Рик Шенгроу: Студентов нужно обучать для их первой и последней работы

То, что украинское образование далеко не в лучшем положении – это давно известный факт. Академическая не добропорядочность, некачественные учебники, дистанционное обучение в ограниченных ресурсах – все эти факторы подливают масла в огонь. Именно поэтому идея «перезагрузки» всей системы образования в последнее время приобретает популярность.

В 2021-м Владимир Зеленский объявил о создании президентского университета, который будет готовить «людей будущего». В то же время в 2022 году в столице откроется американский университет в партнерстве с Государственным университетом штата Аризона (ASU). В нем будут учить украинских студентов, выдавать двойной диплом и мотивировать остаться работать в Украине.

«Украинская правда. Жизнь» пообщалась с президентом этого университета и директором Cintana Education Риком Шенгроу по следующим вопросам:

о тенденциях, которые сейчас распространены в системе образования в США и в мире,

о самых больших проблемах украинской системы образования и как их решить,

о том, как блокчейн можно применить в образовательном процессе,

про Американский университет в Киеве и будет ли он конкурировать с президентским.

— Какие тенденции сейчас распространены в системе образования США и во всем мире?

— Прежде всего, больше онлайн-образования, что не означает больше Zoom. Здесь мы говорим о очень персонифицированном образовании, что означает, что вам не нужно быть где-то в определенное время, чтобы учиться — вы можете делать это утром, в выходные.

Все очень хорошо структурировано, чтобы помочь студенту получить настоящие знания.

Онлайн-программы помогают студенту учиться с собственной скоростью и усвоением материала. Например, нужно пройти курс математики. Я упомянул математику, потому что в США каждый должен изучать математику.

Когда вы идете на первую лекцию, и ваш профессор дает вам знания, он ожидает, что все студенты будут учиться с одинаковой скоростью. Но некоторые ученики учатся быстрее, другие – медленнее, и в онлайн-образовании вы можете выбрать собственную скорость обучения.

Образование становится более персонализированным, более индивидуализированным. Обучение становится гибридным, поскольку кто-то выходит в интернет, кто-то ходит на пары. И наша цель как педагогов – сделать так, чтобы ученики имели хорошие результаты в этом учебном процессе.

— Как улучшить онлайн-образование в Украине без больших инвестиций? Учитывая, что некоторые учителя не имеют доступа к онлайн-инструментам: кому-то не хватает компьютеров в школах или дома, у кого-то нет навыков.

– В Государственном университете штата Аризона, где я был вице-президентом 15 лет, мы начали онлайн-образование около 10 лет назад. К тому времени у нас было 200 студентов, которые учились онлайн. Сегодня у нас 70 тысяч.

Мы создали специальную команду, группу людей, которая помогла преподавателям превратить обучение в аудитории в онлайн-обучение.

Также мы наняли специальных людей, которых назвали «дизайнерами учебных программ», которые знают, как проводить занятия в интернете и сделать это обучение увлекательным для студентов. И мы создали системы, где студенты могут подавать заявки и выбирать свои курсы онлайн.

Все сервисы для онлайн-обучения должны быть онлайн. Вы не можете заставить студента идти в кампус для оформления каких-то бумаг, если этот студент работает онлайн. Надо было изменить всю систему.

И третье, что нам помогло в налаживании успешного онлайн-обучения – это создание системы коучей (success соасһеѕ).

Например, у каждого студента, который проходит онлайн-курс, есть коуч, который имеет примерно 100 студентов. Он или она сопровождает их и смотрит, выполняют ли они задания, участвуют ли в своих дискуссионных группах, слушают ли лекции.

Поскольку это онлайн, вы можете технически отслеживать это. И если мы найдем ученика, у которого в онлайне не все хорошо, коуч может связаться с ним и спросить: «Как я могу помочь вам? В чем ваша проблема?».

Мы обнаружили, что студент часто не выполняет свою задачу именно из-за того, что что-то происходит дома. Мама заболела, или приходится идти работать.

Многие онлайн-студенты имеют работу, а иногда даже полную занятость. Итак, коуч не только помогает в академической стороне жизни, но и помогает в решении жизненных проблем.

Также они работают с преподавателями. Они могут позвонить профессору и сказать, что студент очень любит ваш предмет, но у него болеет мать, и он вынужден возить ее в больницу.

И они вместе будут искать, как помочь такому студенту пройти обучение в таких условиях. Я думаю, что наиболее эффективными были эти три вещи: установить правильную систему, создать интересный контент и нанять коучей успеха.

— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы в системе образования Восточной Европы и в частности в Украине? Возможно, есть что-то, что нам точно необходимо исправить?

– Я не эксперт в отношении недостатков в Украине, но из положительного, что я сейчас вижу – это сосредоточенность на образовании и поиск новых моделей образования.

Ища альтернативные модели, люди учатся по-другому, а в этой системе должна быть определенная гибкость. То, что мы сейчас видим в США, это движение от образования, сконцентрированного на преподавателях, к системе с фокусом на студентах.

Еще один тренд, который является сильным в США, и сейчас развивается в Украине – это более глубокая связь с работодателями. Чтобы убедиться, чему вы научитесь, вы сможете воплотить это в жизнь по специальности, когда закончите университет.

Но между университетами в Штатах и в Восточной Европе существует большая разница. В США мы стараемся обучать студентов для их первой и для их последней работы. Подумайте об этом.

Мы можем легко определить, какие навыки им нужны для первой работы. Но мы не знаем, какой будет их последняя работа.

Следовательно, мы должны позаботиться о том, чтобы студенты, которые приходят в американские университеты, имели более широкий взгляд на мир, широкий набор умений и знаний, которые понадобятся через 20 и 40 лет.

Им нужно изучать историю, математику и языки. А позже нанизывать профессию, но в основе все равно будет более общее образование.

Также мы уделяем много внимания мягким навыкам, коммуникативным и аналитическим способностям, личностной динамике, межличностным отношениям и тому подобное.

Например, если вы идете на факультет информатики или инженерии, а затем работаете с правительством, вы понимаете политологию и можете общаться с людьми там, потому что вы изучали государственное управление в колледже – это то, что мы называем междисциплинарным подходом.

Это дает нашим выпускникам возможность работать в разных дисциплинах, и это стало очень важным фокусом в США – работать на стыке дисциплин. Здесь, в Украине, другая система.

— А как насчет таких проблем, как плагиат? 

— Плагиат — это проблема, которая волнует каждую страну. В Штатах, когда я преподаю, у меня есть свои учебные планы (силлабус) – описание того, о чем я буду говорить во время своего курса. В моих программах есть утверждения о плагиате.

Первый день, когда ко мне приходят ученики, я провожу инструктаж о плагиате – что это такое. Объясняю, о чем идет речь. Многие студенты не знают, что это такое, поскольку их никогда этому не учили.

Итак, моя первая миссия – объяснить, что нельзя чужую работу выдавать за свою. Я сообщаю, что если они допустят плагиат, их немедленно исключат из моего класса, отправят к проректору на слушания и даже могут выгнать из заведения.

— Насколько это действительно работает?

— Это действительно работает, нет исключений. У меня есть компьютерная платформа, где все мои лекции доступны онлайн.

Когда студент подает работу, мне нужно нажать только одну кнопку, и она перейдет через поиск Google чтобы увидеть, было ли что-то подобное опубликовано ранее. И я получаю отчет.

Если там написано, что есть отрывки из чьей-то работы, которые это не цитируют, подаются без ссылок, то это плагиат. У меня есть инструмент, чтобы это узнать и контролировать. Это делает большинство профессоров на своих занятиях.

— В Украине министр науки и образования Сергей Шкарлет попал в скандал с плагиатом, но его не уволили. Это значит, что такие инструменты не всегда действуют. Что можно сделать, чтобы предотвратить это?

– Всего есть 2 подхода, что помогают бороться с плагиатом. Первый — четко давать студентам понять, что такое плагиат. Многие из них не знают об этом.

Например, когда я говорю, что они не могут использовать эту фразу в своей работе, они часто удивляются и не спорят.

Второй – иметь четкую политику для таких случаев и инструмент или техническую возможность для контроля.

– А как насчет коррупции – как с ней бороться? Я думаю, у нас больше дел о коррупции, чем в Штатах? 

– У нас тоже иногда бывают такие случаи, но вопрос в том, как эти случаи решаются.

Недавно в США произошел большой скандал, когда родителям пришлось платить взятку за то, чтобы их детей приняли в очень хорошие колледжи.

С тех пор, как это обнаружили, все фигуранты дела были найдены, и многие из них попали в тюрьму.

Суть этого скандала в том, что студенты, которые якобы имели большие достижения в спорте, получили привилегии при поступлении в университеты, но на самом деле этих достижений у них не было. И родители, которые за это платили, сейчас в тюрьме.

— Как в США относятся к учебе?

– Исторически в США существовало убеждение, что колледж очень важен для достижения успеха в жизни.

Последние годы это мнение — под вопросом. И отчасти потому, что у нас есть очень успешные люди, которые никогда не учились в колледжах, но сегодня очень богаты. Билл Гейтс и Илон Маск никогда не ходили в колледж. Поэтому пришло время подчеркнуть важность образования, поскольку все больше людей становятся на другую сторону и говорят, что образование не имеет значения.

Сегодня в Штатах идет большая дискуссия о важности образования отчасти потому, что это очень дорого. Все больше людей спрашивают, что зачем мне платить все эти деньги? Что это даст мне в жизни? И это стало большой дилеммой и дискуссией в США.

— В Украине также есть тенденция, когда важность образования обесценивается. В то же время люди идут в университет, чтобы получить дипломы, но не учатся, поэтому для большинства работодателей диплом не означает, что вы будете профессионалом. 

Как изменить эту ситуацию в Украине?

— Я хотел бы рассказать вам больше об одной технологии, которая называется блокчейн. Я знаю, что при этом слове все думают о валюте и финансовых инструментах, но это технология, которая касается многих решений.

Мы работаем над ее воплощением в Аризоне и планируем привести ее в AUK, ведь эта технология даст возможность отследить все навыки, которые получил студент. Помните, что мы говорим об онлайн-образовании, которое позволяет собрать много информации о процессе обучения. И это можно отобразить в блокчейне, где видно, какие экзамены и тесты вы сдали, а какие нет.

В конце концов, вместо того, чтобы дать вашему потенциальному работодателю резюме, вы можете дать этот блокчейн, который показывает, как вы справились с математикой, статистикой. При таких условиях студенты из Йельского университета могут иметь тот же набор навыков, что и студенты из Аризоны, и они могут передать эти навыки своим работодателям очень простым способом.

Это одна из технологий, над которой мы сейчас работаем – чтобы обеспечить больше понимания того, как представить и оценить, чему студенты на самом деле научились в университете.

— Вопрос об AUK — почему вы создаете университет в Украине и что предлагаете украинским студентам? 

— Почему в Украине? Украина имеет большой потенциал. И мы знаем, что украинцы высоко ценят американское образование, но много студентов здесь не могут позволить себе поехать учиться в Соединенные Штаты, хотя хотели бы этого. И магия AUK в том, что украинские студенты получают американское образование, оставаясь у себя в стране.

С такой прекрасной возможностью — поехать на последний год в Аризону учиться (или в кампусе, или онлайн). И при этом они получают еще одно преимущество – двойной диплом: украинский и американский.

Это фантастическая модель, поскольку это позволяет украинским студентам оставаться в родном городе и платить за обучение гораздо меньше, чем они могли бы заплатить в Соединенных Штатах. Но они все равно получат диплом США.

– Учебная программа будет адаптирована к украинским реалиям?

— Безусловно, у нас есть партнеры из разных отраслей экономики. Самое главное, что они хотят, чтобы студенты и учились здесь, в соответствии с высокими стандартами американского образования, и оставались здесь – развивали Украину.

Наши партнеры не стремятся к тому, чтобы студенты проходили обучение здесь и переезжали в США. Один из подходов, который мы собираемся иметь здесь – поддерживать тесное партнерство с этими компаниями и предоставлять нашим студентам возможность проходить стажировку.

Студентам, не имеющим опыта и связей с работодателями, после обучения легче поехать в другую страну. Наша цель – обучать студентов, чтобы они были важной частью экономики страны. Этого хотят наши партнеры. Наша цель – научить их здесь и убедиться, что у них есть возможность остаться здесь.

– В 2023 году в Украине должен открыться президентский университет. Как вы думаете, будет ли он конкурировать с АУК? 

— Я думаю, что в Украине есть место еще для десятка университетов или даже больше. Я считаю, что хорошо иметь больше университетов, потому что в Штатах мы привыкли думать, что каждый новый университет приносит что-то новое для всей системы.

Я рад, что государство инвестирует в образование – для меня это очень хороший знак, что власть готова вкладывать в это деньги. Я считаю, что это инновационный, креативный подход и это, безусловно, нужно поддерживать.

– В президентском университете, если студент решил работать в частной компании, этот студент должен заплатить за свое обучение. Как вы к этому относитесь? 

— Я не знаю, как эти договоренности будут работать. Для меня это абсолютная новинка, но я могу поделиться с вами своим опытом.

В США многие работодатели помогают своим работникам закончить колледж. 30 миллионов людей начали учиться в колледже, но так и не закончили, поэтому теперь работодатели хотят помочь им закончить колледж.

Например, в университете штата Аризона действует специальная программа с компанией Starbucks – эта компания помогает своим сотрудникам окончить колледж и оплатить его. Каждый год несколько сотен сотрудников Starbucks заканчивают свои программы в университете.

Поэтому в США это очень популярно — помогать своим работникам закончить обучение.

– Университет штата Аризона – государственный, но очень прибыльный, в отличие от многих украинских. Можете ли вы поделиться – как мы можем сделать наши университеты более прибыльными?

— В этой сфере есть два подхода: во-первых, меньшие затраты на обучение за счет онлайн-образования, поскольку вы покупаете необходимое оборудование для онлайн-образования, тогда у вас есть классы с тысячами студентов и это становится действительно эффективным.

Когда вы внедряете диджитал-системы, это сначала очень дорого, но потом это требует все меньших затрат, и вы можете обучать больше студентов.

Второе — в Государственном университете штата Аризона все наши сотрудники должны преподавать. В некоторых университетах профессора занимаются только научными исследованиями или совмещают науку и преподавание, а где-то не хотят этого делать, поэтому кто-то должен зарабатывать отдельное финансирование на исследования.

И третья часть – нужно создавать новый контент высокоэффективным способом. Если это исследовательский университет, необходимо трансформировать свои исследования в то, что вы преподаете в классе.

Также, если вы эффективно преподаете, у вас больше идей для исследований в университете. Мой отец был профессором, и он говорил мне, что исследования и преподавание взаимосвязаны, что если ты проводишь исследования, ты знаешь, чему учить, а если ты занимаешься преподавательской деятельностью – ты знаешь, что исследовать.

— Возможно, государству стоит больше финансировать исследования?

На самом деле, причина, почему США делают так много исследований, это финансирование со стороны государства – есть много национальных программ, Национальный научный фонд. Поэтому, это важно, когда государство помогает проводить исследования. Это в значительной степени зависит от экономического роста государства.

Но если власть этого не делает, надо искать другие пути самостоятельно. Например, если вы сотрудничаете с Американским университетом в Киеве, вы можете получить финансирование для исследования.

– Если украинские университеты будут сотрудничать с Американским университетом в Киеве? 

– Да, они могут подаваться на американские гранты, в Национальный научный фонд. Есть много фондов в США, которые хотят поддерживать исследователей в Восточной Европе.

Значит, если они, скажем, заинтересованы в исследованиях о правах женщин, вы ищете исследователей, разбирающихся в этом, и подаетесь на грант.

— Каковы ваши самые большие ожидания, или, скорее, миссия здесь, в Украине? Что вы хотите отдать или получить? 

– То, что я хочу вернуть Украине – это новая модель образования по американской системе, где можно получить всю программу, не выезжая в Штаты.

Рик Шенгроу — доктор философии, президент Американского университета в Киеве и директор компании Cintana Education, которую создал Государственный университет штата Аризона (ASU) для открытия высших учебных заведений в мире. Шенгроу отвечает за Восточную Европу и Центральную Азию.

Прежде чем присоединиться к Cintana Education доктор Шенгроу 15 лет работал управленцем в ASU.

С 2016 по 2019 год Шенгроу был CEO в ASU Enterprise Partners – он возглавил движение за обеспечение и развитие высшего образования через предпринимательство.

Год Шенгроу также был основателем и генеральным директором Project Performance Corporation – консалтинговой фирмы в Вашингтоне, которая специализируется на проблемах экологического, энергетического и информационного управления.

Он консультировал Министерства обороны, транспорта и энергетики США, а также компании из списка Fortune 100.

Автор: Елена Барсукова

Источник: УП. Жизнь

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий