры. Например, реестр адресов или градостроительный кадастр – и это планы на 2018 год. Ведь, например, из-за отсутствия реестра адресов все реестры накапливают эти данные, но они быстро теряют актуальность и распространяются ошибки.

— К нам в редакцию неоднократно обращались читатели, которые пострадали от рейдеров, по проблемам реестров владельцев бизнеса, земельных участков и тому подобное. Кто-то из чиновников изменял информацию в реестре и готово – владелец другой и доказать что-либо в суде невозможно. Решается как-то эта ситуация?

— Здесь у нас очень много инновационных планов! Действительно, мы чувствуем определенный кризис доверия общественности к государственным реестрам. И даже, если реестр имеет все необходимые сертификаты защиты. Так сложилось исторически.

Это доверие нужно повышать как через упорядочение реестров, их надежной защиты, внесения данных с использованием ЭЦП, так и с использованием современных инновационных подходов.

В этом году мы уже вместе с Минюстом и Минагрополитики реализовали два пилотных проекта, когда все данные о транзакции в Государственном земельном реестре и Государственном аукционе арестованного имущества СЕТАМ записываются в блокчейн с онлайн доступом общественности. Это 100 % гарантия, что данные не будут переписаны задним числом, а также возможность онлайн публично проверить собственную транзакцию.

Но мы идем еще дальше. На базе реестра прав, в котором хранится информация об объектах недвижимости и их владельцев, мы вместе с Минюстом начали внедрение САРТ-контрактов. Это будет предусматривать возможность собственнику объекта недвижимости получить личный электронный ключ, без которого невозможно будет завершить сделку с его имуществом.

Значит, в случае проведения любой операции завершающим этапом изменения данных в реестре является подтверждение транзакций с использованием личного электронного ключа владельца. Это уничтожит любые рейдерские захваты.

КОГДА ПОЯВИТСЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОКЧЕЙН?

— Блокчейн — достаточно новая технология. Зачем тут экспериментировать?

— В течение жизни мы все сталкиваемся с различными ситуациями, когда вынуждены доверять третьей стороне – банкам в делах финансов, нотариусам и государству в юридических и жизненно важных вопросах. Например, регистрация прав на недвижимость, авто, бизнес или регистрация рождения ребенка, получение паспорта и многих других процессов.

Вот представьте, что часть этих функций, а впоследствии может и большинство из них, можно передать очень надежной и прозрачной технологии, которая исключает риск человеческого фактора. И которую невозможно подкупить, уговорить, шантажировать или хоть как-то заставить злоупотреблять.

Наоборот, благодаря инновационному способу хранения и накопления данных все имеют возможность проверить, чтобы необходимые вам действия действительно были осуществлены, и ничего не вносилось вчерашним днем.

Основные преимущества этой технологии в том, что она позволяет осуществлять общественный контроль над системой, в которую она внедрена, обеспечивает надежную синхронизацию данных и защищает от подмены данных в результате хакерских атак. Поэтому для нашей страны – это именно то, что нужно. Кстати, в мире не известно ни одного случая взлома этой системы.

Подавляющее большинство ассоциирует блокчейн исключительно с майнингом крипто валют. Однако сферы применения технологии распределенных реестров не ограничиваются только финансовой сферой. Кстати, согласно недавним исследованиям, IBM 9 из 10 государственных учреждений, принимавших участие в опросе по всему миру, ответили, что планируют инвестировать в блокчейн.

— В каких реестрах будет использоваться эта технология?

— На уровне Украины мы определили 2 ключевые сферы для пилотирования этой технологии – земельные отношения и государственная регистрация. Именно здесь мы ощущаем высокое недоверие со стороны общества и ожидаем высокую результативность от блокчейна. Первые пилотные проекты реализуются на базе Государственного земельного кадастра, реестра прав и аукциона СЕТАМ – Open Market. Фактически мы завершаем первую фазу. В сентябре мы презентовали ряд важных и инновационных в общемировом масштабе результатов.

Во-первых, это первый в мире электронный аукцион на блокчейне. Он записывает в блоки 9 видов ключевых транзакций и предоставляет возможность их полного контроля и мониторинга. По открытой ноде аудитора. Такой нодой уже стал Фонд Восточная Европа.

Во-вторых, это первый этап перевода земельного кадастра на блокчейн. В частности, уже все земельные выдержки также записываются в блоки, а хещ соответствующей транзакции печатается на выписки в виде QR-кода. Опять все публично проверяется через ноду аудитора Transparency International.

Дальнейшие наши планы еще амбициознее. Среди них и урегулирование криптовалюты, криптобиржи, национального блокчейна и тому подобное. Концепция развития электронного правительства до 2020 года также определяет технологию блокчейн, как одного из ключевых инструментов быстрого реформирования государства и обеспечения прозрачности и доверия ко всем процессам. Trust by Default.

MOBILE ID И ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОСПОРТАЛ Е-УСЛУГ

— Во многих странах существует единый портал государственных услуг. Слышала, у нас тоже делается подобное?

— Да, введение общеевропейского принципа one-stop-shop (все услуги с единого ресурса) является ключевой задачей. На самом деле, было уже 3-4 попытки в Украине создать такой единый портал.

Сегодня мы совместно с Минэкономразвития и европейскими проектами и донорами объединились, чтобы наконец реализовать единое и успешное видение. Мы берем за основу философию признанного лучшего портала – gov.ru – портала услуг Великобритании. На это нужно время. Поэтому пока мы решили, с новым же опытом стран ЕС, сделать все е-услуги доступными через правительственный портал kmu.gov.ua.

20 декабря 2017 года мы презентовали обновленный правительственный портал. Он имеет современный дизайн и технологическую платформу и построен с учетом потребностей пользователей и лучшего мирового опыта. Среди главных новаций – раздел, в котором собраны все электронные общественные услуги для граждан и бизнеса.

Портал в течение месяца будет работать в тестовом режиме, поэтому присоединяйтесь, чтобы сделать его действительно качественным и полезным.

— Что в планах внедрения е-услуг на 2018 год?

— Планы очень амбициозные! В первую очередь, это полноценное внедрение «Трембиты» и подключение электронного взаимодействия базовых реестров. До конца года один мобильный оператор внедрит сервис MobileID, поэтому в следующем будем стимулировать других операторов и способствовать распространению этого важного сервиса. До конца 2018 года должны презентовать 100 самых важных е-услуг. Также очень много планов по открытию государственных данных.

Сегодня у нас есть мощная политическая воля председателя правительства, понимание и сотрудничество с другими центральными органами власти, международными партнерами и донорами. Поэтому настрой боевой и позитивный. А главный риск – это политические интриги и популизм.

Автор: Татьяна Галковская

Источник: «Цензор.НЕТ»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий