Каковы перспективы и риски углубления экономического сотрудничества Киева с Парижем.
Несмотря на переориентацию внешней торговли Украины на Европейский Союз и важное место Франции в нем, эта страна никогда не входила даже в десятку наших крупнейших торгово-экономических партнеров. Фактически сотрудничество с ней оставалось в тени значительно более интенсивных деловых контактов с Польшей, Германией и даже Италией и Нидерландами.
Французский бизнес имел к Украине второстепенный интерес, по сравнению с соседними странами и в пределах ЕС (Польша, Румыния), и вне союза (Турция, Россия). Что, кстати, долгое время играло против нашего государства, поскольку деловые интересы Парижа явно концентрировались на России и перспективах сотрудничества с ней. Не потому, что рынок РФ был жизненно важным для французской экономики, товарооборот обычно не превышал 1,5%-2%. Больше речь шла об отдельных отраслях или даже компаниях.
Выйти из тени
Впрочем, присутствие отдельных компаний постепенно расширялось. Как и их круг, да и объем вложенных в Украину инвестиций и поставки разнообразной французской высокотехнологичной продукции.
Самым заметным для широких слоев украинского общества было присутствие французского бизнеса преимущественно в банковском секторе, где еще в 2000-х французские банки BNP Paribas и Credit Agricole приобрели украинские «УкрСибБанк» и «Индекс-Банк» соответственно. А также в розничной торговле, куда зашли в частности такие французские компании, как Auchan или Leroy Merlin. На рынке косметики присутствуют L’Oreal и ее дочерние бренды.
Хотя и менее заметно, однако французский бизнес в Украине сейчас присутствует в самых разных секторах экономики. Правда, преимущественно как импортер изготовленной за пределами страны продукции. В целом сейчас в Украине работают более полутора сотен французских компаний, в которых насчитывается около 30 тыс. сотрудников.
Прямые инвестиции из Франции на середину 2021 года составили более $1,1 млрд., и они растут медленно. Больше всего их сейчас направлено на финансовую деятельность (более $0,4 млрд.), торговлю ($0,24 млрд.) и значительно меньше в обрабатывающую промышленность ($0,15 млрд.).
Компании Louis Dreyfus, Mas Seeds, Maïsadour давно работают в агросекторе, в частности поставляют посевной материал для украинских сельхозпроизводителей. Lactalis, Belle, Danone и другие – в переработке овощной и животноводческой продукции. В промышленный сектор инвестировали также SaintGobain, Verallia, Lafarge и Renault. Французская Sanofi занимает значительную долю на рынке импорта фармацевтической продукции в Украину.
Однако с 2018 года благодаря активной лоббистской деятельности тогдашнего министра внутренних дел Арсена Авакова экономическое сотрудничество с Францией вышло на новый этап развития. В частности речь идет о заключении масштабных соглашений о государственных закупках за французские кредиты самой разнообразной высокотехнологичной продукции из этой страны, а также на реализацию тамошними подрядчиками проектов по модернизации инфраструктуры в Украине.
При заключении контрактов с Францией в дальнейшем Киеву важно настаивать не только на локализации отдельных второстепенных процессов производства или дальнейшего обслуживания импортируемой техники и оборудования, а на партнерских вариантах сотрудничества с украинскими производителями.
В 2021-м в интервью агентству Интерфакс-Украина министр экономики, финансов и восстановления Франции Брюно Ле Мэр сообщил о намерениях его страны расширять присутствие в секторе водоснабжения, энергетики, инфраструктуры и, прежде всего в железнодорожном транспорте, здравоохранении и сельском хозяйстве. Он заявил, что французские предприятия заинтересованы во внедрении технологий хранения энергии, модернизации инфраструктуры и инвестициях в экологически чистый водород.
В энергетике Украины, в том числе и благодаря государственным закупкам и гарантированным государством преференциям в «зеленой» энергетике, в последнее время все активнее наращивают присутствие французские RTE, Total Eren. А в снабжении электрических локомотивов, вертолетов, катеров для пограничной службы – соответственно французские компании Alstom, Airbus Helicopters и OCEA.
Летом нынешнего года украинский парламент одобрил привлечение €1,3 млрд. только кредитных средств на соответствующие цели. Однако часть расходов должна быть осуществлена за украинские средства.
Без иллюзий
С одной стороны процессы, которые с тех пор стартовали, кажутся полезными с точки зрения усиления экономической и деловой заинтересованности Парижа к поддержке Киева в условиях войны. За неполный 2021 год (11 месяцев), по данным украинской таможни, французских товаров было завезено на $1,56 млрд.
И в расчете на одного жителя продажи товаров с Франции в Украину (в этом году составят $1,7–1,8 млрд.) уже сейчас являются сопоставимыми с поставками в Россию, куда в последнее время продажи составляли около $6 млрд. в год (от $6,3 млрд. в 2017-м до $5,9 млрд. в 2020 году).
В то же время динамика на украинском рынке для французских поставщиков значительно лучше: за 11 месяцев 2021 года она была на 25% выше, по сравнению с тем же периодом 2017-го ($1,25 млрд.).
Однако с другой – наращивание экономического сотрудничества происходит без достаточного учета того, как это скажется на развитии украинской экономики, особенно высокотехнологичных секторов. Ведь и поставку 55 вертолетов за €0,55 млрд., и 20 патрульных катеров за €0,14 млрд., да и 370 высотных подъемников для пожарных автомобилей на сумму €0,3 млрд. – весь этот заказ, который могли бы выполнить и украинские производители.
К тому же не как вспомогательные исполнители для французских компаний, а, наоборот – с использованием в кооперации с ними или производителями из других государств отдельных комплектующих или технологий. Это же касается и электрических локомотивов.
Да и не стоит преувеличивать значение украинского рынка для французской экономики даже после таких затратных для масштабов нашего бюджета, государственных закупок их продукции. Совокупный экспорт товаров из Франции, если не брать в расчет кризисный 2020 год, в последнее время был несколько более высоким, чем $500 млрд. в год (от $524 млрд. в 2017-м до $570 млрд. в 2018-м и $556 млрд. в 2019 году) и превысит эту отметку и в этом году. Следовательно, доля нашего рынка и в дальнейшем будет не более чем несколько десятых процента общего французского экспорта.
Это слишком мало, чтобы надеяться, что в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе Украина станет для Франции торговым партнером, сопоставимым не только с Польшей, но и другими нашими соседями. Для сравнения, экспорт французских товаров в Польшу в 2019-2020 годах составил около $11 млрд., в Турцию в прошлом году превысил $7 млрд.
Даже в соседнюю с нами и вдвое меньшую по количеству жителей Румынию, Франция ежегодно экспортирует на $4-5 млрд. Как рынок сбыта для французских производителей Украина пока что остается в когорте таких отдаленных стран, как Таиланд, Вьетнам или Индонезия или совсем маленькая европейская Словения.
В то же время кредиты, пусть и на льготных условиях и через определенное время, однако все же с процентами, придется выплачивать за счет украинских налогоплательщиков. Значит, львиная доля потраченных средств даже не зайдет в Украину, а сразу достанется производителям из Франции. Тем более что двусторонняя торговля и так имеет для украинской экономики крайне неблагоприятную структуру.
Французские поставки в Украину сейчас не только примерно в два раза превышают украинские, но и составляют сложную промышленную продукцию с высокой добавленной стоимостью. В частности больше всего продается на нашем рынке их средств защиты растений ($196 млн.), лекарств ($144 млн.), различных машин и оборудования ($118 млн.), легковых авто ($83 млн.). А также косметики, техники, грузовиков, готовой продукции пищевой промышленности.
Сейчас все еще положительным является баланс двусторонней торговли услугами. Однако, прежде всего благодаря украинским программистам, доля которых в экспорте услуг во Францию достигает половины от общих объемов (46%). Обмен транспортными и деловыми услугами примерно сбалансирован, но французы зарабатывают в Украине несравненно больше на роялти и финансовых услугах.
На первый взгляд, продажи украинских товаров во Франции за последние четыре года более чем удвоились (с $0,38 млрд. до $0,79 млрд., или на 104%) на фоне роста импорта оттуда лишь на четверть. По сравнению с ЕС в целом (+59%), Германией (+68%) и даже соседней с нами Польшей (+96%), темп роста продаж во Францию существенно быстрее (+104%).
Однако пока что самые большие статьи украинского экспорта в эту страну составляют рапс, подсолнечное масло, жмых, металлические руды и черные металлы с незначительным уровнем обработки. А сами объемы экспорта выросли, прежде всего, за счет стремительного повышения цен на основные украинские экспортные продовольственные и металлургические товары на мировом рынке.
Прямые инвестиции из Франции на середину 2021 года составили более $1,1 млрд., и они растут медленно. Больше всего их сейчас направлено на финансовую деятельность (более $0,4 млрд.), в торговлю ($0,24 млрд.) и в обрабатывающую промышленность ($0,15 млрд.).
Да и в абсолютных цифрах они еще далеки от потенциала французского рынка. Ведь совокупный импорт товаров во Францию из всех стран мира превышал $600 млрд. (кроме 2020 года). Поэтому украинская продукция занимает едва более одной тысячной от его общего объема.
Сейчас продажи во Францию пока что находятся на уровне поставок из Украины в соседнюю несравнимо более бедную и существенно меньшую Молдову. И в Германию ($2,7 млрд. за 11 месяцев 2021-го), и тем более в Польшу ($4,9 млрд.) их объемы в разы превышают аналогичные во Францию. Наконец, и объемы поставок в эту страну продукции из соседних с Украиной государств осуществляются не в разы, а на порядок больше.
Например, турецких товаров на протяжении последних лет на французском рынке продают на $9-10 млрд., польских — на около $13 млрд.
Самое главное, что такая специализация Украины в двусторонней торговле будет обрекать нашу страну на отсталость и бедность. Не говоря уже о том, что экспортеры масла, рапса, железорудного сырья и черных металлов из-за объективной ограниченности и потенциала импорта соответствующей продукции во Францию, и производства большинства из нее в Украине, и, наконец, нестабильность цен на сырьевую продукцию в мире не дадут дальше стремительно наращивать продажи.
Менять подход
Наращивание экспорта на французский рынок украинских товаров до уровня присутствия на нем хотя бы более интегрированных в европейское экономическое пространство соседних стран (Польши, Турции или Румынии) возможны лишь при условии поставки значительных объемов продукции с более глубокой переработкой и большей добавленной стоимостью. И перспектива активизации экспортных поставок путем занятия новых и расширения имеющихся товарных ниш на рынке готовой промышленной продукции есть.
Хотя сейчас речь идет о значительно меньших объемах, но уже имеем немалые объемы чистого экспорта во Францию текстильной одежды, столярных и стеклянных изделий, звукового электрооборудования, аккумуляторов, плит из дерева, готовых изделий из черных металлов и ряда других видов промышленной продукции.
За последние годы на французский рынок началась или значительно возросла поставка также произведенной в Украине мебели, матрасов, электрической продукции, паровых турбин, частей к железнодорожным локомотивам и трамваям, бумажно-картонной продукции, косметических препаратов и тому подобное.
Однако чтобы такие встречные потоки хотя бы достигли объемов импорта французских высокотехнологичных товаров в Украину, еще далеко. И вряд ли это произойдет без налаживания и углубления промышленной кооперации. В любом случае, когда речь пойдет о длительном процессе, в течение которого фокус внимания украинской власти должен быть сосредоточенным не только на том, как модернизировать определенную инфраструктуру, технику или оборудование государственных структур или компаний.
А также как согласовать достижения этих задач не просто с сохранением, но и созданием новых высокотехнологичных производств хотя бы в тех сферах, которые связаны с масштабными государственными заказами.
У каждого государства есть собственный экономический интерес, а модернизация украинской экономики вряд ли возможна без углубления сотрудничества с ведущими европейскими компаниями в соответствующих отраслях. Действительно важно и полезно ангажировать их через привлекательные заказы. Да и по ряду причин сотрудничество с европейскими и в частности французскими компаниями в подобных проектах является лучшим выбором, чем кабальные соглашения с китайскими компаниями.
По крайней мере, во время уже упомянутого весеннего интервью министр экономики Франции Брюно Ле Мэр, комментируя вопрос локализации производства продукции французских компаний в Украине, признал, что «если мы хотим иметь прочные экономические отношения, они должны отвечать обоюдным интересам наших двух стран. Большая локализация это вполне законное требование, и мы поступили в соответствии… Компания Alstom готова локализовать в Украине до 35% производства и обслуживания, хотя в начале обсуждения планировала около 20%. Мы поняли, что этого недостаточно».
Но важно, чтобы заявленные 35% не превратились в «объедки со стола», которые не могут не только поспособствовать развитию украинских производителей в соответствующих высокотехнологичных секторах, но и хотя бы спасти их от уничтожения.
Для этого при заключении таких соглашений в дальнейшем важно настаивать не только на локализации отдельных второстепенных процессов производства или дальнейшего обслуживания импортируемой техники и оборудования, но и на партнерских вариантах сотрудничества с украинскими производителями. В том числе и относительно того, какие именно по технологичности составляющие кооперации будут выполнять в Украине.
Украина может предусматривать и создание совместных предприятий, и реализацию отдельных совместных проектов. В данном случае, чтобы украинские компании играли не вспомогательную, а больше равноправную роль. А также привлекались к кооперации по производству аналогичной продукции и не только для украинского рынка, но и для нужд третьих рынков или самой Франции.
Автор: Александр Крамар
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.