Современное многообразие типов семей с детьми, что является следствием плюрализации форм брака и изменений в структуре и функциях семьи, формирует особенности в выполнении ее родительских функций, значительные различия в условиях развития ребенка.
Автор предлагает группировку семей в соответствии со спецификой выполнения ими родительских функций. Это семьи, в которых родительские функции выполняются в традиционной семейной среде; семьи, в которых форма их выполнения изменена из-за особенностей структуры семьи. А также семьи, в которых отцовство «выходит за биологические пределы».
Анализируя особенности родителей в различных типах семей, их проблемы и риски, автор утверждает, что они являются следствием несоответствия института отцовства (традиционность его гендерных механизмов, иерархии прав и обязанностей матери и отца, их ответственности в отношении ребенка) современным формам брачного и сексуального поведения. Минимизация этих рисков, создание гармоничной среды для развития ребенка во всех типах семей нуждается в осовременивании института отцовства на принципах ответственного отцовства.
В Украине неудовлетворительное экономическое обеспечение жизнедеятельности и развития населения негативно влияет на специфику отцовства в семьях разных типов, обостряя проблемы, однако их решение требует не только экономического прогресса, но и модернизации имеющихся семейных практик и гендерного взаимодействия на принципах ответственного отцовства. Это должно стать одним из направлений государственной семейной политики.
Ключевые слова: семья, отцовство, брак, ответственное отцовство, семейная политика.
Постановка проблемы. Осложнение демографической ситуации в Украине обуславливает необходимость повышения эффективности национальной демографической политики, в том числе семейной политики. Семейная политика является одним из направлений социально-демографической политики, целью которого является поддержание семейного образа жизни, создание благоприятных условий для функционирования и развития семьи, выполнение ее функций, прежде всего ее основных демографических функций – рождения, воспитания и содержания детей.
Сложность и противоречивость современных трансформаций Института семьи, многообразие форм семейных объединений значительно усложняет формирование и реализацию семейной политики, которая будет действенной только тогда, когда ее цели и методы не будут противоречить закономерностям развития семьи.
Для понимания целей и направлений этой политики, ее возможностей и ограничений, необходимо понимание специфики современной семьи, закономерностей развития всех ее отношений, в том числе отношений — функций отцовства.
Существуют разные взгляды на современные изменения института семьи и брака, и критерием оценки этих изменений является их влияние на выполнение семьей ее функций по содержанию и социализации детей, на систему отношений родители – дети. Анализ современного разнообразия форм отцовства, предпочтений и рисков отцовства в семьях разных типов является целью этой статьи.
Она является продолжением и развитием идей, изложенных в публикации «Отцовство в системе отношений института семьи: современные трансформации, их причины и последствия» в № 2 (27) за 2016 г. этого журнала.
Изложение основного материала. Институт отцовства определяет общие формальные и неформальные формы и правила взаимодействия между родителями и детьми в семье, которые в значительной степени имеют исторический характер и постепенно меняются с развитием институциональной системы общества, трансформацией функций семьи и изменениями в структуре, размере, типе семейных объединений.
Отцовство в современной семье в количественном измерении соответствует потребностям современного режима воспроизводства населения. В качественном – потребностям формирования личности, что отвечает запросам окружающего социума.
Современные принципы развития общества, плюрализация, индивидуализация, эмансипация, свобода выбора, воздействуя на брачно-семейное поведение населения, в той или иной мере влияют на выполнение семьей родительских функций, на систему взаимоотношений родители – дети.
Процесс урбанизации и распространения городских семей, снижение рождаемости и распространение малой рождаемости, нуклеаризация семьи – все эти процессы повлияли на качество отцовства, его формы, сформировали его современные особенности.
Современное общество характеризуется значительным многообразием форм и типов семьи, которые часто определяют как плюрализацию форм семьи. Ведь углубление нуклеаризации (взрослые дети отделяются от родителей еще до создания собственной семьи) сочетается с распространением новых форм организации семейной жизни (new household forms) – семьи с одним родителем, реструктурированные семьи, официально незарегистрированные брачные пары, транснациональные семьи, объединения лиц, не являющихся родственниками, и тому подобное.
Возрастает вероятность распада семьи вследствие развода супругов и образования новой семьи в случае повторного брака. Многообразие типов семей с детьми формирует различия в условиях развития ребенка, особенности в системе отношений родители-дети, то есть является основой плюрализации форм отцовства в современном мире.
Национальные традиции, особенности исторического развития страны влияют на формы семейных объединений, гендерные роли в семье, систему лидерства, стиль общения родителей и детей, однако увеличение многообразия форм отцовства наблюдается во всех странах западной цивилизации.
Целесообразно предложить группировку семей в соответствии со спецификой выполнения ими родительских функций:
— семьи, в которых родительские функции выполняются в традиционной семейной среде: детей содержат и воспитывают родные отец и мать, которые живут в одном домохозяйстве;
— семьи, в которых форма выполнения родительских функций качественно изменена из-за особенностей структуры семьи: детей воспитывает только один из родителей, или неродной отец / мать, или кто-то из родителей живет не в одном домохозяйстве с ребенком;
— семьи, в которых трансформированы естественные основы отцовства, то есть биологические (кровнородственные), отношения отсутствуют или изменены.
Семьи, которые являются традиционными по форме отцовства, различаются по типу поселения, числу детей, структуре семьи, что непосредственно влияет на отношения в семье и условия социализации детей.
Сельские и городские семьи отличаются бытом детей и взрослых, системой поколенных связей, формирующей определенную специфику отцовства. Сельскому населению присущ определенный консерватизм демографического поведения, традиционные взгляды на семью, отцовство, супружеские и поколенные отношения.
Американские социологи в начале ХХ века, в первую очередь Карл Циммерман, утверждали, что образ жизни сельского населения является более благоприятным для семейной организации жизнедеятельности и рождения детей, и на основе этих взглядов развивали новую дисциплину – сельскую социологию. Главным преимуществом сельского населения они считали более высокий уровень рождаемости и заключения браков. И в наше время ряд ученых поддерживают эти идеи.
Сельские дети не только живут в большей семье, чаще имеют братьев и сестер, они больше вовлечены в совместный с взрослыми труд, имеют более широкий круг семейных обязанностей, их социализация происходит в значительной мере через участие в общесемейной трудовой деятельности. Это является преимуществом сельской семьи.
Вместе с тем всегда существует определенный риск перейти тот предел, когда труд в сельском хозяйстве будет мешать гармоничному развитию ребенка: чрезмерный труд не оставляет сил и времени для обучения, общения, является физически обременительным и тому подобное.
Снижение рождаемости, переход от многодетной семьи к малой численности детей в семье является закономерным в условиях современного типа демографического равновесия, «естественным компонентом модернизации всей системы воспроизводства населения».
Однако и в современном обществе семьи имеют разное количество детей, а значит различия в условиях воспитания детей, в исполнении родительских функций. Определенную специфику отцовства имеют многодетные семьи, особенно по сравнению с семьями, имеющими одного ребенка.
В условиях массовых случаев рождения одного ребенка в семье традиционным стало обращать внимание на недостатки семей, воспитывающих только одного ребенка: не могут дать ребенку опыта социального общения, налаживаются только единичные связи, родителям труднее понять внутренний мир ребенка.
Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложный и противоречивый. Надо признать, что в этих семьях существует риск недостаточного внимания родителей к каждому ребенку, невозможность учесть все его особенности.
В многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать, она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам, из-за этого довольно часто детям уделяется неодинаковая привязанность и внимание. Старшим детям в многодетной семье часто присуща категоричность в суждениях, стремление к управлению даже в тех случаях, когда для этого нет оснований.
Вместе с тем в случае, когда многодетность является сознательным выбором супругов и все дети являются желанными, такая семья имеет больше возможностей создать атмосферу взаимной заботы и уважения, воспитать у детей ответственность, трудолюбие, способность к общению, адаптации, толерантность.
Структура семейного объединения также влияет на выполнение родительских функций. В сложных, много поколенных семьях представители старшего поколения непосредственно участвуют в организации жизнедеятельности и воспитании детей, что влияет на систему отношений родители – дети трех поколений.
Однако вследствие процесса нуклеаризации семьи, который происходил параллельно с индустриализацией и урбанизацией общества, самой распространенной формой семьи является простая (нуклеарная) семья, состоящая из брачной пары и детей.
Стоит отметить, что страны Европы существенно различаются по структуре семейных объединений и распространению сложных семей, что является следствием особенностей ментальности и традиций разных народов. Например, во Франции лица старше 30 лет почти никогда не живут с родителями, а для Грузии это обычное явление.
Люди преклонного возраста в Нидерландах и Финляндии обычно живут отдельно от своих детей и внуков, а в Италии и Греции предпочитают жить с ними. Однако ученые пришли к выводу, что на базе нуклеарных семей появляются новые формы интеграции поколений, часто очень тесной интеграции, в том числе по воспитанию детей. Нуклеарная семья может иногда быть частью сложной семьи, которая отличается от традиционных форм только отдельным проживанием. (Л. Руссель, Дж. Дюмазедье).
При всем различии названных выше типов семей, дети у них живут с обоими родными родителями, то есть воспитываются в традиционной семейной среде. Однако в наше время получили распространение семьи, в которых из-за изменения структуры семьи форма выполнения родительских функций качественно изменена: семьи с одним родителем, реструктурированные, семьи с дистанционным браком.
В этих семьях выполнение родительских функций трансформировано: ребенок получает спектр взаимодействия ребенок – родители (внимание, забота, любовь и др.) только от одного из родителей, или от неродного отца / матери (выполнение родительских функций лишено той естественной основы отцовства, которую закладывает сама природа); или «отцовство на расстоянии».
В современном обществе проживание и воспитание детей в семье одним из родителей (как правило, матерью), или отчимом / мачехой, является распространенным явлением и воспринимается социумом как привычная ситуация.
Такие семьи всегда существовали, однако в течение веков в традиционном обществе они формировались вследствие высокой смертности и овдовения, в том числе из-за войн, эпидемий, природных катаклизм и прочего, поэтому их считали маргинальным явлением. Однако современная нестабильность брака, что создала условия распространения повторных браков, и высокая доля деторождений женщинами, которые не состоят в браке, качественно изменили восприятие таких семей, сделали их типичными, «полноправными» среди семей с детьми.
Распространенность семей с одним родителем и реструктурированных семей и их место в жизни ребенка в разных странах удачно демонстрируют расчеты П. Хевелина и Дж. Тимберлейка (P. Heuveline and J.M. Timberlake). По данным исследования FFS (Fertility and family surveys in countries of the ECE region), которое проводилось на рубеже тысячелетий. В этих расчетах жизнь ребенка до 15 лет распределена по среднему количеству лет, прожитых в разных типах родительских семей.
Как видим, во всех странах значительно преобладал период, когда ребенок живет в семье с обоими родными родителями; вместе с тем семьи с одним родителем тоже занимали существенное место на жизненном пути ребенка, определенный период жизни приходился и на реструктурированные семьи, в первую очередь на проживание с родной матерью и отчимом.
Рост количества семей с одним родителем и реструктурированных семей является определенным вызовом для современного общества, поскольку условия проживания и воспитания ребенка существенно изменены, что продуцирует целый спектр проблем и порождает вопросы относительно рисков для ее гармоничного развития, на что исследователи имеют разные, часто противоположные, взгляды.
Если рассматривают семьи с одним родителем, то в первую очередь обращают внимание на экономические проблемы даже в экономически развитых странах.
По утверждению Л. Туроу, в американской семье в случае развода уровень ее состояния без мужа снижается на 40%.
Однако помимо экономических рисков, которые в экономически благополучном обществе могут быть минимизированы, существуют многочисленные психологические и педагогические проблемы, возникающие вследствие изменений традиционной среды воспитания и жизнедеятельности ребенка. Масштабы этих проблем, их специфика, возможность решения – эти вопросы не имеют однозначного ответа, вызывают острые дискуссии среди специалистов.
Многочисленные исследования указывают на психологические и педагогические проблемы, риск депрессии и асоциального поведения детей в семьях с одним родителем (неполных) и реструктурированных семьях.
Из-за отсутствия одного из родителей ребенку трудно полноценно формировать стереотипы поведения относительно своего пола и взаимодействия в семье лиц разного пола. Мать, которая, как правило, воспитывает детей в неполной семье, часто сталкивается со сложностью отношений с ребенком, не может контролировать его поведение, что приводит к проблемам в обучении и поведении.
Чешские исследователи, изучая психологическое и эмоциональное состояние детей разного пола в семьях с одним родителем и реструктурированных семьях, пришли к выводу, что проживание в семье без отца негативно влияет, прежде всего, на мальчиков, нуждающихся в определенном «отстранении» от матери, чтобы сформировать свою половую (мужскую) идентичность. А в реструктурированных семьях психологический дисбаланс испытывают особенно девушки, которым тяжело с отчимом.
В то же время ряд исследований доказывают, что семьи с одним родителем и реструктурированные семьи имеют достаточный потенциал для полноценного воспитания и развития ребенка. Так, Т. А. Гурко, осуществив выборочные исследования в 1994 г. и 2010-2011 гг., не обнаружила значительных различий в развитии, поведении и жизненных планах подростков в полных и неполных семьях. Такое же мнение имеет чешский исследователь З. Матейчек.
На наш взгляд, социально-демографическая «оценка» семьи с одним родителем и реструктурированных семей по выполнению родительских функций должна учитывать современные особенности демографического и общественного развития.
Можно согласиться, что особенности функционирования семьи, ее социальный капитал в значительной степени зависит от структуры семьи, вместе с тем сравнение условий жизнедеятельности ребенка в семье с обоими родителями и одним из родителей или неродным отцом / матерью не является корректным без учета причины появления таких семей, социального и семейного благополучия семьи.
Формирование современной семьи с одним родителем является чаще всего результатом разрешения кризисной ситуации. Это неудачный брак, кризис в супружеских отношениях (который может проявляться в различных, в том числе асоциальных, формах), невозможность для женщины найти брачного партнера.
Проживание ребенка в семье в условиях устойчивого кризиса супружеских отношений имеет много рисков, негативно влияет на все стороны развития ребенка, и «выход» из этой ситуации путем развода родителей нельзя оценивать отрицательно.
Семьи с одним родителем и реструктурированные семьи, которые являются формой организации семейной жизни после кризиса в брачно-семейных отношениях, имеют свою специфику в отношении условий воспитания и содержания ребенка, в том числе специфические проблемы и риски в сравнении с традиционной семьей.
Однако при условии ответственного отношения к родительским обязанностям, создание доброжелательной гармоничной атмосферы в семье, такие семьи в полной мере выполняют родительские функции, особенно в сравнении с кризисной семьей.
Решение их проблем требует модернизации института отцовства на принципах ответственного отцовства, то есть уважения и любви к каждому ребенку, понимания его ценности для каждого из родителей, в какой бы форме брачных отношений не находилось то или иное лицо.
Сейчас мы наблюдаем определенное несоответствие, «отставание» института отцовства (в первую очередь традиционность его гендерных механизмов, иерархии прав и обязанностей матери и отца, их ответственности в отношении ребенка) современным формам брачного и сексуального поведения, что и продуцирует риски по созданию комфортной среды для развития ребенка. Это отставание, архаичность определенных черт отцовства особенно четко прослеживается в Украине.
Интенсивные миграционные процессы в современном глобальном мире напрямую влияют на семью. На ее формирование, размер и состав, трансформируют семейные отношения, территориально разъединяя родственников, в том числе родителей и взрослых детей, супружеские пары, меняя формы взаимодействия родителей и детей.
Возникают транснациональные семьи, которые исследователи определяют как «малую социальную группу, объединенную брачными или родственными связями, члены которой определенное время или преимущественно проживают отдельно, однако сохраняют ощущение единства, работают над обеспечением общего благосостояния и демонстрируют свою солидарность даже через государственные границы».
Такая семья продолжает выполнять свои основные функции в отношении детей – бытовую, экономическую, воспитательную, однако общение и воспитание происходит в специфической форме, «на расстоянии», что порождает ряд проблем и рисков.
Ученые считают, что особенно негативное влияние оказывает длительная разлука членов семей, прежде всего родителей и детей, которая влечет за собой психологические, эмоциональные проблемы, обуславливает повышенную уязвимость ребенка, его отчужденность, что часто негативно сказывается на обучении, поведении и т. п.
Современный мир глобализации создает эту проблему, но и предлагает пути ее «смягчения»: современные средства коммуникации обеспечивают возможность частого и довольно тесного общения.
Итак, семьи, в которых форма выполнения родительских функций качественно изменена из-за особенностей структуры семьи, решая ряд проблем в брачной семейной сфере (кризисные брачные отношения, избегание безбрачного одиночества, решение экономических проблем и повышение благосостояния путем труда за рубежом) — имеют определенные риски по созданию гармоничной среды для развития ребенка.
Однако эти риски могут быть минимизированы, если отцовство реализуется на принципах ответственного отцовства, то есть при ответственном отношении к ребенку, понимании его потребностей и уважении к ним.
Отдельная группа семей — это семьи, в которых отцовство «выходит за биологические пределы», то есть, не связано (или связано лишь частично) с биологическими (кровнородственными) отношениями; эти формы отцовства иногда определяют как «социальное отцовство».
К этой группе относятся типы семей, существенно различных по форме отцовства. Это семьи, которые усыновили ребенка, что является традиционной формой устройства детей, которых не могут воспитывать родные родители (из-за гибели, отсутствия и т. п.). И отцовство с использованием современных репродуктивных технологий (донорства половых клеток и суррогатного материнства), что является принципиально новым шагом в биологическом механизме деторождения, а соответственно и новым вариантом отцовства.
Происходит обособление не только биологического отцовства от социального, но и диверсификация самого биологического процесса, различные его этапы отделяются друг от друга.
Приемные семьи существовали на всех этапах развития человеческого сообщества, однако выполнение родительских функций у них имеет специфику, связанную с отсутствием «естественной основы», которая «сглаживает» все сложности и противоречия в отношениях между родителями и детьми.
Воспитание усыновленного ребенка требует определенных качеств у родителей, социальной и духовной зрелости, что дает возможность принять не родного по крови ребенка как своего, дать ему не только материальное благосостояние и защиту, но и ту атмосферу душевного и эмоционального комфорта, которую могут предоставить только родители в семье.
Отцовство в такой семье, с одной стороны, имеет определенные трудности, воспитание требует ответственности и социальной зрелости, дополнительных душевных и эмоциональных усилий родителей.
С другой стороны, если желание усыновить ребенка является искренним и взвешенным, то приемные родители в полной мере познают счастье отцовства, а ребенок – родительскую любовь и заботу. Следовательно, такая семья качественно в полном объеме выполнит свои родительские функции, хотя они и не имеют биологической основы (отсутствует родство по крови).
Достижения современной медицины в области репродуктивных технологий позволили совершить настоящий прорыв в решении проблемы бесплодия, дали возможность иметь детей парам, которые из-за проблем со здоровьем одного или обоих партнеров не могли воплотить в жизнь свое желание отцовства.
По данным European Society of Human Reproduction and Embryology (ESHRE), за 1978-2014 гг. с использованием технологии экстракорпорального оплодотворения на планете родилось более 5 млн. детей. Достижения настолько значительны, что это позволило задать вопрос: «Бесплодия нет?!».
Рождение ребенка в семье, которая раньше из-за состояния здоровья не имела такой возможности, является положительным не только с точки зрения демографии (повышения рождаемости), но и с позиций «качества отцовства»: ведь такой ребенок является желанным, отношение к его появлению на свет является взвешенным и ответственным.
Однако здесь есть и определенные социальные, моральные, этические и даже юридические проблемы.
Искусственная фрагментация процесса деторождения (разделение на биологическую мать, социальную и суррогатную) порождает вопросы прав родителей-доноров, их отношений с ребенком. Есть случаи, когда ребенок хочет знать, кто является донором половых клеток, то есть биологическим отцом / матерью, и установить с ними определенные контакты. Нет однозначного ответа на вопрос, имеет ли он на это право.
Еще более сложные вопросы возникают в случае суррогатного материнства. Звучат возражения относительно «коммерческого» материнства, превращения ребенка в товар. Нередки случаи, когда суррогатная мать чувствует себя настоящей матерью, желает оставить ребенка у себя и воспитывать его. Очевидно, что определенные аспекты этой формы отцовства еще требуют если не юридического, то, по крайней мере, этического осмысления.
Отдельным является вопрос относительно отцовства у однополых пар, он вызывает острые непримиримые дискуссии. Многочисленные публикации свидетельствуют о неблагоприятных условиях для детей в таких семьях (их изолированность, отсутствие чувства счастья и уверенности в будущем и тому подобное); однако не меньше публикаций утверждают обратное.
Специфика отцовства и детства в таких семьях требует дальнейшего изучения с целью научной оценки имеющихся рисков, и оказания, при необходимости, психологической и педагогической поддержки для создания комфортных условий развития ребенка.
В Украине, как и в других странах Европы, наблюдается плюрализация форм семьи и отцовства. Демографическая структура семей с детьми и соответствующая специфика форм отцовства обусловлена долговременными социально-демографическими процессами в нашей стране. Следствием низкой рождаемости является массовое наличие украинских семей с одним ребенком.
По данным выборочных исследований Госстата в 2010-2016 гг., это более 70% семей с детьми, высокий уровень разводов населения является главной причиной распространения семей с одним родителем (почти каждая пятая семья с детьми).
Хотя много поколенные семьи случаются не часто, в значительной степени сохранена взаимопомощь поколений в воспитании и содержании детей при отдельном проживании представителей старшего (прародительского) поколения.
Экономические проблемы современной Украины, бедность значительных слоев населения негативно влияют на специфику отцовства в разных типах семей, усиливая негативные моменты и увеличивая риски.
Общеизвестна острота проблем денежного и жилищного обеспечения семей с детьми, где риск бедности возрастает уже с появлением второго ребенка в семье и значительно усиливается, если детей трое и более. Из-за этого в нашей стране внимание фокусируется на экономических проблемах семей, которые имеют определенную специфику и «считаются проблемными»: многодетных, семей с одним родителем, сельских.
По данным ежегодных выборочных исследований условий жизни домохозяйств Украины, именно в этих семьях высокий уровень субъективной бедности, наблюдаются ограничения в возможности качественного питания детей, приобретения товаров и услуг и тому подобное. Однако вопрос гармоничного воспитания ребенка, психологического, эмоционального взаимодействия родителей и детей в этих семьях в условиях Украины стоят не менее остро.
В Украине, к сожалению, практика ответственного отцовства мало распространена, что особенно влияет на условия воспитания детей в семьях с одним ребенком. В стране отсутствует традиция участия отца в воспитании ребенка после распада брака, нередки случаи уклонения от уплаты средств на содержание ребенка (алиментов).
В то же время, матери часто не понимают необходимости общения отца с ребенком. Довольно часто родители переносят свой конфликт и напряженность в отношениях на ребенка, а порой и используют его в борьбе друг против друга, нанося значительный вред ребенку. Поэтому развод родителей, который является для него тяжелым эмоциональным испытанием, становится источником долговременного психологического кризиса.
Так, по данным исследования «Семья и семейные отношения», подавляющее большинство матерей семей с одним ребенком констатирует, что бывший муж не принимает участия в воспитании ребенка. В то время как мужчины, которые после развода проживают в новой семье, утверждают обратное (подавляющее большинство утверждает, что принимает участие в воспитании ребенка постоянно или иногда).
Причиной неучастия родного отца в воспитании детей матери считают нежелание отца, его проживание в другом населенном пункте, иногда матери не видят в этом необходимости. По мнению же отца, который проживает отдельно от родного ребенка, основной причиной его неучастия в воспитании является противодействие матери ребенка и возражение других членов семьи.
Итак, непонимание друг друга, эгоизм, нежелание ставить интересы ребенка выше собственных амбиций, является основной причиной, что снижает воспитательный потенциал семьи с одним ребенком, которая образовалась вследствие развода.
Низкая культура межличностных отношений, недостаточное знание детской психологии могут стать основой эмоционального напряжения между родителями и детьми в разных семьях, однако наибольший риск конфликтных ситуаций возникает, когда ребенка воспитывает неродной отец или мать.
Эти семьи особенно нуждаются в педагогической грамотности родителей, советах психологов, однако в Украине не распространена практика обращения к детским или семейным психологам и аналитикам. Специфика отцовства в таких семьях мало исследована, хотя по данным выборочных исследований это почти 10% украинских семей с детьми.
Выводы. Закономерным следствием современных трансформаций семьи и брака является плюрализация форм отцовства. Семьи, в которых форма выполнения родительских функций качественно изменена из-за особенностей структуры семьи, являются распространенными и уменьшение их количества в ближайшие десятилетия не прогнозируется, что должно быть учтено при определении направлений и инструментов семейной политики.
Не отрицая важности решений экономических проблем семей с детьми, необходимо обратить внимание на психологические, педагогические проблемы, сложности в воспитании, риск возникновения конфликтных ситуаций. Эти семьи (в первую очередь с одним родителем, реструктурированные, транснациональные) нуждаются не только в материальной поддержке, но и помощи психологов, педагогов путем наработки и распространения соответствующих рекомендаций, консультирования и тому подобное.
Решение проблем относительно семьи и отцовства в Украине требует не только значительного экономического прогресса украинского общества, но и изменений в системе ценностей и взглядов, осовременивания имеющихся семейных практик и гендерного взаимодействия в исполнении родительских ролей.
Распространение принципов и практик ответственного отцовства является первоочередным условием минимизации рисков в выполнении родительских функций семьи, что показывает современная жизнь.
Автор: Л.И. Слюсар, кандидат экономических наук, пер. научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: L.Slyusar@bigmir.net
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.