
Статья посвящена проблемам развития современных китайских мегаполисов. Охарактеризовано развитие крупных китайских городов в XX и XXI веке, рассмотрены современные проблемы и условия их формирования в ближайшем будущем.
Цель статьи – показать динамичное развитие крупнейших и важнейших современных мегаполисов Китая и проблемы, которые возникают в связи с их развитием. Новизна – впервые в периодической литературе приведена характеристика развития мегаполисов как рационального варианта территориальной организации урбанизированных территорий.
Методическую основу статьи составляют историко-логический и комплексный подход, табличный и графический методы представления результатов исследования. В 1980-е гг. появились первые специальные экономические зоны. Повышение роли территориального самоуправления подтолкнуло динамичное развитие городов, в частности мегаполисов. Длительная концентрация населения в крупных городах Китая влечет за собой их дальнейшее расширение и образование крупных столичных скоплений – мегалополисов.
Отдавая должное развитию китайской экономики, следует отметить, что ее участие в международном обмене, несмотря на заметный прогресс, все еще слишком невысокое; расширение на мировых рынках происходит с низким качеством и, как результат, с низкими ценами на китайские товары; рост положения Китая в мировой экономике преимущественно количественное, а не качественное.
Для закрепления Китая как одного из лидеров процесса экономической глобализации важно обеспечить эффективное управление мегаполисами. Поэтому большое внимание уделено анализу тенденций и условиям дальнейшего развития китайских мегаполисов. Определено, что через 20-25 лет более 1 миллиарда граждан Китая будут проживать в мегаполисах, которые будут превращаться в новую форму – мегалополисы.
Определены факторы, которые будут влиять на развитие современных мегаполисов, и комплекс внутренних процессов их дальнейшего развития (политических, социальных, экономических, этнических, религиозных и экологических), которые требуют определенной структуризации. Выявлены отрицательные черты урбанизации: рост неравенства доходов граждан и ухудшение структуры народонаселения.
Для преодоления этих явлений полезной может быть реструктуризация региональной экономики и меры преодоления неравенства, где преимущество будет предоставляться механизмам распределения доходов в зависимости от качества труда, стимулирования социальной ответственности работодателей и тому подобное. Оценена демографическая политика Китая, направленная на улучшение планирования семьи.
Ключевые слова: глобализация, концентрация, мегаполисы, мегалополисы, специальные экономические зоны, городская инфраструктура, метод декомпозиции.
Постановка проблемы, актуальность. Главными элементами транснациональной урбанистической системы становятся глобальные города. Включение в пространственную организацию мирового хозяйства дает им возможность использовать институциональные и инфраструктурные преимущества углубления интеграционных процессов, которые усиливаются в условиях глобализации.
Большие города играют ведущую роль в территориальной системе расселения и хозяйствования, и являются центром притяжения населения страны как центры политической, экономической и общественной жизни.
Высшей формой процесса урбанизации становятся мегаполисы, образующиеся в результате интеграции главного города с прилегающими поселениями и агломерациями. Современные мегаполисы играют большую роль в экономике своих стран.
В Европе на мегаполисы приходится до 50% ВВП: Копенгаген – 49,6%. Дублин, Брюссель, Хельсинки, Будапешт – 42-47 процентов. Вена, Лондон, Париж, Стокгольм – 28-34 процента. В России к мегаполисам относятся, по разным оценкам, 22-25 городских агломераций с численностью населения более 1 млн. человек.
Самый масштабный процесс урбанизации наблюдается в Китае. По количеству населения урбанизированные регионы в этой стране на порядок превышают европейские. Пример Китая демонстрирует мировые тенденции развития мегаполисов и раскрывает комплекс разнородных проблем, сопровождающих их формирование.
Мегаполис — сложная социально-экономическая система, динамично развивающаяся и всесторонне взаимодействующая с внешней средой, оказывая на него положительное и негативное влияние. Административный и научный опыт Китая по управлению мегаполисами и исследование тенденций их развития может быть востребованным с точки зрения обеспечения конкурентоспособности урбанизированных территорий за счет лучших условий для проживания населения и ведения бизнеса.
Анализ последних исследований и публикаций. Роль эволюционного развития китайского общества в изменении демографической структуры населения и формировании урбанизированных регионов исследовал В. Буров (V. Burov).
Активно изучали вопросы урбанизации в Китае польские исследователи. Г. Колодко (G. Kolodko) проявлял диалектическую связь между политическим строем Китайской Народной Республики (КНР) и ее социально-экономическим развитием, в результате чего сформировались условия для появления в этой стране мегаполисов. Д. Дебиска (D. Debicka) анализировала рационализацию экономической структуры в связи с формированием мегаполисов, П. Божик (P. Bozhik) – положительные и отрицательные их черты.
Цель статьи – показать динамичное развитие крупнейших и важнейших современных мегаполисов Китая и проблемы, связанные с их развитием.
Новизна статьи. Впервые в периодической литературе изложена характеристика развития мегаполисов как рационального варианта территориальной организации урбанизированных территорий.
Методическую основу статьи составляют историко-логический и комплексный подход. Для представления результатов исследования применены табличный и графический методы.
Изложение основного материала. Рыночная идеология и структурные изменения. Две мировые войны и гражданская война, продолжавшиеся почти половину ХХ века, негативно повлияли на весь ход истории КНР, что естественно сдерживало развитие китайских городов. В 1950-е гг. только центральная часть Шанхая выглядела как мегаполис.
Но в политической, экономической и социальной жизни страны важную роль играли города Гуанчжоу, Пекин, Нанкин, Ухань и Чанчунь. В целом процесс урбанизации в Китае развивался медленно. Население страны в количестве 1 млрд. 300 тыс. человек оставалось преимущественно аграрным.
Социально-экономическое развитие КНР имело сложный и непоследовательный характер. В научной литературе история КНР вполне справедливо делится на четыре периода: первый – 1949-1956; второй – 1957-1966; третий – 1966-1976, четвертый – с 1976 года по сей день.
В первом периоде, который начался с образования в 1949 году КНР и длился семь лет, происходили серьезные преобразования в экономике и политике. Были национализированы промышленные предприятия, осуществлена аграрная реформа, заключавшаяся в конфискации земли у помещиков и богатых крестьян, началось кооперирование в сельском хозяйстве, в большинстве районов проведено социалистическое превращение сохранения частной собственности на средства производства в промышленности и торговле, созданы органы народной власти.
Были достигнуты значительные успехи в ходе выполнения задач первого пятилетнего плана (1953-1957). Появились новые отрасли промышленности, которые раньше никогда не существовали в Китае, – авиационная, металлургическая, судостроительная, автомобильная и тому подобное. Началась индустрия Китая, что дало стране возможность развиваться.
Второй период, охватывающий 10 лет (1957-1966), оказался сложным и противоречивым. В эти годы, наряду с продолжением хозяйственного строительства, Компартии Китая приходилось исправлять ошибки, связанные с «большим скачком» (1958-1962) и ошибочным курсом на коллективизацию села.
В ходе «большого скачка» перед народным хозяйством ставились нереальные задачи – в течение нескольких лет «догнать и перегнать Великобританию». Руководство страны развернуло массовое, нереальное движение на значительное увеличение выплавки стали. В селах созданы народные коммуны, в которых произошло обобществление не только средств производства, но фактически и личного имущества крестьян. Такая политика имела негативные последствия для населения.
Третий и самый сложный период в истории Китайской Народной Республики длился десять лет – с лета 1966 до осени 1976 года. Это период «Великой пролетарской культурной революции». В ходе ее Китаю был нанесен огромный экономический ущерб, фактически дезорганизована политическая и экономическая система. Согласно стремлению властей тогда вследствие искусственного прекращения миграции из сельской местности в города динамичное развитие крупных городов остановилось.
Этой политической и экономической ситуацией воспользовался Гонконг, находившийся тогда под британским административным управлением. Он стал вторым финансовым центром Азии после Токио. Также быстро росли мегаполисы Тайваня и, несколько меньше, Сингапура.
В начале 1980-х годов руководство Китая выбрало курс «политики реформ и открытости» с учетом конкретных социально-экономических и культурно-исторических условий Китая.
В результате позитивных изменений в политике и экономике страны реализовалась программа «четырех модернизаций» – сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и технологий. Это было следствием ранее (в 1960-х гг.) разрозненных шагов по реформированию страны.
В 1980 году в Шэньчжэне и Чжуннане созданы первые специальные экономические зоны, благодаря которым приобрели экономическое развитие определенные территории. Внедрение рыночной экономики и повышение роли территориального самоуправления в Китае способствовали в конце XX и начале XXI века динамичному развитию городов, в частности мегаполисов. Этот процесс характеризовался следующими чертами:
введением элементов свободного рынка,
деколлективизацией сельского хозяйства,
изменениями отраслевой структуры экономики и ее рационализацией.
Курс экономического роста и влияние на глобализацию. С 1978 года Китай начал активно рационализировать процесс управления народным хозяйством. Центр внимания был перенесен на модернизацию экономики.
В сельском хозяйстве, в частности, введена система производственной ответственности крестьян за результаты своего труда, что сказалось, прежде всего, на семейном подряде. После XII съезда Коммунистической партии Китая, который состоялся в сентябре 1982 года, семейный подряд стал господствующей формой хозяйственной деятельности на селе: крестьяне получили право на пользование собственным земельным участком, сначала на 30 лет, затем этот срок был продлен до 50 лет.
Землю передавали не в собственность, а в пользование крестьянам. За это они должны были платить определенный натуральный налог, позже замененный денежным.
Со временем народные коммуны постепенно исчезали, их заменяли волостные органы управления, появлялись специализированные дворы, хозяева которых занимались преимущественно одной отраслью сельхозпроизводства.
Постепенно в селах стали возникать волостные поселковые промышленные предприятия, некоторые из них создавались в сотрудничестве с иностранными кампаниями. Исследователи отмечали, что материальная заинтересованность крестьян привела к увеличению их доходов и одновременно к высвобождению значительной части сельского населения.
Многие крестьяне ушли в город на заработки и стали строительными рабочими, появились так называемые крестьяне-рабочие. Фактически крестьяне обеспечили экономический рост Китая. Они были основной рабочей силой в городах, где строились промышленные предприятия, жилые дома, дороги, образовательные учреждения, зарождалась сфера обслуживания.
По мере экономического строительства становилось очевидным, что возвращение к традиционным методам планового хозяйствования сдерживает реализацию курса модернизации государства.
Эта точка зрения становилась более популярной среди специалистов, благодаря чему народное хозяйство страны начало применять ее при различных рыночных методах управления, аналогичных применяемым в западных странах. В условиях «холодной войны» у Китая появилась благоприятная возможность использовать технологическую и финансовую помощь западных стран.
Укрупнению городов и переходу Китая на индустриальный путь развития способствовало активное включение страны в процесс глобализации. Государственные органы управления с пользой для экономики использовали преимущества Всемирной торговой организации (ВТО). Благодаря ВТО Китай смог стать активным участником мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы. Для него открылись возможности импортировать передовые технологии, привлекать иностранные инвестиции, облегчился доступ к новым рынкам.
В результате политики реформ и социалистической модернизации стоимость производства в стране за почти 40 лет выросла с 367,900 млрд. юаней до 82 трлн. 700 млрд. юаней, то есть ежегодный рост в 3,3 раза превышал мировые показатели.
Если в начале реформ удельный вес общей стоимости производства в Китае составлял лишь 1,8% от мирового уровня, то в 2018 году он превысил 30 процентов. Общая сумма импорта и экспорта из 20 млрд. 600 млн. долл. США увеличилась за годы реформ до 4 трлн. долларов. Объем прямых иностранных инвестиций составил 2 трлн. долл.
Благодаря курсу на модернизацию экономики ВВП на человека (на основе ПКС) за последние двенадцать лет (2008-2019) вырос в 2,57 раза, что стало основой для роста благосостояния населения.
За годы осуществления политики реформ доход жителей Китая увеличился в среднем со 171 юаня до 26 тыс. юаней, то есть более чем в 150 раз. Количество бедных в стране уменьшилось на 740 млн. человек, коэффициент бедности снизился на 94,4%.
Усиление строительства социалистической цивилизации вызвало большой интерес среди экономистов либерального лагеря. «Китайский случай является неожиданным как минимум по двум причинам. Прежде всего, если это социализм, то каким образом ему удалось устранить дефицит, не меняя планово-директивную систему. Во-вторых, если это капитализм, то, как он может существовать и процветать в экономическом плане без демократии».
Успех досягнут благодаря прогрессу в сельском хозяйстве, но в основном в несельскохозяйственных отраслях, в частности в его частной части. Динамичное развитие китайской экономики требовало больших усилий, особенно в промышленности и быстро наращиваемой сфере услуг. Поэтому произошла огромная миграция сельского населения в города.
Если в начале преобразований в Китае подавляющее большинство населения жило в сельской местности, то уже в 2011 году в городах проживало больше людей. На конец 2018 года городское население составляло 59% от общего количества населения страны. Это свидетельство прогрессивных изменений за более чем четыре тысячи лет китайской истории.
Оценивая экономический курс Китая и его характер, Г. Колодко отмечал: «Неолиберализма почти нет, все меньше и меньше коррумпированный капитализм…, тогда как связи с новым прагматизмом растут». «Никто, — писал Г. Колодко, — не может масштабировать силу невидимой руки рынка в такой степени и с такими глобальными последствиями».
Приведенные высказывания известного польского экономиста отдают должное лидерам китайского государства и свидетельствуют об осознании сложного диалектического характера экономических преобразований в мире.
Однако, анализируя развитие китайской экономики, стоит отметить следующее:
ее участие в международном обмене, несмотря на заметный прогресс, все еще слишком незначительное;
ее расширение на мировых рынках происходит с низким качеством и, как результат, с низкими ценами на китайские товары;
рост положения Китая в мировой экономике преимущественно количественный, а не качественный.
Крупные города Китая развивались особенно быстро. Именно в них сейчас формируется преимущественный объем национального дохода страны. Среди современных китайских мегаполисов три города сейчас играют важную политическую и экономическую роль, как в стране, так и в мире. Шанхай, валовой городской продукт которого превышает ВВП Польши; Пекин как политический центр и Гонконг как финансовый центр. Гуанчжоу (ранее Кантон) и Шэньчжэнь также приобретают все большее экономическое значение.
Ускоренные процессы урбанизации и метрополизации страны и прорыв в характере китайского поселения (от доминирования сельского до преобладания городского) являются характерными чертами демографических изменений в современном Китае. К этому следует добавить: медленный рост и старение населения, уменьшение количества лиц трудоспособного возраста. Такую демографическую ситуацию придется учитывать при планировании и прогнозировании развития китайской экономики.
Характеристика основных современных китайских мегаполисов. Сейчас в мире есть более 1000 городов и городских агломераций с численностью 500 000 жителей и более 500 городов с численностью 1 млн. жителей и более. Кроме того, существует 34 крупнейших мегаполиса с более чем 10 миллионами жителей, из них 8 в Китае. Это (по убыванию численности населения) Шанхай, Пекин, Чунцин, Гуанчжоу, Тяньзинь, Шэньчжэнь, Сиань и Чэнду.
Вклад конкретных городов, в частности мегаполисов, отражает их место в административном делении Китая. Крупнейшие и важнейшие города различаются по административному значению.
Статус городов центрального подчинения имеют Пекин, Тяньзинь, Шанхай и Чунцин, статус специального административного округа Гонконг (Сянган китайский). Статус центра провинций имеют 22 города, например, Ухань и Нанкин. Пять городов являются центрами автономных районов: Лхаса, Урумчи, Хух-Хото, Наньнин, Иньчуань.
Важнейшим экономическим центром Китая является Шанхай, признанный крупнейшим городом в пределах своих административных границ. Это глобальный мегаполис и второй, после Роттердама, порт мира. «Шанхай — это осуществление мечты Китая о власти, богатстве и современности».
О динамике его развития свидетельствует тот факт, что в 1842 году, после окончания «Опиевой войны», это был лишь рыболовный порт на 50 000 жителей. Сейчас Шанхай развивается такими темпами, что ни один китайский город не может сравниться с ним.
Важнейший политический центр и столица страны – Пекин, динамичный рост которого в последние годы связан с ростом значения Китая на международной арене и с большими культурными и спортивными событиями, организованными в этом городе. Это крупный экономический, культурный и научный центр. Город динамично развивается и становится глобальным мегаполисом.
Еще один город функционирует в симбиозе с Пекином — Тяньзинь. Это значительный промышленный центр и морской порт, который является пекинским аэропортом.
Самый молодой город — Чунцин, который, по мнению некоторых исследователей, можно считать крупнейшим городом в мире, если учесть население на прилегающей территории. И он имеет благоприятные географические условия для дальнейшего развития как центр промышленности, потому что расположен в стратегическом месте на реке Янцзы.
Гонконг — специальный административный район Китайской Народной Республики, один из ведущих финансовых центров Азии и мира. Он играет очень важную роль в экономике Китая, является мировым финансовым и коммерческим центром. Из-за исторических особенностей отличается космополитическим характером развития.
Другие важные китайские города имеют статус центра провинций.
Из мегаполисов, названных выше, самое быстрое развитие зафиксировано в Гуанчжоу, старом и заслуженном экономическом центре юга Китая. В последние годы этот мегаполис растет едва ли не быстрее всего.
Основные социальные проблемы китайских мегаполисов. В глобальном современном мире пути развития крупных городов становятся все более похожими. Поэтому и процесс их метрополизации и социальные проблемы крупных китайских городов следует рассматривать в более широком контексте процессов глобализации и трансформации, поскольку наблюдается их интернационализация и объединение. В подобных условиях социальное поведение лиц становится все более однообразным.
В этом случае общество имеет дело с конвергенцией социальной политики. Важнейшим вызовом современных мегаполисов является ускорение поляризации и увеличение социального и экономического неравенства. Неравенство доходов в КНР является одной из самых высоких среди стран мира. В 2016 году коэффициент Джини в Китае составлял 0,38.
В 2018 году он уже равнялся 0,58. Всемирный банк считает неравенство высоким, если значение этого коэффициента превышает 0,4.
Неравномерное распределение товаров, неодинаковые шансы на начало жизни молодежи приводят к значительной поляризации общин современных китайских мегаполисов. Несмотря на прогресс, достигнутый в Китае по уровню и качеству жизни, миллионы китайцев не имеют достаточной пользы от динамичного экономического роста.
Из 10 самых загрязненных городов мира большинство находится в Китае. Несмотря на огромные средства, выделенные на оздоровление (например, в Пекине или Шанхае), ситуация с охраной окружающей среды в китайских мегаполисах является не самой лучшей.
Вследствие динамичного развития промышленности и транспорта, в частности автомобильного транспорта, в современных мегаполисах Китая наблюдается рост шума, и загрязнения окружающей среды. Чистота воздуха — особая проблема.
Следует откровенно сказать, что в течение длительного времени в Китае не обращали серьезного внимания на охрану окружающей среды. Только в середине 2000-х годов китайское руководство осознало всю серьезность данной проблемы, появился даже специальный термин «строительство экологической цивилизации».
В охране окружающей среды происходят определенные сдвиги. Все чаще сейчас довольно независимые городские управы проводят деятельность, среди которой заслуживают признания такие меры: увеличение зеленых насаждений, снижение уровня смога, утилизация отходов, реконструкция и ревитализация старых зданий.
В сфере жилищного обеспечения действует правило, что каждый гражданин должен удовлетворять собственные потребности в жилье на свободном рынке. Вмешательство муниципальных властей заключается в поддержке социального жилья и в помощи слабым группам населения.
Восстановление и активизация городов, в частности их старых и исторических районов, играет важную роль в надлежащем управлении жильем в крупных городах. Все дело заключается в сохранении тех фрагментов мегаполиса, которые благодаря своей исторической и культурной ценности должны быть защищены от деградации.
Болезненная проблема крупных китайских мегаполисов — нарастание социальных патологий, в частности преступности. Обеспечение безопасности жителей является важным вопросом. Преступность имеет тенденцию к увеличению в зависимости от размеров мегаполиса. Ее провоцирует ряд факторов. В крупных городах большая ценность накопленных товаров, в полиции более сложные условия для действий, меньший социальный контроль и большая анонимность жителей, более слабая забота о молодежи и более миграционного населения.
Борьба с безработицей также является важной проблемой в китайских мегаполисах. Хотя официально безработица в Китае составляет 3,8%, реально она, безусловно, выше, потому что много людей, которые переселяются из сельской местности в города, не находят работы и не регистрируются.
Правительственные планы предусматривают предел безработицы в городе 5,5%.
Важным вопросом в современных мегаполисах является транспорт, в частности городской пассажирский транспорт. Китай достиг значительных успехов в этой области. Метро, новые аэропорты, железнодорожные и автобусные станции были построены во многих мегаполисах. Многие из них соединяет сеть межрегиональных железных дорог, автобусных и воздушных сообщений.
Несмотря на качественное развитие транспортной сети, приходится тратить много времени на передвижение внутри страны. Это вполне объяснимо, поскольку в стране трудно решить проблему транспорта для 1,5 миллиарда человек.
Мегалополисные образования. Длительная концентрация населения в крупных городах Китая влечет за собой их дальнейшее расширение и образование крупных столичных скоплений – мегалополисов. Мегалополис – крайне урбанизированная территория, которая стихийно складывается в результате городского расселения, возникающая в результате срастания нескольких городских агломераций в странах, где имеются регионы с большими масштабами урбанизации.
Название «мегалополис» впервые использовал Жан Готтман в 1954 году, назвав так группу крупных городов северо-восточного побережья США. Сейчас это название применяют для описания больших городских скоплений (урбанизированных районов) в разных уголках мира.
Сейчас в Китае можно выделить два вида мегалополисов:
мегалополис дельты реки Янцзы (совокупно 90 миллионов человек, охватывает в частности Шанхай, Нанкин, Ханчжоу, Сучжоу, Нинбо, Наньнин, Шаосин, Тайчжоу);
мегалополис дельты реки Перл (70 миллионов населения, охватывает Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Сянган, Аомен, Чжухай, Дунгуань, Хучжоу, Чжуншань, Чжаоцин, Цзянмин).
Быстрый рост столицы Китая – Пекина, означает, что в ближайшее время планируется построение вокруг него крупнейшего в мире мегалополиса под названием Дзин-Цзин-Джи. Его население составит 130 миллионов. Он будет охватывать Пекин, Тяньцзинь и провинцию Хэбэй (в частности города Таншань, Хандан, Чжанцзякоу, Баодин, Циньхуандао).
К меньшим мегалополисам, которые сейчас формируются, относятся:
мегалополис Ляонин в Южной Маньчжурии (Шэньян, Фушунь, Ань-шань, Пенси, Ляоян, Инькоу, Панжин, Даолянь, Фусин, Даньдун);
мегалополис Южного побережья (Сяминь, Фучжоу, Вечжоу, Шань-тоу, Цзянминь);
Центральный равнинный мегалополис (Кейфе, Чжэнчжоу, Лоян, Синьсян);
мегалополис Северного Китая (Харбин, Чанчунь, Цицикар, Дацин,Цзилинь);
мегалополис бассейна Сычуань (Чэнду, Чунцин, Лучжоу);
большой мегалополис Ухань (Ухань, Хуанши, Синьян, Цзюцзян, Геня); мегалополис муниципального региона Чанша (Чанша, Сжучжоу, Сянган);
мегалополис Гуанчдун.
В 2018 году в Китае выделено 13 мегалополисов. К 2030 году предполагается создать более 30 мегалополисов вокруг крупнейших мегаполисов.
Возможно, также произойдет слияние некоторых мегалополисов, например, в дельте реки Перл от южного побережья, где обитает около 130 миллионов человек. В результате образуется большая экономическая зона Бохай (Бохайський экономический округ), охватив Пекин, Тяньцзинь, Далянь, Фушун, Аншань, Даньдун, Таншань, Яньтай, Шэньян, Цзинань, Хуандао, Вэйхай и Циндао.
Проблемы, стоящие перед менеджерами крупных центров Китая. Современные крупные скопления городского населения Китая занимают значительные территории, имеют сложную административно-этническую структуру. При этом она иерархическая. Крупные города Китая имеют разный статус в зависимости от политической и экономической обстановки.
В соответствии с этим каждое из них занимает свою нишу в государственной административной структуре, которая охватывает города, представляющие особый административный регион, обособленные города (с провинциальными правами), города с субвенционными правами, города с правами префектуры и города со статусом уезда.
Эффективное управление такими крупными центрами населения становится вызовом не только для крупных китайских городов, но и для всех мировых мегаполисов, которые образуются одновременно с китайскими.
Суть его заключается в правильном использовании ресурсов большого города, который должен выполнять важные функции в стране или регионе в современном глобальном мире. Речь идет, прежде всего, об удовлетворении социальных потребностей жителей, обеспечении их социального, культурного и экономического развития.
Среди многих проблем, с которыми сталкивается китайская городская власть, перспективное значение имеют необходимость построения многолетних стратегий развития.
Внедрение современных технологий и инновационных систем управления, внедрение стандартных критериев оценки эффективности в принятии управленческих действий, создание областей, функционально связанных между собой, подготовка работников, специализирующихся в городском управлении, усиление международного сотрудничества с другими крупными городами, особенно хорошо управляемыми.
Многие из этих аспектов эффективного управления территориями реализуют сейчас в Шанхае, Пекине и Гонконге.
Тенденции и условия дальнейшего развития китайских мегаполисов. Сегодня трудно предсказать, что будет с развитием крупных городов Китая в будущем. Однако уже сейчас, исходя из происходящих процессов, можно охарактеризовать некоторые направления их развития, которые характеризуются следующими тенденциями:
Дальнейшая концентрация населения. Огромное городское население будет продолжать формироваться, будут возникать крупные городские зоны, которые будут более или менее спланированы и организованы, вроде имеющихся китайских мегаполисов; рост концентрации населения приведет к тому, что через 20-25 лет более 1 миллиарда граждан Китая будут проживать в мегаполисах;
Создание крупных социально-территориальных систем. В ближайшее время будут сформированы большие социально-экономические и культурно-пространственные системы, которые будут стремиться обеспечить жителям более эффективную реализацию различных потребностей, в частности в сфере услуг;
В Китае создаются различные научно-исследовательские структуры и центры разработки новейших технологий для нахождения более эффективных организационно-управленческих форм и усиления экономико-социального характера развития мегаполиса (мегалополис) с целью повышения уровня и улучшения качества жизни населения;
Усиление территориальной субъектности. Под влиянием конкуренции мегаполисы и мегалополисы как социально-территориальные системы будут стремиться специализироваться и подчеркивать собственную индивидуальность и специфику. Большая площадь страны и огромное количество ее населения способствуют этому. Конкретные меры будут характеризоваться ссылкой на старую китайскую традицию, национальное наследие, региональные традиции;
Концентрация капитала и финансовых услуг. Сейчас и в ближайшем будущем будет существовать, и оставаться концентрация капитала и связанных с ним финансовых услуг. Примером этого могут быть Гонконг и Шанхай. Это явление связано с современным этапом развития капитализма – глобальным капитализмом по господствующей роли финансовых услуг, ростом значения высокой экономической эффективности и стремлением к конкурентоспособности различных социально-экономических и социально-пространственных образований;
Социальное равенство и эффективная реализация социальной политики. В результате глобализации масштаб социальных проблем увеличится вместе с усилением миграционных процессов и концентрации населения, а также имущественной дифференциации и социально-пространственной сегрегации.
Эти процессы будут происходить независимо от действующей политической и экономической системы. Чередование тенденций к концентрации и деконцентрации будет происходить под влиянием социальных и экономических сдвигов, изменений отношений между властью и обществом, в частности, между центральной, региональной и местной властью;
Развитие кризисных элементов. В китайских мегаполисах появятся кризисные элементы, связанные с уменьшением количества рожденных, старением общин, отсутствием должного количества квалифицированных работников. В связи с этим мегаполисы будут испытывать дефицит рабочей силы и будут заинтересованы в постоянном притоке мигрантов, что повлечет новые социальные проблемы.
Подытоживая социально-экономическую проблематику формирования китайских мегаполисов можно говорить, что в дальнейшем на их развитие будет влиять много факторов: экономических, политических, социальных, демографических, культурных, технологических, экологических и других. Важнейшими из них являются:
экономические: состояние китайской экономики, ее конкурентоспособность, темпы экономического роста, сфера международной торговли, конкурентоспособность отдельных мегаполисов;
политические: политическая ситуация в мире, роль Китая в мировой политике и экономике, государственная региональная политика, способы управления территориальными единицами;
социальные: уровень и качество жизни; снижение социального неравенства; безопасность (физическая и социальная) жителей, обеспечение сбалансированности на рынках труда;
демографические: обеспечение воспроизводства населения; миграция и мониторинг их течения;
научно-технические: технологические, состояние исследований, науки, техники и новизны в разработках, эффективное использование информационных технологий в экономике и общественной жизни;
экологические: уменьшение загрязнения окружающей среды, в частности уход за чистотой воздуха;
социально-культурные: эффективное использование национального наследия в социальном и экономическом направлении жизни.
Одним из наиболее угрожающих вызовов для китайского правительства является появление новых аспектов в демографическом развитии страны. Урбанизация и модернизация Китая привели не только к позитивным тенденциям в политике народонаселения, в частности, к росту численности населения и повышению ожидаемой продолжительности жизни при рождении, но и к ухудшению демографической структуры.
35 лет в стране царил курс под лозунгом «одна семья – один ребенок». В 2013 году его отменили, поскольку нация начала стремительно стареть и наметился гендерный дисбаланс: количество женщин превышало количество мужчин. По китайской традиции семья предпочитает мальчиков, поэтому, когда ожидалось рождение девочки, беременность прерывали. В перспективе это негативно скажется на соотношении иждивенцев и работающих, структуре рабочей силы, развитии будущих поколений.
Политика народонаселения не может быть неизменной. Ее нужно регулировать в соответствии с социально-экономическими изменениями в тенденциях развития общества. Новым курсом демографической политики Китая становится активизация рождаемости по формуле «одна семейная пара – двое детей», которая может быть реализована в случае, если каждый из супругов был единственным ребенком в семье.
Выводы. Ускоренный процесс урбанизации, который происходит во многих странах и состоит в развитии крупных агломераций, привносит немало новых аспектов в теоретико-методологическое исследование урбанизированных территориальных образований.
За годы реформ повысилась политическая, экономическая и социальная роль крупных городов в жизни страны. Мегаполисы начали приобретать первостепенное значение в процессах модернизации, привлечении иностранного капитала, обеспечении научно-технического прогресса и концентрации ее передовых технологий.
В новых экономических условиях крупнейшие города стали основными звеньями в обеспечении международных экономических связей КНР и общей интеграции страны в международное геополитическое и геоэкономическое сообщество.
Опыт Китая свидетельствует, что при наличии определенных условий и общественной инициативы, каждый крупный город может выполнять функции мегаполиса. Это обстоятельство должно быть в центре внимания Украине, которая ставит себе целью вхождение в мировое хозяйство, но не предпринимает практических шагов по формированию на своей территории новых звеньев интеграции в глобальную экономику.
Пассивная позиция государства способствует тому, что рейтинг наиболее быстро исчезающих городов мира возглавляет украинский город Днепр. Кроме того, в этот список вошли также Запорожье, Харьков и Одесса. Согласно оценкам ООН, экономические и социальные условия этих городов недостаточны для их позитивного развития.
Преодоление препятствий вхождения Украины в транснациональную урбанистическую систему, главными элементами которой являются глобальные города, дает регионам страны возможность стать мощными субъектами хозяйствования в мировом пространстве, обеспечить доступ к финансовым, инновационным и информационным ресурсам, что создаст условия для динамичного развития регионов, даст возможность пользования корпоративными связями высшего уровня.
Мегаполисы имеют геоэкономические и демографические преимущества благодаря применению новых институциональных механизмов, где главная роль принадлежит негосударственным структурам и частному капиталу, использование которого происходит в условиях регулируемой рыночной экономики.
Конкурентоспособность Китая укрепилась на международной арене в результате ужесточения бюджетной политики, что способствовало снижению региональных диспропорций в экономике страны, урегулированию государственного долга благодаря предоставлению приоритета внутренним займам, а также сократились объемы внешнего долга за счет поступлений от экспортной выручки.
Увеличилось привлечение иностранных инвестиций во все отрасли городского хозяйства, главным образом в промышленность. Глобальные города провели ускоренную модернизацию, что помогло им стать ключевыми игроками китайской экономики.
Опыт Китая свидетельствует о постепенном и взвешенном подходе к экономическим реформам. На первом этапе модернизации экономики институциональный механизм ориентировался на государственный сектор с разделением функций государства как собственника и регулятора эффективного корпоративного управления.
Монетарная политика банковского сектора была направлена на создание для государственных предприятий достаточной массы дешевых денег. Это позволило обеспечить высокую норму сбережений и инвестиций для приоритетных галерей экономики.
Несмотря на положительную динамику, китайским мегаполисам приходится сталкиваться со многими ожидаемыми и непредсказуемыми трудностями, которые согласуются с эффективностью городской экономики и государственного управления, обеспечением конкурентоспособности столиц, решением демографических и экологических проблем.
Экономика Китая интенсивно развивается, доходы жителей страны в целом растут, но значение коэффициента Джини остается высоким. Самое высокое неравенство наблюдается в региональном, гендерном аспектах, между различными отраслями экономики, между классами, между сельскими и городскими поселениями.
Рост неравенства негативно сказывается на экономике Китая, уменьшая внутренний спрос и затрудняя оптимизацию структуры экономики.
Мерами преодоления неравенства являются различные механизмы распределения доходов, среди которых доминируют те, которые предусматривают распределение доходов в зависимости от качества труда. При этом необходима реструктуризация региональной экономики, которая является сельской и городской по своему характеру. Для сокращения неравенства могут быть применены льготные налоговые механизмы, а также меры стимулирования социальной ответственности работодателей.
Авторы: С. Сиройч, доктор экономических наук, профессор, Колледж управления в Варшаве, E-mail: siro19@wp.pl
В.М. Новиков, доктор экономических наук, профессор, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: valery.economy@ukr.net, ORCID 0000-0001-5892-815Х
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.