Золотая голубика: как построить выгодный ягодный бизнес на малом участке

Сделать систему управления полем за $400, продавать ягоды с доставкой до дверей, работать на поле только семьей – секреты построения выгодного агробизнеса за небольшие деньги, рассказывает владелец хозяйства «Озеряна» Ярослав Мовчун.

Идея открытия собственной ягодной фермы созрела в голове бывшего раллийного гонщика Ярослава Мовчуна была достаточно давно. У него с отцом был свой небольшой бизнес – автомастерская и интернет-магазин автозапчастей, однако после кризиса 2008 года стало вполне ясно, что следует либо оставаться в нем и выживать, либо искать другие направления, которые смогут стать прибыльными.

Случайно внимание привлекла агроиндустрия. Выбрали органические ягоды, которые можно довольно выгодно продавать.

Для старта нужна была земля, на которой долгое время ничего не выращивали, и которая успела отдохнуть от удобрений. Необходимый участок отец и сын Мовчуны нашли в Житомирской области только в 2012 году. Она на 100% подходила под требования – удобный асфальтовый подъезд, свет и газ на участке, расположение далеко от трассы, недалеко – озеро и лес.

Прежде, чем начать плантацию, сделали собственное исследование рынка и обнаружили, что малины и смородины достаточно. Крыжовник оказался слишком сложным. А вот голубика – достаточно новая для украинского рынка, очень понравилась. В 2013 году стартовали с одного небольшого участка размером 0,6 га, высадили голубику и начали постепенно расширять территорию – по состоянию на сегодня имеют около 3 га, часть из которых находится под самими насаждениями, остальные – под малиной, паром и садами. В хозяйстве выращивают сорта Патриот, Блюкроп, Торо, Атлантис и др.

Изначально закладка и содержание плантации обошлись предприятию примерно в 200 тыс. гривен, однако поскольку площадь каждый сезон увеличивается, то и расходы на содержание растут. Тем не менее, предприниматель настроен оптимистично. Несмотря на то, что голубика – растение так называемого длинного цикла (плодоношение наступает на 3-4 год после закладки), он называет ее очень благодарной культурой – капиталовложения вполне реально окупить за несколько сезонов сбора ягоды, а далее в течение десятков лет получать стабильные урожаи.

Реклама, как двигатель

Чтобы прорекламировать свой продукт, создали собственный сайт и страницу в социальной сети и установили цену, которая включала доставку ягоды к дверям. В стартовый сезон 2015 года продавали по цене за 119 грн/кг, тогда как у ближайших конкурентов она была и по 180 грн/кг. Старались максимально быстро обрабатывать заявки и доставлять ягоду уже на следующий день. Конкурентная цена плюс сервис быстро сделали ферму настолько известной, что в конце стартового года даже не всем желающим хватило ягоды.

По словам Ярослава, еще не все заложенные участки вступили в полное плодоношение. В прошлом году компания получила примерно 700 килограмм ягоды, в текущем году планирует получить вдвое больше. А в конце лета этого года здесь планируют посадить еще один гектар голубики, обогатить ассортимент более ранними и поздними сортами, тем самым растягивая во времени сезон плодоношения.

Ягодные ноу-хау

Отсутствие профильного образования не стало преградой для того, чтобы заниматься выращиванием ягод. Как утверждает Ярослав, ему просто было интересно начинать свое новое дело, наблюдать за процессом и понять, как все функционирует. В «Озерянах» принципиально отказались от услуг агронома, пользуясь лишь консультациями специалистов и других владельцев ягодников. Предприниматель не скрывает, что такая самостоятельность, порой, дается дороже – ошибки стоят денег, в начале были ошибки с выбором посадочного материала и с удобрениями случались неприятности.

«Но только в случае, если будешь делать сам, можешь отвечать за результат. В сезон на поле мы работаем всей семьей, а также нанимаем дополнительно 2-3 человека. За время существования предприятия я успел многому поучиться – постоянно посещаю семинары и конференции, обмениваюсь опытом с коллегами из Канады и Нидерландов, и, особенно, Беларуси, много читаю литературы»,– говорит Ярослав. К тому же, небольшую часть здесь всегда отводят под испытательный «полигон» – экспериментируют с сортами, удобрением, подрезкой.

«Все должно быть качественным – и саженцы, и субстрат (торф), и выполнены нормы подкормки растений. Голубика любит кислые почвы, поэтому нужно за этим следить. Ежегодно должно быть разное количество питательных веществ – азот и суперфосфат нужно удваивать с каждым годом. Некоторые препараты нужно вносить только после захода солнца, ведь при жаре активизируется азот и выжигает корень растения. Еще не надо спешить. Мало кто знает, что голубику следует собирать не чаще, чем раз в 10 дней – это оптимальный период, чтобы она достигла товарных кондиций», – советует предприниматель.

Чтобы обеспечить стабильное качество голубики, в «Озерянах» самостоятельно разработали и внедрили систему так называемого «умного» поля» или как они ее называют «one click berry». «То есть все будет обустроено таким образом, чтобы я мог наблюдать и корректировать процессы на плантации с помощью планшета. Например, 40 датчиков влажности, которые размещены по всей территории плантации на разных глубинах и передают информацию на главный блок далее через электроклапаны. Система будет решать, какие ряды следует поливать, а какие нет, на каком ряду не хватает кислотности и т.д.

Внедрение такой технологии обошлось предприятию примерно в $400 – она работает на платформе «Ардуино», софт для программы есть в открытом доступе на различных форумах в Интернете, компоненты программы заказывали отдельно в Китае, а потом комплектовали их на месте. Кроме того, ямы под посадку новых саженцев мы принципиально не копаем вручную, только электробуром, а для сбора ягоды мы сейчас с отцом проектируем специальный ручной электрический комбайн. Он не будет слишком мощным, однако будет позволять собирать ягоды с 2-3 га ежедневно. Таким образом, благодаря новейшим технологиям мы минимизируем человеческий фактор», – рассказывает предприниматель.

Много усилий потратили и на борьбу с птицами, которые наносили непоправимый вред ягодам. «Перепробовали все как традиционные, так и нетрадиционные способы отпугивания и в итоге вывели формулу «3 в 1» – используем акустический отпугиватель типа «Коршун», отпугиватель-макет в виде воздушного змея и даже пленку из старых видеокассет. Мы каждые три метра забивали колья и оплетали кусты в форме паутины. За три недели существования этой конструкции птицы не повредили ни одной ягоды. Они сидели вокруг участка на деревьях, однако на поле не прилетали», – делится ноу-хау владелец плантации.

Объединиться с коллегами

Сейчас на плантации уже ведутся подготовительные работы к новому сезону, делается плановая обрезка кустов. Ярослав Мовчун признает, что в этом году цена на голубику будет стартовать на уровне 170 грн/кг, и, скорее всего, не просядет, но и не будет расти – сейчас достаточно много предприятий стартует с подобными проектами, даже, несмотря на то, что сейчас делать плантации стало значительно дороже. Рабочая сила, топливо и расходные материалы подорожали в разы.

Удовлетворить спрос на продукцию отец и сын попробуют, объединившись с несколькими небольшими предприятиями, и в пиковые сезоны будут продавать продукцию под общим брендом.

Чтобы диверсифицировать производство, в «Озерянах» попытаются заняться переработкой продукции на джемы, соусы и пюре. Кроме того, приведут в порядок собственный сад, планируют выращивать яблоки и производить детское пюре. Еще, владелец «Озеряны» готовит следующий, более масштабный проект – совместно с партнером они хотят взять 27 га земли на границе Житомирской и Киевской областей и выращивать ягоды.

«Сейчас идет оформление паев и до начала лета эта работа будет завершена. Часть пустим под сою и зерновые культуры, остальное – будет занимать голубика и клюква крупноплодная. У нас есть запросы от крупных перерабатывающих предприятий, поэтому без клиентов наверняка не останемся», – оптимистично делится планами он. А еще, советует начинающим аграриям не бояться – с грамотным подходом даже один гектар выращенной продукции может стать «золотым» и превратиться в мощный бизнес.

Автор: Ирина Глотова

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий