Развитие компаний в условиях нестабильности мировой экономики: возможности, вызовы, перспективы

Экономичные процессы, как известно, имеют циклический характер, определяющий периоды активного экономического роста и убывания. Учитывая динамичность мирового хозяйства, основной задачей на сегодня для представителей малого, среднего и крупного бизнеса является адаптация к непостоянным рыночным условиям.

Приспособление компаний к циклическим процессам является единственным путем к повышению конкурентоспособности фирмы, максимизации прибылей, повышению эффективности использования капитала и тому подобное.

При проведении исследования использовались такие микроэкономические методы, как индуктивный, дедуктивный, статистический, динамический, и тому подобное.

Целью исследования было определение положительных и отрицательных эффектов нестабильности мировой экономики на развитие компаний различных отраслей хозяйства.

Исследованы современные тенденции развития компаний в условиях нестабильной экономической ситуации. Приведены примеры активного развития и банкротства компаний при экономических кризисах, потрясениях, депрессиях. Определено влияние пандемии COVID-19 на становление и развитие отдельных предприятий.

Приведена статистическая информация об изменениях валовой прибыли некоторых компаний вторичного и третичного секторов хозяйства в условиях нестабильности рынка.

Определены ключевые принципы роста эффективности работы предприятий, учитывая циклический характер экономики, в частности:

минимизация затрат и достижение более высокого уровня экологичности производства;

внедрение высокого уровня инновации и развитие технологических инноваций; повышение качества менеджмента, что обеспечит высокий уровень гибкости и адаптивности компаний в непредвиденных изменениях;

развитие культуры экспериментирования.

Приведены примеры некоторых инструментов и методов для анализа внешней и внутренней среды компании, в частности, SWOT-анализ, использование которых обеспечивает возможность принятия управленческих решений для повышения эффективности использования капитала.

Сделаны выводы, что в условиях, когда конкуренция на рынке является устойчивой, или увеличивается, проводится так называемая «борьба за доллар потребителя», а, следовательно, компаниям необходимо постоянно проводить анализ собственных конкурентов. Это позволяет максимально быстро принимать соответствующие решения при изменении рыночных условий.

Как известно, экономичные процессы имеют циклический характер, что обусловливает существование периодов активного экономического роста и убывания. В рыночных условиях мировое хозяйство все чаще сталкивается с проблемами перепроизводства, постоянного роста конкуренции, что оказывают негативное влияние на развитие экономики страны в целом и отдельных компаний в частности.

Так, первые крупные кризисы начали происходить в Англии в XVII веке, а наиболее известными являются Великая Депрессия (1929-1933 гг.), финансовый кризис (2007-2008 гг.). Мир и сейчас находится в сложных условиях, как для развития национальных хозяйств, так и для отдельных компаний, вызванных пандемией COVID-19.

В частности, по данным Международного валютного фонда (The International Monetary Fund), из-за введения карантина в большинстве стран мировой ВВП за 2020 год упал на 3,5%. Наряду с этим, экономика не должна находиться постоянно в состоянии спада производства, в интересах частных компаний должно быть увеличение чистых доходов.

Поэтому основной задачей для предприятий малого, среднего и крупного бизнеса в условиях экономической нестабильности является адаптация к изменениям рыночных условий.

Среди основных исследований данного направления следует отметить научные публикации, экономические исследования и прогнозы Всемирного экономического форума (The World Economic Forum), Международного валютного фонда (The International Monetary Fund), основные научные труды которого посвящены мировой перспективе экономического развития.

Стоит также отметить таких ученых как: Нариман Бехравеш, Кеннет Рогофф, Кристалина Георгиева, Клаус Шваб, что исследовали современную экономическую нестабильность. Исследованием кризисных состояний занимались Орловская О.В., Кривовязюк И.В., Мельник А.А.

Учитывая значительный научный вклад отечественных и зарубежных ученых, все же требует дальнейших исследований ответ на вопрос, как компании оставаться на рынке и максимально удовлетворять дифференцированные потребности потребителей в условиях кризисных состояний и нестабильности мировой экономики.

Цель и задачи статьи

Целью статьи является определение возможностей, вызовов и перспектив развития компаний в условиях нестабильности мировой экономики. Для достижения цели статьи были поставлены и решены следующие научные задачи:

– определить сущность кризиса как источника нестабильности и его влияния на развитие компаний;

– осуществить анализ деятельности предприятий в условиях нестабильности мировой экономики;

– выделить направления развития компаний в условиях экономической нестабильности.

Изложение основного материала исследования

Экономическая нестабильность возникает в условиях, когда факторы, влияющие на экономическое развитие, выходят из равновесия. Как известно, дестабилизация экономики часто сопровождается ростом инфляции, что, в свою очередь, может увеличить уровень безработицы среди населения, изменить структуру спроса и предложения на рынке и др.

Компании вынуждены деформироваться, чтобы избежать уменьшения собственных прибылей и удерживать позиции на рынках.

Работники правительства Соединенных Штатов Америки, проводя исследования по влиянию кризисов на развитие компаний и национальных экономик, в статье «Sometimes the world needs a crisis: Turning challenges into opportunities», утверждают, что «кризисы, как правило, рассматриваются как опасные, дорогостоящие и отвлекают от других задач и приоритетов. Однако обзор истории показывает, что кризисы и чрезвычайные угрозы могут быть полезны для направления отдельных людей, стран и даже мира к решению проблем».

Орловская О. В. считает, что кризис «…дает возможность для размышлений над будущим, дает время для работы над ошибками в действиях руководства, просмотра программ развития, разработок будущих путей развития экономики страны».

А премьер-министр Великобритании Черчилль был убежден, что любой кризис – это новые возможности.

Анализируя вышесказанное, отметим, что экономическая нестабильность и кризисы иногда могут быть полезными для развития отдельных компаний. В условиях рецессии в мировой экономике предприятия вынуждены внедрять новые технологии и подходы к «завоеванию» рынка.

Финансовый кризис 2007-2008 гг. очень быстро приобрел глобальные формы, охватив практически все страны мира. Компании одна за другой прекращали свою работу из-за низкой рентабельности, некоторые из них обанкротились. Однако существует много примеров, демонстрирующих, как известные ныне предприятия выходили из трудного периода после Мирового финансового кризиса в 2008 году.

Так, крупнейшая сеть супермаркетов в Испании «Mercadona», в которую сейчас входит более 1635 магазинов, в 2007 году вынуждена была внедрять инновационные подходы ради удержания позиций на рынках и избегания рецессии в условиях глобального экономического упадка.

«Mercadona» внедрила «солидарный подход к потребителю», основанный на снижении цен и стратегическом уменьшении затрат. Эти основные принципы предоставили возможность компании выйти из кризиса и стать крупнейшим розничным предприятием Испании на сегодня.

Некоторые другие компании воплощали политику интернационализации и совершенствования собственных производственных процессов. В частности, «Inditex» – испанская компания, мировой лидер по розничной торговле одеждой, является ярким примером того, как увеличение эффективности производства, усовершенствование системы франчайзинга и розничная торговля во многих странах мира помогли закреплению лидерства предприятия в определенной отрасли на мировых рынках в условиях экономической нестабильности.

Сейчас в собственности «Inditex» более 7000 магазинов, что обеспечивает трудоустройство около 171000 рабочих.

Несмотря на то, что кризис может служить катализатором для развития, для некоторых компаний рецессия в экономике может привести к падению производства, сбыта, банкротству, и тому подобное.

Так, индустриальный гигант «General Electric» понес значительные убытки от финансового кризиса в 2007-2008 гг. За один год акции корпорации упали на 42%. В 2009 году компания сократила годовые дивиденды с 1,24 до 0,82 долларов. Тогда Федеральная резервная система США фактически выделила кредит для «General Electric» размером $16,1 млрд. путем выкупа корпоративных долговых обязательств.

В 2008 году Уоррен Баффет, один из крупнейших и самых известных инвесторов мира, значительно вмешался в стабилизацию «GE», инвестировав в компанию $3 млрд. Но резкого подъема и выхода из Великой рецессии так и не произошло.

В 2015 году компания приобрела французское транспортное предприятие «Alstom» стоимостью $9,5 млрд., что считается одним из крупнейших провалов. А уже в 2017 году рыночная капитализация «General Electric» упала с $262 млрд. до $107 млрд. В декабре 2018 года компания сократила дивиденды до самого низкого уровня – до 1 цента на акцию.

Иногда кризис в середине отдельной компании, вызванный, в частности, определенной технологической катастрофой, может буквально изменить весь мир.

Так, в 2010 году буровая установка Deep Water Horizon взорвалась посреди Мексиканского залива, вызвав при этом крупнейшую утечку нефти в мировой океан за всю историю человечества. Бесконтрольный выброс сырой нефти в океан длился 87 дней, поскольку на тот момент не существовало технических методов оперативного решения данной проблемы, что, в свою очередь, повлекло беспрецедентную экологическую катастрофу.

В течение нескольких месяцев была разработана новейшая технология «Capping Stack», которая помогла положить конец катастрофе и сейчас используется практически на всех буровых установках мира. Но отныне компании-добытчики фактически являются более защищенными от подобных крайне неблагоприятных экономических (и экологических) ситуаций, поскольку технологиям в данной отрасли начали уделять гораздо больше внимания.

В условиях, когда в экономике наблюдается стремительное уменьшение количества продукта на рынках (например, уменьшение запасов автомобильного топлива в Великобритании, октябрь, 2021 г.), активно начинают работать компании, конечным продуктом которых является заменитель дефицитного товара.

Так, в конце сентября – начале октября 2021 г. в Европе резко повысилась цена на энергоносители – газ, уголь, бензин и тому подобное. В то же время в Великобритании наблюдался катастрофический дефицит некоторых рабочих кадров, в частности водителей бензовозов, который усиливался из-за COVID-19, Brexit и др. Этот ряд факторов стал причиной недостатка топлива на автомобильных заправках.

«Энергетический кризис» в Великобритании стал катализатором для роста спроса, в частности на электромобили, которые в данной ситуации служат товаром-заменителем. В данном случае национальная нехватка топлива для потребительского рынка положительно повлияла на развитие одной из ветвей автомобилестроительной отрасли. К тому же, глобальный переход на автомобили, работающие за счет электрической энергии, положительно влияет на экологию планеты, уменьшая выбросы в атмосферу.

Иногда экономический кризис может полностью деформировать рынки, кардинально изменив спрос потребителей на те или иные товары и услуги. Тогда компании должны трансформироваться и внедрять инновационные технологии, в частности, проводить политику цифровизации во избежание ряда экономических проблем.

Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией COVID-19, резко увеличила спрос на услуги по доставке еды и других товаров. Прибыли и рыночная стоимость компаний по доставке во времена пандемии только растет, а это, в свою очередь, вызывает большую заинтересованность со стороны инвесторов.

Например, американский сервис доставки продуктов Instacart» оценили стоимостью в $39 млрд. На сегодня — это второй из самых дорогих стартапов в США. Тогда как известная европейская компания доставки «Glovo» привлекла $528 млн. инвестиций.

Данные примеры демонстрируют, что при непредсказуемых условиях предпочтения потребителей могут довольно быстро меняться, а компании, которые быстрее всего на это отреагировали, получают максимальные прибыли.

На фоне глобальной тенденции к цифровизации «коронавирусная рецессия» значительно оживила развитие IT-индустрии. По данным Evans Data Corporation в 2018 году в мире насчитывалось 23,9 млн. разработчиков программного обеспечения, тогда как уже в 2021-м г. – 26,9 млн. Например, рынок мобильных приложений на 2018 год оценивался в $106,27 млрд. и по прогнозам к 2026 году вырастет до $407,31 млрд.

Стремительный рост данной отрасли вызван, в частности, увеличением спроса на потребительском рынке на дистанционные сервисы, онлайн программы, мобильные приложения и тому подобное. Так, за 2021 финансовый год (который закончился 31 января 2021 г.) американский сервис видео конференций «Zoom Video Communications» увеличил собственные доходы на 326% из-за резкого роста спроса на дистанционную работу и образование.

Промышленные компании из-за сложных условий на мировых рынках также стали воплощать политику цифровизации и автоматизации на предприятиях, поскольку это может значительно увеличить эффективность производственных процессов и уменьшить амортизационные затраты фирмы.

В результате стремительного распространения коронавирусной инфекции, отдельные компании вместе с отраслевыми институтами начали заниматься разработкой вакцин различных типов против COVID-19.

Так, ранее убыточная немецкая фирма «BioNTech», которая стала совместным разработчиком м-РНК вакцины «Comirnaty» (более известной как «Pfizer»), за первое полугодие 2021 года получила прибыль на уровне $3,9 млрд., тогда как за первые 6 месяцев 2020-го года «BioNTech» оставалась убыточной на уровне — $142 млн.

К концу 2021 года компания ожидает доходы более $15,9 млрд. Научный директор Института макроэкономики и исследования конъюнктуры (IMK) в Дюссельдорфе Себастьян Дуллиен выступил с прогнозом по росту общего ВВП Германии из-за стремительного увеличения доходной части вышеупомянутой компании. Такой эффект является благоприятным к развитию предприятий различных отраслей национальной экономики и будет иметь положительное микроэкономическое значение.

Кризис, вызванный пандемией, привел к резкому увеличению спроса на медицинские маски среди населения планеты. Человечество использует более 6,8 млн. масок в день, это, в свою очередь, стало серьезным экологическим вызовом, поскольку одним из компонентов для изготовления масок является полипропилен, который имеет низкую способность к разложению.

Ученые Королевского технологического института в Мельбурне, Австралия, разработали технологию производства бетонной смеси с использованием измельченных масок для дорожного покрытия, которую демонстрировали миру в феврале 2021 года. Использование данной смеси может снизить общие затраты на 30%. Данные факторы, в частности, могут способствовать развитию дорожно-строительных компаний в перспективе.

По нашему мнению, развитие компаний в условиях экономической нестабильности, прежде всего, должно основываться на:

– минимизации затрат и достижении высшего уровня экологичности производства. Так, согласно исследованию McKinsey&Company, в виде опроса руководителей компаний на тему «How digital reinventors are pulling away from the pack» в 2017 г., почти половина руководителей оценила уменьшение затрат предприятий в условиях экономической нестабильности как основную стратегию компании;

– на высоком уровне инноваций и развития технологических инноваций. Этот тезис подтверждает опрос «How COVID-19 has pushed companies over the technology tipping point – and transformed business forever» в 2020 г., где большинство респондентов считает технологические возможности как ключевой фактор успеха во время кризиса;

— в качестве менеджмента, что обеспечит высокий уровень гибкости и адаптивности компаний к непредвиденным изменениям. Обычно это вызвано сокращением времени, которое необходимо управленцам для получения критической информации о бизнесе и перераспределении ресурсов для финансирования новых инициатив;

— на развитии культуры экспериментирования, которая в XXI веке является едва ли не самым главным фактором успешности компании на рынке. Внедрение инновационных технологий на производстве или изобретение новых способов завоевания рынков всегда имеют часть риска, поскольку невозможно провести точный математический анализ, как данные нововведения воспримут потребители и, как следствие, будет ли проект прибыльным для фирмы.

В частности, компании «Nike» и «Gillette» экспериментируют с собственными рекламными роликами, касаясь политических или социальных тем, что становится одной из причин увеличения прибылей. Но иногда инновационные введения на рынок могут быть убыточными.

Так, создание мобильного телефона Amazon Fire компанией «Amazon» не было положительно воспринято потребителями, в результате чего проект стал убыточным, однако в настоящее время данная компания продолжает внедрять инновационные технологии, не останавливаясь на одном поражении. Это позволяет развиваться фирме постоянно.

Отметим, что для принятия правильных управленческих решений в компании, первостепенно необходимо провести анализ предприятия. М. Портер выделяет 5 основных факторов, влияющих на привлекательность рынка: существующие конкуренты, потенциальные конкуренты, взаимозаменяемые товары, поставщики, потребители.

Для анализа конкуренции на рынке часто используют модель Портера. Для оценки сильных и слабых сторон фирмы обычно проводят SWOT-анализ. Данные теоретические модели помогут понять общие тенденции, происходящие на рынках, для принятия решений способствующих росту эффективности использования капитала компании.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

На основе проведенного выше ретроспективного анализа отметим, что кризис, хоть и имеет отрицательное значение для мирового хозяйства, все же дает возможности для развития, как национальных экономик, так и отдельных коммерческих компаний.

Если компании являются активными в инновациях, имеют высококачественный управленческий персонал, который способен на перспективу моделировать различные микроэкономические процессы и вовремя принимать правильные управленческие решения, реализовывать эффективную экономическую политику, то кризисные явления в экономике могут стать двигателем к дальнейшему развитию предприятия.

Таким образом, экономическая нестабильность создает определенный «иммунитет» для бизнеса, который определяется как относительная устойчивость компании на рынке и способствует увеличению скорости и качества принятия тех или иных экономических решений в условиях резкого изменения экономической ситуации в стране или мире ради избегания убытков и содержания рейтинговой составляющей компании на удовлетворительном уровне.

Микроэкономическое моделирование кризисных явлений, на основе анализа цикличности экономического развития, прогнозирования их возникновения в будущем, дает возможность предприятиям принимать «правильные» решения, что, в свою очередь, будет максимизировать прибыль компаний.

Использование вышеприведенных инструментов и методов оценки экономической ситуации и положения фирмы на рынке дает возможность увеличивать эффективность использования капитала.

Приведенные факторы, в частности, уменьшение расходов, эффективные маркетинговые коммуникации, проведение инновационной политики, могут использоваться как фундаментальные принципы стратегического развития компании.

Авторы: Алексей Задорожный, Национальный технический университет Украины

Анна Жалдак, кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента предприятий, Национальный технический университет Украины

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 31, №3 (2021) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий