Социальные проблемы модернизации украинской экономики

Теории модернизации. Современная украинская политическая – в меньшей степени – экономическая риторика довольно широко применяет термин «модернизация», появившийся в начале 1950-х годов для определения процесса перехода от традиционного общества к модерному (современному).

Однако сегодня он приобрел несколько более широкое содержание – под модернизацией понимают сумму всех прогрессивных общественных изменений, которые и обеспечивают формирование современного общества – комплекса социальных, экономических, политических, культурных, ментальных трансформаций, происходящих в странах  европейской цивилизации практически непрерывно с XVI столетия.

Сюда относят процессы индустриализации, урбанизации, бюрократизации, демократизации, распространения индивидуализма и мотивации успеха, утверждения значимости образования, науки и интеллектуальной деятельности в целом, введения всеобщего образования населения.

Вполне закономерно возникает вопрос относительно характеристики традиционного и современного общества и различий между ними.

Главное отличие состоит в том, что первое (traditional society) воспроизводит себя на базе традиций, то есть источником легитимации обладает активность прошлого и традиционный опыт, а модерное (modern society) ориентировано, прежде всего, на инновации.

Превосходство традиций над инновациями, в свою очередь, обуславливает отсутствие запроса на многочисленную совокупность субъектов творческой деятельности, креативную личность, способную производить новое (новые идеи, новые знания, новые услуги, новые товары). Этот запрос возникает именно в модерных обществах.

Второй по значению чертой является распространенность в общественном сознании религиозного (мифологического) обоснования и оправдания традиций. И именно этим блокируются возможности быстрых преобразований, а попытки модернизации зачастую не завершаются или не имеют успеха.

Поскольку вся структура сознания традиционных обществ, их культуры и власти (преимущественно авторитарной) гарантирует воспроизводство прошлых форм, экономическая жизнь их населения обычно ограничивается удовлетворением текущих потребностей. Низкий уровень жизни в сочетании с доминантами общественного сознания обусловливают критическое отношение к предпринимательству, откладывание части потребления на будущее путем страхования или прямого накопления.

И в то же время в духовном смысле, в отличие от модерных обществ, традиционные не живут настоящим – там нарабатываются долговременные содержательные доктрины. Итак, современное и традиционное общество по своей сути являются противоположными друг другу.

Приведенные различия, бесспорно, не являются исчерпывающим их перечнем, но именно они определяют условия успешности модернизации и в большой степени – ее основные задачи.

Формы модернизации. Модернизация, предусматривающая кардинальные изменения едва ли не всех институтов, систем и структур общества, по своей сути является революционным процессом. В то же время изменения одной составляющей общественного развития вызывают трансформации и других составляющих, приводят, в конце концов, к целостным системным сдвигам. Обычно выделяются, по крайней мере, 3 формы модернизации.

  1. Первичная или эндогенная модернизация – теоретическая конструкция, охватывающая разнообразные социально-культурные сдвиги во время индустриализации и формирования капитализма в отдельных странах Европы и Америки. Ее связывают с разрушением прошлых, прежде всего наследственных традиций и традиционного уклада жизни, провозглашением и реализацией равных гражданских и других прав, становлением демократии.

Идеология первичной модернизации опирается на то, что индустриализация и развитие капитализма своей предпосылкой имеет индивидуальную свободу и автономию человека, расширение сферы его прав. По сути, это вытекает из принципа индивидуализма, сформулированного еще французскими просветителями, в частности Ж. А. Кондорсе. Считается, что первичная модернизация присуща развитым обществам, которые самостоятельно прошли этот путь.

  1. Вторичная или догоняющая модернизация охватывает социально-культурные изменения, происходящие в странах менее развитых, которые опоздали с этими трансформациями, но осуществляют их при наличии соответствующих образцов социальной организации и культуры, используя опыт развитых стран.
  1. Модернизация бывших коммунистических стран, имеет свои яркие особенности, связанные с «осовремениванием» экономик, которые находятся на среднем уровне индустриального развития, достаточно урбанизированных, с достаточно высоким уровнем образования населения, с разветвленной системой социальной защиты и тому подобное.

Но многообразие форм и методов модернизации, инициаторов ее проведения и т. п. не перечеркивает ее на общем перманентном характере.

Особенности современного периода. Сегодня мир столкнулся с полным исчерпанием возможностей дальнейшего развития путем накопления материальных благ — если бы все страны вышли на современный уровень потребления США, ресурсов хватило бы лишь на несколько лет. Поэтому мировое сообщество вынуждено уже вскоре пересмотреть свои представления о прогрессе и его формах. Нужны новые изменения – ментальные, политические, экономические, поведенческие.

