Руководитель Wizz Air Джозеф Варади о ценах на билеты, планах касательно Украины и будущих банкротствах

Гендиректор Wizz Air Джозеф Варади рассказал, как компания справляется с последствиями коронакризиса, будет ли расти стоимость билетов и о будущих банкротствах перевозчиков.

Прошлый год стал настоящим испытанием для мировой авиации: почти полная остановка полетов, закрытие границ, банкротства компаний – далеко не полный перечень вызовов, с которыми столкнулись перевозчики.

Впрочем, пока одни страдают от ограничений и просят помощи у правительств, другие умудряются не только оставаться на плаву, но и расти. Венгерский лоукостер Wizz Air – отличный пример того, что кризис – это не только потери, но и возможности.

Во время пандемии компания расширяет географию полетов, открывает новые базы и увеличивает количество самолетов.

Как Wizz Air пережила кризисный 2020 год, чего ожидает от 2021 года, будет ли расти стоимость авиабилетов, и кто из перевозчиков обанкротится в ближайшее время? Об этом ЭП поговорила с CEO лоукостера Джозефом Варади.

— Как COVID-19 повлиял на работу вашей компании?

— COVID-19 оказал огромное влияние на всю планету, а не только на отдельные компании. Весь мир попал в ситуацию, в которой до этого ни разу не был. Авиационная отрасль подверглась серьезному удару. Не потому, что люди не хотят путешествовать. Думаю, они очень хотели бы, но проблема заключается в ограничениях от правительств.

Путешествия оказались в полной зависимости от правительственных ограничений, перекрытия границ и других ограничительных инициатив. Власти закрывали рестораны, бары, торговые центры, что очень влияет на население и бизнес.

– На сколько процентов от своих возможностей работает авиакомпания?

– Мы работаем примерно на 25% от своих возможностей, но ситуация не такая критическая, как в 2020 году. Когда ковид ударил в марте прошлого года, отрасль остановилась. В апреле 2020 года мы работали только на 6%, в августе этот показатель восстановился до 80%, в ноябре мы работали на 21% по сравнению с уровнем 2019 года.

Насчет хороших новостей. Учитывая нашу ликвидность, в ближайшей перспективе, когда рынок полностью откроется, мы сможем продолжить инвестировать в свое будущее даже во время пандемии. Мы открыли 300 маршрутов, 16 баз, осуществили поставку 20 новых самолетов и продолжаем обновлять свое оборудование.

— Сколько времени вам понадобится для полного возобновления работы? 

— Чтобы набрать темп с 0 до 100, нам надо три месяца. Это при условии, что правительства отменят все ограничения, и люди смогут свободно путешествовать. Я не ожидаю, что мы восстановимся на 100% в ближайшие месяцы, но к лету мы сможем работать примерно на 80% от своих возможностей. Это и является нашей целью.

Уже сейчас мы видим, что вакцинация дает свои результаты. Кроме того, некоторые мероприятия позволяют людям путешествовать снова. Мы ожидаем, что ближе к концу 2021 года или в начале следующего мы сможем работать на 100%.

Однако это не касается всей отрасли. Учитывая нашу lowcost-модель и высокую ликвидность, мы находимся в уникальной позиции и сможем выйти из этого кризиса гораздо легче, чем остальные авиакомпаний. Если нам на восстановление понадобится год, то у остальных компаний на это может уйти три-четыре года, а возможно, и все пять.

Будет трясти до 2024 года: как авиакомпании пережили год пандемии, и какие планы по Украине

— Ваши финансовые результаты действительно намного лучше, чем у большинства конкурентов. В чем секрет? 

– Секрет в том, что мы встретили COVID-19 с немалыми деньгами и ликвидностью, в сравнении с другими компаниями. В прошлом марте у нас было около 1,6 миллиарда евро в свободных средствах и даже сейчас мы имеем примерно такую же сумму. Мы привлекали деньги с рынка, но в течение этого периода ликвидность была на очень высоком уровне.

Мы провели гораздо лучшую работу, чем наши конкуренты, которые также имели большой запас средств. Сейчас очевидно, что лоукост — модель позволяет нам удерживать затраты на самом низком уровне по рынку и это дает нам значительное конкурентное преимущество.

Другим интересным аспектом является то, что вы на самом деле не видите многих авиакомпаний, которые потерпели неудачу, вы не видите, что многие авиакомпании в этот период перестали работать. В какой-то степени эта пандемия является защитой для авиакомпаний, поскольку теперь они могут получать поддержку от своих правительств и кредиторов.

Думаю, в ближайшее время мы можем стать свидетелями ряда банкротств на авиационном рынке, а те компании, которые смогут эффективно сократить свои расходы, не только переживут этот кризис, но и смогут выйти из него с выгодой для себя.

– Могли бы вы назвать ключевые цифры компании за 2020 год?

— В 2020 году мы перевезли около 9 миллионов пассажиров по сравнению с более чем 40 миллионами годом ранее, поэтому это значительное падение для нас. Очевидно, что из-за этого мы понесли значительные финансовые потери, в том смысле, что за этот период мы «сожгли» много средств, однако другие компании потеряли еще больше.

В то же время мы не создаем проблем с возвратом средств клиентам. Если рейс отменяется, мы меняем график. В то же время клиент имеет возможность в автоматическом режиме вернуть средства за билет. Если вы попали в такую ситуацию и хотите вернуть средства, вы можете это сделать в течение семи дней.

— Каким был финансовый результат?

— Мы еще не отчитываемся в результатах финансового года, планируем сделать это в конце марта. Понятно, что 2020 год был не лучшим, но важно, что мы хорошо работали с расходами, эффективно управляли бизнесом и своими средствами.

Мы настолько устойчивы, что даже если завтра придется полностью прекратить полеты, то мы будем в игре еще минимум два года. Конечно, я не предполагаю, что мы перестанем летать, но с ликвидностью у нас все хорошо.

– Когда ограничения будут полностью отменены, стоит ли нам ожидать повышения стоимости авиабилетов?

— Я так не думаю. В ближайшее время мы увидим, как все авиакомпании будут пытаться вернуться на рынок, и определенное время предложение будет превышать спрос. Будет определенный шок, который продлится недолго — около года.

Летом, когда начнется активное восстановление, произойдет некоторое снижение цен, но далеко не каждая компания сможет себе это позволить. Если мы посмотрим на эту ситуацию с точки зрения Wizz Air, то закупка 20 новых самолетов и планы по покупке еще 27 в течение года позволят нам работать с очень низкими ценами.

У нас не будет необходимости повышать тарифы, даже наоборот – мы сможем позволить себе снизить тарифы и быть конкурентными на рынке. По моему мнению, в долгосрочной перспективе цены на билеты останутся на сегодняшних уровнях.

— Многие компании получают помощь от своих правительств. Это справедливо?

— Пандемия нанесла значительный удар по бизнесу, по всей индустрии, и большое количество компаний находится в тяжелом финансовом состоянии.

Думаю, вы согласитесь, что любые предоставленные государством средства искажают рынок. Перевозчики имеют много других инструментов, чтобы привлечь финансовые ресурсы, поэтому спасать определенные авиакомпании – это точно не должно быть функцией правительств.

Если да, то очевидно, что некоторые авиакомпании могут исчезнуть с рынка, а их место займут другие. Недавно имел интересный разговор с коллегой. Он сказал, что на данный момент есть от 70 до 100 новых авиакомпаний, которые могут начать работу.

Пандемия создала много проблем для отрасли и некоторых инвесторов, поэтому сейчас они рассматривают возможность инвестирования в новые авиакомпании. Этим я пытаюсь сказать, что рынок – это очень эффективный инструмент, и когда правительства вмешиваются в эти процессы, они могут исказить рынок.

— Были разговоры о том, что в Европе в ближайшее время произойдет волна банкротств. Какие компании имеют самые большие проблемы?

— Думаю, мы станем свидетелями таких банкротств. Сейчас есть несколько кейсов, но я не хочу называть авиакомпании, чтобы не создавать им дополнительные проблемы. Несмотря на поддержку правительств, не все компании переживут этот кризис. Мы это увидим в течение ближайших шести-двенадцати месяцев.

Какие-то компании смогут выжить и продолжат работать, какие-то исчезнут. Я думаю, что это нормально, так и должно быть, потому что в этом и заключается функция рынка. Слабые игроки не выдержат и уйдут с рынка, а на их место придут новые.

— Многие перевозчики сокращают направления, большинство из которых не будет восстановлено. Это создает для вас новые возможности?

– Конечно, мы этим уже пользуемся. Мы открыли 300 новых направлений с марта 2020 года. Мы воспользовались слабостью рынка и наших конкурентов.

Некоторые компании прекратили полеты, и во многих аэропортах высвободилась инфраструктура. Аэропортам надо найти новых операторов, и мы этим воспользовались. Мы получили очень хорошие коммерческие предложения и сможем эффективно обслуживать эти маршруты. Это еще раз показывает, как мы работаем.

— Каковы ваши ожидания от украинского рынка? 

– В Украине процесс восстановления довольно медленный, но такая же ситуация во многих других странах. Это глобальный кризис, вирус не останавливается на границах, поэтому мы должны работать слаженно, объединяться и более эффективно противостоять вирусу. Когда-то все это закончится для всех, в том числе для Украины.

Для нас Украина является стратегическим рынком, мы здесь мощно представлены. У нас есть 83 направления в пяти аэропортах, около 150 сотрудников. Мы готовы работать, и ждем, когда ограничения будут полностью отменены.

Мы и сейчас осуществляем перевозки, но это минимальная активность. Как только ограничения отменят, мы будем одними из первых, кто начнет активно летать.

— Есть ли у вас планы по новым направлениям?

– Мы постоянно ищем новые возможности, новые маршруты. В наших планах есть новые направления, и не только в Украине.

— Ведете ли переговоры с аэропортом «Борисполь» относительно сотрудничества?

– Переговоры с «Борисполем» были, но нам нужно дождаться завершения истории с COVID. В будущем мы, возможно, вернемся к переговорам с «Борисполем». Мы заинтересованы в работе с «Жулянами», мы всегда заинтересованы в том, чтобы вести переговоры с большим количеством аэропортов.

— Какие у вас глобальные планы?

— Мы станем свидетелями выхода на рынок новых игроков. На меняющемся рынке Wizz Air – один из победителей. Мы выйдем из кризиса более мощными и влиятельными. Во время пандемии мы активно занимались развитием: открывали новые рынки, новые маршруты, новые базы, поставляли самолеты и продолжаем это делать.

Сейчас мы не можем работать на полную мощность, но мы продолжаем увеличивать флот. Рынок будет расти, и мы увеличим флот, чтобы воспользоваться этой возможностью. Чего ожидать от Wizz Air? Скоро произойдет обновление, и мы превратимся в более мощного игрока, чем были до этого.

— Что глобально изменилось в индустрии и что изменится в ближайшее время?

— Что-то будет меняться, а что-то останется, как раньше. Я бы обратил внимание на то, что точно не изменится. Я не думаю, что люди перестанут путешествовать, они продолжат исследовать мир, и они будут пользоваться услугами авиации. Я убежден, что в будущем люди будут летать больше, чем раньше.

После теракта, который произошел 11 сентября 2001 года в США, все говорили, что авиации наступит конец. Мол, никто не захочет летать из соображений безопасности. Но мы видим, как авиационная отрасль развивалась с 2001 года. Здесь будет такая же история.

Конечно, будут внесены изменения в протоколы безопасности, но самолет – очень безопасный и защищенный вид транспорта. Люди продолжают путешествовать, следуя протоколу: надевают маски и чувствуют себя в безопасности. Что еще изменится? С рынка исчезнут определенные игроки, но появятся новые. Кто-то станет более эффективным.

Индустрия станет лучше после этого шока, многие компании будут вынуждены изменить свою бизнес-модель. Кто-то выйдет в плюс, кто-то выживет, а кто-то исчезнет с рынка, но я не думаю, что что-то глобально изменится в желании людей путешествовать. Путешествовать с соблюдением протокола — это очень важно.

Автор: Николай Топалов

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий