В Украине кредитная активность банков продолжает постепенно восстанавливаться. Об этом говорится в отчете центрального банка.
В начале 2021 года восстановление экономики ослабилось под влиянием временных и системных факторов: ужесточения карантинных ограничений и худших погодных условий, а также усиления конкуренции на отдельных внешних рынках и сложной ситуации в животноводстве. Частное потребление, как и в прошлом году, оказывало основную поддержку экономике.
Во II квартале 2021 года экономика росла высокими темпами. Статистическая база имела значительный вклад, однако дальнейшее восстановление обеспечивалось устойчивым потребительским спросом, благоприятной внешней средой, увеличением бюджетных расходов и оживлением инвестиций.
Экономика восстанавливалась несколько более слабыми темпами, в основном из-за временных факторов
В I квартале 2021 года восстановление экономики после коронакризиса притормозило падение реального ВВП, оно углубилось до 2.2% г/г. Послабление было ожидаемым и частично объяснялось январским карантином и дополнительными карантинными мерами в конце квартала, худшими погодными условиями, усилением конкуренции на отдельных внешних рынках и сложной ситуацией в животноводстве.
Фактическое падение экономики оказалось несколько глубже оценки НБУ, опубликованной в Инфляционном отчете за апрель 2021 года. Это связано, прежде всего, с ухудшением ряда показателей реального сектора в марте (тогда как ожидалось их улучшение в связи с началом действия низкой базы сравнения) и более медленным восстановлением сектора услуг.
Падение ВВП, прежде всего, обусловлено существенным увеличением отрицательного взноса чистого экспорта (до 9.6 п. п.). Из-за дальнейшего роста потребительского спроса и деловой активности стремительно увеличивался импорт товаров промежуточного потребления и средств производства. В результате общий импорт вырос на 3.7% г/г. В то же время спад экспорта углубился до 17.4% г/г вследствие более низких прошлогодних урожаев, усиления конкуренции на отдельных рынках (продукции ГМК) и дальнейшего падения объемов транзита газа.
В разрезе видов деятельности в I квартале по большинству секторов сохранилось падение. Сокращение экспорта стало весомым фактором спада в промышленности, а сложная ситуация в животноводстве – падения в сельском хозяйстве. Меньшие, чем в прошлом году расходы бюджета на дорожное хозяйство и более сложные погодные условия обусловили возвращение показателей строительства к падению. Все это сказалось на результатах оптовой торговли и транспорта.
Из-за усиления карантинных ограничений в дальнейшем сокращалась ВДС «контактных» секторов услуг, в частности гостиничного ресторанного бизнеса, административного и вспомогательного обслуживания (аренды, проката, туристических услуг). Однако стабильная работа банковского сектора и устойчивый спрос на услуги сферы IT и финансовые услуги способствовали быстрому росту ВДС в этих видах деятельности. Оживилась и сфера операций с недвижимым имуществом.
Частное потребление стремительно росло
Основную поддержку экономике оказывало потребление домохозяйств. Конечные потребительские расходы домохозяйств выросли на 4.4% г/г благодаря дальнейшему увеличению их доходов и распространению онлайн-сервисов. В то же время карантинные мероприятия несколько замедлили рост частного потребления в I квартале 2021 года по сравнению с предыдущим.
Увеличение конечных потребительских расходов СЗДУ также замедлилось (до 3.2% г/г) вследствие более сдержанной фискальной политики в начале года. Умеренный рост расходов бюджета на общегосударственные функции обусловил возобновление падения коллективных потребительских расходов СЗГУ и ВДС в государственном управлении и обороне.
Однако расходы социального направления оставались приоритетными, поэтому рост индивидуальных потребительских расходов СЗДУ ускорился. В частности, увеличилось бюджетное финансирование здравоохранения на фоне повышения заболеваемости COVID-19 в начале года. Соответственно выросла и ВДС сферы здравоохранения.
Таким образом, фактическое потребление домохозяйств (то есть покупка ими товаров и услуг, как за собственные средства, так и за счет бюджетного финансирования) незначительно ускорило рост.
Высокочастотные индикаторы свидетельствуют, что спрос оставался устойчивым и во II квартале, несмотря на карантин в апреле. Так, ускорился рост розничной торговли и импорта потребительских товаров, рекордными остаются продажи автомобилей, в дальнейшем улучшались потребительские настроения, росло количество авиационных перелетов, и оживился туризм.
Инвестиционная активность постепенно оживляется
Инвестиционная деятельность на отдельных предприятиях активизировалась благодаря улучшению финансовых результатов, однако падение валового накопления основного капитала в I квартале сохранилось, хотя и существенно замедлилось (до 7.8% г/г). Дальнейшее падение, прежде всего, обусловлено сокращением инвестиций в жилищное строительство, нежилые здания (коммерческую недвижимость в частности) и инженерные сооружения.
Во II квартале об оживлении инвестиций свидетельствуют улучшение деловых ожиданий предприятий, динамика отдельных отраслей машиностроения, улучшение финансирования капитальных расходов бюджета, а также рост импорта товаров инвестиционного назначения.
Экономическая деятельность во II квартале оживилась, хотя и неравномерно по секторам, как свидетельствуют сезонно скорректированные показатели
Во II квартале годовые показатели находились под значительным влиянием низкой базы сравнения. В прошлом году самые жесткие карантинные ограничения действовали именно во II квартале и повлекли глубочайшее падение реального ВВП. В этом году ограничения были мягче и вводились только в отдельных областях.
В то же время население и бизнес в значительной степени приспособились к работе в условиях карантина. Поэтому, даже сезонно скорректированные показатели по имеющимся секторам свидетельствуют о дальнейшем восстановлении экономики, хотя неравномерном среди секторов. Так, в дальнейшем росла розничная торговля и грузооборот.
Благодаря благоприятной внешней конъюнктуре, оживлению инвестиционной активности, росту бюджетных расходов и устойчивому потребительскому спросу продолжалось восстановление в отдельных секторах промышленности: в машиностроении, добывающей отрасли и строительстве. Это также поддержало грузооборот.
Активно во II квартале восстанавливаются и секторы услуг вследствие смягчения ограничений на работу «контактных» видов деятельности, в частности, спорта, культуры и отдыха. Благодаря низким ценам на пакетные туры увеличивается количество авиационных перелетов, и оживилось предоставление туристических услуг. Высокий спрос на онлайн-услуги поддерживал финансовую сферу и IT. Вследствие наращивания продолжался рост жилищного строительства и сферы операций с недвижимым имуществом.
В то же время сохранялось негативное влияние более низкого прошлогоднего урожая на экспорт, пищевую промышленность и сельское хозяйство (в частности, животноводство из-за снижения рентабельности вследствие подорожания кормов). Негативно повлиял на сельское хозяйство и более поздний на неделю старт жатвы. Объемы собранного урожая в июне, по оперативным данным, были ниже, чем в прошлом году, хотя показатели урожайности – значительно выше. Как следствие, оценка ВВП во II квартале ухудшена до 7.5% г/г.
Рынок рабочей силы и доходы домохозяйств
Из-за усиления карантина и ослабления деловой активности в I квартале 2021 года восстановление занятости притормозило.
Во II квартале ожидается улучшение состояния рынка труда и ускоренный рост номинальных доходов благодаря оживлению экономической активности.
В I квартале ситуация на рынке труда временно ухудшилась
На рынок труда весомое влияние оказала ситуация с заболеваемостью и карантинные ограничения. Новые волны заболеваемости COVID-19 в конце 2020 года и в начале 2021 года были очень мощными, на пике достигая около 100 тыс. новых больных в неделю.
В ответ правительство ввело жесткие карантинные ограничения в январе и марте-апреле. Это вместе с ослаблением экономической активности в ряде ВЭД в I квартале (в том числе из-за неблагоприятных погодных условий, что ограничило работу строительства и транспорта, а также повлекло более позднее начало посевной) негативно сказалось на динамике занятости.
Как и в прошлом году, часть тех, кто потерял работу, перешли в экономически неактивные лица (не стали искать работу). Однако по сравнению с прошлым годом, в целом граждане не стали ждать ослабления карантина, а активно искали работу даже во время весеннего локдауна. Об этом свидетельствовали индекс поиска работы по Google trends и рост количества резюме на сайтах поиска работы.
Как следствие, уровень безработицы в сезонно скорректированном измерении увеличился по сравнению с предыдущим кварталом, хоть и незначительно (до 9.8%). Впрочем, из-за сезонно более слабой экономической активности в начале года в нескорректированном измерении (10.5%) он превысил кризисные уровни.
Изменение поведения экономических агентов вызвано как определенным приспособлением к новым условиям, так и вероятным снижением запаса финансовой прочности домохозяйств, особенно среди молодых семей. Согласно данным ГССУ, в I квартале 2021 года почти половина объемов падения количества занятого населения обусловлена снижением занятости среди молодежи (до 35 лет, в основном среди женщин). Впрочем, значительная их часть выбыла из рабочей силы из-за учебы.
Ощутимое снижение занятости среди женщин в возрасте 30-39 лет, вероятно, связано с потребностью в уходе за детьми и гражданами пожилого возраста. Среди причин незанятости у женщин, не являющихся учениками / студентами или пенсионерами, преобладает выполнение домашних и семейных обязанностей, тогда как у мужчин – уныние в поиске работы и незнания, где ее искать. Сократилась и занятость лиц пред пенсионного возраста (50-70 лет), предположительно из-за более тяжелого течения болезни в этом возрасте.
Несмотря на карантин, спрос на рабочую силу и в дальнейшем усиливался, ожидается улучшение ситуации с занятостью во II квартале
Еще до снижения уровня заболеваемости и смягчения ограничений, которое началось в мае, начали расти и количество запросов на поиск работы и резюме. Также с начала года ежемесячно увеличивается количество вакансий. Весомую роль сыграло и общее оживление экономической активности, хотя оно и было неравномерным по видам деятельности.
Так, по результатам опроса относительно деловых ожиданий, во II квартале предприятия всех ВЭД улучшили ожидания по найму работников. В частности, уверенно ожидают увеличения занятости предприятия торговли, а также строительства, отражая устойчивый потребительский спрос и наращивание бюджетных расходов на инфраструктурные проекты. Дополнительную поддержку занятости, а также доходам населения во II квартале оказывали и государственные программы по частичной безработице.
Во II квартале 2021 года ожидается улучшение состояния рынка труда. В то же время из-за неравномерного восстановления по видам деятельности и ожидаемого возвращения к поиску работы части экономически неактивных лиц, сокращение сезонно скорректированного уровня безработицы будет постепенным.
Рост доходов населения ускорился после замедления в начале года
В I квартале 2021 года рост доходов населения замедлился (до 11% г/г в номинальном выражении и на 1% г/г в реальном существующем измерении). Это обусловлено снижением темпов роста заработных плат из-за ослабления экономической активности и занятости в начале года, а в реальных измерениях – также существенным ускорением инфляции.
Впрочем, рост заработных плат оставался значительным, превышая темпы восстановления экономики. Увеличение доходов поддерживалось и социальными выплатами. Кроме того, несмотря на карантинные ограничения, росла прибыль и смешанный доход, в частности доходы ФОП, что свидетельствует о дальнейшем приспособлении малого бизнеса к карантину.
Улучшение ситуации на рынке труда на фоне эффекта низкой базы II квартала 2020 года обусловили высокие темпы роста номинальной зарплаты (в апреле-мае – почти на 30% г/г). Впрочем, рост отражал также оживление экономической активности, повышение МЗП, пересмотр зарплат в здравоохранении и образовании, доплаты медикам.
Продолжалось и увеличение социальных выплат: с 01 марта состоялась ежегодная индексация пенсий (на 11%) для более 2/3 всех пенсионеров. С апреля пересчитаны пенсии работающим пенсионерам. В то же время ускорение инфляции сдерживало рост реальных доходов.
Фискальный сектор
Фискальная политика во II квартале смягчилась, прежде всего, за счет ускорения роста расходов, в том числе капитальных расходов. Указанное, с одной стороны, поддержало восстановление экономики, а с другой – выступило инфляционным фактором.
За счет оживления экономики и высоких цен продолжалось увеличение налоговых поступлений. Впрочем, доходы бюджета росли сдержанно из-за меньших объемов перечисления НБУ и дивидендов государственных предприятий.
Дефицит финансировался за счет внешних привлечений и гривневых средств, накопленных ранее. Во II квартале государственный и гарантированный государством долг почти не изменился, а в отношении ВВП продолжает снижаться.
Фискальная политика смягчилась, что поддержало экономическую активность
Во II квартале сформировался дефицит сводного бюджета, что довольно нетипично для этого периода последних лет. Практически нулевое циклически скорректированное первичное сальдо указывало на смягчение фискальной политики по сравнению с предыдущим кварталом. Это обусловлено, прежде всего, наращиванием расходов почти по всем направлениям, в частности на экономическую деятельность и капитальные проекты. Свой вклад в смягчение политики внесли и доходы.
Несмотря на ослабление карантинных ограничений и восстановление экономики продолжали действовать отдельные налоговые послабления для микро — и малого бизнеса, введенные в конце 2020 года. Кроме того, по сравнению с предыдущим годом уменьшилась доля перераспределения ВВП через доходную часть вследствие более низких неналоговых поступлений.
Смягчение фискальной политики поддержало восстановление экономики и рынка труда, но в то же время усилило давление на внутренние цены из-за потребительского спроса.
Рост расходов стремительно ускорился
В частности, ускорился рост расходов на медикаменты, противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия, в том числе на вакцинацию от заболеваемости CОVID-19.
Также улучшилось финансирование коллективных услуг, в частности обороны, общественного порядка и судебной власти. Выросли расходы на дорожную инфраструктуру, как текущего ремонта, так и ряда капитальных проектов. Продолжался рост расходов гуманитарного значения, в частности на образование, экологию, культуру и спорт. Расширение бюджетных расходов поддержало экономическую активность, как в производственных видах деятельности, так и в сфере услуг.
Длительная социальная поддержка населения. В частности предоставлена одноразовая помощь микро и малому предпринимательству из-за потерь доходов от запрета деятельности во время карантина, увеличены субсидии населению на оплату услуг ЖКХ вместе с компенсацией в связи с повышением тарифов на электроэнергию. В дальнейшем росли расходы на оплату труда. Все это поддержало частное потребление, а, следовательно, и давление на цены.
Расходы на обслуживание долга выросли из-за значительных привлечений на внутреннем рынке в конце 2020 года и начале текущего года, что сопровождалось некоторым повышением уровня доходности. В то же время объемы таких расходов были меньше по сравнению с планом, в частности из-за более прочного курса гривны, относительно заложенного в бюджете.
Налоговые поступления ускорили рост благодаря оживлению экономики и высоким ценам на товарных рынках. Весомыми факторами роста налоговых поступлений стали адаптация бизнеса к работе в условиях пандемии и ослабления карантина.
Также высокие цены на сырьевые товары способствовали увеличению поступлений от рентных платежей и налога на прибыль предприятий вместе с улучшением их финансовых результатов. Благодаря повышению заработных плат, стали расти объемы налога на доходы физических лиц. Усиление внутреннего спроса способствовало высоким поступлениям от налогов на потребление – НДС и акцизов.
Спад производства табачных изделий тормозил увеличение акциза с произведенных товаров, впрочем, это было компенсировано повышением ставок акцизного налога на электронные сигареты (ТВЕН) и их значительным импортом. Выросли объемы поступления и других налогов по импорту.
Однако неналоговые поступления сократились из-за меньших перечислений в бюджет прибыли до распределения НБУ и дивидендов от государственных предприятий. Впрочем, большие, чем предполагалось, налоговые поступления и определенное недовыполнение расходов, в том числе из-за экономии на долговые обязательства, позволили уменьшить по сравнению с планом потребность в привлечениях.
Дефицит финансировался, прежде всего, путем внешних привлечений и средств в национальной валюте, накопленных ранее. Благодаря росту экономики отношение долга и ВВП снижалось и в дальнейшем.
Спрос на государственные ценные бумаги на внутреннем рынке в течение квартала, по сравнению с предыдущими периодами несколько ослаб. Роловер основных сумм ОВГЗ в иностранной валюте и гривне составил соответственно 71% и 93%. В то же время во II квартале получено внешнее финансирование от официальных партнеров и размещено в ОЗГП.
Также потребности правительства частично профинансированы за счет средств в национальной валюте, накопленных на счетах в конце I квартала.
Из-за значительных выплат чистые привлечения оставались умеренными. Их незначительный прирост по сравнению с предыдущим кварталом был нивелирован эффектом переоценки вследствие укрепления курса гривны.
В результате объем государственного и гарантированного долга почти не изменился, а его отношение к ВВП продолжало уменьшаться (по оценкам НБУ – ниже 55%) благодаря росту экономики. Меньший уровень долга к ВВП является позитивным сигналом для иностранных инвесторов, впрочем, с точки зрения долгосрочной устойчивости он остается высоким.
Вставка 3. Среднесрочная бюджетная декларация – новация в Украине и международный опыт
В конце мая 2021 года правительство Украины впервые одобрило бюджетную декларацию на 2022-2024 годы (далее – бюджетная декларация 2024), которую Верховная рада утвердила 15 июля.
Бюджетная декларация считается базовым стратегическим документом бюджетного планирования, который определяет среднесрочные цели государственной политики и инструменты их достижения, бюджетные показатели и является основой для составления проекта бюджета на следующий год. Ее принятие считается лучшей международной практикой по управлению государственными финансами. Несмотря на это, документ содержит ряд вызовов.
В частности, основывается на текущем законодательстве и не учитывает имеющихся инициатив, поэтому отдельные количественные показатели могут потерять актуальность. Значительное количество целей без приоритетов по годам и детализации также может усложнить их реализацию.
Среднесрочное бюджетное планирование признано лучшей международной практикой управления государственными финансами и широко применяется другими странами. В Европе оно получило распространение в конце 1980-х – в середине 1990-х годов в ответ на стремительное увеличение расходов и расширение фискальных дефицитов, а также на экономические кризисы.
В начале 2000-х годов среднесрочное планирование применяло большинство стран – членов ЕС, а после финансового кризиса 2008 года его элементы присутствовали уже в 132 странах.
Бюджетная декларация может иметь различные названия и формы, однако ее основной целью является приведение в соответствие потребностей для реализации государственных стратегий развития к имеющимся ресурсам. Разработка и принятие такого стратегического документа – хороший сигнал для экономических субъектов, поскольку это будет способствовать большей прогнозируемости как бюджетной, так и экономической политики правительства в целом.
Степень участия законодательных органов в среднесрочном бюджетном планировании существенно различается среди стран мира. Например, в Финляндии правительство лишь информирует общественность и парламент о среднесрочных бюджетных целях, тогда как в Швеции декларация утверждается парламентом.
В Великобритании проводятся дебаты, и непосредственно перед началом финансового года проект бюджетной резолюции становится законопроектом. Участие парламента важно, поскольку, таким образом, устанавливается политическое обязательство придерживаться объявленных целей и показателей.
В законодательстве Украины четко не определена дальнейшая судьба бюджетной декларации после ее поступления в парламент: парламентарии могут принять ее к сведению и/или предоставить свои рекомендации относительно бюджетной политики до 15 июля, или вообще не принимать решения. Ее принятие ВРУ в этом году существенно усиливает значение декларации как стратегического документа и свидетельствует о серьезности обязательств придерживаться ее параметров.
Несмотря на общее сходство подходов, отдельные элементы среднесрочного бюджетного планирования могут существенно различаться между странами. Так, среднесрочные бюджетные рамки государств-членов ЕС отличаются в зависимости от политических обязательств, горизонта планирования, охвата и уровня детализации, формулирования целей, порядка переноса и обязательности соблюдения.
Как правило, параметры бюджетной декларации являются обязательными на первый год и индикативными – на остальные. Подход к планированию может быть гибким, то есть предусматривать ежегодную корректировку целей в соответствии с развитием экономики или изменений в фискальной политике или же фиксированным, когда цели не меняются на протяжении всего горизонта планирования при отсутствии форс-мажорных обстоятельств.
Впрочем, изменение потолка дефицита или долга обычно должно аргументироваться, хотя на последующие периоды эти показатели чаще являются индикативными.
В Украине бюджетная декларация 2024 приближена к международным стандартам. В следующем году правительство должно снова подавать бюджетную декларацию, но в случае изменения показателей должны быть обнародованы аргументы в их пользу.
Кроме традиционных положений (макроэкономические параметры, основные задачи налоговой и бюджетной политики, потолки дефицита государственного бюджета, объемы государственного долга), бюджетная декларация 2024 содержит:
предельные показатели расходов, предоставление кредитов и цели государственной политики для каждого главного распорядителя бюджетных средств, показатели достижения результата;
оценку фискальных рисков;
фискальное пространство.
Фискальное пространство является новацией для Украины. Это определенный «резерв политики», который обычно используется для финансирования новых инициатив после получения запросов на расходы в случае реализации фискальных рисков или необходимости внепланово увеличить отдельные расходы. Однако, в Украине учитывая ожидаемое их распределение при подготовке бюджета на плановый год, фактически он ничем не будет отличаться от обычных расходов.
Установка потолков на расходы также является распространенной практикой. Так Нидерланды фиксируют потолки бюджетных расходов в реальном измерении. Это обеспечивает прочную основу для управления бюджетом и выполнения запланированных мер политики, несмотря на колебания доходов.
Однако Швеция имеет номинальные потолки на трехлетний срок, а целевой показатель сальдо СЗДУ пересматривается в каждом втором избирательном периоде. В странах Юго-Восточной Азии такое ограничение общих расходов практически не используется, чаще оно касается организационных расходов на уровне министерств.
Впрочем, наличие и соблюдение таких потолков позволяет улучшить прогнозируемость и эффективность расходов, усилить бюджетную дисциплину. Это также способствует изменению подходов к расходованию бюджетных средств — переходу от финансирования бюджетных учреждений к предоставлению ими качественных государственных услуг.
В то же время бюджетная декларация 2024 содержит ряд вызовов, что может усложнить ее эффективную реализацию. В частности, документ громоздкий и имеет преимущественно описательный характер.
Кроме того, декларация разработана на основе действующего законодательства, тогда как в первом чтении уже принят законопроект с рядом налоговых инициатив разнонаправленного действия. Так, некоторые налоговые изменения, вероятно, облегчат выполнение заявленных показателей (поскольку предусматривают увеличение налоговых поступлений), в то же время изменения методологических подходов к определению и расчету прожиточного минимума могут существенно увеличить расходы бюджета.
Другим вызовом является значительное количество приоритетов бюджетной политики и их определенная распыленность. В частности, определены 11 приоритетов, но без четкого временного разграничения. Это делает их эффективную реализацию по всем направлениям маловероятной. Большинство приоритетов также требует более четкой детализации.
Относительно количественных показателей Бюджетной декларации 2024, то они основываются на консистентном среднесрочном макроэкономическом прогнозе с несколько оптимистичным взглядом на рост экономики в 2023-2024 годах.
Предусмотрено сокращение дефицита государственного бюджета до 2.7% ВВП и соответственно государственного и гарантированного государством долга до 51% ВВП в 2024 году. Такие параметры являются взвешенным шагом в направлении обеспечения макрофинансовой стабильности на этапе восстановления экономики после кризиса.
Впрочем, учитывая прогнозное развитие экономики и дефицит бюджета, особенно в 2024 году, фискальная политика представляется недостаточно контрциклической, что усложнит обеспечение дополнительного фискального пространства.
Платежный баланс
Во II квартале сформировался профицит текущего счета вследствие сужения дефицита торговли товарами. Впрочем, профицит был меньше, чем год назад, из-за более высоких выплат дивидендов и постепенного восстановления импорта услуг.
Рост экспорта ускорился благодаря оживлению мировой экономики, что сопровождалось повышением цен на товарных рынках, тогда как увеличение импорта товаров сдерживалось ниже закупками энергоносителей.
Значительные привлечения государственного сектора почти полностью компенсировали дальнейший отток капитала из частного сектора. Несмотря на отток капитала по финансовому счету платежный баланс был сведен с профицитом, а международные резервы выросли до 28.4 млрд. долл.
Высокие цены оставались основным фактором роста экспорта, однако восстановление мирового спроса способствовало и наращиванию поставок отдельных товаров
Рост цен на основные товары украинского экспорта был ключевым фактором ускорения роста экспорта во II квартале (до 51.9% г/г). В то же время расширение спроса, особенно со стороны европейских стран, способствовало наращиванию поставок отдельных товаров, прежде всего продукции ГМК.
Так рост экспорта металлургической продукции существенно ускорился за счет, как цен, так и объемов на фоне глобального дефицита стали. Благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре стоимостные объемы экспорта железных руд третий квартал подряд обновляли исторический рекорд. По сравнению с предыдущими периодами во II квартале 2021 года выросли и их физические объемы: расширение спроса со стороны европейских металлургов перевесило сокращение поставок в Китай, обусловленное в частности усилением конкуренции со стороны Бразилии.
Возобновился рост экспорта продовольственных товаров. Устойчивый спрос со стороны Китая обеспечил значительные поставки кукурузы, тогда как переориентация части импортеров с дорогой кукурузы на фуражную пшеницу способствовала увеличению по сравнению с предыдущим кварталом поставок пшеницы.
Также вырос экспорт мяса благодаря разрешению ЕС на поставки курятины. В то же время ослабление спроса на подсолнечное масло из-за сверхвысоких цен сдерживало наращивание его экспорта. Вместе с эффектами более низкого прошлогоднего урожая это ограничивало рост экспорта продовольственных товаров в целом.
Повышение цен на химическую продукцию, обусловлено подорожанием газа и устойчивым спросом на удобрения, ускорило рост стоимостных объемов ее экспорта. Поставки аммиака и пластмасс выросли на фоне ограниченного глобального предложения, а экспорт огнеупорных глин – благодаря расширению спроса со стороны ЕС. Последнее также способствовало увеличению поставок отдельного промышленного и электрического оборудования (холодильных витрин, подшипников, электронагревательных приборов) и росту экспорта продукции машиностроения.
Неэнергетический импорт продолжал расти из-за устойчивого внутреннего спроса, тогда как энергетический сдерживался меньшими закупками энергоносителей
Высокие темпы роста импорта товаров во II квартале (46.4% г/г) определялись, прежде всего, эффектом низкой базы сравнения прошлого года. В то же время неэнергетический импорт увеличился за счет, как цен, так и объемов, несмотря на апрельское усиление карантина. Улучшение финансовых результатов и деловых ожиданий побудило предприятия к наращиванию инвестиций.
В частности значительно увеличились закупки сельскохозяйственной техники и промышленного оборудования, а закупки легковых и грузовых автомобилей превысили докризисный уровень. Однако на восстановлении импорта продукции машиностроения по-прежнему негативно сказывалось сокращение инвестиций в оборудование для альтернативной энергетики. Импорт химической продукции достиг самого высокого уровня с 2013 года.
В частности увеличились закупки фармацевтических изделий (в том числе вакцин против COVID-19), а рост импорта пластмасс и удобрений ускорился вследствие значительного их подорожания на внешних рынках. Устойчивый потребительский спрос поддерживал высокие объемы импорта продовольственных и промышленных товаров.
В то же время рост импорта товаров сдерживался сокращением закупок энергоносителей. Так закупки нефтепродуктов из Беларуси уменьшились из-за планового ремонта на Мозырском НПЗ, а неопределенность вокруг украинского участка трубопровода «Самара — Западное направление» обусловила сокращение поставок дизтоплива из РФ.
Кроме того, закупки природного газа также временно снизились из-за высоких цен на европейских газовых хабах. В итоге импорт энергоносителей в стоимостном измерении сократился по сравнению с предыдущим кварталом, несмотря на дальнейшее их подорожание на мировом рынке.
Несмотря на возобновление импорта услуг, сохранялся профицит торговли услугами, что вместе с ростом переводов несколько компенсировало наращивание выплат дивидендов
Во II квартале 2021 года продолжалось восстановление импорта услуг вследствие его наращивания по статье «путешествия» на фоне постепенного открытия границ для украинских туристов. Однако экспорт услуг также увеличился, несмотря на ожидаемое сокращение поступлений от транзита газа. Этому способствовало как дальнейшее наращивание экспорта IT-услуг, так и возобновление роста экспорта толлинговых услуг благодаря активизации промышленного производства в ЕС.
В результате профицит торговли услугами остался высоким, хотя несколько уменьшился по сравнению с прошлым годом. Кроме того, дальнейшее оживление экономик основных стран – реципиентов украинских трудовых мигрантов способствовало росту денежных переводов.
Указанные факторы частично компенсировали рекордные объемы репатриации дивидендов, обеспеченные лучшими финансовыми результатами предприятий на фоне сверхвысоких мировых цен на сырьевые товары. Значительные прибыли предприятий с иностранными инвестициями обусловили пересмотр данных по реинвестированным доходам в 2020 году и I квартале 2021 года.
По финансовому счету увеличение привлечений государственным сектором почти полностью компенсировало дальнейший отток капитала из частного сектора
Во II квартале продолжался отток капитала из частного сектора. Так росли внешние активы банковского сектора, в том числе через погашение правительством ОВГЗ в иностранной валюте. А рост задолженности нерезидентов по торговым кредитам, прежде всего за экспорт товаров, и снижение обязательств по ним же компаний-резидентов, среди прочего, обусловил значительный отток капитала из реального сектора.
После весомого притока ПИИ в начале года, прежде всего за счет реинвестированных доходов предприятиями с иностранными инвестициями, во II квартале он был умеренным. Это обусловлено, в частности, значительными выплатами дивидендов и соответственно меньшими объемами реинвестированных доходов.
В то же время увеличился приток капитала в государственный сектор: чистые поступления достигли 1.7 млрд. долл. прежде всего благодаря выходу Украины на международные рынки капитала, займу от МБРР и восстановлению интереса нерезидентов к ОВГЗ. Этому способствовало снижение военного напряжения вдоль границ Украины и сохранение привлекательной доходности по сравнению со странами-аналогами.
Значительное положительное сальдо текущего счета превысило отток капитала по финансовому счету, а платежный баланс был сведен с профицитом (1.3 млрд. долл.). Это позволило нарастить валовые международные резервы до 28.4 млрд. долл.
Несмотря на ухудшение условий на мировых финансовых рынках в начале года, внешняя позиция Украины оставалась стойкой
Плановое осуществление значительных выплат по внешним обязательствам в течение I квартала (1.9 млрд. долл.) в условиях роста номинального ВВП и сравнительно стабильного курса гривны позволили улучшить отдельные относительные показатели внешней устойчивости Украины. Так соотношение валового и краткосрочного долга к ВВП снизилось, а достаточность валовых международных резервов оставалась на высоком уровне.
Благодаря внешним привлечениям во II квартале и активизации заимствований на внутреннем рынке международные резервы выросли, а показатели их достаточности улучшились. По состоянию на конец июня их объем превысил 90% от минимально необходимого показателя по композитному критерию МВФ.
В то же время потребности во внешнем финансировании для Украины остаются высокими. В условиях нормализации монетарной политики Центробанками и усиления конкуренции среди заемщиков на мировых рынках капитала, осуществление привлечений по выгодным условиям потребует поддержания макрофинансовой стабильности, дальнейшего сотрудничества с международными кредиторами и структурных реформ.
Вставка 4. Реинвестированные доходы: практика пересмотра данных и влияние на показатели платежного баланса
В июне НБУ пересмотрел данные по реинвестированным доходам в 2020 году и в I квартале 2021 года. В частности, сальдо текущего счета уменьшилось, финансового — соответственно увеличилось. Практика пересмотра данных является привычной в странах, осуществляющих оперативную оценку статистических показателей. Это обусловлено особенностями методологии, разницей в сроках представления отчетности предприятиями и сроках составления платежного баланса, высокой волатильностью показателей, особенно во время кризисов, и не типичностью текущего кризиса.
В Украине существенный пересмотр обусловливался значительно лучшими, чем ожидалось, финансовыми результатами предприятий в конце 2020-го и начале 2021 года.
Практика просмотра данных. НБУ усовершенствовал методологию составления платежного баланса, включив реинвестированные доходы нефинансовых корпораций в 2020 году. Согласно определению реинвестированные доходы – это нераспределенная прибыль, которая остается в собственности предприятия с иностранными инвестициями, увеличивая его капитал.
В платежном балансе они отражаются зеркально: в выплатах по статье первичных доходов в текущем счете и как компонент прямых иностранных инвестиций – в финансовом счете. Любые изменения показателя не имеют влияния на общее сальдо платежного баланса и, соответственно, на валовые международные резервы.
В зависимости от объема и наличия данных, каждая страна выбирает наиболее приемлемый метод учета реинвестированных доходов. Их расчет осложняется тем, что значительное количество стран составляет платежный баланс на ежемесячной основе, тогда как отчетность по финансовым результатам предприятий является квартальной или даже годовой и подается с большим временным лагом.
Выбранная методика должна соответствовать международным стандартам и обсуждаться с международными организациями. Отдельные страны разбивают реинвестированные доходы равномерно по месяцам квартала (Чехия). Другие страны используют метод экстраполяции годового показателя прошлого года, который может уточняться по результатам получения новой годовой отчетности.
Интересен пример Финляндии, которая рассчитывает показатели платежного баланса на месячной основе без учета реинвестированных доходов, которые относятся к статистике только после получения годовой отчетности. Отдельные страны (Украина, Венгрия) проводят расчет на ежемесячной основе, который основывается на анализе данных предыдущих периодов и экспертных оценках текущего экономического состояния предприятий.
Неудивительно, что при всех подходах данные пересматриваются и уточняются после поступления информации по статистической отчетности предприятий, систем учета международных операций, зеркальной статистики и тому подобное. При этом конечные результаты могут существенно отличаться не только по объему, но и по времени и знакам операции.
Кроме того, просмотр данных может осуществляться под влиянием методологических изменений. Просмотры осуществляют с соблюдением всех методологических требований. Они улучшают достоверность данных и способствуют повышению доверия к ним.
Факторы влияния на реинвестированные доходы. Разнообразие подходов к расчету обусловлено не только отсутствием оперативной отчетности по финансовым результатам предприятий, но и высокой волатильностью показателей, которые определяют динамику реинвестированных доходов. В исследовании Lundan (2006) выделены три группы таких факторов:
те, что способствуют реинвестированию: высокие темпы экономического роста и уровня доходов, благоприятный инвестиционный климат;
которые стимулируют репатриацию заработка: обменный курс и ставки корпоративного налогообложения;
которые вытекают из агентских отношений: институциональная способность страны, политическая нестабильность.
Кроме того, согласно различным исследованиям динамику реинвестированных доходов могут определять и другие факторы: качество рабочей силы, относительное конкурентное преимущество, уровень государственного потребления, влияние/последствия решений ТНК и тому подобное.
Вышеупомянутые факторы могут отличаться высокой изменчивостью. Особенно это касается экономик, рынки которых развиваются, из-за высокого уровня открытости, сырьевого характера, политической нестабильности, экономической неопределенности.
Кроме того, к турбулентности и ухудшению предсказуемости показателей могут приводить экономические кризисы, которые часто сопровождаются структурными изменениями, а, следовательно, оценки, осуществленные на исторических данных, могут иметь значительные погрешности.
Причины пересмотра данных Украиной. Оперативная оценка реинвестированных доходов в Украине основывается на прогнозных показателях уровня экономической активности и усредненных показателях доходности предприятий в предыдущие периоды. Этот метод соответствует международной практике и дает хорошие результаты в период макроэкономической стабильности, однако имеет большую погрешность в кризисные периоды, особенно если ход кризиса нетипичный, как в 2020 году.
Кризис был спровоцирован не экономическими или финансовыми дисбалансами, а внешними непредсказуемыми факторами. Карантинные мероприятия и глобальная неопределенность относительно течения пандемии привели к стремительному падению экономической активности во всем мире.
Впрочем, и восстановление было довольно стремительным во втором полугодии, хотя неравномерным по странам. Это на фоне имеющихся разрывов в цепях поставок и ограниченного предложения обусловило значительное повышение цен на мировых товарных рынках в конце 2020-го и в начале 2021 года.
Показатели условий торговли редко используются для прогнозирования реинвестированных доходов, поскольку согласно исследованиям направление и плотность их связи с ПИИ все еще остаются неопределенными. Впрочем, именно этот фактор сыграл ведущую роль в пересмотре статистических оценок реинвестированных доходов. Неожиданно стремительный рост мировых цен на основные товары украинского экспорта обусловил формирование значительных прибылей предприятий, ориентированных на внешний рынок.
Мировые цены на железные руды и черные металлы в начале 2021 года достигли самого высокого в течение последних 10 лет уровня. Даже в условиях сокращения физических объемов поставок и конкуренции на мировых рынках стоимостные объемы экспорта этих товаров в I квартале 2021 года увеличились в полтора раза в годовом измерении.
Кроме того, рост цен сказался и на прибылях предприятий оптовой торговли, финансовой деятельности и транспорта, которые обеспечивают функционирование торговой деятельности экспортеров. Учитывая значительную долю в этих отраслях предприятий с иностранными инвестициями, это привело к неожиданно высоким значениям реинвестированных доходов как в конце 2020 года, так и в начале 2021-го.
Впрочем, рост мировых цен на зерновые культуры и масло слабо сказался на финансовых показателях предприятий пищевой промышленности из-за более низких урожаев прошлого года и некоторых разовых факторов (ограничения на поставки курятины в ЕС, наращивания поставок российскими экспортерами накануне введения экспортных пошлин).
Влияние просмотра на данные платежного баланса. Из-за высоких финансовых результатов предприятий ГМК и связанных с ними отраслей была пересмотрена оценка реинвестированных доходов в IV квартале 2020 года (+0.8 млрд. долл.) и в I квартале 2021 года(+1.3 млрд. долл.). Такой просмотр несколько снизил сальдо текущего счета, одновременно увеличив, оценки по притоку ПИИ, и не имел влияния на общее сальдо платежного баланса.
Монетарные условия и финансовые рынки
НБУ продолжил ужесточение монетарной политики: ключевая ставка повышена до 8%, начато постепенное сворачивание антикризисных монетарных мер и принят ряд других мер для ослабления инфляционного давления.
Банки медленно повышают ставки по отдельным продуктам в гривне, реагируя на рост ключевой ставки. Доходность гривневых ОВГЗ после роста в конце апреля в дальнейшем практически не менялась из-за увеличения спроса на них.
Курс гривны укрепился, во II квартале 2021 года на валютном рынке предложение в основном преобладало над спросом благодаря благоприятной внешней ценовой конъюнктуре и восстановлению интереса нерезидентов к ОВГЗ в гривне.
Ужесточение монетарной политики обусловлено повышением инфляционного давления и необходимостью удержания под контролем инфляционных ожиданий
В 2021 году НБУ перешел к циклу ужесточения монетарной политики, повысив учетную ставку совокупно на 2 п. п. – до 8% годовых. В частности в июле учетная ставка выросла на 0.5 п. п., реальная ключевая ставка также росла, постепенно приближаясь к своему нейтральному уровню.
Для усиления эффекта от повышения учетной ставки НБУ с июля начал постепенное сворачивание антикризисных монетарных инструментов. Кроме того, с 23 июля дополнительно увеличена стоимость кредитов рефинансирования как на срок до 90 дней, так и до трех лет.
В частности, их стоимость установлена на уровне «учетная ставка + 1 п. п.» при условии проведения количественного тендера и не ниже этого уровня – при условии проведения процентного тендера. Также уменьшены плановые объемы ежедневных интервенций по покупке валюты на межбанковском валютном рынке с 20 млн. долл. до 5 млн. долл.
Эти меры будут способствовать постепенному ослаблению фундаментального инфляционного давления, в частности через процентный и валютный каналы, и улучшению инфляционных ожиданий.
Повышение учетной ставки пока имело ограниченное влияние на рыночные ставки, в частности из-за высокого уровня ликвидности и различия в действии трансмиссионного механизма
Стоимость межбанковских ресурсов и в дальнейшем тесно коррелировала с динамикой ключевой ставки. Сохранение значительного профицита ликвидности в банковской системе удерживало UONIA практически на уровне нижней границы коридора ставок НБУ.
Главными факторами роста ликвидности во II квартале 2021 года были валютные интервенции НБУ, расходы правительства и кредиты рефинансирования. Увеличение спроса на кредиты рефинансирования, преимущественно долгосрочные, объясняется ожиданиями сворачивания НБУ экстренных мер по поддержке банков. Влияние этих факторов на ликвидность было частично нивелировано традиционным ростом объемов наличности вне банков в преддверии “длинных” майских праздников, а также во время усиленного карантина.
Постепенное повышение НБУ учетной ставки в течение текущего года еще не в полной мере сказалось на динамике ставок банков по клиентским операциям. Больше всего отреагировала стоимость кредитов для нефинансовых корпораций, что объясняется их довольно сильной и статистически значимой связью с динамикой учетной ставки. Так, средневзвешенная ставка по кредитам к году (удельный вес которых составляет около 80%) выросла с 7.8% в марте до 8.5% в июне.
В то же время действие трансмиссионного механизма на различные финансовые инструменты может отличаться под влиянием многих факторов. В частности, ставки по кредитам домохозяйств реагируют медленнее, учитывая их ощутимо более высокий уровень. Инертность ставок по депозитам, особенно на требование объясняется значительным притоком таких средств с банковской системы и, соответственно, отсутствием стимулов у банков повышать ставки.
Впрочем эффект трансмиссии ключевой ставки проявился в прекращении снижения средневзвешенных ставок по срочным депозитам, как для домохозяйств, так и для нефинансовых корпораций.
Возобновление интереса иностранных инвесторов к ОВГЗ в гривне и значительный положительный дифференциал между доходностью последних и учетной ставкой сдерживали действие трансмиссионного механизма
Доходность гривневых ОВГЗ после повышения в конце апреля в дальнейшем практически не менялась. Этому способствовало восстановление интереса иностранных инвесторов к ценным бумагам в гривне. Привлекательная доходность (среди стран ЕМ) и стабилизация ситуации вдоль украинской границы с РФ способствовали возвращению нерезидентов на отечественный рынок государственных заимствований. В результате в июне правительство привлекло значительные объемы средств без повышения их стоимости.
Сохранение значительного (в среднем около 4 п. п.) положительного дифференциала между доходностью по ОВГЗ в гривне и учетной ставке также способствовало сохранению привлекательности ценных бумаг и ослабляло действие трансмиссионного механизма.
Преобладание предложения иностранной валюты над спросом способствовало укреплению гривны и позволило НБУ и в дальнейшем пополнять международные резервы
Вследствие ослабления военного напряжения вдоль границы с РФ и благоприятных внешних ценовых условий, укрепление гривны с конца апреля возобновилось. В дальнейшем эта тенденция поддерживалась также чистой продажей валюты населением, наращиванием ее предложения со стороны бизнеса накануне уплаты квартальных налогов, а также инвестициями иностранных инвесторов в ОВГЗ.
Под влиянием ситуативных факторов курс гривны в отдельные периоды корректировался, в частности в конце II квартала. Увеличение спроса на иностранную валюту было обусловлено значительными бюджетными выплатами, увеличением волатильности на мировых финансовых рынках и покупкой валюты для уплаты дивидендов.
Для сглаживания чрезмерных колебаний обменного курса НБУ в течение II квартала 2021 года осуществлял операции, как по продаже иностранной валюты, так и по ее покупке. Сальдо интервенций во II квартале 2021 года было положительным и составило 0.5 млрд. долл. (с начала года – 0.8 млрд. долл.).
По итогам II квартала 2021 года официальный обменный курс гривны к доллару укрепился на 1.4% в среднем за квартал и на 3.9% – с начала года. В результате укрепился как номинальный, так и реальный обменный курс гривны, учитывая более высокую, чем у стран-партнеров инфляцию.
Такая ситуация позволила продолжить либерализацию валютного рынка. На протяжении последних месяцев НБУ:
упростил привлечение бизнесом внешнего финансирования путем размещения еврооблигаций;
расширил возможности банковских услуг в сфере торговли наличными валютными ценностями и инвестирования граждан и бизнеса за рубеж в рамках е-лимитов;
разрешил юридическим и физическим лицам-предпринимателям покупать валюту в пределах лимита 100 тыс. евро (в эквиваленте) в день без наличия оснований и обязательств и без представления в банк подтверждающих документов.
Продолжался рост гривневых депозитов в банковской системе. Кредитная активность медленно восстанавливается
Во II квартале 2021 года сохранялись высокие годовые темпы притока депозитов в банковскую систему. Впрочем, их темпы несколько замедлились из-за эффекта базы сравнения. Наибольшим спросом, как среди домохозяйств, так и среди нефинансовых корпораций пользовались депозиты по требованию.
Кредитная активность банков продолжает постепенно восстанавливаться. В течение II квартала текущего года больше всего выросли гривневые кредиты, предоставленные предприятиям сельского хозяйства и на операции с недвижимым имуществом. В срочной структуре преобладают кредиты до года, впрочем, также увеличилось кредитование на срок от одного до пяти лет, особенно в сельском хозяйстве.
Кредитование домохозяйств в гривне также заметно выросло. В июне рост потребительских кредитов в годовом измерении составил 11%, в том числе на приобретение транспортных средств – 20%. Банки активно наращивают также ипотечное кредитование. Кредиты на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости выросли на 21% г/г (рост с начала года на 18%, тогда как за весь прошлый год – только на 2%).
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.