Стартер для экономики. Как обеспечить более скорое восстановление экономики после карантина

11.05.2020 – Мы живем в интересное время. Карантинная реальность изменила ракурс, в котором находится человечество. Некоторые явления появились из небытия, многое явилось в Новом Свете, устоявшиеся иерархии приоритетов посыпались. Карантин всем нанес мороки рядом головоломок, над которыми никто никогда не задумывался.

Если некоторые из них не решить, то они могут стать экзистенциальными вызовами если не для человечества, то, по крайней мере, для определенных систем, дающих карантину возможность существовать в нынешних формах. Поэтому сейчас ограниченные цейтнотом мыслители и специалисты различных отраслей ломают головы над вопросами, которые еще несколько месяцев назад просто не могли быть сформулированы.

Ряд таких вопросов стоит и перед экономистами. Как запустить экономику? Что нужно для ее восстановления с наименьшими потерями? В нынешней ситуации традиционные экономические теории фактически беспомощны. И хотя различные страны пытаются использовать рекомендации, наработанные экономикой и историей, делают они это не благодаря их эффективности, а из-за отсутствия лучшей альтернативы.

Ситуация требует импровизации и творческого подхода. Наступил момент, когда экономика должна проявить себя больше как искусство, чем как наука. Как и в каждом искусстве, лучший результат обеспечивают несдержанная импровизация и созидание новых смыслов.

Три фазы

Чтобы понять, как оптимально выводить экономику из карантина, нужно детально проанализировать особенности вызванного им кризиса. Чем кризис отличается от обычной рецессии? Отличия есть – и даже принципиальные.

Нынешний кризис делится на три фазы: карантинную, переходную и обычную. Первая фаза отличается тем, что во время нее причины экономического спада лежат вне экономики. Ни спрос, ни предложение не имели внутренних проблем и ограничений. Их просто словно поставили на паузу, принудительно заморозили на несколько месяцев. Теоретически когда карантин закончится, спрос снова встретится с предложением, поэтому экономика должна моментально восстановиться. Но на практике есть нюансы.

Прежде всего, во время карантина люди должны за что-то существовать. Кто-то имел для этого достаточно запасов и сбережений, а кто-то нет. Государство должно было позаботиться о последних. Должным ли образом они выполнили эту обязанность — вопрос для отдельного разговора.

Важно то, что карантинная фаза существенно разоблачила распределение остатков денег на руках у населения и бизнеса. Если конкретнее, то львиная доля средств оказалась у производителей и продавцов продуктов питания и медикаментов, в то же время владельцы, а главное – работники авиакомпаний и салонов красоты оказались на мели.

Во время карантинной фазы экономика стала подобной растениям, что на их пути к свету поставили непробиваемый бетонный блок. Как только его уберут – фотосинтез восстановится, и они потянутся к солнцу. Но чем дольше держат этот блок, тем больше процессы гниения посягают на жизнь и здоровье растения. Когда живой организм видит перед собой непробиваемый потолок и открытое дно, то риски пасть резко возрастают.

В нашем случае это конкретно проявляется так, что появляются прогнозы, что карантин затянется на месяцы, владельцы бизнеса не выдерживают психологического давления, которое возникает от экстраполяции карантинных экономических показателей на длительный период, и просто закрывают свои предприятия.

Понятно, что они делают ошибку, за которую после окончания карантина их поблагодарят конкуренты. Но все мы люди, поэтому такое явление вполне нормальное. Вопрос только в том, каков будет его масштаб в пределах Украины. Официальная статистика даст ответ на него нескоро.

Переходная фаза и после нее

С искаженным распределением денежных остатков и определенным количеством преждевременно закрытого бизнеса мы войдем во вторую фазу кризиса – переходную. Она тоже имеет свои особенности. Во-первых, формально спрос никуда не делся. Наоборот, за период карантина появился отложенный спрос, который, например, до отказа заполнит парикмахерские, когда их откроют. Люди будут готовы потреблять их услуги.

Можно даже сказать, что они будут изголодавшимися до потребления. Существует единственное препятствие, что во многих из них не будет денег, ведь сбережения потрачены, а первую зарплату после карантина еще надо ждать. Большая доля этого спроса не будет платежеспособной. Это очень важный момент.

Потому что если ситуацию оставить как есть, то на экономическое восстановление уйдут месяцы, которые станут периодом ложных экономических сигналов. Человек без денег не потратит их на то, что ему необходимо.

Бизнес, у которого он не купит товар или услугу, получит меньше доходов, будет трактовать это как признак перманентного уменьшения спроса и сигнал того, что надо сворачивать деятельность – на этот раз сознательно и добровольно, а не под принуждением карантина.

Такое уменьшение уже будет не временным, на период карантина, а безусловным. Бизнес перейдет в режим кризисной экономии и в период ухудшения ожиданий. А такие действия, обусловленные ошибочными экономическими сигналами, сами по себе затянут экономику в длительную рецессию.

Хотя какое бы количество бизнес — единиц было потеряно во время карантинной фазы, для всей экономики эта проблема не критична, потому что уцелевшие конкуренты тех, кто покинул рынок, могут быстро заполнить освободившиеся ниши и нанять уволенных работников.

А вот если на основе ложных рыночных сигналов предприниматели начнут принимать сознательные решения о сокращении деятельности, то это станет прямым вызовом для экономической системы и пусковым крючком существенной рецессии в третьей фазе.

И вторая особенность переходной фазы – внешняя. Разные страны входили в карантин в разный период и пробудут в нем каждая свой промежуток времени. Поэтому в момент окончания карантина в одной стране во многих ее торговых партнеров еще будут закрыты границы, будет ограниченное потребление и прочее.

Например, в медиа сейчас витает информация, что Китай, который лихо справился с коронавирусной инфекцией, фиксирует резкое уменьшение спроса своей продукции на внешних рынках. Это означает, что снижение экспорта продлится определенное время, а, следовательно, доходы населения и бизнеса, зависимые от него, уменьшатся сравнительно надолго.

Опять-таки, это будет давать временно правильные, но в длительном периоде ложные сигналы о снижении внутреннего спроса (речь идет о вторичных эффектах от уменьшения потребления работниками компаний, ориентированных на внешние рынки) тем предприятиям, которые работают на украинский рынок.

Коронавирус подталкивает мир к рецессии 

От поведения государства, бизнеса и населения во время переходной фазы зависит крайне много. Если оперировать цифрами, то, по скромным подсчетам, более чем через восемь недель после начала карантина украинская экономика ежедневно не производит от трети до половины докризисного ежедневного ВВП (точнее, 38%, или свыше 4,1 млрд. грн. в день, но точность этих значений ограничена).

Этот уровень учитывает тот факт, что через канал обновленного дефицита бюджета ежедневно в экономику вливается около 0,8 млрд. грн. Этого было бы достаточно в самом начале карантина, но сейчас, когда деструктивные процессы набрали обороты, таких вливаний однозначно недостаточно, чтобы сдержать падение.

На сегодня более 80% потерь, которые ежедневно испытывает экономика, вызванные уже не условиями карантина, а безденежьем бизнеса и населения. Значит, львиная доля предприятий уменьшила производство или не работает не потому, что их отправили на карантин, а потому, что работники отправленных на карантин бизнес — единиц не заработали и не потратили денег.

Собственно, недавние митинги предпринимателей перед Кабмином с требованиями отменить или ослабить карантин – лишнее доказательство этой гипотезы, которая подтвердится в статистике только через несколько недель или месяцев. Это очень важно осознать.

Поэтому неудачный проход переходной фазы может в несколько раз увеличить потери ВВП (2,9% годового ВВП), которые экономика понесла во время первой фазы, потому что маховик падения уже раскрутился, слишком сильно. Если же действовать правильно, то в пределах двух-трех месяцев можно не только преодолеть последствия карантина, но и заложить базу стабильности для новой волны роста.

Наконец-то, после переходной фазы наступит третья фаза кризиса, обычная. Она будет больше всего подобна регулярным кризисам совокупного спроса, которые случаются каждые десять или менее лет. Динамика финансовых рынков указывает на то, что характерными ее особенностями будут эпицентр в нефтегазовой отрасли, проблемы производителей нефти и финансовые затруднения крупных развивающихся стран, в частности Мексики, Бразилии, ЮАР, России и, вероятно, Индонезии.

Будут и особенности, которые вытекают из прохождения первых двух фаз, в частности уменьшения объема переводов из-за границы, пересмотра условий международной торговли. Полный их перечень станет понятен позже. На Украину эта фаза будет негативно влиять из-за падения внешнего спроса на нашу продукцию, рабочих и финансовых обязательств, однако будет и положительное влияние из-за дешевых энергоносителей.

Сигналы, которые генерирует экономическая система на этой фазе, станут более достоверными, можно будет положиться на них и строить планы на будущее. Однако состояние, в котором страна дойдет до этой фазы, может быть очень разным.

Что делать?

Принимая во внимание, что ситуация в экономике пройдет через три фазы и что вторая, переходная фаза кризиса будет определяющей, можно определить ряд мер, которые помогут выйти из рецессии быстро и с наименьшими потерями.

Главный принцип – нужно насытить потребителей покупательной способностью и стимулировать, как наиболее эффективно тратить деньги сразу после выхода из карантина, чтобы обеспечить как можно большее количество сделок на всех возможных рынках товаров и услуг, а затем выровнять распределение денежных остатков между населением и бизнесом различных категорий.

Речь идет о разовом вливании в экономику около 60 млрд. грн. – именно такой «момент импульса» потерь ВВП, в котором на выходе из карантина будет система в течение одного оборота капитала, что продолжается около двух недель. И вот тут появляется простор для творчества.

Самый простой метод – безусловный доход, так называемые деньги с вертолета или просто раздача всем гражданам определенной суммы, как это сделали в США. Полторы тысячи гривен на душу населения было бы вполне достаточно. Вероятность применения такого подхода в Украине близка к нулю. Самый распространенный аргумент, что Украина не так богата, чтобы раздавать деньги.

Хотя, на мой взгляд, главное препятствие для этого – непонимание государством, как и кому, раздавать деньги, отсутствие механизмов для этого, а их наработки приведут к потере самого ценного – времени, и склонность украинской бюрократии использовать не те методы для преодоления серьезных вызовов.

Мрачные перспективы. Бизнес, который откроется 11 мая, почувствует значительное падение доходов, потому что у людей нет денег 

Отдельно внимание следует обратить на возможность печатать деньги. Вокруг этого развернулись настоящие общественные дебаты, в которых одни считают, что нужно разрешить НБУ выкупать ОВГЗ, чтобы правительство могло профинансировать все антикризисные меры, а другие думают, что это приведет к разрушительным последствиям для экономики.

Но это дискуссия мимо цели. Потому что в украинских реалиях выбор заключается не в том, печатать деньги или не печатать, а в том, что мы выполняем требования МВФ, получаем кредит и идем путем реформ, или теряем поддержку фонда, печатаем деньги, возвращаем Коломойскому «ПриватБанк» и уверенно углубляемся в пучину политического и экономического хаоса. Поэтому любая попытка перевести указанную дискуссию в практическую плоскость волей-неволей сразу перечеркивает второй из теоретических сценариев.

Роль государства

Табу на использование базового дохода не означает, что государство полностью лишено инструментов вывода экономики из кризиса. Если бы наша государственная машина была достаточно институционально способной и крепкой, то ее заинтересовали бы такие варианты.

Во-первых, можно раздать людям деньги не просто так, а по старым обязательствам государства. Да-да, возобновление выплат вкладчикам «Сбербанка» СССР – это та возможность, которая идеально ложится в нынешние условия. Используя ее, государство может достичь трех целей: насытить экономику деньгами, вернуть часть вкладов, к тому же заработать на этом неплохие политические дивиденды.

По данным НБУ, на начало марта в «Сбербанке» было более 16 млрд. грн. денежных средств и эквивалентов, во всех государственных банках вместе – более 60 млрд. грн. Если денег не хватит, НБУ мог бы их предоставить в форме стабилизационных кредитов – официально это не было бы печатанием денег в привычной для нас схеме. Таким способом выплаты вкладчикам «Сбербанка» СССР помогли бы достичь цели. Нужно только поднять те документы, которые уже были проработаны, когда людям раздавали «Юлину тысячу». На это не уйдет много времени или ресурсов.

Во-вторых, можно вложить деньги в строительство дорог, заметно увеличив его темпы. Это эффективный способ расходовать государственные средства, проверенный десятилетиями исторического опыта многих стран и засвидетельствованный многими выдающимися экономическими мыслителями мира. Да, на реализацию этого канала уйдет больше времени. Но мобилизовать людей на работу и выплатить им зарплату авансом можно уже сейчас.

При должной организации такое мероприятие также достигнет нескольких целей: насытит деньгами экономику, повысит ее эффективность и инвестиционную привлекательность, а заодно и заложит фундамент для хорошей динамики ВВП на третьей фазе кризиса. Впрочем, апрельский пересмотр бюджета увеличил бюджетные расходы на «Укравтодор» на какую-то толику (менее 1%). А новый пересмотр бюджета займет слишком много времени.

В-третьих, можно было бы, наконец, начать масштабное строительство «стены Яценюка» на границе с Россией. Речь идет не только о том, чтобы занять там наших граждан, которые, возможно, потеряли работу в Украине или за рубежом, и, выдав им зарплату авансом, насытить экономическую систему деньгами.

Отдельно следует упомянуть о роли НБУ в процессе насыщения экономики деньгами. На днях Нацбанк снизил учетную ставку до 8,0%. В общем, это адекватное решение, которое будет способствовать удешевлению кредитования. Возможно, от этого пострадает валютный курс, но в нынешних условиях это, пожалуй, справедливая цена за стремление выйти из кризиса.

Однако этого мало. Низкие процентные ставки даже в сочетании с льготными условиями для заемщиков не насытят экономику деньгами. Чтобы получить кредит, необходимо иметь готовый бизнес-план и пройти кредитный комитет банка.

На все это нужно немало времени, а его нет. Итак, следует думать об альтернативе. НБУ мог бы поощрить банки автоматически, в обход бюрократических процедур открыть кредитные линии всем корпоративным заемщикам, что были платежеспособными на начало карантина. Если бы для каждого бизнеса следующие кредитные линии составляли 20-25% нынешнего объема непогашенных займов, то в целом это покрыло бы потребности экономики в живых деньгах, хотя покрытие и было бы неравномерным, то есть не соответствовало бы реальным потребностям.

Банки получили бы средства для этих кредитных линий в форме целевого рефинансирования от НБУ. А предприятия, получив эти деньги, должны были бы в первую очередь направить их на выдачу авансов своим работникам, которые вышли на работу после карантина, чтобы те имели что тратить. Значит, при должной организации процесса и коммуникации такой инструмент был бы крайне эффективным и прошел бы мимо инертного механизма государственного бюджета.

Если совсем творчески подойти к проблеме, то государство могло бы раздавать бизнесу векселя, которыми тот оплачивал бы обязательства перед бюджетом. Формально это не печатание денег, его в бюджете можно не учитывать. Но такой шаг дал бы бизнесу возможность мобилизовать живые деньги на выплаты авансов работникам, а не налоговых обязательств. Правда, в украинских условиях это делать немного рискованно, потому, что может получиться так, что одни получат, а другие – нет. Но это вопрос техники и организации.

Возможно, такая идея лучше для местных бюджетов, потому что там лучше знают, какой бизнес добродетельный и нанимает больше людей. Похожую идею пытается реализовать Киев, предлагая местным малым и средним предпринимателям компенсировать часть процентных ставок за кредиты.

Однако из-за необходимости проходить длительные бюрократические процедуры за очень короткий период, столичная инициатива будет иметь небольшой эффект. В каждом случае требованием для раздачи таких векселей должно быть сохранение рабочих мест и выплата (части) зарплаты авансом сразу после окончания карантина.

Пропаганда и социальное сознание

Если бы в Украине доверие к государству было высоким, то цели насытить экономику деньгами, можно было бы достичь только благодаря использованию пропаганды и массовому разъяснению гражданам, каким должно быть их оптимальное экономическое поведение. Но доверие к власти у нас маленькое, поэтому на ее коммуникацию полагаться не приходится. Надо надеяться на сознание и самоорганизацию украинцев. Потому и от нас немало зависит.

На поверхности лежит призыв интенсивно тратить деньги. Из экономической теории известно, что ВВП равен количеству денег, помноженному на скорость их вращения. Если увеличить эту скорость, то можно восстановить прежние темпы деловой активности даже с малыми суммами.

Значит то, что обычно происходит естественным образом во времена потери доверия к денежной единице и гиперинфляции, сейчас нужно искусственно стимулировать, вплоть до перехода на поденную выдачу зарплаты работникам. Но для этого нужна уверенность в завтрашнем дне и доверие между гражданами, бизнесом и государством, а этого не хватает.

Разные люди прошли карантинную фазу по-разному. Кто-то потратил все сбережения и даже был вынужден занимать, чтобы выжить. А у кого-то остались запасы денег. К этим людям должно апеллировать государство. Если бы ради поддержки экономики они пустили в расход существенную часть денег, которые остались, это значительно помогло бы. Впрочем, денежные накопления богатых людей можно выманивать скидками.

Например, государство, видимо, на уровне муниципалитетов, могло бы компенсировать скидки, которые будут предоставлять розничные продавцы товаров не первой необходимости (одежду, товары для дома и ремонта и тому подобное). Такие торговцы получили бы и деньги, и компенсации, что моментально оживило бы денежный оборот. Скидки должны появиться на товарные группы, находящиеся внутри пирамиды потребления, то есть быть ориентированными на тех, кто имеет сбережения.

Еще один вариант – поощрять покупать украинские товары. По данным Госстата, импорт товаров и услуг составляет 49% ВВП, а товары их продают предприятия розничной торговли, что более 47% состоят с завезенных товаров из-за границы. Конечно, потребителю будет трудно найти мобильный телефон или ноутбук украинского производства – такие покупки, пожалуй, лучше отложить. Но между нашими яблоками и пакистанскими мандаринами раз через второй можно выбрать первые.

Страна имеет опыт в этом направлении. Сейчас эти навыки можно использовать, чтобы вывести экономику из карантина. В Facebook появилось немало призывов покупать украинские товары с информацией о крафтовых (малого масштаба) национальных торговых марках. Их стоит поддержать рублем. Это должен сделать каждый сознательный гражданин со сбережениями, особенно когда речь идет о малом и среднем бизнесе.

После пересмотра бюджета запланированный дефицит вырос с первоначальных 94 млрд. гривен до 294 млрд. грн. Нужно осознать, что даже если страна найдет, как профинансировать такую дыру в бюджете (для возобновления сотрудничества с МВФ еще надо поработать, хотя его многие считают свершившимся фактом), ее распыление до конца года не даст результата.

Если в пределах одной-двух недель после окончания (ослабления) карантина экономика не получит 60 млрд. грн. максимально распределенной ликвидности, то предприятия недополучат десятки процентов своего дохода, у них сформируются ложные отрицательные, чтобы не сказать катастрофические ожидания, и они начнут массово увольнять работников через несколько недель после выхода на работу.

Теперь это будут сознательные решения на основании реальных данных. Их влияние на безработицу и ВВП станет куда большим, чем во время карантина, когда все жили ожиданиями, что все это ненадолго. Угроза такого сценария слишком серьезна, чтобы ее игнорировать.

Автор: Любомир Шавалюк

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий