Роман и Андрей Зинченко – о Greencubator, TeslaCamp и о «зеленых» трендах в Украине и мире

11.09.2018 – Учредители Greencubator Роман и Андрей Зинченко известны как наиболее авторитетные и последовательные активисты в сфере альтернативной энергетики и зеленых технологий в Украине. Они помогают профильным проектам найти инвестиции, занимаются просветительской деятельностью, работают с госучреждениями и организуют ежегодный TeslaCamp, который объединяет экспертов и участников рынка альтернативной энергетики.

Читайте также: В Украине назревает бум на «зеленую» энергию

Электростанция на крыше. Почему украинцы не спешат инвестировать в солнечную энергетику?

Как заниматься трейдингом на международном валютном рынке FOREX: отдельные советы

Астрофизик Якуб Бохинский – об экзотических планетах, развитии космической науки и полетах на Марс

Мусор в головах

В интервью K750 братья Зинченко рассказали о своей деятельности и наиболее актуальных мировых тенденциях в «зеленой» сфере.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

Какие проекты входят в Greencubator по состоянию на сегодня? 

Роман: В Greencubator есть четыре стратегические приоритеты: предпринимательство, образование, сообщества/общины и policy. Эти четыре компонента, с точки зрения нашей стратегии развития, являются основополагающими для того, чтобы сделать страну одним из центров «зеленых» инноваций в Центральной и Восточной Европе.

На сегодня ключевой программой Greencubator является «Климатические инновационные ваучеры». Также мы ведем Climatelaunchpad – крупнейший в мире конкурс «зеленых» бизнес — идей, что является частью международной сети Climate-KIC. Мы уже три года представляем эту программу в Украине. В прошлом году украинская команда Go To-U впервые попала в топ-10 проектов. И мы рады, что приложили к этому усилия.

Также мы представляем в Украине программу, которая называется PowerUp. Она создана для поддержки стартапов cleantech-направления, которые только начинают работать. Основатель программы – еще одна очень крутая сеть, которая называется InnoEnergy. Это серьезный европейский игрок на рынке «зеленых» инноваций.

Что такое «Климатические инновационные ваучеры»?

Роман: Это проект ЕБРР, учрежденный в рамках программы «Центр передачи технологий и финансов в сфере изменения климата» (FINTECC), который финансирует Евросоюз. Он является крупнейшим в Украине источником капитала для «зеленых» инноваций. Речь идет о фонде размером в 1 млн. евро. Не очень большая сумма, но с точки зрения развития нашего рынка она значима и очень ощутимая.

Параллельно мы работаем над тем, чтобы в Украине появились дополнительные источники финансирования. Для многих команд, с которыми мы работаем, 50 000 евро могут стать хорошим стартом. С другой стороны, для многих достаточно зрелых компаний это не та сумма денег, которая позволит им создавать инновации.

Соответственно сейчас одна из наших больших задач, о которой, возможно, мы сможем дополнительно объявить ближе к концу осени – привести в Украину дополнительные источники капитала и сделать не только грантовое, но и equity-финансирование.

Вы также называли образовательные программы…

Роман: Да, наша вторая стратегическая опора – это образование, потому что есть большая потребность трансформировать сознание. Андрей делает видеокурсы по энергокооперативам, я преподаю в Львовской бизнес — школе курс «Зеленые бизнес-модели». Возможно, сейчас мы будем добавлять больше образовательных проектов. Потому что образование бизнес — лидеров – это очень важная вещь для того, чтобы люди переключились на другой образ мышления и новые модели поведения.

Андрей: Во многих случаях, когда мы распространяем образовательные материалы, часто видим реакцию вроде: «А что, так можно было?». Например, два года назад мы издали книгу «Город стартапов», которая очень быстро разошлась и сильно поразила многих чиновников и бизнесменов в Украине.

Роман: У нас уже закончился тираж, и сейчас мы пытаемся сделать следующий. Хотим успеть до нового года. Есть очень большой спрос среди мэров и других чиновников, все они увлеклись муниципальными инновациями, акселераторами, программами и так далее.

Эти формообразующие знания не обязательно должны иметь вид диплома Академии государственного управления при Президенте Украины. Они могут проникать в умы наших руководителей другими методами. Но важно создавать такие вещи, которые могут к ним достучаться. Проведение TeslaCamp – это, в частности, было идеей проникновения знаний и перехода их на какой-то следующий уровень, превращение обучения в привлекательный, приятный, чарующий процесс.

Давайте тогда более подробно о TeslaCamp. Как он эволюционировал? 

Андрей: Сначала это событие называлась EnergyCamp, но впоследствии Роман предложил провести ребрендинг. Я тогда был против, но потом понял, насколько это была классная идея. А вообще замысел EnergyCamp появился очень просто.

В 2009 году мы ходили по конференциям, и они навевали на нас страшную скуку. Это сейчас есть куча хорошо организованных отраслевых ивентов. Но тогда это было очень скучно: или «по-богатому» и «понтово», при этом без хорошего качества, или очень по-советски, со слайд-документами и дедами, которые с академических позиций рассказывали об использовании возобновляемых источников энергии и то, как хорошо было в Союзе. А про бизнес там было совсем мало.

После нескольких походов на такие скучные события мы задумались. Мы видели, что журналисты вообще ничего не понимают в теме, и для нас это была большая проблема. Мы решили с этим работать, доносить до журналистов и блогеров настоящее состояние рынка, реальное состояние технологий, вменяемую оценку возможностей.

И сделать это «не унылым» способом. У нас родилась идея сделать это за городом, развернуть там полностью действующую рабочую систему, которая бы обеспечила работу кемпа из возобновляемых источников энергии. На этой основе мы начали собирать друзей и партнеров.

Кэмп пришел. Всем очень понравилось. Мы начали проводить EnergyCamp из года в год. Как-то мы провели их даже несколько за один год в разных регионах – Крым, Одесса, Карпаты. А в 2013 году поняли, что надо менять формат.

Роман: Фактически мы начинали TeslaCamp, когда вообще никто не понимал, что такое эта возобновляемая энергетика, это был какой-то теоретический разговор. Мы решили показать ее вживую. Потому что можно сколько угодно говорить о самоуправляемых автомобилях, но когда ты впервые в нем проехал, и у тебя челюсть упала на пол – это совсем другая история. Кстати, на TeslaCamp 2018 мы подвозили спикеров к месту проведения на электромобили Tesla.

И на самом деле, наш первый замысел провалился. Кэмп не привлек внимание большого количества журналистов и блогеров. Но все, кто работают в этой индустрии, влюбились в формат: представители энергетической отрасли, энтузиасты, экологи и даже некоторые чиновники, понимали необходимость изменений в энергетической политике.

TeslaCamp стал довольно популярным местом встречи. Но на какой-то момент просто место встречи, чтобы собраться, пообщаться, послушать интересных людей и посидеть под гитару у костра, исчерпало себя. Мы вообще чуть не закрылись в 2011-2012 годах, но в 2012 году мы вывезли несколько первых украинских стартапов на Consumer Electronics Show. Там мы познакомились с хакатонами, заинтересовались их техническим творчеством и решили проводить TeslaCamp именно в таком формате.

На нашем первом хакатоне была куча факапов, но именно там начали свою деятельность несколько команд, причем некоторые успешно существуют до сих пор. Например, Ecois.me Вани Пасечника. Мы поняли одну штуку – эта гонка за количеством, которая у нас была, скажем, в 2010 году… Не надо делать табуны ивентов, покрывать всю Украину. Надо делать в концентрированном качестве. Соответственно, мы сделали выбор: TeslaCamp будет один, и он будет раз в год. Он будет не только местом общения, но и местом создания новых проектов и новых продуктов.

В чем особенность TeslaCamp 2018?

Андрей: Много в чем. Например, детская программа. Идея заключается в том, что теперь родители могут прийти с детьми до 12 лет – для них там действует детская программа (в этом году ее организовывала школа современных технологий LIKS). Родители могут слушать интересные вещи об энергетике, пока их дети заняты виртуальной реальностью, дронами и играми.

Второе: в этом году мы уделили очень большое внимание демонстрации проектов. Свои разработки представили ребята из проекта Meredot, которые делают беспроводные розетки, а также компания «Ротор — Сумы». Это украинский бизнес, который разработал свою генерационную биомассовую установку. Она работает на основе мотора Стирлинга и производит электроэнергию и тепло из древесных пеллет.

Сейчас они занимаются автоматизацией процесса сжигания пеллет. Это сложная задача с точки зрения физики, но, в, то, же время, их продукт – очень крутая вещь. Он позволяет получать электроэнергию. Именно тогда когда нужно, а не тогда, когда дует ветер или есть солнце.

Также в этом году мы сделали мастер-класс по развертыванию микросети. Можно было увидеть статистику, как работает энергосистема, которая обеспечивала весь лагерь электроэнергией. Например, наши счетчики показали, что энергосистема лагеря сгенерировала 32,3 кВт*ч электроэнергии. Также была куча других прикладных вещей. Тот же самый «Ротор — Сумы» сделал для участников душ с теплой водой, который пригодился нашим волонтерам.

Еще одни наши технические партнеры – UTEM Solar привезли установку, она варила пиво с использованием солнечной энергии. Задача, чтобы люди смогли посмотреть и потрогать. Увидеть, что эти инновации, о которых мы говорим, это настоящие инновации, а не bullshit. Они происходят здесь, рядом с нами.

В прошлые годы мы мало говорили о важных регуляторных темах, но в этом году начали. Потому что энергетика – такая отрасль, где было бы классно, если бы в ней все зависело от инженеров, но пока что крайне много зависит от государственного регулирования.

Среди докладчиков были мэр Славутича и представитель Житомирской ОГА. О чем они рассказывали?

Андрей: Мэр Славутича Юрий Фомичев рассказал, как они решили сделать (не без нашего влияния) свой первый солнечный муниципальный энергокооператив, который создает возможность для своих горожан и не только зарабатывать деньги на солнечной энергетике, но стать «зеленым» инвестором.

Кооператив по принципу краудфандинга? Жители города финансируют установку солнечных батарей?

Андрей: Да, это будет краудфандинг, причем сначала будет эксклюзивный период, когда инвестировать смогут, только жители Славутича. Мы хотим, чтобы они получили максимальную выгоду, но потом дать возможность инвесторам со всей Украины, а возможно и всего мира, вложить средства в этот проект.

А что в Житомире?

Андрей: Житомирская область сделала 15-процентную программу стимулирования домашних солнечных электростанций и количество их установок резко возросло. Если в прошлом году их было около десяти, то сейчас уже 75. Условно говоря, они очень круто улучшили ситуацию с кредитованием этой сферы в одной конкретной области.

Мы считаем, что общины все больше будут вкладываться в энергетику. Сейчас в энергетике в основном имеются крупные компании, но интерес общества – мы видим это по США, Австралии и ЕС – будет играть все большую роль, поэтому мы решили представить эти общины на TeslaCamp. Сейчас по примеру Житомира начинают идти и другие регионы.

Вернемся к ваучерам. Как ЕБРР и Greencubator сотрудничают в этом проекте? 

Роман: В ЕБРР есть большое направление работы, которое называется климатическое финансирование. Это программа распространения климатических технологий FINTECC. Как правило, основополагающие проекты ЕБРР ориентированы на крупных игроков. Но так, же важно, чтобы существовало финансирование, которое движет разработки и создание новых технологий.

Вообще, Украина является первой в зоне их деятельности, где удалось запустить такую программу стимулирования технологических разработок для тех, кто создает и внедряет климатические технологии. Они могут быть в любом секторе – металлургия, солнечная энергетика, электротранспорт, агросектор. Главное, чтобы технология, которая разрабатывается, показывала сокращение давления на окружающую среду, сокращение выбросов и парниковых газов.

Поскольку у нас есть значительный опыт в секторе «зеленых» климатических технологий, то мы смогли несколько лет назад победить в тендере ЕБРР и подписать контракт на управление этим фондом в 1 млн. евро. Мы выступаем администраторами, делаем маркетинг, администрирование процесса подачи заявок, отбор заявителей и само исполнение этих ваучеров.

По нашей заявке ЕБРР осуществляет платеж в пользу той компании, которая осуществляет тот или иной проект. Важность этого заключается в том, что этот проект помогает компаниям преодолеть так называемую долину смерти (valley of death).

Очень часто у молодых или даже компаний возникает или недостаток какой-либо компетенции, или просто нехватка средств, и это мешает довести их решение к рынку. Собственно, для этого и функционирует программа, чтобы как можно больше компаний смогли довести свою технологию до максимально рыночного применения, и чтобы она максимально была раскрыта.

У нас есть четыре критерия для оценки проектов. Первое – сокращение парниковых газов в результате применения технологии. Второй критерий – это инновационность. Третий критерий – это масштаб. Четвертый критерий – это рыночный потенциал. Конечно, нам интересно, чтобы эти гранты шли не на одноразовые проекты, какого теплового насоса для завода, а чтобы они давали решения, которые масштабируются в сотни или тысячи раз.

Участие в программе принимают очень разные компании. Одни занимаются металлургией, вторые – электротранспортом, третьи – строительством энергоэффективных домов. Это большой массив различных игроков, компаний разного уровня взрослости, различных оборотов, но все они продуцируют «зеленые» решения. От стартапов до горно-обогатительных комбинатов. Да, не удивляйтесь, к нам на первую волну отправился один такой комбинат.

Я, например, для себя не так давно открыл, что оказывается, в пуле из 20 компаний, которые сейчас получают финансирование, четыре компании – переселенцы с неподконтрольных территорий. 20 компаний – это те, которые уже сейчас получили климатические ваучеры на грантовое финансирование своих идей. Сейчас происходит четвертая волна (раз в четыре месяца) – посмотрим, сколько победителей она еще даст.

Объем этого фонда, до какой степени выбран? 

Роман: Он близок к исчерпанию, и мы сейчас работаем над расширением и продолжением. Я пока не могу озвучить детали, но эта работа продолжается, и мы будем рады рассказать о новых возможностях.

От наших местных реалий к глобальным. Какие самые перспективные направления в «зеленой» экономике мира?

Роман: Если говорить о том, что я вижу за последние два года, это несколько больших трендов. Большой тренд номер один – это энергетическая децентрализация, это энергетический трейдинг и это интеграция, то есть балансировка, диспетчеризация, блокчейн для энергетики, взаиморасчеты между операторами.

Словом, новая сеть, internet of energy, blockchain of energy и куча всего другого.

Андрей: Рынок накопления энергии в мире растет на десятки процентов. Это огромный рынок, и пока мы говорим о Маске и его австралийской батарейке, на самом деле уже промышленного уровня батарейки устанавливаются и в Бельгии, и Англии. Это процесс, который уже пошел. Мало того, например, в Швеции на уровне регулирования имеется финансовая поддержка для установки аккумуляторов. На сегодня сделать аккумуляторы легче, дешевле, с большим циклом заряда и разряда – это основная задача тех, кто работает в этой отрасли.

Еще интересно, здесь есть еще одно задание, которое родственное с этим. Им занимаются ребята из украинской компании Yunasko – компания, которая делает суперконденсаторы. Не совсем аккумулятор, это его родственник, который позволяет в течение определенного времени выдавать энергию большой мощности.

Почему я говорю, что это святой Грааль именно возобновляемых источников энергии? Да очень просто. Наиболее дешевые, самые популярные возобновляемые источники энергии – солнце, ветер – непредсказуемы. Конечно, есть хорошие алгоритмы для того, чтобы предсказывать погоду, прогнозировать, но все равно эти прогнозы ненадежны. Условно говоря, для стабильности сети нужно чем-то балансировать. И накопления, наверное, это лучший вариант.

Роман: Итак, первый тренд – умные сети (smart grids), а второй – storage.

Третий тренд – это устойчивая мобильность. Это электрификация транспорта, изменение формата транспорта. Огромное влияние здесь будет иметь так же беспилотный транспорт. Он очень сильно изменит вообще модели собственности на транспорт. Скорее всего, большинство людей будут отказываться от собственности, и избирать подписку.

Mercedes и Volvo уже экспериментируют с таким форматом, у них есть такая тема. Это неплохая модель. Потому что фактически автомобиль 90-95% времени своего существования, если он не работает в такси или иной профессиональной сфере, просто занимает паркоместо. Это одна составляющая.

Вторая составляющая – с того времени, когда он едет, где-то 35% своего существования он проводит в пробках. Соответственно, электрификация модельного ряда, плюс гибридизация – это огромный тренд для всех автоконцернов.

Андрей: И это еще не все. Завтра тот самый электрический Volkswagen будет уже конкурировать не только с электронной Audi или китайской машиной. Многие жители городов видят, что им не нужна машина из-за того, что есть другие компактные девайсы – электровелосипеды, электросамокаты, моноколеса…

Самое интересное то, что я думаю, что большинство людей откажутся не только от собственности, они откажутся от идеи автомобиля как такового. Но в них будет нечто существенно меньше, чем они будут пользоваться каждый день и тогда автоиндустрия скажет себе – упс, оказывается, не всем нужен автомобиль.

Еще год или полтора назад Audi сделали концепт автомобиля, который ты оставляешь на краю города, а дальше едешь фирменным электробайком. Его достаешь из багажника, и который имеет контакт с тем электромобилем. И это вообще крутая идея. Я бы сказал, это великая модель транспорта.

Андрей: Еще один тренд – гаджетизация энергетики. Как-то увидел в Instagram рекламу солнечных панелей с микроинвектором. Красивая девушка возле бассейна, на природе, возле нее стоит такая панелька, но с заглаженными краями, которые создавал бы отдел промышленного дизайна Apple, там сразу есть розетки.

Это я называю гаджетизацией энергетики. И этого будет много, потому что мы все больше видим того, что позволяет, условно говоря, в отдельном доме обеспечивать себя энергией. Я говорю про частные дома. Таких решений будет все больше. По сути эти гаджеты сегодня конкурируют с более традиционной энергетикой.

Роман: Пятый тренд – это однозначно еда. Население растет. Пищевая индустрия является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды, соответственно есть несколько направлений решения проблемы. С одной стороны, это направление эффективности классического сельского хозяйства.

Капельные технологии полива, precision farming, дроны, комбинированные системы (типа солнечные батареи вверху, а огурцы внизу), электротрактора. На самом деле, агросектор – это одна из тех ниш, куда электротранспорт пока что не добрался. Когда в стойле стоят коровки и корм им разбрасывает дизельный трактор, а они дышат этим выхлопом, то это не совсем хорошо. Итак, пищевая индустрия будет сильно трансформироваться.

Следующий тренд, на который надо обратить внимание – это поведенческие аспекты. Это модели более дружественные по отношению к окружающей среде, более эффективного поведения. Для меня таким референс-поинтом есть компания, которой уже нет – Opower (Oracle Utilities после приобретения ее компанией Oracle). Это компания, которая имеет третий по размеру офис в Украине – в Одессе. Это поведенческий аспект «зеленого» развития. Это много вещей – от экономики совместного использования к каким-то паттернам – когда мы включаем стиральную машинку или кофеварку.

Конечно, есть огромное количество других штук, которые касаются урбанистических инноваций, транспортных систем, тепловых сетей, канализационных, водных, архитектурных решений, строительных решений. На тех конкурсах, где я бываю, я вижу просто огромное количество аспектов. Обобщая, я могу объединить эти пять направлений. Но сразу скажу, что это – неисчерпаемый список, который предусматривает еще много возможностей.

Все ли эти тренды актуальны для Украины? Можете выделить самые главные именно для нас?

Роман: Fintech. Именно финансовые инновации стали драйвером огромного рывка солнечной энергии на американском рынке. Я убежден, что здесь есть потребность совмещать финансовые технологии с энергетическими и «зелеными» технологиями – и двигаться вперед. Это одна из таких тем, которая очень актуальна.

Но еще одна из ключевых задач для Украины – это технологии устойчивых изменений в поведении. Одни из самых крутых инноваций – они не технологические, а социальные. Нам очень нужна collaborative economy, ибо без нее мы не вырулим. У нас есть привычка энергетического сепаратизма. Если мы хотим максимального применения «зеленых» технологий в Украине, то нам нужны новые модели социального взаимодействия, новые финансовые инструменты и радикальное внедрение здравого смысла в повседневной жизни.

Базовая вещь – мы имеем миллиарды квадратных метров недвижимости, которая преимущественно находится в ужасном состоянии. Большинство владельцев этой недвижимости не ориентированы на взаимодействие друг с другом и до сих пор ждут каких-то советских благ от государства, которое все сделает за них. Утеплять им дом должен Кличко, устанавливать индивидуальный счетчик – сын Порошенко и так далее.

Причем это люди, которые имеют капитал. В их домах современные унитазы, современные окна, современные стиральные машины и современная кухня. Даже машина – не на «еврономерах». Но проблема в том, что деградация их недвижимости базируется на их неспособности взаимодействовать друг с другом. Это критическая проблема, которую нам надо решить для прогресса.

Андрей: Ради справедливости, надо сказать – я знаю кучу замечательных людей, которые создают местные программы поддержки энергоэффективных решений. Я знаю десятки примеров, когда жители все-таки договорились и начали применять климатические решения. Они первые в выигрыше. Когда их будет определенное число, все другие будут смотреть на них и им следовать.

Мы радуемся, когда мы начинали Greencubator в 2009 году, таких примеров практически не было. А сейчас таких примеров – сотни по всей стране. И в Киеве есть много таких примеров, когда люди реально делают очень крутые вещи. Даже не только об энергоэффективности речь. Речь идет о waste management. Я бы назвал это одной из основных тенденций, а для Украины это заостренная вещь, которая после энергоэффективности второй или третьей идет, потому что у нас свалки занимают огромную территорию.

Как решать эту проблему?

Здесь много, на что влияет политика. Например, города боятся реальных тарифов на вывоз мусора граждан. Потому что если ты погасишь этот реальный тариф, то за такого мэра не проголосуют на следующих выборах. Это очень большая проблема, что многие не понимают, что эта услуга – ценная и сложная. Сейчас вот полетел космический аппарат к Солнцу – возможно, со временем мы сможем отправлять туда мусор, чтобы он сгорал в космосе. Может, Илон Маск и тут нас спасет.

Но я боюсь, что стоимость этой гипотетической услуги очень не понравится украинцам. Они скажут, что это предательство, что Илон Маск «поломался, несите нам другого». И в этой цепочке от дома до перерабатывающего завода – в нем должны быть талантливые инженеры, а им надо платить. Инженерам, экономистам, бухгалтерам, грузчикам. А у нас сейчас люди не хотят платить за это. И параллельно возмущаются, почему в городе столько мусора.

Как насчет электромобилей? Относительно них появились определенные законодательные стимулы.

Роман: Могу сказать, что концентрация электромобилей в Украине визуально очень сильно выросла за последние два года.

Андрей: Особенно в Киеве, Харькове, Одессе. По-моему, больше всего в Одессе.

Роман: А, на мой взгляд, больше всего – в Харькове. Это вообще столица украинского электрического такси.

Андрей: Это законодательство точно положительное – надеюсь, его продлили не только на этот год. Такое в свое время сделали норвежцы. Они, конечно, более богатая страна, поэтому у них там, в 2014 году каждый четвертый купленный автомобиль – Tesla. Потому что там это реально выгодно. Например, они позволили электромобилям бесплатно парковаться в центре городов. А парковка там ох, какая дорогая. Поэтому у них так сложилось. Это очень хороший экономичный способ стимулирования.

Автор: Роман Судольский

Источник: K750

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий