Прогноз экономических показателей Беларуси и стран СНГ в 2014-2020 гг. по версии МВФ

Международный валютный фонд в апреле пересмотрел экономический прогноз для стран СНГ в сторону понижения на фоне сохранения геополитической напряженности в регионе в связи с украинским кризисом. Об этом говорится в аналитическом докладе МВФ «World Economic Outlook. April 2015. Uneven Growth: Short- and Long-Term Factors» («Перспективы развития мировой экономики. Апрель 2015 г. Неравномерный экономический рост: краткосрочные и долгосрочные факторы»).

Согласно обновленного июльского прогноза МВФ, темпы роста мировой экономики в 2016 г. повысятся в сопоставимых ценах до 3,8% против 3,3% в 2015 г. и 3,4% в 2014 г. В текущих ценах объем мирового ВВП в 2015 г. сократится на 3,6% до 74,551 трлн. долл. Однако по паритету покупательной способности мировой ВВП в 2015 г., напротив, увеличится на 4,3% до рекордных 112,552 трлн. долл.

По данным МВФ, десятка крупнейших экономик мира в 2015 г. выглядит следующим образом: США – объем ВВП в текущих ценах составит 18,125 трлн. долл., Китай – 11,212 трлн. долл., Япония – 4,210 трлн. долл., Германия – 3,413 трлн. долл., Соединенное Королевство – 2,853 трлн. долл., Франция – 2,470 трлн. долл., Индия – 2,308 трлн. долл., Бразилия – 1,904 трлн. долл., Италия – 1,843 трлн. долл. и Канада – 1,615 трлн. долл. (см. таблицу 1).

Вторая десятка экономических лидеров в 2015 г. выглядит следующим образом: Южная Корея – 1,435 трлн. долл., Австралия – 1,252 трлн. долл., Мексика – 1,232 трлн. долл., Испания – 1,230 трлн. долл., Россия – 1,176 трлн. долл., Индонезия – 895,677 млрд. долл., Турция – 752,510 млрд. долл., Нидерланды – 749,365 млрд. долл., Швейцария – 688,434 млрд. долл. и Саудовская Аравия – 648,971 млрд. долл.

Среди стран СНГ и соседних государств ситуация выглядит следующим образом (данные за 2015 г.): Россия – 15-е место (1,176 трлн. долл.), Польша – 24-е место (491,239 млрд. долл.), Казахстан – 46-е место (203,140 млрд. долл.), Украина – 62-е место (85,440 млрд. долл.), Узбекистан – 66-е место (68,190 млрд. долл.), Азербайджан – 71-е место (62,199 млрд. долл.), Беларусь – 72-е место (60,530 млрд. долл.), Туркменистан – 83-е место (44,663 млрд. долл.), Литва – 86-е место (42,642 млрд. долл.).

Далее следуют: Латвия – 99-е место (28,362 млрд. долл.), Эстония – 102-е место (23,113 млрд. долл.), Грузия – 117-е место (13,758 млрд. долл.), Армения – 133-е место (9,301 млрд. долл.), Таджикистан – 137-е место (8,533 млрд. долл.), Киргизия – 140-е место (7,368 млрд. долл.) и Молдова – 144-е место (6,140 млрд. долл.) и.

МВФ прогнозирует спад экономики стран СНГ в 2015 г. на 2,6% (см. таблицу 2), что сразу на 4 процентных пункта хуже предыдущего прогноза фонда, опубликованного в октябре 2014 г. В 2016 г. темпы экономического роста в странах СНГ прогнозируются на уровне +0,3%.

Лидером по ожидаемым суммарным темпам экономического роста в 2015-2016 гг. в регионе является Туркменистан – 9% в 2015 г. и 9,2% в 2016 г. Далее следуют: Узбекистан – 6,2% в 2015 г. и 6,5% в 2016 г., Таджикистан – 3% (4,1%), Казахстан – 2% (3,1%), Киргизия – 1,7% (3,4%), Грузия – 2% (3%), Азербайджан – 0,6% (2,5%), Молдова – минус 1% (3%), Беларусь – минус 2,3% (минус 0,1%), Украина – минус 5,5% (2%) и Россия – минус 3,8% (минус 1,1%). В Армении МВФ прогнозирует снижение ВВП в сопоставимых ценах в 2015 г. на 1%, прогноз на 2016 г. отсутствует.

Среди остальных соседних государств ситуация выглядит следующим образом: Польша – 3,5% (3,5%), Литва – 2,8% (3,2%), Эстония – 2,5% (3,4%) и Латвия – 2,3% (3,3%).

С точки зрения чистой внешней позиции МВФ относит к чистым заемщикам следующие страны СНГ: Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Украину. Соответственно, чистыми внешними кредиторами являются Россия, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан.

В 2015 г. фонд прогнозирует инфляцию в Беларуси на уровне 22,1%, а в 2016 г. – 17,4% против 18,1% в 2014 г. (по среднегодовой методике). По методике «декабрь к декабрю предыдущего года» инфляция в стране составит около 22% в 2015 г. и 18,1% в 2016 г. против 16,2% в 2014 г.

Дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси уменьшится до минус 7% в 2015 г. и минус 4,2% в 2016 г. против минус 6,1% в 2014 г. Уровень безработицы в 2015-2016 гг. останется на неизменном уровне 0,5% (по национальной методологии).

В таблице 3 представлен обновленный среднесрочный прогноз экономических и финансовых показателей Беларуси, который содержится в статистической базе данных МВФ «World Economic Outlook Database, April 2015».

Согласно расчетам специалистов МВФ, объем ВВП Беларуси, исчисленный по паритету покупательной способности, в 2015 г. составит около 168,030 млрд. долл., в то время как в текущих ценах объем ВВП равняется всего 60,530 млрд. долл.

Это связано с тем, что средний уровень цен в Беларуси примерно в 2,8 раза меньше, чем в США. Если быть точнее, то средний уровень цен в Беларуси в 2015 г. составляет 36% от среднего уровня цен в Америке. В результате по паритету покупательной способности в 2015 г. доллар США должен был бы равняться 5788,5 руб.

По прогнозу МВФ, динамика среднедушевого ВВП Беларуси (по ППС) в 2014-2020 гг. выглядит следующим образом: 2014 г. – 18,161 тыс. долл., 2015 г. – 17,836 тыс. долл., 2016 г. – 18,172 тыс. долл., 2017 г. – 18,677 тыс. долл., 2018 г. – 19,245 тыс. долл., 2019 г. – 19,794 тыс. долл. и 2020 г. – 20,387 тыс. долл. (см. таблицу 4).

В 2015 г. Беларусь по среднедушевому ВВП по ППС (17,836 тыс. долл.) занимает 68-е место, уступая Литве – 41-е место (28,210 тыс. долл.), Эстонии – 42-е место (27,995 тыс. долл.), Польше – 47-е место (26,210 тыс. долл.), Латвии – 51-е место (24,541 тыс. долл.), Казахстану – 52-е место (24,360 тыс. долл.) и России – 53-е место (24,067 тыс. долл.).

В свою очередь, динамика средневзвешенного курса белорусского рубля к доллару США в 2015-2020 гг. выглядит следующим образом: 2015 г. – 16068,6 руб. за 1 долл., 2016 г. – 18714,4 руб., 2017 г. – 20370,7 руб., 2018 г. – 21969,9 руб., 2019 г. – 23913,5 руб. и 2020 г. – 26017,2 руб.

В данном случае значения обменного курса получены расчетным путем, как отношение показателя ВВП в текущих ценах в белорусских рублях к показателю ВВП в текущих ценах в долларах США.

По прогнозу МВФ, к концу 2020 г. численность населения Беларуси снизится до 9,187 млн. человек против 9,485 млн. человек на 1 июля 2015 г. и 10,177 млн. человек на 1 января 1996 г.

По расчетам МВФ, валовой долг правительства Беларуси в 2015 г. уменьшится до 39,6% к ВВП против 45,9% ВВП в 2011 г. Таким образом, относительный показатель государственного долга Беларуси находится в пределах порога экономической безопасности (не более 55-60% к ВВП). При этом в 2020 г. валовой долг правительства Беларуси возрастет до 49,8% к ВВП. К слову, правительство Беларуси к настоящему времени полностью погасило долговые обязательства перед МВФ, что может повысить вероятность выделения Беларуси нового кредита фонда в рамках программы поддержки реализации структурных реформ в стране (при условии устранения политических разногласий и препятствий).

По мнению МВФ, экономики стран СНГ в текущей ситуации сталкиваются с серьезными вызовами из-за усиления геополитических рисков в регионе и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Так, в России отмечается падение инвестиционной активности и усиление оттока иностранного капитала на фоне веденных экономических санкций ЕС и США против ведущих российских компаний и банков.

В Украине в условиях военного конфликта происходит падение объемов промышленного производства и экспорта товаров и услуг. Кроме того, в текущей ситуации в Украине усилилось давление на финансовый сектор в связи с массовым закрытием вкладов и ухудшением качества кредитного портфеля банков на фоне роста доли проблемной задолженности физических и юридических лиц.

Отдельные экономики стран Кавказа и Центральной Азии замедлились в результате ухудшения условий внешней торговли и уменьшения объемов денежных переводов, поступающих от трудовых мигрантов из России.

Кроме того, негативное влияние на темпы экономического роста в регионе оказывает ухудшение доступа к международным рынкам капитала вкупе с удорожанием внешних заимствований для резидентов стран СНГ. При этом усиление оттока иностранного капитала из России спровоцировало ускорение темпов инфляции и девальвации обменного курса российского рубля по отношению к основным иностранным валютам. При этом резкое увеличение объемов предстоящих платежей в декабре может привести к усилению давления на обменный курс российского рубля и золотовалютные резервы России к концу текущего года.

По мнению МВФ, негативное влияние экономического спада в России на экономики других стран СНГ (включая Беларусь) будет связано с уменьшением доходов трудовых мигрантов, снижением объемов экспорта в Россию и сокращением притока прямых российских инвестиций. При этом ухудшение балансов банков и компаний из-за состоявшейся резкой девальвации национальных валют стран региона может привести к обострению финансовых и экономических рисков.

Эксперты фонда традиционно рекомендуют Беларуси более гибкий режим обменного курса в сочетании с жесткой монетарной политикой и глубокими структурными реформами с целью ограничения инфляции и внешних дисбалансов. Кроме того, МВФ рекомендует странам СНГ реализовать структурные реформы в сфере публичного администрирования, борьбы с коррупцией, в образовании и финансовом секторе с тем, чтобы диверсифицировать национальные экономики, улучшить деловой климат и повысить эффективность финансового посредничества.

К слову, в первом полугодии 2015 г. зафиксирован спад в экономике Беларуси. Так, по данным Белстата, валовой внутренний продукт Беларуси в первом полугодии 2015 г. составил 404,486 трлн. руб. и снизился в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3,3%. Прогнозом на 2015 г. в соответствии с указом президента Беларуси №550 от 1 декабря 2014 г. предусмотрен его рост на 0,2-0,7%.

Невыполнение прогнозного показателя ВВП наряду с высокой базой предыдущего года обусловлено следующими причинами:

1) ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и падение экспорта белорусских товаров и услуг;

2) увеличение объемов выплат по внешнему долгу резидентов Беларуси (правительства, Нацбанка, предприятий, банков);

3) сохранение геополитической напряженности в регионе в связи с украинским кризисом;

4) замедление темпов роста российской экономики в условиях введенных экономических санкций ЕС, США и других государств против российских банков и предприятий;

5) ограничение внутреннего спроса, включая денежные доходы населения.

Дефлятор ВВП в первом полугодии 2015 г. составил 121,3%, то есть средний уровень цен на товары и услуги в экономике Беларуси (включая потребительский рынок, производственный сектор, сферу инвестиций и др.) возрос на 21,3% по сравнению со средним уровнем цен в первом полугодии 2014 г.

В долларовом эквиваленте ВВП Беларуси в первом полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уменьшился сразу на 7,489 млрд. долл. (или на 21,4%) до 27,447 млрд. долл. При расчете использовался средневзвешенный курс белорусского рубля: в первом полугодии 2014 г. – 9878,33 руб. за 1 долл., а в первом полугодии 2015 г. – 14736,74 руб.

К сожалению, уменьшение долларового эквивалента ВВП Беларуси способствует ухудшению ряда показателей, характеризующих кредитоспособность и экономическую безопасность государства.

Источник: BusinessForecast.by

Читайте по теме:

Комментарии

  • 25 августа 2015, 04:08 Александр Муха

    МВФ прогнозирует рецессию в экономике Беларуси и дальнейшее ухудшение внешних экономических условий. Учитывая замедление темпов экономического роста в России, которая является основным торгово-экономическим и инвестиционным партнером Беларуси, эксперты фонда считают, что уменьшение объемов экспорта приведет к снижению реального ВВП Беларуси на 2,5%. При этом дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси в 2015 г. сохранится на уровне минус 7% ВВП. Несмотря на ограничение внутреннего спроса, инфляция в Беларуси в результате состоявшейся девальвации белорусского рубля возрастет в 2015 г. до 22% (по методике декабрь к декабрю предыдущего года). В среднесрочной перспективе ожидается корректировка текущего счета в связи с ограничениями в сфере внешнего финансирования, в то время как экономический рост будет слабым из-за наличия структурных проблем в экономике Беларуси. Номинальный ВВП Беларуси в 2015 г. возрастет до рекордных 972,5 трлн. руб. против 778,5 трлн. руб. в 2014 г., 649,1 трлн. руб. в 2013 г., 530,4 трлн. руб. в 2012 г. и 297,2 трлн. руб. в 2011 г.

  • 07 сентября 2015, 04:09 Александр Муха

    По данным Белстата, валовой внутренний продукт Беларуси в январе-июле 2015 г. составил 482,892 трлн. руб. и снизился в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 4% (без учета смещения сроков начала уборки зерновых культур – на 3,5%). Дефлятор ВВП в январе-июле 2015 г. составил 120,4%, то есть средний уровень цен на товары и услуги в экономике Беларуси (включая потребительский рынок, производственный сектор, сферу инвестиций и др.) возрос на 20,4% по сравнению со средним уровнем цен в январе-июле 2014 г. В долларовом эквиваленте ВВП Беларуси в январе-июле 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уменьшился сразу на 9,490 млрд. долл. (или на 22,6%) до 32,585 млрд. долл. При расчете использовался средневзвешенный курс белорусского рубля: в январе-июле 2014 г. – 9930,53 руб. за 1 долл., а в январе-июле 2015 г. – 14819,62 руб.

Оставить комментарий