Составляющими этого процесса являются модернизация экономики, модернизация государства и модернизация общественных отношений, а сочетание и взаимодействие всех 3-х субъектов обусловливает теоретическую невозможность влияния на любую одну составляющую без адекватных действий в других сферах.

Но следует иметь в виду, что именно необходимость модернизации общественных отношений и государства вызывает довольно сильное сопротивление общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы многочисленных слоев. К тому же определенная часть населения, стремясь к лучшей (главным образом, в экономическом смысле) жизни, в то же время совершенно не желает перемен.

Однако модернизация позарез нужна практически каждой стране, ее необходимость определяется постоянными изменениями современного мира, новыми вызовами, появляющимися постоянно, и на которые нужно быстро отвечать. Подталкивает к этому и глобализация, последствиями которой является формирование принципиально нового явления – глобальной, общемировой конкуренции, преференции в которой имеют преимущественно страны, где осуществлен переход к инновационной экономике.

Насущной необходимостью является гармонизация общественных отношений, в частности отношение общества к природе и ресурсам. Необходимо восстановление в системе ценностей трудовой этики, бережливости, рационального поведения как важных составляющих формирования успешных граждан и обществ. Отдельной проблемой является снижение неравенства, преодоление социального отторжения и маргинализации.

В практической плоскости это означает соответствие т. н. копенгагенским критериям членства в ЕС:

— стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство законов и защиту меньшинства;

— рыночная экономика, способная конкурировать в пределах ЕС;

— принятие правил, стандартов и политики, составляют основу законодательства ЕС, и наличие юридических и административных структур, которые способствуют принятию и введению европейского права.

Таким образом, модернизация украинского общества является неотъемлемой составляющей, необходимой предпосылкой интеграции страны в ЕС. Но позарез нужно выяснить, какими резервами, не столько сегодняшними, сколько перспективными, определенными в контексте возможностей роста владеет Украина, на какое направление модернизации стоит ориентироваться.

Первым и наиболее важным фактором развития в ХХІ веке является рабочая сила, именно ее количественные и качественные параметры в значительной мере влияют на инвестиционные возможности, то есть на роль финансового капитала.

Собственно, финансовые ресурсы вообще могут и не принадлежать самой стране — глобализация создает условия привлечения капиталов с международных, а не только собственных рынков. Украина демонстрирует высокий спрос на инвестиции для модернизации своей экономики и имеет собственные инвестиционные ресурсы.

Однако, не имея перспектив увеличения совокупного предложения рабочей силы и наращивания трудового потенциала, мы не можем рассчитывать на успех, идя по пути азиатских или латиноамериканских стран, – при любых условиях ведения бизнеса успех в Украине будут иметь только инвестиционные проекты, обеспечивающие высокую производительность труда.

Отсутствие природных ресурсов существенно усиливает значение этого ограничения, особенно учитывая активное государственное (точнее, бюрократическое) вмешательство в экономику. В совокупности все это влечет за собой низкую деловую активность, ориентацию бизнеса почти исключительно на краткосрочные не рискованные проекты.

Украинская инфраструктура, которая находится в состоянии упадка, именно благодаря этому может в перспективе превратиться в весомое конкурентное преимущество. В частности из-за того, что потенциал ее догоняющей модернизации еще далеко не исчерпан. То же в полной мере касается и таких факторов, как институции и культуры – их можно и нужно менять; в отличие от экономики в целом, эти факторы развития имеют очевидный потенциал догоняющей модернизации.

Пока что и власть, и общество в целом недостаточно осознают важность вызова, обусловленного необходимостью выбора между различными моделями модернизации, с одной стороны, и определением специфики действий в различных сферах общественного бытия – с другой.

В частности, все еще сохраняется иллюзия, что Украина может пойти по пути не Европы, а Китая, сделав акцент на активность государства. Но мы не имеем необходимой для этого объема дешевой рабочей силы, отсутствует и настроенность населения на определенные ограничения ради лучшего будущего.

Можно много дискутировать относительно причин этого (распад СССР и крах идеалов, на которых воспитаны многочисленные поколения, переоценка уровня жизни в экономически развитых странах, избыточное и в глазах большинства несправедливое расслоение населения), но трудно отрицать явление в целом.

Следует также подчеркнуть, что даже при отсутствии достаточного инновационного потенциала (он зависит, прежде всего, от институтов и культуры, включая образование населения), необходимо модернизировать общество именно по социальным и политическим реформам, которые изменят институты, а затем и культуру в направлении повышения инновационного потенциала.

Социальные предпосылки успешной модернизации. Успех или неудача модернизации экономики определяется не только (скорее даже не столько) эффектом инновационных процессов, наличием необходимых инвестиций, как адекватной реакцией социально-гуманитарной среды, способностью и готовностью к трансформациям широких слоев населения и элиты.

Анализируя прошлые провалы модернизации, А. Т. Богомолов справедливо отмечает, что » … дело не только в недостатке средств и отсутствии у предприятий и работников необходимой материальной заинтересованности. Не были созданы благоприятные условия за пределами экономики, которая неотъемлема от политики, государственного устройства, духовного развития общества, господствующей идеологии, состояния общественного сознания, влияния на нее СМИ».

А как свидетельствует мировой опыт, при отсутствии адекватных общественных и государственных усилий рынки и бизнес, в частности, крайне плохо решают общественно важные задачи – поддержание устойчивости окружающей среды, безопасность страны, развитие образования и здравоохранения.

Решающим фактором модернизации является преодоление и замена тех традиционных ценностей, препятствующих социальным изменениям и экономическому развитию, на ценности, мотивирующие хозяйствующие субъекты на инновационную деятельность – разработку, создание и распространение новых технологий, и генерирование новых организационно-экономических механизмов.

Этот процесс происходит параллельно с трансформацией социальных связей, с постепенным переносом акцентов с первичных на вторичные группы.

Однако результаты целого ряда современных исследований свидетельствуют об изменении типов сообществ, которых ищут люди и которые способствуют экономическому благосостоянию. Это социальные структуры, необходимые в традиционных обществах. В модерных обществах, наоборот, они часто препятствуют успеху. Сплоченности общества означает также и превосходство коллективного над индивидуальным видом, что очень часто подавляет экономическое развитие и инновации.

В то же время те структуры гражданского общества, которые обеспечивали поддержку в традиционных обществах, с изменением ситуации становятся источником ограничений. Модерному обществу присущи более разнообразные дружеские контакты, индивидуализация занятий и ослабление связей в рамках сообщества.

Экономическое развитие практически всегда сопровождается увеличением спроса на рабочую силу. И в этом контексте демографические ограничения роста ее предложения, ожидающие Украину, по крайней мере, в обозримой перспективе, являются чрезвычайно важными. Едва ли не единственной возможностью ее решения является улучшение качества рабочей силы, в частности через повышение уровня образования и улучшение квалификационного состава.

Оценивая соответствие образования современным требованиям, следует подчеркнуть его чрезмерное направление исключительно на усвоение знаний, неудовлетворительную профессиональную ориентационную работу среди молодежи, отсутствие практики приобретения новых знаний и навыков в зрелом возрасте.

В результате структура профессиональной подготовки украинской молодежи — и по специальности, и по квалификационным уровням — не соответствует требованиям рынка труда; более 40% населения (по отдельным группам профессий – до 70%) работают не по полученной в учебном заведении профессии.

Многие специалисты с высшим образованием старше 45 лет опираются на давно устаревшие знания, не имея понятия о современных мировых и даже отечественных разработках; практически не ведется подготовка работников, способных создавать и внедрять инновационные технологии (подготовка кадров по специальностям, которые определяют новые технологические уклады, не достигает даже 0,6% ежегодного выпуска).

Таким образом, существующая система образования не в состоянии компенсировать те масштабы количественного уменьшения предложения рабочей силы из-за ускоренного сокращения численности трудоспособного населения.

Наиболее противоречивой в контексте условий успешности является роль характера власти. С одной стороны, история свидетельствует о неизбежности трансформации власти от авторитарной к демократической – все без исключения современные общества на грани II и III тысячелетий являются демократическими. Но именно наиболее интенсивные трансформации, в том числе экономические, в ХХ веке происходили при условии очень сильной, часто даже авторитарной власти.

Не говоря уже об экономических достижениях Германии, Италии и Испании в предвоенные времена, о действительно выдающихся успехах СССР (по крайней мере, до 1960-х годов), можно вспомнить и США времен Рузвельта, и послевоенную Японию, и Германию времен Аденауэра, и Чили времен Пиночета. Следовательно, после создания соответствующего фундамента, прежде всего экономического, авторитарная власть либо демократизируется, либо меняется принудительно.

Но сам процесс реформирования практически всегда происходит (по крайней мере, до сих пор) при наличии сильной и – главное – авторитетной власти.

Достижение определенных минимальных стандартов благосостояния (по заработной плате, по доходам населения или хотя бы по объему ВВП в расчете на одного человека) является необходимой предпосылкой успешных трансформаций населения, которому не хватает средств на поддержание минимально приемлемого стандарта потребления, не занимается проблемами качества институтов и их пригодности к изменениям.

За такой минимум можно принять средний по странам с высоким развитием человеческого потенциала уровень ВВП в расчете на одного человека – 11,5 тыс. долл. США по паритету покупательной способности.

В Украине этот показатель составляет лишь 6,2 тыс. (HDR 2011) – для сравнения даже в Тунисе, стране, что занимает последнее, 94-е место в этой группе стран – 7,3 тысячи. При таких условиях рассчитывать на постоянную поддержку населением длительных реформ довольно трудно, ориентироваться прежде всего необходимо на действия, которые могут дать эффект в достаточно короткой перспективе.

Распространенность отложенного спроса, бесспорно, в значительной мере обуславливается уровнем жизни большинства населения – откладывать необходимое, в самом деле, крайне трудно. Значительно чаще люди склонны откладывать избыточные вещи.

Но нельзя согласиться и с тем, что исключительно материальные факторы определяют этот процесс – сказываются и традиции, и способность ограничивать текущие потребности, и характер доминирующих в обществе установок (патерналистских или ответственных).

Если большинство людей убеждено в том, что государство (исключительно или преимущественно) несет ответственность за их благосостояние, распространить принципы страхования и переноса части потребления на будущее невозможно. И здесь непосредственно встает вопрос об общественном понимании категории «социальная ответственность».

Если в странах европейской цивилизации, с присущим им индивидуализмом, значительная часть (если не большинство) населения соглашается с преимущественно собственной ответственностью за свой выбор, а возможность выбора признается одним из главных прав человека, то в Украине ситуация является едва ли не противоположной.

В массовом сознании укоренилась только социальная ответственность государства; социальная ответственность бизнеса подменена благотворительностью, а социальная ответственность населения распространяется в лучшем случае на сферу текущих заработков. Соответственно крайне необходимой представляется трансформация социальной ответственности государства в социальную ответственность общества.

Модернизация доиндустриальной экономики происходит по нескольким направлениям, при чем измерение этого процесса является очень сложной задачей. Современная статистика использует для этого структуру производства или структуру инвестиций по т. н. технологическим укладам, объемы внедрения инноваций и тому подобное. К сожалению, все без исключения показатели отражают крайне низкий уровень инновационной и активной  модернизации.

Так, результаты исследований свидетельствуют, что украинская экономика находится в пределах III-IV технологических укладов, V уклад, успешно формировался в Украине до 1990 года, и сейчас почти разрушен, а 75% инвестиций направляется в III, только 20% – во II и только 4,5% – в V технологический уклад.

Лишь 12,8% промышленных предприятий в 2011 году внедряли инновации, при чем только 20,6% внедренных новых технологических процессов являются малоотходными ресурсосберегающими или; доля реализованной инновационной продукции составляет 3,8% ее общего объема.

В большой степени такая ситуация является следствием незаинтересованности работодателей в долгосрочном развитии своего бизнеса в Украине, наличии достаточно широких возможностей получения прибыли без изменения характера производства и дешевой рабочей силы, предложение которой пока что удовлетворяет потребности экономики.

В результате в Украине доля занятых лиц неквалифицированным трудом (24,0%) вдвое превышает таковую в РФ и втрое – в соседних бывших социалистических странах. Следовательно, можно говорить о господстве в украинском обществе неготовности работодателей к модернизации производства.

Чрезвычайно важной чертой общественной психологии, залогом успешности модернизации процессов является толерантность. Это способность воспринимать другие, отличные от собственных идей, включая новые, другую, отличную от привычной, систему организации производства, непривычный образ жизни в целом. К сожалению, из всех индикаторов толерантности населения Украины крайне немного доступных и репрезентативных.

Одним из таких является индекс национальной дистанции, отражающий способность украинцев воспринимать представителей других этносов, отличных по психологии, образу жизни, поведению и тому подобное. По данным социального мониторинга, население Украины является недостаточно толерантным – воспринимается совместное проживание только с украинцами (индекс – 2,2), русскими (3,3) и украинцами, которые проживают за рубежом (3,1).

Отстранение от представителей всех других наций является достаточно высоким, хотя, например, чеченцев, афганцев, китайцев в Украине настолько мало, что большинство украинцев их даже никогда не видели, а, следовательно, их непринятие не является следствием негативного общения, а привнесенное извне.

Анализируя отношение населения Украины к другим людям, а через это оценивая, хотя и косвенным путем, готовность к восприятию иного мнения, иного поведения и тому подобное, стоит отметить следующее. Что  75,2 процента лиц убеждено в способности большинства людей соврать ради карьерного роста, 69,0% – в способности большинства пойти на нечестный поступок ради выгоды. А 68,1% считают, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.

При этом в целом толерантность не является доминирующей чертой менталитета украинского населения.

Едва ли не главной задачей модернизации и в то же время необходимым условием ее успешности является восприятие (в лучшем случае – поддержка) населением предлагаемых властью трансформаций. Да и мировой опыт не оставляет сомнений, успех модернизации в значительной степени определяется конструктивностью сотрудничества с рабочей силой. Речь идет, прежде всего, об ответственности работающих, их отношении к работе и т. д.

В большой степени это связано с уровнем оплаты труда – мизерные заработки, отсутствие их непосредственной связи с интенсивностью и характером труда является непреодолимым препятствием творческого отношения работающих к своим обязанностям, делают невозможным креативность и инновации. Однако при этом следует иметь в виду, что Украина по производительности труда отстает от соседних стран значительно больше, чем по ее оплате.

Таким образом, экономические возможности повышения оплаты труда – если степени тенизации объемов производства и заработной платы являются примерно одинаковыми – весьма ограничены, и рассчитывать на эффективность резкого повышения зарплат в Украине не стоит, а постепенное повышение желаемых в этом смысле результатов не дает.

Но не менее важным является отношение населения, не только работающего, к самой модернизации — основой должен стать высокий уровень подготовленности (образовательной и информационной, прежде всего) и обеспечения институционального доверия.

К сожалению, в Украине доминирует атмосфера неуверенности в дееспособности и эффективности новых социальных институтов, распространен правовой нигилизм, а, следовательно, склонность к коррупции, которая стала укоренившейся чертой не только в политической и экономической элите, но и в массовом сознании.

Вообще недоверие к властным структурам и властным действиям, как свидетельствуют и теоретические конструкции, и мировая практика управления, часто является прямым следствием высокого расслоения населения по доходам и доступом к базовым социальным услугам, с возможностью реализации своих прав и свобод.

И в этом контексте трудно переоценить ситуацию, сложившуюся в Украине. Чрезмерная, экономически необоснованная дифференциация населения по доходам, по доступам к базовым социальным услугам влечет не просто социальное недовольство, а провоцирует разрушение моральных ценностей, коррупцию и криминализацию общества, становится помехой развития экономики и демократизации.

Значительные массы населения оказываются отторгнутыми от общественной жизни, от возможностей реализации своих прав.

Украине присуща чрезмерная дифференциация населения по доходам. Построенная кривая имеет очень значительный левосторонний эксцесс и огромную правостороннюю асимметрию – доходы большинства населения сконцентрированы около очень низкого уровня, тогда как немногочисленные группы имеют практически неограниченные доходы: лишь 5,6% в 2010 году получали более 5 прожиточных минимумов (4243 грн.).

Но главной проблемой Украины является не столько чрезмерное, сколько необоснованное (несправедливое) неравенство. И это абсолютно адекватно отражается в общественном сознании. Так, по мнению украинцев, факторы успеха в Украине и за рубежом – принципиально разные.

В частности, в Украине от личности требуется в подавляющей степени умение обходить закон, а за рубежом – высокий интеллект и хорошее образование. Неизбежным следствием такой уверенности является убежденность в несправедливом характере неравенства в Украине.

Чрезмерной социальной дифференциации, отторжению и даже маргинализации отдельных групп населения должна стать помеха государства, и в модерных обществах поддержка бедных, предотвращение их выталкивания на обочину общества, обеспечение равных стартовых возможностей является главной задачей государственной социальной политики, с чем достаточно успешно справляются эффективные современные государства.

Украинское же государство — уже 20 лет подряд — занимается исключительно финансовыми проблемами, связанными с невозможностью выполнения всего объема своих социальных обязательств.

Однако, в то же время система налогообложения такова, что в отличие от экономически развитых стран бремя налогов в значительной степени ложится на бедное население. В частности в Украине состоятельные слои населения платят значительно меньшую долю налогов, а бедные – соответственно значительно большую, чем в США, стране, модель экономики которой максимально соответствует либеральным принципам.

Таким образом, распределение обязанностей по уплате налогов с доходов в Украине значительно выгоднее для состоятельных слоев общества и значительно обременительнее для его более бедной части, чем это происходит в США. Сравнения со странами, например, Северной Европы – еще более впечатляющие.

Трудно назвать справедливой и действующую систему льгот. Если бы даже льготы распределялись независимо от доходов, но поровну, то каждая из определенных по уровню доходов децильная группа получала бы 10% совокупной стоимости льгот.

А справедливая система, ориентированная главным образом на поддержку нуждающихся лиц, должна больше предоставлять т. н. нижним децилям, а меньше – верхним. В Украине же ситуация является противоположной, и обусловлено это тем, что большинство действующих льгот имеют характер привилегий, а не являются средством социальной защиты.

Массовое недовольство населения сложившейся ситуацией, прежде всего из-за чрезмерного и несправедливого в глазах большинства неравенства, вызывает очень серьезные препятствия поддержке населением попыток власти модернизировать экономику. И количественные параметры предложения рабочей силы не являются единственной проблемой — не менее важно и т. н. качественные ограничения, связанные с образованием, сознанием, ментальностью в целом.

Соответственно Украина, во-первых, не имеет времени в отличие, скажем, от стран  Ближнего Востока, откладывать на будущее свою модернизацию. Во-вторых, за исключением отдельных сегментов общества, мы не можем ориентироваться и на догоняющую модернизацию, хотя этот путь и значительно проще. Наконец, в-третьих, Украина вынуждена идти сложным путем эндогенной модернизации, что требует адекватных сдвигов государственного устройства и общественного сознания.

Инновационный характер современной экономики отражается в высокой скорости технологических изменений и старения знаний, минимуме регламентаций, что только и позволяет максимально использовать творческий потенциал, креативность занятых.

Итак, важная, если не решающая роль в успехе модернизации экономики принадлежит рабочей силе. Соответственно, нехватка рабочей силы, невозможность наращивания трудового потенциала становится принципиальным конкурентным ограничением экономического роста в Украине.

Реформы не могут быть выстроены в очередь по необходимости комплексных изменений, их надо проводить одновременно в разных сферах общественного бытия, стремясь обеспечить максимум свободы (предпринимательства, мысли, слова т. д.), конкуренции (в экономике, науке, образовании, социальных услугах…), создание целой индустрии инноваций.

Механизмы модернизации экономики. Экономичные процессы уже далеко вышли за пределы рыночных законов организации экономики. В частности, наблюдается неустанный рост доли общественных благ, производство, распределение и потребление которых не регулируются (и теоретически не могут регулироваться) сугубо рыночными механизмами.

Усиливается – особенно стремительно в последние годы в рамках стратегий преодоления кризиса – влияние государства. Времена рыночного фундаментализма завершились, и общество, органы государственной власти довольно жестко регулируют правила экономических отношений.

Уже формируются и постепенно внедряются в практику рычаги другого, нерыночного характера, которые должны обеспечить развитие новой, более эффективной (не только с позиций прибыльности) экономики через ее модернизацию.

Необходимый для этого гуманитарный потенциал формируют современные высокие технологии, а решающее значение для его реализации принадлежит политике по ускоренному формированию бизнеса с успешным высокотехнологичным производством, способным конкурировать, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Однако развитие конкуренции не означает ослабления государственных рычагов регулирования экономики – напротив, единственное, что объединяет большинство стратегий в преодолении кризиса, – это усиление роли государства.

Говоря о смысле и значении экономического роста, следует отметить его непосредственную связь с повышением качества жизни, в частности со снижением бедности. Однако, хотя именно улучшение экономической ситуации является ключевым детерминантом, функциональных связей между этими процессами нет.

Неравномерный экономический рост – скорее неравное распределение его результатов между отдельными слоями населения – может иметь дестабилизирующий эффект и, в конечном итоге, вызвать катастрофу. Новейшая мировая история дает этому достаточно примеров.

В частности, на фоне довольно значительного экономического роста в 2000-2008 гг. нет признаков адекватного улучшения качества жизни. Уровень бедности (по относительному критерию) остался практически неизменным (27,8% в 1999 году и 27,0% в 2008); средняя продолжительность жизни выросла слишком мало (на 0,96 года при ее сокращении на 1,02 года для мужчин), и по этому показателю Украина занимает предпоследнее место в регионе Европа и Центральная Азия.

Не улучшилась доступность качественных медицинских и образовательных услуг, индекс человеческого развития повысился лишь на 0,06 балла (из 0,669 к 0,716), и по этому показателю Украина, по данным 2011 года, занимает 76 место в мире.

Приведенные данные свидетельствуют лишь о том, что экономический рост сам по себе не гарантирует улучшения качества жизни населения, преодоления бедности и социального отторжения.

Стоит упомянуть Йозефа Шумпетера, который подходяще различал экономический рост и экономическое развитие. Под первым он понимал увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг, тогда как экономическое развитие связано с появлением чего-то нового, ранее неизвестного, то есть с инновацией.

Соответственно, экономические трансформации должны (по крайней мере, в Украине) сопровождаться максимальной экономией ресурсов, внедрением новых продуктов и технологий. При этом изобретение исключительно новых технологий является значительно более рискованным и требует больше средств, а необходимой предпосылкой внедрения иностранных технологий должна стать их доработка в соответствии с внутренними требованиями.

Украина, которая имеет высокие технологии в ядерной энергетике, космических программах, самолетостроении и т. п., способна не догонять развитые страны, а реализовать органически присущую именно нам модель модернизации.

Приоритеты следует отдавать проектам, которые обеспечат отрыв в соответствующей сфере по критерию способности конкурировать на внутреннем и внешнем рынках. Необходимой предпосылкой является упорядочение сотрудничества бизнеса и научных учреждений.

Должны формироваться институты развития, использующие инновационные механизмы взаимодействия общества, власти, бизнеса через сетевую, кластерную, корпоративную модели и публично-частное партнерство, альянсы бизнес-сообществ с органами власти на всех уровнях (государство, регион, муниципалитет).

Чрезвычайно важной составляющей институциональных модернизаций является введение в практику публично-частного партнерства, что является, собственно, современной идеологией развития экономики.

Договор публично-частного партнерства – это контрактное соглашение между публичным (государственным, муниципальным) и частным сектором по исполнению публичных обязательств (реализации инфраструктурных проектов или предоставлении публичных услуг). При этом имеющиеся ресурсы передают в совместное управление, а риски реализации проекта распределяются на основе знаний партнеров.

Проекты на основе ППП осуществляются на разных уровнях, от международного до муниципального. И в различных сферах деятельности, от оказания услуг до научно-исследовательских работ и развития стратегических отраслей промышленности. Но всегда являются общественно значимыми.

Наиболее распространенное публично-частное партнерство в секторе коммунальных услуг, с его низкими доходами и низкими (в развитых странах) рисками, диверсификация которых и обеспечивается взаимодействием государства с частным инвестором. По своей сути именно публично-частное партнерство обеспечивает трансформацию функций государства от прямого оператора до организатора, регулятора и контролера.

Агрессивное проведение структурных реформ требует соответствующих институтов развития, направленных на технологическое обновление базовых производств, традиционных для специализации и экономики Украины, и создания принципиально новых.

В организационном плане модернизация экономики — это совокупность политических решений по ее институциональной обусловленности, с одной стороны, и разработка технологических и инновационных проектов – с другой. Нужны время и специалисты, способные проводить исследования, и экспертиза ожидаемых результатов.

Именно качественная экспертиза способна обезопасить от принятия решений под давлением лоббистов, успешно отстаивающих интересы соответствующих структур бизнеса. Особенно важной представляется организация такой деятельности в отношении национальных и инфраструктурных проектов, начатых в Украине.

Преодоление социальных препятствий модернизации экономики Украины. Для обеспечения поддержки населением процессов модернизации, в том числе и социальной сферы, представляется насущно необходимым создание целостной внутренне непротиворечивой системы государственных социальных гарантий и ее функциональных обязанностей.

Первоочередное внимание по модернизации общества необходимо уделять программам привлечения и интеграции обездоленных групп населения. Государство, экономическая, политическая и научная элиты должны готовить общество к необходимым изменениям, достигать понимания, позитивного восприятия и поддержки реформ, а не создавать препятствия в пользу отдельных групп.

Насущной является необходимость снижения чрезмерного неравенства, преодоления бедности, предотвращения социального отторжения и маргинализации.

Самым простым, достаточно эффективным и дешевым путем уменьшения неравенства по доходам выдается восстановление (с очень умеренными шагами повышения ставок) реально прогрессивной шкалы налогообложения доходов населения.

Необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов населения с 4-5 ставками при минимальной разнице между ними, ввести налог на недвижимость. Перейти от системы уплаты налогов по месту работы, к уплате налогов с населения по месту жительства. Наконец необходимым представляется установление обоснованного размера необлагаемого минимума доходов и налоговой социальной льготы.

Усиление адресности социальной поддержки населения напрямую связано с совершенствованием системы учета доходов. В свою очередь это предусматривает введение оценки уровня доходов по расходам в течение текущего периода и косвенной оценки доходов для определения права на государственную социальную поддержку.

Снижение масштабов немонетарной бедности связано с расширением доступности для всех слоев населения базовых социальных услуг. Неравенство этого довольно специфического вида включает ограничение доступа не только к медицинским и образовательным услугам (что традиционно анализируется в данном контексте), но и к комфортному жилью, средствам коммуникации, к финансовым ресурсам, производственным фондам и тому подобное.

Жители крупных городов, прежде всего т. н. городов-миллионников, имеют разный доступ ко всем этим благам, которые собственно и создают среду обитания. Соответственно необходимо сформировать целостную систему мер, направленных на решение проблемы немонетарного неравенства в обществе.

Наиболее очевидной и одновременно болезненной проблемой в обществе является жилищная необеспеченность. Соответственно насущной необходимостью представляется снижение до экономически обоснованного уровня ставок массового ипотечного кредитования.

В то же время вызывает большие сомнения корректность самой постановки проблемы обеспечения всего населения Украины собственным жильем – такой практики нет нигде в мире, а в отношении молодежи она выглядит вообще ошибочной, поскольку неизбежно будет создавать барьеры пространственной мобильности.

Однако значительно более эффективным подходом является массовое построение муниципального жилья для последующей сдачи его в аренду. В частности эффективным инструментом может стать публично-частное партнерство.

Но в то же время насущной необходимостью является создание эффективного механизма защиты прав арендаторов жилья. Учитывая неизбежность (и целесообразность!) максимального стимулирования мобильности населения, в частности его трудовой активной части, следует признать перспективным развитие социального жилья (с минимальными выгодами и минимальной площадью), которое можно использовать как временное жилье для привлеченных из других регионов работников.

Важное место в преодолении социальных препятствий на пути модернизации экономики Украины принадлежит расширению практики публично-частного партнерства и активизации социальной ответственности бизнеса, в том числе путем выработки четких организационных условий, правил и финансовых механизмов ППП и создания кодекса социальных инициатив бизнеса.

Реформа системы образования должна выйти за пределы изменений системы управления учебными заведениями, включая финансирование.

Чрезвычайно важно для обеспечения успеха реформ усилить государственное влияние на профессионально-квалификационную структуру подготовки, ориентируясь на долго- и среднесрочные прогнозы развития экономики и соответственно спроса на рабочую силу. Однако необходимость и целесообразность увеличения масштабов и удельного веса специалистов по техническим дисциплинам должна обязательно сопровождаться гуманитарностью технического образования, не только высшего, но и среднего.

Среди возможностей формирования положительного социально-психологического климата следует обратить особое внимание на распространение необходимых правовых и управленческих технологий, развития диалога и партнерства государства, бизнеса и гражданского общества, на построение всеобъемлющей модели системы правового и экономического обучения населения.

А также на рационализацию форм организации просветительской деятельности и патриотического, гражданского воспитания с учетом потребностей и интересов различных социальных групп и региональных различий, выяснение положительных и отрицательных тенденций в развитии отечественных масс-медиа, обоснование мероприятий, направленных на подъем их роли в модернизации украинского общества.

Нельзя все время говорить только о проблемах, о неудачах, постоянно копаясь в своих ранах и вспоминая только исторические катастрофы, – плач Ярославны может дать эффект, мобилизуя окружающих, но не тогда, когда он звучит повседневно.

***

Модернизация экономики должна завершиться – по крайней мере, на этом этапе формирования инновационной экономики. Каковы же возможности – финансовые, материальные, социальные, человеческие – создать современную экономику?

Если практически все эксперты признают почти полное отсутствие финансовых и материальных ресурсов, то в отношении человеческих и социальных – мнения расходятся. В частности, распространена уверенность в высоком качестве рабочей силы, о чем свидетельствуют и различные международные рейтинги. Однако не стоит переоценивать этот фактор — многочисленные показатели образованности, в частности распространение высшего образования, к сожалению, камуфлируют проблемы качества.

Модернизация украинской экономики является неотъемлемой составляющей более широкого процесса модернизации общества, что включает также модернизацию государства и модернизацию общественных отношений. И от согласованности реформ во всех 3-х сферах напрямую зависит конечный результат – будет ли получен значительный синергетический эффект или пренебрежение же хотя бы одним из направлений приведет к его ослаблению или даже аннигиляции.

Автор: Е.М. Либанова, академик НАН Украины, директор Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий