Задачи для нового главы Госпродпотребслужбы: борьба с фальсификатом, обновление СЭС, сближение с ЕС и выход на новые рынки

Товары оптом, торговля, опт, товары, склад, хозтовары, сувениры, бытовая химия, оптовые поставщики, розница, поставщики

21.07.2020 – В ближайшее время правительство должно назначить новую главу Госпродпотребслужбы. Напомним, что конкурс на нового руководителя службы объявили еще 24 октября 2019 года, в финал попали 4 кандидата – Игорь Кузин, Сергей Глущенко, Геннадий Гадзовский, Геннадий Супиханов.

AgroPolit.com проанализировал, какие вызовы ждут новую главу Госпродпотребслужбы, которая уже более полугода работает без руководителя.

  1. Имплементация украинского законодательства в соответствии с европейским

В рамках имплементации украинского законодательства к европейскому необходимо принять ряд законов и учесть в них национальные особенности. Это задача Госпродпотребслужбы, которая должна знать особенности бизнеса в стране и потребности местных производителей.

В рамках проекта ЕС «Совершенствование законодательства, контроля и осведомленности в сфере безопасности пищевых продуктов, здоровья и благополучия животных в Украине» уже подготовлены законопроекты «О требованиях к предметам и материалам, контактирующим с пищевыми продуктами», «О защите растений» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов и других объектов санитарных мероприятий».

Как рассказала в интервью AgroPolit.com и.о. председателя Госпродпотребслужбы Ольга Шевченко, до 2021 года Украина должна адаптировать к национальному законодательству более 250 актов ЕС по таким направлениям как государственный контроль в системе финансовой отчетности, безопасность пищевых продуктов и кормов, здоровье и благополучие животных, здоровье растений. План адаптации, в общем, насчитывает 1943 мероприятия, из которых СФЗ составляет 12%.

«Сегодня имплементация законодательства ЕС дает возможность многим украинским компаниям, которые работают в аграрном секторе экономики, получить ее европейскую сертификацию, то есть так называемый еврономер. Он позволяет работать с Евросоюзом и многими другими странами без дополнительной регистрации и сертификации.

Большинство стран мира признают эти сертификаты, выданные в странах ЕС. Европейские требования, европейские правила, европейские законы в отношении сельского хозяйства – это высокий уровень качества и безопасности для людей и окружающей среды», – сказал Леонид Козаченко.

Сейчас необходимо принять законопроект № 3318 «О ветеринарной медицине и благополучии животных». За него проголосовали в первом чтении. Законопроект предусматривает более жесткие штрафы за несоблюдение норм, однако имеет целью обеспечить наличие более качественной продукции на рынке. Госпродпотребнадзору предстоит найти подходы к бизнесу и влиять на качественную разработку проекта закона, чтобы он не ограничивал возможности развития для бизнеса.

На запрос пчеловодов в парламенте зарегистрирован ряд законопроектов, которые должны урегулировать проблему применения ядохимикатов аграриями в период активности пчел (№3740 и №3741), один из них вводит уголовную ответственность за поведение, которое вызывает гибель пчел. Поскольку пчеловодство — это продуктивная отрасль, ориентирующаяся на экспорт. Воплощение инициатив поможет получать поступления от реализации продукции в госбюджет.

  1. Пересмотр условий Зоны свободной торговли в пользу Украины

В 2021 году Украина сможет пересматривать условия ЗСТ в рамках Соглашения об ассоциации. Она актуально предлагает европейским партнерам расширение экспортных возможностей для страны.

«ЕС говорит о формуле more for more: больше реформ и адаптации в обмен на более высокий доступ и интеграцию в рынок ЕС. Обе части этой формулы должны действовать одинаково эффективно. И это будет главный подход к обновлению Соглашения об ассоциации – ради большей и настоящей интеграции с ЕС», – сказал заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства, торговый представитель Украины Тарас Качка.

Тогда у Украины будет возможность пересмотреть Соглашение об ассоциации, прежде всего, отменить дискриминационные квоты на ограничение беспошлинного импорта в Евросоюз продукции сельского хозяйства, – убежден Леонид Козаченко.

«Коллеги из ЕС иногда в частных беседах отмечают: «У нас мелкое семейное фермерство, поэтому мы не сможем конкурировать с вашим большим индустриальным, вертикально интегрированным производством, которое развивается практически без дотаций. У нас дотационные расходы на содержание фермеров составляют 40% бюджета, а у вас расходы на войну – 20%. У нас фермерство более затратное, чем война, а вы хотите, чтобы мы открыли вам ворота? – тогда нам надо эти дотации увеличить еще на 15-20%, а Евросоюз не устоит и развалится. Сначала нам нужно пересмотреть эти нормы.

Есть много вопросов и в других сферах и отраслях – общее информационное пространство, общая логистика, стандарты железнодорожных путей, общие стандарты частоты электрического тока. Если мы объединимся с Евросоюзом, у нас изменятся и станут лучшими условия жизни», – заявил Леонид Козаченко.

  1. Соблюдение санитарных требований и выполнение мероприятий в рамках «Соглашения об ассоциации»

По данным национального сервиса «Пульс соглашения», по состоянию на апрель, то есть на первый месяц эпидемии коронавируса в Украине были выполнены санитарные и фитосанитарные меры в соответствии с соглашением об ассоциации на 7%. Это такие направления, как регистрация системы защиты растений, здоровье растений, защита прав на сорта растений и на пищевые продукты животного происхождения.

На начало 2020 года, в соответствии с нормами сельского хозяйства, они выполнены на 23%. Дальше прогресса не наблюдалось. Основные направления – стандарты торговли растениями, стандарты торговли, политика качества и стандарты торговли животными.

Уровень выполнения в направлении безопасности продукции, защиты прав потребителей составляет 0%. Речь идет о получении Украиной доступа в систему RAPEX. Это международная система быстрого оповещения о некачественной продукции, которая действует в странах ЕС. Ответственным за выполнение целей является МЭРТ.

Согласно плану мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной предусмотрено выполнение 1943 задач. По направлениям сельского хозяйства и санитарных и фитосанитарных мер Минэкономики определено главным исполнителем 571 задания (29,4% от всех задач, предусмотренных планом мероприятий).

Мониторинг реализации Соглашения об ассоциации с ЕС свидетельствует (согласно аналитике системы «Пульс соглашения»), что реализация плана мероприятий по ее выполнению сейчас имеет такие показатели:

«Сельское хозяйство» – прогресс выполнения заданий за 2019 год составляет 63% за 9 месяцев 2019 года.

«Санитарные и фитосанитарные меры» – прогресс выполнения заданий за 2019 год составляет 43% за 9 месяцев 2019 года.

Направление «Санитарные и фитосанитарные меры» на 2020 год (64 мероприятия):

Регистрация средств защиты растений (34 мероприятия);

Здоровье растений (12 мероприятий);

Защита прав на сорта растений (7 мероприятий);

Пищевые продукты животного происхождения (4 мероприятия);

Здоровье животных (3 мероприятия);

Облучение (ионизация) (2 мероприятия);

Болезни животных (1 мероприятие);

Установление требований к безопасности пищевых продуктов и кормов (1 мероприятие);

Новейшие пищевые продукты (1 мероприятие);

Контактирующие материалы и изделия (1 мероприятие).

На 2021 год (3 мероприятия):

Здоровье растений (1 мероприятие);

Композитные продукты (1 мероприятие);

Удобрения (1 мероприятие).

Направление «Сельское хозяйство» на 2020 год (202 меры):

Стандарты торговли растениями: хмелем, семенами, виноградом, рассадничеством; овощными культурами, фруктовыми растениями; посадочным материалом декоративных растений; коноплей (138 мероприятий);

Политика качества (виноделие) 26 мероприятий;

Стандарты торговли животными (молоком, свиными тушами) 14 мер;

Стандарты торговли на 2021 год (135 мер):

Стандарты торговли животными (КРС – идентификация, маркировка, забой, мясо говядины) – 24 мероприятия;

Яйца, инкубационные яйца; классификация туш: туши свиней, коров; требования к бойням. Требования к маргарину, спредам, жирам, мясу птицы – 72 мероприятия;

Стандарты торговли растениями: (хмелем – импорт, экспорт, сухими кормами, лесоматериалами, оливковым маслом) – 54 мероприятия;

Политика качества: спиртные напитки – 9 мероприятий.

Также в рамках евроинтеграции запланировано приближение стандартов продовольственного Кодекса Алиментариус. Кодекс Алиментариус – сборник международных одобренных стандартов на пищевые продукты, разработанных под руководством ФАО и ВОЗ, направленных на защиту здоровья потребителей и честной практики торговли едой.

  1. Возобновление действия Санитарно-эпидемиологической службы

Необходимость качественного функционирования санитарно-эпидемиологического надзора в стране стала явной в марте 2020 года, когда в Украине начались проявления эпидемии коронавируса.

Ликвидированная предыдущим правительством санитарно эпидемиологическая служба (СЭС), часть функций которой были возложены на Госпродпотребслужбу, оказалась не в достаточной мере обеспеченной возможностями подготовки кадров, не хватило и подготовленных лабораторий, вследствие чего даже пытались совместить техническое оснащение служб медиков с органами промышленного надзора.

Тем не менее, по требованию и рекомендации СНБО был назначен главный санитарный врач страны, который должен был построить вертикаль СЭС и реанимировать ее работу. Очевидно, работа в СЭС оказалась не такой простой и перспективной, потому что через несколько месяцев работы на госслужбе глава СЭС, ответственный за реанимацию, решил сменить профессию и пойти в мэры Киева.

«Мы постоянно живем в ситуации, где ведомства и службы то создаются, то ликвидируются, то реформируются. Однако это никак не влияет на основное — необходимость быстрого и качественного сотрудничества. Это касается СЭС. Ликвидировали, теперь поняли, что не надо было ликвидировать, снова восстанавливают, но проблемы не решаются.

Сегодня правительству не стоит тратить время, работать в системе, которая есть, и искать выход в той ситуации – и экономической, и в вопросе планирования, чтобы мы не потеряли экспортные рынки, а не тратить время на ненужные вещи», – сказал Павел Коваль, генеральный директор Украинской аграрной конфедерации.

Следовательно, рассматриваются в дальнейшем две, даже три модели функционирования санитарно эпидемиологической службы: в составе Госпродпотребслужбы, в составе Минздрава и в модели распределения функций между первой и вторым. Главная задача – чтобы служба была не коррупционной, за что ее критиковали при ликвидации, и эффективно осуществляла необходимый надзор, в том числе над качеством пищевых продуктов.

«Мы увлекаемся ликвидацией или восстановлением органов, но вопрос правильно следует задавать другим способом – как максимально эффективно выполнять функции при минимальных затратах или регуляторной нагрузке…

Сейчас в эпидемиологическом надзоре (если не учитывать полномочия заместителя министра здравоохранения на выполнение функции главного санитарного врача в сфере эпидемиологического надзора) на законодательном уровне ситуация даже несколько хуже, чем, например, по ветеринарному контролю или пищевой продукции. Когда главный инспектор может наложить ограничения в случае угрозы жизни или здоровью, а лишь затем обращается в суд или закрепляет это решением ГНПК», – сказал бывший председатель Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимир Лапа.

  1. Фитосанитарный надзор и борьба с фальсификатом

Пример провала борьбы с фальсификатом молочной продукции приводит председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины, Вадим Чагаровский. По его убеждению потребителям должны четко сообщать, где молоко, а где заменитель.

«Молочной отрасли для развития нужны технические регламенты. Сейчас их называют требованиями. В Болгарии сегодня полки торговых сетей разделены по принципу «молочные продукты» и «имитационные продукты». Так надо сделать и в Украине… Борьба государства с фальсификацией провалена. Ее нужно перезапускать.

Например, Харьковская область – крупнейший производитель сыркового фальсификата: там ежедневно производится 30-40 т неучтенных сырковых изделий, которые продают на базарах и местном уровне по 35 грн. за 1 кг. Эти цеха юридически существуют, но они не показывают деятельность. Но они используют «инновационные» технологии изготовления молочной продукции, где с 1,3 т обезжиренного молока делают тонну «сыра» с добавлением растительных белков, жиров, фиброволокон и стабилизаторов…», – сказал Чагаровский.

Таким, что вводит людей в заблуждение, называет Чагаровский, принятый парламентом закон №1870-IV «О молоке и молочных продуктах», в продуктах которых содержатся заменители молока, где требуется писать «молокосодержащие продукты». Он предлагает применять более однозначные определения.

«Я вообще противник принятого закона 1870-IV «О молоке и молочных продуктах», а тем более изменений, которыми добавилось понятие «молокосодержащие продукты». Этот термин вводит в заблуждение потребителей и позволяет фальсификаторам производить фальсифицированные продукты. Я за выработку требований к молоку и молочным продуктам, за внесение термина «имитационные продукты», но не за искусственную подмену этих понятий и обман потребителей», – отметил Чагаровский.

Он добавил, что тщательной проверке должны подлежать не только продукты, как молоко, сыр и масло, а и полуфабрикаты, в которых могут их применять.

«Прежде всего, это продукты с высоким содержанием жира – масло, сметана. Я думаю, степень фальсификации по маслу 30-40%. Потребителям следует покупать масло известных торговых марок, там фальсификата нет. Хочу заметить, что фальсификация сливочного масла, и сметаны в основном происходит на уровне местных локальных производителей. Если теневой рынок имеет до 20%, то такой же процент фальсификата.

Вторая категория продуктов, которые больше всего фальсифицируются, это творог. Сейчас на базарах в маленьких продовольственных магазинах 95% этого продукта – фальсификат. Из этого продукта делают сырники, вареники с творогом… В целом же, 80% всей молочной продукции Украины соответствует своему названию, а 20% – подделка», – рассказал Чагаровский.

Чтобы в Украине было меньше фальсифицированной продукции представители молочного бизнеса не против введения более строгих штрафов за нарушения. Сейчас такой штраф для предприятия, которое фальсифицирует продукцию на десятки миллионов гривен обходиться в 50-80 тыс. грн.

Вместо такого наказания молочники предлагают как одну из моделей – ввести от $5 тыс. штрафа за первое нарушение, тогда как второй раз в 10 раз больше, а за третье нарушение – приостановление деятельности. Такие наказания советуют внести в виде изменений в уже действующие законы, а также предусмотреть уголовную ответственность за фальсификацию, как за мошенничество.

Чтобы уменьшить объемы фальсификата в Украине Вадим Чагаровский предложил на сайте Госпродпотребслужбы сделать раздел, где будет опубликован список предприятий, на которых проверки выявляли изготовление фальсификата, во втором списке – публиковать список предприятий, которым временно приостановлено действие эксплуатационных договоров. Третий список – перечень предприятий, которым аннулированы разрешения на производство.

  1. Создание электронного Государственного реестра пестицидов и агрохимикатов, предусмотренного законопроектом №2548

Сейчас в Верховной раде Украины зарегистрировано 2 законопроекта, они касаются ввоза на территорию Украины пестицидов и ядохимикатов (№2289 и №2548). Документами также предусматривается создание электронного Государственного реестра пестицидов и агрохимикатов (Государственного реестра препаратов), который будет размещен на сайте Минэкоэнерго. Сегодня перечень публикуется в виде текстового файла, который используют электронные площадки, как, например, международные проекты по развитию плодоовощеводства.

Электронный реестр на сайте государственного ведомства должен быть подан в простой доступной форме, определять перечень средств, которые можно применять на полях без дополнительного согласования, а также исключать опасные для почв и экосистемы.

О необходимости качественной регистрации рассказал председатель подкомитета по вопросам усовершенствования структуры государственного управления в сфере агропромышленного комплекса аграрного комитета Олег Тарасов.

«Инновационные экспериментальные препараты могут еще не иметь регистрации в стране, где они производятся, и одновременно находиться в процессе государственных испытаний как в стране-производителе, в Украине, а также в других странах с высоким уровнем развития сельского хозяйства, для проверки действенности таких препаратов в различных условиях.

Производители средств защиты растений, как правило, изготавливают на одном заводе большое количество различных препаратов, предназначенных для рынков разных стран. В то же время, из-за отсутствия в стране производства препарата от вредителей, болезней сельскохозяйственных культур, которые есть в стране назначения такого препарата, регистрация в стране производства компаниями не проводится в связи с фактической невозможностью полевых исследований», – сказал Тарасов.

Важность соблюдения евростандартов отметила и президент Ассоциации «Ягодоводство Украины» Ирина Кухтина.

«Большинство экспорта ягодоводства идет в Европу. Чтобы было проще, нужно, чтобы законодательство, касающееся сельского хозяйства и отрасли, в частности, было, как можно больше интегрировано с европейским. Иначе мы создаем барьеры в торговле и тормозим экспорт…

Прежде всего, следует принять законодательство, которое требует интеграция с ЕС – это гармонизировать историю с пестицидами, чтобы было одинаково, и не было истории, когда компании, работающие на рынке агрохимикатов, не сертифицируют в Украине препараты на небольшие культуры, такие, как ягоды, потому что это дорого. Также следует принимать законы, касающиеся стандартов качества и маркетинговых стандартов», — сказала президент Ассоциации «Ягодоводство Украины» Ирина Кухтина.

  1. Применение со стороны ЕС принципа зонирования по отношению к Украине в случае выявления различных болезней (например, АЧС и птичьего гриппа).

Европа уже ввела принцип регионализации в случае выявления болезней животных в Украине, но его следует расширить, говорит один из претендентов на кресло Госпродпотребслужбы Геннадий Супиханов.

«Очень важный вопрос зонирования, чтобы ограничения могли бы быть применены к как можно меньшей территории, на которой зафиксирована, например, вспышка гриппа в пределах 20-30-километровой зоны», – рассказал Супиханов.

  1. Расширение международного сотрудничества

Инициировать завершение торговых сделок, ускорение выхода на новые рынки и выдача ветеринарных сертификатов в другие страны является задачей Госпродпотребслужбы вместе с международными переговорщиками МЭРТ.

В условиях изменения торговых отношений в мире во время ситуации карантинных средств, для Украины актуально просматривать возможности выхода на новые рынки с учетом указанного ФАО списка стран, которые находятся под угрозой голода и не имеют продовольственной безопасности.

Учитывая, что потенциал страны составляет открытие 100 стран мира ежегодно, обеспечение продукцией стран Азии и Африки в больших объемах, должны создаваться условия для качественного международного сотрудничества. Украина имеет уже многолетнюю традицию продвижения своей продукции на рынки КНР, Саудовской Аравии и Сингапура. В этих направлениях должны пересматриваться возможности и осуществляться запросы в сторону увеличения финансовых преимуществ для экспортеров и страны в целом.

По данным НБУ в мае 2020 года экспорт уменьшился следующим образом:

промышленных изделий – на 20,7% (24,2%),

продовольственных товаров – на 13,4% (вырос на 6,6%),

минеральных продуктов – на 35,2% (вырос на 12,1%).

МЭРТ была анонсирована экспортная стратегия страны, стало актуальным вмешиваться в ее разработку и реализацию на практике.

  1. Реализация проекта НАССР

С 2019 года в Украине была введена обязательная система анализа рисков и контроля критических точек (НАССР). Этот проект намечен к реализации в ближайшие годы.

Первыми требованиями является то, что должны выполнить предприятия с высокой степенью риска, чья продукция содержит активные компоненты животного происхождения. В частности, бойни, молокозаводы и предприятия по переработке и производству мяса. Им дали срок до 20 сентября 2017 года.

Через год – до 20 сентября 2018 года – эту процедуру должны пройти предприятия, которые осуществляют деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых отсутствуют необработанные ингредиенты животного происхождения (кондитерские фабрики, предприятия по переработке и производству фруктовой и овощной продукции).

Первые два этапа касаются, прежде всего, крупных предприятий. А уже к 20 сентября 2019 года систему должны были ввести на малых мощностях.

Сегодня в Украине крупные и средние предприятия имеют специалистов по стандартам качества и справились с задачей по внедрению системы анализа рисков и контроля критических точек, однако малые предприятия из-за ограниченного ресурса имеют проблемы с реализацией. Об этом рассказал председатель ассоциации по интеграции НАССР Владислав Веремеенко.

«Сначала предприятие должно быть зарегистрировано в государственном реестре операторов рынка. Однако не все там зарегистрированы. Крупные предприятия зарегистрированы на 90%, имеют юристов в своем составе, знают точно, что нужно зарегистрироваться или получить эксплуатационное разрешение, средние – на 50 процентов внедрили. Но малые операторы рынка, Фопы – в течение 4 лет реестр пополняют, они узнают о такой необходимости или их деятельность проверяют и они регистрируются. Однако процесс продолжается», – сказал Веремеенко.

Для малых предприятий существует сложность в том, чтобы разобраться самостоятельно в законодательстве, которое касается стандартов качества, убежден руководитель ассоциации.

«Наша ассоциация ведет разъяснительные мероприятия и форумы, бесплатные по всем регионам, но людям нужно изучить вопрос, многим необходимо над этим посидеть, изучить требования законодательства. А они не очень понятны предпринимателям, потому что они думают, как маркетинговые процессы наладить, а тут еще требования, которые надо внедрить обязательно.

Законодательство постоянно меняется, они не могут взять в штат специалиста, менеджера по качеству и безопасности или консультанта, чтобы помог разработать систему – это 25 тысяч грн., не все имеют такую возможность. Однако все же в стране должен быть безопасный продукт», – рассказал Веремеенко.

  1. Введение «единого таможенного окна» для бизнеса

С предложением запустить «единое таможенное окно» для экспортеров отдельных групп аграрных товаров, которые быстро портятся, обратились в Министерство внутренних дел представители бизнеса вместе с лоббистами. Какие именно товары могут попасть в такое «единое таможенное окно» должна определить экспертная группа.

«Система единого окна, классификация товаров. Если это классификация продуктов, от которых зависит проведение сейчас посевных работ, например, то с технической стороны реализовать это не проблема.

Прежде всего, 1-24 группа товаров по КВЭД, плюс семена, средства защиты растений. С точки зрения экспорта много зерна и определенные объемы масла идут через порты. Сухопутной границей идет молочная продукция. Относительно импорта – мясная продукция, овощи, ягоды. И это завоз ресурсов тех же средств защиты растений», – рассказал бывший председатель Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимир Лапа.

Автор: Оксана Тупальская

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by (читайте также канал BusinessForecast.by в Яндекс Дзене)

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий