Современное положение молодежного предпринимательства: статистическое и социологическое измерение

Исследование освещает одну из ключевых проблем занятости населения – текущее состояние развития молодежной предпринимательской самозанятости как проявления экономической активности в разрезе статистических и отдельных социологических замеров этой сферы.

Целью исследования является статистический анализ различных сторон этого процесса, что отражает максимально приближенное реальное, текущее состояние и развитие этой сферы экономической активности. В статье применены экономико-статистический и математико-статистический метод для определения абсолютных и относительных показателей уровня и динамики развития предпринимательства. Применены сравнения, описательный метод, анализ, обобщение и индукция.

На основе имеющихся статистических данных, синтезированных показателей, данных эмпирических социологических исследований этой проблематики проанализированы ее общие ситуационные аспекты и их тенденции; количественная динамика развития предпринимательской самозанятости и социологические альтернативы репрезентации данного процесса и явления; понятийные аспекты самозанятости и неформальной занятости.

Отдельным исследовательским сегментом является представление социологических данных в отношении социальных сторон молодежного предпринимательства, а именно: социальное восприятие и отношение к предпринимательским реалиям; мотивационные аспекты; преференциальные аспекты; социально-проблематичные, оценочные и сегментные аспекты.

Была дана частичная оценка институциональной поддержке молодежного предпринимательства со стороны государства, в контексте основных проблем, соответствующих мер по его регулированию и стимулированию.

На основании данного статистико-социологического анализа было дополнено заключение по ситуации с молодежной предпринимательской самозанятостью в Украине. Характерным для нее является достаточно медленный темп развития предпринимательства среди молодежи из-за административных, правовых, финансовых, организационных проблем. Это отсутствие комплексной, прежде всего, финансово-кредитной, методико-информационной, инвестиционной, образовательной поддержки, а также системного анализа и поддержки на государственном, региональном и местном уровнях.

Исследование имеет также и практическую значимость для обновления социально-экономических и социально-статистических параметров общественного развития.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, самозанятость, институциональная поддержка, статистические показатели, социологические показатели.

Постановка проблемы и актуальность. Проблема снижения уровня безработицы путем государственного регулирования и стимулирования самозанятости населения и становления предпринимательства в трансформационных обществах последние три десятка лет все еще не решена. Украина в этой европейской когорте, к сожалению, держит последние позиции. Для этого есть немало причин.

Существенным моментом в стимулировании экономического развития страны и решении проблемы снижения уровня безработицы является проблема молодежной безработицы и преодоление ее путем стимулирования самозанятости молодежи и развития молодежного предпринимательства.

Анализ литературы показал, что на сегодня не хватает публикаций с акцентом на освещение вопросов молодежного предпринимательства в Украине, поскольку в основном эту проблему рассматривают в контексте молодежной политики в комплексе с вопросами гражданской и политической активности, досуга и состояния здоровья, семьи и семейных ценностей молодежи и тому подобное.

В научных публикациях охарактеризованы лишь отдельные аспекты этой разновидности экономической активности молодежи – это социально-педагогические, статистические, образовательные и другие. Что дает лишь фрагментарное представление о проблемах и перспективах развития молодежного предпринимательства, а обществу нужны конкретные механизмы его активизации.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы развития молодежного предпринимательства и самозанятости по различным аспектам, в частности – изучение взаимосвязи институционального содействия в условиях трансформационных изменений, является предметом внимания многих исследователей-экономистов.

Это А. Артюшковой (А. Artushkova), К. Бондаревской (К. Bondarevs’kа), В. Гросул (V. Grosul), М. Дядюк (M. Dyadyuk), С. Зубкова (S. Zubkov), М. Куцоконь (M. Kucokon’), А. Мерзляк (A. Merzlyak), А. Кривцовой, М. Левченко, А. Лозняк (O. Loznyak), К. Поддубной (K. Pіddubnа), О. Раевневой, И. Савиной (I. Savinа), О. Стефанишина (O. Stefanishin), И. Романенко (I. Romanenko) и других.

Однако ощутима нехватка комплексных эмпирических социологических исследований анализируемой проблематики, на основе которых можно было бы дать целостную характеристику предпринимательской самозанятости и выяснить суть наиболее выразительных проблем.

Эмпирические исследования специалистов (Е. Либановой (E. Libanova), О. Цимбала (O. Tsymbal), О. Яроша (O. Yarosh), Л. Лисогор (L. Lіsohor) и других) свидетельствуют о низкой предпринимательской активности среди молодежи и невысоком уровне доходов молодых предпринимателей. Однако во многих исследованиях практически не раскрыта сущность молодежного предпринимательства и факторов его продвижения, как в широком социологическом контексте, так и в более узком – экономико-управленческом.

Специальных исследований институциональных и других проблем молодежного предпринимательства в отечественной исследовательской сфере крайне мало. В имеющихся трудах речь идет о возможности исследования уровня этих процессов, что уже осуществляется на практике, однако здесь мало вовлечено интенции (проблематика возможностей) самого субъекта анализа (молодого предпринимателя) и поиска возможностей решения проблемы в системе: «молодежь – предпринимательство – государство – общество».

Целью исследования является системное изучение особенностей развития молодежного предпринимательства и самозанятости молодежи в Украине, определение уровня его проблематичности для дальнейших поисков средств совершенствования его институциональной поддержки, имеющихся на основе обновленных статистических и социологических данных.

Новизна работы. Исследуемая проблематика, система ее анализа и описания не является устоявшейся, однако, в рамках систематизации материала относительно современных тенденций развития молодежного сегмента рынка труда в Украине нами была собрана обновленная информация. На ее основании осуществлен анализ и описание современного состояния развития молодежного предпринимательства.

Кроме того, в системе выявленных методологических проблем освещения исследуемого прикладного сегмента дана характеристика этой проблематики в условиях нехватки соответствующей статистической информации в альтернативе репрезентации данных соответствующих социологических опросов.

Методы исследования. Для достижения обозначенной цели применены экономико-статистический и математико-статистический метод для определения абсолютных и относительных показателей уровня и динамики развития предпринимательства; применены сравнения, описательный метод, анализ, обобщение и индукция. Для формирования выводов использован абстрактно-логический метод.

Изложение основного материала исследования. Молодежь как демографическая группа занимает особое место в структуре любого общества, являясь перспективной категорией населения для социально-экономического развития государства. На этапе вхождения в трудовую сферу молодежь сталкивается с трудностями системного характера, как в аспекте приемлемого трудоустройства, так и самозанятости.

Эти проблемы возникли вследствие отсутствия четкой государственной политики в сфере занятости, недостаточного уровня реформирования трудового законодательства, а также демографических и миграционных процессов.

Результативной формой содействия экономической активизации молодежи является развитие предпринимательства. Ее участие в предпринимательской деятельности является важным фактором развития сектора малого предпринимательства, который способствует превращению этого сектора в реальную силу экономического роста.

Однако в Украине достаточно низкими показателями являются уровень предпринимателей среди молодежи (около 5%) и уровень стремления им стать (около 1/3). При этом на пути молодежи становятся разные обстоятельства: недостаточный уровень знаний и опыта, сложные экономические и политические условия, несовершенная налоговая система для молодежного предпринимательства, отсутствие стартового капитала и многое другое.

Согласно теории «врожденных способностей», генетическую предрасположенность к предпринимательству выявляет не более 5-7% от населения страны, но предпринимательский талант, как свидетельствуют общественная практика и эмпирические исследования, можно также сформировать через разветвленную систему стимулирования и институционального содействия.

Согласно результатам международного исследовательского проекта AGER (Amway Global Entrepreneurship Report) – глобального исследования о предпринимательстве в разных странах, Индекс предпринимательского настроения в Украине составляет 21, в странах ЕС – 42, а среднемировой – 47 (индекс отражает мнение потенциальных предпринимателей и определяется тремя ключевыми параметрами: желание, готовность, устойчивость).

Рассмотрим основные аспекты развития молодежного предпринимательства и самозанятости.

Даже на законодательном уровне государство недостаточно способствует именно молодежному предпринимательству. Основные законодательные акты, регулирующие молодежное предпринимательство, целенаправленно его не касаются. В общем, это законы о предпринимательстве и о содействии социальному становлению и развитию молодежи, о поддержке малого предпринимательства и тому подобное.

Сам механизм развития молодежного предпринимательства и самозанятости молодежи в Украине прямо или косвенно регламентирован в частности, такими законами: «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине» от 22.03.2012 № 4618-VI «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 05.02.1993 № 2998-XII; распоряжениями Кабинета министров Украины «Об одобрении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Украине на период до 2020 года» от 24.05.2017 № 504-Р «Об одобрении Концепции Государственной целевой социальной программы «Молодежь Украины» на 2016-2020 годы» от 30.09.2015 № 1018-Р. Статья 22 закона Украины «Об охране детства» от 26.04.2001 № 2402-III четко устанавливает право детей заниматься предпринимательством с шестнадцатилетнего возраста и др.

О необходимости формирования предпринимательской компетентности будущих специалистов отмечается в законах Украины «Об образовании» от 05.09.2017 № 2145-VІІІ и «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании» от 10.02.1998 № 103-98-ВР, в Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 года (она одобрена Указом президента Украины от 25.06.2013 № 344/2013) и тому подобное.

В вышеупомянутых документах прямо или косвенно указано на государственную поддержку и содействие развитию предпринимательской инициативы и деятельности молодежи, содействие созданию молодежных бизнес-центров, бизнес-инкубаторов для реализации программы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности, предоставление информационных и консультативных услуг и тому подобное.

Приведенный ниже анализ данных проблематики по данному вопросу свидетельствует, что критерии определения и показатели описания молодежного предпринимательства и самозанятости в Украине на сегодня имеют исключительно техническое значение и используются преимущественно для корректного оценивания развития этих явлений в Украине.

Количественный анализ положения и развития малого и среднего бизнеса в Украине в целом процесс довольно сложный. Однако для сферы молодежного предпринимательства и самозанятости, прежде всего по методологическим причинам: отсутствия соответствующих показателей регистрации и других исходных и производных показателей, которые сейчас не разработаны.

Стоит начать с того, что весомым источником влияния на развитие предпринимательства и самозанятости среди молодежи в целом является демографическая ситуация в стране. По данным Государственной службы статистики, в течение последних трех лет (с 2016-2018) численность экономически-активной молодежи в возрасте 16-34 года уменьшилась на 710,1 тыс. лиц: в 2016 г. – 10 813,5 тыс. человек, в 2017 – 10 480,8, в 2018 – 10 103,4 тыс. лиц.

Это — первая демографическая причина отсутствия потенциала украинского общества активизировать процесс развития предпринимательства. Другая причина – реальное содействие политики государства развитию предпринимательства в целом.

При отсутствии абсолютных показателей субъектов предпринимательства молодежного сегмента, попробуем к анализу этой проблемы подойти со стороны осмысления общей ситуации развития предпринимательства в Украине. Ссылаясь на показатели количества частных единиц хозяйствования, по которым можно охарактеризовать некоторые стороны развития этого хозяйственного сегмента как проявления активности населения Украины, в частности молодежи, следует акцентировать внимание на некоторых условностях.

Во-первых, различные государственные институты, которых касается фиксация состояния развития малого предпринимательства, куда входят малые предприятия – юридические лица и физические лица, в обнародовании соответствующих данных не всегда опираются на общие характеристики критериев.

Во-вторых, иногда данные подаются со ссылкой на «конец», «середину» или «начало» текущего года.

В-третьих, что является самым главным – в учете зарегистрированных субъектов хозяйствования не всегда учитывают количество тех, которые прекратили свою деятельность. Фиксация их численности также имеет свои переменные:

1) вероятность (от 1 мес. до года и более) своевременного обращения самих субъектов хозяйствования о прекращении деятельности;

2) соответствие этих данных текущему периоду.

Величина и динамизм ротации, не синхронность регистраций открытия и закрытия «деятельности» затрудняют описание состояния и развития малого предпринимательства. Поэтому о точности, и, возможно, валидности окончательных данных можно говорить условно. Следовательно, описание в динамике (по единому принципу и критериям) некоторых сторон развития предпринимательства было бы гораздо корректнее.

Так, по данным аналитической системы YouControl, полученным в результате собственного исследования, в Украине за прошлый год количество физических лиц-предпринимателей (ФЛП) выросло на 4%, составив в начале 2019 года более 1,91 млн. Наибольший прирост зафиксирован был среди ФЛП, занимающихся компьютерным программированием. Как видим, выявленная тенденция является положительной.

По данным Государственной фискальной службы Украины (ГФСУ), на конец 2015 года в Украине насчитывалось 1 млн. 973 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 1,63 млн. ФЛП и 343 тыс. юридических лиц-предпринимателей. В 2017 году «осуществляли деятельность» 1 млн. 650 тыс. ФЛП. В начале 2018 г. в Украине было зарегистрировано 1 773 924 ФЛП, на 1 февраля 2019 года – 1 778 тыс. ФЛП, из них 1 252 тыс. были плательщиками единого налога. По этим данным также прослеживается тенденция к увеличению количества ФЛП в Украине – примерно на 9% (148 тыс.) в течение трех лет.

Опираясь на соответствующие показатели Государственной службы статистики Украины (Госстат Украины), можно проследить общую слабую тенденцию к повышению количества зарегистрированных лиц, что имели частные предприятия. Это в 2016 г. – 201,788 тыс., в 2017 – 202,352, в 2018 – 200,295 тыс.

Численность другой категории малого бизнеса – ФОТ, по данным Госстата Украины, составляла в 2016 году около 28% (2308,3 тыс.) от общего количества занятых работников у субъектов хозяйствования (с распределением на предприятия и ФЛП); в 2017 году – около 28,3% (2329,1 тыс.).

В мировой практике задействованы различные показатели развития экономической инфраструктуры, в частности малого и среднего бизнеса. Как правило, это отношение количества различных хозяйственных единиц к доле экономически активного населения: 1 тыс., 10 тыс. и т.д.

Если сформировать условный показатель количества частных предприятий и ФЛП в расчете на численность экономически активного населения (16-64 г.), можно увидеть, что процесс абсолютного или относительного роста развития частного предпринимательства в Украине идет достаточно слабо. Относительное увеличение на несколько единиц хозяйствования на 10 тыс. населения прогрессом назвать трудно.

Эти показатели экономически активной молодежи в возрасте 16-34 года (хотя это не совсем корректно для изучения процесса развития предпринимательства, оно скорее показывает характер его изменения), являются сходными. При этом отсутствие каких-либо статистических показателей развития молодежного предпринимательства вынуждает нас прибегать к условным расчетам.

Однако картина приобретает еще более реалистичные признаки развития малого предпринимательства в целом и молодежного предпринимательства в частности в случае расчета «закрытых» и «действующих» субъектов предпринимательства в Украине. Как показывает практика, в Украине, как и во всем мире, по статистике, закрывается примерно 80% всех новых «бизнесов». Так, по данным ГФСУ, в течение 2017 года количество физических лиц, которые зарегистрировались предпринимателями и начали свою деятельность, составляло 264 тыс. лиц, а закрылось 129 тыс. ФЛП.

По данным ресурса «Опендатабот» – сервиса мониторинга в реестре данных украинских компаний, за 2017 г. прекратили работать более 253 тысяч частных предпринимателей. В целом, согласно данным ГФСУ, за 2016 и 2017 гг. предпринимательскую деятельность прекратили 515,2 тыс. ФЛП. Из них реально работающих было лишь 129 тыс., то есть 25%. С начала 2019 года из 454 тыс. ФЛП, которые подали заявление о приостановлении своей деятельности – 368,4 тыс. в течение последних лет не осуществляли хозяйственной деятельности.

Таким образом, реальная картина развития малого бизнеса в Украине является далеко не утешительной. Подобные тенденции и тенденции полностью можно экстраполировать и на развитие молодежного предпринимательства в Украине, хотя оно имеет особые условия ведения.

Как видим, статистические данные по сегменту молодежного предпринимательства и самозанятости отсутствуют. Однако альтернативным носителем этой информации могут стать результаты социологических исследований молодежи, которые, в частности, освещают данное проблемное направление.

Стоит отметить, что данные социологических исследований, в частности национального опроса малого и среднего бизнеса в рамках программы «Лидерство в экономическом направлении» в 2016 году и исследования проблем молодежи «Переход на рынок труда молодежи», свидетельствуют о достаточно низком уровне предпринимательской активности молодежи – предпринимательской деятельностью занимаются около 5-7% молодых людей.

Несколько ниже уровень предпринимательской активности зафиксировало социологическое исследование «Молодежь Украины», проведенное в 2017 году по заказу Министерства молодежи и спорта Украины. Так, лишь 3,7% опрошенных молодых людей на время опроса были предпринимателями, а 2,5% были ими раньше, но закрыли свой бизнес.

Достаточно интересным и показательным является то, что среди занятой (работающей) молодежи лишь 3% составляют предприниматели-работодатели, а еще 7% являются самостоятельными. Коррелирует с этими данными и результаты уже упоминавшегося ранее национального опроса малого и среднего бизнеса в рамках программы «Лидерство в экономическом направлении», согласно которым самым распространенным видом предприятий для молодых предпринимателей является ФОП – 69% в 2016 году.

Можно говорить о том, что молодежь предпочитает более защищенную и менее рисковую занятость – наемный труд. Однако склонность к рискованным видам занятости возрастает с увеличением полученного опыта, поэтому с возрастом увеличивается количество тех, кто становится самозанятым.

Так, лишь 4,8% молодежи в возрасте 14-19 лет являются самозанятыми, а в 25-29 лет – уже 7,4%. Согласно критериям пола, возраста и типа поселения, больше самозанятых молодых людей насчитывается среди мужчин, лиц средней возрастной группы молодежи (от 25 до 29 лет), и граждан, проживающих в областном центре.

О низкой предпринимательской активности среди молодежи и о невысоком уровне доходов молодых предпринимателей может свидетельствовать и удельный вес предпринимательских доходов, который остается достаточно низким. Согласно результатам исследования «Переход на рынок труда молодежи Украины», лишь 2,7% молодежи указали, что предпринимательский доход является основным источником их материального обеспечения. Этот показатель уступает по весу случайным доходам, что отметили 3,5% респондентов.

Надо отметить, что явление самозанятости (в частности молодежи) в Украине является аморфным из-за молодежного предпринимательства. Как указано выше, при отсутствии четких критериев признаков эти явления достаточно сложно подвергнуть статистико-социальному измерению. В различных исследованиях категорию «самозанятости» иногда отделяют от статуса «предпринимателя».

С одной стороны, самозанятость, как тип экономического поведения, сводится к стратегии обеспечения условий жизнедеятельности и решения проблемы безработицы (способ выживания в трудной жизненной ситуации), а с другой – как шаг в реализации предпринимательства. В различных интерпретациях ее относят к предпринимательству как коммерческой деятельности, а налогоплательщик, являющийся физическим лицом, признан предпринимателем (п.п. 14.1.226 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины).

Поэтому в различных аналитических материалах эту категорию экономически занятого населения иногда считают ФЛП, иногда – ведением собственного хозяйства (из-за формального статуса безработного) или даже неформальной занятостью. Однако, опуская правовой аспект этого сегмента, стоит сосредоточиться на категории самозанятости молодежи как показателе ее экономической активности и решении проблемы безработицы.

Чрезвычайно сложной проблемой, как отечественного рынка труда, так и всей экономики, является масштабное распространение неформальной занятости в Украине. По результатам международного исследования School-to-work transition surveys, в Украине в 2016 г. 57,1% (2496,0 тыс.) молодых работников относилось к категории неформально занятой молодежи.

На этот сегмент занятости молодежи мы обращаем внимание по причине проявления ее экономической активности, даже неформальной. Здесь возникает проблема и неформального предпринимательства, которое является проблематичным именно для «трансформационных» стран, и развивающихся стран.

Молодежь довольно часто относится к этой категории занятого населения. По данным Госстата Украины, каждый пятый работающий молодой человек работает неформально. Количество молодых лиц в возрасте 15 – 34 года, работавших на неформальных рабочих местах, составило 1,3 млн. — 37,9% от всех неформально занятых.

Распространение неформальной занятости является более интенсивным среди старших категорий молодежи (25-29 и 31-34 лет). В сельской местности неформальная занятость является едва ли не единственным средством выживания. Из-за этого в агарных областях запада и севера Украины доля неформально занятых лиц самая высокая.

По результатам опроса Фонда «Интеллектуальная перспектива» было выявлено, что среди различных факторов, которые, по мнению представителей этого сегмента, мешают легализоваться, являются: высокие налоги (25% респондентов), чрезмерно забюрократизированная процедура регистрации (16%), многочисленные изменения в налогах и законодательстве (8%). Таким образом, причины «теневого» характера неформальной деятельности украинского населения довольно очевидны.

Перейдем теперь к рассмотрению другого аспекта социологических портретных характеристик молодежного предпринимательства и самозанятости. В целом, как показывают соответствующие социальные исследования, молодые украинцы являются более открытыми и готовыми к созданию собственного дела, чем старшее население. Так, по результатам глобального исследования предпринимательства, выполненного в 2015 году, средний показатель позитивного отношения к предпринимательству в Украине составил 63% (в европейских государствах мира – около 75%).

При этом индекс предпринимательского настроения в группе лиц в возрасте до 35 лет составляет 50 баллов (по методике AGER) что является максимальным показателем из всех возрастных групп в стране. При этом основными ожиданиями населения в Украине от запуска собственного дела является перспектива получения дополнительного дохода (31% опрошенных лиц) и возможность реализовать собственные идеи (22%).

В мире главным мотивом создания собственного дела является независимость от работодателя (48% в мире против 13% в Украине).

Как свидетельствуют результаты социологических исследований «Молодежь Украины» в 2015 и в 2017 году, почти треть молодежи хотели бы стать предпринимателями и открыть собственный бизнес, однако лишь около 10% говорят об этом как о ближайшей перспективе.

Самой активной в этом смысле является возрастная группа молодежи до 24 лет, в которой больше всего студентов. Несколько более высокие ожидания в перспективе заняться предпринимательской деятельностью есть в карьерных планах учащихся учреждений профессионального (профессионально-технического) образования. Так, около 43,% из них планируют по окончании этих заведений или в перспективе открыть собственное дело.

Как видим, среди молодых людей достаточно высок уровень предпринимательского настроения, однако чтобы он привел к практическим шагам, необходимы благоприятные внешние условия. Как свидетельствуют результаты социологического исследования «Молодежь Украины – 2018», молодые люди считают, что среди приоритетных направлений государственной молодежной политики должны быть содействие занятости и самозанятости молодежи.

На это указали 42,2% опрошенной молодежи, занимающей четвертую позицию среди 15. 25,3% отметили, что хотели бы получать больше информации в частности по «предпринимательству, первоначальным юридическим процедурам, источникам финансирования и тому подобное» – шестая позиция среди ответов.

Знания о возможности получения финансирования из различных источников для начала собственного дела являются весьма актуальными. Пока молодежь рассчитывает на собственные силы или финансовые возможности семьи, или пытается реализоваться в тех сферах, где начальный капитал не является достаточно критичным.

По данным исследования проблем молодежи «Переход на рынок труда молодежи», для создания собственного бизнеса 30,5% молодых бизнесменов использовали собственные сбережения, 42,3% обращались за финансовой помощью к родным или друзьям, 25,8% открыли собственное дело без финансовых вложений.

Молодые предприниматели частично различаются и по отрасли деятельности: среди других малых предприятий преобладают те, что работают в секторе услуг, включая сферу IT. В ней – 44% предприятий, руководителями которых являются лица в возрасте до 35 лет, тогда как среди других соответствующая доля составляет 35%. Еще одним важным аспектом анализа молодежного предпринимательства является фактор инноваций.

Доля молодых предпринимателей, что вводили новые процессы в производство или доставку товаров или услуг, ниже, чем среди старших коллег (20 против 27%). Однако молодые предприниматели чаще других внедряли такие инновации как новые методы продвижения или сбыта товаров (24%), новые методы управления (22%). Итак, молодые предприниматели несколько больше концентрируются не столько на самом товаре или услуге, сколько на новых методах продаж и инновационных методах современного управления.

Говоря о том, что именно становится на пути организации собственного дела или создания собственного предприятия, согласно результатам, большинство опрошенных лиц указали на сложную экономическую и политическую ситуацию (54%) и отсутствие первоначального капитала (54%), а также высокие налоги (41%). Далее по рейтингу препятствий: бюрократические преграды (34%), недоступность кредита (23%), отсутствие связей (19%).

По результатам уже упоминавшегося тематического исследования оценки делового климата в Украине, среди факторов, ограничивающих рост бизнеса для молодых предпринимателей, основным препятствием в рейтинге является отсутствие спроса (55%), далее по 51% – нестабильная политическая ситуация и нестабильность правительства; 32% – высокие ставки налогов; по 26% – инфляция и коррупция; по 24% – отягчающие налоговое администрирование и бухгалтерский учет и низкая доступность и высокие ставки кредитов; по 21% – высокое регуляторное давление и нехватка квалифицированных работников; 18% – высокий уровень конкуренции.

Исследование мнений молодых предпринимателей относительно делового климата и ожиданий от реформ в Украине демонстрирует, что большинство из мер, необходимых для поддержки их бизнеса, касаются создания единого информационного ресурса по вопросам ведения бизнеса (80%). И упрощения системы налогообложения (72%). 67% молодых предпринимателей указывают на необходимость уравнивания возможностей для всех субъектов бизнеса. 39% требуют временного моратория на изменения законодательных актов и отмену налоговых льгот.

Также молодые предприниматели нуждаются в консультациях и тренингах по ведению бизнеса, что указывает на поиск вектора собственной деятельности, частичный недостаток опыта и следование европейским тенденциям государственного и профессионального консультирования.

Отсутствие устойчивой положительной динамики количества молодых предпринимателей в Украине свидетельствует как о наличии существенных проблем, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства, так и о потребности в формировании и реализации адекватной и эффективной государственной политики его поддержки.

Сейчас главными задачами государственной молодежной политики в сфере занятости молодежи является разработка и внедрение механизмов создания благоприятных условий для облегчения субъектам предпринимательства «вхождения в рынок», прежде всего, доступа к кредитным ресурсам.

Для решения проблемы молодежной занятости все же существует и действует система стимулирования самозанятости и предпринимательской активности молодежи путем предоставления целевой государственной помощи на открытие собственного бизнеса. В частности, создание молодежных коворкингов и проведение государственных грантовых конкурсов с учетом актуальных вопросов. Сейчас этих мер мало, следовательно, и эффективность их является мизерной.

Согласно действующему в Украине законодательству, государство обязано обеспечивать поддержку предпринимательской инициативы безработных, молодежи, через осуществление выплаты одноразовой помощи по безработице для организации предпринимательской деятельности, содействия созданию работодателями дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных.

Государственная служба занятости предоставляет безработным единовременную помощь для создания собственного дела в рамках программы помощи безработным для открытия собственного дела «Строй свое». Она утверждена соответствующим приказом Минсоцполитики от 15.06.2015 г. № 613 при содействии Государственной службы занятости в 2017 году в возможности организовать предпринимательскую деятельность за счет выплаты помощи по безработице единовременно 944 лицам из числа молодежи в возрасте до 35 лет. За 9 месяцев 2018 г. помощь получили 692 человека – молодежь до 35 лет.

Важным инструментом развития не только молодежной работы, а и молодежного предпринимательства, трудоустройства молодежи, стали программы Европейского Союза: Егаѕмиѕ+ и EU4 Youth, которые позволяют получить дополнительное финансирование со стороны ЕС и поддержать большее количество разнообразных проектов.

Среди мероприятий, направленных на развитие молодежного предпринимательства, содействия занятости, внедряются: создание молодежных центров, обеспечивающих молодых предпринимателей консультационными и методическими услугами; конкурсы молодежных бизнес-идей и проектов, на лучшую организацию в сфере бизнеса с участием представителей «молодежного менеджмента; создание и поддержка молодежных бизнес-инкубаторов, выставки для начинающих предпринимателей.

Министерством молодежи и спорта Украины в сфере поддержки молодежного предпринимательства и занятости в 2017– 2018 гг. организована Всеукраинская акция Start-up business; Всеукраинский семинар «Сельский туризм: новые возможности молодежного предпринимательства на селе»; Всеукраинский форум, направленный на повышение уровня занятости молодежи и тому подобное.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. В итоге надо указать, что уровень информационного обеспечения состояния регулирования в развитии молодежного предпринимательства имеет свои противоречия, в частности из-за отсутствия (необеспеченности) соответствующих статистико-социологических показателей, инструментария измерения, мониторинга и аудита институциональной поддержки молодежного предпринимательства, системного видения этой проблемы.

Вышеизложенная аналитическая информация может помочь осознать реальное состояние этой проблемы с целью поиска эффективных средств и формирования действенного механизма содействия молодежному предпринимательству. Отечественные и зарубежные специалисты по результатам современных тематических исследований проблемы развития молодежного предпринимательства и самозанятости в Украине, диагностируя имеющиеся потребности и актуальные вопросы, единодушно подтверждают в своих аналитических материалах практическое отсутствие благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса в целом, и молодежного в частности.

Результаты различных исследований подтверждают тезис, что Украине присущи достаточно медленные темпы развития предпринимательства среди молодежи через административные, правовые, финансовые, организационные проблемы, в частности из-за отсутствия комплексной финансово-кредитной, методико-информационной, инвестиционной, образовательной поддержки, а также системного анализа и поддержки на государственном, региональном и местном уровнях.

Автор: Е.В. Сырий, доктор социологических наук, профессор, старший научный сотрудник, ГУ «Государственный институт семейной и молодежной политики», E-mail: socio1@ukr.net, ORCID 0000-0003-3396-8168, Researcher ID F-8538-2017

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий